Уильям Тенн «Открытие Морниела Метауэя»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Ироническое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Художник Морниел Метауэй – бездарный дилетант. Его картины отвратительны. Но спустя 500 лет с его творчеством будет знаком каждый. Оно окажет беспрецедентное влияние на все стороны жизни будущего, а Метауэя признают величайшим, гениальным художником. Почему?
Входит в:
— журнал «Galaxy Science Fiction, October 1955», 1955 г.
— сборник «Человеческий аспект», 1956 г.
— антологию «Galaxy 5», 1966 г.
— антологию «Музы в век звездолётов», 1969 г.
— антологию «Trésors et pièges du temps», 1974 г.
— антологию «Звёздная карусель», 1974 г.
— антологию «Histoires de voyages dans le temps», 1975 г.
— антологию «Стрела времени», 1989 г.
— антологию «Премия за риск», 1993 г.
— «Продолжение следует», 1993 г.
— сборник «Вот идёт цивилизация», 2001 г.
— антологию «Глубина. Погружение 25-е», 2020 г.
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
artem-sailer, 30 марта 2023 г.
Отличнейший рассказ о временнЫх парадоксах. До последней страницы кажется, что всё сводится к самоисполняющемуся пророчеству, когда следствие является одновременно и причиной собственного возникновения, такой темпоральный уроборос. И такая идея во времена написания рассказа была вполне оригинальной. Однако автор на этом не останавливается и на последних страницах делает неожиданный и умопомрачительный финт ушами, накладывая поверх одного парадокса другой парадокс, за что, на мой взгляд, заслуживает бурных оваций от читателей.
А между тем, подобный финал можно трактовать и как едкую и очень меткую усмешку автора в адрес этого вашего современного искусства. Ну, все мы привыкли посмеиваться над авангардистами, абстракционистами и прочими чудаками малярного ремесла, понять которое невозможно в принципе — просто потому, что понимать-то там и нечего. Пролил художник с похмелья абсента на холст — вот критик пусть и разбирается, что там к чему. А критик, не будь дураком, дабы оправдать свою почётную принадлежность к высоким интеллектуальным сферам, до умопомрачения выискивает в бездарной и случайной мазне глубинные смыслы. А художник, читая отзывы критиков, такой думает: нифига себе! вот это я дал! Вдохновлённо хватается за бутылку в надежде вновь чего-нибудь эдакого намалевать.
Круг замкнулся, а получается, что подобное творчество и подобные творения — это не вещь в себе, не прекрасное само по себе, а прежде всего — это то, что наворотили вокруг громкого имени критики и искусствоведы.
Что и демонстрирует Уильям Тенн в этом рассказе, причём — в буквальном смысле.
vfvfhm, 29 апреля 2024 г.
Как и положено, рассказ о хронопарадоксе должен быть коротким и смешным. Иначе манная каша с комками о дурной бесконечности. Но так как эта история написана Уильяма Тенном, то она получилась еще и умной и глубокой.
Я поначалу думал ,что это сатира на абстрактный экспрессионизм ,который именно в те годы гремел в Штатах (сейчас это фундаментальная классика ,как и описано в рассказе). Да к тому же бездарь и прощелыга Метауэй свои картины пишет также и называет также ,как это делал Джексон Поллок. Но сам Тенн в постскриптуме пишет, что в те годы в Нью-Йорке таких живо-писцев был пучок за пятачок.
Однако, как я и сказал, рассказ глубже и умнее. Ведь он на самом деле рассказывает о ложном парадоксе и о подлинном творце-визионере, раскрывшем свой талант из-за той катастрофической ситуации, в которую попал по своей наивности. Рассказчик ,увидев картины ,сразу проникся их гениальностью ,хотя сам был далек от искусства. Ту же естественную реакцию восторга они вызвали у искусствоведов, а не были надуманы ради какого-то хайпа.
Плюс несколько нескромно Тенн списал своего несчастного гениального пришельца с себя самого. Ну и не сильно ошибся))
Darth_Veter, 24 декабря 2020 г.
Очередной временной парадокс, описанный в рассказе, поражает своей оригинальностью и логичностью. Некий художник (от слова «худо») Морниел Матауэй считает себя великим творцом, хотя его картины настолько бездарны, что вызывают у современников только отвращение. И вот к этой самой бездари на машине времени прибывает странник из далекого будущего и сообщает, что спустя 500 лет картины Матауэя будут считаться чем-то типа эталона авангардизма! Немногие смогут устоять перед таким искушением... Вот и Матауэй не смог. А его проблемы пришлось расхлебывать другим людям: посланцу будущего и бывшему другу-знакомому художника.
Парадокс такого сюжета очевиден: как может кто-то заменить своего кумира, особенно если не помнит его работ в точности? Тем не менее, именно такие «работы по памяти» и будут восприняты в будущем как настоящая классика. Значит ли это, что все классические работы не более, чем черновое повторение некоего предшествующего идеала? Сложный вопрос, однозначно ответить на который не представляется возможным. Потому как имеются примеры, в равной степени подтверждающие и отрицающие такую мысль. Посмотрите, к примеру, две картины известных художников эпохи Возрождения — «Венеру у зеркала» Тициана и «Венеру и купидона» Рубенса. Ничего не напоминает? Такое впечатление, что художники писали свои творения с одной и той же натуры, хотя их разделяла не только тысяча километров, но и целых 60 лет! Не хочу обвинять Рубенса, но его работа написана позднее. По своему похожи и картины Энгра «Рафаэль и Форнарина» и «Автопортрет с Саскией на коленях» знаменитого Рембрандта. Про совпадения в музыке, кино и литературе я уже не говорю, ибо там, скорее, сложно найти различия, чем сходства.
Так что вопросы копии и оригинала сейчас весьма актуальны, ибо охраняются законом об авторском праве. Но в рассказе Уильяма Тенна ситуация усложняется тем, что события не только разделены огромным промежутком времени — они явно связаны друг с другом. В итоге получается, что посланец из будущего принимал за работы Матауэя свои собственные творения! Подобный парадокс придает рассказу определенную степень авантюрности. В этом и состоит прелесть подобных произведений: главное тут не само путешествие во времени, а его ПОСЛЕДСТВИЯ. Особенно здорово получается, если они вдруг тем или иным образом согласуются с реальными фактами. На этом ключе обычно строится вся историческая фантастика, которую иногда называют ретроспективой, т.е. «взглядом в прошлое». Таковы «Таис Афинская» Ефремова, «Спартак» Джованьоли, «Дочь Монтесумы» Хаггарда, «Янки из Коннектикута» Марка Твена, «Камо грядеши?» Сенкевича и даже более одиозные «Фаэты» Казанцева. В каждом из указанных произведений предельно правдиво описывается какое-то время из прошлого и даются либо пояснения давно ушедшим событиям, либо вскрываются неизвестные историкам факты (например, кто и зачем строил пирамиды в Египте). Лично я такие истории просто обожаю!
------------
ИТОГ: очередная хронофантастика поражает своим парадоксом — творения прошлого могут быть созданы посланцами из будущего! Слава Богу, что в реальности такое невозможно: физические законы путешествия во времени запрещают. Кроме, конечно, самого естественного, называемого у людей емким словом «жизнь».
god54, 8 декабря 2021 г.
Вполне приличный темпоральный рассказ на тему временных парадоксов, но с вполне оригинальным сюжетом, который мне лично не встречался ни до, ни после времени публикации. Хороший текст, приятный сюжет, немного улыбки и слегка недосказанный рассказ, а так хотелось узнать немного больше, чем есть в произведении.
Manowar76, 9 июля 2020 г.
Ещё один рассказ о темпоральных парадоксах из сборника «Стрела времени».
На этот раз парадокс, к счастью, кажущийся.
Написано легко, читается приятно.
7(ХОРОШО)
просточитатель, 5 сентября 2018 г.
Легкая зарисовка. Ирония судьбы. О том как бездарь стал знаменитым. Помогла ли ему слава? Не знаю....Жаль того иследователя.. Но. Думаю не самая плохая судьба? Хотя он мог все же догадатся о правде. А сам Метауэй...
думаю его ждет БОЛЬШОЕ разочарование. Уж там то поймут кто автор то!
URRRiy, 7 июня 2017 г.
Легко читаемый, ироничный рассказ о парадоксе перемещений во времени. Искусство, талант, даже гениальность — это всё очень относительно. Единственное, что нужно знать, это то, что доллары всегда остаются долларами:).
Gourmand, 21 октября 2014 г.
Занятный рассказ о художнике, перемещении во времени, и так и не случившимся временном пародоксе. Самодовольство бездаря, иронично описанное автором, выше всяких похвал. Да что там: все три персонажа абсолютно ярко и реалистично описаны. Конечно, никакой особой идеи нет, просто отличный юмористический рассказ.
IsMyWar, 23 сентября 2014 г.
Только представьте сколько в мире гениальных художников,писателей,физиков,химиков и т.д. которые даже не догадываются о своей гениальности.Сколько великих умов потеряно еще неоткрывшись миру?
Просто когда нет выхода у человека на первое место выходят его таланты.
Очень хорошее произведение тут и путешествия во времени,и парадоксы,и человеческий менталитет.Многогранное произведение на века.
alex1970, 9 марта 2013 г.
Как стать гением и титаном современного искусства, если ты бездарь с немеренным самомнением, болван и неудачник.
Уильям Тенн предложил великолепный сценарий.
Очень изящный рассказ о парадоксе времени. О таком «создании себя» я еще не читал
Gary, 16 января 2011 г.
Очень оригинальная находка писателя в области темпоральных парадоксов.Абсолютно непредсказуемый рассказ.Я просто не мог оторваться)
asb, 4 ноября 2008 г.
Изящный рассказ о парадоксе при путешествии во времени. И вопрос «а откуда оно всё таки взялось... изначально?» является чисто риторическим и ответа не имеет:))
duke, 22 ноября 2007 г.
Отличная история про художника-бездаря. К тому же написана прекрасным языком и с изрядной долей юмора.
olvegg, 19 июля 2007 г.
Хотел бы я посмотреть на эту технику «грязного на грязном» :lol: Отличный юмористический рассказ о временном парадоксе.