Питер Бенчли «Челюсти»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы | Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Лонг-Айленд, спокойный курортный городок Эмити, в котором один день похож на другой. Так было всегда, но всё изменилось... Однажды утром, растерзанное тело молодой девушки выброшено на берег. Сомнений нет — это была акула, но никто даже не догадывается какая... Решено не закрывать пляжи — все считают, что акула скоро покинет эти воды, но число атак на людей всё растёт. И только местный шериф Мартин Броуди осознаёт всю опасность происходящего и понимает, что необходимо переходить к решительным действиям.
Первая публикация на русском: Бенчли П. Челюсти: Роман/Пер. с англ. И. Басавиной. — Иностр. лит., 1984, No 7, с. 92—162; No 8, с. 77—157.
Входит в:
— цикл «Челюсти»
— журнал «Иностранная литература №08, 1984», 1984 г.
Награды и премии:
лауреат |
Награды Национального Клуба Фэнтези и Хоррора "Цитадель" / Награди на Национален Клуб за Фентъзи и Хорър "Цитаделата", 2022 // Награда "Феникс" – классика жанра |
Экранизации:
— «Челюсти» / «Jaws» 1975, США, реж. Стивен Спилберг
— «Челюсти 3» / «Jaws 3-D» 1983, США, реж. Джо Элвс
- /языки:
- русский (17), английский (2)
- /тип:
- книги (17), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- И. Басавина (7), В. Найденов (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Double Black, 6 марта 2022 г.
К фантастике эта книга имеет довольно сомнительное отношение, разве что существование гипертрофированной и очень умной акулы-людоеда будем считать фандопущением. В остальном — бульварное чтиво, добротное, но не более того. Читается легко, на одном дыхании, так же легко забывается, поскольку нет в этой книге никаких глубинных идей, ни философии, ни психологии, а один экшн полукурортного масштаба, немного сдобренный кетчупом, и оттого чуть более вкусный, чем у конкурентов.
Ридан, 4 октября 2019 г.
Сюжет борьбы человека и могучего зверя, один из древнейших в истории человечества. В данном романе конечно чувствуется влияние «Мобби Дика», особенно в последних главах, но вторичным это роман не делает.
«Челюсти», отличный триллер. Гигантская акула выступает скорее слепой стихией, противостоянию с которой посвящено процентов 10 книги. Основное противостояние происходит между людьми у каждого из которых есть свои интересы, «даже перед лицом армагедона». Серьезный и интересный социальный роман, с упрощениями делающими его интересным массовому читателю.
Barrell, 2 октября 2017 г.
ЧИТАТЬ
Впервые «Челюсти» я услышал в 85-м году в школьном стройотряде. Вечерами этот роман, опубликованный в «Иностранной литературе», читал нам учитель (замечательный человек и настоящий мужик) и даже самые отпетые разгильдяи-курильщики на это время забывали про сигареты после отбоя. Эффект был ошеломляющим. До сих пор в глазах стоит сцена: мужчина склонился за борт и пытается разглядеть свежий укус на корме катера, а под ним — океанская глубина, а в глубине — ..... Ну чем для советского пацана была американская реалия? Фантастика, другой мир. А акула — так вот она! Каждое лето на море ездим! А ну как выплывет такое!
Потом было кино, которое заменило в памяти роман.
Прочитал наконец-то роман совершенно случайно, лишь бы «глаза занять». И был заново поражён! История-то вовсе не про морскую хищную рыбу, история про людей! Про хищных, жадных, безумных, циничных людей. И самое страшное, эти «челюсти» теперь приплыли к нам. Мы в них живём. Теперь для российского 47-летнего мужика акула-убийца — фантастика. А вот мэр-коррупционер, нищий полицейский, мафиози-землевладельцы, журналисты-похеристы, учёные-инфантилы, мажоры-тусовщики, умирающие моно-городки — так вот они! Вокруг нас! Вот где акула всплыла.
И сразу название получило второй смысл, который и сам Питер Бенчли вряд ли имел ввиду (хотя...): «Челюсти» — это не просто смертельная акулья пасть, «Челюсти» — это смертельные зубы современного безжалостного мира.
Что акула? Рыба — она и есть рыба: поела и уплыла, проголодается — приплывёт А вот шеф полиции возвращается на берег, в мир, где все его уже предали, но продолжают улыбаться такой милой акульей улыбкой.
PS
А вот Спилберг своим фильмом убил замечательный роман. Убил красиво и страшно. Вместе с акулой.
URRRiy, 5 октября 2017 г.
