Александра Борисенко, Виктор Сонькин «Не только Холмс: Детектив времён Конан Дойла»
Слава великого Шерлока Холмса не померкла за сто с лишним лет. Однако из всех блестящих литературных сыщиков викторианской эпохи мы знаем лишь его одного. А между тем он имел немало достойных соперников. Популярные английские и американские журналы были буквально наводнены увлекательными детективными историями, вошедшими в моду на рубеже веков. Великолепное созвездие авторов, сочинявших захватывающие криминальные сюжеты, развлекало миллионы читателей на двух континентах.
В этой книге представлены лучшие детективные новеллы современников Артура Конан Дойла, неизвестные прежде русской публике.
Сборник проиллюстрирован рисунками из журналов XIX и начала ХХ века и снабжен глоссарием в картинках.
Новеллы подобраны так, чтобы представить детективный жанр рубежа веков во всем его разнообразии — головоломка и судебная драма, детектив научный, детектив плутовской, детектив готический, загадочная кража, леденящее кровь убийство, изощренное мошенничество.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 6 ноября 2016 г.
Книга выражено делится на три части.
Первый раздел состоит из довольно подробного и качественного обзора детективной литературы со времён появления детектива как жанра.
Много новых (на самом деле конечно же старых, но теперь уже забытых и практически неизвестных рядовому читателю) авторов, по каждому упомянутому имени дана аналитика творчества и то новое, что тот или иной писатель (-ница) привнёс в детективную литературу.
Этот раздел читать интересно и полезно даже вне всякой связи с основным содержимым сборника.
Основной массив собственно детективных рассказов и очерков.
Разной степени интересности, сюжетной закрученности, литературного таланта и глубины раскрытия детективной загадки.
Хотя не во всех рассказах действуют именно детективы как специалисты по раскрытию преступлений, но это совсем не важно.
Некоторые сюжеты выглядят по современным меркам совсем уже плоскими и безыскусными, но есть и вполне околошерлокхолмсовские дела.
Заключается альманах очерком о формировании и развитии полицейского дела в Великобритании и в Америке (САСШ).
И было интересно наново вспомнить то, что когда-то было озвучено на лекциях в ВУЗе, а кое-какая информация и вообще прошла буквально «на новенького».
А заключает книгу довольно интересно выполненный глоссарий иностранных или устаревших понятий и терминов, причём — что важно и добавляет внимания и интереса собственно к глоссарию — каждое комментируемое слово/понятие сопровождается рисунком.
Я, как читатель, не особо болею современной детективной литературой.
И не являюсь её страстным поклонником и тем более знатоком.
Но вот именно этот сборник, на мой взгляд, в силу его особенностей стоит несколько особняком в ряду детективных книг и может быть интересен и как любителям детектива, так и всем прочим читателям.
Хотя бы потому, что расширяет кругозор и вводит в саму тему детективного литературного жанра.
Синяя мышь, 8 июля 2012 г.
Сборник рассказов викторианских авторов, которые творили в тени создателя великого Шерлока. Читала его в электронном формате и чувствовала, что обманываю сама себя. Прекрасное оформление — оригинальные иллюстрации «Стрэнда» к рассказам, портреты авторов и краткие биографии, глоссарий и вступительная статья тоже иллюстрированные... Биографии, зачастую не менее, а то и более интересны, чем сами рассказы.
В вступлении обещают разнообразие и честно выполняют обещание — железнодорожный детектив, декадентский детектив, мистический детектив, леди-детектив, судебно-медицинский детектив...
Но ради разнообразия пришлось несколько поступиться качеством текстов.
Немного по отдельным рассказам:
«Загадка дома номер семь» — атмосфера хороша, много интересных бытовых деталей, но загадка сама слабовата. Объяснение для меня выглядело не единственно возможным, а выбранным волей автора из списка. 6 из 10
«Рубины Реманетов» — веселая, изящная история про богатую американку, бедного ирландского барона и пропавшие драгоценности. 8 из 10
«Редхилльские сестры» — рассказ интересен тем, что женщина там действует не как частный сыщик, а вполне себе государственный служащий полиции, причем лет за двадцать до того, как женщин в реальности стали брать на работу в полицию.Ограбление предотвращено, есть сюжетный перевертыш; но основание, на котором Лавди Брук построила свои выводы,выглядит хлипковатым. 7 из 10
«Обманутая виселица» — английский черный юмор на детективной основе, и виселица,если подумать, все равно осталась в выигрыше. 7 из 10.
«Кража в Лентон-Крофте» — действует детектив Хьюитт, заместитель Ш.Х. на его посту в «Стрэнде» во время долгого, восьмилетнего отсутствия, и надо сказать, что заместитель вполне достойный. Логика, дедукция, загадочные улики. Немного удачи, парадоксальные вопросы и точные выводы. 8 из 10.
«Нефритовый бог и биржевый маклер» — здесь скорее иллюстрируется роль случая в раскрытии преступления, чем задается по-настоящему интересная загадка; но драматично. 7 из 10
«Арест капитана Ванделера» — мисс Кьюсак разоблачает оригинальный способ мошенничества на скачках. Забавно — тогда еще персонажу можно было умереть от горя, не прикрываясь даже для виду какой-нибудь лихорадкой. 8 из 10
«Кровь Орвенов» — тот самый декадентствующий детектив — князь Залесский; но налет порочности, столь любезный сердцу добропорядочных викторианцев, сейчас смотрится скорее пародией; так же, как и тяжеловесно-красочный стиль. 6 из 10.
«Лиловый император» — убийство в приступе ярости, но ловко замаскированное. А еще автор в тексте слегка прошелся по методам Ш.Х.:)Сцена разоблачения очень эффектная, но 6 из 10.
«Corpus deliciti» — один из самых интересных рассказов сборника, где действует беспринципный гений-адвокат. Вот где исток такаого жанра, как «судебная драма». Рассказать убийце, как тот должен действовать, чтобы не попасть в руки закона — а почему бы и нет? 8 из 10
«Убийство по доверенности» — классическая загадка «ружья, которое выстрелило само», и невероятно хитроумный ответ. Настолько хитроумный, что, если честно, кажется слегка неправдоподобным:) 7 из 10.
«Бриллианты герцогини Уилтширской» — плутовской детектив, почему-то не произвел на меня никакого впечатления, с трудом вспомнила сюжет ,поэтому и оценку ставить не буду.
«Владелец всегда прав» — а этот плутовской детектив очень понравился, сменить декорации — и готовая серия моих любимых «Виртуозов». Вы, джентльмены ,согласны украсть картину?Правда? Но вы же джентльмены? — Ну и что, деньги и нам нужны ... и так далее, в том же духе, прелюдия перед потерей законопослушности, которая показалась мне довольно затянутой, ведь эти рассуждение сначала повторяет один персонаж, потом другой, потом сами герои...:)
«Происшествие у «Кафе-Ройаль» — история о том, как одна героическая девица поймала опаснейшего преступника. Финал (не буду спойлерить) заставил меня фыркнуть. Потом я подумала, что напрасно подхожу к ситуации с современной точки зрения, но «осадок остался» ... 6 из 10.
«Происшествие на железной дороге» — исчезновение мальчика из поезда-экспресса, практически на глазах у его школьного наставника. Расследует комичный детектив-любитель, помешанный на своем здоровье. 8 из 10.
«Таинственное убийство в Йорке» — ниже всякой критики и логики, а уж рассуждения о том, какая нация не способна ударить в спину, и выводы на этом шатком фундаменте... 4 из 10.
«Загадка тринадцатой камеры» — по-моему, лучший рассказ сборника. Профессор Ван Дузен, Мыслящая Машина», дает обещание за неделю выбраться из тщательно охраняемой камеры смертников — и выполняет его, но как??? 10 из 10.
«Послание со дна моря» — а это уже исток судебно-медицинского детектива, когда незначащие мелочи под окуляром микроскопа превращаются в неопровержимые улики. 9 из 10.
«Незримый конь» — это мистический детектив, а мистический детектив — это очень странная штука, где правила игры известны только автору, поэтому объяснение может быть любым. Отдает нечестностью, на мой вкус:) Но автор создал очень убедительную гнетущую атомосферу ,так что 7 из 10.
«Бесшумная пуля» — загадочное убийство брокера, ни звука выстрела, ни подозреваемых. Еще один судебно-медицинский детектив, кстати, с использованием детектора лжи. 8 из 10.
«Монета Дионисия» и «Игра вслепую» — очень интересные рассказы о слепом детективе Максе Каррадосе, который умен и может за себя постоять даже в схватке с четырьмя преступниками.
«Леди ,которая ходила во сне» — невероятно сентиментальный детектив (у меня аж уровень глюкозы в крови поднялся). 6 из 10.
В целом, сборник оказался больше «на любителя», чем я ожидала. Но вступительная статья А. Борисенко и статья С.Чернова про американскую и английскую полицию викторианской эпохи чрезвычайно интересна сама по себе — и будет очень полезна современному автору, если он захочет написать стилизацию под викторианский детектив:)
Nog, 15 февраля 2013 г.
Отечественное книгоиздание по-настоящему радует читателей далеко не так часто, как хотелось бы. Я сейчас имею в виду даже не столько литературную ценность и уровень издаваемых произведений как таковых, сколько качество их издания. Тем приятнее и неожиданнее оказываются сюрпризы, подобные этой антологии.
Суть сборника вполне очевидна из его названия – книга посвящена детективным произведениям, написанным в тот период, когда в жанре царили известные всем и поныне писатель и герой – Артур Конан Дойл и Шерлок Холмс. Но, конечно же, существовали они далеко не в одиночестве. Кто-то может спросить: зачем нам читать произведения авторов, давно и прочно забытых читателями, если у нас уже есть книги, выдержавшие проверку временем. Кто-то может и ответить: ну, прежде всего, разве не приятно дать собственную оценку этим рассказам, а не полагаться на кого-то другого? А если серьёзнее, то что может быть интереснее для поклонника детективов, чем узнать о том, как зарождался любимый жанр? Ведь в выбранный составителями антологии период (самый ранний рассказ датирован 1877-м годом, самый поздний – 1915-м) само слово «детектив» едва-едва начало использоваться для обозначения этого литературного направления; среди авторов сборника есть и писательница, которая самой первой в истории дала своей книге определение «детективный роман». Это период, когда сами основы жанра только становились таковыми, и любой писатель способен был сотворить что-то, что не делал до него никто, и что теперь мы считаем обязательным элементом детективного произведения, классическим ходом, а то и устаревшим штампом.
Я не стану оценивать и описывать каждый из более чем двух десятков рассказов, включённых в эту книгу. Но кое-какие общие тенденции отметить бы хотелось. Уровень их, конечно, неодинаков; вероятно, делая нелёгкий выбор между качеством и широтой охвата жанра, составители предпочли последнее, и, как мне кажется, это был всё же правильный шаг. Рассказы и герои, представленные в них, оказались исключительно разнообразными, охватив самые разные виды преступлений, места действия и способы расследования. Особенно обращает на себя внимание многообразие сыщицких типажей – от вполне традиционных, вроде полицейского констебля, до ушедшего от мира русского князя или лишённого всякой морали адвоката, любое своё дело воспринимающего будто шахматный этюд. Стараясь уйти от копирования канона и одновременно не вызвать отторжения читателя, не любящего резких перемен, авторы придают своим героям всевозможные отличительные черты – один сыщик специализируется на преступлениях, совершённых на железной дороге, другой оперирует последними достижениями науки и техники, третий во главу угла ставит медицинскую экспертизу.
Почти все авторы антологии неизвестны современному читателю. Глубокие знатоки жанра, возможно, и узнают кое-кого из них, лично мне же оказалось знакомо только одно имя – классика мистической литературы Уильяма Хоупа Ходжсона, творчество которого представлено рассказом из его известного цикла о Карнакки, охотнике за привидениями. Составители явно проделали очень тщательную работу по отбору произведений для антологии, но этим далеко не ограничились. Книгу предваряет обширное вступление, рассказывающее и о самой антологии, и об истории детективного жанра. В конце же помещена большая статья об истории полицейских служб и сыщицкого дела в Англии и Америке, а также иллюстрированный глоссарий. И вообще в книге множество иллюстраций, причём взятых из тех самых журналов, в которых когда-то публиковались эти рассказы. Это и в самом деле замечательный подарок читателям. Жаль только, у меня этой антологии в бумажном виде нет. Но очень надеюсь когда-нибудь заполучить.
NS 123, 11 января 2014 г.
Мне очень понравился этот сборник, и предисловие (очень редкий случай) и экскурс в историю в конце. Даже иллюстрации очень и очень хороши. Сейчас таких нет. А насчет самих рассказов, конечно, они неоднородны. Кому-то понравится одно, другому другое. Лично в моей коллекции есть три — Р. Остин Фримен, А. К. Грин и Э. Брама. В общем, для любителей классики очень интересно.