Артур Конан Дойл «Его прощальный поклон»
Годы идут, и Шерлок Холмс, конечно, не молодеет. Он постепенно отходит от дел, и Ватсон теперь больше вспоминает об их прежних расследованиях, чем рассказывает о новых. Впрочем, временами и текущие события заставляют героев тряхнуть стариной...
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
Входит в:
— цикл «Шерлок Холмс»
— антологию «Прощальный поклон Шерлока Холмса», 2012 г.
- /языки:
- русский (76), английский (1), украинский (2)
- /тип:
- книги (79)
- /перевод:
- В. Михалюк (1), В. Панченко (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 21 ноября 2022 г.
На мой взгляд, этот сборник пока лучший из прочитанных мной авторских сборников о Холмсе.
И на этот счёт у меня есть своя теория, впрочем, ничем не подтверждённая.
Мне кажется, что к тому моменту, как создавались эти истории, основной ажиотаж, связанный с героем цикла, немного спал. За читательским запросом уже не приходилось гнаться, не приходилось спешить, чтобы выдать читателю новую историю. Автор мог приступать к историям о Холмсе, только когда ему было что сказать.
И это работает.
Да, сборник получился самый короткий – всего восемь историй. Да, временами есть прежний авторский штамп – зло чаще приходит из колоний, а самый неприятный субъект чаще оказывается преступником. Но при этом, в каждом рассказе есть что-то особенное. В «Шерлок Холмс при смерти» мы видим только концовку истории и вспоминаем талант Холмса к перевоплощению. В «Исчезновении леди Фрэнсис Карфэкс» Холмс впервые (если не считать вынужденного бегства после смерти Мориарти) покидает Англию, чтобы расследовать дело, какое-то время Уотсон действует самостоятельно, а перспектива несколько раз меняется так кардинально, что Холмс оказывается на волосок от поражения. «Алое кольцо» выглядит как зерно, из которого вырос роман «Долина страха» – мафия, агенты Пинкертона и плотный клубок из наблюдателей за наблюдателями. «Картонная коробка» – с жуткими обстоятельствами (человеческие уши в коробке с солью) и вторым дном – чётко выраженной социальной драмой. Жуткая «Дьяволова нога» пронизанная духом сверхъестественного и мрачного с поистине необъяснимыми (на первый взгляд) событиями. «Происшествие в Вистерия-Лодж» – практически повесть, по крайней мере, по насыщению, эдакая матрёшка с преступлениями, скрывающими другие преступления. «Чертежи Брюса-Партингтона», в которых речь идёт о делах государственной важности, а время играет против наших героев. И, конечно же, заглавный рассказ – Шерлок Холмс и доктор Уотсон в условиях нового времени. В условиях грядущей войны. Уже не детектив, а «шпионский роман» (рассказ, естественно). И он же – грустный эпилог, последнее дело великого сыщика. Вот так, каждый рассказ выделяется индивидуально. А ещё – в каждом есть сильный антагонист, блистательный преступный ум, не уступающий ни Мориарти, ни полковнику Морану. А в «Происшествии в Вистерия-Лодж» кроме хитрого злодея есть даже сельский полисмен, не уступающий умом Холмсу и ведущий свою игру!
Как итог – прекрасное ощущение от самого сборника.
Darth_Veter, 21 августа 2023 г.
Последний сборник приключений Холмса мало чем удивил. В первую очередь, отсутствием свежих и оригинальных сюжетов. Пожалуй, только дело о краже чертежей подлодки Партингтона выглядит в стиле былых похождений знаменитого сыщика, а всё остальное вторично и пресновато. А последняя история вообще детективом не является — это типичный шпионский боевик. В целом сборник получился однородным и «равномерным» — криминальные дела большим разнообразием не отличаются да и методика Холмса не получает нового развития. Изначальная прелесть детективных историй исчезла, уступив место рутине однообразных будней. Талант великого сыщика перестал быть искусством и превратился в средство добывания денег. Несмотря на все старания автора, оживить романтику разгадывания тайны уже не выходит. Наверное, он и сам это понимает, потому как старается уже НЕ ОЧЕНЬ. Дело определенно следует завершить. Загнанных лошадей пристреливают — не так ли? Но «высокой ноты» у писателя не вышло: последняя новелла выглядит чужеродной в данном ряду и потому является самой худшей в сборнике. Увы, такова печальная участь всех сиквелов, приквелов и прочих продолжений...
lammik, 30 октября 2019 г.
Четвёртый сборник рассказов о Шерлоке Холмсе остался верен тем тенденциям, которые можно выявить, прочитав первые три. От сборника к сборнику нарастает общая кровавость сюжетов Шерлокианы. В «Его прощальном поклоне» никого не убивают только в двух рассказах из восьми, но эта недоработка сполна компенсируется массовыми убийствами в «Дьяволовой ноге» и «Картонной коробке». Во-вторых, от сборника к сборнику нарастают колебания уровня составляющих их рассказов. Сюда попали два абсолютно шедевральных — «Чертежи Брюса-Партингтона» и «Его прощальный поклон», недаром же в экранизации Игоря Масленникова именно им уделена вторая серия (ставшая последней в эпопее вообще) телесериала «XX век начинается». А есть и провальные по меркам цикла. «Сиреневая сторожка» словно сошла со страниц жёлтой прессы, пестрит избыточными сущностями и невероятными подробностями, ко всему прочему преступники преспокойно удаляются в закат, и это не тот случай, когда Холмс их осознанно отпускает. «Исчезновение леди» мало того, что в целом скучновато, так ещё и Холмс в рассказе соображает примерно как Лестрейд в исполнении актёра Брондукова. Остальные четыре рассказа довольно интересны, каждый по-своему, а «Дьяволову ногу» сам Конан Дойл даже отнёс к числу своих главных удач. Речь о Холмсиане, сам же писатель настойчиво считал, что в историю литературы он должен войти совсем иначе.
Нескорений, 28 февраля 2016 г.
На мой взгляд, этот предпоследний сборник рассказов о приключениях Великого Сыщика и его верного друга Ватсона выглядит на порядок сильнее своего предшественника — «Возвращения Шерлока Холмса» — который на треть состоял из вторичных рассказов, что недвусмысленно свидетельствовало о кризисе новых идей. Здесь такого нет, самоповторы практически отсутствуют, с первого же рассказа автор изо всех сил пытается доказать, что есть ещё порох в пороховницах, и очень часто ему это прекрасно удается. Пожалуй, это самый мрачный и жестокий сборник из всего цикла — помимо обилия расследования летальных случаев, автор периодически радует нас элементами, заставляющими вспомнить о мистике и хорроре, хотя и строго придерживается четко рационального объяснения самых, на первый взгляд, сверхъестественных событий.
Короткое предисловие, поданное от лица доктора Ватсона, в двух словах проливает свет на текущее состояние дел Шерлока, который отошёл от своей практики и удалился в уединенное поместье, расположенное на живописном берегу Ла-Манша, дабы посвятить свои последние годы разведению пчел и написанию книги по пчеловодству. По этой причине семь из восьми представленных в сборнике рассказов обращаются к событиям последнего десятилетия XIX века, лишь заключительный рассказ, давший название сборнику, перенесет нас в XX столетие, когда мир стоял на пороге Первой мировой. Единственный момент, который вызывает сожаление — ни одна история из представленных нашему вниманию не строится вокруг хитроумной плутовской комбинации, это могло бы внести необходимое разнообразие и несколько разбавить основной мрачный фон.
С самого первого рассказа автор старается заинтересовать нас водоворотом событий и обилием тайн. Довольно объемная новелла «В сиреневой сторожке» состоит из двух частей и посвящается расследованию зверского убийства испанского дипломата, окружившего себя ореолом загадочности. Расследование получилось непростое и весьма интересное, в плане антуража кому-то покажется, что автор даже переборщил, но для затравки это вполне годится. Нас ожидает увлекательная охота за кровавым латиноамериканским диктатором, загадочные послания, смысл которых предстоит расшифровать Холмсу, и даже зловещие ритуалы африканской магии вуду — в общем, забористый такой аперитивчик. Кроме того, обращает на себя внимание образ деревенского инспектора Бэйнса, который проводит параллельное расследование и идет практически ноздря в ноздрю с Холмсом, который опережает его всего лишь на чуток — до этого казалось, что ещё больше принизить умения инспекторов Скотланд-Ярда невозможно, но вот инспектор Бэйнс смог, уступать Великому Сыщику не столь зазорно, а вот проигрывать провинциальному детективу обидно даже для Лестрейда.
