Агата Кристи «Десять негритят»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив ) | Триллер
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Мировой океан, моря (Остров вдалеке от континентов и цивилизации ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Небольшой Негритянский остров, отрезанный от материка. Большой современный особняк. Группа незнакомых между собой людей, которые под разными предлогами приглашены на остров и отрезаны от цивилизации. Старая детская считалка, описывающая смерть десяти негритят...
Гости острова начинают погибать один за одним, и убийство каждого из них в точности соответствует описанию смерти негритенка из детской считалочки. Люди на острове понимают, что убийца находится среди них, а помощи ждать неоткуда...
Невероятно напряженный роман от королевы детективов Агаты Кристи, ставший, очевидно, одним из прародителей всех современных психологических триллеров.
Сама леди Агата считала этот роман своей лучшей книгой.
Роман Агаты Кристи «Десять негритят», который она сама считала своим лучшим произведением, очень мало где издается под своим оригинальным названием. В основном книгу называют «И никого не стало» – по последней фразе из знаменитой считалочки:
«Последний негритенок поглядел устало,
Он пошел повесился, и никого не стало».
Зачинателями этой традиции стали американцы – они не смогли опубликовать роман под таким названием из соображений политкорректности, а название «Десять афроамериканцев» как-то не звучало. Негритят по всему тексту, в том числе и в считалочке, заменили на маленьких индейцев. А в некоторых странах в считалочке стали умирать маленькие солдатики и даже маленькие морячки — во Франции есть аналогичная по смыслу считалочка, где один за другим гибнут матросы.
Под названием «And Then There Were None» книга впервые вышла на территории США в январе 1940 года. В период между 1964 и 1986 годами роман также издавался под названием «Ten Little Indians» («Десять маленьких индейцев»).
----------
Под названием «Загадка острова Негра» печатался в газете «Сегодня Вечером» (Рига) с 23 апреля по 5 июня 1940 года.
----------
В 1943 году была поставлена пьеса «Потом не стало никого».
Входит в:
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 211, No. 47 (May 20, 1939)», 1939 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 211, No. 48 (May 27, 1939)», 1939 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 211, No. 49 (June 3, 1939)», 1939 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 211, No. 50 (June 10, 1939)», 1939 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 211, No. 51 (June 17, 1939)», 1939 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 211, No. 52 (June 24, 1939)», 1939 г.
— журнал «The Saturday Evening Post, Vol. 212, No. 1 (July 1, 1939)», 1939 г.
— антологию «Дорогами приключений. Выпуск 1», 1989 г.
Награды и премии:
лауреат |
Топ 100 детективных романов всех времён / The Top 100 Crime Novels of All Time, 1990 // Топ 100 детективных романов всех времён по версии Британской ассоциации писателей детективов (CWA) . (19 место) | |
лауреат |
Топ 100 детективных романов всех времён / The Top 100 Crime Novels of All Time, 1995 // Топ 100 детективных романов всех времён по версии Американских писателей детективов (MWA) . (10 место) |
Экранизации:
— «И не осталось никого» / «And Then There Were None» 1945, США, реж. Рене Клер
— «Десять негритят» / «Ten Little Niggers» 1949, Великобритания, реж. Kevin Sheldon
— «Десять негритят» / «Ten Little Indians» 1959, США, реж. Пол Богарт, Филип Ф. Фальконе, Leo Farrenkopf, ...
— «Мистерия» / «Gumnaam» 1965, Индия, реж. Раджа Навате
— «Десять негритят» / «Ten Little Indians» 1965, Великобритания, реж. Джордж Поллок
— «Десять негритят» / «Ein Unbekannter rechnet ab» 1974, Италия, Германия (ФРГ), Франция, Испания, Великобритания, реж. Питер Коллинсон
— «Десять негритят» 1987, СССР, реж. Станислав Говорухин
— «Десять негритят» / «Ten Little Indians» 1989, Великобритания, реж. Алан Биркиншоу
— «Подозрения» / «Suspicions» 1995, США, реж. Michael Sperrazza
— «И никого не стало» / «And Then There Were None» 2015, Великобритания, реж. Basi Akpabio, Ребекка Кин, Крэйг Вивейрос
- /языки:
- русский (56), английский (74), немецкий (30), испанский (30), французский (28), португальский (24), итальянский (25), греческий (11), шведский (15), датский (6), голландский (20), финский (14), норвежский (11), латышский (2), литовский (3), чешский (7), эстонский (3), украинский (5), польский (11), словацкий (3), словенский (2), болгарский (8), венгерский (11), сербский (5), хорватский (3), армянский (2), грузинский (2), узбекский (1), иврит (4), арабский (14), тайский (11), персидский (10), вьетнамский (5), китайский (11), корейский (5), японский (7), азербайджанский (2), румынский (7), хинди (1), бенгальский (3), турецкий (10), монгольский (1), македонский (1), каталанский (6), исландский (2), албанский (1), индонезийский (4), сингальский (2), тамильский (1), малаялам (1), гуджарати (1), гренландский (1), галисийский (1), боснийский (1), бретонский (2), западнофризский (1), баскский (2)
- /тип:
- книги (521), периодика (7), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Дунта (2), М.М. (1), И. Алвеш (4), М. Альфон (1), Х. Аоки (2), М. Ару (3), А. Асававет (1), Б. Афрасиаби (2), Ц. Ахонг (1), Г.-И. Бабасакис (1), Д. Баруксис (1), Г. Берадзе (2), Л. Беспалова (28), О. Биге (2), В. Бостьянчич-Турк (1), Р. Бугарский (1), Л. Буцевичене (1), Л. Валландро (12), Л. Ванйонг (2), Х. Вархо (13), Л. Вечей (1), C. Вирасингх (2), Д. Вэй (1), У. Гайль (13), Е. Гарсия (1), С. Геродиму (1), Б. Д. Фраттина (23), Т. Давидова (4), С. Дейтмер (10), Х. Джиндаанан (1), М. Джурич (1), Д. Дрейка (2), Н. Екимова (20), П. И. Либе (4), Ч. Ин (1), Л. Иоанну (1), В. Иттихирунвонг (1), О. Йоренс (30), С. Кайсери (2), Т. Канджанасупак (1), Я. Канкаанпаа (1), Л. Канчанасуфат (2), М. Каса (1), А. Креснин (1), Д. Крижман (1), Сийдьярто Л. (10), И. Леванон (1), М. Лжичка (1), Г.Х. Ли (2), В. Лили (3), Х. Люнгмарк (1), Р. М. де Оливейру (6), Л. Маллинг (10), М. Марета (4), Н. Милев (1), Д. Мистраки (6), Х. Мумтаз (1), В. Мучи (1), Х. Мёллер (1), С. Никоненко (1), Б. Нильсен (2), О. Ничифорович-Бабац (1), И. Новак (6), Ж. Озтекин (1), Л. Паярскене (1), Л. Постиф (11), П. Рат (1), О. Рахат (2), А. Реманн (7), Х. Самией (3), Э. Саргсян (1), В. Селина (1), С. Симидзу (5), З. Славянова (4), А. Смилянич (1), М. Стихович (1), Г. Суверен (3), C. Сулейман (1), Ж. Сюмэй (2), С. Тамбурашев (2), Т. Тамер (1), Э. Термениус (14), Х. Тешабаев (1), В. Тирдатов (1), А. Тодерика (1), Н. Уманец (1), Т. Уяр (1), И. Фахми (2), В. Ха (2), Н. Хаецкая (2), В. Хазин (3), М. Хайран (1), М. Христова (1), Н. Ципранич (1), А. Чабрайя (1), Р. Чшонстовский (11), Ф. Шаян (1), К. Шринивас (1), Б. Эрол (1), К. Юскова (3), А. Языджоглу (2), Ся Янь (2), Ж. де Шерже (17), Б. де Карвалью (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sleeper_, 27 апреля 2025 г.
При чем тут политкорректность? Вы много видели книг с матом на обложке? В современном американском английском слово niggers это буквально мат, да и во времена написания было хоть и допустимым, но очень грубым. Перевод названия на русский в этом смысле неправильный. Традиционно nigger переводится на русский как черномазый. Так что «10 негритят» на русском это тоже «политкорректный» вариант.
Deliann, 27 февраля 2013 г.
«Десять негритят» называют лучшим романом Агаты Кристи. Не берусь подтвердить или опровергнуть данное высказывание, однако с уверенностью могу утверждать, что это один из лучших детективных романов, что я читал. «Детективных» не в полном смысле этого слова, т.к. в произведении есть изрядная доля триллера. Данная книга оказала сильное влияние на определенную часть массовой культуры (не одна и не две экранизации, использование приемов расследования в замкнутом пространстве в десятках сериалов, десятках фильмов и даже в парочке аниме – это как минимум, основываясь на личном кругозоре, да и большинство компьютерных игр-квестов сделаны по принципу, позаимствованному из романа), и чтение ее было для меня как возвращение к истокам. И хотя я с настороженностью отношусь к каким бы то ни было основоположникам жанра, «Десять негритят» мне нравятся и по сей день.
Эта история начинается с того, что 10 незнакомых между собой людей (за исключением семейной пары прислуги) прибывают в богатое поместье на Негритянском острове. Каждый прибывает по индивидуальному приглашению и каждому по приезде предъявляется обвинение в убийстве. Однако кроме 10-ти гостей на острове никого, кто же таинственный обвинитель? В какой-то момент гости начинают умирать один за другим, и найти агрессора становится первоочередной задачей. Кстати, для тех, кому интересно краткое содержание сюжета, но читать книгу нет желания (зря, конечно, она небольшая объемом и проглатывается легко), есть вариант ознакомиться с текстом считалочки о десяти негритятах: все смерти происходят именно так, как в ней описано.
В итоге мы имеем динамичный, в меру напряженный, детектив с персонажами не картонными, но и нереалистичными, в котором легко прослеживается мораль, а все вопросы обязательно найдут свои ответы. Рекомендую... да, пожалуй, всем, т.к. зачем ограничивать круг читателей?
SNG, 25 сентября 2011 г.
Многие говорят, что «Десять негритят» — это лучший детектив Агаты Кристи и один из лучших детективов за всю историю. Я соглашусь с этим лишь частично. «Десять негритят» — это лучший роман Агаты Кристи и один из лучших романов за всю историю. Но он никак не может быть лучшим детективом королевы детективов, потому что он вовсе не детектив.
Знаю, многие готовы будут предать меня анафеме за эти слова, но посудите сами: тягучая, мрачная атмосфера, глубокий психологизм, отлично прописанные портреты персонажей, отсутствие традиционного раскрытия преступления героем-детективом — это совершенно несвойственные детективу признаки. Детективное расследование вообще играет в этой книге третьестепенное значение, автор концентрируется в первую очередь на персонажах.
Поэтому можно заключить, что «Десять негритят» — это невероятно напряженный и мастерски написанный психологический триллер. Возможно, благодаря этому роману мы знаем жанр триллера таким, как он есть.
И, наверное, только в триллере можно было осуществить то самое идеальное убийство, потому что любой детектив предполагает, что преступник допустил мелкие оплошности, по которым его и вычисляют. Тут же раскрытие убийцы не предполагается. Логика, внимательность, умение анализировать — отбросьте их, они не помогут вам. Не с этой книгой.
«И никого не стало».
lord_lex, 9 августа 2011 г.
Один из самых кровавых детективов Агаты Кристи. Обычно классические детективы писались по одной простой формуле: некая предыстория, убийство, расследование, разоблачение убийцы. Но виртуозный ум королевы детектива обошёл эту догму, и писательница создала блестящий роман.
Как и всегда у Кристи — характеры героев выписаны мастерски. Проходит некоторое время после прочтения, забываются имена и сложные для нашего уха английские фамилии, но образы, образы-то персонажей остаются. Так и в этом случае. Уже прошло больше года как я прочёл этот детектив, а Веру Клейторн помню до сих пор, наверное, она самый яркий герой, хотя другие не сильно отстают в пёстрости. Отчаянный гонщик, уравновешенный судья, мягкохарактерная прислуга...
Концепция идеального убийства настолько хорошо продумана и реализована, что, думаю, писательница съела не один мешок яблок, плескаясь в ванной. Догадаться кто убийца практически невозможно, это бы выходило за рамки возможностей человека. Если в детективах о Пуаро, например, можно до вердикта догадаться кто же на самом деле соврал (у меня даже пару раз получалось), то здесь я был практически бессилен. Но когда дочитываешь последнюю страницу — это не передать...
Пару слов хотелось бы замолвить о считалочке. Очень остроумный ход, очень. Люди наконец-то поняли, что их убивали и продолжают убивать по жестокому сценарию, но паника и инстинкт самосохранения затуманил их разум, что играет на руку расчётливому убийце. Вообще, очень жутко. Трудно представить, как бы повёл себя ты в такой сложной ситуации.
Кристи подарила миру один из самых величайших детективов в истории. Он был, есть и будет оставаться моим самым любимым, потому что логика против него бессильна.
Жил-был пес, 1 марта 2011 г.
Последний негритенок поглядел устало,
Он пошел повесился, и никого не стало.
Агата Кристи считала этот роман своим лучшим произведением, и в этом с ней солидарны миллионы читателей во всем мире. Классика детектива привнесшая в жанр тему “идеального убийства”, и породившая множество последователей.
Роман выделяется своей мрачной, почти пугающей атмосферой, которая нагнетается посредствам использования различных приемов, таких как изолированный остров, непрекращающиеся последовательные убийства. При этом действие происходит в дождь и штормовой ветер, что само по себе не добавляет оптимизма. Кристи мастерски создает эффект присутствия убийцы словно он где-то рядом, за углом прячется в тени.
Не могу сказать об одном единственном недостатке мной замеченным, так как это будет отчасти раскрытием сюжета. Но могу сказать одно — это практически “идеальный детектив”.
Antosya, 11 июня 2024 г.
Эту историю вообщем-то знают многие, потому что всю ее можно описать одной считалочкой. Как раз про 10 негритят. В этом и смысл книги, что все, что происходит, делается по считалочке.
Я до прочтения тоже знала в общих чертах про что книга, к тому же смотрела мини-сериал. И до последнего не хотела читать, потому что я же и так все знаю, зачем мне читать. А после прочтения сидела в шоке и восхищении. Потому что это такая, с одной стороны, обычная, а с другой удивительная книга. Ты уже знаешь что произойдет и все равно в нетерпением ждешь, какой же следующий шаг в расследовании. Что же нас ждет. И до самого конца почти невозможно догадаться. Я даже не пыталась, чтобы не портить себе радость от прочтения.
Максимально рекомендую всем-всем, кто знает сюжет, кто не знает. Это классика, самый классический и базовый герметичный детектив. Я бы его порекомендовала и тем, кто уже читал детективы и тем, кто только делает шаги в книжном пространстве.
2480, 26 декабря 2011 г.
Попалась книга «Десять негритят» в отделе иностранной литературы на французском. Что ж, что-то надо брать на индивидуальное чтение, почему не эту книжку? Как результат всё стало побоку, мир сконцентрировался на Негритянском острове и жизни десяти человек.
Сказать, что очень интересно, это бессовестно мало. Сказать, что предсказуемо, значит сознаться в том, что не читали его. Это образец того, как надо писать, чтобы закрутить сюжет. Наверное, для начинающих писателей это настольная книга, как надо писать.
Герои, несмотря на такое их количество, ярко индивидуальны и их не путаешь. У каждого свой скелет в шкафу — у кого из нас их нет? Герои нам становятся ближе. А когда события только разворачиваются, волнуешься с ними. Атмосфера великолепна — напряжённость сквозит во всём. То, как герои пытаются спастись, какие версии они выдвигают, всё логично и непротиворечиво. Финал, когда остаётся их трое, это прямо Средневековье, того и гляди пляска святого Витта начнётся. Истерия на высоте и заслоняет сознание.
В книге есть два финала: один- на острове, второй- исповедь убийцы. После первого финала сумятица в мыслях достигает предела, а после второго понимаешь, как же всё красиво и стройно закручено. Высший пилотаж дать имя убийцы в последней строчке эпилога.
Очень красиво построенная книга, логичная и иррациональная разом (логичная- когда узнаёшь второй финал, иррациональная до этого). Читается очень быстро, без перерывов (читатели забывают о том, что существует мир вокруг).
Читается настолько упоительно, что за один вечер проглатываешь почти 100 страниц иноязычного текста. Правда, утром наблюдается некоторая заторможенность, но это пустяки, ведь стало известно имя убийцы!
i_am_misha1991, 20 мая 2020 г.
Это одно из тех произведений, которое никогда не устареет, Литература на все времена, именно с большой буквы.
Агата Кристи — женщина незаурядного таланта. Не зря ее называют королевой детектива. И именно это роман во всей красе раскрывает мастерство Автора. Лучший ли это роман в ее творчестве? Не уверен, но он явно один из. А вот для знакомства с Автором вполне подходит в силу своей внецикличности.
Нет смысла пересказывать сюжет, Автор сделает это гораздо более мастерски, чем я =) Но хочу отметить, что то, как Агата Кристи всего несколькими штрихами создает настолько объемные и правдоподобные образы, заслуживает отдельных похвал! Интрига и сюжет как всегда на высоте. Признаюсь, я не догадался про личность убийцы, хотя имелось множество подсказок: и считалочка, и то, с кем персонажи говорили и про что договаривались, и сами личности гостей острова... Их вполне достаточно, чтобы самому догадаться о личности убийцы. Но в этом-то и состоит мастерство Автора — при всех этих многочисленных подсказках читатель в основном все ровно смотрит в совершенно иную сторону (во всяком случае — я).
Так что рекомендация очень высокая. Жемчужина детективного жанра.
Адажио, 27 июня 2018 г.
Я не люблю читать Агату Кристи, потому что... Она — мой детективный эталон! Лучше ее историй мне не встречалось загадок. Почти все я предугадываю по крайней мере в первой трети книги, а иногда и в четверти, и потом просто дочитываю — подтверждаю свои догадки и даю автору шанс высказаться.
Что в прошлый раз (в «Убийство в Восточном экспрессе»), что сейчас — я до последних страниц хлопала глазами и думаю: «Где же этот дворецкий, который всех убил?»
Сюжет «Десяти негритят» знаком многим по советскому фильму. Я фильм не помню, это м̶е̶н̶я̶ ̶и̶ ̶п̶о̶г̶у̶б̶и̶л̶о̶ не давало спать всю ночь. На угрюмом Негритянском острове один богач построил особняк, а второй его взял в аренду. Туда он пригласин на редкость разношерстную публику: мажора, доктора, судью, старую деву, училку, всего двух слуг, бывших военных. В комнате каждого гостя обнаружился лист с детской песенкой о том, как «десять негритят отправились обедать, их осталось девять» и так до тех пор, пока «и никого не стало». По странному стечению обстоятельств, с каждой смертью в столовой уменьшалось по одной статуэтке-негритенку, служившими оформлением. Всем гостям был зачитан приговор на грамофонной записи, но всерьез они его не восприняли, хотя голос знал, о чем он говорит, и собрали этих десятерых на острове не случайно.
Измучилась от зуда любопытсва! Каких только версий у меня не было! И убийца среди гостей! И он ловко скрывается! И вообще действует организованная банда! Но почти никак не ожидала Такого финала!
Теперь мне этак книга дорога не только сакральным знанием, что я читала оригинал, а не только смотрела фильм, и даже не только замечательно проведенным временем. Мне понравился посыл наказуемости даже в тех случаях, когда официально никаких обвинений предъявить нельзя. Закан совести что ли. Не очень понравилось, что перстом карающим назначил себя человек, такой же смертный, как и «обвиняемые», но! Он один заступился за невинно пострадавших по чужому действию или преступному бездействию. И то, что не хватило улик, внимательности со стороны полиции или просто ума следователям, чтобы соединить ниточки в поиске действительно виновных — чести Закону не делает.
Закостенелым бюрократам такое читать нельзя. Их непривычные думать и чувствовать самостоятельно мозги не выдержат, закипят, взбунтуются. Для остальных — это хороший пример, что «Бог не Микишка, у него своя книжка» и вести себя нужно прилично и достойно. В любой ситуации, с любым человеком. Для желающих писать свои собственные детективы — экзамен на знание творчества Агаты Кристи обязателен!
Old_Gonsalez, 7 ноября 2022 г.
У королевы детектива получилось написать лучший камерный триллер всех времен и народов. Здесь нет победителей и проигравших — все герои получили по заслугам. Здесь нет протагонистов и антагонистов — все герои одинаково мерзки. Здесь нет пространных рассуждений и велеречивых диалогов — но роман читается на одном дыхании, а образы заставляют застыть и задуматься. Здесь нет жутких кровавых сцен и непристойного поведения — и все равно это жутчайший триллер, который даст фору любому современному грайндкору.
Напомню о сюжете — 10 человек, разных профессий, социальных слоев и характеров приглашаются на веселый тусняк на остров. И выясняется что у них у всех рыльце в пушку, на острове они одни, и к тому же их постепенно начинает кто-то убивать...
Читается роман на одном дыхании, причем, он обладает редким для детектива свойством речитабельности: вроде бы все — тайны раскрыты, загадки разгаданы, а спустя какое-то время еще раз хочется погрузиться в непередаваемую атмосферу убийств на Негритянском острове.
Браво!
P.S. А все-таки неужели никак нельзя было вплавь на каком-нибудь старинном дубовом столе?
O.K., 1 февраля 2018 г.
Господа! Я собрал вас здесь, чтобы объявить, что убийца – один из нас!
Ах, как же я люблю такие завязки! Когда смотришь на представленный набор героев и думаешь: «да никто из них не мог», или наоборот «да все они могли»! Потом выбираешь себе одного или несколько героев, кто «точно мог» или «точно не мог» и следишь за ними, в процессе расследования получая одинаковое удовольствия и если был прав, и если ошибся.
Но детектив – самый сложный из всех возможных жанров. Потому что не допускает полутонов и мелких недочётов. Он или получается или нет. Малейшая корявость, малейшая попытка манипуляции читателем – и провал.
Во-первых, автор достаточно часто переключает фокус с одного героя на другого, и рассказывает о том, как одному стало страшно, другой удивился, третий испугался, четвёртый был растерян и тому подобное. А значит, слишком быстро и слишком легко пополняется список тех, «кто точно не мог», оставляя двух-трёх возможных кандидатов в убийцы. Потом все они погибают и остаются только те, кто, вроде бы, «точно не мог». И тут же возникает убивающее всё удовольствие чувство, что чёрной кошки в тёмной комнате и вовсе нет. Но нет, господа, она была!
Мне, действительно жаль, что так у меня не сложилось с этой книгой. И я действительно признаю, что задумка очень неплоха. Но исполнение подкачало. Может быть, это вина переводчика, который мне достался, или может быть я просто слишком придираюсь к мелочам. Ведь стоило один-единственный эпизод описать более осторожно, и я ставила бы десятку. Но увы, или получилось – или нет.
Wolf94, 13 мая 2020 г.
Леди и джентльмены! Прошу тишины! Вам предъявляются следующие обвинения...
Не знаете с чего начать у Кристи? Боитесь браться за серию Пуаро, а тем более мисс Марпл? Тогда милости просим на Негритянский остров!
8 августа восемь абсолютно незнакомых друг с другом людей из разных слоёв общества приезжают на остров по приглашению мистера и миссис А. Н. Оуэн (Алрик Норман Оуэн и Анна Нэнси Оуэн). Оуэнов на острове нет, гостей встречает супружеская пара слуг. В гостиной стоит поднос с десятью фарфоровыми негритятами, а в комнате у каждого из гостей висит детская считалка.
Когда все обедали, Роджерс поставил пластинку «Лебединая песнь», и вместо музыки слышат голос, который предъявляет им обвинения в совершённых убийствах. Гости мгновенно начинают все отрицать, и требуют от дворецкого информации, кто этот А.Н. Оуэн, но тут считалка начинает действовать.
Шикарный детектив, который в первый раз произвел такое впечатление, что я еще долго пыталась осознать прочитанное.
Спокойной ночи, господа. Хотелось бы завтра встретиться в том же составе.
Konbook, 20 сентября 2019 г.
..Последний негритенок поглядел устало,
Он пошел повесился, и никого не стало...
Бессмысленно, что либо говорить... Какие здесь нужны слова?
Всего лишь четыре слова: Агата Кристи и «Десять негритят», и все становится понятно.
Какие могут быть рецензии, когда речь идет о горячо любимой мною (и миллионами читателей) «Королеве детектива» (будем честны: лучше Агаты Кристи не писал детективы никто, даже уважаемый мною Конан Дойл) и самом известном ее детище — классическом детективном шедевре, в не просто популярном «романе тайн», но и настоящем психологическом триллере?
Десять людей не связанных между собою, замкнутое пространство и невидимая рука убийцы, неумолимая, твердая, жестокая и беспощадная, взявшаяся казнить тех, кто считает себя вполне законопослушными гражданами... Кто убийца? Кто следующий? Какой способ убийства изберет изощренный убийца? Жребий брошен, роли распределены... И помочь может лишь обыкновенная считалка — простая детская считалка... Но сумеют ли негритята догадаться, какая судьба им уготована, до того, как следующая строчка песенки будет приведена убийцей в действие?..
Блестящий, неоднократно перечитываемый детектив, заставляющий при прочтении слышать шум прибоя, шепот молитв, бой настенных часов, звуки бури и ощущать страх тех, кто обречен...
... А лодка так и не показалась на горизонте...
P.S. Читать только в переводе Ларисы Георгиевны Беспаловой!
Интересный факт: в первоначальной версии романа фигурировало 8 человек; в расширенной — двенадцать, но в итоге леди Агата отказалась от двух персонажей — безымянного капитана и миссис Уайнъярд. Также писательница рассматривала версию «стороннего наблюдателя».
tapok, 6 декабря 2020 г.
Десять человек. Один остров. Ни одного выжившего
***
«Десять негритят» — магнус опус Агаты Кристи. Книга, которая во многом определила рамки жанра – психологический триллер (с детективной линией). Книге почти век, а приемы, которые использовала автор до сих пор актуальны – замкнутое пространство, убийца среди главных героев, финальный твист. Причем всеми этими приемами пользуются все – режиссеры, писатели. Из ярких примеров можно вспомнить «Лофт» или «Дьявол» (2010). Да, кто-то добавляет мистику (речь про «Дьявола»). Но рамки всё те же. Даже Тарантино не гнушается методами Кристи («Омерзительная восьмерка»). Может даже и не Агата Кристи всё это придумала, но она определенно стала катализатором популярности этих приемов.
Итак, сюжет строится вокруг десяти людей, которые под разным предлогом попадают на Негритянский остров (дисклеймер – так остров называется в переводе). Люди эти самые разные – женщины и мужчины, относительно молодые и относительно старые, семейные и холостые. Веселье начинается, когда по дому, где собираются протагонисты, звучит голос, обвиняющих всех и каждого из десяти в убийствах. Косвенных или прямых, массовых или одиночных. Герои, конечно же, отрицают всё, что о них было сказано. И совсем весело становится, когда погибает первый из десяти. В точности так, как звучит в песенке про «десять негритят». Иными словами, судьба всех десяти протагонистов решена и известна как им самим, так и читателю. И, естественно, она известна конструктору (привет, «Пила»). Собственно, больше и не нужно знать о сюжете.
Что касается особенностей романа, то тут есть о чем поговорить. Во-первых, разнообразие героев и малый объем произведения. Книга читается за вечер или два даже при самом неспешном подходе. Обилие персонажей сперва пугает (для того времени, когда была написана книга, было необычно такое количество ПОВов). Вместе с тем герои тут – тот еще картон. Они нужны чисто для декораций, не более. Во-вторых, замкнутое пространство. Персонажам деваться некуда. Будь книга современной, мы бы увидели, скорее всего, карту острова. В целом, атмосфера замкнутого пространства (да и безнадежности) у Кристи получилась. Еще один момент – психологизм. То, что сперва выглядит как шутка, уже к середине действия превращается в панику, а затем и в лютую истерию. В итоге герои делают то, что задумал конструктор. Как говорится, «идеальное преступление». Здорово, что в романе нет как таковых добрых персонажей. Финал рассудил всех – у всех руки в крови. У кого по локоть, а кто-то и вовсе купается в ней. Это тоже необычно для книг того времени.
По части минусов можно сказать лишь то, что сперва количество героев пугает, в них легко запутаться. Ну и их картонность. С другой стороны, при таком объеме романа выписать живых героев – это «миссия невыполнима». Поэтому минус это условный.
Заключение: огромное количество переизданий и переводов, огромное количество экранизаций, отличные отзывы и оценки. Всё это лишь подтверждает, что «Десять негритят» — вещь знаковая как для автора, так и для жанра. Книга читается легко и интересно даже в 2020 году. Страшно представить, какой фурор она произвела в середине ХХ века. Здорово, когда книги не теряют свою актуальность.
9 негритят из 10. Браво!
Cerber66608, 19 ноября 2020 г.
Знакомство с автором вышло более чем удачным. Детектив читается очень легко, интрига сохраняется до самого конца. Персонажи колоритные, все со своей историей и узнать кто же из них умрет следующим было очень интересно, а разгадать тайну убийцы еще интереснее. Признаться честно, сам я разгадать эту тайну не смог, все намеки автора уводили меня в сторону другого человека, который прекрасно подходил для этой роли и в один момент даже он сам поверил в нее и подыграл.
Пожалуй, меня можно отнести к той немногочисленной и счастливой категории людей, которые до прочтения одного из самых известных литературных произведений не словили никаких спойлеров. Я не знал кто убийца, даже советскую экранизацию не смотрел. Знал только, что первая жертва поперхнулась, но это даже в синопсисе есть. Безусловно, так читать интереснее, в детективе должна быть тайна.