Ричард Матесон «Рождённый мужчиной и женщиной»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Любому младенцу, любому ребенку хочется любви и тепла. Что же получится, если его заставят чувствовать себя изгоем?
Написание в некоторых изданиях фамилии переводчика как И. Найденов является ошибочным.
Входит в:
— сборник «Посылка»
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, Summer 1950», 1950 г.
— антологию «The Best Science Fiction Stories: 1951», 1951 г.
— антологию «Children of Wonder», 1953 г.
— сборник «Born of Man and Woman», 1954 г.
— журнал «Fiction n° 25, décembre 1955», 1955 г.
— сборник «Third from the Sun», 1955 г.
— антологию «Les 20 Meilleurs Récits de science-fiction», 1964 г.
— антологию «The Mindworm», 1967 г.
— антологию «Science Fiction Hall of Fame, Volume One», 1970 г.
— антологию «Histoires de mutants», 1974 г.
— антологию «Dying of Fright: Masterpieces of the Macabre», 1976 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction, October 1979», 1979 г.
— антологию «The Magazine of Fantasy & Science Fiction: A 30 Year Retrospective», 1980 г.
— антологию «The Road to Science Fiction #4: From Here to Forever», 1982 г.
— антологию «Histoires de science-fiction», 1984 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 12 (1950)», 1984 г.
— антологию «The Best Fantasy Stories from the Magazine of Fantasy & Science Fiction», 1985 г.
— журнал «N comme Nouvelles n° 10», 1987 г.
— антологию «Родословная тьмы», 1987 г.
— сборник «Richard Matheson: Collected Stories», 1989 г.
— антологию «Фата-Моргана 1», 1991 г.
— антологию «Не только мертвые», 1992 г.
— журнал «Фантакрим MEGA 1993'5», 1993 г.
— антологию «Between Time and Terror», 1995 г.
— антологию «The Road to Science Fiction: Volume 4: From Here to Forever», 1996 г.
— сборник «Nightmare at 20,000 Feet», 2002 г.
— сборник «Duel», 2003 г.
— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.
— антологию «Century's Best Horror Fiction. Volume One», 2012 г.
— сборник «Нажмите кнопку», 2017 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1951, ретроспективная // Рассказ | |
номинант |
Премия Нокт / Premios Nocte, 2015 // Зарубежный рассказ |
- /языки:
- русский (8), английский (29), французский (7), итальянский (1)
- /тип:
- книги (40), периодика (5)
- /перевод:
- А. Восточный (1), А. Доремье (7), В. Михалюк (1), И. Найдёнков (4), А. Тачков (1), С. Удалин (1), К. Фруттеро (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
stenny, 2 октября 2016 г.
думаю, рассказ написан не для «морали».
Дело в том, что в одном из переводом очень точно передан стиль языка мышления «ребенка». Там, где пришла «маленькая мама с живулькой».
Этот ребенок просто с самого момента создания был «чужой расы». Другой. Хотя если очень хочется выкопать новомодные учения про «насилие, порождающее насилие» и проч. то можно попробовать спроецировать в прошлое и нечто похожее.
Дело в том, что у людей родилось нечто. Как у из сказки о том, что «родила царевна в ночь не то сына, не то дочь...»
Про насилие в семье, порождающее насилие — это уже сверхдокопательство некоторых педантов-читателей, не умеющих «расслабиться и получить удовольствие» от идеи.
Наоборот, в последних детективах мне часто попадаются фразы о том,, как матери, родившие матерых преступников сами не знают кого они породили.
Форма просто безупречная, язык хорошо, а идея — просто фантастическая и гениально простая.
Как впрочем и многие другие рассказы Матесона и Старджона.
Может они оба почитывали алгоритм рационализаторских идей Альтшулера?
Igor_k, 14 ноября 2012 г.
В подвале некоего дома сидит на цепи некое существо, которое в самом начале женщина, ее существо именует «мама», называет «чудовищем». Есть еще и «папа», существо его боится, так как он иногда спускается в подвал и бьет его палкой. Стены холодные, к оконцу подходить нельзя, смотреть на других людей нельзя, за освобождение от цепи следует жестокое наказание. А существу любопытно, существо хочет быть рядом с другими людьми, существу одиноко и страшно. В его сердце зреет бунт.
То, что «мама» — это мама «чудовища», то, что «папа» — это папа «чудовища», не является определенным фактом, но название рассказа, скажем так, символизирует. По всей видимости, у существа есть сестренка, он называет ее «маленькая мама». Сестренке тоже любопытно, ей интересно, что живет в подвале, как-то раз она спускается туда со своей собачкой, и существо убивает последнюю. Оно большое, оно страшное, оно может делать странные вещи, но оно не злобное, на фиг собачка его укусила. «Маленькая мама» уцелела, но если бы она сделала существу что-нибудь плохое, то вряд ли это кончилось бы для нее благополучно.
Рассказ написан от лица «рожденного от мужчины и женщины». Это поток его сознания. Изложена история косноязыко, краткими предложениями. Но велеречивых пассажей от героя ждать не приходится. Во-первых, ему вроде бы всего восемь лет. Во-вторых, вряд ли с ним кто-нибудь занимался изящной словесностью.
Тем не менее, если Матесон стремился вызвать у читателя сочувствия к заглавному герою, то – увы и ах! – не получилось. Слишком уж короткий рассказ, слишком уж обрывочна история, слишком уж прямолинейно изложено.
Цитата:
«Сегодня, когда сверху больше нет желтого, я съел свою еду и еще ел тараканов. Я слышал, наверху смеются. Я хотел знать, почему смеются. Я сделал, цепь вышла из стены, я обернул ее вокруг себя. Я шел тихо, чтобы не шуметь, к лестнице, она идет наверх. Лестница кричит, если я иду. Я поднялся наверх, мои ноги скользили, я иначе не могу ходить по лестнице, мои ноги зацепляются за дерево»
Рассказ можно назвать зерном, из которого могла бы вырасти, возможно, интересная и драматичная история. А так – коротенькая зарисовочка, ничего больше.
god54, 12 декабря 2015 г.
Конечно, очень жаль, что рассказ такой короткий. Только начал въезжать в тему и на тебе, дальше сам своим умишком. Но, главное, автор сумел передать о том, что такого в жизни быть не может. Никакие родители так не поступят, а вот приемные родители — да. У них это в крови. У них и обычный ребенок станет монстром. Написано хорошо, мелодраматично, увлекательно.
Стронций 88, 22 мая 2014 г.
Вообще же… Поначалу казалось, что будет из разряда такого «маньячного» – ребёнок на цепи в подвале – ведь это не новость, где-то что-то такое уже было. Потом лёгкое ощущение (напоминание) о «Изгое» Лавкрафта… И мысль (известная), что насилие творит насилие… и чудовищ. Но вообще же автор сумел подобрать тот стиль и так расставить акценты, что неновые для меня вещи стали жуткими! Да, было жутко! Вот как он умеет – этот Матесон. Такой обрывок кошмара, где это «сидение на цепи» (может, и не такое избитое на момент написания) сначала пугало жестокостью родителей (а ведь один из вариантов названия «Родители были людьми» – очень тонкая издёвка), а затем – самим «мальчиком». О, «мальчиком» оно действительно пугало!
Очень интригующая вещь – хоть и на избитых для меня рельсах (с «сидением на цепи» и «фабрикой насилия»).
Orm Irian, 7 июля 2013 г.
Рассказ короткий, но очень сильный и насыщенный. И под фантастической оболочкой, к сожалению, скрывается жестокая правда нашего с вами мира. Что делать, как вести себя, если ребенок родился «не таким»? И кто когда-либо задумывается, как чувствует себя сам «не такой» ребенок?
Мы боимся всего, чего не понимаем. Особенно если оно коснулось нас напрямую. И мы ненавидим то, чего боимся. И ненавидим все, что не вписывается в нашу привычную жизнь. И ненависть эта всегда приносит свои плоды. Насилие не может привести ни к чему, кроме насилия.
ovasya76, 19 июня 2013 г.
Собака друг человека, если человек не собака... Не страшен, тот кто монстр снаружи, а страшен — монстр внутри.
misslidell, 17 ноября 2012 г.
Этот рассказ мне показался скорее печальным, чем страшным. В конце концов, каждое разумное существо, каким бы оно ни было, нуждается в любви, и в этой истории страшен совсем не монстрик, а так называемые «нормальные» люди.
akokin, 11 апреля 2013 г.
Рассказ глубже, нежели кажется после прочтения. Автор рассказал нам историю воспитания монстра, рожденного людьми, и дальше уже можно только представлять грядущие события, которые произойдут в этом доме, городе, стране...
sanchezzzz, 6 июля 2011 г.
Довольно средний рассказ, — во всём. Основная мысль автора плавает на поверхности: насилие порождает насилие. Больше в принципе и говорить не о чем. Чего ещё могли ожидать от существа, запертого в подвале, папа и мама, почти ежедневно избивая того палками? Нежности и доброты? Полноте. Детеныш без теплоты, без воспитания, без элементарных знаний о том, что такое дождь («земля пьет воду»), солнце («желтое наверху»), автобус, дети и не детеныш вовсе, но звереныш, и очень скоро он покажет свои когти и зубы. Только вот смысл рассказа в более или менее приближенной перспективе какой? Ну, допустим, убьет существо своих «родителей», отомстит за избиения и унижения, а дальше что? Дальше накажет его власть и общество, и?.. Мне приглянулось, что Матесон в трех страницах без всяких там завязок-развязок уместил лишь кульминацию, апогей событий, но беда в том, что после этого не видно больше ничего, о чем можно было бы поразмыслить...
nostradamvs, 20 июля 2011 г.
Жёстко, но посредственно. Это не совсем рассказ, поскольку сюжета у него толком нет, это, скорее, психологическая зарисовка, и почему-то она проассциировалась у меня с «Собором Парижской Богоматери» и отношением людей к Квазимодо. Но...средне всё-таки.
sk-joker, 10 февраля 2010 г.
Жуткий рассказ. В детстве мы все боялись чудовищ, прячущихся в темных углах, под кроватью, за кустами в темном саду... но вырастая, начинаем бояться самих себя же, таких же людей. Зло — это не демоны, посланцы ада — это часть нас самих.
В чем заключается милосердие? Мучить своего ребенка всю жизнь или же, взяв пример со спартанцев, лишить жизни невинное страдающее существо? Мерзкое существо здесь не ребенок, а сами родители. Жаль, что иногда за нормальными лицами нормальных с виду людей не всегда можно разглядеть чудовище
Сказочник, 22 января 2011 г.
Еще один рассказ, где читателю подается чудовище с развитием ребенка... Этакий монстр Франкенштейна, осознающий собственную ущербность и одиночество, но еще не научившийся отделять зло от добра...
Yazewa, 24 марта 2010 г.
Жуть какая. Я согласна с многими замечаниями и мыслями, высказанными уже здесь в отзывах, но у меня несколько другое общее восприятие возникло: понимание и сочувствие ко всем героям. Вот как-то одновременно, и осуждение, и понимание. Здесь очень много недосказанного, в этой истории. (Не факт, что эти «мама» и «папа» — действительно биологические родители, если на то пошло.) Наверное, тут действительно важна психологическая встряска читателя, как бы он ни воспринял этот рассказ.
laughingbuddha, 11 февраля 2010 г.
Если пытаться понять логику героев — не знаю что и сказать, хотя, с другой стороны я и в обычной жизни зачастую сталкиваюсь с людьми, логика поступков которых мне абсолютно недоступна. А если просто оценивать мастерство автора — великолепно. От рассказа просто мурашки по спине бегут, при том, что я — человек, мягко говоря, не слишком впечатлительный. Мне кажется, что такова и была задумка автора — встряхнуть как следует читателя, вырвать его из привычного течения жизни. И она удалась.
stewra darkness, 30 июля 2010 г.
Страшная жуть. Хотелось бы воспринимать, как назидание нерадивым родителям. Но вспомнила реальные истории о таких «не брошенных» детях, которых кормили вместе с кошками, приковывали к ножке кровати, а для соседей старались быть «образцовыми» родителями. И поняла, что это только фантазия, мечта о мести со стороны обиженных и обездоленных. Ведь на самом деле из таких «полусирот» не вырастают монстры, а просто недоразвитые дети, которым на протяжении жизни все равно хочется любви и тепла. Думаю, что, даже если подобные родители и прочитают рассказ, то не испугаются. Потому что отлично понимают — ребенок им не отомстит, разве что общество возьмется за его защиту.