Стефан Цвейг «Незримая коллекция»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Центральная Европа | Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Спорт, культура и досуг
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Антиквар посещает старого клиента в надежде поправить свои дела. Но сталкивается с неожиданностью при попытке просмотреть коллекцию.
- /языки:
- русский (21)
- /тип:
- книги (21)
- /перевод:
- П.С. Бернштейн (4), О. Боченкова (1), Г. Ерёменко (15)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Doerty, 18 октября 2019 г.
Рассказ напоминает, что для подлинного коллекционера, каким, несомненно, является центральный персонаж, собирательство является не просто уходом от реальности, но суррогатом творчества: сам Дюрер не мог бы больше гордиться созданием своих гравюр, чем герой- их обладанием. И если коллекция постепенно уходит в руки ушлых перекупщиков- будто воплощая ценности цивилизации, распродаваемые по дешёвке в дни социально-политической смуты, -то гордость героя, поражённого спасительной слепотой, не несёт никакого урона.
Милосердный антиквар, приехавший поживиться экземпляром-другим из собрания старого клиента и вместо этого вынужденный расточать похвалы чистым листам бумаги, которые тот, введённый в заблуждение родными, считает работами Рембрандта и Мантеньи, предстаёт подлинным архивариусом культуры, способным своими описаниями напомнить о канонических шедеврах, кажется, даже на мгновение воспроизвести их линии и краски, когда они будут навсегда утрачены в пожарах Второй мировой или любого другого катаклизма. Старый же коллекционер едва ли сумел пережить духовное преображение благодаря многолетнему общению с великими произведениями. К своим близким он не проявляет и малой толики внимания и заботы, с которыми относится к своей коллекции; очевидно, образы Дюрера не вселяют в него ощущение апокалиптического ужаса, который несёт всему живому война, офорты Рембрандта не помогают ему проникнуться ценностью человеческой жизни, ведь и через полвека после награждения Железным крестом он продолжает грезить о победе германского оружия.
Не воплотил ли Цвейг в этом беспомощно погрязшем в иллюзиях человеке универсальный тип одержимого бесами национальной гордыни, убеждённого в своей этнической, ментальной сопричастности к свершениям, не имеющим к нему ни малейшего отношения, в своём обладании духовным и материальным наследием предшествующих поколений, распроданным, разворованным, потерянным его современниками?