fantlab ru

Ричард Матесон «Рождённый мужчиной и женщиной»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.93
Оценок:
426
Моя оценка:
-

подробнее

Рождённый мужчиной и женщиной

Born of Man and Woman

Другие названия: Рождённый от мужчины и женщины, Родители были людьми

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 96
Аннотация:

Любому младенцу, любому ребенку хочется любви и тепла. Что же получится, если его заставят чувствовать себя изгоем?

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Написание в некоторых изданиях фамилии переводчика как И. Найденов является ошибочным.


Входит в:

— сборник «Посылка»

— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, Summer 1950», 1950 г.

— антологию «The Best Science Fiction Stories: 1951», 1951 г.

— антологию «Children of Wonder», 1953 г.

— сборник «Born of Man and Woman», 1954 г.

— журнал «Fiction n° 25, décembre 1955», 1955 г.

— сборник «Third from the Sun», 1955 г.

— антологию «Les 20 Meilleurs Récits de science-fiction», 1964 г.

— антологию «The Mindworm», 1967 г.

— антологию «Science Fiction Hall of Fame, Volume One», 1970 г.

— антологию «Histoires de mutants», 1974 г.

— антологию «Dying of Fright: Masterpieces of the Macabre», 1976 г.

— журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction, October 1979», 1979 г.

— антологию «The Magazine of Fantasy & Science Fiction: A 30 Year Retrospective», 1980 г.

— антологию «The Road to Science Fiction #4: From Here to Forever», 1982 г.

— антологию «Histoires de science-fiction», 1984 г.

— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 12 (1950)», 1984 г.

— антологию «The Best Fantasy Stories from the Magazine of Fantasy & Science Fiction», 1985 г.

— журнал «N comme Nouvelles n° 10», 1987 г.

— антологию «Родословная тьмы», 1987 г.

— сборник «Richard Matheson: Collected Stories», 1989 г.

— антологию «Фата-Моргана 1», 1991 г.

— антологию «Не только мертвые», 1992 г.

— журнал «Фантакрим MEGA 1993'5», 1993 г.

— антологию «Between Time and Terror», 1995 г.

— антологию «The Road to Science Fiction: Volume 4: From Here to Forever», 1996 г.

— сборник «Nightmare at 20,000 Feet», 2002 г.

— сборник «Duel», 2003 г.

— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.

— антологию «Century's Best Horror Fiction. Volume One», 2012 г.

— сборник «Нажмите кнопку», 2017 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1951, ретроспективная // Рассказ

номинант
Премия Нокт / Premios Nocte, 2015 // Зарубежный рассказ

Похожие произведения:

 

 


Фата-Моргана 1
1991 г.
Не только мертвые
1992 г.
Легенда. Рассказы
2001 г.
Посылка
2009 г.
Корабль смерти, Стальной человек и другие самые невероятные истории
2011 г.
Голова Медузы
2018 г.
Нажмите кнопку
2018 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, Summer 1950
1950 г.
(английский)
Fiction n° 25, décembre 1955
1955 г.
(французский)
The Magazine of Fantasy & Science Fiction, October 1979
1979 г.
(английский)
N comme Nouvelles n° 10
1987 г.
(французский)
Фантакрим MEGA 1993'5
1993 г.

Издания на иностранных языках:

The Best Science Fiction Stories: 1951
1951 г.
(английский)
The Best Science Fiction Stories: 1951
1952 г.
(английский)
Children of Wonder
1953 г.
(английский)
Born of Man and Woman
1954 г.
(английский)
Children of Wonder
1954 г.
(английский)
Fiction Collection n° 8
1955 г.
(французский)
Third from the Sun
1955 г.
(английский)
Les 20 meilleurs récits de science-fiction
1964 г.
(французский)
The Mindworm
1967 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume One
1970 г.
(английский)
Science Fiction Hall of Fame
1971 г.
(английский)
Science Fiction Hall of Fame, Vol. Two
1972 г.
(английский)
Histoires de mutants
1974 г.
(французский)
The Science Fiction Hall of Fame: The Greatest Science Fiction Stories of All Time
1975 г.
(английский)
Dying of Fright: Masterpieces of the Macabre
1976 г.
(английский)
Regola per sopravvivere
1977 г.
(итальянский)
The Magazine of Fantasy & Science Fiction: A 30 Year Retrospective
1980 г.
(английский)
The Road to Science Fiction #4: From Here to Forever
1982 г.
(английский)
Histoires de science-fiction
1984 г.
(французский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 12 (1950)
1984 г.
(английский)
The Best Fantasy Stories from the Magazine of Fantasy & Science Fiction
1985 г.
(английский)
Histoires de mutants
1985 г.
(французский)
The Dark Descent
1987 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents the Golden Years of Science Fiction: Sixth Series
1988 г.
(английский)
Richard Matheson: Collected Stories
1989 г.
(английский)
Between Time and Terror
1995 г.
(английский)
The Dark Descent
1997 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume Onee
1998 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume One, 1929-1964
2003 г.
(английский)
The Road to Science Fiction: Volume 4: From Here to Forever
2003 г.
(английский)
Sense of Wonder: A Century of Science Fiction
2011 г.
(английский)
The Century’s Best Horror Fiction. Volume One
2012 г.
(английский)
The Best of Richard Matheson
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

думаю, рассказ написан не для «морали».

