Амброз Бирс «Живший в Каркозе»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено ) | Неопределённое место действия
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В траве он увидел множество камней, некогда обтесанных человеческими руками, но изуродованных непогодами и вросшими в землю. Ясно было, что занесло его весьма далеко от родного города, издревле прославленной Каркозы. Корни могучего дерева обнимали потрескавшуюся гранитную плиту...
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «The Spawn of Cthulhu», 1971 г.
— цикл «Король в Жёлтом» > Произведения, созданные другими авторами: > Антологии > антологию «The Hastur Cycle», 1993 г.
— сборник «Tales of Soldiers and Civilians», 1891 г.
— сборник «The Collected Works of Ambrose Bierce. Volume III», 1910 г.
— антологию «The Edge of Never: Classic and Contemporary Tales of the Supernatural», 1973 г.
— антологию «The Fantasy Hall of Fame», 1983 г.
— антологию «Phantastische Begegnungen», 1990 г.
— антологию «The Mammoth Book of Ghost Stories», 1990 г.
— антологию «Ловец человеков», 1993 г.
— антологию «The Colour Out of Space», 2002 г.
— сборник «The Devil’s Dictionary, Tales, & Memoirs», 2011 г.
— антологию «Supernatural Short Stories», 2018 г.
— антологию «Ghost Stories: Classic Tales of Horror and Suspense», 2019 г.
— антологию «Мистические истории: Дом с привидениями», 2022 г.
— антологию «Наставники Лавкрафта», 2023 г.
- /языки:
- русский (17), английский (15), немецкий (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (33), самиздат (1)
- /перевод:
- С. Барсов (2), В. Бернацкая (3), О. Король (1), Н. Рахманова (9), А. Танасейчук (2), А. Штраус (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sl, 13 июля 2008 г.
К мифам Ктулху этот расскз не имеет никакого отношения, во-первых, он был написан задолго до появления этих мифов в литературе, во-вторых, именно Бирс придумал И Каркозу, и Хастура, а Лавкрафт просто присовокупил их к своей саге, точнее, не Лавкрафт даже, а Дерлет и Ко, поэтому о свободных продолжениях тут речи не идет.
Zombie 1st class, 20 марта 2024 г.
Короткий рассказ в жанре своеобразной притчи. И он вроде бы даже очень простой на первый взгляд — но дичайше атмосферный и врезающийся в память. И я не могу объяснить, почему. Само описание как места действия, так и внутреннего состояния героя навевают какую-то пугающую тревожную тоску. Время-безвременье, человек без прошлого и будущего, странные образы упадка и необратимого распада всего сущего. Если визуализировать, то по ощущениям напоминает нечто среднее между картиной «Над вечным покоем» Левитана и гнетущим пейзажем из концовки кинофильма «Седьмые врата ада».
Wongraven, 27 января 2024 г.
Блестящий рассказ! Наверняка Лавкрафт был знаком с творчеством Бирса, потому как некоторое влияние данного рассказа можно обнаружить в лучшем рассказе ГФЛ (а по моему скромному мнению, вообще лучшем в истории литературном произведении) «Память».
Тщета всего сущего, бренность бытия... И что такое жизнь человеческая для неумолимого и безжалостного Времени? В Конце останутся лишь бесплотные призраки...
Kalibree_say, 1 декабря 2023 г.
Судно, но по делу. Главное передана атмосфера. Мне такое в последнее время стало нравиться. Эта Каркоза напоминает на мир шинигами из «Тетради смерти» (по крайней мере я его таким и вижу: тишь и запустение; не то день, не то ночь; не материальное влияние ветра и/или дождя; и т.д.). Мрачняшно.
P.S.: Кстати, вы в курсе, что рысь символизирует безмолвие и тайны, а также остроту зрения?
Mr.Ace, 17 января 2014 г.
Жуткий и очень атмосферный рассказ Бирса. Как всегда с неожиданной и шокирующей концовкой. Рассказ совсем короткий, но гениальный и великолепный: описания точные и живые, и ты сам испытываешь шок вместе с героем рассказа, когда читаешь последние строки (внимание! жуткий спойлер, кто не читал — не смотрите!):
Этот рассказ — шедевр, не побоюсь этого слова. Не даром говорят, что краткость — сестра таланта. К Амброзу Бирсу это правило применимо на все 100%. Рекомендую это произведение всем любителям мистического жанра, читайте — не пожалеете! Естественно, десять баллов.
Ynona, 8 апреля 2023 г.
Хорошо написанный рассказ о человеке, оказавшемся в окружении старых и загнивающих надгробий в мрачном апокалиптическом ландшафте. Тоска, замешательство и чувство большой потери были ощутимы. Красивая, хорошо написанная, немного леденящая душу история о том, что происходит после смертиСмс. Что происходит после смерти? Становятся ли люди призраками? Смерть предстает в разных обличьях: порой бренное тело остается, а порой исчезает без следа вкупе с отлетевшей душой. Последнее чаще происходит вдали от глаз человеческих (ибо такова воля Божья), и мы, не будучи при кончине человека, говорим, что он безвестно пропал или отправился в дальнее странствие... и тут мы не далеки от истины. Но иногда и тому не мало свидетельств — человек исчезает на глазах у многих. Есть и такой род смерти, когда умирает лишь душа, причем со всей очевидностью, тело же живет еще долгие годы. Известно наверняка, что порой душа умирает вместе с телом, но через некий срок восстает, причем на том самом месте, где было погребено тело...
Такие истории цепляют без особых усилий!
darken88, 10 сентября 2022 г.
Собственно, для того чтобы эта небольшая новелла была включена в мифологию Ктулху, вовсе необязательно, чтобы в рассказе присутстсвовал сам Ктулху, как это новомодно среди снобов, ищущих лавкрафтианские мотивы через призму рассказов в картинках. В целом, «Житель Каркозы» вполне подходит под ранние сновидческие темы Лавкрафта, а учитывая тот факт, что для литературы ужаса конца XIX — начала XX вв. страшным и ужасным было вовсе не то, что для современного романа в этом жанре, то прерасно понимаешь, насколько мастерски можно уложить в достстаочно короткое произведение задумку. Рок, обреченность, стагнация от ужасного финала. И, разумеется, бесконечное одиночество, сродни тому, что можно проследить в рассказе лавкрафта «Искания Иранона», или даже у Брэдбери в «Туманном горне». Когда человек приходит к такому концу, он остается с осознанием всего трагизма совершенно один, и никто никогда уже его не выслушает — от этого и становится страшно
sergej210477, 28 мая 2019 г.
Атмосферно и мрачно.
Это — скорее некая картина, чем рассказ. Пейзаж, написанный словами.
Таинственно, тревожно. Сумрачные краски. Холодно и жутко.
Сюжетно — примитивно.
То ли сон, то ли видение, то ли реальность. Жизнь это, или смерть, непонятно.
Но написано — мастерски.
Vindermur, 13 октября 2017 г.
Медиумные пророчества, где лихорадка сменяется безумием и лишь черный дым другого мира остается виден. Послесмертная апокалиптика такая