Рассказ «Картонная коробка» был написан для сборника «Записки о Шерлоке Холмсе», но увидел свет лишь в составе настоящего сборника. Нетрудно догадаться почему автор не спешил с изданием этой истории — расследование получилось крайне простым, а антураж довольно мрачным. Пожилая благообразная дама получает страшную посылку, внутри которых два свежих человеческих уха, принадлежащих мужчине и женщине. Естественно леди в полном недоумении и не представляет, кто мог над ней так жестоко пошутить, поэтому Холмсу предстоит вычислить настоящего адресата и раскрыть двойное убийство. В данном сборнике на общем фоне этот рассказ смотрится слабым звеном — простая разгадка, небольшой объем, привычный финальный ход, когда автор пытается найти смягчающие обстоятельства для убийцы. Однако даже здесь есть интересные моменты — помимо шок-контента анонимной бандероли, в самом начале есть эпизод, когда Холмс демонстрирует своему другу способности читать мысли, т.е. по микродвижениям, мимике и жестам собеседника угадывать, о чем он размышляет в данный момент.
В тесной связи с событиями, разыгравшимися в Соединенных Штатах, проходит действие рассказа «Алое кольцо». По началу все довольно чинно-благородно и не предвещает дальнейшего драматического развития событий. Знакомая домохозяйка Холмса обеспокоена своим новым загадочным постояльцем, который ведет себя в высшей степени экстравагантно и замкнуто. Интуиция заставляет Шерлока обратить пристальное внимание на это дело и, конечно же, не подводит. Снова слежка, разгадка таинственных сообщений, которые таинственный квартирант получает через публикацию в газете и шифрованные сигналы фонарем из соседнего дома. В процессе мы узнаем о существовании тайной, могущественной и жестокой международной преступной организации, которая раскинула щупальца по всей Америке и Европе. В деле фигурируют опасные преступники и жестокое убийство, также интересно, что в этом рассказе появляется представитель Агентства Пинкертона Ливертон, с другим представителем Агентства мы впервые познакомились в романе «Долина Страха».
Не раз за свою карьеру Холмсу приходилось расследовать преступления государственной важности, к этой категории относится и рассказ «Чертежи Брюса-Партингтона». Расследование гибели молодого сотрудника конструкторского бюро, разработавшего принципиально новый концепт военной субмарины, приводит к сплетению шпионских интриг, в которые оказываются замешаны фигуры самого высокого порядка. Тело несчастного было обнаружено возле железнодорожных путей, при себе у погибшего были семь совершенно секретных чертежей, три самые важные гранки пропали бесследно. Одной из главных «фишек» рассказа является участие брата Шерлока — Майкрофта Холмса, с которым нам уже доводилось встречаться при расследовании исчезновения переводчика с греческого. Автор добавляет новые штрихи к портрету Майкрофта — это не просто сверхинтеллектуальный интроверт, но человек, который всю свою жизнь посвятил беззаветному служению родине, не требуя за это денег и чинов — получается такой идеальный образ номенклатурщика-бессребренника, что для ушей отечественного читателя звучит сказочным оксюмороном.
Довольно необычная история в рамках всего цикла называется «Шерлок Холмс при смерти», читаешь и не можешь поверить, что человек, избежавший гибели от рук профессора Мориарти и его сподвижников, неоднократно ходивший по краю, может вот так просто угаснуть от неизвестной экзотической болезни. Расследуя гибель молодого человека, наследника богатого дядюшки, который помимо прочего проводил исследования в области эпидемиологии, Холмс заразился тем же недугом, что и погибший парень. Спасти его может только тот самый эпидемиолог, но он совсем не горит желанием помогать умирающему детективу. Теперь только от смелости и решительности Ватсона зависит жизнь его друга, сможет ли он убедить несговорчивого дядюшку помочь вылечить Холмса — на этом строится основная интрига. Помимо этого в данном рассказе автор уделяет особе внимание миссис Хадсон, которая достаточно активно действует в советской экранизации, но в оригинальных произведениях почти не появляется — здесь автор постарался немного исправить это упущение.
Заниматься поисками пропавших без вести для Холмса также не впервой — в «Исчезновении леди Фрэнсис Карфакс» Холмсу и Ватсону предстоит отыскать означенную даму, ситуация осложняется тем, что, судя по всему, леди Карфакс грозит смертельная опасность, и любая заминка в розысках может привести к трагическому финалу. Следы искомой дамы теряются в центре Европы, куда она отправилась поправить здоровье и отдохнуть. В связи с тем, что Холмс в тот период был чересчур загружен, первый этап расследования он поручает провести верному доктору. Подобный ход уже нам знаком, достаточно вспомнить хотя бы «Собаку Баскервилей», правда, здесь Ватсон действует менее удачно и осмотрительно, благо Холмс внимательно следит и контролирует действия своего протеже. Особо стоит отметить напряженную кульминацию, где автору удалось в полной мере заставить читателя поволноваться, также добавляет мрачной атмосферы эпизод с похоронами заживо, который более свойствен литературе ужаса, нежели викторианскому детективу.
Лучшим рассказом сборника я без сомнения могу назвать рассказ «Дьяволова нога» — условия задачи здесь поистине фантастичны и поражают воображение, просто невозможно представить изначально, как автор сумеет дать привычно рациональное объяснение такой совершенно мистической ситуации, но ему это как всегда удается. По сюжету Холмс и Ватсон отправляются на отдых в тихий провинциальный Корнуэлл, как это часто бывает, долго сидеть без дела им не придется — спокойствие нарушает жуткое происшествие, воистину достойное сюжета мистического хоррора. В уединенном особняке произошло нечто страшное, в результате двое братьев окончательно лишились рассудка, а их сестра умерла от ужаса. Поутру их так и нашли — сидящих за карточным столом, с разложенными картами и догоревшими свечами, последний, кто видел жертв в нормальном состоянии — их брат, который утверждает, что перед тем как он ушел, один из его братьев что-то заметил за окном — что это было непонятно, но следов оно не оставило.
Завершает сборник заглавный рассказ, который больше похож на эпизод шпионского боевика. Мир замер в ожидании глобальной войны, противоборствующие стороны ведут последние приготовления. Германские разведчики в Лондоне снимают последние пенки со своих информаторов и уже сидят на чемоданах, готовясь переправить собранные разведданные в Берлин. Опасение немцев вызывает тот факт, что в последнее время слишком много их агентов попали в руки британских спецслужб, что наводит на мысль о существовании двойного агента или предателя. В этом рассказе Холмс предстает не как обладатель холодного интеллекта, искусный борец с преступностью, но как горячий патриот своей страны, готовый посвятить этому делу годы, несмотря на солидный возраст и по-прежнему рисковать, не требуя для себя наград или признания. Чувствуется плохо скрываемый пропагандистский прицел этого рассказа, ведь он был издан в 17 году, когда война с Германией уже близилась к концу, и британцы в полной мере ощущали вкус грядущей победы, однако поддерживать пламя патриотических настроений в те годы было крайне необходимо, т.к. накопилась усталость, а последние шаги, когда кажется, что умирать уже не стоит, и победа сама идет в руки, делать всегда очень непросто.
Как итог, сборник получился достаточно сильным, количество было принесено в жертву качеству, и это дало желанные плоды. После небольшого перерыва сэр Артур снова обрадовал преданных читателей новыми сюжетами, закрученной интригой и чудесами дедукции нестареющего Шерлока Холмса. Сохранилась атмосфера чарующей тайны, Холмс не утратил своего обаяния, а повышение градуса мрачности и жестокости можно объяснить тем, что читатели взрослеют вместе с персонажами, те, кто читал первые рассказы цикла в журнале «Стрэнд», уже стали солидными отцами семейств, но судя по тому, что автор, подчас вопреки собственной воле, продолжал описывать новые приключения Холмса, отнюдь не утратили прежнего интереса к расследованиям Великого Сыщика.