Дело в том, что в одном из переводом очень точно передан стиль языка мышления «ребенка». Там, где пришла «маленькая мама с живулькой».

Этот ребенок просто с самого момента создания был «чужой расы». Другой. Хотя если очень хочется выкопать новомодные учения про «насилие, порождающее насилие» и проч. то можно попробовать спроецировать в прошлое и нечто похожее.

Дело в том, что у людей родилось нечто. Как у из сказки о том, что «родила царевна в ночь не то сына, не то дочь...»

Про насилие в семье, порождающее насилие — это уже сверхдокопательство некоторых педантов-читателей, не умеющих «расслабиться и получить удовольствие» от идеи.

Наоборот, в последних детективах мне часто попадаются фразы о том,, как матери, родившие матерых преступников сами не знают кого они породили.

Форма просто безупречная, язык хорошо, а идея — просто фантастическая и гениально простая.

Как впрочем и многие другие рассказы Матесона и Старджона.

Может они оба почитывали алгоритм рационализаторских идей Альтшулера?

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

В подвале некоего дома сидит на цепи некое существо, которое в самом начале женщина, ее существо именует «мама», называет «чудовищем». Есть еще и «папа», существо его боится, так как он иногда спускается в подвал и бьет его палкой. Стены холодные, к оконцу подходить нельзя, смотреть на других людей нельзя, за освобождение от цепи следует жестокое наказание. А существу любопытно, существо хочет быть рядом с другими людьми, существу одиноко и страшно. В его сердце зреет бунт.

То, что «мама» — это мама «чудовища», то, что «папа» — это папа «чудовища», не является определенным фактом, но название рассказа, скажем так, символизирует. По всей видимости, у существа есть сестренка, он называет ее «маленькая мама». Сестренке тоже любопытно, ей интересно, что живет в подвале, как-то раз она спускается туда со своей собачкой, и существо убивает последнюю. Оно большое, оно страшное, оно может делать странные вещи, но оно не злобное, на фиг собачка его укусила. «Маленькая мама» уцелела, но если бы она сделала существу что-нибудь плохое, то вряд ли это кончилось бы для нее благополучно.

Рассказ написан от лица «рожденного от мужчины и женщины». Это поток его сознания. Изложена история косноязыко, краткими предложениями. Но велеречивых пассажей от героя ждать не приходится. Во-первых, ему вроде бы всего восемь лет. Во-вторых, вряд ли с ним кто-нибудь занимался изящной словесностью.

Тем не менее, если Матесон стремился вызвать у читателя сочувствия к заглавному герою, то – увы и ах! – не получилось. Слишком уж короткий рассказ, слишком уж обрывочна история, слишком уж прямолинейно изложено.

Цитата:

«Сегодня, когда сверху больше нет желтого, я съел свою еду и еще ел тараканов. Я слышал, наверху смеются. Я хотел знать, почему смеются. Я сделал, цепь вышла из стены, я обернул ее вокруг себя. Я шел тихо, чтобы не шуметь, к лестнице, она идет наверх. Лестница кричит, если я иду. Я поднялся наверх, мои ноги скользили, я иначе не могу ходить по лестнице, мои ноги зацепляются за дерево»

Рассказ можно назвать зерном, из которого могла бы вырасти, возможно, интересная и драматичная история. А так – коротенькая зарисовочка, ничего больше.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, очень жаль, что рассказ такой короткий. Только начал въезжать в тему и на тебе, дальше сам своим умишком. Но, главное, автор сумел передать о том, что такого в жизни быть не может. Никакие родители так не поступят, а вот приемные родители — да. У них это в крови. У них и обычный ребенок станет монстром. Написано хорошо, мелодраматично, увлекательно.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще же… Поначалу казалось, что будет из разряда такого «маньячного» – ребёнок на цепи в подвале – ведь это не новость, где-то что-то такое уже было. Потом лёгкое ощущение (напоминание) о «Изгое» Лавкрафта… И мысль (известная), что насилие творит насилие… и чудовищ. Но вообще же автор сумел подобрать тот стиль и так расставить акценты, что неновые для меня вещи стали жуткими! Да, было жутко! Вот как он умеет – этот Матесон. Такой обрывок кошмара, где это «сидение на цепи» (может, и не такое избитое на момент написания) сначала пугало жестокостью родителей (а ведь один из вариантов названия «Родители были людьми» – очень тонкая издёвка), а затем – самим «мальчиком». О, «мальчиком» оно действительно пугало!

