Джонатан Свифт «Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Сатирическое | Приключенческое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не найденные (вымышленные) континенты, земли, страны )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Лемюэль Гулливер продолжает свои странствия по необычайным странам. В третьей части истории, после стран, полных карликов и гигантов, он отправляется в страны с необычным государственным устройством.
Гулливер посещает летающий город Лапута, населённый высокомерными аристократами-интеллектуалами, погружёнными в свою бесполезную мудрость. Затем он отправляется в Бальнибарби, страну, завоёванную Лапутой благодаря превосходству в воздухе. В Лаггнегге он обнаруживает струльдбругов — несчастную расу бессмертных, обречённых стареть до бесконечности. На острове Глаббдобдриб волшебники вызывают для Гулливера духи великих деятелей прошлого.
Книга содержит множество аллюзий, пародий и сатиры на современное Свифту общество и политику, а также развенчивает многие модные утопии того времени.
Входит в:
— роман «Путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей», 1726 г.
— антологию «Popular Romances, consisting of Imaginary Voyages and Travels», 1812 г.
— антологию «Сатира Запада», 1940 г.
— антологию «Beyond Time and Space», 1950 г.
— антологию «Книга вымышленных миров», 2003 г.
— антологию «Alien Invasion Short Stories», 2018 г.
Экранизации:
— «Дело для начинающего палача» / «Případ pro začínajícího kata» 1970, ЧССР, реж. Павел Юрачек
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 15 января 2023 г.
На самом деле, эта часть у меня самая любимая. Ещё с раннего детства, когда текст был мне недоступен, а вот картинки – летающий город, странные люди, с кривыми лицами, колпаки волшебников, и прочее и прочее – приводили в восторг.
Когда же стал доступен и текст, моё уважение к этой части только усилилось. Герой посещает самые диковинные места с самыми диковинными нравами. Конечно же, всё это сатира. На науку, оторванную от действительности. На прожектёров, чьи долгострои-проекты только высасывают деньги. Ну, и на власть, конечно (в коротком посещении Лаггнегга), на её раздутые церемонии. Всё, как всегда, гипертрофированно до уморительного, гротескного состояния.
Но, что характерно для этой части, ирония её даже более живуча, чем в предыдущих. Более интернациональна, что ли. Можно не заглядывать в примечания, чтобы понять, над чем конкретно смеётся автор. И так понятно. И до сих пор актуально. Те же прожекты, например, только вытягивающие из бюджета деньги, а кое-где и вовсе похожие на «лохотроны».
А ещё я отметил бы и психологизм. Очень мне понравился момент, когда несколько, ужи извините, дураков побывав в городе учёных, сами в глазах народа стали учёными. Ну и не только это, конечно.
И кроме прочего, от калейдоскопичности мест, в которых побывал герой, читать эту часть гораздо интереснее. Это действительно уже путешествие по отдалённым диковинным странам. Летающий город. Остров, населённый чародеями, с королём-некромантом. Ох, как будоражит воображение.
А ещё автор умудрился предсказать открытие двух спутников Марса, которое состоялось гораздо позднее. Так, к слову.
Groucho Marx, 16 августа 2016 г.
В самом деле, третья часть — центр книги о путешествиях Гулливера. Первые две, при небольших и непринципиальных сокрашениях, превратились в интересные детские сказки. Последняя, четвёртая часть, мизантропична почти невыносимо. А в в третьей части «Путешествий» Свифт нашёл своего рода равновесие, не утратив ни способности забавлять, ни злобного сарказма, ни фантазии на уровне «Государств и Империй Луны» Сирано де Бержерака, не ниже.
Между прочим, в конце 60-х чех Павел Юрачек снял фильм «Дело для начинающего палача» по третьей части «Путешествий», перенеся действие во вторую половину ХХ века. Получилось великолепно.
Краском, 31 марта 2015 г.
Лучшая, на мой взгляд, книга о путешествиях Гулливера.
Понятно, что писалась, как памфлет — но памфлет вышел такой, что и сейчас совпадете если не на 100%, то на 90% точно с нашим политическим бытием.
Кроме того — сквозь книгу тянется нить глубокой философии. Помню, как поразила меня простая мысль: получая бессмертие — люди не получают вечной молодости и вечного здоровья. Так может бытьт, наше бессмертие — в делах наших и наших детей и внуков?
ego, 17 января 2013 г.
В целом, уступает двум предыдущим путешествиям Гулливера. Местами скучновато. Хотя, описание Академии в Лагадо просто уморительно и фантастически по-визионерски описаниями — даже в деталях совпадающих с известными мне изнутри — академиями. Кафедры естественных наук, языкознания и политических наук — это все невозможно было читать без хохота.
На острове Глаббдобдриб для Гулливера устраивают сеанс спиритизма в 5Д. Любопытно, что он на древнегреческом общается с Александром Великим, описывает подлинную внешность Гомера и Аристотеля.
«... я попросил вызвать римский сенат в одной большой комнате и для сравнения с ним современный парламент в другой. Первый казался собранием героев и полубогов, второй – сборищем разносчиков, карманных воришек, грабителей и буянов». Очень даже своевременно и узнаваемо!