fantlab ru

Патрик Колум «Дети Одина»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.50
Оценок:
6
Моя оценка:
-

подробнее

Дети Одина

Children of Odin

Другие названия: Children of Odin Book of Northern Myths

Сборник, год

Аннотация:

Дети Одина — это удивительно свежее, пронизанное ощущением юной первозданности и притом кристально ясное изложение чарующе-путаных легенд и сказаний древней Скандинавии. Книга иллюстрирована рисунками талантливого американского художника Вилли Погани (1882-1956), придающими ей особую прелесть. Адресованная подросткам, она может послужить любому взрослому прекрасным путеводителем по лабиринтам германо-скандинавской мифологии.

Примечание:

Вольный пересказ/перевод Саги о Вёльсунгах и Скандинавского Эддического эпоса, который состоит из Старшей Эдды, и Снорровой (Младшей) Эдды. В некоторых мифах текст дословно повторяет оригинальный текст Снорровой Эдды.



В произведение входит:


  • Часть 1. Обитатели Асгарда / PART I. The Dwellers in Asgard
-
-
-
-
-


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
М. Тюнькина (1)

Дети Одина
2001 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Патрик Колум – известный ирландский поэт, драматург, фольклорист и детский писатель. Его «Дети Одина» сыграли для скандинавской мифологии такую же роль, что и книга Н.Куна для греческой. Самостоятельно разобраться во всех хитросплетениях первоисточников может далеко не каждый, отсюда и возникает необходимость в популярном изложении основных сюжетов, чтобы получить целостную картину.

***

Скандинавская мифология – одна из самых развитых на нашей планете. «Развитость», подразумевает, прежде всего, множественный пантеон богов и духов, а также сложную систему мотивации поступков. «Пришел – увидел – победил» вытесняется в область сказок с их вполне предсказуемыми героями.

В отличие от славянской, скандинавская мифология продолжала оставаться элементом высокой культуры и после христианизации северных народов. В результате, ореол ее влияния распространился далеко за границы северных государств. Например, в знакомой с детских лет поэме А.Пушкина «Руслан и Людмила» славянским является только вступление – «У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том…». Все остальные герои позаимствованы у наших северных соседей.

***

Скандинавская мифология нетрадиционна, прежде всего, гибелью богов. То, что родилось из смерти, смертью и закончилось.

*

«И вот Один и его сыновья взяли тело великана Имира – громаднейшее из когда-либо существовавших на свете – и сбросили в мировую бездну, заполнив им пустоту. Они выковырнули из его кости и, нагромоздив их друг на друга, соорудили горы. Выдрали зубы и, понатыкав их там и сям, сотворили скалы. Волосы Имира они превратили в леса. Его ресницами огородили Мидгард, где теперь обитают люди. А из полого черепа Имира создали небо.»

*

Викинги были воинственным народом. Умереть в собственной постели, а не на поле битвы, считалось для них позором. Поэтому нет ничего удивительного, что все их боги, если не воюют с великанами, то враждуют между собой. Но в последней битве – Рагнарёке, рядом с ними бок о бок сражаются люди. Валькирии относят души героев, павших на поле брани, не в царство мертвых Хель, а в Вальгаллу, где они, пируя, дожидаются последнего сражения, чтобы погибнуть окончательно.

***

Основные сюжетные линии скандинавской мифологии связаны с тремя персонажами – всеотцом Одином, могучим Тором и злокозненным Локи, который поведет на Асгард, город богов, при Рагнарёке армию великанов.

Перечислю лишь основные сюжеты, описываемые в книге Колума.

О том, как была возведена неприступная стена вокруг Асгарда и как Локи обманом сумел избежать непомерной платы, затребованной строителем.

Но за обман всегда приходится расплачиваться. Брат обманутого великана, похитил Локи и отпустил только за обещание достать ему золотые яблоки, дающие вечную молодость, что поставило под угрозу жизнь богов.

Злокозненный Локи срезает золотые волосы у спящей Сив — жены Тора, и уличенный в неблаговидном поступке вынужден спуститься под землю к цвергам-гномам, которые из золотых нитей выковали новые волосы богини.

Сказание о том, как цверг Брокк выковал молот Мьёлльнир и выиграл спор у Локи, потребовав голову бога. Но тот согласился ее отдать, только если не будет повреждена его шея. (Не напоминает «Венецианского купца» Шескпира?).

Сказание о путешествии Одина по миру людей к источнику мудрости, и какую цену он заплатил за глоток из него.

*

«Обеими руками Один взял рог и начал пить. И чем больше он пил, тем больше открывалось ему будущее. Он прозрел все печали и беды, что обрушатся на людей и богов. Но прозрел также и причину этих печалей и бед и узнал, как должно поступить богам и людям, чтобы сохранить достоинство в дни скорби и горя и оставить в мире силу, которая в один прекрасный день, хотя еще очень далекий, сокрушит зло, принесшее в мир ужас, печаль и отчаяние.

Осушив до дна кубок, данный ему Мимиром, Один собственной рукой вырвал свой правый глаз. Ужасна была боль, которую испытал Один Всеотец. Но с уст его не сорвалось ни стона, ни жалобы. Он уронил голову на грудь и закрыл лицо плащом, когда Мимир взял его глаз и бросил в бездонные воды источника мудрости.»

***

А еще в книге вы найдете историю, как отец богов добывает для людей волшебный мед.

Как Локи убил камнем выдру, оказавшуюся сыном Хрейдмара, и чтобы выкупить свою свободу, не задумываясь ограбил гнома Андвари, внеся в мир раздор кольца власти. (На сей раз полезно вспомнить Толкина).

Как Локи восстал против богов, и был изгнан к великанам.

А заканчивается книга историей отважного Сигурда, убившего дракона Фафанира, и бесстрашной девы-воительницы Брюнхильды.

После чего разворачивается величественная картина последней битвы богов.

***

Думаю, книга Колума должна входить в обязательный культурологический минимум, без которого нельзя понять ни оперы Вагнера, ни сюжеты современного фэнтези.

Оценка: 10
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасное введение в мир скандинавской мифологии. Если вы не читали основательных книг по этой теме, типа Петрухина, рекомендую начать знакомство с этой книги. Высший балл.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если хочется с разбега немного окунуться в скандинавскую мифологию, а читать тяжёлые для восприятия переводы саг или серьёзные работы по теме пока не в Ваших планах, если хочется в лёгкой и доступной форме совершить «экскурсию» в этот мир — это то, что доктор прописал.

Написано и переведено хорошо, читается на одном дыхании. Адаптация для простого восприятия прекрасная. Собираетесь ли вы изучать тему далее, или просто пробежаться по основам и на этом остановиться — не важно. Книга полностью себя оправдывает.

Получил массу удовольствия и ярких образов. Советую.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень удачная книга для знакомства со скандинавской мифологией. Написана простым языком, всё логично. Мифы расположены в таком порядке, что сразу выстраиваются причинно-следственные связи — кто кому за что отомстил и т. п. В своё время (перед второй мировой войной) милитаристски настроенные немцы искали подтверждение воинственности, заложенной в крови германцев от начала веков, объявили скандинавский эпос германским эпосом, присвоив себе мифологию викингов так же, как они присвоили русскую мифологию, объявив ее варяжской и тоже германской. Я стою на позиции, что скандинавская мифология создана народом, не идентичным раннегерманским племенам. Моменты, отражающие древнюю космогонию, календарь и обычаи викингов, часто совпадают с сюжетами и образами египетской, индийской и других изученных культур язычества. Согласно вульгарным трактовкам, Один — бог войны. Читая данную книгу, убеждаешься, что Один, прародитель богов, олицетворяет ответственность, законность, верность обещанию. Подобно греческим богам, скандинавские боги бессильны перед судьбой. И они свято следуют данному даже по неосторожности слову. В наш век вероломства, когда читаешь о том, как Один жертвует собственным глазом или выполняет обещанное (хоть это и неразумно), как он верен клятве, данной каждой твари, которую он мог бы растереть в порошок, начинаешь ценить времена мужского благородства и возвышенного мышления скальдов.

Я насчитала 7 сыновей Одина. Это соответствует семи планетам-богам: Солнце, Луна, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер и Сатурн. Но есть интерпретации, в которых у Одина 9 детей. Мифы возникли в эпоху лунного календаря, когда месяц состоял из 27 ночей — три недели по 9. Первая неделя — нарастающая Луна, вторая — полнолуние, третья — убывающий месяц. Каждой ночи, когда месяц теряет свою часть, соответствует одна из сфер преисподней. В каждой из этих сфер находятся обитатели. Не случайно в последней битве богов будут участвовать восставшие погибшие воины (люди). Битва Одина и его сыновей с великанами идентична борьбе греческих богов с титанами. Многие образы отражают тему затмения светил (исчез глаз Одина, солнце и луна проглочены волками и т. д.)

Последний раздел книги посвящен любви Брунхильды к Сигурду. Сюжет различно излагался у разных авторов, послужил темой для фильмов и опер. В классическом варианте Брунхильд погубила Сигурда, но закололась над его телом. Их сжигают на общей ладье, и это значит, что в мире мёртвых она станет его женой, соединится с единственным мужчиной, которого она любила. У Ибсена всё гораздо трагичнее. Умирая, она снова становится валькирией. Говорит Сигурду, что заберет его с собой на поезде мертвецов. -«Нет, мы отправимся в разные поля после смерти! Я крестился!» — отвечает умирающий Сигурд. Поэтому гордой и страстно любящей женщине не суждено даже в царстве мёртвых соединиться с человеком, который забыл ее, женился на другой, но которого она не смогла разлюбить.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх