Кларк Эштон Смит «Зотик»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Тёмное фэнтези ) | Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не найденные (вымышленные) континенты, земли, страны )
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти | Путешествие к особой цели | Проклятие | Пророчество
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Цикл рассказов о последнем континенте Земли, Зотике. Мрачный увядающий мир, с каждым мгновением приближающийся к Концу, постоянно ожидающий прихода Смерти...
Правильное произношение — Зоти́к (с ударением на второй слог).
Название континента появилось в синопсисе рассказа «Визафмал в Офиухусе» («Vizaphmal in Ophiuchus») — ненаписанного продолжения «Монстра из пророчества» — как название планеты за пределами Солнечной системы.
цитатаИсследователи творчества прослеживают происхождение концепции Зотики до раннего стихотворения «Последняя ночь» и наброска «Пересказ реального сна — 1912» — в обоих текстах речь идёт о последних минутах жизни Солнца и наступлении вечной ночи.
© А.Б. Грызунова.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (12), английский (65), немецкий (1), французский (6), болгарский (1)
- /тип:
- книги (63), периодика (16), самиздат (2), аудиокниги (1), цифровое (3)
- /перевод:
- А. Арсеньева (5), О. Букин (5), В. Дюбов (1), М. Клеветенко (1), В. Левченко (1), А. Лидин (5), В. Лысенко (1), Е. Миронова (1), А. Пронин (6), В. Спринский (1), И. Тетерина (9), Ф.-М. Уоткинс (4), И. Хохлова (7), О. Хохлова (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergu, 30 мая 2018 г.
Под обуглившимися небесами, где, как налитый кровью глаз демона, взирает полуслепое стареющее солнце, дряхлеет и маразмирует мир. Умирающий мир, гниющим пятном расползшийся на теле Земли, смердящий всеми пороками разлагающегося трупа. Мир греха, чёрных страстей и пресыщенного чародейства. Мир, где некромантия возведена в высшую степень своего безумия, а демоны порока и разврата пляшут оргию на погребальный кострах. Мир Зотика — последнего континента Земли.
Мир «зотического» ужаса, рождённого дьявольской фантазией Кларка Э.Смита. Именно «зотического» — как лучшая его характеристика. И перевод его названия Зотика (а не Зотик) мне кажется более удачным — по аналогии с «готика».
Так что же такое «зотический» ужас?
Это ужас чёрного, безысходного мира, мира «тёмного фэнтези», заражающий кровь уже тогда, когда понятия «тёмного фэнтези» ещё не существовало. Это ужас некромантии и страх превратится в живой труп. Это внутренности зла, съеденные и отрыгнутые адом. Это беспросветная обречённость, где единственным источником света является чёрный свет чёрного солнца. Это кошмарные создания, знающие только одного бога — бога кошмара, где квинтэссенцией высшего кошмара является сам человек.
Этот мир имеет свою эстетику. Эстетику смерти, безнадёжной и неизбежной. Очень часто отданной на поругание.
И как всякий мир он имеет свои законы:
Закон силы.
Закон зла.
Закон более сильного зла.
Зло порождает зло, но и зло убивает зло.
Каждый рассказ несёт в себе мораль — мораль возмездия злом. Зло наказуемо злом. Или оно погубит само себя. Или справедливость гарантирована более высшим злом. Такова белая нить тёмного полотна. Такова «математика» тьмы, где «минус» на «минус» даёт «плюс». Где корень зла всегда квадратный.
Этот мир собран из рассказов, где отдельный рассказ — маленькое поэтическое сказание, метафорическое воплощение поэтического таланта Смита. В целости — это драгоценный жемчуг на шее тёмной литературы.
Не все рассказы цикла одинаково хороши, но совокупностью своею рисуют потрясающе падший мир, мир острых ощущений, мир, по эмоциональности не уступающий раскаянию грешника. Мир, который ещё долго не можешь забыть.
Мир искрящейся тьмы.
Legioner38, 3 сентября 2021 г.
Интересно, в ранних набросках цикл носил совершенно неудобноваримое название — Гнидрон. Сомневаюсь, что под этим названием творение Смита постиг бы успех, однако вдохновение вовремя посетило автора. Я настоятельно рекомендую к прочтению этот сборник рассказов любителям Темного Фэнтези. Пусть Зотика и лишена изощреннейших интриг в борьбе за власть, описаний завоеваний и битв, да и размер рассказов короток, т.е. всех примет современных мастеров, но время проведенное за книгой незабываемо.
Magribinus, 14 сентября 2018 г.
Один из лучших атмосферных циклов от, можно сказать, классика эпохи палпа. Это впечатляющее полотно упадка, безысходности и разложения, морального и физического, в конце времен. Это погружение во тьму во всех смыслах. Сюжеты просты, но происходящее зачастую по-своему завораживает. Смит вообще, на мой вкус, прекрасный стилист и превосходно владеет пером (как по мне, например, намного лучше двух Говардов (т.е. Лавкрафта и собственно Говарда) — своих современников).
Разнообразие форм жизни, служащих Тьме, а то и просто своему желудку, в цикле тоже весьма значительно.
Случайному (и не очень) путнику здесь могут встретиться обезьяны-монахи, ламии, вампиры, люди-растения, пожиратели мертвых, невидимые кони, и даже мертвые короли, побеждающие некромантов... И шансы здесь зачастую не на стороне основных персонажей рассказов. Хэппи-энды в мире последнего континента Земли весьма редки.
Цикл неравномерен — одни рассказы цепляют более, другие — менее. Мои личные фавориты — это рассказы «Империя некромантов», «Цитра», «Черный идол».
Однозначно достойная прочтения проза.
keellorenz, 7 апреля 2016 г.
Цикл Смита вплоть до полной неотличимости напоминает цикл Вэнса «Умирающая земля», хотя написан на десятка два лет ранее. Сказочно красивые картины умирающей из-за остывания солнца планеты напоминают «Сказки 1001 ночи», но при существенном отличии: герои Смита почти не делятся на плохих и хороших , а сюжет оканчивается как правило отнюдь не хэппи-эндом. Для своего времени (30-е годы 20 века!) это было радикальным разрывом с традицией жанра.
Причем «Зотик» не воспринимается как фантастика для подростков — это рассчитанная на взрослого читателя поэтизированная авантюрная проза в котором уже один фон повествования задает мрачный философский настрой всему происходящему. Гумилев, Лавкрафт, сказки и легенды Иберии, полотна Дали или Брюса Пеннингтона приходят как сравнения (собственно Смит был известен в США 30-х больше как именно поэт). Стивен Кинг им восхищался и как поэтом в том числе, например.
Сладостная декадентская осень человечества — вот как хочется охарактеризовать цикл Смита. Его хорошо читать под винцо на травке под лучами августовского солнышка...
Belmont, 21 декабря 2014 г.
Восхитительный цикл! Такого открытия в жанре Тёмного фэнтези у меня не было со времён, пожалуй, «Тёмной Башни» Кинга (а это лет 6, не меньше). Зотик — это последний континент Земли. Это очень суровый и мрачный мир. Это мир, полный зла и некромантов. Мир роскошных дворцов, древности и богов. Здесь нет места благородным героям без страха и упрёка, как нет места и хэппи-эндам. «Зотик» — настоящий шедевр, изысканный, красивый и потрясающе атмосферный. Это НУЖНО читать. Увы, крупные издатели обошли Кларка Эштона Смита стороной, но если вы ценитель жанра, не в коем случае не упустите возможность ознакомится с этим потрясающим и несправедливо забытым ныне автором! Я не пожалел и полон энтузиазма ознакомится и с другими творениями Мастера, надеюсь, они как минимум не уступают циклу о Зотике))