AlisterOrm, 26 августа 2017 г.
Да, вероятно, Конан Дойл в очередной раз решился попрощаться со своим героем, и именно поэтому закончил сборник тихим и ностальгическим рассказом о встрече старых друзей. Сборник отличается, мне показалось, несколько мрачноватой атмосферой, и с чем это связано, я не могу сказать. Возможно, всё дело в подступающей старости автора, или изменившемся духе времени, знаменующим закат викторианской эры. Ну и, конечно, привычное разнообразие палитры дел Шерлока Холмса — куда без неё? Здесь есть эффектная история о сыщике на волоске от смерти, и слабенькая проходная байка о негодяистых бандитах и хрупкой похищенной леди. Здесь мы можем прочитать и знаменитую историю о похищениии секретных чертежей подводной лодки и таинственном происшествии в Корнуолле. Маленький, компактный и приятный для чтения сборник ностальгических историй...
Gourmand, 31 октября 2015 г.
Неровный сборник. Рассказы написаны в разные годы, к тому же представляют собой воспоминания из архива Уотсона, что только добавляет неразберихи. В итоге образ Холмса скачет от рассказа к рассказу. То он ироничный, то скрупулёзный, то решительный, то ещё какой. Никакой связи, сквозного сюжета между рассказами нет. Читать можно в произвольном порядке. Есть очень хорошие рассказы, а есть послабее.
florell, 26 октября 2015 г.
Очередная, восьмая книга о Шерлоке Холмсе — снова сборник рассказов. Их несколько меньше, чем в предыдущих книгах, но в них все тот же старый добрый Шерлок, распутывающий загадки силой своего ума, и идущий от простого к сложному.
Из восьми рассказов, представленных здесь, из общего ряда, на мой взгляд, сильно выделяется по своему стилю «Его прощальный поклон». Здесь нет ни уголовного преступления, ни разворачивающейся перед нами драмы — только Холмс, шпион и мир на пороге мировой войны. И не смотря на то, что мы знаем — свою последние годы сыщик мирно доживает в пригороде, разводя пчел, это все таки не то, что хотелось бы видеть в завершении книги.
Из представленного здесь очень понравились «В сиреневой сторожке», «Исчезновение леди Френсис Карфэкс» и «Дьяволова нога». И в очередной раз хотелось бы отдать должное автору за его прекрасные описания английских пейзажей.
sanchezzzz, 17 октября 2008 г.
Прощальный поклон, прощальный сборник. И хоть после него был ещё сборник «Архив Шерлока Холмса», этот на тот момент заканчивал эпопею. И если знаменитый сыщик по-прежнему великолепен, хотя и всё более странноват, то сэр Конан Дойль устал. Сюжеты слабоваты по сравнению с ранними, более изобретательными рассказами. Думаю, писатель даже от горячо любимого персонажа в какой-то момент устаёт и уже вымучивает истории о нём. По-моему, так, мне во всяком случае больше половины сборника не понравилось, оценки низкие по моей шкале.
DEADStop, 2 сентября 2007 г.
На мой взгляд, цикл в целом все же слабее трех предыдущих сборников. Тем не менее звание нестареющей классики, бесспорно, заслуживает. Самая лучшая история — «Дьяволова нога» (кстати, его отнес к числу 12 лучших рассказов о Холмсе сам писатель).
Nog, 14 августа 2007 г.
По-прежнему блистательно, не побоюсь этого слова, справляется Шерлок Холмс с самыми разнообразными делами, как частного, так и государственного масштаба. Очевидно, Конан Дойл этим сборником снова попытался поставить точку в истории великого сыщика... и снова не сумел этого сделать.
baroni, 11 августа 2007 г.
Едва ли не лучший из сборников рассказов, посвященных Холмсу. Конан Дойл с годами приобрел весьма ценное для писателя качество: умение говорить ровно столько сколько нужно. Практически ни одного проходного, «необязательного» рассказа.