Артур Конан Дойл «Камень Мазарини»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Желтый бриллиант короны, известный как камень Мазарини, похищен. Его поиски поручены Холмсу, и Холмс уже поставил ловушку для похитителя. Имена похитителей известны, неизвестно главное — где камень...
Входит в:
— цикл «Шерлок Холмс» > сборник «Архив Шерлока Холмса», 1927 г.
— журнал «The Strand Magazine #370, October 1921», 1921 г.
— журнал «Мир приключений 1923'3», 1923 г.
— антологию «Настоящий английский детектив. Собрание лучших историй», 2018 г.
- /языки:
- русский (96), английский (2), украинский (2)
- /тип:
- книги (98), периодика (2)
- /перевод:
- И. Гурова (14), С. Лосев (2), В. Михалюк (3), В. Панченко (2), А. Поливанова (61), С. Сухарев (3)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
URRRiy, 19 ноября 2023 г.
Очевидная заготовка для пьесы, это ощущается, аналогично предполагают и составители примечаний к этому произведению в последнем томе полного собрания от Азбуки.
Особых приключений — «не дождетесь», ужимки и прыжки отнюдь немолодого и снова несколько дней не евшего, не пившего Холмса также не вдохновляют, как и очевидная тупость его оппонентов.
Самоповтор с нелепым диалогом в финале и вовсе очевидный пример пустопорожнего заполнения объема.
Выдохся Дойл, несмотря на то, что он сэр, Артур и даже Конан.
Стронций 88, 5 декабря 2022 г.
Третий рассказ в сборнике «Архив Шерлока Холмса» и опять эксперимент.
Впервые рассказ, написанный в третьем лице. От этого он едва ли не вываливается из общего ряда, даже из самой концепции историй о Холмсе. И дежавю – граф Сильвиус, король преступного мира (видимо, остальные короли преступного мира к тому моменту перевелись), охотник на львов, это, несомненно, полковник Моран; духовое ружье, опасность в доме напротив, восковая копия Холмса в кресле (хорошо хоть Уотсон сам предупредил эту аналогию, вспомнив, что эта копия уже послужила похожим образом).
Да и главным было не раскрытие дела, а словесная дуэль между Холмсом и его противником. Чем-то напомнило манеру раскалывать преступника в комнате для допроса. И тут же – пьесу…
Да-да, именно пьесу. И такая пьеса у Дойла есть. Так что это скорее некий альтернативный рассказ о Холмсе, застрявший между историей «Пустой дом» и пьесой «Бриллиант Короны». Для чего нужен Билли – слуги Шерлока Холмса, которого раньше и в помине не было? Ввести в курс дела Уотсона/читателя/зрителя. А ещё в рассказе присутствует только внешний план. Никакого погружение в героев, в их мысли. Чувства – только те, что отражаются на лице, в позе. Место действия – одна локация. Основа рассказа – диалоги. Пиковый момент – неожиданное действие. Финал – действие комичное, на публику. Чем это не заготовка для пьесы?
Но, прислушавшись к себе, скажу: как рассказ это вышло не лучшим образом. Любопытно, но странно. На мой взгляд, такая манера рассказам о Холмсе не идёт. Да и навязчивое повторение (Сильвиус – Моран) не радует.
lammik, 31 октября 2019 г.
Сплошь и рядом случается так, что новый сериал снимается в декорациях старого. Чего же добру пропадать? «Камень Мазарини» поставлен в декорациях «Пустого дома». Только тот является нестареющим шедевром, а тут впору говорить о капустнике от начинающих актёров, предназначенном для детской аудитории. Не живут здесь Холмс с Уотсоном. В декорациях квартиры на Бейкер-стрит перемещаются и обмениваются репликами (не разговаривают!) люди, их изображающие. Ближайший аналог местных злодеев — это незабываемые братья Гавс из «Утиных историй», ну и Холмс, соответственно, здесь в роли Вилли, Билли и Дилли, а то и Поночки.
Окажись все рассказы о Холмсе уровня «Камня Мазарини», то те из читателей, что не бросили покупать «Стрэнд», после сцены у рейхенбахского водопада вздохнули бы с огромным облегчением. Очень грустно такое читать, надеюсь, что остальные рассказы из последнего сборника заставят вспомнить настоящего Холмса, которого все знают и любят.
P.S. После прочтения произведений за авторством Адриана Конан Дойла создалось впечатление, что «Камень Мазарини» написал именно он, уж больно всё здесь беспомощно и вторично.
tolstyi1010, 18 марта 2020 г.
Шерлок Холмс берется за расследование похищения огромного бриллианта, «камня Мазарини».
Первый рассказ в завершающем сборнике произведений про великого сыщика Шерлока Холмса, который примечателен тем, что повествование ведется от третьего лица, а не от лица Ватсона или Шерлока Холмса. Не самый сильный рассказ из прочитанных мной. Очень сильно напоминает рассказ «Шерлок Холмс при смерти» из сборника «Его прощальный поклон».
Чувствуется, что автор устал от своего персонажа. Дела начинают повторяться, но в плане мастерства Артур Конан Дойл сильно вырос по сравнению с ранними произведениями.
Фалкон, 7 ноября 2016 г.
Поздний Холмс. Единственное, из 60 повествований о великом детективе, которое написано не от лица Уотсона, и не от лица Холмса, а от третьего лица.
Не могу воспринять эту историю иначе, чем гротеск. Причем, в театральном смысле, ибо истории присущ оттенок театральности. Все действие происходит в одной комнате, на протяжении, может, двух, или около того, часов. Расследования нет. Холмс умышленно отказывается от пищи ради обострения умственных способностей (явная гипербола). Психологический поединок героя и злодея; чуть ли не пистолеты друг в друга тычут (где это видано еще?). Развод злодея и завершающий обман от Холмса и — является полиция.
Об истинном Холмсе мне, в этой истории, напоминает только восковая фигура из «Пустого дома», да упоминание духового ружья (привет из того же рассказа). Хоть это и последний сборник рассказов, в котором концентрируются практически все слабейшие вещи, тем не менее «Человек на четвереньках», или «Вампир в Суссексе» — куда лучше.
Воспринимаю только как концепт иного взгляда на Холмса, и как попытку автора резко изменить стиль. За все это — 6. В целом рассказ не понравился.
kovalenko910, 7 мая 2019 г.
Рассказ, в котором доктор Ватсон приходит в гости к своему другу Шерлоку Холмсу, а застает сразу двух: пока один отдыхает в любимом кресле, второй Холмс ловит в свои сети акулу и пескаря, не прекращая играть на скрипке, и попутно расследует дело пропажи знаменитой драгоценности.
Практически полностью произведение копирует пьесу «Бриллиант Короны. Вечер с Шерлоком Холмсом», диалоги — местами дословно. Судя по тому, какой упор на них делается, рассказ действительно мог быть написан позже. Загадки читателю Артур Конан Дойл не предлагает, лишь дает возможность оценить смекалку своего героя: в ходе расследования сыщик использует и маскировку, и эффект внезапности, и воскового «двойника». Надо отметить, что в отличие от пьесы, автор тут решил не использовать световые эффекты, ограничившись помощью граммофона.
Gourmand, 31 октября 2015 г.
Большим количеством предыдущих отличных рассказов планка задрана высоко и я читал эту несколько ироническую, шутливую историю с недоумением. Ну, заманил, подслушал, выхватил. Но ведь это уже было! Скажем, в «Шерлок Холмс при смерти». Но самое главное, это не тот метод раскрытия преступлений, за который мы любим Шерлока Холмса. Это же не Пуаро. Нет, такой Холмс мне неинтересен. Вообще. Да ещё и увлечённый техническими новинками (хотя в другом рассказе про дактилоскопию высказался пренебрежительно). Увы, нет, в топ не возьму.
AlisterOrm, 26 августа 2017 г.
Как-то уж совсем по дурацки, уж извините. Преступники, сумевшие украсть крупный бриллиант из тщательно охраняемого места — такие тупицы? Да ладно? Что их саморазоблачение, что хитрость Холмса — всё это выглядит просто жутко натянутым, и возникает даже мысль, что это неудачная самопародия. А уж заключительная шутка... Ну ладно, пэр не не пэр, не важно, но так издеваться над уже немолодым человеком...?
Вопрос один — ну зачем это было?...
FM2017, 11 августа 2017 г.
Слабый, по-моему, рассказ. Надуманный конфликт.
Смешная интрига, как в кино «тупой, ещё тупее».
Нее, нам такой Шерлок Холмс не нужен...
Штирлиц, 7 февраля 2014 г.
Здесь нет детективного расследования как такового, тут показано только разоблачение преступников. Но зато показано замечательно, понравилось, как Холмс находит бриллиант и потом подшучивает над лордом. До шедевра не дотягивает, но всё равно хороший рассказ.
ii00429935, 7 октября 2009 г.
Очень средний рассказ с карикатурными преступниками и аристократами, откровенные самоповторы (духовое ружье и восковая фигура Холмса — не солидно такое автору пережевывать по второму разу!) И кстати говоря, почему камень Мазарини? Просто красивое словосочетание? Объяснять, при чем здесь французский кардинал, у Конан Дойла, похоже, нет ни желания, ни времени... Впечатление еще больше портит ужасный перевод С.Лосева — «мы его заарестуем», «покража», «блатной мир» — про Англию 19 века...
Oleg_Rubik, 14 февраля 2011 г.
Скорее показано знание людской психологии великим сыщиком. Ну, и, конечно, его страсть к театральному. Засады, ловушки, переодевания, перевоплощения. Как он сам где-то говорит в нем погиб большой актер... А кроме этого в рассказе самоповторы и опять самоповторы... Грустно. Как и от большинства «поздних» рассказов о Шерлоке Холмсе»...
Nog, 14 августа 2007 г.
По-моему, не самый удачный рассказ. Очень уж преступники тупые оказались — уж могли бы догадаться, что открыто обсуждать свои действия в квартире Холмса чревато поражением.
DEADStop, 2 сентября 2007 г.
Чудеснейший рассказ. Хитрость Холмса просто замечательна. И финальная шутка... отлично!