Харлан Эллисон «В мышином цирке»
- Жанры/поджанры: Сюрреализм | Психоделика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Входит в:
— антологию «New Dimensions 1», 1971 г.
— антологию «Best Science Fiction for 1972», 1972 г.
— антологию «Modern Science Fiction», 1974 г.
— сборник «Deathbird Stories», 1975 г.
— антологию «The Best of New Dimensions», 1979 г.
— антологию «Yesterday’s Tomorrows», 1982 г.
— сборник «The Essential Ellison», 1987 г.
— сборник «Эликсиры Эллисона», 2001 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
romanpetr, 17 апреля 2020 г.
«О, странный мир и мир твоего воображения!» — мог бы воскликнуть обычный читатель, ознакомившись с рассказом Харлана Эллисона «В мышином цирке». Да, произведение странное, крайне неудобное для восприятия, ибо это авторский ход, завуалированный его собственной психоделией на полях сюрреализма. Что может быть сложней для психолога, чем разбираться в чужих грезах и снах, особенно если это наркоман? Да, уважаемые любители фантастики, Эллисон решил сделать кратковременный экскурс в мир наваждений одной пропащей души, которая решила себя именовать, как Король Тибета ( кому нравится могут звать его Царем Тибета, но суть от этого нисколько не поменяется).
Зажатый городскими условиями молодой обыватель сквозь смутные , сбивчивые воспоминания выбирается из города, где в обрывках памяти переплетаются люди, которые были его родителями, его лихое прошлое с ублажением некрасивых и толстых женщин, что впрочем принесло ему дивиденды в виде , полученного Кадиллака Эльдорадо (оплаченный его собственным семенем), скрытые воспоминания связей с наркотиками, тюрьма...И вот от всей этой чернухи наш герой вырывается на свободу из города, так долго державшего его в своих объятиях. Несется он на встречу с морем, которого он никогда не видел (путь предстоял аж до Калифорнии), но попутная задержка и роковая встреча в баре с темнокожей сексапильной ведьмой приводит его к другому внутреннему открытию, в котором он узнает о настоящей смерти динозавров,о том , как это началось, и после всего, к своему глубокому сожалению, он познает свою мужскую беспомощность , что ведет его к своему галлюциногенному концу, где он находит покой. Возможно временный, а может быть и вечный.
Эта небольшая история населена разными мимолетными героями, стремительно ворвавшимися в повествование и так же его покинувшие, как Кролик с часами из «Алисы в стране чудес» ; мальчик, вспоминающий волшебное слово в почтовом ящике, голосующий на дороге Микки Маус , одним словом, целый сонм странных персонажей, укореняющих мысль, что все это происходит не наяву, а в иллюзорном мире наркотической эйфории, куда впадает главный герой.
Наверно, предположу, Харлан Эллисон хотел описать первоначальный восторг от начального эффекта действия наркотической дряни до пугающих образов отходняка наркомана, которая ведет к депрессии и смертельному забвению. Так что это предостережение с очень тонким философским подтекстом, которое нужно правильно воспринять. Если Вы думаете, что автор прикалывался, создавая такую мрачную картину, то боюсь Вы просто заблуждаетесь и не найдете здесь того, что ищете.
По правде говоря, многие англо-американские читатели этот рассказ вообще воспринять не смогли. Буквально единицы. Все задаются вопросами: о чем это вообще Эллисон тут заикнулся? Да, образы в сценах весьма яркие, но смысловой логики никакой. Единственно, что я подмечу, оный рассказ прям-таки мечта экранизации Дэвида Кроненберга.
С его размахом в разломе психики, он смог бы сотворить кинематографический шедевр в жанре ужасов.
Закончу интересным эпиграфом Эллисона к этому рассказу: «Вот что происходит, когда чернокожий человек поклоняется белому богу». К чему это он? Да, Бог, его знает!