Вальтер Скотт «Квентин Дорвард»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Франция, середина 15 века. Страну раздирают междоусобицы, интриги, раздоры среди знати. Король Людовик XI борется с феодалами, главный среди которых герцог Карл Смелый Бургундский, за установление абсолютной монархии. Молодой шотландский дворянин, Квентин Дорвард, ищущий на чужбине славы, почёта и богатства, неожиданно для себя оказывается в самом центре этой борьбы.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— условный цикл «Романы Уэверли»
- /языки:
- русский (46), украинский (3)
- /тип:
- книги (47), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Н. Билецкая (3), А. Билецкий (3), А. Горлин (1), Вяч.Вс. Иванов (6), Н. Мазуренко (1), Н. Могучий (1), А. Писарев (4), М. Шишмарёва (37)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 1 апреля 2025 г.
Читал, как будто смотрел фильм. Знаете, из тех, из 80-90-х, когда понятие «блокбастер» ещё ассоциировалось с некоторым качеством и одновременной увлекательностью; фильм не из самых закрученных, не из самых зрелищных, но увлекательный и даже весьма очаровательный, про которые думаешь: «Я его когда-нибудь ещё пересмотрю». Читал, как смотрел фильм. Воочию представляя все его сцены – и представлял его финал, в котором честный герой должен обязательно получить свою ценную награду, но это не портило чтения и удовольствия от него, да и окончательно финал стал осязаем лишь за пару десятков страниц до конца книги. Я читал, и когда меня что-то отвлекало или я задумывался, а мой сознание при этом пропускало несколько абзацев, мне это совершенно не мешало – и это тоже напомнило мне хороший, хоть и простой приключенческий фильм, и это, как ни странно, я тоже ставлю роману в плюс; его непрерывное очарование не зависит от перерывов в одолении текста. Но, в общем, и читать было легко. И приятно. Приключения, интриги, романтика, напряжение опасностей ратных и политических – всё это приятно.
До того я читал у Скотта лишь прославленного «Айвенго». И набор приятностей в этих романах вполне похож, но этот понравился мне больше. Он не столь сказочен – хотя и тут взаимная любовь бедного шотландского стрелка, хоть и дворянина, и герцогини отдает сказкой – но он отдален от столь былинных персонажей, как Робин Гуд или Ричард Львиное Сердце, далек от странствующих королей и благородных разбойников. И он чуть жестче. За строками чувствуется вся жестокость мятежа и захвата Льежа, например. И вся жестокость политики. Надо сказать, что герои романа яркие, но простые, однако политические лица, в особенности Людовик, имеют свою глубину и противоречивость. Особенно Людовик. Его и вовсе можно назвать столь же главным героем, как и Квентин Дорвард, а в моей памяти он даже больший герой – столь харизматичная и сложная получилась личность; и не даром автор будто бы нарочно оттягивал на него читательское внимание в эпизодах, казалось бы, имеющих малое отношение к судьбе заглавного персонажа.
Политика – её сложность, жестокость, иногда хитрость и бесчестье – второй слой романтической истории, что гораздо приятнее и напряжённее чем превратности судьбы и рыцарские стычки (раз уж вспомнился роман «Айвенго»). И если хитрость сильных мира сего в «Айвенго» сопряжено с откровенным бесчестием, то здесь, пусть и противопоставленная прямоте рыцарства, пусть и столь же вероломная, она – хитрость, политика –всё же имеет внушительность большой и грозной силы. Как минимум большей чем сила прямолинейных врагов Людовика – Карла Смелого, и уж тем более Вепря, оправдывающего своё имя.
А ещё, во второй уже раз из двух подумалось, что позиция автора-шотландца – лучшее, что есть в этих книгах. Позиция, которая дозволяет относиться к герою-соотечественнику с любовью, но не без мягкой иронии; а ко всем иным даже с легким чуть слышным подтруниванием.
Одним словом, приятное, приятное чтение.
URRRiy, 8 апреля 2023 г.
Отличный даже в настоящее время приключенческий роман на исторической основе. На мой взгляд, именно гармоничное сочетание активных сцен с участием юного рыцаря Квентина Дорварда (с первых страниц романа сумевшего не потонуть, не погибнуть от меча и петли палача) с разъяснением политической ситуации вокруг такого интересного персонажа как Людовик 11, «интриган и баламут» сформировало настоящее качество — стандарт литературного жанра.
Конечно, не забыл автор и про любовь, и про интриги/ пророчества (с их непременным разоблачением), и конечно слегка сместил годы жизни исторических персонажей типа герцога Орлеанского Людовика, епископа Льежского и прочих Арденнских вепрей ради повышения градуса интриги и обострения сюжета.
В общем писатель добросовестно старался, чтобы читатель и развлекся, и приобщился к «доброму, умному, вечному», за что сказали Вальтеру Скотту спасибо сердечное миллионы поклонников его творчества.
Рекомендую роман, как хороший вариант классической литературы для подрастающего поколения.
Stalk-74, 16 октября 2018 г.
Второй по популярности роман Вальтера Скотта после «Айвенго». Но, в отличие от первого, при чтении «Квентина Дорварда» постоянно кажется, что читаешь Дюма. Возможно, это из-за обилия французов (Скотт как-то больше воспринимается по британскому вектору), возможно, из-за смещения акцента на хитроумие большой политики, а не на подвиги и приключения. Хотя, конечно и последних было достаточно.
Заложник жанра, Скотт рисует главных героев сугубо положительными красками, что отводит им в литературном пантеоне вторые ряды, ибо повеса д'Артаньян или благородные пираты будут привлекать к себе сильнее, благодаря недостаткам. Вышеизложенное относится и к шотландцам в целом. У Скотта они бедные, простоватые, но, как один смелые и верные. Что для наемников средних веков вряд ли соответствует истине.
Женский вопрос в романе раскрыт куда менее приключенческо-политических. А вот историческая часть по привлечению интереса читателей удалась куда более других романов шотландца. А месье Людовик XI вообще получился чуть ли не самым искусным интриганом, затмевая приснопамятного Ришелье. Даже странно, что такой расчетливый монарх фактически добровольно пошел в плен к антагонисту — герцогу Бургундскому.
prouste, 1 мая 2013 г.
Считаю «Квентина Дорварда» лучшим из романов Скотта, который создал имя на шотландском материале, а является класскиом как бы исторического романа английского. Основное достоинство — конечно, фигура Людовика, в образе которого автор преуспел совершенно: ни один из иных коронованных героев обильного наследия Скотта ( включая и Иакова из «Приключений Найджела» и Ричарда из «Талисмана») не обладает полнокровностью и убедительностью того же масштаба. Скотт превзошел себя настолько, что его персонаж по фактуре и качеству исполнения в одном ряду с сегуном Клайвела и доном Пьюзо, а этти авторы использовали совершенно иную технику и, так сказать, стояли на плечах карликов.
Сюжет с тайной рождения, цыганом-предсказателем, типичными блеклыми персонажами — так себе, сюжет в части восстания горожан побойчее чем обычно, Карл Смелый и Вепрь вполне себе заполняют пространство рядом с Людовиком.
Определенно книга получше выцветших шотландских романов про горцев( столь повлиявших на нашу Латынину) или «Айвенго» с его антинационалистическим пафосом и раздвоением бледной героини на двух красавиц, между которыми метался рыцарь. С другой стороны, отечественная экранизация с незабываемыми песнями Высоцкого, в ходе которой удачно убрали всю еврейскую линию с Ревеккой и ее отцом, очень выигрывает пееред бледноватой отечественной же постановкой «Квентина»
ffzm, 13 января 2012 г.
Это один из тех романов, которыми я и моё поколение зачитывались в юные годы наряду с «Тремя мушкетерами»,«Детьми капитана Гранта», «Робинзоном Крузо», «Островом сокровищ», «Капитаном Бладом» и других классических приключенческих произведений. Я прочитал этот роман в 14 лет и он меня так увлёк, что я не на шутку стал интересоваться историей Франции времен Людовика XI. «Квентин Дорвард»-один из лучших и увлекательнейших исторических романов В.Скотта. «Квентин Дорвард»-это храбрые рыцари и прекрасные дамы, хитрые короли и благородные герцоги, кровавые поединки и конечно же любовь.
DeadPool, 15 мая 2011 г.
Роман скроен по классическим для Вальтера Скотта лекалам. Есть здесь честный отважный юноша(Квентин), прекрасная возюбленная героя(Изабелла), король любящий принимать обличие другого человека(Людовик ХI, который прикидывался торговцем), доблестный противник короля(Карл Бургундский) и страшный злодей(Гийом де ла Марк). Герои просты и не затейлевы. Сюжет интересный и захватывающий, но по-детски наивный. Всё это мы уже видели,ничего нас уже не впечатляет. Однако любим мы Вальтера Скотта не за сюжет, не за героев, а за неповторимый дух его произведений. Они обладают каким-то таинственным обаянием. Картины той эпохи встают перед глазами( автор кстати очень тщательно работал над исторической основой), читатель действительно начинает верить в храбрых рыцарей, доблестных дам и коварных злодеев. Я думаю многие из нас слыша слово Средневековье сразу же вспоминают книги Вальтера Скотта, которые во многом сформировали романтический и притягательный образ той эпохи. Вальтер Скотт-это классик мировой приключенческой литературы.И при всей наивности его творчества я не могу поставить оценку ниже 9.