Роберт Шекли «The Collected Short Fiction of Robert Sheckley: Book Five»
В пятый том собрания вошли сборник «Мой двойник — робот» (1978), рассказы из книги «Так люди этим занимаются?» (1984) и рассказы, не входившие в сборники.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 20 мая 2016 г.
В 1991 году издательством Pulphouse ограниченным тиражом, всего 300 экземпляров, было издано пятитомное собрание малой прозы Р. Шекли. В состав первых четырех томов в полном объеме вошли восемь авторских сборников, увидевших свет в период с 1954 по 1971 годы. Вступительные статьи к каждому тому были написаны известными фантастами хорошо знавшими Р. Шекли, среди них Р. Желязны, Х. Эллисон, М. Резник и Д. Найт. Вступление к пятому тому коллекции принадлежит К.У. Джестеру, этот автор слабо известен нашему читателю, однако внес заметный вклад в формирование киберпанка и стимпанка, а также участвовал в таких крупных межавторских проектах как «Звёздные войны» и «Звёздный путь». В состав пятого тома полностью вошёл авторский сборник «Робот, который был похож на меня» (1978), а также вторая половина сборника «Так люди этим занимаются?» (1984), состоящая из малоизвестных и ранее не публиковавшихся рассказов автора. Плюс ко всему этому в заключительный том коллекции вошли 11 новых на тот момент рассказов, написанных в период с 1986 по 1991 годы — этот материал хотелось бы рассмотреть подробнее.
Заключительный рассказ из популярного цикла о Грегоре и Арнольде был написан после 30-летнего перерыва, но по остроумию и степени интереса не уступает своим предшественникам. Друзья-предприниматели получают заказ на очистку от паразитов планеты Саркан. После прибытия на место они понимают, что ситуация гораздо запутаннее, чем представлялась в начале. Всё бы хорошо, но впечатление портит тот факт, что основную идею для этой истории автор позаимствовал из своего раннего рассказа «Безымянная гора». Подход к постапокалиптике у Шекли всегда нетривиальный, вот и в рассказе «На слете птиц» мы видим скорее философскую экофантастику, хотя воплощение идеи выглядит, на мой взгляд, не совсем удачно. После ядерной войны разум и способность общаться с человеком обрели все обитатели Земли — животные и даже растения. Автор оптимистично смотрит в будущее, предполагая, что совместная работа всех форм жизни позволит начать историю с чистого листа.
Кратковременное путешествие в иной мир предстоит главному герою рассказа «Вселенский кармический банк». Гарри Циммерман, воспользовавшись полученным по почте приглашением, посещает упомянутый кармический банк, где содержатся счета всех планет, населенных разумными существами. Хорошие дела отдельных индивидов пополняют коллективный счет планеты, при необходимости очки кармы можно снять со счета и использовать для процветания своего мира, есть такой счет и у Земли, но означает ли это, что теперь в нашем мире снова наступит Золотой век? Автор считает, что человек сам кузнец своего счастья и не стоит надеяться на помощь извне, вот и в рассказе «С божьей помощью», который можно рассматривать как поучительную притчу, он укрепляет веру читателя в это утверждение. На планете Аттала достигший просветления святой удаляется для медитации в горы и становится богом. В минуты фатальных кризисов люди обращаются к своему покровителю с просьбой о помощи, конечно, сверхчеловек не может отказать своим неразумным чадам, но средства, которые он порой избирает для ответа на людские молитвы, мягко говоря, являются радикальными.
Вопрос о жизни после смерти всегда волновал человека, вот и в творчестве Р. Шекли можно найти немало произведений, посвященных этой тематике. Среди них рассказ «В случае смерти наберите наш номер» главный герой которого в результате несчастного случая погибает. К счастью, он заблаговременно успел подписать контракт с фирмой, гарантирующей, что момент перехода в мир иной будет приятным и безболезненным. Но что из себя представляет загробная жизнь — это загадка, которую каждый должен разгадать самостоятельно в свой черед. Основанный на реальных событиях рассказ «Привет из преисподней» описывает странный сон автора, в котором ему явился покойный шурин, с которым они при жизни были в довольно натянутых отношениях. Бывший родственник жалуется на свою незавидную судьбу, попутно описывая устройство жизни в аду, и просит автора о помощи. Довольно ироничный, но при этом незатейливый рассказ, который не производит должного эффекта.
Отношения мужчины и женщины — тема сама по себе непростая, а относиться ко всему этому с юмором непросто вдвойне, но у автора зачастую это прекрасно получается, как, например, в рассказе «Песнь звёздной любви». Главный герой отправляется на один из греческих островов, который по его расчетам необитаем. К своему удивлению он встречает там прекрасную незнакомку, которая утверждает, что прибыла с другой планеты. Возникшая страсть к прелестной деве приводит героя к неожиданным последствиям, этот рассказ — хорошее шутливое предупреждение всем любителям секса без обязательств. От рассказа «Гибель Атлантиды» не стоит ждать исторической достоверности, криптоисторией здесь тоже не пахнет. Автор предпринял попытку создать своего рода притчу, в которой можно было бы иронически обыграть научный метод, статистику и влияние переменных факторов на конечный результат — с поставленной задачей автор справился, но результат почему-то особого впечатления не производит.
О старых добрых временах ранних авторских сборников напоминает «Робот-коробейник по имени Рекс». В результате аварии персонального летательного аппарата главный герой оказывается в крайне затруднительном положении, которое может грозить смертью. На его счастье к месту крушения прибывает робот, занимающийся доставкой различных товаров — казалось бы, вот он — шанс на спасение, но программные ограничения, заложенные в Рекса, осложняют задачу героя до предела. Рассказ вызывает явные параллели с «Особым старательским» и «Человеком по Платону», только этот факт не позволяет воскликнуть «браво!» и отметить историю высшим баллом. Рассказ «После этой войны другой уже не будет» по началу показался скучноват, но впоследствии ситуация выправилась. После долгой борьбы власть на Земле оказалась в руках мирового правительства, сформированного исключительно из военных. Расправившись со своими земными противниками, милитаристы отправляют космическую экспедицию на поиск новых миров, потенциально пригодных для экспансии. После долгих поисков искомая планета обнаружена, но в процессе контакта выясняется странное — братья по разуму сами просят землян захватить их родной мир. Понравилось всё кроме завязки — эпизод контакта, сама идея рассказа и остроумный финал выполнены в лучших традициях автора.
Ну и напоследок несколько слов о рассказе, который оставил самые лучшие впечатления — это «Червемир». Единственная претензия заключается в том, что он сложноват для восприятия, но в целом за созданную концепцию, детальную проработку всех аспектов рассказа я просто снимаю перед автором виртуальную шляпу. Повествование ведется от лица Рона — червя, вступившего в телепатический контакт с автором. В своих монологах Рон постепенно знакомит нас со своей цивилизацией, которая с первого взгляда совсем не похожа на земную. Автору удалось описать буквально всё — научные концепции, искусство, социальное устройство и законы, космогонию, сны и философские дискуссии обитателей Червемира. Напоследок автор делится с нами оригинальной идеей происхождения и устройства Вселенной, поясняя, что на самом деле представляет собой Червемир, и где он находится. Главная удача автора в том, что у него получилось изобразить оригинальную неземную расу, но при этом показать единство всех форм разума во Вселенной.
Общее впечатление от рассказов второй половины 80-х — фифти-фифти. Половина историй особого впечатления не производит, зато другая половина доставляет изрядное удовольствие, хотя совсем без изъянов не обходится. Такие рассказы, как «Долой паразитов!», «Робот-коробейник по имени Рекс», «Червемир» и «После этой войны другой уже не будет» безусловно хороши, но в каждом есть своя проблема, будь то вторичность, сложность восприятия или же чересчур затянутое вступление. К сожалению, данный пятитомник рассказов Р. Шекли на русском не издавался, хотя большинство рассказов доступно в разных изданиях, но всё же иметь подобную коллекцию на книжной полке были бы рады многие поклонники писателя. Не так давно на русском были изданы пять авторских сборников малой прозы Ф.К. Дика, будем надеяться, что и до Р. Шекли дело дойдет, его истории не менее интересны и достойны внимания как любителей легкой литературы, так и взыскующих серьезных философских идей.