Очень интригующая вещь – хоть и на избитых для меня рельсах (с «сидением на цепи» и «фабрикой насилия»).

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ короткий, но очень сильный и насыщенный. И под фантастической оболочкой, к сожалению, скрывается жестокая правда нашего с вами мира. Что делать, как вести себя, если ребенок родился «не таким»? И кто когда-либо задумывается, как чувствует себя сам «не такой» ребенок?

Мы боимся всего, чего не понимаем. Особенно если оно коснулось нас напрямую. И мы ненавидим то, чего боимся. И ненавидим все, что не вписывается в нашу привычную жизнь. И ненависть эта всегда приносит свои плоды. Насилие не может привести ни к чему, кроме насилия.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Собака друг человека, если человек не собака... Не страшен, тот кто монстр снаружи, а страшен — монстр внутри.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ мне показался скорее печальным, чем страшным. В конце концов, каждое разумное существо, каким бы оно ни было, нуждается в любви, и в этой истории страшен совсем не монстрик, а так называемые «нормальные» люди.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ глубже, нежели кажется после прочтения. Автор рассказал нам историю воспитания монстра, рожденного людьми, и дальше уже можно только представлять грядущие события, которые произойдут в этом доме, городе, стране...

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно средний рассказ, — во всём. Основная мысль автора плавает на поверхности: насилие порождает насилие. Больше в принципе и говорить не о чем. Чего ещё могли ожидать от существа, запертого в подвале, папа и мама, почти ежедневно избивая того палками? Нежности и доброты? Полноте. Детеныш без теплоты, без воспитания, без элементарных знаний о том, что такое дождь («земля пьет воду»), солнце («желтое наверху»), автобус, дети и не детеныш вовсе, но звереныш, и очень скоро он покажет свои когти и зубы. Только вот смысл рассказа в более или менее приближенной перспективе какой? Ну, допустим, убьет существо своих «родителей», отомстит за избиения и унижения, а дальше что? Дальше накажет его власть и общество, и?.. Мне приглянулось, что Матесон в трех страницах без всяких там завязок-развязок уместил лишь кульминацию, апогей событий, но беда в том, что после этого не видно больше ничего, о чем можно было бы поразмыслить...

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жёстко, но посредственно. Это не совсем рассказ, поскольку сюжета у него толком нет, это, скорее, психологическая зарисовка, и почему-то она проассциировалась у меня с «Собором Парижской Богоматери» и отношением людей к Квазимодо. Но...средне всё-таки.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жуткий рассказ. В детстве мы все боялись чудовищ, прячущихся в темных углах, под кроватью, за кустами в темном саду... но вырастая, начинаем бояться самих себя же, таких же людей. Зло — это не демоны, посланцы ада — это часть нас самих.

В чем заключается милосердие? Мучить своего ребенка всю жизнь или же, взяв пример со спартанцев, лишить жизни невинное страдающее существо? Мерзкое существо здесь не ребенок, а сами родители. Жаль, что иногда за нормальными лицами нормальных с виду людей не всегда можно разглядеть чудовище

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще один рассказ, где читателю подается чудовище с развитием ребенка... Этакий монстр Франкенштейна, осознающий собственную ущербность и одиночество, но еще не научившийся отделять зло от добра...

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жуть какая. Я согласна с многими замечаниями и мыслями, высказанными уже здесь в отзывах, но у меня несколько другое общее восприятие возникло: понимание и сочувствие ко всем героям. Вот как-то одновременно, и осуждение, и понимание. Здесь очень много недосказанного, в этой истории. (Не факт, что эти «мама» и «папа» — действительно биологические родители, если на то пошло.) Наверное, тут действительно важна психологическая встряска читателя, как бы он ни воспринял этот рассказ.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если пытаться понять логику героев — не знаю что и сказать, хотя, с другой стороны я и в обычной жизни зачастую сталкиваюсь с людьми, логика поступков которых мне абсолютно недоступна. А если просто оценивать мастерство автора — великолепно. От рассказа просто мурашки по спине бегут, при том, что я — человек, мягко говоря, не слишком впечатлительный. Мне кажется, что такова и была задумка автора — встряхнуть как следует читателя, вырвать его из привычного течения жизни. И она удалась.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Страшная жуть. Хотелось бы воспринимать, как назидание нерадивым родителям. Но вспомнила реальные истории о таких «не брошенных» детях, которых кормили вместе с кошками, приковывали к ножке кровати, а для соседей старались быть «образцовыми» родителями. И поняла, что это только фантазия, мечта о мести со стороны обиженных и обездоленных. Ведь на самом деле из таких «полусирот» не вырастают монстры, а просто недоразвитые дети, которым на протяжении жизни все равно хочется любви и тепла. Думаю, что, даже если подобные родители и прочитают рассказ, то не испугаются. Потому что отлично понимают — ребенок им не отомстит, разве что общество возьмется за его защиту.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх