fantlab ru

Клайв Стейплз Льюис «Расторжение брака»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.63
Оценок:
144
Моя оценка:
-

подробнее

Расторжение брака

The Great Divorce

Другие названия: Сказание об аде и рае, или Расторжение брака

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 20
Аннотация:

Сон, в котором автор, как Данте, посещает ад и рай.

Похожие произведения:

 

 


Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты
1992 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 8. Письма Баламута. Баламут предлагает тост. Страдание. Расторжение брака. Размышления о псалмах. Письма к Малькольму
2000 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 8. Письма Баламута. Страдание. Расторжение брака
2000 г.
Письма Баламута. Расторжение брака
2004 г.
Письма Баламута. Расторжение брака. Мерзейшая мощь. Из цикла
2004 г.
Просто христианство. Письма Баламута. Расторжение брака
2009 г.
Сказание об аде и рае, или Расторжение брака
2010 г.
Сказание об аде и рае, или Расторжение брака
2011 г.
Письма Баламута. Расторжение брака
2019 г.
Расторжение брака
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Письма Баламута
2024 г.

Аудиокниги:

Расторжение брака
2006 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В целом книга добрая и светлая и потому достойна того, что бы ее прочитали.

Воинствующему атеисту понравилось :)

Блейка к сожалению не читал и с Данте пока полностью не справился :(

Но зато начало мне очень напомнило атмосферу в Град обрече́нный Стругацких.

Серый Город, мне показался не всем адом, а скорее одним из городов ада. Иначе придется признать, что Склочность главный грех и отличительная особенность всех попавших в чистилище-ад. Наличие трещин в Раю, в который помещается ад, подтверждает, что этих самых адов достаточно много.

Читал сразу после Братьев Карамазовых, что-то неуловимое их объединяет. Хотя например ад старца Зосимы, совсем другой, там главное угрызение совести, здесь же главное отсутствие в аду этих угрызений. Никто из отказавшихся от Рая вообще не признавал себя в чем-то виноватым.

Большое количество путешественников из ада в Рай отличаются крайней нетерпимостью к окружающим. Кстати автор тоже не исключение, он конечно вроде бы объективно передает то, что видит, но большой любви к окружающим пассажирам автобуса не испытывает. Но это пока они абстрактные попутчики. А вот как только душам из-за «ерунды» отказывают во входе в рай, то тут автор за них вступается.

Сотрудник, посоветовавший эту книгу, просил ответить на вопрос что это?. В смысле классификации произведения. Кто-то ему сказал, что это классное фэнтези. Мы сошлись на том, что это притча. Но, дочитав, я нашел в произведении и элементы утопии/антиутопии. При этом мне пришло в голову смелое название для книги «Откровение от Клайва Льюиса».

Моей жене тоже очень понравилась книга. Один из вопросов, который у нее возник, кто был водителем автобуса. Удивительно, что многие читавшие книгу, таким вопросом не задались. Ответ для меня показался при этом вполне очевидным.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Иисус.

Четко читаются утверждение, что оценка святой/грешник в Раю оказалась совсем не такой, как многим казалось на Земле.

Очень яркой получилась фигура фирмача, который «Свое требовал». Потрясающая женщина угробившая мужа, но уверенная, что даже в Раю без нее он пропадет. А женщина, у которой умер сын Майкл — пример так хороше высмеянного в последнее время термина «удушающая материнская любовь».

Модель получилась не однозначная. Но вполне приемлемая для восприятия. Но Клайв Льюс не остановился на ней и в конце книги начал описывать реальность на достаточно сложном трансцендентном уровне. Все-таки оказалось важным показать, что эта модель примитивна, что бы никто, не захотел рассматривать ее как стопроцентную Истину.

Цель, заявленная в предисловии, вполне достигнута. Показана несовместимость модельных ада и Рая. Это несовместимость оттолкнула от Рая многих героев книги и что интереснее, скорее всего, оттолкнула и некоторых читателей. Что мне показалось важным, что попадание в Рай требует пройти через боль, но основная масса жителей чистилища отказывается от Рая далеко не из-за боли. Я скорее готов примирится с таким Раем, по мне он лучше модельного ада. Но «Раем» он мне не показался.

upd 09.08.2015

Перечитали с женой. Не уверен , что мысли оказались глубже.Скорее поверхностные. Преддверие рая напоминает психиатрическую больницу. Где у больных преимущественно можно диагностировать навязчивую идею. А ангелы-психиатры к сожалению начинающие и не всегда удачные доктора, которые сами недавно излечились.

То есть в этот раз мы больше обратили внимание на поведение принимающей стороны. К сожалению у них получается плохо с аргументацией. Вновь прибывшие должны научится не судить, но ведь принимающие то их судят и говорят им в чём те не правы. В условия такого неравенства очень сложно не взбунтоваться.

С другой стороны эти встречи как видно урок и для прибывших и для принимающих. Так что развитие продолжается.

Ещё интересно, что в этом мире, как в аду, так и в раю, люди живут не рядом с родственниками-друзьями, а в точке , которая соответствует их сегодняшнему уровню.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Расторжение брака», как мне кажется, стилистически очень ранняя вещь, и неподготовленному читателю может показаться, что Льюис слегка ударился в эзотерику. А с точки зрения православного христианина, особенно строго придерживающегося уставов Церкви, особенно подверженного ортодоксальному мышлению — здесь невероятное количество ереси. Однако Льюис, отбросив сомнения, напрямую вещает о встрече многих людей «за порогом», и этот прием в книге, пожалуй, лучший. Дело в том, что изложение Льюиса помогает лучше понять идею Бога и приблизиться к Нему. И даже более того — расправить, так сказать, складки на душе. А порой встречаются вставки очень серьезного текста, который приходится переосмысливать и перечитывать, и понимать и принимать на духовном уровне. Так что книга серьёзная. Но подойдет тем, кто желает, опять-таки, христианства «для чайников».

Есть совершенно потрясающие цитаты, например:

«Похоть жалка и худосочна перед силой и радостью желания, которое встанет из ее праха».

А имя Марджори Бэнкс, кстати, перекочевало в «Нарнию» потом.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня сегодня было хмуро на душе, пока я не нашла томик К.С. Льюиса и не перечитала «Расторжение брака». Надеюсь, когда-нибудь мы встретимся с ним в раю, как герой повести с духом Джорджа Макдональда, и я лично скажу Льюису спасибо за утешение и наставление. :)

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Казалось бы, чего стоило автору произведения об аде и рае изобразить ад пострашнее, с озёрами кипящей смолы, жуткими орудиями пыток и орущими грешниками, присовокупив к сему мораль: будете грешить, навсегда останетесь здесь! Но... ада в произведении нет. Как нет и рая — есть предверие того и другого. Есть ослепительная, сияющая красота входа в рай, и каждый герой в состоянии выбрать её радостное величие. Надо только, пересилив себя, захотеть остаться здесь. Захотеть по-настоящему. И тогда ты будешь одним из тех, для кого взойдет солнце.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Снизил оценку на балл за полемику с Блейком. Не поняв смысла блейковского образа «Бракосочетания Рая и Ада», Льюис трактует его буквально, выказав здесь некоторую христианскую твердолобость, которая, к счастью, не так уж часто в нём проявлялась. Впрочем, очень скоро становится ясно, что он имеет в виду, и читатель освобождается от блейковских аллюзий — и дальше это действительно один из прекраснейших образцов льюисовской дидактики и христианской литературы в целом.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действительно очень наглядно получилось у Льюиса разрешить различные нравственные вопросы и проблемы по поводу существования ада.

Казалось бы, как может человек по собственному желанию остаться в аду? Ведь нонсенс? Оказывается нет. Двери ада закрыты изнутри. Весьма наглядны и показательны примеры, и очень удачно подобраны.

Еще меня очень поразила в своё время мысль (образ, раскрывшийся в конце повествования) о том, почему же ад по сути своей получается мал, и почему не в состоянии причинить раю никакого вреда :) Естественно это только «сон» и образ является лишь образом, но всё равно мысль получилась очень интересна и познавательна.

Не поленитесь — прочитайте это произведение! Не пожалеете :)

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошая повесть.Во многих героях узнаешь отчасти себя и окружающих тебя людей.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепное произведение. И сильное не только нравственным посылом (воинствующим атеистам может не понравиться), но и художественными образами, оригинальнейшими идеями, языком. Иногда попадались в повествовании такие места, которые просто поражали тем действием, что они на меня оказывали. Я, в удивлении, их перечитывал, пытаясь понять, где, в каком месте и каким образом за этими простыми буквами/словами/предложениями скрыта магия льюисовского текста? Не находил...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как точно замечено в аннотации, как Данте. Эта небольшая повесть просто наполнена явными и косвенными аллюзиями на Комедию Данте. Что не лишает ее оригинальности и глубины. Льюис, как и Чарльз Уильямс, отдали должное великому поэту средневековья.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень наглядная и изящная притча. Хорошо объясняет христианское понимание Рая и ада. Замечательный анализ «плавной дороги» в ад, без эксцессов, тихо, мирно, прилично... Особая благодарность — за «пиар» Джорджа Макдональда:smile:.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх