Никита Аверин «Метро 2033: Крым»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Генетические эксперименты, мутации | Становление/взросление героя | Экспедиция/подготовка к экспедиции
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Главный герой романа “Крым” – Пошта, из клана Листонош. Являясь одним из тех, кто не дает окончательно угаснуть довоенным знаниям, тем, кто помогает поддерживать связь между разрозненными поселениями-государствами, Пошта не раз попадал в переделки. Однако в такой ему доведется побывать впервые. Он не подозревает, что визит на полузабытый Объект 825 ГТС может привести к таким последствиям. Информация, попавшая к нему в руки – бесценна, и все, что нужно теперь – как можно быстрее вернуться к сородичам. Однако это будет очень непросто!
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > цикл «Метро 2033: Крым. Последняя надежда»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 259
Активный словарный запас: очень высокий (3359 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Лучшая книга Вселенной, 2013 // 3 место | |
лауреат |
Созвездие Аю-Даг, 2014 // Премия "Фиолетовый Кристалл" |
Номинации на премии:
номинант |
РосКон, 2014 // Мультимедийный проект |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Oleg83tt, 27 августа 2014 г.
С каждой прочитанной книгой, создается впечатление, что пишут все подряд, как хотят и что хотят. В итоге имеем «кучу», в которой смешались люди, кони, а заправляет всем этим — бурные приключения под неусыпным контролем ереси.
Данный роман можно раскрыть одним из предложений, которое запомнилось очень хорошо: «А мы «плесенью» закидывались, и водкой запивали, нам уже все равно было».
Igvar68, 9 февраля 2014 г.
Роман «Крым»
Начало произведения мне понравилось, именно динамичностью повествования, единственное немного покоробило – это имена героев. И если с прозвищами листонош я как-то смирился, всё-таки замкнутый клан, то люди прожившие какую-то жизнь до катастрофы имена менять не станут… с этим я категорично не согласен… а потом… потом начались ляпы, испортившие все впечатления от языка, места повествования, атмосферы… всего… я уже не верю во всё это описание.
Автор, вы же называете себя гордым именем писатель, неужто трудно посмотреть предмет описания. Я не говорю о фантастических допущениях, речь идёт именно о ляпах. Давайте определимся с определением: если вы придумали машину или животное, то вы, как автор, вольны описывать его как вам вздумается. Но если вы называете марку техники… или описываете общеизвестное явление, то тут вся фантазия заканчивается. Здесь надо описывать именно то, что вы назвали.
Ну не буду голословным.
Первое, перфокарты. Откуда вы выкопали этот носитель информации… я подозреваю, что такое даже в музее не сохранилось, не то, что на оснащенной по последнему слову техники военной базе. Открою тайну. Последние ЭВМ на перфокартах ушли в небытие в конце семидесятых, после этого были магнитные ленты, а потом ещё и целое поколение электронных носителей. Ну, даже если я закрою глаза на это, то, чтобы нанести код в несколько знаков на перфокарты вам понадобиться пачка их. И нет у компьютеров с перфокартами мыши и отдельной клавиатуры.
Второе, цитирую: «… подкрался к громилам и рубанул руками наотмашь, целя ребрами ладоней пониже ушей.» — Я поспорю о стилистическом исполнении этого описания, но бог с ним… Замечательно, есть такой удар, хотя я сомневаюсь, что возможно это сделать двумя руками одновременно, но вот дальше: «Есть там такая точка, нервный узел – каротидный синус…». И вот тут я завис в анатомическом экстазе.
То, что описано, это да, есть там точка, но это выход тройничного нерва. Каротидный синус находится по передней поверхности шеи на уровне кадыка (щитовидного хряща) и таким ударом по нему не попадешь, так как он/они закрыты мощной мышцей шеи (если кому интересно грудиноключичнососцевидной) и техника удара в него (в синус) совершенно другая, сходна с акупунктурой. Ну не знаете… не надо умничать. А хотите поумничать посмотрите хотя бы в интернете, что это, как и почему. У меня полное впечатление, что автор драку видел только по телевизору, а о уж о высокотехничных приемах знает только понаслышке. А после детальных проработок подобных сцен у Шабалова выглядит это, как рассуждение младенца об адронном коллайдере. И это только первая глава. Дальше кроме как кладезь ляпов, я к роману относиться не могу. А это явное неуважение к читателю... не надо воспринимать всех вокруг идиотами.
Затем… нападение на банду в Севастополе – нет комментариев. Одна нецензурная речь.
Но больше всего меня покорил полет на самолете. Вы указали конкретную модель АН-2нак — я ещё подумал… во, человек… мало кто знает, что существует боевая модификация «аннушки». Дальше я читаю, что автор сажает их не рядом, как это в реальном самолете, а друг за другом, как в У-2… Я, ещё не понимая подвоха, читаю: «Зубачистка бросил самолет в штопор, вывел из пике ( я уже охренел, поскольку ну, во-первых, штопор и пике это разные фигуры, а во-вторых: АН-2 этого просто не выдержит, это самолет очень устойчивый, но только в горизонтальном полете, но это оказалось ещё не всё!) Затем сделал бочку, «иммельман» и ещё одну фигуру высшего пилотажа» (я так предполагаю, что это была «Кобра», поскольку на меньшее вы не согласитесь) — всё, я в ауте… А когда главный герой перед прыжком ещё и отстрелил колпак, которого в данном самолете и близко нет – это был контрольный выстрел. Уважаемый автор Вы указали конкретную модель самолета, я понимаю, что сейчас скажу глупость в вашем понимании, но надо потрудиться посмотреть тактико-технические характеристики его, да чёрт с ними с ТТХ, посмотрите, хотя бы, как он выглядит, чтобы над вами не смеялись все, кто хоть раз видел самолет.
Казаки… я понимаю, что вы описали не настоящих казаков, а тех которые назвали себя казаками, но это я понимаю, мне уже не мало лет, а беда в том, что вы пишите для молодежи, да что там – для детей вы пишите, а они не будут делать разницы, для них после прочтения вашего романа казаки, причём все – это то, что вы описали: быдло, алкоголики, дегенераты и садисты.
И главное — это не роман. Что угодно: сборник рассказов с одним героем, сценарий компьютерной игры-квеста. Для романа свойственно что – один/постоянный герой, один главгад, один сюжет. И если с первыми двумя вроде и как бы да (второй с натяжкой за уши), то последнее… Единого сюжета нет. Их там штук шесть, если я не попутался, и к концу романа я уже с уверенностью не скажу, что там за чем следует. И зачем… и почему… Сюжет скачет со страшной силой… все эти минисюжетики похожие на прохождение квестов, мало связанные между собой и совершенно нелогичные.
И последнее чего мне не хватило в романе… роман про Крым, а Крыма, как такового, в романе нет. Да есть наименования поселений… а вот Крыма, описания колоритных мест его я не увидел. Смысл тогда называть его Крымом – это могло произойти в любом месте.
Из плюсов могу отметить только одно – хорошее повествование и язык. Но на одном хорошем языке далеко не уедешь — читателю интересна и начинка романа.
Общий вывод. Впечатление от романа на троечку с минусом и то явно натянутую
ii00429935, 10 ноября 2014 г.
Говорят, победителей не судят. «Вселенная « Метро 2033» стабильно продолжает выдавать по роману каждый месяц, а «Крым» Никиты Аверина уже превратился в дилогию. Между тем я всё реже стал покупать книги этой серии и на «Крым-2» тратить время и деньги точно не буду. Может быть, это старость, а может быть, коммерческий успех — совсем не гарантия качества...
Думаю, властям крымского Джанкоя впору присвоить Никите Аверину звание почётного гражданина города. Именно здесь автор поместил последний оплот цивилизации — так называемый клан листонош. Главный герой Пошта как раз из их числа. Защитник культуры и общечеловеческих ценностей в безумном постапокалиптическом мире — тема интересная, но, на мой взгляд, не раскрытая. По сути Пошта — типичный герой боевика, наподобие «Безумного Макса» или «Водного мира». Врагов у него в избытке, но если герой не чувствителен к радиации, имеет навыки бойца спецназа и способен убивать даже голыми руками, стоит ли за него волноваться?
И напоследок ещё ложечка дёгтя. « Вселенная «Метро 2033» скоро отметит 5-летний юбилей, но, по моим ощущениям, создателям проект успел надоесть. Дмитрий Глуховский давно уже не пишет предисловий к новым книгам, отделываясь формальной парой фраз на обложке. Редактор и корректор, кажется, просматривают тексты по диагонали. Иначе как объяснить такое количество опечаток? А как вам, кстати, такой пассаж: «Листоноше меньше всего хотелось ВЛАЗИТЬ (!) во внутренние дрязги казаков» (глава 6, стр.195). Понимаю, что «Метро 2033» изначально коммерческий проект, но всему же есть предел!
Баелдар, 19 декабря 2017 г.
Моя вторая книга во вселенной. Книги Глуховского еще не читал, так что сравниваю пока что с игрой. В целом, книга мне очень понравилась, легко читалась, но впечетление было что читаю не Метро, а книгу из серии «Технотьма».
berrgelmir, 10 октября 2015 г.
Спустя более двух лет после выхода книги делать мнение по её поводу стоит по нескольким причинам. Либо высказаться по книге любимого автора, либо обкакать книгу нелюбимого, либо попробовать сказать что-то своё по поводу чего-то спорного. В случае с «Крымом», как не сложно догадаться, это есть третий вариант.
Разбираться в причинах восприятия книги читателями, равно как авторами ВМ 2033 дело бессмысленное и ненужное. Самым главным моментом является спорность всей трилогии, ставшей таковой к октябрю текущего года, и не более. Причём, опять же, спорность в данном случае она имела именно для меня. И не более того.
Да, в темах по книге прочёл все возникавшие ранее споры и пришёл к выводу, что автор относится к негативу также спокойно, как и к позитиву, что вполне позволяет не миндальничать с ним, а говорить, как есть. Это хорошо.
Сюжет и его повороты:
Сюжета как такового нет. Считать сюжетом погоню за Зубочисткой можно, но тогда книга на самом деле превращается в набор квестов. А это если и соответствует действительности, то не в полной мере. С другой стороны, утверждая именно вот так безаппеляционно, рискуешь заработать сам от себя оплеуху за, скажем «Детей капитана Гранта». Не то ли самое и там? То ли самое, не отнять.
Стало быть, сюжет есть. А вот его повороты, и это так, порой меня озадачивали. Более всего это напоминало снежный ком, становящийся всё больше и больше в процессе его перекатывания по снегу. Одно на другое, разбавленное третьим и в результате превращающееся во что-то искренне другое. Побочные миссии, помогающие герою искать, чтобы найти и уничтожить, нужны ли они?
Исходя из задуманного жанра, это чистой воды «экшен», наверное, что да. Смена декораций книге не вредила. Более того, в случае с «Крымом» и виртуальной возможностью его визуализации для меня всё ясно сразу. Это не кино. Это аниме. Полнометражное, зацикленное не мелочах и прорисовке. От Ёсиаки Кавадзири, автора «Манускрипта», «Ди» и «Горца». Хотя, подумав, понял, что нет. Учитывая некоторого рода весёлую «упоротость» и фантасмагоричность стоит признать, что более подошёл бы Фуминори Кидзаки, ответственный за «Афросамурая». В данном случае всё сложилось бы как надо. Лёгкое безумие, яркие цвета общей панорамы и сепия отдельных моментов, недосказанность, гипертрофированность отдельных моментов до состояния «выше только небо, только Аллах».
В целом, учитывая общую динамику текста, ответвления пошли ему на пользу. Они просто не дают скучать. Многое ли ещё требуется от книги, чьё основное предназначение – развлекать? Сдаётся, что нет. Тем более, что глубокой философии в «Крым» не заложено, что отчасти и хорошо. Рассуждать и давать хотя бы насколько-то обоснованные выводы о природе человека, его участи и предназначении, равно как о судьбе мира и нашей роли в нём, всё-таки прерогатива людей, проживших довольно долгую и очень сильно наполненную разными обстоятельствами жизнь. Ни в коей мере не хочу сказать об авторе «Крыма» слов вроде «юн, жизни не нюхал, не видел, как люди устают», ни в коем случае. Это не моя прерогатива.
Ответ даёт сама книга. В её отдельных моментах и общей направленности. В цветовой градации персонажей и выводах, сделанных ими. О них ниже, а заканчивая мысли про психологическую наполненность «Крыма» можно сказать так: поучиться у автора пока можно мало. В смысле чему-то, что может поменять взгляды на жизнь. Хорошо, что лейтмотивом является стремление перфикционистского сообщества листонош к восстановлению цивилизации. В самых её лучших проявлениях. Именно это есть главный плюс сюжетной линии. Мысль о том, что ДОЛЖНЫ быть люди, что даже в жопе думают о других людях. Это правильно.
Герои и статисты:
Три Джаббы Хатта подряд. Хан, атаман и помощник короля Олафа. Почему именно так? Почему именно горы сала, гадство во всех позах и словах, хихикающая мерзкая свита и все же отсутствие принцессы Леи в ошейнике не цепи? В какой-то момент, читая про последнего Джаббу Хатта, даже и не удивился, понимая, что тот крайне жирен. Это как-то… не толерантно, что ли. Что за штампы вообще? Хотя, с другой стороны, такому негодяю априори не сопереживаешь. Так что тут стереотип применён верно. Такого антагониста хочется размазать. Как жирную вшу – к ногтю и всё тут.
Зубочистка. Я так и не понял – как можно мужчину, бывшего как-бы пилотом за двадцать лет до катастрофы принимать за совсем молодого парня? И наоборот? Но это единственный момент по отношению к нему, что остался неясен. Во всём остальном свою роль он отыграл по полной.
Казачья Сечь. Отдельное спасибо автору за это сборище подонков и негодяев. И за письмо турецкому султану, легко угадываемое и поданное мелкими штрихами. Не являюсь сторонником точки зрения, согласно в эпоху накопления казачьей старшиной начального капитала они были эдакими паладинами, готовыми помереть за Веру и Русь. Не верю. Верю в сборище подонков, умевших хорошенько вмазать в спину, применить хитрость, обмануть, пообещав обратное и прочее. Эт уж потом были лампасы, галуны, сабли в злате-серебре и «наляховзарусьправославную».
Военморы. Не верю. При всём пофигизме военморов ко многим моментам жизни, у них редко отнимешь умения становиться правильными, аж квадратными, когда жизнь требует. И начистка «медяшяек» до блеска и драенье палуб\ы тому явное доказательство. А уж коли жизнь поставила чуть ли не раком, то имея козыри в виде Черноморского флота… автор, грешно так думать. Да какие казаки? Какая Тортуга? В хлам, в крошку, в тартарары разнесли бы всё необходимое. Тем более, что ведь не кораблями едиными, ну, право слово. Да там одних морпехов хватило бы нагнуть раком всех вокруг. Включая базу НАТО.
Листоноши, включая Пошту. Упоминаемые в прочих мнения отсылки к фильму «Почтальон» явно ошибочны. Кроме мысли о хотя бы каком-то возврате мира к прошлому. Но не более. Хотя, скорее всего, тут дело в том, что читатели ВМ 2033 и играть предпочитают в шутеры. Не говоря о том, что читать. И пана Сапковского читывали из них, полагаю, далеко не все. А ведь листоноши есть ни что иное, как ведьмаки. Разве что без знаков и мечей. Не более того. Ну и без желания за бабло уничтожать монстров. Они их уничтожают за нарушение гармонии и из-за стремления к порядку.
Пошта. Галахад, в пробирке скрещённый с Рэмбо. Хитрости в нём я не заметил никакой. Он, цитируя АС, прямой аки черен от лопаты. Хитрость с клоуном? Да скорее, глупость. На месте того самого злобного карлика Черномора стоило бы Пошту вложить и потом любоваться его корчами после нескольких очередей пулемёта из-за спины. Но, опять же с другой стороны, он идеальный герой боевиков для подростков. Потому что он именно чистый помыслами рыцарственный до мозга костей Галахад.
Один. Конь, вписанный на всех правах полноценного персонажа, зачастую играющего куда лучше персонажей людей. Он поистине чудесная придумка, осуществленная очень хорошо. Но почему Один? Следуя логике по поводу асов, ванов и великанов, он таки должен быть Локи. Так как Локи всё же превращался в кобылу.
Бандеролька. И вот тут у меня главная претензия к автору. Причём именно как к автору, на равных оценивающего её появление на обложке третьей книги. Русским по белому автор Аверин указал на её соломенного цвета волосы. А на обложке практически брюнетка. Как так? В постядерном Крыму солома тёмного цвета?
Ляпы и «изюминки»:
Изюминкой стоит считать лёгкость книги. Читается она крайне легко. Весьма уверенно прописан сам Крым ВМ 2033. Установлены все имеющиеся псевдо-гос-образования, даны оценки группировкам и дан вектор главному герою.
Ляпов, к сожалению, довольно много. Расписывать их явно не стоит все, так как это дело неблагодарное. И памятуя о сказанном выше, как раз и приходится сказать: маловато иметь под рукой справочники в любом их виде. Надо всё же обращаться к собственному опыту.
Всё верно по поводу трёх патронов в магазине. Нет пресловутого спускания курка, всё как надо. Но вот вопрос: какие взрывы бывают после применения 5,45 и 7,62 трассирующих боеприпасов, если им нечего подпалить? Только те, которые хочется автору, не более. Яркие и красивые вспышки после применения подобного рода боеприпасов бывают, это верно. Но дело в том, что мне довелось такое видеть только по применению 14,5 мм МДЗ (Мгновенного Действия Зажигательных) из КПВТ. Опыт применения трассирующих патронов к АК-74М и АКМ вроде бы тоже имеется. Вот тут зацепило.
Равно как и применение «Тюльпана». Был бы на его месте «Василёк» — я бы только порадовался за автора. Бытовало его применение в виде чуть ли не АГС-а, да. Но не «Тюльпан». Указанный самоходный миномёт всё-таки применяется с упором на плиту и немного по-другому.
А какова длина шипов подков Одина? Если конь ими разрывает чуть ли не пополам не менее серьёзного противника? Сантиметров пять-восемь, надо полагать? Как же он скакал?
Но если воспринимать это именно с точки зрения также, как и опыта, упоминаемых режиссёров аниме и рассматривать «Крым» в контексте фант-боевика, где возможно многое, так, наверное, что да. Многое из перечисленного имеет возможность жить и плевать на одно субъективно высказанное мнение.
Атмосфера и аутентичность:
Атмосфера и аутентичность у «Крыма» есть. Они напоминают творения Сальвадора Дали. Такие же интересные и безумные. Есть выжженная степь, есть те самые улитки, есть чубато-анархичные бандиты казаки, есть листоноши, идущие одним несменяемым курсом и есть лихость.
Именно лихость является в книге основой. Она и создаёт атмосферу. Когда понимаешь, что в данном случае всё также, как в китайских кунг-фу боевиках, где великий мастер кунг-фу один победит армию, то всё становится на свои места. И превращается в визуальный ряд не только похождений Маклауда из аниме, но в игру с «Денди». В которую рубиться было куда как интереснее, чем в любую следующую «Фар-Край» сейчас. Именно по той причине, что тогда деревья были выше и зеленее (из-за роста и хорошего зрения), пельмени вкуснее и ароматнее (из-за отсутствия привычки много курить), а первая увиденная девушка в стрингах явно казалась красивее даже Памелы Андерсон образца тех же 90-х годов прошлого века.
Проводя параллели с книгами 19-го века, как уже был упомянут труд Верна, книгу автора Аверина стоит причислить к книгам автора Хаггарда. То же бесшабашное везение, те же злодеящие злодеи и то же самое известное и незнакомое читателям сердце другого мира. Только там была Африка, а здесь постядерный Крым.
Резюме:
Это весёлая и задорная книга. В СССР ей, не задумываясь повесили бы направленность «для детского и юношеского школьного возраста». И были бы правы. С чем автора и стоит поздравить. Внимание юных дорогого стоит.
DIXI
Skifiya, 22 октября 2014 г.
Как незамысловатый квест с элементами экшена по мотивам вселенной «метро» — прикольно. Динамично, с юмором. Не стоит ожидать особой глубины и смысла. Крымский колорит сводится к простейшему взгляду туриста, отдыхавшего несколько раз в Крыму и возомнившего себя экспертом. Куча ляпов присутствует не только в описании техники и вооружения, но и в географии и культуре Крыма. Один научный центр в Джанкое чего стоит! Тупиковый город-деревня (раз уж Крым — остров) посреди засушливой степи в окружении солончаков; где «до катастрофы» единственное учебное заведение на весь город это ПТУ (или лицей, как сейчас принято). Это же лучшее место для оплота разума и цивилизации. Лаборатории построили, библиотеки, институты — клан волшебников, а не листонош!
p.s. обилие украинских фраз поражает, но «генделик» — это феерично. У нас, в Крыму, подобного рода заведения называются «наливайки». А «генделиком» их могут назвать разве что «новые крымчане» родом из Донецка, Харькова, Киева, Львова и т.д.
Dobkachleo, 15 декабря 2013 г.
«Край»
Рецензия на «Метро 2033: Крым» Никиты Аверина
Никита Аверин уже успел зарекомендовать себя в русскоязычном литературном мире, в том числе и в рамках «Вселенной Метро 2033». В принципе, я мало погрешу против того факта, что «Крым» является его первым сольным романом. («Операция „Конец света“» не в счёт, так как является сетевой публикацией.)
Итак, книгу можно назвать дебютной. И, как и большинство других дебютных произведений, этот роман ждал своего бумажного обличья очень долго. Было даже время, когда «Крым» мог выйти как отдельная, внесерийная книга, но волею судьбы роман стал частью огромного фантастического мира.
В книге открывается огромный ряд локаций: городов и деревень, расположенных на полуострове Крым (в книге — на острове). Так же фигурирует вымышленный Донской пролив — главная причина отделения полуострова от материка. Связи с Украиной и другими странами больше нет, выжившим приходится бороться за свою жизнь самостоятельно. Бывшая курортная зона, Крым теперь поделён между казаками, татарами, бандитами и мутантами. Плюс Джанкой, контролируемый кланом листонош, этакий оплот цивилизации в стремительно деградирующем мире, и ряд уцелевших городов, не примкнувших ни к каким другим обществам.
Весь сюжет крутится вокруг главного героя, из-за чего он оказался абсолютно линейным. Зигзагообразное путешествие и спонтанные решения Пошты не разрушают ощущение квестовости романа. Собственно, так оно и есть: по меньшей мере четыре задания я насчитал, которые приходится выполнять протагонисту, чтобы вернуться домой. Ни на одном месте листоноша не задерживается, и, вопреки цели клана, после себя остаётся больше трупов, нежели спасённых.
Не понравилась искусственная индивидуальность между различными городами. Вот герой приходит в Балаклаву: всё плохо, надо валить. Прибывает в Бахче-Сарай. Всё плохо, надо валить. Симферополь. Думаю, все уже догадались: всё плохо, надо валить. Ну, о бандитской Тортуге и казацких хуторах и говорить нечего, всё по той же схеме. Особняком стоит, правда, Севастополь и образовавшееся в его бухте корабельное межнациональное государство. Джанкой из этого списка выкинул, ибо он появляется лишь в третьей интерлюдии и эпилоге. Но, в принципе, между русско-американской общиной и кланом можно провести параллель: и те, и другие живут по пути самоизменения. Все остальные — бесхребетные сволочи или циничные карьеристы, таких и спасать неприятно. Я б на месте листонош плюнул бы давно и отвернулся от всего мира.
Кстати, об интерлюдиях. Вот на портале серии Никита выложил давным-давно первые шесть глав. Без интерлюдий. И вот когда читал роман, так сказать, подряд, создалось ощущение, что когда автор вычитывал роман перед отправкой редактору, к нему кто-то сзади подошёл, тюкнул по голове и дописал за Никиту первые две интерлюдии. Причём первая мне не понравилась совершенно. Какая-то она хаотичная, кровавая и бессмысленная. Вторая пошла чуть ровнее, но всё равно получилось более блёкло по сравнению с основными главами. Ну а третья и так хорошо получилась. В целом, благодаря этим вставкам получилось духовное сходство с пока дилогией «Право на силу» Дениса Шабалова, первым описавшим события в постъядерном мире за промежуток времени меньше двадцати лет.
Чего не хватило, так это описаний. Например, как выглядит главный герой, по тексту книги я так и не понял, поэтому представлял так, как его изобразил Илья Яцкевич. Затем описания городов очень обобщены и расплывчаты. Не могу сказать, что я их «увидел». А, и ещё, но тут уже ситуация обратная: описание Бандерольки. В прологе это девушка с чёрными волосами, в «Новобранце» — с соломенными, белёсыми. Это как так?! Разрыв во времени не считаю весомым аргументом, вряд ли можно перекрасить волосы после конца света. Разве что поседеть, но это немного другое.
Ну, и напоследок. Несмотря на указанные выше недостатки (или, если угодно, неточности и ворчания), книга получилась неплохой. Бодрой — точно, но не всеми любимая «Война кротов» Александра Шакилова тоже бодрая… Не знаю, будет ли продолжение, но почитать бы его не отказался.
shakilow, 6 ноября 2013 г.
ЧЕЙ БУДЕТ СЕВАСТОПОЛЬ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ?
Берём топоним – и гробим его. Примерно по такому принципу поступают авторы вселенной «Метро-2033». Так вот уничтожить спорный полуостров – чей он, российский или украинский, а? – Дмитрий Глуховский, создатель литературной вселенной, доверил не абы кому, но Никите Аверину, успевшему уже отличиться на постапокалиптических руинах, ведь именно Аверин является составителем трёх сборников «S.W.A.L.K.E.R», вызвавших оживлённые споры среди любителей постядера.
Уверен, споры вызовет и то, что автор в своём новом романе заставил чуть ли не подружиться американских и российских моряков – да-да, после глобальной войны всякое может произойти, дружба народов тоже. Зато поборники казацких прав будут безмерно счастливы, ибо Аверин возродил украинское казачество в крымских степях. И сечевики у автора получились куда более бравыми, чем те, что обитают в подземельях Киева образца «Войны кротов».
В романе вообще подземелья – отнюдь не главные декорации. Потому-то главный герой – Пошта из клана Листонош – скачет по бескрайним просторам на восьминогом коне-мутанте, которого зовут… Знатоки скандинавской мифологии сразу догадаются как, а прочие узнают это из романа. Так же в тексте истинные любители ПА обнаружат множество пасхалок — таких, к примеру, как девочка по имени Витя Глум или упоминание цикла «Технотьма»… Остальное ищите сами, там на всех хватит.
Теперь о грустном. Жутко разочаровали меня взаимоотношения прекрасной казачки и Пошты: я всё ждал, что автор заставит их слиться в страсти, но – увы, любовная линия увяла, не успев толком расцвести, уж извините меня за спойлер. Хотя, конечно, главному герою в принципе не до дамских прелестей, ибо, как известно, первым делом самолёты (самолёт, кстати, в тексте есть) – Поште предстоит пережить каскад приключений, пожар, перестрелки, гладиаторский бой мутантов и поездку в комфортабельном вагоне Укрзализныци образца 2033-го года…
Так кому в будущем принадлежит Крым? Уж точно не России, утверждает автор.
Но и не Украине.
Крым принадлежит морлокам, листоношам, казакам, татарским ханам и просто бродягам. То есть всем, у кого хватает смелости противиться радиации и невзгодам.
А для того, чтобы выжить в «Крыму» надо быть ну очень бесстрашным.