fantlab ru

Кристофер Прист «Опрокинутый мир»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.15
Оценок:
1295
Моя оценка:
-

подробнее

Опрокинутый мир

Inverted World

Другие названия: The Inverted World

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 142
Аннотация:

Главный герой вышел из возраста ученичества. И ему предстоит первый в его жизни выход за пределы Города, странного громоздкого сооружения, передвигающегося на колесах. Рельсы собирает впереди и снимает сзади специальная Гильдия. Наш герой — из другой гильдии — Разведчиков Будущего. Ему предстоит разведывать путь для города, но для «крещения» он должен сходить в «прошлое», в те места, где город только что прошел. И тогда выясняется, что «прошлое» и «будущее» — не просто направления, это действительно Прошлое и Будущее по отношению к тому времени, где находится город. И при движении в прошлое начинают происходить очень странные и страшные вещи, и большого труда стоит нашему герою вернуться в привычный город под родным гиперболическим солнцем...

© viv
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

На русском языке роман впервые опубликован в журнале «Иностранная литература» № 8, 1983, с. 67-155, в переводе Олега Битова (в сокращении).


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1975 // Роман

лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1975 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Опрокинутый мир
1985 г.
Опрокинутый мир
2018 г.
Машина пространства. Опрокинутый мир
2018 г.

Периодика:

Galaxy Science Fiction, December 1973
1973 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, January 1974
1974 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, February 1974
1974 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, March 1974
1974 г.
(английский)
Иностранная литература № 8, август 1983 г.
1983 г.

Самиздат и фэнзины:

Опрокинутый мир
2007 г.
Опрокинутый мир
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Inverted World
1974 г.
(английский)
Inverted World
1974 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  38  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это одна из немногих книг за последнее время, которые удивили. Были, конечно, интересные, от которых не оторваться, фантастические и фэнтезийные, но в них было все, чего обычно ожидаешь от этих жанров. А от этого романа осталось именно чувство приятного удивления, поскольку удалось побывать в очень странном месте и пережить крайне необычное приключение.

Начнем с того, что роман имеет небольшой объем, но охватывает значительный промежуток жизни героев. Но при этом, повествование оказывается исключительно цельным, даже без ставших такими привычными в современных книгах пространственных описаний, мелких бытовых подробностей, размытых диалогов, натужных размышлений и т.д. Без чего, оказывается, можно с успехом обойтись, создавая фантастический Мир.

Второй удачный момент: сам Мир, в который мы попадаем, и Город, жители которого два века борются за свое выживание среди пространственно-временных искажений и враждебных туземцев. Все силы этих людей, в ожидании помощи с «далекой Земли», направлены на медленное продвижение за таинственным Оптимумом, который дает зыбкое ощущение реальности.

Опрокинутый Мир, где искажено все, включая взаимоотношения между людьми. Приятно было уже, то, что для понимания некоторых вещей, мне пришлось вспомнить понятия «гипербола», «парабола», а также отражение функций в графиках, для чего заглянуть в абсолютно уже забытый раздел школьного знания «Алгебра и начала анализа». Книга, заставляющая думать и узнавать/вспоминать/, по нынешним временам, вызывает неподдельное уважение.

Третий удививший меня момент — сохранение интриги до самого финала. Казалось бы, наконец, разобрался в структуре этого Мира, понял его проблемы, но тут — все опять переворачивается самым неожиданным образом, а физическая проблема оборачивается проблемой мышления и восприятия.

Отличный фантастический роман, динамичный, в меру научный, с прекрасными героями. Есть только одно «Но». Это, по моему мнению, некоторая скомканность финала. Если все было иллюзией, то как объяснить, к примеру, необъяснимые одним нарушением восприятия «выверты» времени в «прошлом» и «будущем»? Автор обошел это, списав все на неосведомленность Лиз в физике и равнодушие земных ученых, не пожелавших заниматься Городом и его жителями, но у нас то вопросы остались...

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Наконец-то мне исполнилось шестьсот пятьдесят миль. За дверью собрались гильдиеры: там должна произойти церемония, где меня примут в ученики гильдии. Трепетный знаменательный миг – словно итог всей моей предыдущей жизни», — так начинает свой рассказ главный герой «Опрокинутого мира», юноша по имени Гельвард Манн. Гельвард родился и вырос в неком Городе — странном циклопическом сооружении, медленно ползущем по рельсам, которые постоянно прокладывают путейцы и мостостроители. Гельварда принимают в гильдию разведчиков будущего, и теперь он имеет право покидать Город. А окружающий мир оказывается совсем не таким, как Гельварду рассказывали в школе. Взять хотя бы солнце — не шар, а скорее волчок...

