Харлан Эллисон «Светлячок»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Антивоенное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Последний человек/люди на Земле | Генетические эксперименты, мутации | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Земля после ядерной войны. Никого не осталось. Среди руин и развалин бродит единственный оставшийся человек. Он выжил только потому, что его специально готовили к этой войне. Он генетически изменён. И он светится зелёным светом. Светлячoк — называет он сам себя. И вот после долгих поисков хоть одной живой души, он на одном из космодромов находит чудом уцелевший космический корабль. И он решает улететь с Земли навсегда...
«Infinity»,февраль 1956
Входит в:
— журнал «Infinity Science Fiction, February 1956», 1956 г.
— сборник «The Essential Ellison», 1987 г.
— сборник «Миры Харлана Эллисона. Том 1. Миры Страха», 1997 г.
— антологию «Big Bangs: Famous First Stories by Science Fiction Masters», 1998 г.
— сборник «Эликсиры Эллисона», 2001 г.
- /языки:
- русский (4), английский (6)
- /тип:
- книги (7), периодика (1), самиздат (2)
- /перевод:
- М. Звенигородская (2), Н. Кудряшев (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Paul Atreides, 21 апреля 2021 г.
Довольно интересная зарисовка на тему последнего выжившего после апокалипсиса. Вот только заместо атмосферных описаний разрушенного мира Эллисон предлагает нам ознакомиться с драмой главного героя, чьё положение ухудшается с каждым прожитым днём. Сюжет же прост, как две копейки — главный герой — результат правительственного эксперимента по созданию суперсолдат, устойчивых к радиации, решает покинуть землю на космическом корабле в поиски колонии выживших на планете Проксима-II. Искусно борясь с нарастающим чувством одиночества, он понимает, что и среди других он будет изгоем, ведь он уже не человек. Он светится, он неуязвим и не восприимчив к радиации, ему не чужды голод и прочие человеческие потребности. Примут ли его люди таким?
Но если в начале рассказа у героя есть слабая надежда, что всё закончится благополучно, то в конце она отбрасывается прочь. Эллисон, в свойственной ему жестокой манере, оставляет героя в безвыходной ситуации, не забыв при этом подсказать ему дальнейший путь. Однако, к чему он приведёт мы так и не узнаем.
Коротко, лаконично, трогательно, атмосферно.
vfvfhm, 26 августа 2018 г.
Мне рассказ весьма понравился.
С точки зрения сюжета. Написать рассказ с одним персонажем, и чтобы было интересно — та еще задачка. И Харлан справился.
Форма. Эллисон уже в первом рассказе показал себя стилистом выше среднего уровня НФ !950-х годов. Он сразу же стал писать лучше, чем, например, Силверберг, Каттнер, ранний Гаррисон. Чем-то напоминает Бестера, только без пиротехники (позже и она у Эллисона появится). Короче, круто написано.
Мораль. Обычно тексты делят на оптимистические и пессимистические. Первые про борцов-победителей, вторые про нытиков. У Эллисона круче. Его победитель побеждает и тут же терпит полный крах. И все становится хуже некуда. Прямо, как у Хемингуэя. Для фантастики тех времен опупенно сложная коллизия.
А сточки зрения НФ-идеи... Это конечно типичная забубенная ересь, очень характерная для раннего псевдонаучного чтива (как и стоит переводить SF).
Клован, 2 июля 2018 г.
С учётом того, что это один из первых рассказов автора, накину один балл, а так на «три с плюсом».
После глобальной ядерной войны выжил всего один. И он уже не человек — светящийся неуязвимый мутант (вот откуда взялись гули из «Фаллаута»?). Он бродит по развалинам планеты и ищет своё предназначение. И находит ракету.
Герой какой-то пустоватый получился — злоба беззубая, могущество карманное. Но для пробы пера вполне неплохо.
god54, 20 августа 2015 г.
Как и сказал автор, это скорее рассказ-предупреждение, рассказ-призыв, чем классическая фантастика. Похоже и правда, что автор недолюбливает войну, а вместе с ней и фантастические боевики, а потому откровенно показывает, что она может сделать с Землей, да и с самим человеком, превратив его в «светлячка». Жестко, немного поэтично, во многом просто образно.
vam-1970, 10 ноября 2016 г.
Как написал сам Эллисон, это его первый в жизни рассказ! Поэтому судить строго не хочется, но интересен сюжет. Вот ВЫ улетели с Земли в поисках лучшей жизни, а Земля без ВАС докатилась до ручки, уничтожив всё живое. Вот такое послание герой несёт с собой.
Yazewa, 18 июня 2016 г.
У меня осталось ощущение, что ГГ искупает грехи всего человечества. Утеряв, собственно, всё присущее людям и оказавшись обречённым на вечное одиночество...
Андрэ, 29 августа 2012 г.
Не соглашусь (как и большинство проголосовавших) с Джеймсом Блишем, назвавшим «Светлячка» худшим из всех когда-либо опубликованных научно-фантастических рассказов. Это всё же, как-никак, первый рассказ Элиссона, первый блин... Тема последнего человека на Земле или где-то еще на просторах Вселенной далеко не новая. И, конечно, в рассказе есть ляпы, о которых автор говорит в предисловии к рассказу, например, о той же возможности главного героя (хоть даже и мутанта) выжить в открытом (в прямом смысле слова) космосе, ведь корабль разгерметизировался. Но есть в рассказе важные посылы о бессмысленности войны, о тяжести одиночества, есть и замечательная концовка с философским подтекстом.
muravied, 2 января 2012 г.
Второй рассказ Эллисона, который я прочёл. Первым был знаменитый «У меня нет рта..» и он меня как-то не впечатлил.
Здесь же сюжет понятен и заинтриговывает с первых страниц.
Ядерная война. Вся Америка в руинах. Остался жив только один мутант, светящийся неуязвимый человек. Он бродит по развалинам, тоскует и вдруг находит ракету, которую ещё можно починить и задаётся целью улететь с Земли в поисках других людей в Космосе:insane:
Мне кажется Светлячок изначально заблуждался. Прошёл Америку слева направо и отчаялся найти людей. Лучше бы построил корабль и сплавал в Евразию, там бы поискал. В Сибири стопудово ещё люди останутся, даже после ядерной войны:glasses: А так рассказ прикольный. Хотя концовка почти идентична той что была в «У меня нет рта...»
sham, 14 сентября 2010 г.
Ну вот и началось мое знакомство с творчеством Эллисона. Первый его рассказ, о котором автор в предисловии пишет, что он полон шероховатостей и неровностей, на самом деле оказался очень неплох. Перед нами постапокалиптика: на Земле остался после войны только один человек, уже нечеловек, а урод-светлячок, смыслом жизни которого стало улететь с Земли на другие планеты к людям. Хоть идея с генными мутациями и несовсем правдоподобна, но у автора замечательно получилось с психологической точки зрения изобазить цепочку человеческих чувств: отчаяние от одиночества — забрезжившую надежду — и вновь отчаяние от осознания!
Пиркс, 15 февраля 2010 г.
Это первый рассказ Эллисона за который он получил гонорар. Для начала очень недурно, но всё как-то... недостаточно психологично. Герой, какой-то суперчеловек, что делает сцену его одиночества совершенно нереалистичной. Он гораздо больше походит на романтического героя средневековой саги, такой себе Ролагд Апокалипсиса.
dycost, 7 февраля 2008 г.
Рассказ об одиночестве.
Изначально об одиночестве человеческого существа в абсолютно голой пустыне, в которой он остался только наедине с собой.
Затем появляется надежда. Надежда наконец-то увидеть другое человеческое существо и избавиться от одиночества.
И наконец надежда умирает. Умирает от осознания того, что сколько бы людей его ни окружало, он все равно останется так же одинок. Может быть даже более одинок, чем прежде.