Уильям Тенн «Я, снова я и ещё раз я»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Дочеловеческие времена | 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Профессор Раддл изобрёл машину времени. Он не рискнул испытать её самостоятельно, а потому за сотню долларов нанял сомнительного типа – Маккарти по кличке Гусиная Шея. Маккарти должен был улететь на 110 миллионов лет в прошлое, сделать там две фотографии и передвинуть камень. Но стоило Маккарти оказаться в прошлом, как тут-то всё и началось…
Входит в:
— журнал «Planet Stories, Winter 1947», 1947 г.
— сборник «Из всех возможных миров...», 1955 г.
— антологию «Histoires de voyages dans le temps», 1975 г.
— антологию «Histoires de voyages dans le temps», 1997 г.
— сборник «Вот идёт цивилизация», 2001 г.
- /языки:
- русский (4), английский (2), французский (2)
- /тип:
- книги (6), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- А. Нефёдов (2), А. Новиков (1), Ф. Штрашинц (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 19 апреля 2024 г.
Чем больше читаю коротких юмористических рассказов о хронопутешествиях, тем больше утверждаюсь во мнении, что истории о хронопутешествиях имеют право на существование только в виде коротких юмористических рассказов.))
Если уж автор решил потягаться с принципом самосогласованности Новикова, то ни к чему ,кроме умножения дурной бесконечности на ноль, это не приведет. Что с блеском и продемонстрировал в своем остроумном рассказе мастер Тенн.
Да еще и типажи у него вышли очень колоритные. Что безумный прохвессор, что прохвост-бродяга чудо как хороши, прямиком из народного фольклора и иллюстрированных журналов начала столетия взяты и вброшены в жестокую проблематику «атомного века».
БорЧ, 5 октября 2013 г.
Когда читаешь этот рассказ — возникает ассоциация сразу с двумя другими рассказами: «И грянул гром» Рэя Брэдбери и «Седьмое путешествие Йона Тихого» Станислава Лема... Но вот только на самом деле хронологически по написанию — всё оказывается совершенно наоборот: «Я, снова я и ещё раз я» написан Уильямом Тенном в 1947 году. В то время как Рэй Брэдбери написал «И грянул гром» (введя в широкий оборот выражение «Эффект бабочки») лишь в 1954 году, а Станислав Лем уморительную историю «Седьмое путешествие Йона Тихого» (с целой толпой дублей г.г. из разных дней недели) — лишь в 1967. Таким образом, что с чем должно ассоциироваться и какие аллюзии из чего следовать — это ещё бабушка надвое сказала.
Кстати, когда мы говорим «Бабочка Бредбери», не нужно забывать, что (при всей устойчивости и красоте этого, ставшего воистину народным понятия): авторство термина «эффект бабочки», которая взмахивая крыльями где-то в Айове, может в отдалённом будущем вызвать лавину эффектов, достигающих высшей точки в дождливый сезон где-то в Индонезии, — принадлежит вовсе не Рэю Бредбери, а математику и метеорологу Эдварду Лоренцу.
god54, 1 мая 2020 г.
Автор в юмористическом ключе пытается рассказать (вполне возможно в числе самого первого) о парадоксах путешествий во времени. Честно говоря, не очень уважаю этот поджанр фантастики, ибо в отличии от первой «Машины времени», авторы, в абсолютном своём большинстве, описывают лишь парадоксы, совсем забыв о литературе, приключениях, психологии и уважении к читателю. Так и в данном случае поулыбаться можно тексту, а в остальном пусть сам автор с самим собой себя и разбирает.
sanchezzzz, 14 апреля 2015 г.
Веселенький, запутанный хроно-рассказ. У меня всегда возникает много вопросов к историям о перемещениях во времени, ко всем – хоть к серьёзным, хоть к шуточным, но к последним меньше. К этому, допустим, я вопрошаю: если Маккарти-2 встретил в прошлом Маккарти-1 и дрался с ним, почему тогда Маккарти-1 никого не встретил и ни с кем не дрался, а преспокойно передвинул камень? Но это мелочи, ведь парадоксы времени пока что существуют лишь в теории (как сказал Майкл Флинн примерно по этому же поводу – «вините в этом Эйнштейна»), поэтому доказывать что-то читателю или автору бессмысленно.
А сам рассказ живой, с искринкой, такой это, «тенновский». Ладно скроен, крепко сшит, в меру серьёзен, в меру смешон. И уж, конечно, первичен по отношению к более знаменитым вещам — наверняка многие поминают «И грянул гром…». Тенн обыграл будущие штампы и обыграл тонко, с юмором. Наверное, с такой тематикой так и надо поступать: либо шутить и смеяться над ней, как он, либо преподносить всё с толстым налётом серьёзности, как Брэдбери. Третьего не дано, или не нужно.
OptionsFan, 5 января 2015 г.
Не уверен, что мне лично хочется оценивать новаторство рассказа по хронологии. Независимо от того, что было раньше, это очередная (и ненаихудшая вариация на тему). Юмора в рассказе заметно больше, чем в остальных известных мне вариациях (за исключением одной из шеклевских). Но концовка никакая, и необходимость напрягать мозг, сопоставляя происходящее со здравым рассудком и научным подходом, здорово действует на нервы.
Gourmand, 17 октября 2014 г.
Яркий смешной рассказ. Профессор (профессора) как живой (-ые). И колоритный бродяга. И конечно, как всякий хороший образный рассказ, этот несёт в себе много смыслов. И по теории перемещений во времени, и по поводу ответственности учёных за свои действия
ii00429935, 23 октября 2011 г.
Веселый рассказ на серьезную тему. Появилось это произведение через 2 года после Хиросимы, и, очевидно, Тенн хотел поговорить об ответственности ученых перед миром. И грош цена изобретению машины времени, если ее создатель профессор Раддл на самом деле не видит дальше своего носа. «Эффект бабочки» для него не новость, однако именно его ученый и намерен испытать на прочность. С таким же успехом можно, например, ткнуть палкой в осиное гнездо. В то же время автор ситуацию без нужды не драматизирует, а другой персонаж рассказа — маргинал по кличке Гусиная Шея, уверен, очень вас позабавит.
Goryo, 15 марта 2012 г.
Отличный рассказ на тему парадокса времени. Под личиной юмора могла умеситься серьёзная проблема отношения человечества к окружающей действительости.
22sah22, 12 июня 2010 г.
Великолепно остроумная юмористическая миниатюра о временных парадоксах и встречах с самим собой. По этому рассказу у меня запомнился этот автор, после чего я купил все его сборники. Браво, Филипп Класс (Уильям Тенн)!
Теперь «Трижды я» — для меня это его визитная карточка. Как и «Берни по прозвищу Фауст» и, конечно, «Срок авансом».
olvegg, 15 сентября 2007 г.
Рассказ, кстати, написан на несколько лет раньше брэдбериевского «...и грянул гром». В художественном плане он, конечно, уступает, но тема временных парадоксов раскрыта лучше.
Uldemir, 5 января 2007 г.
Стандартный рассказ на стандартную тему. Оказывается, в прошлом вредно не только давить бабочек. Передвижение камней тоже чревато последствиями.
Din Tomas, 17 декабря 2006 г.
Отличный рассказ о путешествиях во времени. Весело и абсурдно — один из лучших рассказов Тенна, на мой взгляд.
duke, 5 октября 2007 г.
Смешной рассказ. Классические парадоксы времени. Намного понятней, чем аналогичная тема у Брэдбери. За юмор ставлю восемь!