Наталья Резанова «Розы тени»
«Розы тени» — цикл «альтернативных историй» по мотивам произведений Шекспира, объединенных в единое повествование. И, если Шекспир в пьесах, поэмах и сонетах создал целый мир, повинуясь правилу «мир — театр», то здесь он включен в контекст реальной истории.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— сборник «Розы тени», 2011 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Кот Маргай, 24 апреля 2022 г.
Я не любитель шекспириады, но в силу широкой известности сюжетов реминисценции и переосмысления были вполне понятны. Общие тенденции для новелл по сравнению с оригинальными текстами – больше сочных деталей антуража и упор на скрытую роль в событиях сильных и ярких женщин.
В сборнике новеллы отсортированы по хронологии действия, но мне хочется упорядочить их скорее по уровню близости исходным текстам:
«He is gone» — небольшая конспирология по Гамлету, еще одно размышление на тему того, кто на самом деле стоял за гибелью датской королевской династии. Поскольку текст был ближе к концу, впечатлил он меня не так, как мог бы.
«Кто это сделал, лорды» — эпилог Макбета с колоритом средневековой Шотландии, большей приближенностью к реальной истории и большей ролью ведьм. Атмосферно, хорошо.
«Никакого шума по многим причинам» — подоплека «Много шума из ничего» по версии начальника сицилийской полиции. Больше политики и предков мафиозных донов. Атмосферно, хорошо.
«Приморский город на Кипре» — эпилог «Отелло», сюжетно связанный с некоторыми другими новеллами сборника. Пожалуй, меня эта новелла зацепила меньше всего, честно говоря, спустя несколько недель я довольно смутно помню, о чем она.
«Тигры Вероны» — боевик про разборки в Ломбардии эпохи Возрождения. Схлестнулись один тертый наемник из рода Монтекки и одна крутая дамочка из рода Капулетти. Как именно эти события и персонажи соотносятся с «Ромео и Джульеттой» станет ясно ближе к концу. Атмоферно, динамично, хорошо.
«Песни бедного Тома» — как автор обойдется с «Королем Лиром» было для меня некоторой интригой. С одной стороны пьесу эту обойти вниманием нельзя, с другой – она основана на эпизоде из откровенно фантазийной средневековой хроники, расписывающей «историю» десятков английских королей, будто бы правивших от времен Троянской войны (!) до прихода римлян. В итоге героем новеллы стал сам хронист Гальфрид Монмутский, придумывающий дела давно минувших дней под впечатлением от текущей политической обстановки. Именно в этой новелле мне для полного понимания не хватило знаний об истории Англии XII века – про Бекета и Матильду я еще что-то слышал, а прочие Боклерки для меня темный лес. Но читается все равно приятно.
«Торжествующая Лукреция» — три разные версии того, как могла бы сложится история Лукреции и Тарквиниев. Одна из наиболее понравившихся новелл, во многом, наверно, из-за того, что она не столько по Шекспиру, сколько по Ливию и Плутарху (античные оригиналы в отличие от средневековых Шекспиру забить своими фанфиками не удалось). Ну и как открывающая новелла сборника она очень удачна – отсылает к известному рассуждению Пушкина о влиянии одного домогательства на судьбу Рима и мира, плюс особенно прямо раскрыта тема более сильных женщин, чем в оригинале.
«Мистерия об осаде Орлеана» — эта новелла пожалуй сильнее всего выбивается из общего ряда. История Жанны д’Арк с Шекспиром никак не ассоциируется, к тому же тут не историческая стилизация, а хронофантастика. Сам по себе рассказ вполне читабелен, в нем много интересных исторических деталей.
«Белая дома сонетов» — закрывающая новелла происходит не в мире произведений Шекспира, а в мире, где жил сам Шекспир. Пожалуй, мне она понравилась больше всего, даром, что к тюдоровскому антуражу я отношусь с прохладцей, а каких-то особо ярких событий в тексте не происходит. Но тут еще отдельно интересен выверт с образом главной героини, чья серость неудачницы оборачивается профессиональной сдержанностью опытного сотрудника органов.
В общем, весьма приятный сборник, более всего мне понравились открывающая и закрывающая новелла. Но остальные тоже хороши, если и не собственной художественной ценностью (а она там есть), то по крайней мере как красивые и занятные литературно-исторические головоломки.