Читая роман, я то и дело ловила себя на размышлениях, как бы этот сюжет выглядел в исполнении современного автора или в виде экранизации.

Потому что будем честными: в кратком пересказе роман выглядит как фантастический янг-эдалт типовой. Главный герой — юноша, выросший в антиутопическом обществе, где все подчинено строгому регламенту гильдий, который внезапно узнает, что мир-то на самом деле не такой, каким он привык считать (власти скрывают!). Его невеста — деятельная молодая девушка, недовольная положением женщин в этом обществе и страдающая от невозможности что-то изменить. У современного автора они непременно объединили бы усилия и сломали систему, свергнув замшелых стариков из Совета и обнаружив потом, что как раз этого-то и не надо было делать. Но автор бы подсуетился и подсунул им парочку роялей из кустов, а то бы и вовсе забил, сместив фокус на отношения между героями. Прист, надо сказать, практически не уделяет внимания этой линии и о семейной жизни Гельварда и Виктории рассказывает — устами самого Гельварда — довольно сухо.

У меня сложилось впечатление, что Приста вообще мало интересуют его персонажи — он придумал интересный мир с фантастическими допущениями и любуется им, поворачивая то так, то этак. А Гельвард выступает в роли аудиогида на экскурсии.

Гид из него, надо сказать, не самый лучший. О своей жизни и открытиях он рассказывает сухо и деловито, абсолютно не показывая, что пережитое хоть как-то на него повлияло. Хотя, опять же, если пересказывать вкратце — жизнь Гельварду выпала довольно насыщенная, да и события, свидетелем которых ему довелось стать, у кого угодно выбили бы почву из-под ног. Когда Гельвард решает, что понял наконец, как устроен мир, он надежно замыкается в этом понимании, и ничто не может его переубедить, даже встреча с женщиной не из Города, живущей фактически в другом мире и по другим законам, в том числе физическим.

Именно поэтому от финала «Опрокинутого мира» не возникает ощущения катарсиса. Гельвард узнает правду о Городе и происходящем вокруг — но отказывается в нее поверить, потому что у него уже есть своя правда, которая устраивает его куда больше. Да, в ней полно темных пятен и вопросов, на которые у него нет ответа. И что? И ничего.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

По мне дак, это судьба СССР — настойчивые разговоры что надо отменить социализм, и вот тогда заживём!» — как нас призывали СМИ в 1989 — 1991 годах.

Только в романе — недописанная история, так что это и привело к распаду.

Кристофер Прист — провидец (писал-то он роман ещё при живом Брежневе!), но печальный финал в случае отказа от социализма, был умному человеку и так понятен — даже в 1970-е годы и даже за границей!..

Такое сложилось стойкое впечатление под конец книги.

С точки зрения Запада, мы и правда, были рабами и фанатиками, но с точки зрения российско-советского менталитета и климата, законы реального мира работают по-иному.

Роман — это метафора на социальные законы, выраженные в искажении физических законов мира-гиперболы.

Гипербола здесь выступает в обоих смыслах — и как модель физического мира, и как литературная гипербола, т.е. преувеличение.

Как написано в одной рецензии на сайте букмикс, это социальный гротеск, доведённый до предела.

Теперь о личных впечатлениях.

Роман при окончании первого прочтения произвёл ошеломляющее впечатление. Катарсис я испытал еще тот! С детства не испытывал такого удовольствия от чтения книг, подсел я на духовный наркотик! По окончании даже взял на неделю отпуск, чтобы почитать не отвлекаясь, ещё какую нибудь книгу для повторения кайфа (но таких же сильных книг уже не нашел).

Читал я зимой, в начале 2018 года, с компьютера, куда скачал выложенную в сеть первую сокращённую версию перевода О. Битова из журнала «Иностранная литература» восьмидесятых.

Узнал я о таком романе случайно, один улан-удэнский литератор старше меня в ходе разговора случайно упомянул роман, прочитанный им в детстве, про город, «который движется по рельсам, а в случае остановки им всем придёт конец». Он не помнил ни названия, ни имени автора.

Но я довольно быстро нашел роман в интернете по ключевой фразе о рельсах и движущемся городе.

Заодно скачал схожие книги: Ф. Рив «Хроники хищных городов, Чайна Мьевиль про рельсы, посмотрел начало и трейлер фильма «Сквозь снег»; пробежал описания, анонсы и отзывы на ещё несколько невразумительных бледных графоманств про антиутопическое постапокалиптичное безобразие (все по ссылкам на фантлабе), но наиболее впечатлил Опрокинутый мир.

Вначале читается как приключенческая н. ф. с хорошей интригой. Затем к концу переходит в то, о чем я в этой рецензии начал сразу, взяв быка за рога: Иносказание и одновременно роман-предуреждение о крахе Советского Союза.

По мне так это социальный гротеск, Притча. И именно о социалистическом государстве, о соцлагере, в первую очередь о Союзе (не о Китае! — у них наоборот, фактический отказ от плановой экономики привёл к повышению уровня жизни).

И неделю назад (в июне 2024 г.) купил на Озоне новый полный перевод романа. Подробное, практически, дневниковое начало еще более убеждало, в том, что вИдение мира Элизабет — не единственно правильное.

В этом случае тоже есть неувязки. Но вырисовывается факт, гибель города неминуема. И конечно не зависит от психологического настроя. К тому же роман недописан, финал открытый и гибель города

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(или его спасения от «бессмысленной» гонки по мнению англичанки Элизабет и городских терминаторов)
— остаётся за горизонтоом текста.

Вот здесь и виден главный порок методик саморазвития и личностного роста и вообще всей идеологии успеха в капитализме и мифа о среднем классе: аффирмация «Всё в жизни зависит от тебя!» работает в пределах среднего класса и уже в гетто в той же Америке не работает.

А тут еще и историко-культурные различия с Россией, ментальность этносов, не менее важные, чем социальные классовые.

«Эту книгу я не могу до конца назвать фантастикой. На мой субъективный взгляд, это утрированная до крайности реальность, в которой так часто люди говорят об одном, но на разных языках, видят одно и то же, но совсем по-разному»,- пишет автор рецензии рецензии на роман К. Приста «Опрокинутый мир» на сайте букмэйт.

Потому и очевидная неувязка галлюцинаций под воздействием генератора поля и реальных искажений геометрии пространства и времени, не так важна.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я пришел к этому роману из «Дихронавтов», которые были написаны как своеобразных ответ.

С первых страниц завлек уникальный сюжет жизни Города на рельсах (вот откуда растут ноги у «Хищных городов». Кстати автор отметил что первоначально город был на гусеничной тяге но траки быстро стирались, поэтому перешли на рельсы).

Из достоинств можно отметить уникальнейший (на момент написания книг) мир, все-таки передвижной город на своих рельсах (!) это не миллионное описание замка с эльфами и драконами. Понравилось довольно продуманное описание социального и производственного устройства города. Да, похоже на средневековье, ну так и цель была застыть в развитии и просто двигаться.

Не понравилось резкое ускорение сюжета к концу книги — такое ощущение, что автор или устал, или не успевал в срок, поэтому буквально в три страницы вогнал почти все ответы на вопросы. Так как мир, без сомнения, оригинальный, то автор не до конца продумал тонкости взаимодействия горожан и селян, особенно в вопросах физики.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Глядя на год написания, надо понимать контекст — нефтянной кризис 1973-го, отсюда растут ноги фабулы что на Земле закончилась нефть, а ничего умнее придумать не смогли.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

- Они — враги безопасности Города!

Неплохое сочетание твердой, холодной научной фантастики и страстного поиска смысла в абсурдном мире (в данном случае буквально).

Что ж, это один из самых странных миров. Тайна, окутывающая причудливый мир мобильного города в безжалостном марше выживания, чертовски увлекательна. Откуда они? Где? Когда? Город на колесах (ладно, рельсах)? Хм!.. У вас много вопросов? Социальное устройство города — это механизм. Точно так же, как медленно движется город, так и читатель вместе с автором, пробирается по строчкам романа. Это началось странно. Но потом я была очень заинтригована. В середине книги было несколько более медленных / более скучных моментов, а потом повествование снова меня захватило, и в конце концов концовка разочаровала меня.

Изображенная стерильная среда отражена в бесстрастной природе персонажей и их взаимоотношений друг с другом: Гельвард против своей жены Виктории и Гельвард против своего отца. Сухо и беспристрастно нам преподносят мир Города и мир за его пределами.

Конечно, читать эту книгу непросто. Здесь есть разговоры разговоры о числах, функциях и электрических полях, которые, я думаю, некоторым читателям понравятся, но не мне. И если сам Город — это отлично организованный практически самодостаточный и относительно понятный человеческий социум, то то, что творится за его стенами, просто невозможно представить и тем более понять. Я до самой развязке была уверена, что персонажи попали под воздействие черной дыры. И на Землю они не смогут вернуться!..

Мне понравилась концепция романа, но концовка мне показалась поспешной и скомканной. Лучше бы герой сам додумался до истины, пришел к ней постепенно. Персонажи были довольно поверхностными, но в некотором смысле они укрепляли идею о том, что Город был главным героем. «Опрокинутый мир» Кристофера Приста — это исследование безумия на стыке упорства и летаргического существования.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Выверт сюжета в последней части спас этот роман в моих глазах от совсем низкой оценки. Я ведь мог его и не дочитать...

Да, мир сфантазирован круто, и вникать в него интересно, и даже герои поначалу какие-то более или менее живые, как минимум вот этот вот путеец со славянской фамилией (не помню). То есть, первая часть на твердые 7-8.

Но дальше... Герои, начиная с главного, оплощаются, видно, что автор не хочет и/или не умеет их вглубь прописывать. И эта вот картонность, плюс спешливая голливудщина сюжета вкупе с недоумением по поводу возникающей таки картины устройства «вывернутого» (имхо, более точный перевод) мира — начинает раздражать.

Ну да, вопросы физматематические в последней части снялись — оказалось, что роман не об этом вообще. Оказалось, что, слава богу, роман хотя бы о чем-то. Что это попытка «литературы идей», поскольку до «литературы людей» здесь как до Пекина раком. Далеко не самая удачная попытка: идея о субъективности восприятии таки достаточно банальна.

Да, роману 50 лет, и для тех времен, наверное... Но я-то прочел сейчас. Ну что ж, любопытно, более или менее читабельно.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Опрокинутый мир.

Кристофер Прист.

«Опрокинутый мир» — это фантастический роман, написанный Кристофером Пристом и впервые опубликованный в 1974 году. Роман является уникальным и захватывающим произведением, которое заставляет читателей задуматься о природе реальности и ее пределах.

«Мы живем в плену аксиом...»

У романа «Опрокинутый мир» есть множество плюсов, которые делают его достойным внимания читателей. Во-первых, здесь представлена уникальная и оригинальная концепция мира — город «Земля», который находится в постоянном движении, чтобы поддерживать жизнедеятельность его обитателей. Город движется на рельсах, преследуя определенную точку под названием «Оптимум». Рельсы, оставшиеся позади, разбирают и спереди собирают заново.

Во-вторых, Кристофер Прист создает увлекательный сюжет со множеством тайн и загадок, что удерживает внимание читателя на протяжении всей книги. Все путешествие героя по миру наполнено волнением, опасностями и неожиданными поворотами событий. Мы познаем мир через глаза главного героя Гельварда Манна, который, как и мы, ничего не знает об окружающем его мире. Вышедший в свое совершеннолетие из «Яслей», где его обучали привычному нам мироустройству, он попадает в мир, который далек от привычного, даже Солнце имеет иную форму, а не знакомый нам шар. Даже сам социальный строй внутри Города имеет достаточно интересную концепцию.

Книга разделена на пять частей. Три больших и две маленьких, финальных. В первых частях нам накидывают интриг и загадок. Только ты начинаешь думать, что всё понял, как тебе переворачивают мироустройство вверх ногами и опять по-новой, и так раза три точно. А главное, интрига сохраняется до самого конца.

«Из того, что человек неправ, еще не следует, что он дурак.»

Однако, роман « Опрокинутый мир « также имеет несколько минусов. Ввиду характера научно-фантастической концепции, некоторым читателям может быть сложно понять и принять логику и правила этого мира. Некоторые аспекты сюжета могут показаться запутанными, хотя написано всё достаточно просто.

«— Там слишком уютно, — заявил он. — Половина народу в Городе и знать не знает, что творится снаружи, и не думаю, чтобы им очень-то хотелось об этом узнать. — А зачем им знать? В конце концов, если у нас все идет гладко, это просто не их забота.»

Отдельно я бы отметил и концовку, так как она для меня и плюс и минус. Она, увы, не всё объясняет. Многие моменты и взаимодействия, с которыми сталкивается Гельвард так же не объяснены. Возможно, имеет место объективизация восприятия рассказчиком, кем главный герой и является. Так как первая и третья части рассказываются главным героем — Гельвардом Манном — от первого лица, вторая и четвёртая — от третьего лица.

«Разве вам невдомек, что наш мир таков, каким мы его воспринимаем? Ваши органы чувств обманывают вас.»

Определенно, «Опрокинутый мир» — увлекательное фантастическое произведение, которое вызывает мысленные размышления и заставляет строить разные теории по ходу чтения. Я бы причислил этот роман к разряду книг, где путь к финалу лучше, чем сам финал. В любом случае, советую к прочтению.

Если оценивать, то 4 из 5 или 7 из 10.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Британский писатель Кристофер Прист попал в струю фантастов новой волны наряду с именитыми коллегами вроде Майкла Муркока и Джеймса Балларда. Написал он не так много, но темы произведений и увлекательность сюжетов этого замечательного автора с лихвой окупили его творческую сдержанность.

Наряду с великолепным «Престижем», одним из самых выдающихся его романов является опубликованный в 1974 году «Опрокинутый мир» — история жизни юноши Гельварда Манна, жителя странного передвигающегося по рельсам Города, который обречен находиться в движении вечно, иначе всех его обитателей ждет неминуемая гибель.

Город представляет собой громадное здание на рельсах, которые прокладываются специальными бригадами, монтирующими их впереди и убирающими позади. Общество подобно многим антиутопическим моделям, делится на Гильдии с четкой специализацией, и юный Гельвард мечтает попасть в самую престижную Гильдию разведчиков будущего.

Это странный мир; мир, где пространство впереди именуется будущим, а позади прошлым. Мир, где совершеннолетие и жизнь человека измеряется милями, мир, имеющий форму бесконечной гиперболы, мир, где время максимально овеществлено и спроецировано в пространство, где позади его течение замедляется, а впереди движения Города наоборот, ускоряется, и только в месте нахождения Города течет с нормальной скоростью.

Как такое возможно?

Выстраивая традиционную приключенческую канву повествования, где главный герой пытается найти ответ на этот вопрос и отправляется назад, по следам Города в прошлое, Прист следует давней традиции, заложенной вероятно еще со времен Герберта Уэллса. Он бросает читателя в области непознанного. В фантастике существуют книги-открытия, то есть истории, основная интрига, ценность и смысл которых заключаются в презентации удивительных физических эффектов, ранее не известных человечеству. Истории такого рода показывают привычный нам мир совершенно с неожиданного ракурса, позволяют увидеть необычное в обычном, расширить границы своих знаний о вселенной, пространстве и времени. Именно таков по своей конструкции был в свое время, например, роман Уэллса «Машина времени», или чуть позже «Солярис» Лема.

Научно-техническая революция позволила нам по-другому увидеть этот мир, его грани и возможности. Каждое новое открытие в химии, физике, астрономии указывало поистине на безграничные возможности для применения человеком. Неудивительно, что столь богатая жила позволила талантливым фантастам в 50-60-е годы 20 века создать удивительные миры будущего, многогранные и уникальные, но удивительно, что и во второй половине двадцатого столетия авторы продолжали совершать ослепительные открытия, хотя основные достижения в фундаментальной науке остались позади. Речь конечно идет об «Опрокинутом мире» Приста, который в контексте указанных особенностей вызывает большой интерес.

«Опрокинутый мир» — это очень старомодная по своему духу книга. Это чистая научная фантастика, совершенно оригинальная и появившаяся на свет в век, казалось бы, упадка фантастического жанра, в век декадентского смешения жанров, засилья фэнтези, триллеров и ужасов, оттеснивших традиционную научную фантастику на периферию. К середине семидесятых сложно было сказать новое слово в жанре, на смену качественной экспансии пришла количественная, интерес авторов сместился от науки обратно к человеку, появилась масса социальной и психологической фантастики, но «Опрокинутый мир» Приста оказался последним из могикан традиционной НФ – перед ее окончательным упадком и новым возрождением уже в восьмидесятых.

Роман удивляет главной тайной и ее объяснением. Особенно автору удалось выстроить интригу, реконструировать атмосферу манящей неизвестности, притягательной и пугающей одновременно. Прист прекрасно и научно достоверно сумел создать странноватый, гиперболизированный мир Города, для обитателей которого обычные земляне и вся наша планета – подлинно опрокинутый мир. Мир-инверсия, мир-негатив, мир-изнанка, для постижения которого нужно обладать неплохим пространственным воображением. В этой связи Прист правильно и грамотно применил метафору Иного, чтобы в очередной раз показать условность и относительность нормы, чтобы в очередной раз доказать, что человек может приспособиться к любым, даже самым диким условиям жизни и создать вокруг себя новый мир с его мифологией, правилами и миссией.

Кто знает, сколько удивительных миров сосуществует параллельно с нашим?

Кто может представить себе эти миры и нарисовать их силой фантазии?

Конечно же мы. Надо только хорошо постараться.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

»... Я , старый солдат и не знаю слов любви» , не дала мне природа писательского таланта , я крайне косноязычен и мне довольно трудно формулировать свои мысли не только в разговоре , но и в письменной речи , но все таки постараюсь оставить более или менее развернутый комментарий со своей оценкой .

Этот роман у меня стал вторым произведением , которое я прочитал у Кристофера Приста , первым был — «Престиж» . В «Опрокинутом мире» Прист попытался создать довольно интересный мир , который очень сильно противоречит обыденному опыту обывателей , плюс попытался нарисовать кастовое общество разделенное на обычных людей живущих внутри Города и на членов гильдий , которые в курсе о реальном положение дел . По ходу прочтения , мне становилось все более и более интересно , как автор сможет объяснить причуды связанные с геометрией пространства и времени , попытается объяснить причины такого отношения жителей Города с аборигенами окружающих территорий , но в итоге узел из противоречий он развязать так и не смог , а разрубил введением персонажа в четвертой части . И если честно , то я остался несколько разочарован развязкой и концом , по мне Прист просто не смог найти изящного выхода из своих логических построений , единственное что понравилось , это описание как главный герой — Гельвард Манн к концу превратился в упертого фанатика отрицающего те факты , которые противоречат его наблюдениям и суждениям .

Но стоит отметить , отличный авторский стиль и перевод Олега Битова , которые заставили меня проглотить книгу за два дня . И даже несколько скомканный финал не очень испортили мне удовольствие от прочтения . Приятно когда текст пытается тебя заставить пошевелить и поскрипеть своими извилинами . По этому поставлю вполне заслуженную крепкую восьмерку .

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман один из немногих, перед чтением которого лучше не читать отзывы на него. Поэтому постараюсь в своём отзыве вообще не затрагивать сюжет.

Это один из немногих, лично для меня, романов, который я прочитал за рекордно короткое время. И одно из тех немногих произведений, которое ставит множество интересных вопросов и заставляет предвкушать, как будут получены на них ответы; из тех произведений, которые не единожды удивляют, «как обухом по голове».

Мир романа нельзя назвать привлекательным, жить в нём, наверное, никто бы не захотел. Но сюжет реализован мастерски. Поначалу совершенно непонятно, где территориально и когда во времени происходят события. А если вы и попробуете догадаться, что из себя представляет Опрокинутый мир, то, скорее всего, выши догадки окажутся неверными, и не один раз. Читая раньше другие произведения Приста (из цикла «Архипелаг Грёз»), я уже убедился в том, что Прист способен удивить по настоящему, и «Опрокинутый мир», самый известный его роман, в этом плане исключением не является.

Судя по отзывам, многим не понравилась концовка и то, как автор всё объяснил. Тем не менее, концовка, как мне кажется, вполне логична, хоть и предоставляет читателю попытаться самостоятельно прояснить для себя некоторые моменты.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Концепция мира описанного автором интересна и очень необычна. Она завораживает и заставляет постоянно задавать вопрос «Как такое может быть?»

Мы смотрим на мир глазами главного героя, который из вполне симпатичного молодого человека познающего странный искаженный мир, в котором он живет, неожиданно превращается в фанатика не способного принять открывшиеся истину о настоящем положении дел.

И вот когда автор полностью обрисовывает концепцию мира, а у читателей в голове возникает четкая картина происходящего, сюжет делает неожиданный финт и все скатывается в какую-то психоделику...

Складывается ощущение, что автору либо все надоело, либо он сам себя завел творческий тупик и не знает как закончить роман. В общем концовка скоротечная и скомканная. И оставляет гораздо больше вопросов, чем дает ответов.

P.S. Это мое второе прочтение романа, первый раз слушала в конце 2012 года, но в памяти ничего не осталось, видимо то время было не самым удачным для аудио книг.

Так что сейчас читала можно сказать читала с «чистого листа»

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сотая обезьяна.

Так чтобы было понятно, то «сотая обезьяна» — это не тот эффект накопления массы, когда все делают одно и тоже разом, как будто так и должно быть при накоплении критической массы. А когда сотая обезьянка не знает почему делать надо именно то, что она повторяет за всеми. Поясню на примере анекдота (хоть было какое-то научное исследование, но я его с ходу найти не могу):

«Муж и жена сидят на кухне. Он смотрит как она готовит к варке сосиски и отрезает у них закругленные кончики. В который раз он наблюдает этот ритуал и тут решает спросить:

- Дорогая, зачем ты это делаешь, ведь кончики ничем не хуже — это же тоже мясо?

- Без понятия дорогой. Просто так всегда делала моя мама.

Муж звонит тёще и задает тот же вопрос.

- Не могу сказать, что это значит, но к этому меня приучила моя мама.

Позвонили бабушке. Старая женщина удивленно:

- Вы до сих пор готовите в моей маленькой кастрюльке?»

Вот и в этой книге как раз смысл в том, что надо бы помнить с чего все началось)

С «Опрокинутым миром» не все просто, как мне бы хотелось. Прекрасная dee_dee описала состояние при чтении книги, что ощущение, что вторую часть писал совсем другой человек. Я уточню, что мне вторая часть не показалась написана другим автором, а вот написанной с другой идеей, чем первая часть — да! Попробую объяснить. У нас во второй части меняется не только герой с чьих глаз мы смотрим на происходящее, мужчина заменяется на женщину, тут уже идет иной взгляд на сам мир, не физически, а на подкожном каком-то восприятии, ну как жена решает локальные вопросы, а я — глобальные, она — куда мы в отпуск поедем, я — есть ли жизнь на Марсе. Дальше больше, меняется менталитет смотрящего. То есть мало того, что меняется глобальность, так еще и основы, то с чего берется и выстраивается мысль — меняется. Ну, как россиянам не понять, как это нет отопления зимой в Европе? В смысле они батареи срезают? То есть надо две недели ждать, чтобы тебе интернет провели? И это все не разные герои, это все те что и были, те самые мужчина и женщина с чьих глаз мы смотрим. И следующее, что происходит — это изменение целей смотрящего. Если наш главный герой рассказывает о быте, пытается познать мир, у него словно встречи с миром всегда физические, ему приходится решать проблемы местечковые, глобальные, связанные с его миром, но местечковые, не дающие ему развернуться из-за скудности информации, какую ему выдают. То главная героиня — это что-то безграничное. Ее местечковые задачи глобальны, они направлены в будущее, на человечество. Ее столкновения с миром не изменяют ее, они увеличивают познание мира.

И вроде бы это закономерно. По структуре произведения — правильно. Смена и героя, и масштаба задач, и целей — но это происходит так резко, что переключиться сразу ты не можешь, а концовка тебя разочаровывает в первый момент так же как героя и ты чувствуешь себя обманутым. Ты уже в тот момент, когда героиня начинает рассказывать свою историю понимаешь, что тебя обманут, что не будет чего-то масштабного, что ожидается, читая взгляд на мир через глаза мужчины. И поэтому раздраженно откладываешь книгу не в состоянии смириться с прозаичностью, которую несет героиня в опрокинутый мир. И последние несколько абзацев книги, это именно тот всплеск негодования, какой чувствуешь и ты сам, и успокоение героя успокаивает и тебя, заставляет взглянуть на книгу иначе:

«обратно — к новому для меня берегу.»

И в этом красота книги. Только прежде надо побороть в себе негодование, а потом увидеть красоту в «прозаичности». Только вот вспыхнуть книге не получается в тебе, потому что, разбирая книгу, ты видишь, что да, это красиво показано и нагнетание, и видеть «бога в громе» из-за недостатка информации. Только сам автор указал на оставшиеся вопросы, которые одним восприятием не объяснить. И мир, куда привела женщина город на колесах, тоже так себе, тоже опрокинутый, потому что ты слышишь противоречие. Она говрит о том, что служит человечеству, а когда пыталась помочь городу с людьми — то это никого не заинтересовала, всем было все равно на кучку людей... От этого передергивает. Сменить шило на мыло. Глобальностью книги, яркостью, вспышкой могло быть изменение структуры, социума. А ничего не изменилось, из одного местечкового обмана, люди перешли в обман более масштабный. И вся красота произведения потерялась на этом фоне.

А про сотую обезьянку. Это я уже для себя вынесла из книги, раз уж вспышки не было, берем то практичное, что автор будем надеяться и нес. Вся проблема Города или Опрокинутого мира была в том, что за 200 лет существования, герои забыли о том ради чего создавался Город. Мало того, сам создатель Города, специально ограничил информацию, что особо странно, потому что ему нужны были исследования и доказательства своей теории и правоты. И в итоге жители Города стали теми обезьянками, которые непонятно зачем отрезают кончики сосиски, хоть кастрюльку давно сменили. Так что получается всегда надо понимать, что и зачем ты делаешь, не просто у меня мама так делала, а почему она так делала, для чего именно так надо делать. Смотрите, в Союзе строили так, чтобы не нарушить розу ветров, то есть так, чтобы у нас было свежо и не жарко, и от заводов дым на нас не шел. А как строят сейчас? Занимают пространство, пристраивают ларьки, магазины, уничтожают двор. И мы начинаем умирать от жары в домах и городах. И что пугает больше всего, люди даже не знают, что такое роза ветров и когда о ней говоришь, отвечают сильно невпопад и не про то. Вот и мы стали сотыми обезьянками, которые не знают основ и понятий. Могу дать реальный простой пример. В Чимкенте ооооочень жарко летом, там почти все лето 40 градусов с тени, сами понимаете, асфальт кипит. Мало того, город находится не в лесах, а в песчаной степени. То есть много-много песка за городом. В Союзе высадили по городу дубы. Это были великолепнейшие деревья вдоль всех тротуаров, то есть ты всегда шел в тени и не умирал от жары. Союз распался и первое что сделали казахи — спилили дубы и посадили туи... И теперь у них все время кипит асфальт, и они удивляются, а чего это у нас весь город в песке. А действительно, все кипит, жара и песок, с чего бы?)))) Вот они сотые обезьяны, которые решили, что надо просто что-то сажать, а не думать и понимать.

Так и в конце книги, ты понимаешь, что каждый житель Города был обезьянкой. И это страшно. 200 лет люди жили ни для чего...

К книге надо подходить, зная спойлеры, без них может быть бунт в голове) А так, довольно интересно, интересно даже посмотреть как ты реагируешь на информацию, что ждешь и как понимаешь, что все это глупость.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Опрокинутый мир сперва может казаться обычной антиутопией или постапокалипсисом, в котором реальность переплетается с непостижимым.

Автор повествует нам о загадочном Городе Земля, его порядках и неустанном движении.

На протяжении всего романа читателя откровенно водят за нос и показывают лишь сторону одной медали, таким образом не давая возможности думать иначе.

Есть установленная истина, которой необходимо следовать, коли хочешь выжить в этом странном и опасном мире.

Так и главный герой данного произведения, Гельвард Манн, старается разобраться в происходящем и обуздать неизведанное.

Поэтапно юный гильдиер узнает больше информации о месте своего рождения и причинах его бесконечного переезда.

История раскачивается неспешно: сперва Кристофер Прист объясняет городские обычаи и принципы работы гильдий, непростую обстановку, царящую за стенами. Шокирующую правду читателю открывают лишь в самом конце.

Повествование здесь ведется в основном от лица Гельварда, но также присутствуют и две второстепенные героини, которые сыграют ключевую роль в жизни протагониста и романа в целом: его жена Виктория Леру и медсестра Элизабет Ханн.

Книга читается без натуги, сюжет интригует и увлекает. Финал оказался весьма неожиданным и в какой-то мере даже печальным. В целом, произведение мне понравилось: здесь есть над чем поразмыслить. Читатель будто путешествует вместе с главным героем по загадочным просторам, окружающих Город, удивляется и переживает вместе с ним.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарный роман, не ответивший на часть сюжетных вопросов, да ещё и без концовки.

Проблему концовки я решаю так – представляю, что это последний экземпляр книги в наблюдаемой Вселенной, и последние страницы съели библиотечные мыши (конченные сволочи, других слов нет), так что шансов узнать, чем всё закончилось нет никакого.

Проблему нераскрытых сюжетных вопросов –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
это происходит на Земле,
но в параллельно-перпендикулярном скалярном мире с квантованной логикой, поэтому это не вопросы, а Вы не так поняли.

Читать обязательно, при чтении учитывать предложенные решения.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительная книга, которая проворачивает те же трюки, что и последующий второй бестселлер автора, роман «Престиж».

Начинается он с горы тайн. Есть некий ГОРОД, который год за годом едет по рельсам, стараясь не отстать от некоего «оптимума». Есть Гильдии, которые обеспечивают жизнь города. В сложной замкнутой системе трудная иерархия, правила, клятвы и законы.

Главный герой — юный будущий гильдеец, который сталкивается со всеми этими удивительными штуковинами, а вместе с ним — и читатель. И это очень круто, таинственно, мощно.

Но финал, находящий всему очень прозаическое, скучное, псевдотвёрдое научное пояснение поясняет лишь основные моменты, а многие остальные оставляет натянутыми красивостями. Я уже говорил про «Престиж»? Там было тоже самое, только там этот резкий «момент истины» был по-настоящему шокирующим и жутким. Здесь? Ага, ну короче, вот смотри, ничего ИНТЕРЕСНОГО.

Делает ли это роман сильно хуже? Ну, скорее нет. Но жаль, что потрясающую концепцию вместе с героем решили разобрать вот так глупо. Но роман для 1970-х веховой, важный, яркий, провокационный и инновационный, как ни крути.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх