Бром «Похититель детей»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Тёмное фэнтези | Мифологическое | Городское фэнтези | Артуриана )
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Кельтской ) | Приключенческое | Авантюрно-плутовское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Не найденные (вымышленные) континенты, земли, страны )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Бессмертие | Фантастические существа (Эльфы )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный | Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Питер быстрый, смелый и озорной и, как все мальчишки, обожает играть, хотя его игры часто заканчиваются кровопролитием. Его глаза светятся золотыми искорками, и если он посмотрит на тебя с улыбкой, считай, что ты его друг навеки. Но его обещанная страна не та самая Небыляндия.
Четырнадцатилетний Ник был на волосок от гибели (его хотели убить наркоторговцы), когда его спас Питер. Теперь обаятельный и харизматичный мальчишка хочет, чтобы Ник пошёл за ним в тайное место навстречу великим приключениям, где живёт волшебство и ты никогда не взрослеешь. И хотя его настораживают безумные разговоры Питера о фейри и монстрах, Ник соглашается. В конце концов, Нью-Йорк для него больше не безопасен и разве может случиться что-то худшее?
Всегда может случится что-то худшее.
Последовав за Питером на серый и увядающий остров, некогда бывший цветущим и чарующим раем, Ник оказался втянут в войну, которая длится уже столетия, и теперь ему предстоит научиться сражаться или умереть среди Дьяволов, как себя называет племя потерянных и украденных детей.
Откроется правда о тёмном прошлом Питера: младенцем оставленный на съедение волкам, презираемый и гонимый, мальчик идёт по грани между мирами людей и фэйри. Похититель детей — предводитель кровного братства ребят, храбрый друг и создание, вынужденное делать всё возможное, чтобы остановить пожирателей плоти и спасти последнюю магию, оставшуюся на этой умирающей земле.
Входит в:
Награды и премии:
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги — Фэнтези года |
Номинации на премии:
номинант |
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2011 // Переводной роман | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книга года |
- /языки:
- русский (5), английский (1)
- /тип:
- книги (4), самиздат (2)
- /перевод:
- В. Измайлов (1), Д. Старков (3)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SeverianX, 24 октября 2024 г.
«Похититель детей» – своеобразная интерпретация классической сказки Джеймса Барри «Питер Пэн». Однако Бром взял оттуда лишь основную сюжетную канву: вечно юный мальчик Питер Пэн вместе со своими друзьями борются со злобным капитаном. В остальном же автор остался верен себе. Это мрачная и кровавая история с отсылками к кельтской мифологии, старым богам, борющимся с христианством (я так понял, что эта тема в той или иной степени есть во всех произведениях Брома) и, конечно же, суровая обыденность повседневного мира. По итогу, вместо детской сказки мы получаем мрачный фэнтези-хоррор с изрядной долей жестокости.
Главный герой, нью-йоркский подросток Ник, спасаясь от наркомафии встречает странного мальчика Питера. Он не совсем человек: у него золотые глаза и острые эльфийские уши. Питер уводит Ника на волшебный остров Авалон, где живёт его команда – невзрослеющие дети. Сами себя они называют Дьяволами и ведут войну с Капитаном, возглавляющим Пожирателей плоти. Эти «злодеи» планомерно уничтожают остров и всех его волшебных обитателей. В чем силен Бром, так это в создании потрясающих миров, и этот роман не стал исключением. Авалон наполнен древней магией, и это мне однозначно нравится.
Ещё один плюс романа – запоминающиеся объемные персонажи. Дьяволы у Брома совсем не напоминают беспечных мальчишек из оригинальной истории. Во многом они похожи на подростковые городские банды. Их жизнь до Авалона была полна жестокости: их принуждали совершать преступления, избивали и насиловали. Зачастую это творили их собственные родители. В связи с этим у ребят выработалась стойкая ненависть к взрослым, которые представлены на острове именно Пожирателями плоти. Дьяволы фанатично преданы Питеру и готовы ради него даже расстаться с жизнью. В прошлом вечного мальчишки тоже хватает травли и насилия, ведь он родился не таким, как все. Питера сложно назвать положительным персонажем, но нам прекрасно видно почему он избрал такой путь. Бром при описании сражений ничуть не щадит чувства читателей: детская кровь здесь льется направо и налево. Война – это грязное занятие, в котором детям нет места.
Мотивы самого Питера также далеки от благородных. Дьяволы для него – лишь инструмент. Служит же он прекрасной Владычице острова Модрон, источнику всей магии Авалона. Ради нее Питер и подвергает опасности жизни своих друзей в войне с Пожирателями плоти. Однако и тут все не сводится к борьбе древности с прогрессом. Магические существа преследуют собственные цели, далёкие от умов людей. Самое главное зло здесь, конечно же, христианство, с приходом которого и рухнул привычный им мир. Ужасные Пожиратели плоти, поначалу предстающие перед нами в роли чистого зла, неожиданно обретают вполне понятные мотивы. Скажу больше, им даже можно посочувствовать, ведь они сами оказались заложниками ситуации. Отдельный плюс за образ Капитана, который меняется буквально на глазах. Другие герои так же не статичны. Ник поначалу разрывается от желания стать частью банды Дьяволов и отвращения к методам Питера. Постепенно он осознает, как много ценного в жизни он оставил в Нью-Йорке. Даже оказавшись на самом дне, людям есть что терять. Меняется и сам Питер: под влиянием Ника он начинает сомневаться в собственных ценностях.
Роман не сводится к банальному приключению героев. В нем довольно много мотивов, равно раскрытых в романе. Это и противопоставление детской невинности взрослой жестокости. Будет точнее сказать, роман – история об утрате этой самой невинности. Есть здесь и противостояние нового и старого. Древние боги и магические существа не хотят уходить, но мир необратимо меняется, и им теперь нет места. Немаловажная идея – непринятие всего непохожего. Жертвой этого пал и сам Питер. Неплохо это раскрыто в сцене первой встречи Пожирателей плоти с магическими существами. Никто не хотел зла – просто они были слишком разными, чтобы понять друг друга. В результате все закончилось кровопролитием. Мало ли подобного мы встречаем в современном мире?
Итог: Бром сумел превратить сказку для детей в мрачную и жестокую историю. Отлично проработанные персонажи, неожиданные сюжетные повороты, яркий мир и глубокий смысл – все это безоговорочные плюсы «Похитителя детей». Роман отлично подходит для первого знакомства с автором, наравне с «Потерянными богами».
scafandr, 8 декабря 2023 г.
Бром лет 5 назад был на хайпе. Неожиданно выполз откуда-то с пачкой книг с иллюстрациями, и многие в восторге принялись ему петь дифирамбы. Сложно остаться в стороне, когда вокруг столько шума. Первыми я прочитал «Потерянных богов». Довольно занятное произведение, правда, не совсем понятно, для какой аудитории оно написано. Подростковую уже переросло, а до взрослой не дотягивает. Иллюстрации, конечно, божественные, за что книге повысил оценку на балл (8/10 в итоге).
«Похититель детей» мне был интересен в первую очередь, чтобы определиться с Бромом — мой это автор или не совсем мой. В отзывах тоже разное пишут — кому-то больше заходит «Похититель», а кто считает, что «Потерянные боги» наиболее удачный.
«Похититель детей» — рителлинг сказки про Питера Пена. К сожалению, оригинал мне никогда не попадался, а все мои познания заключается смутных воспоминаниях о советской экранизации (понятия не имею, чем он там закончился). Начинается все с «похищения» подростка Ника, у которого появились проблемы с наркодилерами. Похищение в кавычках, потому что силком в Авалон (а Питер Пен затаскивает всех детей именно на Авалон, туманный остров в параллельном мире) никто не тащит. Ты сам подтверждаешь свое желание пойти дальше с классным чуваком Питером, потому что он обещает, что там будет круто. Да, сленг именно такой, подростки все-таки...
И дети думают, что это просто какой-то розыгрыш, пока не натыкаются на черепа и горы костей, а где-то вдалеке слышны вой и шорохи. И неожиданно оказывается, что новый мир еще более опасный, чем старый. И чтобы выжить там, нужно обучаться фехтованию и метанию копья. На одной стороне весов — изнасилование, наркомания, буллинг, на другой — баргесты, опасные духи и Пожиратели плоти. Ник практически сразу понимает, что он попал. Просто попал. А назад дороги нет. Ведь Питер-то обманщик! Но если хочешь выжить, придется учиться выть по-волчьи.
В романе есть одна замечательная сюжетная линия — это рассказ о детстве Питера Пена. Во многих отзывах говорят о том, что это лучшее, что есть в «Похитителе», и я с этим полностью согласен. Там и драма, и трагедия, и сказка, и легенда. Если бы вся книга была только об этом, я бы смело поставил ей 9 или 10/10. Но очень жаль, что Бром зацепился за другое. Хотя чего сильно жалеть-то... Ведь и в отрыве от детства Питера Пена роман смотрится неплохо. К середине книги мы узнаем, кто такие Пожиратели плоти и на чем держится мир Авалона. История становится более прямолинейной и, если честно, я разгадал ее практически сразу.
Этот роман имеет ту же проблему, что и «Боги» — он написан для непонятной аудитории. С одной стороны это совсем не подростковщина, потому что хватает кровавой жести, насилия и мата. С другой — это не дотягивает до взрослой литературы, потому что герои — подростки (даже если им несколько сотен лет!), которые разговаривают соответственно, думают о пицце и приставках, делают глупости. не раз в голове проносилось — «ну так не бывает же, ну что за глупости, ну как можно в таких ситуациях делать так, почему они морально не растут?».
Финал мне показался оооочень слабым. Понятно, к чему вел автор, но если честно, получилась какая-то лабуда. И мне совершенно не тягостно из-за отсутствия хэппи энда, просто сама история неожиданно скатилась в унылый фанфик.
Очень сложно было определиться с оценкой. До середины книги я смело ставил ей восьмерку и считал, что роман находится на уровне «Потерянных богов». К финалу же я понял, что «Боги» таки лучше, а рителлинг Питер Пена скатился до 6. Но за прекрасные иллюстрации (Бром же художник в первую очередь) я повысил оценку до 7/10.
Ничуть не жалко потраченного времени на чтение, удовольствие я получил, книга прочиталась очень быстро. Но ожидал больше, это факт.
Ярослав Васильев, 6 ноября 2022 г.
Не сказал бы, что я горячий поклонник «Питера Пэна», но вариации на его тему мне нравятся (за исключением Диснея, вот эту слащаво-карамельную экранизацию не перевариваю). Потому мимо ещё одной книги по мотивам этой повести пройти я не смог. Книга «Похититель детей» (The Child Thief, США 2009 г.) вышла из-под пера художника и романиста Джеральда Брома... и вызвала у меня очень смешанные чувства «за и против». Авторские иллюстрации великолепны, бесподобны, готичны – чувствуется рука великолепного художника. Это было одним из главных аргументов взять и почитать. И да, первая примерно треть текста – это просто потрясающее тёмное фентези. Настоящее, мрачное, где не кровь льётся со страниц, но та самая тоска окружающей тёмной безысходности, когда любой выбор будет из «так себе» или же «ну очень плохо», но люди всё равно идут и не опускают руки. Сменяются века, но всегда и везде будут одинокие души детей, которым очень нужен друг… Совсем ведь как и в оригинале у Дж. Барри? И тогда к ребёнку может заглянуть тот самый Питер Пэн, который великолепно умеет становиться лучшим другом. И почему бы не позвать лучшего друга с собой, на остров Никогда, где каждому даруется вечная юность и счастье? Питер Пэн никогда не врёт, вот только его слова всегда содержат второе дно и много-много оттенков... И первая часть, когда он находит очередного такого одинокого паренька из Нью-Йорка, а потом заманивает его уйти с собой – просто великолепна. Во всех смыслах идеальное сочетание оригинальной истории «Питер Пэн и Венди» от Джеймса Барри с мрачной мистикой и готикой тёмного фэнтези. Дети и правда бегут от злого, пыльного и глупого мира людей, только в итоге путешествие не такое счастливое, да и остров, оказывается, не такое веселое место, как намалевал Дисней. А уж капитан Крюк вышел просто жуткий… Проглотил я этот кусок буквально в один присест.
Вторая треть романа читается в разы хуже, и это видно буквально как резкая граница. Словно другой человек писал. Пропадает готическая атмосфера и тёмное фэнтези. Бром решил рассказать заодно «подлинную историю Питера Пэна» и как он, бедненький, дошёл до жизни такой. Остров Никогда – это, оказывается, Авалон… ну и так далее. Читается намного хуже, уже просто как ещё одна книжка из длинного ряда таких же. Хотя по инерции первой части вполне ещё ничего, пусть даже легенды короля Артура выглядят скорее кинофильмом на природе, чем живым миром. Но пока прилично сделанным фильмом, А ещё автор стандартно давит на трудную жизнь Питера Пэна: девство тяжёлое, игрушки деревянные, и так далее – начинает откровенно пованивать Диснеем.
Третья часть просто посредственная, я бы сказал даже как-то бездарно получилась. Капитана Крюка привязали к потерянной колонии Роанок, пошли чисто американо-фэнтезийные заморочки, причём из фэнтези городской культуры про эпоху первопоселенцев. Мир и герои скатывается к примитивному фэнтезийному и примитивному «за всё хорошее рубим всех плохих». Читать абсолютно неинтересно, долистывал через силу «когда ты, зараза, наконец, закончишься – больно толстая книга».
Вот как-то так. Но первая треть – действительно великолепна… жалко только треть.
Ryabinhatash, 30 июня 2022 г.
Мне кажется очень важным читать книги про жестокость людей. И первую половину книги линия про Авалон казалась лишней. История как дети становятся племенем, потеряв доверие к окружающему миру. Даже без Пожирателей плоти, они бы жили как в Повелители мух. Почувствовав на себе всю несправедливость мира, им необходим был способ защищать себя. И если забыть, что это ретеллинг, и рассматривать историю как фэнтези, то это очень хорошее фэнтези. Потому что другой мир не является костылями для истории. Всё реально, а от этого ещё больше бегут мурашки. Потому что самое ужасное, это причины, по которым дети решили уйти с Питером. И конец истории про Моховика. Улыбки этих мужчин врезались мне в память, как символ узкомыслия и глупости.
Но что страшнее, бороться с окружающим миром, или защищать его от себя? Эта линия не давала истории в моем восприятии превратиться просто в жуткую сказку.
Автор прекрасно прописал героев. Особенно Питера. Мы каждую страницу понимаем, насколько он не человек. Неясно, что было бы с ним, если бы его воспитывали люди. Но, этого не случилось, поэтому он не умеет управлять своими эмоциями, у него нарушено чувство привязанности.
Согласна, что концовку затянули, за это и сняла балл. Для меня, идеальной концовкой стало бы
Хочется ещё много сказать: о фанатиках, версиях одной истории с разных сторон баррикады, отсутствии счастья и о том, что непонятно какими категориями оценивать нелюдей. Но об этом можно поговорить и с Ником.
darken88, 16 августа 2022 г.
Умереть – вот это настоящее приключение.
С творчеством Брома я впервые познакомился еще во времена издательства Терра, которое выпускало серию темного фэнтези Dark Sun, где художник был оформителем. После в различных галереях мы наблюдали отвратительнейших созданий ночи, андрогинных вампиров, и омерзительнейших существ, нарисованных при этом с поразительным изяществом. Таков есть Джеральд Бром, видящий прекрасное через темные призмы зловещего. Книга, которая мною была с огромным удовольствием прочитана за несколько ночей, была написана еще в 2009 году, но художник, оказавшийся еще и непревзойденным писателем, шел к ней еще раньше, потрясенный истиной изначального произведения Дж. Барри. Перед нами история Питера Пэна, но такая, какой бы она могла быть на самом деле. Фэйри, похищающий детей, чтобы они стали воинами, защищающими последние осколки древнего мира, последний оплот богов ушедшего, последний приют волшебных существ. Но людям в этом мире места нет, поэтому наиболее слабых духом он превращает в отвратительных существ, ненавидящих и сжигаемых яростью. Но обездоленные, пропащие и ненужные в нашем сегодня дети сражаются не только с ослепленными христианским фанатизмом чудовищами, но и с самими собой внутри собственных сердец, становясь теми спасителями, что возвращают миру сказку, пускай и ценой крови и собственных жизней.
Бром возвращает нас в мир кельтских легенд, в мир, где бок о бок с обычными трущобами Нью Йорка, за пеленой чудовищного тумана, кишащего слуа, нам откроются последние шепчущие леса, и последние эльфы восславят на пиру древнего бога.
Отдельного слова заслуживает оформление издания от АСТ. Здесь великолепная бумага, вклейки с оригинальными иллюстрациями, суперобложка, позволяющая гордиться своим приобретением.
Zlata.24, 18 апреля 2019 г.
Однозначно можно утверждать только то, что это не детская литература. Остальное – двояко, расплывчато и спорно. Начитавшись в критических отзывах о замеченных другими нестыковках и нелогичностях, могу подтвердить их наличие, но не более, чем в любых других произведениях. А проще говоря, сюжет меня увлек так, что я просто не обращала на них внимания. Более насущным оказался вопрос: ЧЕМ же именно цепляет роман? Ведь столько негатива на его страницах, что трудно кому-то посоветовать. Финал никоим образом не дает надежду на преломление ситуации, вся книга строго выдержана в рамках темного фэнтези. Сложно найти героя, вызывающего симпатию и сочувствие, разве что – Сверчок…
И все же роман захватывает. Сначала – переживанием за поломанные судьбы детей. Ведь недаром Питер выискивает именно таких – отчаявшихся и готовых пойти за ним куда угодно. И здесь Питер – герой, спаситель, хотя параллельно мы узнаем о его ужасном детстве и первых жестоких поступках. Спасение – дело благородное, но исполнение бывает разное. Как и цели. В этом плане Питер – очень целеустремленная личность. И автору отлично удалось показать органичный портрет героя, что все его помыслы подвержены одной цели: защитить Владычицу, сохранить Авалон. К слову сказать, это второй момент, чем цепляет книга, — сказочная страна, которая в двух шагах от обычного города, но невидимая для всех. Наличие разнообразных фантастических существ лишь убеждает новичков в том, что они попадают за грань реального. А так как речь – о детях, то легко представить, как им нравится новое место, отсутствие взрослых и упрощение норм поведения.
И третье, чем особо привлекает роман, — что это не просто сказка-ужастик, а произведение, поднимающее много социальных вопросов. Семейные неурядицы, проблемы «отцов и детей», лидерство и командный дух, вседозволенность и строгое подчинение, даже тема нарушения экологического равновесия прекрасно представлена! А понятия о добре и зле реалистично размазаны, приближены к полутонам — нет однозначно «белого и пушистого» добра, все зависит от того, с чьей стороны на него посмотреть. И эта реальность тоже подкупает.
В целом, роман восхитил и одновременно озадачил. 8 из 10.
P.S. Иллюстрации – бесподобны.
Yarowind, 30 ноября 2018 г.
Питер Пэн в хоррор-варианте. Кровь, кишки, наркотики и эльфы. Все приправлено антихристианством: жили были пушистые язычники, а тут пришли христиане и начали пить кровь языческих младенцев. Оказывается отсюда и все беды пошли. Автору не откажешь в довольно хорошем слоге, книга легко читается, но вот эти пассажи на уровне 13-летнего подростка, переслушавшего Burzum’а… В общем: для детей слишком много мяса, для взрослых – скучновато и предсказуемо. Даже не знаю, на какой возраст рассчитано это произведение.
Al_Chemist, 2 февраля 2022 г.
Печально, когда хорошая книга постепенно скатывается в трэш. В середине был готов поставить почти высшую оценку, но последние сто страниц читал с трудом. Финал все ставит на свои места, но зачем был весь этот дурдом после прибытия на Манхэттен?
В целом — несмотря на простой язык, книга впечатлила. Комбинация Голдинг+Гейман на тему Питера Пэна автору удалась. Что импонирует, в романе нет правых, от слова совсем, хотя неправых хватает. Мотивы героев сложны и неоднозначны. Тема противостояния старого и нового подана так, что оставляет очень много поводов для размышлений. А о полете фантазии Брома я просто умолчу.)
И читается почти запоем, если бы не сверхзатянутый финал.
Эрик Дрейвен, 20 марта 2021 г.
Наверное все из нас хоть раз слышали о Питере Пэне — персонаже сказок Джеймса Барри и диснеевских мультиков. Весёлом рыжем озорнике, который не хочет взрослеть.....но так ли всё было «на самом деле»? Джеральд Бром представляет на суд читателей свою версию приключений «вечного мальчика», в стиле dark fantasy и horror, хорошенько приправив это и без того «острое блюдо» мифологией, в основном британской. Итак, Питер Пэн проникает из сказочного острова Авалон в наш мир в поисках трудных, отчаявшихся, никому не нужных ребятишек и наобещав с «три короба» веселья, новых друзей и «много вкусного» уводит с собой....между делом прирезав аки скотину парочку плохих парней, обижающих этих самых ребятишек. Но делает это весело, словно играючи, ребятишки млеют, глазки горят, ладошки аплодируют. Ребятишки охотно идут за этим крутым перцем, но попав в его мир начинают «что-то подозревать». «Похититель детей» одна из тех книг, которые можно назвать как мемуары Владимира Рекшана — «Кайф полный». Захватывающая, жестокая и кровавая история, которая разогнавшись как болид Формулы-1 за считанные секунды, не сбавляет оборотов до финишной черты. Отлично прописанный мир и персонажи, неожиданные повороты сюжета, эмоциональность в самых замечательных пропорциях — когда трагизм и драматизм некоторых эпизодов хирургически выверены и ни на сантиметр не опускаются до «розовых соплей», а сентиментальность рассчитана на искренний укол в сердце, а не на «крокодиловы слёзы». Традиционное уже для dark fantasy отсутствие однозначных добра и зла, когда нет хороших и нет плохих, а есть «своя правда».....и изящный финт от набившего оскомину «самый страшный монстр это человек» в сторону «добро тоже режет глотки и кишки наружу». И исключительная кинематогрофичность происходящего — словно не читаешь книгу, а смотришь блокбастер на большом экране, с дорогими спецэффектами и звёздным актёрским составом. В книге есть место чудесам, но они смертны. Есть место настоящей дружбе, но есть место и ножу в спину. Есть место любви и есть место никчёмности чужой жизни, которой можно ради любви пожертвовать. Это жестокая история. Жесток и автор, поэтому к вызвавшим симпатию персонажам советую не привыкать. Как вишенка на торте — книга шикарно иллюстрирована самим Бромом и каждая иллюстрация на 100% совпала с моим видением персонажа или локации. В общем, оценка максимальная.
Deliann, 6 марта 2018 г.
Признаюсь сразу: мне не нравится Питер Пэн. Не то чтобы этот персонаж мне совсем неприятен, но теплых чувств я к нему не испытываю. Питер капризный, эгоистичный, импульсивный, словом, не тот персонаж, которому бы я мог сопереживать и на которого хотелось бы равняться. Сказочную повесть Джеймса Барри я прочитал в далеком детстве, после чего все впечатления о ней пылились в самых дальних уголках моей памяти. Так было ровно до прошлой недели.
Джеральд Бром известен всему миру в первую очередь как художник и лишь во вторую – как писатель. В России не так давно вышел его роман «Потерянные боги». Нельзя сказать, что книга Брома – нечто выдающееся, но это точно достойный представитель мрачного героического фэнтези со своей изюминкой. Благодаря впечатлениям от «Потерянных богов», вопрос о приобретении «Похитителя детей» передо мной даже вставал.
Давайте вспомним, о чем была оригинальная сказка Джеймса Барри. Питер Пэн вместе с группой детей сражался на волшебном острове с пиратами. Пираты сражались с индейцами, а по округе обретали феи, русалки, тикающий крокодил и так далее. Бром интерпретировал эту историю по-своему. Местный Питер крадет подростков из нашего мира, входя к ним в доверие, и уводя на Авалон. Таким образом он собирает свою маленькую армию для борьбы с людьми, которые одним своим присутствием оскверняют волшебный остров и губят его. Главных героев в книге двое. Во-первых, это сам Питер, который из неоднозначного ребенка превратился в еще более неоднозначного подростка, обзаведясь сложным характером и предысторией. Во-вторых, это Ник, обычный парнишка из Нью-Йорка, который доверяется Питеру и присоединяется к Потерянным мальчикам, которые тут именуются дьяволами.
«Похититель детей» – хороший роман, в некоторых аспектах даже сильнее «Потерянных богов», но чуда для меня он сотворить не смог. Мое отношение к Питеру Пэну как к персонажу так и осталось нейтральным, несмотря на всю его проработку (а выписан он отлично). Гораздо сильнее я сопереживал Нику и персонажам второго плана, вроде Капитана или Красной Кости (один из дьяволов). Тут, конечно, все субъективно, просто типаж персонажа не пришелся по вкусу, хотя обычно наблюдать за похождениями трикстеров мне нравится. Видимо, этот для меня слишком инфантилен.
Мир прописан неплохо. Вообще, идея совместить оригинальный мир Барри с английским фольклором и легендой о короле Артуре оказалась неплохой и очень органичной. Язык автора достаточно живой и роман читается легко и быстро. Ну и нельзя не отметить иллюстрации. В отзыве на «Потерянных богов» я сетовал, что в книге было мало картинок. В «Похитителе детей» их, что называется, додали: более трех десятков цветных и черно-белых иллюстраций, пока читал, не мог нарадоваться.
Книгу рекомендую всем любителям добротного фэнтези с примесями героики и мрачности. Цена на книгу немного кусается, но, поверьте, этот роман того стоит.
dontpanik, 16 октября 2018 г.
«Трудна дорога и повсюду обман,
Но чтоб не сбиться у меня есть план.
Но я тебе не дам и не смей меня винить.»
Дюна — «Страна Лимония»
Новость об издании книг Брома вызвала огромный ажиотаж в книжном мире. Все с упоением восхищались иллюстрациями автора и с нетерпением ожидали каждую книгу.
В данном случае у нас альтернативное видение истории о Питере Пене.
Питер спасает детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и уводит их в страну Небыляндию или Авалон (впрочем называйте это место как хотите). Позднее выяснится, что мотивы, которыми руководствуется Питер, имеют более меркантильный характер. И сколько бы различные персонажи книги не рассуждали на тему «какой Питер крутой, хороший и вообще парень хоть куда», я его действия не могу понять и принять.
И, о боже, каждый второй из спасённых жалуется на то, что ему угрожал/избивал/домогался сутенёр. Так и вижу: обычная улица в обычном американском городке. Из куста выглядывает очередной сутенёр и грозит пальцем...
История рассказывается от лица двух персонажей. Первый — Питер, именно от него мы узнаём основную массу информации о борьбе Авалона с тёмными силами и попутно узнаём историю самого Питера, историю его жизни. Если бы это было основным сюжетом романа, то это была бы книга моей мечты. Второй персонаж — Ник, парнишка, «спасённый» Питером. Его линия, да и в принципе вся линия, связанная с «лесными дьяволами» мне не особо зашла. Выглядит это как нечто среднее между летним лагерем бойскаутов и отрядом подростков-заключённых на каникулах. Как по мне это лишняя вставка и тот же момент с возможностью превращения в монстра не-местного-жителя-Авалона можно было бы рассказать от лица Питера и выглядело бы это более гармонично.
Следующий гвоздь в крышку гроба: мир. Как и в прошлой книге («Потерянные боги») основное место действия это вариация мира мёртвых (согласна, с этим можно поспорить. Однако, после романа в книге есть статья, в которой сам Бром расписывает Авалон как загробный мир). Но у автора он абсолютно ничем не отличается от обычного мира. То есть либо автор недоработал свой мир, либо он настолько со всем перемудрил, что получилась неудобоваримая каша малаша.
Герои: в данном случае вкратце о всех, кроме двух выше упоминаемых. Отношение к персонажам двоякое. С одной стороны автор пытается показать каждого индивидуальностью и не смотря на достаточно большое количество народу в массовке каждый из них легко вычленяется из общей массы, запутаться в том кто есть кто трудно. Но с другой стороны у некоторых из персонажей весьма странная логика поведения. Например после выкинутых фортелей мне стала неприятна Владычица. А уж как её приводили в чувство... Мне в тот момент вспомнилась шутка из одной юмористической передачи:
Ближе к концу книги я эту дамочку вообще возненавидела.
Ни один из героев не вызывал во мне чувства симпатии и сопереживания. Единственные моменты, в которые я морально поддерживала того или иного персонажа — эпизоды резни. Например, я очень надеялась, что Ник таки сойдёт с ума и порешит весь этот Балаган Лимитед. Но нет, не свезло.
Да, можно сказать, что «это тёмное фэнтези, основная масса персонажей в тёмном фэнтези отрицательные и они не обязаны вызывать у тебя чувство умиления». Но почему у того же Аберкромби герои-отморозки воспринимаются уже чуть ли не как члены семьи? У Брома же они просто отморозки.
— Ик, ик, это меня Герда вспоминает!
— Это тебя весь северный полюс вспоминает. И медведь, которого ты тюленем обмотал. И тюлень, в которого ты медведя завернул, и пингвины, которых ты на британский флаг порвал, и полярники, которых ты на лыжи натянул.
— Это потому что у меня ледяное сердце!
— Нет, это потому что у тебя отмороженные мозги. Ты отморозок, Кай!
«Уральские пельмени»
Единственный персонаж, которого мне было искренне жаль — это Капитан.
И в конце Ник очнулся рано утром в доме своей матери, придя в себя после наркотического бреда... Эх, на самом деле нет. Для Ника всё закончилось более печально, что по мне не справедливо. Авалоновская верхушка банально им попользовалась, а потом выкинула за ненадобностью. Что касается исхода истории Авалона в целом, то это тоже что-то странное. История паровозика, который не смог.
Итого: на данный момент я прочла только 2 романа, но предполагаю, что в дальнейшем моё мнение об авторе мало изменится.
Бром отличный художник. Хотя если просто поискать его иллюстрации в интернете, то основная масса его иллюстраций более грубая и мрачная, по сравнению с теми, которые отобраны для его книг. Но в принципе норм. Однако как автор он явно слаб. Все детали в его произведениях проработаны слабо: сюжет, персонажи, мир, в котором происходит действие. Писательский талант Джеральда Брома явно перехвален. Общее впечатление от книг скрашивают иллюстрации, так как:
1. Они хороши сами по себе;
2. Они хорошо дополняют текст.
То есть в целом романы Брома не плохи и интересны (правда «Похититель» шёл у меня со скрипом, на морально-волевых). На общем фоне новинок они выделяются. Но отдельно сам по себе они посредственны.
И самое главное: Бром однообразен. «Потерянные боги» и «Похититель детей» похожи, как братья близнецы. У нас имеется главный герой, который по своему является изгоем, отщепенцем общества, его судьба мало кого заботит. По некоторой причине персонаж попадает в вариацию альтернативной реальности. И начинается его борьба за что-нибудь в компании кого-нибудь, с попыткой вернуться в свой настоящий мир. Любовь. Ну и конечно боги, ну или хотя бы какие-нибудь мифические/фэнтезийные/волшебные существа (нужное подчеркнуть). И вуаля, роман по рецепту Джеральда Брома написан. Bon appetit!
Easy Bella, 13 августа 2018 г.
Отличная книга.
Никогда не вдохновлялась ни Питером Пеном, ни когда современные авторы берут сюжеты относительно (по сравнению с различными легендами и мифами) истории других авторов и переписывают знакомые сюжеты по-своему — особенно когда они делают их «темнее» (все жду пересказ Винни-Пуха: медведь-людоед сжирает Пяточка, который тут обычный кабан, а после берется за местную деревню). Однако эта книга изменила мое мнение.
Больше всего порадовало заключительное слово автора, где он рассказывает как создавал мир своей книги. В кой-то веки нашелся автор современного фентези, который в курсе про формулу «фенэзи — как деградировавший миф», и, прошерстив монструарий, грамотно переработал дошедших до нас мифических персонажей. Особенно радует, что тут не найдется заезженных до боли в зубах постмодернистких приемов, когда автор нам как-будто говорит: «о, смотри! Главный герой выбросил меч в ближайшую лужу — прямо как король Артур! О, какой я эрудированный и высокоинтеллектуальный — читай и люби меня!» — элементы мифоэпоса вступают в симбиоз с другими элементами (или выдумками автора) и получается что-то свое. История о Питере Пене тоже переработана грамотно: тут это совершенно другой персонаж, который совершенно не ассоциируется с мальчиком, который не хочет вырастать, тем более присущие ему атрибуты вроде феи Тинкл-Белл и подружки Венди так и вовсе отсутствуют; на месте Брома я бы и вовсе оставила его безымянным и звала просто Похитителем детей.
Не меньше порадовало как автор пользуется законами жанра «темное фэнтези». Я понимаю, что книга дает читателю опыт, которого он в жизни лишен, т.е. богатство, секс, любовь и насилие, — но большинство авторов данного жанра явно сами до сих пор страдают от не рассосавшихся подростковых гормонов. Когда читаешь изуверства, на которые способно сознание бывшего школьника-интроверта (большинство писателей вырастают именно из таких — да и остаются навсегда в этом возрасте), то ему хочется взять в деревню, чтобы он своими руками свернул шею хотя бы курице (про охоту с освежеванием туш и свинофермы, где мясники отрубают у ещё живых хрюшек уши, чтоб сразу же пожарить — вообще молчу). Нет, Бром пользуется законами жанра грамотно: да, тут хватает и натурализма, но книга в нем не захлебывается; а сцена, в которой мальчишка топчет ногой фею (читай, маленького человека) способна напугать больше, чем любые вывернутые наружу кишки и выдавленные глаза. И таких моментов много! Да и на самом деле пугают тут больше сами персонажи: мнение практически о каждом менялось в течении книги неоднократно; часть времени к Питеру проникаешься сочувствием, другую же часть считаешь его уже не инфантильным подростком, а натуральном бесовской тварью, которого прикончить — не детоубийство, а благое дело.
С художественной точки зрения сделана на «отлично» почти везде. В истории не затесался ни один лишний персонаж, линия с каждым логически завершается, каждый проходит «дугу характера». Не раздражал даже прием с главным героем-«самым обычным мальчиком», который мне всегда был не по душе — ихмо, главный персонаж как раз и должен быть если не самым харизматичным, то хотя бы одним из самых харизматичных персонажей книги — тут он не просто статист, глазами которого мы созерцаем историю; Ник так же не неприкосновенен для жестких законов местного мира.
Единственное, к чему удалось серьёзно подкопаться — концовка. Мною осталось непонятным:
Очень интересный автор. Обязательно продолжу следить за его творчеством!
sergej210477, 9 мая 2020 г.
Если в двух словах — переработка сказки Д. Барри с учетом интересов взрослых и современных читателей.
Ну, а если поподробнее:
— По-моему, роман очень удачно «лёг» во «Вселенную Питера Пэна». Нет никаких противоречий с «духом и атмосферой» первоисточника. Как и сто лет назад, мальчишки остались мальчишками — жёсткими, наивными, любящими играть в свои игры. Верящие в дружбу, но, в то же время, очень эгоистичные. И, как точно замечает автор в послесловии к роману, «изначальный Питер Пэн», совсем не ангел.
— История рождения и взросления Питера, рассказанная Бромом, и которую не найти у Д. Барри. Получилось интересно и, опять же, очень органично.
— Два главных героя — Питер и Ник. Где-то, очень похожие мальчишки, вместе с тем — совсем разные.
— Автор, по-моему, удачно «поймал» психологию мальчишек. Герои в книге думают и ведут себя, именно, как подростки — эмоционально, противоречиво, порывисто. Совсем не как взрослые.
— Неплохо прописанная мифологическая составляющая — языческие боги, остров Авалон, феи.
Очень легко читается. Ярко, красочно нарисованный мир. Мрачно, атмосферно.
Много достоинств, придраться, особенно, не к чему.
Но, книга, почему-то, оставила меня равнодушным.
Может быть, потому что, нет симпатичных героев. Можно было бы, покритиковать нелогичность действий персонажей, но, это глупо, ведь герои — дети. Или, на мой взгляд, финал немного скомкан. А может, не хватило «хэппи-энда».
Не знаю, но, постоянно напрашиваются сравнения с книгой Д. Барри. И, конечно, не в пользу романа Брома. Но, это не справедливо, ведь «Похититель детей» не фанфик, а самостоятельное произведение.
В общем, прочитать книгу стоит, увлекательная и талантливо написанная история. Роман не для детей, но, все-таки, скорее понравится подросткам, чем взрослым читателям.
tapok, 13 апреля 2020 г.
Волк в овечьей шкуре
***
Бром – странный автор. Ему точно нельзя поставить в вину умение играть словами, образами, выжигать напалмом по части экшена. Он не гнушается чернухой, работая вне принципов. Казалось бы, как при таком раскладе можно пролетать мимо? А вот можно. Что Бром и делает в «Похитителей детей». Но давайте обо всем по порядку.
«Похититель детей» — это оммаж и постмодернизм в одном флаконе, основой которому служит сказка Барри про Питера Пэна. Забавно, что в своем романе Бром не упоминает своего героя по фамилии, только по имени. Поэтому совет первый – прочитайте оригинал до «Похитителя детей», чтобы понимать, откуда происходят те или иные моменты. В принципе, хватит даже и краткого содержания. Так вот «Похититель детей» — тот же «Питер Пэн», к которому автор смело прилепляет пару десятков других образов из легенд и преданий (в основном скандинавского и британского фольклора). Бром без лишней скромности сам об этом говорит в послесловии.
…главный герой – Ник – парень не без проблем в жизни. Однажды он решает избавиться от них раз и навсегда. В итоге Ник попадает в такую передрягу, из которой ему не выйти сухим. На подмогу Нику приходит рыжеволосый юноша. Слово за слово, Ник и его новый друг (Питер) находят общий язык. В итоге Ник попадает на остров Авалон – дом Питера. И вот тут всё кардинально меняется в нелегкой жизни Ника. Правда, легче от этого она не становится.
Сюжет развивается в двух плоскостях. Во-первых, это настоящее Ника. Юноша попадает к Дьяволам – группировке воинов. Ему предстоит пройти обучение, доказать свою силу и характер. Конечно же, не обойтись Нику и без врагов на этом пути. В принципе, это интересная сюжетная линия, поскольку в ней много экшена, много информации об острове Авалон. Во-вторых, это история Питера. Она подается в двух срезах – прошлое и настоящее. Прошлое – вкусная изюминка. То, что не сделал Барри, сделал Бром. А вот настоящее Питера – это его попытки удержаться на плаву. Пресно и скучно.
Иллюстрации. Цветные вклеек в романе хватает, а ч\б изображений еще больше. В этом отношении Бром впереди всех. Рисует он здорово и атмосферно, это приятно дополняет визуальную составляющую произведения.
А теперь давайте о плохом. Претензий к книге Брома куча. Во-первых, самая главная – это попытка выдать банальный янг-эдалт под взрослую книгу. Чем Питер Пэн Брома отличается от Питера Пэна Барри? Кроме сюжета, естественно. Так вот отличие – это наличие наркотиков, крови и одного-единственного упоминания надругательства (кое можно было убрать, пролог совсем нелепый и мимокассовый). У Барри ведь тоже были убийства. Наркотиков, это да, не было. Во-вторых, смысловая нагрузка. Из-за попытки выдать янг-эдалт под взрослую книгу, наполнение ничуть не выигрывает. О чем книга? Да всё о том же, что было у Барри – о наивном эгоцентристе Питере Пэне. В-третьих, сплошные рояли в кустах. Их настолько много, что даже в детских книгах (истинно детских, а не YA) их бывает меньше. Бром постоянно выпихывает всё через dues ex machine. Если надо выбраться из клетки, то вот вам пикси. Если спастись можно только на корабле, то корабль непременно появится. Если враги так наседают, что смерть дышит в затылок, то именно сейчас союзники и подоспеют. Роялей так много, что персонаж может, казалось бы, умереть. И один из героев его уже мысленно хоронит. Но в следующей главе выясняется, что персонаж-то жив, а яд у врагов-то и не смертельный вовсе. И таких примеров куча. Твисты про отца Питера тоже не работают.
Заключение: «Похититель детей» — оммаж на классическое произведение Барри. Бром решил сыграть на интересных условиях, но зачем-то решает обманывать читателя с целевой аудиторией. Книга пуста по мысли, она просто развлекает, не более. Смысл в ней тот же, что и в оригинальной повести. Есть, конечно, пара интересных идей. Здесь выделяется детство Пэна и Пожиратели Плоти (их природа и мотивы). Читать или нет? Сложный вопрос. Если понравились другие книги Брома, то можно. Если есть желание отключить мозг и почитать мрачненький YA, то можно. Если хотите по-взрослому посмотреть на старую сказку и увидеть глубинный смысл, то эта книга не для вас.
7 слабеньких Питеров Пэнов из 10. Увы.
Г. Л. Олди, 11 августа 2018 г.
История Питера Пэна, рассказанная по-взрослому и для взрослых: жёстко, натуралистично, эмоционально. Собственно, уже в исходном тексте Джеймса Барри внимательный читатель может увидеть, что дети, преданные Питеру, гибнут взаправду, а шалости вечного мальчишки -- это вовсе не милые проказы Карлсона с пропеллером. Бром проведёт читателя сквозь туман, в котором водятся чудовища, и выведет на остров Авалон, где чудовищ не меньше, если не больше. Книга строится по двум временнЫм линиям: события настоящего времени, старт которым даст похищение мальчика по имени Ник – и двухтысячелетняя история Питера Пэна, полукровки и изгоя.
«Похититель детей» оказался ничуть не хуже «Потерянных богов» Брома.
Жестокая, грустная и неимоверно увлекательная книга. Оторваться от чтения было практически невозможно.