fantlab ru

Уильям Тенн «Я, снова я и ещё раз я»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.70
Оценок:
360
Моя оценка:
-

подробнее

Я, снова я и ещё раз я

Me, Myself, and I

Другие названия: Трижды «Я»

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 64
Аннотация:

Профессор Раддл изобрёл машину времени. Он не рискнул испытать её самостоятельно, а потому за сотню долларов нанял сомнительного типа – Маккарти по кличке Гусиная Шея. Маккарти должен был улететь на 110 миллионов лет в прошлое, сделать там две фотографии и передвинуть камень. Но стоило Маккарти оказаться в прошлом, как тут-то всё и началось…

© Ank

Входит в:

— журнал «Planet Stories, Winter 1947», 1947 г.

— сборник «Из всех возможных миров...», 1955 г.

— антологию «Histoires de voyages dans le temps», 1975 г.

— антологию «Histoires de voyages dans le temps», 1997 г.

— сборник «Вот идёт цивилизация», 2001 г.


Похожие произведения:

 

 


Человеческий аспект
1997 г.
Балдежный критерий
2003 г.
Вот идет цивилизация
2019 г.

Периодика:

Planet Stories, Winter 1947
1947 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Мост Бетельгейзе
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Histoires de voyages dans le temps
1975 г.
(французский)
Histoires de voyages dans le temps
1987 г.
(французский)
Here Comes Civilization
2001 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чем больше читаю коротких юмористических рассказов о хронопутешествиях, тем больше утверждаюсь во мнении, что истории о хронопутешествиях имеют право на существование только в виде коротких юмористических рассказов.))

Если уж автор решил потягаться с принципом самосогласованности Новикова, то ни к чему ,кроме умножения дурной бесконечности на ноль, это не приведет. Что с блеском и продемонстрировал в своем остроумном рассказе мастер Тенн.

Да еще и типажи у него вышли очень колоритные. Что безумный прохвессор, что прохвост-бродяга чудо как хороши, прямиком из народного фольклора и иллюстрированных журналов начала столетия взяты и вброшены в жестокую проблематику «атомного века».

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда читаешь этот рассказ — возникает ассоциация сразу с двумя другими рассказами: «И грянул гром» Рэя Брэдбери и «Седьмое путешествие Йона Тихого» Станислава Лема... Но вот только на самом деле хронологически по написанию — всё оказывается совершенно наоборот: «Я, снова я и ещё раз я» написан Уильямом Тенном в 1947 году. В то время как Рэй Брэдбери написал «И грянул гром» (введя в широкий оборот выражение «Эффект бабочки») лишь в 1954 году, а Станислав Лем уморительную историю «Седьмое путешествие Йона Тихого» (с целой толпой дублей г.г. из разных дней недели) — лишь в 1967. Таким образом, что с чем должно ассоциироваться и какие аллюзии из чего следовать — это ещё бабушка надвое сказала.

Кстати, когда мы говорим «Бабочка Бредбери», не нужно забывать, что (при всей устойчивости и красоте этого, ставшего воистину народным понятия): авторство термина «эффект бабочки», которая взмахивая крыльями где-то в Айове, может в отдалённом будущем вызвать лавину эффектов, достигающих высшей точки в дождливый сезон где-то в Индонезии, — принадлежит вовсе не Рэю Бредбери, а математику и метеорологу Эдварду Лоренцу.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор в юмористическом ключе пытается рассказать (вполне возможно в числе самого первого) о парадоксах путешествий во времени. Честно говоря, не очень уважаю этот поджанр фантастики, ибо в отличии от первой «Машины времени», авторы, в абсолютном своём большинстве, описывают лишь парадоксы, совсем забыв о литературе, приключениях, психологии и уважении к читателю. Так и в данном случае поулыбаться можно тексту, а в остальном пусть сам автор с самим собой себя и разбирает.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Веселенький, запутанный хроно-рассказ. У меня всегда возникает много вопросов к историям о перемещениях во времени, ко всем – хоть к серьёзным, хоть к шуточным, но к последним меньше. К этому, допустим, я вопрошаю: если Маккарти-2 встретил в прошлом Маккарти-1 и дрался с ним, почему тогда Маккарти-1 никого не встретил и ни с кем не дрался, а преспокойно передвинул камень? Но это мелочи, ведь парадоксы времени пока что существуют лишь в теории (как сказал Майкл Флинн примерно по этому же поводу – «вините в этом Эйнштейна»), поэтому доказывать что-то читателю или автору бессмысленно.

А сам рассказ живой, с искринкой, такой это, «тенновский». Ладно скроен, крепко сшит, в меру серьёзен, в меру смешон. И уж, конечно, первичен по отношению к более знаменитым вещам — наверняка многие поминают «И грянул гром…». Тенн обыграл будущие штампы и обыграл тонко, с юмором. Наверное, с такой тематикой так и надо поступать: либо шутить и смеяться над ней, как он, либо преподносить всё с толстым налётом серьёзности, как Брэдбери. Третьего не дано, или не нужно.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не уверен, что мне лично хочется оценивать новаторство рассказа по хронологии. Независимо от того, что было раньше, это очередная (и ненаихудшая вариация на тему). Юмора в рассказе заметно больше, чем в остальных известных мне вариациях (за исключением одной из шеклевских). Но концовка никакая, и необходимость напрягать мозг, сопоставляя происходящее со здравым рассудком и научным подходом, здорово действует на нервы.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Яркий смешной рассказ. Профессор (профессора) как живой (-ые). И колоритный бродяга. И конечно, как всякий хороший образный рассказ, этот несёт в себе много смыслов. И по теории перемещений во времени, и по поводу ответственности учёных за свои действия

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не, ну нифига ж себе экспериментатор, жена ему не понравилась, давай накручивать пародоксов, лишь бы от неё избавиться.
Концовка слабовата, на мой взгляд.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
лучше было бы, если бы гусиные шеи к профессору прибывали из прошлого ежедневно с охапками чеков, а он сидел с женой, тёщей и сопливыми капризными детишками
— ну или что-то похожее, ибо таких профессоров надо наказывать!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Веселый рассказ на серьезную тему. Появилось это произведение через 2 года после Хиросимы, и, очевидно, Тенн хотел поговорить об ответственности ученых перед миром. И грош цена изобретению машины времени, если ее создатель профессор Раддл на самом деле не видит дальше своего носа. «Эффект бабочки» для него не новость, однако именно его ученый и намерен испытать на прочность. С таким же успехом можно, например, ткнуть палкой в осиное гнездо. В то же время автор ситуацию без нужды не драматизирует, а другой персонаж рассказа — маргинал по кличке Гусиная Шея, уверен, очень вас позабавит.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ на тему парадокса времени. Под личиной юмора могла умеситься серьёзная проблема отношения человечества к окружающей действительости.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепно остроумная юмористическая миниатюра о временных парадоксах и встречах с самим собой. По этому рассказу у меня запомнился этот автор, после чего я купил все его сборники. Браво, Филипп Класс (Уильям Тенн)!

Теперь «Трижды я» — для меня это его визитная карточка. Как и «Берни по прозвищу Фауст» и, конечно, «Срок авансом».

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, кстати, написан на несколько лет раньше брэдбериевского «...и грянул гром». В художественном плане он, конечно, уступает, но тема временных парадоксов раскрыта лучше.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стандартный рассказ на стандартную тему. Оказывается, в прошлом вредно не только давить бабочек. Передвижение камней тоже чревато последствиями.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ о путешествиях во времени. Весело и абсурдно — один из лучших рассказов Тенна, на мой взгляд.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Смешной рассказ. Классические парадоксы времени. Намного понятней, чем аналогичная тема у Брэдбери. За юмор ставлю восемь!

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх