Джо Хилл «Призрак двадцатого века»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Владелец кинотеатра «Роузбад», семидесятитрёхлетний Алек Шелдон понимает, что в скором времени его старый кинотеатр закроют за долги. Единственное, что пока держит кинотеатр на плаву — это слухи о призраке, живущем в нём.
И вот однажды Алек получает предложение от известного режиссёра спонсировать восстановление кинотеатра...
Входит в:
— антологию «The Mammoth Book of Best New Horror, volume 14», 2003 г.
— сборник «Призраки двадцатого века», 2005 г.
— антологию «Дети Эдгара По», 2008 г.
— антологию «Новая книга ужасов: К двадцатилетию серии Best New Horror», 2010 г.
— антологию «О призраках безобидных... и не очень», 2016 г.
— антологию «Phantoms: Haunting Tales from Masters of the Genre», 2018 г.
- /языки:
- русский (7), английский (11), украинский (1)
- /тип:
- книги (17), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Агеев (1), Е. Гирин (1), Е. Копосова (4), В. Тулаев (2)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vanishrap, 9 сентября 2024 г.
«Призрак XX века» — это мистический рассказ, который начинает как триллер с призраком, живущим в кинотеатре и время от времени общающимся с его посетителями. Однако на этом вся мистичность и напряжение заканчиваются, и история превращается в нечто гораздо более сентиментальное и ностальгическое.
В центре сюжета — стареющий кинотеатр и его владелец, который также стареет и находится на грани закрытия своего заведения. Призрак, в данном случае, становится не пугающим существом, а скорее символом прошлого и воспоминаний, которые связаны с этим кинотеатром. Люди, которые сначала боялись призрака, позже начинают сочувствовать ему и всячески стараются спасти не только призрака, но и сам кинотеатр.
Возможно, за этим кроется метафора: спасение кинотеатра, в котором живёт призрак, можно воспринимать как попытку сохранить дух кинематографа XX века. Это ностальгия по ушедшим временам, по тому, что кино представляло собой в ту эпоху.
Рассказ оказался скорее грустным и сентиментальным, чем мистическим или пугающим. Да, его было интересно читать, но общее впечатление оставило меня скорее нейтральным. Рассказ не произвёл на меня сильного впечатления, особенно учитывая ожидания, которые создаёт его начало.
Manowar76, 28 декабря 2021 г.
Один из условно дебютных рассказов Джо Хилла.
Очень киноманская и очень зрелая вещь.
Даже в название есть синефильский каламбур: «20th Century Ghost» звучит совсем как «20th Century Fox».
Глубоко психологичное повествование о стареющем владельце кинотеатра и призраке этого же кинотеатра.
Девятнадцатилетняя девушка, фанатка кино, когда-то умерла, не досмотрев «Волшебника из страны Оз». С тех пор она много раз являлась в зале «Роузбада» самым разным людям. И всех этих людей объединяло одно — их любовь к кино. Повзрослев, все они выбрали профессии, связанные с киноиндустрией. В режиссёре Стивене Гринберге легко угадывается Спилберг.
Кинотеатр на грани закрытия, он не может конкурировать с многозальными мультиплексами, но на помощь владельцу кинотеатра придут все те, кто когда-то стал одержим кино и его призраком.
Красивая, сентиментальная, щемящая история о духе кинематографа.
Не страшно, но грустно.
Отличный рассказ!
9(ОТЛИЧНО)
majj-s, 30 июня 2022 г.
«Призрак двадцатого века»
Старый кинотеатр чудом выживает во времена засилья мультиплексов, но кажется скоро ему придет конец — призрак девушки, которая умерла во время просмотра от аневризмы аорты появляется все чаще и заговаривает с посетителями. И добром это не кончится. Грустная, немного ностальгическая вещь.
Ouroboros_8, 30 января 2022 г.
֍ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВЫДУМЩИКИ И ПРИТВОРЩИКИ ֍
ЦИТАТА:
«— Она несчастна. Она умерла, так и не досмотрев «Волшебника страны Оз», и никак не может забыть об этом. Я понимаю. Это хороший фильм. Я бы тоже чувствовал себя обделенным».
(Джо Хилл. Рассказ «Призрак двадцатого века»)
Как же трудно, однако, творить своё: индивидуальное, неповторимое, находясь под сенью славы знаменитого отца – Стивена Кинга! Это практически невозможно – не слиться в творческом полёте с «королём ужасов» – Большим Стивеном: уж больно он разнообразен и плодотворен.
Джо Хилла (Джозеф Хиллстром Кинг) называют молодым Кингом. Кто бы спорил? Молодой? Да. Кинг? Разумеется. Так ли уж важно подражает сын отцу или нет? Главное, Стивен Кинг – неподражаем. Не думаю, что когда он творил, то особо заботился о том, чтобы быть таким писателем, каких до него ещё не было. Он был свободен в полёте своей фантазии!
Почему Джо должен изощряться в том, чтобы не быть похожим на отца? Он имеет право быть похожим на себя. Будут или нет пересекаться его творческие «параллели» и «меридианы» со вселенной Кинга – дело, как говорится, десятое. Лично меня уже радует то, что Джо Кинг – тоже писатель. И похоже, неплохой.
***
Рассказ «Призрак двадцатого века» (20th Century Ghosts) дал название всему сборнику – «Призраки двадцатого века». Весьма символичное название для рассказа, если вспомнить известную кинокомпанию – 20th Century Fox, так как повествуется в нём о кинематографических шедеврах 20-го века.
Любовь к кино, фильмам – неотъемлемая часть детства и подросткового возраста. В 20-м веке эта любовь, граничащая со страстью, наиболее сильна. В «Призраке двадцатого века» Кинговское трепетное отношение к миру детства проявляется в новых красках.
А вообще, на мой взгляд, атмосфера культуры прошлого столетия пронизывает творчество не только отца, но и сына – Кинга. Вот они – призраки 20-го века! Кинематограф того периода, как составляющая культуры, – важнейший из них.
В рассказе описывается кинотеатр – «Роузбад». Это явно не киноцентр XXI века. Всё в нём дышит прошедшими 60-ми. Сам кинотеатр – призрак. И фильмы, которые в нём крутят (!) – призраки.
Алек – «долговязый парнишка» – подросток, который любит кино. Это он встречает впервые в свои 16 лет настоящего призрака: из плоти и крови, а не какую-то белесую, бесплотную, прозрачную оболочку, в зале кинотеатра на одном из сеансов.
Девушку звали Имоджен Гилкрист. Она очень любила кино. И было ей 19 (!) лет. Оммаж Стивену Кингу, для которого число 19 имеет судьбоносное и мистическое значение.
«Она могла назвать каждого из актеров, снимавшихся в любой виденной ею картине, — это стало игрой среди ее друзей. Она знала даже тех, что произносили одну фразу за целый фильм».
Ох, как же это похоже на тестирование по творчеству Стивена Кинга. Как это в его духе!
Весь рассказ проникнут двойным смыслом. Кто неплохо знаком с творчеством Большого Стива, как предпочитает сам себя называть Стивен Кинг, тот увидит «подкладку» этого «пиджака» и не раз.
В конце рассказа Алек предстаёт беспомощным, плачущим стариком…
«— А что будет с кинотеатром, когда ты уйдешь на пенсию? Я, конечно, не имею в виду, что тебе пора на пенсию! Просто я хочу сказать… как ты считаешь, надолго ли еще он останется в твоей власти?»
Финал рассказа предсказуем: возрождение кинотеатра и счастливая смерть, исполнившего своё жизненное предназначение главного героя. Всё. Занавес.
А за кулисами? Отец воспитал достойного приемника! И призраки 20-го века ему в помощь. Творения Джо Хилла, предполагаю, воссияют атмосферой прошлого столетия. По крайней мере сборник рассказов «Призраки двадцатого века» – точно.
AiRon88, 7 октября 2021 г.
Похоже, влияние отца на Джо очень велико. И я не про выбор жанра или творческую манеру, нет. Все, кто сколько-нибудь знаком с творчеством Кинга, особенно с его «Как писать книги», знает, что Стивен очень любил кино. (В детстве он даже проходил много километров пешком и/или проезжал их автостопом, чтобы попасть в кинотеатр).
Похоже, эту любовь к кино Кинг привил и своему сыну. Это прямо читается в этом ностальгическом рассказе. Он пронзительный, мистический, классный!
visionshock, 25 декабря 2013 г.
Если вы хотите повстречать призрака достаточно найти какую-нибудь мистико-хоррорную антологию, и там наверняка вы столкнетесь с такой темой. Это тема сродни историям о вампирах, о ней писали, пишут и буду писать, как бы там не было. Обойти стороной тему не смог и сын короля ужасов, написав свой рассказ, который стал заглавным на обложке его авторского сборника...
Передать словами этот рассказ на мой взгляд без эмоций никак. Хилл сумел тронуть за руку и сердце благодарного читателя, этим произведением. Очень очень узорчатое, стильное и веющее даже тоской, но в тоже время настолько эмоционально захватывающее что можно лишь подивиться, автор словно отдает некую, почетную дань старому кинематографу, в особенности мистическим и хоррорным лентам. Этот рассказ мне напомнил о чем-то былом и старом, словно о ране про которую забыл, а при воспоминаниях она приятно за зудела, вспоминая ленты двадцатых годов.
Это рассказ-напоминание, этакое последнее слово вслед уходящей эпохи кинематографа. И Хилл настойчиво и красочно напоминает нам рассказывая историю о привидениях в старом кинотеатре. Говорить что это и как на мой взгляд бессмысленно, это чувства, эмоции, жизнь и воскрешения. Чуткая и бережная любовь автора к теме, вознесение и донесение до других, яркими красками и стильными штрихами мрачной и эмоциональной стилистики.
Итог: этакое яркое и безумно эмоциональное напоминание о прошлом кинематографа в замечательном мистическом рассказе, словно подводившим итог самого автора над целой эпохой кинолент.
redmarie, 26 августа 2012 г.
Этот рассказ у Джо Хилла получился болезненно грустным... Пусть я не могу охватить целостности замысла автора, я не смотрела почти ни одного упомянутого им фильма, но общее настроение, и чувства персонажей произведения мне понятны в силу мастерства писателя.
Призраки двадцатого века... Экранные образы героев, вдохновлявшие романтиков того времени. Кино можно просто любить иногда посмотреть. А можно быть влюбленным в кинематограф, а кинотеатр, где проходят показы чудес, почитать за священное место. А еще можно жить всем этим. Особенно, если практически в начале своего жизненного пути, ты столкнулся не только с чудом экранным, а и с потусторонним феноменом.
Не зря в завершающей части рассказа, Хилл упоминает фразу Дороти из «Волшебника Страны Оз» о родном доме. Призрак девушки, скончавшейся на премьерном показе как раз этого фильма, привязан к кинотеатру. И именно она помогает выжить своему теперешнему обиталищу, «призвав» на помощь тех, кого вдохновила на любовь к кинематографу.
Финал немного шокировал. Почему-то предположилось, что призрак века двадцатого упокоился, уступив место призраку века двадцать первого...
Рассказ несет мощный эмоциональный заряд, будоражит.
Gourmand, 9 ноября 2015 г.
Вступление не обмануло. Этот рассказ как раз очень со вступительным гармонирует. Такой же щемяще-ностальгический и лирически-сентиментальный. Очень хорошо написан. Девушка-призрак — в неё не только веришь, но и сочувствуешь ей.
ii00429935, 25 сентября 2011 г.
Пожалуй, самый ностальгический рассказ Джо Хилла, посвящение кинематографу минувшего века. Даже удивительно, что написан «Призрак...» достаточно молодым человеком. Для Алека Шелдона, главного героя этой истории, и его поколения — поход в кинотеатр сродни посещению воскресной службы, а кинотеатр, таким образом, сродни храму. Кто, скажите, в наше время так воспринимает кино?
Образ девушки-призрака старого кинотеатра очень хорош, но большее чудо для автора непосредственно кино. С помощью мистического допущения в сюжете автор размышляет, как на обычной целлулоидной пленке рождается Чудо. То, которому не нужны 3D-технологии, звук Dolby и попкорн в зрительном зале.
На мой взгляд, свой рассказ Джо Хилл несколько перегрузил цитатами из американской киноклассики. Чтобы адекватно оценить авторский замысел, желательно хорошо знать «матчасть». Почему призрак появляется редко, во время определенных фильмов? Впрочем, даже если вы не видели ни одной из картин, упомянутых Джо Хиллом, можно просто проникнуться его настроением — грустным, но, как сказал поэт, «печаль моя светла».
Wormwood, 29 октября 2013 г.
Я пишу о своих впечатлениях по ходу прочтения сборника «Призраки двадцатого века», и, должна сказать, я все больше убеждаюсь в том, что это прекрасный сборник интереснейших рассказов.
Причем рассказов -- удивительно добрых и немножно сентиментальных.
«Призрак двадцатого века» -- об увлечениях, постепенно создающих всю нашу жизнь, о призвании и об исполнении мечты. А еще о целой эпохе в истории кино, и о целой человеческой жизни.
Очень тонкий и немного грустный рассказ.
dem4eg, 21 марта 2010 г.
Странное ощущение оставляет рассказ. И все вроде бы на месте: и атмосфера, и интрига какая-никакая, и элемент загадочного. Но все это какое-то чужое, типично американское. Весь этот дух старых фильмов, мальчишки, бредящие кинотеатрами... Мне в силу возраста не довелось застатать тех времен, когда в СССР ребятня сбегала с уроков в кино — поэтому тонкой нити киномании, которую дает нам почувствовать автор, я ухватить не могу. Я точно знаю, что она есть в этом рассказе, но увы! не действует на меня. А без нее весь шарм произведения пропадает. Ведь банальная история о привидении по сути! Герой не вызывает особых эмоций, жизнь его проходит в тени киноэкрана... Т.е. сама его личность подчинена идее рассказа. А в чем эта идея, спрошу я себя? И вы, прочитав рассказ, себя спросите...
alex1970, 27 января 2011 г.
Трогательный ностальгический рассказ о призраке, который помог сохранить старику-владельцу старый кинотеатр.
Это не ужасы, просто ностальгический рассказ с налетом мистики. Чувствуется, что автор любит старые кинотеатры и неплохо разбирается в их репертуаре.
Рассказ хорошо написан, полностью втянуться в атмосферу мешает то, что в детстве я смотрел другие фильмы, и с названиями этих картин меня не связывает никакая ностальгия.
Очень качественное произведение.
kkk72, 8 мая 2009 г.
Как хорошо, что после первого же рассказа я не бросил читать сборник Джо Хилла, а попробовал прочесть еще пару рассказов. Вот эта история очень симпатична. Это — не хоррор, а скорее мистика, мистика тонкая и изящная. История с девушкой-призраком, на первый взгляд, довольно банальная, обретает под пером Хилла новые краски. Очень сильны эпризоды, когда герой вспоминает о своем погибшем брате. Хороша и трогательна концовка этой истории. А вообще этот рассказ — настоящее признание в любви старому кинематографу. Трудно поверить, что автор еще довольно молод — с таким знанием и с такой душой пишет он о старых, легендарных американских фильмах.
Эдди, 12 февраля 2010 г.
Тонкая работа на грани хоррора и мистики. Призрак в зале старого кинотеатра, очень знаковая фигура для любителя старого доброго кинематографа. Вполне возможно, что на англо-американского читателя он произведет еще большее впечатление. К сожалению, нашему зрителю-читателю мало что говорят названия тех фильмов, которые в рассказе приведены. И ассоциативный ряд во многом остается нерасшифрованным, что не может не сказаться на восприятии самого произведения. И все же рассказ очень хорош!
Андрэ, 4 сентября 2009 г.
Рассказ понравился, крепкий «середнячок». Идея хороша. Если подумать, где найти место и, если хотите, покой в нашем «жестоком и рационалистическом» мире бедному призраку, то конечно же в кинотеатре — одном из символов ХХ века, да еще, если этот кинотеатр старомодный. Несколько фильмов из упоминаемых в рассказе смотрел, что очень приятно. Однако, есть претензии к концовке. Поэтому «8».