Дмитрий Биленкин «Сила сильных»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Далекое будущее. Вселенная разделена на два лагеря: коммунисты и остальные. «Остальные» лелеют нехорошие планы. Пресечь происки империалистов отправляются четверо: девушка-индианка Ума, ведущая происхождение из касты неприкасаемых; пигмей Юл, русский Антон Полынов и философ Лю Банга, исполняющий роль немолодого чимандра. На них устраивают охоту в буквальном смысле слова, но на помощь приходит...
Впервые повесть была напечатана в «Уральском следопыте»» №6 и №7 за 1985 год.
Входит в:
— цикл «Приключения Полынова»
— журнал «Уральский следопыт 1985'06», 1985 г.
— журнал «Уральский следопыт 1985'07», 1985 г.
— журнал «Sovětská literatura 1986/12», 1986 г.
— журнал «Sowjetliteratur 1986-12», 1986 г.
— сборник «Сила сильных», 1986 г.
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 31», 1987 г.
— сборник «Космический бог», 2002 г.
— антологию «ФантАstika/2009», 2010 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 86
Активный словарный запас: высокий (3052 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)
Экранизации:
— «Звёздный конфликт 2» 2021, Россия, реж. Алексей Евдокимов
- /языки:
- русский (7), немецкий (1), чешский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (5), периодика (5)
- /перевод:
- Х. Гутше (1), М. Дворжак (1), С. Йосифова (1)
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 4 ноября 2020 г.
Да, мир изменился неузнаваемо. Сегодня эта книжка никогда не получит свою законную «десяточку», увы и ах (я и сам-то поставлю только «7»). Минуло ВСЕГО 35 лет, а ментальные ориентиры Социума сместились так, будто это уже ИНОЙ Социум. В каком-то отношении — да, иной, НО... частная собственность и неформальная всеобщая власть презренного металла — всё-таки — не столь значимые факторы, чтобы ТАК изменить оные ориентиры. Речь не о мелочах.
Тогда, 35 лет тому, 10 из 10-ти (с кем я делился впечатлением от книжки) даже не допускали возможности сомнения в том, что это... — эээ... супер-шедевр. И суть — не в идеологии, как можно было бы ошибочно подумать. Отнюдь. Никаких «коммунистических» или «капиталистических» оттенков наши тогдашние впечатления не имели от слова «совсем». У нынешнего поколения — вообще — довольно глупое представление о реалиях стародавних советских времён. Мы — точно так же, как и нынешние нигилисты — с полнейшим презрением относились к власть предержащим, точно так же лакали пиво литрами, матерились, били морды «чужим» (кто «вторгался» в пределы «нашей» территории с «чужих» двора, улицы, квартала), точно так же фанатели от крутых шмоток и т.д. и т.п. Не в ЭТОМ дело.
Было ещё ЧТО-ТО. Трудноуловимое и трудноформализуемое. То, что БЫЛО в этой книжке. Беда в том, что теперь этого точно НЕТ. Но, вот... где конкретно «нет» — в нас или в книжке — вот это ВОПРОС
kavarkad, 25 октября 2023 г.
Жалкое подражание Ефремову, «Часу Быка». Такая же встреча двух культур, причём опять прилетают к капиталистам.
Где-то с середины подумалось, что он хотел сделать детскую версию
но для тогда нужно было выкинуть пафос о том, как круты комунары и как коварны капиталы, и побольше приключений и борьбы добавить. А то всего 2 невнятных поединка.
И оба заканчиваются деус экс машиной.
Ben Chevis, 19 мая 2016 г.
Идея хороша. Разочарование «Коммунизмом» чувствуется, и сильно. От первых шапкозакидательских умозрений не осталось и следа. А вот с альтернативой труба! Очень наивно!, хотя по «нирванистам» ударено крепко! Стоит почитать, особенно учитывая многократно возросший опыт и язык автора.
Славич, 19 апреля 2011 г.
Складывается впечатление, что автору захотелось написать остросюжетную приключенческую фантастику. Прекрасно осознавая, что у космооперы нет шансов пробиться сквозь цензурные преграды, Биленкин скрыл её истинную суть под маской привычного антикапиталистического памфлета.
С самого начала читатель отсылается к тогда ещё запрещённому «Часу быка». Есть Земное Содружество, где коммунизм построен ещё столетия назад. Есть капиталисты и ретрограды, бежавшие с Земли. Вместо одинокого Торманса в их распоряжении небольшая империя в Плеядах. Есть у Биленкина и своё Кольцо. Только не Великое кольцо цивилизаций, а кольцо сознаний, объединённых телепатически. Правда, дальше Дмитрий Александрович потихоньку опровергает основной постулат Ефремова, о том, что лишь при коммунизме можно достичь звёздных высот в науке и технике. Исчезнувшая (уничтожившая себя?) древняя цивилизация развила такие технологии, что людям и не снились. Да и в Империи Плеяд преспокойно летают от звезды к звезде.
Завязка довольно банальна. В руки врагов попадает очередное супероружие предтеч, способное сдвигать небесные тела со своих орбит. (Сколько десятков раз заокеанские коллеги обращались к этому сюжету?) Несколько добровольцев-землян внедряются в имперское общество с целью разузнать всё об этом орудии разрушения и вывезти его. Успех бравых разведчиков-самоучек ни у кого не должен вызывать сомнений.
После интригующего названия первой части – «Без запретов» – ожидаешь рассуждения этического характера. Например, о том, что избавивший от нравственных ограничителей, личность неизбежно деградирует. Можно было показать это на одном из героев. Ничуть не бывало! И без части внутренних запретов, научившись обманывать и сражаться, персонажи остаются столь положительными, что в пылу борьбы ни единого супостата серьёзно не покалечили. Даже страшно становится, когда представишь, какие идеальные люди остались дома.
Описания общественных отношений в повести разглядеть не удалось. Коммунисты хорошие, буржуины плохие. Вот и вся социология. В скоплении Плеяд скрылись в основном представители господствующих элит. Понятно, что на них должен кто-то работать, поэтому роль пролетариата исполняют андроиды (привет Азимову?).
Из достоинств могу упомянуть следующие. Очень точно подобран эпиграф: четверостишие Пушкина неожиданно соотносится с содержанием повести. Понравилось описание кибернетических устройств. Так, если у землянина возникнет желание заняться физическим трудом, он в любой момент может подключить свой разум к управлению землеройной машиной где-нибудь на Марсе. При этом его нервная система и тело вообще испытывают определённые нагрузки. В Империи, на Авалоне, существует свой искусственный интеллект, контролирующий работу инфраструктуры. С ним и вступает в контакт один из героев. Не поверите, кажется, здесь первое в советской НФ упоминание киберпространства!
Какой вывод желал сделать писатель, для меня осталось загадкой. Не нашёл я ни оригинальной фантастической концепции, ни внезапных поворотов сюжета, ни литературных изысков. Ощущение, будто всё это уже встречалось и в советских и в западных книгах. Отсюда и невысокий балл. Быть ему ещё ниже, если бы не уважение к классику, так умело обошедшему цензуру.
Отзыв писал по памяти. Мог и упустить какие-то важные моменты. Буду рад, если кто-нибудь объяснит мне, в чём я был неправ.
pava999, 16 сентября 2011 г.
Такой халтуры от Биленкина не ожидал. 7 ставлю лишь за киберпространство. Это единственный плюс повести. А вот минусы:
1. Невнятный сюжет, особенно начало.
2. Отрицательные герои. Чуть ли не кричат: «Мы плохие. Мы всех перебьём».
3. Черезчур положительные герои. Прямо таки при всей преданности великой миссии коммунизма, ни одного врага серьёзно не поранили, а тех, кого поранили, вылечили.
god54, 6 ноября 2009 г.
Фантастический советский боевик времён расцвета холодной войны со всеми присущими этому периоду времени атрибутами, когда старались весь мир поделить на наших и ваших, черное и белое. Поэтому и повесть строго проводит разграничительную линию, оставляя большую часть страниц на рассуждения и убеждения в силе и победе развитого коммунизма.
Yazewa, 17 мая 2008 г.
Вначале повесть откровенно разочаровала, — какой-то примитивностью сюжета, что ли. Да и главные герои тоже показались слишком типажными, «дежурным набором» боевика. Однако затем действие стало интереснее, понравилось и общение с искусственным разумом, и фантастический музыкальный инструмент (он-то, собственно, и был самым невероятным компонентом сюжета, по-моему).
Kuntc, 1 января 2008 г.
Заключительное приключение Полынова, а вернее его потомка, мне понравилось несколько больше, чем предыдущие произведения из этого цикла, но повесть все равно, увы, не шедевр. Первое, что бросается в глаза – это невнятное и запутанное начало, сразу сложно разобраться, что к чему и чего тут творится. К счастью, потом все налаживается. Как и в предыдущих частях цикла в «Силе сильных» автор вновь делает акцент на социальные проблемы, почитать интересно, но все эти размышления вновь забивают основное действие. Не сбалансированным произведение получилось…