fantlab ru

Артур Конан Дойл «Конец Чарльза Огастеса Милвертона»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.61
Оценок:
1433
Моя оценка:
-

подробнее

Конец Чарльза Огастеса Милвертона

The Adventure of Charles Augustus Milverton

Другие названия: Конец карьеры Чарльза Огастеса Милвертона; Убийство Чарлза Огастэса Милвертона; Женщина с револьвером; Случай с Чарльзом Огастесом Милвертоном; Чарльз Огастес Милвертон; Воздаяние Чарльзу Огастесу Мильвертону

Рассказ, год; цикл «Шерлок Холмс»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 196
Аннотация:

Милвертон — король всех шантажистов. Завладев чьей-то тайной, он с улыбающейся физиономией и каменным сердцем выжимает жертву досуха. Он готов уплатить очень высокие суммы за письма, компрометирующие людей богатых или с положением, и получает этот товар от лакеев, горничных и от других мерзавцев. Он разорил несколько знатных фамилий. Он будет несколько лет держать про запас карту, чтобы пойти ею в тот момент, когда ставки в игре будут самые высокие. Худший человек в Лондоне не боится своих жертв, которые не смеют парировать его удары. Леди Ева Брэкуэл получает Холмсу пикантное дело, и Шерлок вынужден бороться с королем шантажа.

© ozor
Примечание:

По мотивам рассказов «Случай с переводчиком», «Конец Чарльза Огастеса Милвертона», «Последнее дело Холмса» и «Пустой дом» снят фильм режиссёра Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях.


Входит в:


Экранизации:

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Король шантажа» 1980, СССР, реж. Игорь Масленников



Похожие произведения:

 

 


Возвращение Шерлока Холмса
1904 г.
Женщина съ револьверомъ. Четыре рассказа о Шерлоке Гольмсѣ
1904 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 2
1966 г.
Записки о Шерлоке Холмсе. Возвращение Шерлока Холмса
1990 г.
Дама под вуалью
1991 г.
Записки о Шерлоке Холмсе. Возвращение Шерлока Холмса
1991 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 2
1991 г.
Возвращение  Шерлока Холмса
1992 г.
Собрание сочинений 8 томах. Том 2
1992 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 2
1992 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 2
1992 г.
Весь Шерлок Холмс: Миттельшпиль
1993 г.
Возвращение Шерлока Холмса. Необычайный эксперимент в Кайнплатце
1993 г.
Долина ужаса
1993 г.
Записки о Шерлоке Холмсе. Том 2
1993 г.
Избранное. Том 2
1993 г.
Избранное. Том 2
1993 г.
Собрание сочинений 10 томах. Том 3
1993 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 2
1993 г.
Собрание сочинений. Том 3
1993 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 3
1994 г.
Конан Дойль. Сочинения в 3 томах. Том 2
1995 г.
Собрание сочинений в 13 томах. Записки о Шерлоке Холмсе
1995 г.
Сочинения в двух томах. Том 2
1996 г.
Возвращение Шерлока Холмса. Изгнанники
1997 г.
Долина ужаса. Записки о Шерлоке Холмсе. Возвращение Шерлока Холмса
1997 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
1998 г.
Записки о Шерлоке Хомсе
1998 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
1999 г.
Сочинения
1999 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2000 г.
Возвращение Шерлока Холмса
2002 г.
Рассказы о Шерлоке Холмсе
2002 г.
Вампир в Суссексе и другие рассказы
2003 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2004 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2004 г.
Приключения Шерлока Холмса
2004 г.
Рассказы о Шерлоке Холмсе
2004 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2005 г.
Возвращение Шерлока Холмса
2007 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2007 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2007 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2007 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2007 г.
Рассказы о Шерлоке Холмсе
2007 г.
Рассказы о Шерлоке Холмсе
2007 г.
Полное собрание произведений о Шерлоке Холмсе в одном томе
2007 г.
Возвращение Шерлока Холмса
2008 г.
Возвращение Шерлока Холмса
2008 г.
Возвращение Шерлока Холмса
2008 г.
Рассказы о Шерлоке Холмсе
2008 г.
Все приключения Шерлока Холмса в одном томе
2009 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2009 г.
Мистер Шерлок Холмс
2009 г.
Полное собрание произведений о Шерлоке Холмсе в одном томе
2009 г.
Рассказы о Шерлоке Холмсе
2009 г.
Собака Баскервилей
2009 г.
Возвращение Шерлока Холмса. Долина ужаса
2009 г.
Приключения Шерлока Холмса
2010 г.
Приключения Шерлока Холмса
2010 г.
Рассказы о Шерлоке Холмсе
2010 г.
Рассказы о Шерлоке Холмсе
2010 г.
Рассказы о Шерлоке Холмсе
2010 г.
Возвращение Шерлока Холмса
2010 г.
Все приключения Шерлока Холмса в одном томе
2011 г.
Приключения Шерлока Холмса
2011 г.
Собака Баскервилей. Возвращение Шерлока Холмса
2011 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2011 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2011 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2011 г.
Записки о Шерлоке Холмсе
2011 г.
Возвращение Шерлока Холмса
2012 г.
Собрание повестей и рассказов о Шерлоке Холмсе в одном томе
2012 г.
Шерлок Холмс
2012 г.
Возвращение Шерлока Холмса
2013 г.
Возвращение Шерлока Холмса
2013 г.
Все приключения Шерлока Холмса
2013 г.
Весь Шерлок Холмс
2013 г.
Собака Баскервилей. Возвращение Шерлока Холмса
2013 г.
Полное собрание сочинений о Шерлоке Холмсе. Том 2
2013 г.
Собрание сочинений в одной книге
2013 г.
Возвращение Шерлока Холмса
2014 г.
Полное собрание повестей и рассказов о Шерлоке Холмсе в одном томе
2015 г.
Полное собрание повестей и рассказов о Шерлоке Холмсе в одном томе
2015 г.
Возвращение Шерлока Холмса
2015 г.
Полное собрание повестей и рассказов о Шерлоке Холмсе в одном томе
2015 г.
Возвращение Шерлока Холмса
2016 г.
Возвращение Шерлока Холмса
2016 г.
Возвращение Шерлока Холмса
2018 г.
Приключения Шерлока Холмса. Возвращение Шерлока Холмса
2018 г.
Знак четырех. Возвращение Шерлока Холмса
2018 г.
Знак четырех. Возвращение Шерлока Холмса
2018 г.
Возвращение Шерлока Холмса
2019 г.
Полное собрание повестей и рассказов о Шерлоке Холмсе в одном томе
2019 г.
Весь Шерлок Холмс
2019 г.
Приключения Шерлока Холмса. Том III
2019 г.
Приключения Шерлока Холмса
2019 г.
Возвращение Шерлока Холмса
2019 г.
Весь Шерлок Холмс
2019 г.
Шерлок Холмс. Все повести и рассказы о сыщике № 1
2019 г.
Приключения Шерлока Холмса
2020 г.
Шерлок Холмс с комментариям и иллюстрациями. Том 6
2020 г.
Шерлок Холмс
2020 г.
Возвращение Шерлока Холмса
2020 г.
Знак четырех. Возвращение Шерлока Холмса
2023 г.
Этюд в багровых тонах
2023 г.
Возвращение Шерлока Холмса
2024 г.

Аудиокниги:

Кровавое пятно
2011 г.
Возвращение Шерлока Холмса
2013 г.

Издания на иностранных языках:

The Return of Sherlock Holmes
1905 г.
(английский)
The Original Illustrated Sherlock Holmes
1976 г.
(английский)
London After Midnight: A Tour of Its Criminal Haunts
1996 г.
(английский)
London After Midnight
1996 г.
(английский)
Sherlock Holmes: The Complete Stories
2006 г.
(английский)
Записки Шерлока Холмса
2008 г.
(украинский)
Best of Sherlock Holmes
2009 г.
(английский)
Пригоди Шерлока Холмса. Том ІІІ
2010 г.
(украинский)
Шерлок Голмс. Повне видання у двох томах. Том 2
2019 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждый читатель, живший в советскую эпоху, прочитав данную новеллу, тут же вспомнит «Короля шантажа» Игоря Масленникова. Экранизация немного изменила сюжет и хронологию цикла о Шерлоке Холмсе: писатель разместил эту историю ПОСЛЕ смерти профессора Мориарти, а режиссер решил иначе — описываемые в рассказе события происходят задолго ДО этого момента. Мне кажется, что точка зрения режиссера более обоснована логически: именно вмешательство Холмса в дело Милвертона заставило Мориарти обратить на сыщика свое пристальное внимание. Совсем не желая того, Холмс обнажил самое «дно» преступного синдиката, сокрытое за множеством мелких мошенников. Никто и не подозревал, что ими управляют из единого центра. У Конан-Дойля такой мысли и в голове не возникало: Милвертон был обычным шантажистом и интриганом, действующим по собственной воле без всякого покровительства. Из-за этого финал рассказа получился несколько смазанным: Шерлок с Ватсоном, заметая следы, с трудом уходят от погони, чтобы на следующий день, внутренне усмехаясь, выслушать от Лестрейда приметы одного из взломщиков, как две капли воды похожего на Ватсона. На этом всё и закончилось, а у Масленникова, наоборот, только и началось. Кроме того, в фильме Холмс с Ватсоном допустили множество «ошибок дилетанта», которые в конечном итоге и позволили Мориарти их идентифицировать. Холмс при этом заметил, что даже самый лучший детектив превратится в неуклюжего дилетанта, если сам попробует совершить преступление. Замечание, что и говорить, верное по всем статьям. А у Конан-Дойля ограбление прошло без сучка и задоринки! Разве в это можно поверить? В общем, версия Масленникова показалась мне лучше. Так что рекомендую пересмотреть ее сразу после прочтения рассказа.

--------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о первом и последнем преступлении, которое Холмс и Ватсон совершили вместе. Интересно, а кто была та смелая и решительная дама, что им невольно помогла — неужели жена самого премьер-министра Бенджамина Дизраэли?

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Душевная вещь. Ради дела Холмс и Уотсон идут на «дело». Однако король шантажа не дремлет во всех смыслах, в результате упокоился навеки. Прямо скажем, чтить кодекс — это не про Холмса.

А вот для несчастного, чье имя в заглавии рассказа, ситуация обрисована крайне маловероятная. Подобные риски для него — основные, и автор ради обострения сюжета, а также, чтобы логически закрыть конфликт, пошёл на явную подтасовку.

В общем, не самый лучший рассказ именно из-за откровенного подыгрывания автора своим основным героям.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сборник «Возвращение Шерлока Холмса» я читаю так: обложился всеми книгами о Холмсе, в которых рассказы разбросаны как попало, и читаю истории по их порядку в цикле. Но вот удивительно, во всех книгах, что у меня есть (а их девять штук!), этот рассказ отсутствует. Удивительно, потому что Чарльз Огастес Милвертон – это тот самый король шантажа, личность плотно стоящая в галерее самых известных врагов Холмса рядом с Мориарти и полковником Мораном. Да и сам рассказ пусть и не содержит в себе привычное расследование и привычные головоломки, но очень примечателен. Дело тут щепетильное, против негодяя (преступника) закон не действует. И эта история показывает нам «границы дозволенного» Шерлока Холмса, его моральные принципы в сложном разрезе – можно ли самим преступить закон, чтобы наказать преступника?

Может из-за этого диссонанса данный рассказ и не попал в большинство томов избранных историй о Холмсе? Издатели заботились о моральном облике великого сыщика? Но ведь именно эта сложность и делает героя интересным! Именно эта сложность важна и превозносит истории над банальным набором загадок и логических размышлений. И, кстати, именно эта сложность была в первых историях (вспомните заносчивость и самолюбие Холмса времён «Этюда в багровых тонах», или его пристрастие к наркотикам в ранних историях), а потом практически пропала. И я, например, очень рад, что в игру вернулись моральные конфликты и человеческие глубины, внутренние противоречия. Они для литературы всегда важнее внешних (на мой вкус, конечно).

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ, в котором, по сути, происходит не расследование, а ограбление дома главгада. Опять же, мотивы и образы уж слишком простые, но здесь хотя бы есть неожиданная концовка. Советская экранизация хорошо передала историю, но сам рассказ будто бы поинтересней

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шерлок Холмс и Джон Уотсон вступают в схватку с лондонским королём шантажа Чарльзом Огастесом Милвертоном. И пусть эта схватка не смертельна, но избранный Чарльзом Огастесом способ зарабатывать на хлеб изначально предполагает множеств таких схваток и смерть в них только вопрос времени.

Случилось то, что ожидалось. Кантовский «нравственный закон внутри» у Шерлока Холмса победил и без того воспринимаемый им без лишнего пиетета закон Королества. В результате появился замечательный рассказ, щекочущий нервы читателя гораздо сильнее, чем рассказы о схватках друзей с Бейкер-стрит с разного рода подонками лондонского общества. Как говорит здесь Холмс: «Признаюсь, Уотсон, я всегда думал, что из меня вышел бы замечательный преступник. И вот наконец такая блестящая возможность!». Не отстаёт от него и благовоспитанный доктор:«...я трепетал от острого наслаждения, какого никогда не испытывал, когда мы защищали закон, а не бросали ему вызов, как теперь. Высокая цель нашей миссии, сознание, что нами двигают рыцарские побуждения, а не эгоистические, презрение, которое вызывала гнусная личность нашего противника, — все это умножало охотничий азарт. Я не чувствовал вины, а, наоборот, испытывал радость и возбуждение от опасности, которой мы подвергались.»

Масленников в своей экранизации сместил акценты в сторону юмора, не могу забыть, как жгли туфлю в камине на Бейкер-стрит. В самом же рассказе нет ничего смешного, но он чётко высвечивает жизненные приоритеты великого сыщика.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мистер Милвертон промышляет гнусными делами — выискивает самые разные компрометирующие материалы, чтобы затем шантажировать несчастную жертву. Один из таких случаев сталкивает негодяя с Шерлоком Холмсом. Знаменитый сыщик не может оставить Милвертона безнаказанным, однако рок выносит свой собственный приговор.

Рассказ сложно назвать детективным, а вот неожиданный сюжетный поворот имеется, что радует. Еще одна особенность, которую можно выделить — Холмс здесь предстает перед читателем с новой стороны, когда решает заключить помолвку, а затем и вовсе в буквальном смысле примеряет маску грабителя.

Важно, что хотя Холмсу свойственно было и раньше несколько вольно трактовать закон, проявляя снисхождение к некоторым из преступников, здесь автор и вовсе проводит границу между действиями шантажиста, не противоречащими закону, но аморальными, и действиями сыщика, незаконными, зато морально оправданными.

P.S. Забавный момент. В этом рассказе мистер Холмс смеется над своим дорогим Ватсоном так, как ни в одном другом произведении: «Случай этот не по вашей части, Ватсон: тут надо работать не руками, а головой.» Вероятно, самоирония автора.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, яркий образ короля шантажа, Чарльза Огастеса Милвертона засел в холмсовском легендариуме не менее прочно, чем образы инспектора Лестрейда, Ирэн Адлер или профессора Мориарти. И меня каждый раз не покидает смутное чувство, что столь значимая фигура писалась с натуры, с реального человека. Если есть высший свет. то есть и те, кто на нём паразитирует, так? Думаю, что подобный человек действительно мог существовать.

Ну и сам факт, что Холмс преступил закон во имя высшей морали... Но для того, чтобы делать так, нужно очень чутко чувствовать грань. Вполне вероятно, что сыщик понимает это, но каждый ли раз он её чувствует? И всегда ли права его совесть?

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В рассказе есть ляп, точнее недоговоренность, перекочевавшая и в фильм Масленникова. Не объясняется, как леди проникла в дом Милвертона и как потом сбежала. Привратник ее, во всяком случае, не видел, иначе бы запомнил и рассказал Лестрейду о визите женщины перед самым убийством. Лейстред же не подозревал о причастности женщины.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная идея о короле шантажистов. К счастью или несчастью, но такого Милвертона сегодня вполне заменяют газеты, жёлтая пресса. И служанкам, и дворецким, и просто фотографам-любителям теперь совсем не обязательно искать какого-то лысоватого толстого паука — стучи в любую газету. И всё абсолютно законно (в отличие от шантажа).

Холмс в рассказе несколько напоминает Жеглова, его мораль. Хотя в других рассказах, где тоже присутствует месть, Шерлок ведёт себя по-другому: убеждает преступника, что суд учтёт смягчающие обстоятельства. Но и в истории с сыном герцога, а уж тем более тут Холмс ставит выше закона некие свои моральные убеждения.

Что-то в ранних рассказах про Холмса я такого не встречал. Ну, после схватки с Мориарти любому захочется взять карающий меч правосудия в свои руки. Увы.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Беря на себя миссию правосудия, где-нибудь да нарушишь закон», — говаривал принц Флоризель из старого советского фильма. Собственно эта мысль и есть главная идея рассказа. В разных вариациях это уже звучало в более ранних произведениях о Холмсе — он и преступников покрывал, если видел, что их «жертвы» более виновны с точки зрения морали, и, бывало, действовал в обход закона. Но, пожалуй, впервые Холмс и Ватсон сами идут на преступление, в данном случае — кражу со взломом. А вот образ «короля шантажа» Милвертона мне показался слишком искусственным, не случайно в сериале Масленникова его сделали сообщником Мориарти. Оба демонизированы и как живые люди совсем не воспринимаются.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ. Один из многих, которые вызывают такую симпатию к Холмсу и Ватсону, показывая в них не просто сыщиков, но людей, готовых рискнуть многим ради восстановления справедливости. Очень необычно видеть Холмса, котроый нарушает закон и совершает ошибки. Милвертон изображен очень правдоподобно и действительно не вызывает ничего кроме отвращения. Финальная сцена с Лейстрейдом очень хороша.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главное достоинство этой истории — в яркости образов. И не только отвратительного шантажиста, но и Холмса, который здесь раскрывается с новой стороны, очень человеческой. Да и Лейстрейд традиционно выразителен (а видишь теперь, читая, — Брондукова:smile: ).

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действительно, шантажисты — один из самых омерзительных типов людей. Бывают, конечно, и хуже, но не так чтобы много. Справедливость торжествует, пусть и противоречит букве закона.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на отсутствие детективной интриги рассказ очень понравился, он еще раз подчеркнул, что Холмс в первую очередь джентльмен в самом лучшем смысле этого слова.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ без толики детективной составляющей, но с острейшим сюжетом.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх