Харлан Эллисон «Светлячок»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Антивоенное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Последний человек/люди на Земле | Генетические эксперименты, мутации | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Земля после ядерной войны. Никого не осталось. Среди руин и развалин бродит единственный оставшийся человек. Он выжил только потому, что его специально готовили к этой войне. Он генетически изменён. И он светится зелёным светом. Светлячoк — называет он сам себя. И вот после долгих поисков хоть одной живой души, он на одном из космодромов находит чудом уцелевший космический корабль. И он решает улететь с Земли навсегда...
«Infinity»,февраль 1956
Входит в:
— сборник «The Essential Ellison», 1987 г.
— сборник «Миры Харлана Эллисона. Том 1. Миры Страха», 1997 г.
— антологию «Big Bangs: Famous First Stories by Science Fiction Masters», 1998 г.
— сборник «Эликсиры Эллисона», 2001 г.
- /языки:
- русский (3), английский (5)
- /тип:
- книги (7), самиздат (1)
- /перевод:
- М. Звенигородская (2), Н. Кудряшев (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Hunter_Number23, 11 августа 2024 г.
Планета Земля была опустошена ядерной войной, где погибли все нации и государства, а от цивилизации остались одни руины. По пустошам Земли теперь бродит одинокий путник — бывший солдат, который был добровольцем в сомнительных с этической точки зрения экспериментах. По злой иронии, именно эти эксперименты позволили этому человеку пережить своих собратьев. Однако где-то там, за пределами родного мира человечества, среди мерцающих в ночной тишине звёзд, ещё должны быть другие представители нашего вида. И теперь этот одинокий странник-мутант желает воссоединиться со своими собратьями.
Рассказ «Светлячок» при всей своей простоте получился чертовски атмосферным и крайне неплохо прописанным произведением, которое буквально пышет отличным антивоенным нарративом между строк. Заметно, как Харлан Эллисон выделят в качестве каркаса своего творения идею страха одиночества. Поэтому протагонист истории, даже будучи мутантом, все равно старается найти хоть кого-то из людей, что ради этой цели набирается смелости построить ракету, дабы покинуть мёртвую планету. Страх перед полнейшим одиночеством пугает главного героя даже больше, чем риск стать потенциальным подопытным кроликом у своих собратьев, расселившихся между звёзд.
Перед нами пример крайне незатейливой в плане своего посыла истории, которая при всей своей простоте получилась довольно весьма поучительным произведением. Не балуя читателя огромными свитками из диалогов и сосредоточившись на внутренних размышлениях протагониста, рассказ хорошо доносит до читателей вечно актуальные идеи в доступной форме через призму фантастического постапокалиптического рассказа.
Paul Atreides, 21 апреля 2021 г.
Довольно интересная зарисовка на тему последнего выжившего после апокалипсиса. Вот только заместо атмосферных описаний разрушенного мира Эллисон предлагает нам ознакомиться с драмой главного героя, чьё положение ухудшается с каждым прожитым днём. Сюжет же прост, как две копейки — главный герой — результат правительственного эксперимента по созданию суперсолдат, устойчивых к радиации, решает покинуть землю на космическом корабле в поиски колонии выживших на планете Проксима-II. Искусно борясь с нарастающим чувством одиночества, он понимает, что и среди других он будет изгоем, ведь он уже не человек. Он светится, он неуязвим и не восприимчив к радиации, ему не чужды голод и прочие человеческие потребности. Примут ли его люди таким?
Но если в начале рассказа у героя есть слабая надежда, что всё закончится благополучно, то в конце она отбрасывается прочь. Эллисон, в свойственной ему жестокой манере, оставляет героя в безвыходной ситуации, не забыв при этом подсказать ему дальнейший путь. Однако, к чему он приведёт мы так и не узнаем.
Коротко, лаконично, трогательно, атмосферно.
vfvfhm, 26 августа 2018 г.
Мне рассказ весьма понравился.
С точки зрения сюжета. Написать рассказ с одним персонажем, и чтобы было интересно — та еще задачка. И Харлан справился.
Форма. Эллисон уже в первом рассказе показал себя стилистом выше среднего уровня НФ !950-х годов. Он сразу же стал писать лучше, чем, например, Силверберг, Каттнер, ранний Гаррисон. Чем-то напоминает Бестера, только без пиротехники (позже и она у Эллисона появится). Короче, круто написано.
Мораль. Обычно тексты делят на оптимистические и пессимистические. Первые про борцов-победителей, вторые про нытиков. У Эллисона круче. Его победитель побеждает и тут же терпит полный крах. И все становится хуже некуда. Прямо, как у Хемингуэя. Для фантастики тех времен опупенно сложная коллизия.
А сточки зрения НФ-идеи... Это конечно типичная забубенная ересь, очень характерная для раннего псевдонаучного чтива (как и стоит переводить SF).
Клован, 2 июля 2018 г.
С учётом того, что это один из первых рассказов автора, накину один балл, а так на «три с плюсом».
После глобальной ядерной войны выжил всего один. И он уже не человек — светящийся неуязвимый мутант (вот откуда взялись гули из «Фаллаута»?). Он бродит по развалинам планеты и ищет своё предназначение. И находит ракету.
Герой какой-то пустоватый получился — злоба беззубая, могущество карманное. Но для пробы пера вполне неплохо.
god54, 20 августа 2015 г.
Как и сказал автор, это скорее рассказ-предупреждение, рассказ-призыв, чем классическая фантастика. Похоже и правда, что автор недолюбливает войну, а вместе с ней и фантастические боевики, а потому откровенно показывает, что она может сделать с Землей, да и с самим человеком, превратив его в «светлячка». Жестко, немного поэтично, во многом просто образно.
vam-1970, 10 ноября 2016 г.
Как написал сам Эллисон, это его первый в жизни рассказ! Поэтому судить строго не хочется, но интересен сюжет. Вот ВЫ улетели с Земли в поисках лучшей жизни, а Земля без ВАС докатилась до ручки, уничтожив всё живое. Вот такое послание герой несёт с собой.
Yazewa, 18 июня 2016 г.
У меня осталось ощущение, что ГГ искупает грехи всего человечества. Утеряв, собственно, всё присущее людям и оказавшись обречённым на вечное одиночество...
Андрэ, 29 августа 2012 г.
Не соглашусь (как и большинство проголосовавших) с Джеймсом Блишем, назвавшим «Светлячка» худшим из всех когда-либо опубликованных научно-фантастических рассказов. Это всё же, как-никак, первый рассказ Элиссона, первый блин... Тема последнего человека на Земле или где-то еще на просторах Вселенной далеко не новая. И, конечно, в рассказе есть ляпы, о которых автор говорит в предисловии к рассказу, например, о той же возможности главного героя (хоть даже и мутанта) выжить в открытом (в прямом смысле слова) космосе, ведь корабль разгерметизировался. Но есть в рассказе важные посылы о бессмысленности войны, о тяжести одиночества, есть и замечательная концовка с философским подтекстом.
muravied, 2 января 2012 г.
Второй рассказ Эллисона, который я прочёл. Первым был знаменитый «У меня нет рта..» и он меня как-то не впечатлил.
Здесь же сюжет понятен и заинтриговывает с первых страниц.
Ядерная война. Вся Америка в руинах. Остался жив только один мутант, светящийся неуязвимый человек. Он бродит по развалинам, тоскует и вдруг находит ракету, которую ещё можно починить и задаётся целью улететь с Земли в поисках других людей в Космосе:insane:
Мне кажется Светлячок изначально заблуждался. Прошёл Америку слева направо и отчаялся найти людей. Лучше бы построил корабль и сплавал в Евразию, там бы поискал. В Сибири стопудово ещё люди останутся, даже после ядерной войны:glasses: А так рассказ прикольный. Хотя концовка почти идентична той что была в «У меня нет рта...»
sham, 14 сентября 2010 г.
Ну вот и началось мое знакомство с творчеством Эллисона. Первый его рассказ, о котором автор в предисловии пишет, что он полон шероховатостей и неровностей, на самом деле оказался очень неплох. Перед нами постапокалиптика: на Земле остался после войны только один человек, уже нечеловек, а урод-светлячок, смыслом жизни которого стало улететь с Земли на другие планеты к людям. Хоть идея с генными мутациями и несовсем правдоподобна, но у автора замечательно получилось с психологической точки зрения изобазить цепочку человеческих чувств: отчаяние от одиночества — забрезжившую надежду — и вновь отчаяние от осознания!
Пиркс, 15 февраля 2010 г.
Это первый рассказ Эллисона за который он получил гонорар. Для начала очень недурно, но всё как-то... недостаточно психологично. Герой, какой-то суперчеловек, что делает сцену его одиночества совершенно нереалистичной. Он гораздо больше походит на романтического героя средневековой саги, такой себе Ролагд Апокалипсиса.
dycost, 7 февраля 2008 г.
Рассказ об одиночестве.
Изначально об одиночестве человеческого существа в абсолютно голой пустыне, в которой он остался только наедине с собой.
Затем появляется надежда. Надежда наконец-то увидеть другое человеческое существо и избавиться от одиночества.
И наконец надежда умирает. Умирает от осознания того, что сколько бы людей его ни окружало, он все равно останется так же одинок. Может быть даже более одинок, чем прежде.