Действительно высококачественный триллер, с достоверным, хотя и упрощённым социальным подтекстом, монстром из глубин, затерроризировавшим прибрежный американский городок в разгар курортного сезона,, добросовестным шефом полиции, темными делишками власть имущих, храбрым исследователем океана, рыбаком профессионалом и с многими второстепенными персонажами.
Написано интересно, автор — знаток предмета — исследования акул, поведение людей также в основном не вызывает недоверия. В целом, очень хороший образец развлекательного жанра, не устаревший и через сорок лет после написания. Рекомендую.
alex1970, 8 марта 2014 г.
Одним из первых романов ужасов, прочитанных мной, стали «Челюсти» Питера Бенчли (читал в середине 80-х – в журнальной публикации). И впечатление от этой книги остались яркими до сих пор – дебютный роман автора остается самым любимым в его творчестве, да и в жанре ужасов в целом.
Нельзя сказать, что автор был пионером и прошел по неосвоенной территории – книги о животных-убийцах и акулах-людоедах встречались и раньше.
Но именно «Челюсти» (и особенно экранизация Стивена Спилберга) сделали акул значительной частью литературы и кинематографа ужасов.
Автор использует классическую схему (на мой взгляд, классика в большинстве случаев себя оправдывает) – идиллический городок, где беззаботно проводят жизнь энное количество обитателей. И вдруг появляется ЗЛО. Поначалу никто не хочет верить, что тьма добралась и до них, власти отмахиваются от фактов, и несколько человек должны встать на пути у идеальной машины смерти.
При упоминании «Челюстей» первым вспоминают именно фильм, а затем уже первоисточник. На мой взгляд, зря – книга в определенном смысле интересная, в ней глубже выписаны характеры, конфликт более развернут. Потрясающе описаны моменты появления и атаки акулы.
sergej210477, 1 августа 2015 г.
Хороший роман. Но, как и у большинства читателей, получилось так, я прочитал его уже после просмотра одноименного фильма. И, невольно, все время сравниваешь фильм и книгу. Правда, они оба великолепны. Но, просто, читать книгу, после того как посмотрел ее экранизацию — уже не то. Знаешь как все кончится.
Автор мастерски описывает океан, поведение акулы, её образ мышления. В фильме всего этого не передашь. Поэтому роман интересен как самостоятельное произведение.
Vandal1986, 14 января 2011 г.
«Челюсти»... О, я помню это двоякое чувство, которое вызывал у меня в детстве фильм! Чувство страха, перемещанное с непреодолимым желанием вернуть свой взгляд к экрану телевизора. Помню я и свои бессонные ночи после просмотра фильма... А великолепная мелодия Д. Уильямсона засела у меня в голове 15 лет назад и находится там до сих пор. Фильм «Челюсти» — это веха в истории кино, кино которое до сих пор помнят и вспоминают, и фильм оставивший отпечаток в моей душе. А что же роман «Челюсти»?
С первых же страниц автор затягивает своим описанием акулы, ярко, чеканно, свежо! Ты чувствуешь ее, ты рядом с ней! И, возможно, тебе уже страшно! Ведь ты уже знаешь, что сейчас произойдет... Начинается хоровод смерти. Кружа вокруг своей жертвы, героиня с такой скоростью закручивает узел, что ты в каждой строчке текста ощущаешь напряжение. Вот-вот, сейчас, ударит, разорвет, откусит... И все это сопровождается включившейся совершенно не осознанно, фоном мелодией в моей голове. Эти моменты в романе можно отдельно перечитывать, настолько они удачны. И я не случайно назвал акулу героиней, она действительно вышла для меня за рамки просто монстра-пугала-врага. Слишком большое влияние на людей, слишком яркие описания автора, слишком индивидуальна она и ни на кого не похожа... И тут нужно еще раз отдать должное автору, он смог удержаться от создания нереального монстра. Размеры, вес и цифра съеденных людей не убегает к потолку, все реалистично. Да акула грандиозна, но вполне реальна. Разве что автор немного переборщил в конце с поведением акулы, несколько странно читать о том, как акула всплывает над водой и несколько десятков секунд неподвижно смотрит на людей с дьявольской ухмылкой. Эти несколько повторяющихся моментов коробят, тем более что несколько противоречит описанию автора, данному в начале...
А что же люди? Вот они и являются настоящими монстрами в данном романе. Как только акула разорвала в клочья спокойную жизнь маленького курортного городка Эмити на острове Лонг-Айленд, персонажи скинули свои тихие и добродушные маски. И оказалось, что нет ни одного человека, которого заботило что-либо кроме себя самого. Ведь под угрозой бизнес, карьера. Они готовы рискнуть чужими жизнями, ради финансового благополучия города. И даже главный герой спасовал перед напором человеческой алчности. Вообще персонажи у автора вышли ладные. Особенно стоит выделить тройку «охотников» на акулу. Ихтиолог Хупер, который в погоне за монстром отказывается от всех своих «высоких» гуманитарных принципов. Бесстрашный охотник Куинт, которого не интересует ничего кроме денег, «ломается» перед мощью акулы, ему страшно. Шеф полиции Броди, уверенный в себе человек до появления акулы, надломленный ею и истерящий во время ее ловли, но сумевший преодолеть свой жуткий страх... При этом нужно отдать должное автору, он удержался от появления героя среди жителей городка. Просто у них ни осталось иного выбора, кроме как принять бой. И вот в этом противостоянии, кутерьме, автор нам показывает кризис среднего возраста жены Броди Эллен, ее любовные похождения на стороне в поисках встряски для себя. Все это выглядит столь не уместно в сюжете, что вызывает скуку. Причем эта сюжетная линия обрывает резко, и без ощутимого смысла и последствий для сюжета, как будто автор понял, что она лишняя. Зачем ее было вводить? Она ощутимо дробит сюжет и не вызывает ничего кроме негодования.
И в конце: челюсти не ужасы, это действительно книга о преодолении себя. Этот роман не об акуле, он о людях... Вот только, сколько было произведений о людях, о преодолении? Может, все-таки стоило написать об акуле? Ведь их мало во всех смыслах...
Итог: «Челюсти» знаковое явление в кинематографе. Что же до романа, то он хорош, но мог быть лучше. Вместе с тем, я рекомендую ознакомиться с ним, потому что только моменты с появлением акулы, ее описание окупают время, потраченное на чтение всего произведения и неуместных любовных похождений Эллен. Приятного Вам чтения.
Читал издание 2002 года с твердой обложкой, шитым блоком, белой бумагой с четкой печатью.
antel, 30 сентября 2010 г.
Одна из тех редких книг, которые произвели на меня сногсшибательное впечатление с первых же строк. Самое начало романа. Описание акулы. Минимум слов, но как же ярко, выпукло, фактурно это получилось! У меня тогда создалось полное ощущение, что я вижу эту акулу буквально перед собой, сама ощущаю прикосновение воды к телу. Это не акула, это я наслаждалась ночью и собственной скоростью... Можно, конечно, сказать, что разыгралось воображение, но ведь не всякая книга может ТАК его включить. Язык автора бесподобен, хотя огромное спасибо стоит сказать и переводчику.
А потом меня удивило, что книга эта часто позиционируется как роман ужасов. Да нет там ужасов, и не планировалось. Да, несколько эпизодов нападения акулы-убийцы написаны очень красочно и опять-таки с полным эффектом собственного присутствия, но не они делают погоду. Главная фабула романа все-таки в том, как раскрываются человеческие характеры в созданной автором чрезвычайной ситуации. Потому и подробностей акульих нападений немного и описаны они совсем не в стиле ужастика — никакого моря крови и зверского хруста костей. Автор не ставил себе целью нагнетать страх, как это сделано в одноименном фильме, акула в книге — лишь лакмусовая бумажка для проверки героев на вшивость. Вот об этом и книга, не о рыбе-убийце, а о людях, о жителях маленького курортного городка, спокойная и привычная, пусть и не всегда комфортная, жизнь которого разом переворачивается с ног на голову. Вот так живут себе люди много-много лет и знать не знают, кто из них герой, а кто подлец, и кто на что способен когда под угрозой окажется бизнес, семейное благополучие, а подчас и сама жизнь. А потом появляется акула и... И дальше нужно читать книгу :wink:
Dead_Anarchy, 19 июня 2013 г.
Возможно, от книги я ожидал чего-то большего. Но, зайдя с другой стороны, я подумал: «А что же тут ещё должно быть?»
Роман получился коротким, но достаточно насыщенным событиями — именно такое я и люблю, коротко и по сути. В повествовании нет провисаний, каких-то флешбеков на 40 страниц, каких-то моментов, которые утягивают далеко от сюжета. Конечно, линия с акулой не единственная, и не все 350 страниц посвящены ей (а если по правде, то и вряд ли больше половины книги), но прочие линии не выходят на первый план, не разжёвываются, а подаются к месту, логично и точно. Есть, если можно так выразиться, любовная линия, но, как уже сказано, она уместна и уделено ей места ровно столько, чтобы никто не сказал «А причём тут эти сопли любовные, это же хоррор всё-таки».
Отдельным словом хочется отметить атмосферу, связанную со сценами с участием акулы. Конечно, это не идеал, но всё же холод океана на коже чувствуется. Да и акула описана достаточно страшно, хотя это всего лишь большая хищная рыба, и снова-таки, кратко и метко.
Концовка романа мне показалась необычной, по крайней мере, я ожидал чего-то попроще. В финале как-то не выяснились некоторые моменты второстепенных линий, остались вопросы, но ответ, честно говоря, всё равно мало интересен. Это к слову о том, что сюжетные линии второго плана не вылазят на первый.
Вкупе с лёгким языком повествования, динамичной подачей и, конечно, напряжёнными моментами, я бы сказал, что книга заслужено получила много хороших отзывов и стала в некоторой степени классикой. Посему, к прочтению на несколько вечеров рекомендуется.
Dan-Master, 30 сентября 2010 г.
Множество фантастов описывают монстров — детей других планет и чуждой природы. Питер Бенчли создал собственного монстра — огромную белую АКУЛУ. Ужасное отражение страхов моряков и порождение ночных кошмаров. Большая белая — воплощение силы и ужаса океана. Отличный захватывающий роман, порой вызывающий первозданный страх. Конечно к реальным акулам данный роман имеет очень опосредованное отношение, и создает приватное мнение об этой грозе океана — вершине эволюции. Но роман действительно стоящий.
Доктор Вова, 2 октября 2010 г.
Главное чувство, которое я испытал в далеком 1991 году( после прочтения книги)- это необыкновенную гордость за простых людей! Но людей с большой буквы!
Практически во всем согласен с предыдущими отзывами. Автор очень красочно и реалистично описал и саму акулу-монстра, и характеры персонажей этого увлекательнейшего романа! Живой, воплощенный ужас, приближающийся из глубин океана к обычному городку( каких сотни) с обычными людьми( каких миллионы), избравший этот городок своей мишенью! Чтение настолько увлекло, что смог оторваться, только перелистнув последнюю страницу. И сделал для себя вывод: это не роман-ужасов, хотя ладошки и потели при чтении! Это прежде всего РОМАН-ГИМН человеческому духу и человечности!
Спасибо Автору за эти незабываемые ощущения!
Pupsjara, 3 октября 2010 г.
1993 год, мне 16-17 лет, книга из серии «Бестселлеры мира» под названием «Челюсти». Эту красочную серию я еще, тогда старшеклассник, очень любил. Обычно на обложках были полуголые молодые сексапильные женщины, но в этот раз там была чья то пасть, на акульную правда совсем не похожая, но меня тогда это не сильно интересовало, так-как я до этого уже успел посмотреть в видеосалоне знаменитый одноименный фильм Спилберга. Книжка естественно была куплена и за пару вечеров прочитана. До сих пор помню, каким мужественным и несгибаемым был главный герой, обычный в принципе человек, описания акулы, чувство ужаса, оцепенения при ее появлении автору тоже очень удались.
Хотелось бы еще больше рассказать о книге, но многие детали уже позабылись, зато появился повод найти эту книгу, освежить воспоминания и еще раз пережить те моменты, которые так понравились в подростковом возрасте.
aps, 18 февраля 2011 г.
Существует множество кинофильмов снятых по сюжету одноименных книг или, обратный пример, литературная адаптация кинофильма. Довольно часто при этом, когда мы говорим одно из этих двойственных названий, первым на ум приходит именно литературный первоисточник, однако существует ряд произведений название которых, в-первую очередь, ассоциируется с продукцией кинокомпаний. К последним можно отнести «Челюсти».
При упоминании этого произведения первым на ум приходит шедевр Стивен Спилберга, тогда как роман Питера Бенчли остается в тени. И мне кажется не заслуженно. Ведь литературный первоисточник ничем не уступает своему голливудскому тезке. А в чем-то даже превосходит. Ведь только в книге можно почувствовать полную любовь автора к морю и оценить его уровень знаний о хозяевах моря — акулах (пусть даже размеры акулы в романе не соответствуют действительности..., хотя кто знает, что происходит в глубинах океана). Полностью осознать, что настоящий герой книги (пусть и не положительный) не храбрый шериф, а Белая акула. Ее, если так можно выразится, харизматичность, ее ореол полностью подавляет все человеческие характеры и постоянно находится на первом плане (даже, когда ее нет в «кадре»). Автор помогает прочувствовать ужас столкновения с угрозой, которая исходит не от пришельцев, не от выдуманных монстров, а от такого же земного жителя пусть и из другой среды. Все это делает эту книгу одной из самых запоминающихся, после чтения, которой еще долго вспоминаешь челюсти Белой акулы.
Из под пера Питера Бенчли вышло несколько произведений, как художественных, так и документальных, посвященных морю в целом и его самым опасным обитателям — акулам, в частности. Но именно «Челюсти» остаются самым заметным и известным его творением. И оно стоит того, чтобы на него обратили внимание.