Кир Булычев «Перевал»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Робинзонада | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Звездолет землян потерпел катастрофу на далекой планете. Выжившие ушли, спасаясь от радиации. Попытки вернуться одна за другой терпят неудачу. Еще одну экспедицию предпринимают дети астронавтов. Для них планета стала родным домом, но мечта о Земле не угасает.
Входит в:
— журнал «Знание-сила 1980`08», 1980 г.
— антологию «Среща с Медуза», 1983 г.
— антологию «В мире фантастики», 2000 г.
— антологию «Перевал», 2022 г.
Награды и премии:
лауреат |
"Сталкер" / Stalker, 2011 // Переводной рассказ (повесть; СССР, 1980) |
Экранизации:
— «Перевал» 1988, СССР, реж. Владимир Тарасов
- /языки:
- русский (6), немецкий (1), чешский (1), эстонский (1), польский (2), болгарский (1), китайский (1)
- /тип:
- книги (10), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Т. Госк (2), И. Жечев (1), А. Мёккель (1), А. Никкарев (1), Й. Тыч (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 16 февраля 2025 г.
16 лет назад исследовательский корабль «Полюс» по причине неисправности своего двигателя потерпел аварию на дикой и незнакомой планете, полной неведомых опасностей. Из 76-ти человек его экипажа выжило только 40. Они обосновались на окраине леса, выстроив из местного аналога деревьев небольшой поселок. Поскольку исход из звездолета был слишком поспешным, будущие поселенцы смогли забрать совсем немногое. Как только радиация в его отсеках понизилась до нормального уровня, было решено организовать к месту аварии экспедицию, чтобы забрать из корабля предметы первой необходимости. И нельзя было сказать, что путь ее до места назначения был спокойным и безопасным...
Изначальное произведение 1980 года представляло собой единственный эпизод из жизни «робинзонов космоса», вынужденных приспосабливаться к жизни на чужой планете. За время, прошедшее после катастрофы, в поселении появилось новое поколение, для которых планета стала настоящей родиной, ибо Земли как таковой они не видели и знали о ней только из рассказов старших. Фактически, они стали первыми аборигенами планеты, сумевшими адаптироваться к ее растительному и животному миру. Если для Дика и Казика, дни и ночи проводивших в соседнем лесу, новая среда уже не таила смертельной опасности, то для всех остальных она по-прежнему оставалась чужой и враждебной. Первые попытки исследовать планету закончились для выживших печально: из 36 человек старшего поколения осталось только 9. Последним явно мешали земные привычки и отжившие свое стереотипы поведения. Зато дети были от них свободны и не совершали явных глупостей. Поэтому вскоре было принято разумное решение, не разрешавшее взрослым выходить за пределы поселка. И вся тяжесть снабжения его жителей пропитанием полностью легла на плечи детей. Полная дикость с точки зрения жителей Земли! Но Внеземелье диктует свои собственные законы и правила, нарушение которых грозит полным уничтожением. Так что выбирать не приходится: две предыдущие попытки достигнуть корабля успехом не увенчались как раз потому, что в состав экспедиционных групп входили только взрослые. Но в третьей попытке баланс сил кардинально изменился: трое подростков и только один взрослый. Именно поэтому она и увенчается успехом.
На этом писатель решил вначале поставить точку, ибо главную мысль о конфликте поколений он уже изложил, а больше ничего говорить не собирался. Но позднее почему-то изменил свое мнение и решил написать продолжение этой истории, попутно увязав ее с циклом произведений о похождениях другого своего героя — космолетчика Павлыша. Так появились две независимые части. Первую автор назвал «Перевалом», а вторую — «За перевалом». По первой части в 1988 году был снят 30-минутный мультфильм, нарисованный в стиле «героической агитки». Мне лично он понравился настолько, что я захотел приобрести и само литературное произведение. К тому моменту, как я смог это сделать, повесть уже превратилась в роман, а ее объем вырос аж на 7 дополнительных глав. Не думаю, что они добавили прелести всему творению Булычева/Можейко, но тут уж ничего не попишешь — продолжения, как правило, редко бывают удачнее своих оригиналов. Так что читатель сам должен для себя решить простую дилемму: либо читать всё произведение целиком, либо ограничиться только той его частью, что была показана в мультфильме. Я бы лично выбрал последнее.
------------
РЕЗЮМЕ: история выживания земных поселенцев на враждебной к чужой жизни планете. Автор в этом отношении достаточно оптимистичен, считая подобное дело вполне выполнимым — но только для нового поколения колонистов.
Richard_Roe, 24 августа 2023 г.
Хороший пример советской космической робинзонады. Сюжет прост, но написано интересно и приятным языком, неплохо прописаны персонажи. Основная идея повести: знания самоценны, нельзя просто выживать, уподобляясь неразумному животному, людям нужна большая цель ради борьбы с бессмысленностью существования.
Что бросилось в глаза, помимо фантастического допущения, что атмосфера на планете другой звездной системы идеально подходит для дыхания человека, и нескольких мелких ляпсусов (длительный сон без теплой одежды и палатки при отрицательной температуре не имел никаких последствий для здоровья; варенье не замерзло на морозе). Во-первых, понимание того, что предсказать будущее у автора получилось явно не очень. Человечество летает в другие звездные системы (что, например, для технологического уровня 2023 года совершенно фантастично), но при этом люди по-прежнему активно пользуются бумажными блокнотами и имеют на космическом корабле целые шкафы бумажных книг. «Человечество привыкло передавать бумаге свои мысли, и поэтому микроплёнки и видеокатушки не смогли заменить бумагу», — говорит один самых образованных персонажей. Про микропленки, конечно, особенно забавно читать (повесть вышла в 1980, т.е. первые ПК уже были). Во-вторых, герои будущего очень «земные». Они мечтают о сигаретах, с удовольствием пьют коньяк, читают «Анну Каренину». По отдельности вроде бы ничего, а в совокупности рисует картину отставания социального прогресса от прогресса технологического.
Впрочем, общее впечатление вышеуказанные моменты портят не сильно. Наверное, ожидал от произведения несколько большего, но все равно вполне годно.
Baskk, 7 марта 2023 г.
Из больших произведений Булычёва, это наверное самое лучшее, а в 1983 году маленькая книжка в серии «БСФ» была как глоток коньяка в детском кафе. Перечитав на склоне жизни не перестаю восхищаться, особенно когда сравниваю выдуманную деградацию потомков членов экипажа космического корабля «Полюс». с реальной деградацией потомков homo soveticus, автор нам льстил, мы оказались ещё хуже чем он думал...
artem-sailer, 12 июня 2022 г.
Не до конца уверен, что поступаю правомерно, ведь на самом деле я прочитал первую часть романа «Посёлок», но насколько понял, это то же самое, что повесть «Перевал», так что, вроде как могу поделиться впечатлениями здесь.
Так вот, мне очень понравилось. При всей прямолинейности и простоте сюжета, при всей приключенческой насыщенности, нельзя не заметить глубокого философского смысла произведения. Булычёв ставит перед читателем довольно серьёзный вопрос: что важнее — максимально влиться в существующую экологию или остаться человеком? Шире: адаптация или терраформирование? Вопрос очень сложный и, конечно же, однозначного решения не имеет. Нам нужен хлеб сегодня, а не ананасы завтра. С другой же стороны — тварь дрожащая или право имею? Пусть и право не на своей планете, но ведь мы пришли с миром, корабль-то был исследовательский. И пусть старейшина напрямую говорит о деградации, а его оппоненты — о выживании, умудрённый читатель видит между строк поступь именно человека. Не зря ведь Булычёв в нескольких местах маркирует текст словами о дальновидности и недальновидности тех или иных героев.
Sir Shorris, 14 октября 2020 г.
Когда пишешь отзыв на общепризнанный шедевр — всегда трудно сказать что-то принципиально новое. Не ставя перед собой такой задачи, просто поделюсь личными впечатлениями.
Почему я написал отзыв именно здесь, а не на странице романа «Поселок»? Ответ вполне предсказуем. Я также отношусь к тем, кто считает исходную повесть «Перевал» законченным самодостаточным произведением, не требующим продолжения. Именно поэтому вторая часть (при всех ее достоинствах) показалась мне чем-то чужеродным, «притянутым за уши». Вроде бы и хочешь продолжения, а магии нет... И внезапно понимаешь, что все самое важное ты уже ощутил. Ощутил, читая «Перевал»...
Творчество Кира Булычева я люблю, скажем так, очень выборочно... Это слишком «разный» автор — так же, как и Лем. Что-то — совершенно не близко, а что-то — цепляет так, что клеймом выжигается в душе. И «Перевал» для меня — как раз из числа именно таких произведений. При этом я не могу сказать, что мне как-то по-особенному близок слог и стиль повествования... Но образы рождаются в сознании с невероятной четкостью, вокруг постепенно разворачивается практически зримый и осязаемый мир, совершенно уникальный, близкий и невероятно далекий одновременно... Никогда не забуду свои первые впечатления от прочтения: таинственный поселок, колония людей, изоляция, отчуждение... Где это? Земля? Какая это эпоха, хотя бы приблизительно? По разговорам действующих лиц становится понятно, что сегодня предстоит нечто... какое-то рискованное, опасное предприятие, путешествие... Люди говорят о нем как-то вскользь, со смешанными чувствами надежды и тревоги... Ну конечно же Земля! Иначе откуда взяться шакалам, сосне, фиалке? Нет... Что-то не сходится... Почему у сосны «мягкие пульсирующие корни»? А у шакалов «чешуя»? У людей нет никаких современных средств и техники... Один из главных героев-подростков — настоящий дикарь, охотник. Но другой — полная противоположность. Почему? Почему самый почтенный и уважаемый человек в поселке, которого называют Старый, организовал что-то вроде домашней школы, где с невероятным трепетом делится с подрастающим поколением всем, что знает сам?.. И вот тут — Сюжет с большой буквы. Когда начинает смутно вырисовываться вся картина — волосы буквально встают дыбом... Каждый ребенок в поселке знает, что их настоящий дом не здесь... Как священный завет, как удивительная легенда, передается в поселке история о научно-исследовательском космическом корабле «Полюс», много лет назад потерпевшем крушение в горах на неизвестной планете... Все молодое поколение таинственного поселка — дети экипажа землян, чудом спасшегося от радиации после аварии звездолета... Мертвый, покинутый корабль, и по сей день безмолвно лежащий на заснеженном перевале как последний оплот высокой цивилизации, является целью рискованного путешествия и последней надеждой на выживание во враждебном мире чужой планеты...
Произведение заслуженно входит в самые разнообразные списки почета и будет практически в равной степени интересно и подростку, и взрослому. Ведь оно существует сразу в нескольких литературных «измерениях» и, принося удовольствие неповторимой атмосферой и увлекательным сюжетом, заставляет подспудно отвечать самому себе на огромное количество социальных, психологических и морально-этических вопросов.
Один из таких вопросов неожиданно возник в голове во время недавнего перечитывания «Перевала». Возник подсознательно и совершенно спонтанно: а действительно ли шестнадцати лет может хватить для того, чтобы память о ярких событиях начала стираться, переходя в разряд чего-то невообразимо далекого, происходившего будто бы в другой жизни? Не слишком ли мал для этого срок, указанный автором? Ведь не только дети, родившиеся уже в поселке, но и некоторые взрослые — непосредственные очевидцы и участники событий шестнадцатилетней давности — полностью отказались за это время от своей прежней жизни, став фактически другими людьми. Огонь памяти горел лишь в единицах! Безусловно, во враждебной среде и полной изоляции деградация и забвение могут наступить в разы быстрее... Но даже если отбросить эти факторы — что такое шестнадцать лет? Много это, или мало? Мне захотелось каким-то образом почувствовать на себе этот временной отрезок. Не изоляцию, не условия существования, а именно временной отрезок. Как он ощущается и оценивается собственным сознанием? Каково же было мое удивление, когда буквально на следующий день мне написала девушка, с которой мы вместе учились в колледже и не виделись... шестнадцать лет! Вот такие иногда случаются красивые совпадения... Пообщавшись с ней, лично для себя я сделал вывод — человеческая память поистине удивительная вещь! Иногда достаточно и одного случайного события, чтобы шестнадцать лет превратились в один день, восстановив в памяти до мельчайших подробностей все детали и мимолетные ощущения! Если это с такой легкостью возможно в обычной жизни, неужели экстремальная ситуация способна практически полностью свести это свойство на нет? Чтобы прежние знания менее чем за четверть века стали чем-то эфемерным, как забытая легенда? «Должна быть закономерность, должны быть таблицы, а то вечно изобретаешь велосипед. Кстати, все собирался спросить Старого, что такое велосипед...»
Лoki, 24 января 2019 г.
Довольно забавная история моего знакомства с данной повестью.
Сначало был комикс. Не плохо нарисованный, но посути ничем не отличающийся от комикса «Парк юрского периода» продающийся на соседнем прилавке. Родитители купили тогда оба. Не запомнились так же оба.
Потом был мультфильм. Мрачный, страшный, с потрясающим видеорядом и музыкой. По ночам снились сны из этого изломанного мира. Шикарная вещь.
И только потом была книга. И история людей заброшенных на далекой планете заиграла новыми красками. Добавились и усились сюжетные линии. У героев появились характеры и история. Талант Кира Булычева погружал в жизнь этого Поселка, оживлял этих людей.
Продолжение уже было слабее.
Тот самый случай когда книга сильнее.
Одназначно -
mputnik, 5 декабря 2018 г.
Великолепнейший экземпляр гармоничного сочетания всех «трёх слонов» на которых и держится фантастика – «Тема + Идея + Антураж». Вершина творчества Булычева (ИМХО, естественно).
Тема – пост-катастрофа, робинзонада, путешествие по местности с враждебными для человека факторами: климат, фауна и т.п. Антураж – экипаж космического корабля, потерпевшего аварию, адаптация детей к местным условиям с учетом необходимости их выживания при сохранении знаний и признаков цивилизованности, своеобразный «конфликт отцов и детей» на этой почве, сам Корабль – как результат похода…, короче – мало не покажется.
Ну, а Идея… Это Булычев, братья и сестры. У него – в принципе – не бывает безыдейных произведений, и даже – просто – «мелких» идей. Его и читают – именно для того, чтобы (помимо обязательных «фантастических фенечек») в груди что-то глухо бухало – как закономерная реакция на вопросы без ответов, вечные истины в новой, неожиданной интерпретации и т.п.
Короче: тебя ждёт вполне значимое удовольствие, уважаемый потенциальный читатель
ArtTrapeza, 6 октября 2017 г.
Я не горел желанием читать «Перевал», а теперь жалею, что не познакомился с ним раньше. Книжка годами, а то и десятилетиями стояла на полке, по незнанию я даже путал её со «Стражем перевала» Логинова. И вот, наконец, взялся читать повесть Булычёва из-за её небольшого объёма. Думал, если не понравится, то не придётся читать весь роман «Посёлок». Но результат превзошёл мои ожидания.
Чем меня порадовала книга? Во-первых, что касается формы. Здесь оказались целых три привлекающих меня компонента — атмосфера, робинзонада и путешествие. Что я вкладываю в слово «атмосфера»? Для меня это реалистично и живо изображённый мир. Робинзонады же мне нравятся торжеством человека над природой, хотя здесь история потерпевших крушение непривычно мрачная и депрессивная, особенно в начале повести. Всё сурово, чувствуется, что посёлок на грани существования. И да, я люблю читать про походы и вообще про путешествия, быть как бы рядом с персонажами, переживать их приключения.
Удивило, что привычными словами названы инопланетные реалии, все эти хищные растения и бродячие «грибы», панцирные «козы» и ядовитые «перекати-поля».
Во-вторых, по содержанию. Здесь повесть удачно сочетает приключения тела с приключениями разума. Меня она действительно заставила подумать. Деградация изолированного общества сначала показалась спорной идеей. Возникали разные вопросы. Что значит «изолированный народ»? Сколько человек нужно для развития общества? Возможно, действительно существует линейная зависимость между прогрессом и численностью населения (привет Богданову?). Также в книге я вижу борьбу сиюминутного с перспективным. «Вечное» настоящее с приспособленностью к окружающей среде олицетворяет Дик (да-да, давайте ещё приплетём сюда английский язык и Фрейда). Немедленные выгоды мешают развитию, которое с свою очередь угрожает уже существующему положению. Это то самое движение из противоречия. Мне показалось, что автор книги мог предчувствовать гибель Советского государства и осознавал опасность отката общества в более примитивное состояние. При чтении я ощущал параллели с сегодняшним днём, с его принципом «живи здесь и сейчас». Такая однобокость характерна скорее для животных и не достойна Человека Разумного, преобразующего природу вокруг себя.
В итоге я не прочь прочесть весь «Посёлок» целиком. Только боюсь, что продолжение окажется хуже, опасаюсь «богов из машины». Да здесь вовсе и не обязательно продолжение, «Перевал» — повесть самодостаточная. В финале есть надежда — это для меня главное.
sergej210477, 20 сентября 2016 г.
Часть романа «Посёлок». Вернее, книга, из которой,позднее вырос целый роман. Повесть — вполне самостоятельное произведение. И, на мой взгляд, она лучшее, что есть в более позднем романе автора.
Отличный образец научной фантастики. Но, в книге немалое место занимает и приключенческая составляющая. Ну и, конечно, такой литературный жанр, как робинзонада.
Очень интересное и захватывающее произведение. Легко читается, заставляет задуматься о многом, и долго остаётся в памяти читателя.
Paganist, 21 декабря 2015 г.
Первые страницы повести не впечатлили. По мере чтения повествование увлекло так, что дочитал в один присест, даже не заметив, как закончил. Не скажу, что шедевр — но вещь стоящая. Есть в нём нечто такое, что задевает какие-то потаённые, первобытные струны души. Даже отчётливо ловил себя на мысли: «А что если вдруг и мы когда-то так же заселили Землю, как и эти потерпевшие крушение?»
Но шутки в сторону. В «Перевале» всё очень серьёзно: опасности — опасны, трудности — трудны, неожиданности — непредсказуемы. Понравились герои, разные и самобытные. Кажется, автору удались главные персонажи, в результате чего получилась очень настоящий, правдоподобный отряд, терзаемый сомнениями и противоречиями, разрываемый долгом и сиюминутными обстоятельствами, подстрекаемый волей и тяжёлыми испытаниями.
Повесть куда глубже, чем может показаться при первом ознакомлении. В целом, по свежим следам, можно сказать, что «Перевал» — ода неукротимому человеческому духу. Вера в него отчётливо прописана в повести.
nik_, 9 марта 2016 г.
Повесть, мне понравилась больше романа, потому что : короче, четче , и понятнее, без воды. Первичная повесть, или роман, или рассказ, всегда интереснее , последующих переработок, или доработок. Они несут , первичное отношение автора к проблеме, его непосредственные, искренние эмоции , по поводу. Зрелый взгляд интересен , но это уже обычное чтение, стандартный пирожок, первые рассказы автора, похожи на шоколадки. Можно искать такие рассказы , чтобы оценить творчество автора, в его развитии , эволюцию его идей, с течением времени.
Gourmand, 20 марта 2015 г.
Отличная повесть! И почему я не читал раньше? Вроде было что-то такое то ли по радио, то ли в журнале каком, но только сейчас я по-настоящему прочитал полностью.
Как хорошо иллюстрирована центральная мысль о перемене сознания людей, о том, что без памяти, без корней человек превращается (а не деградирует, тут я бы несколько поспорил с Булычёвым) в лесного жителя, адаптируется настолько, что становится частью чужой по сути планеты. Да, через много-много поколений потомки Дика, вросшие в эту холодную планеты, создадут свою цивилизацию, но нечеловеческую. А как остаться людьми? Как передать детям людское, если кругом ничего людского нет?
И необычный мир. Это Булычёв тоже хорошо описал. Прям как в Избушке. Чужая непривычная фауна и флора, какие-то невероятные сочетания свойств и признаков растений и животных.
Ах-ах-ах, отличная повесть!
Gynny, 7 апреля 2013 г.
«В начале было...»
А вот и не слово. Для меня вначале был синтез изумительной графики, стихов Саши Черного, исполнения Градского, голосов Ливанова и Кайдановского и, конечно, авторского сюжета в основе сценария. Мультфильм «Перевал» для меня по сей день — лучший отечественный фантастический фильм. Дальше уже было слово: сборник Черного, «Перевал» и «Поселок».
Полная версия романа меня не сказать, что впечатлила — добротно, но достаточно кондово. А вот «Перевал» — это вещь, в которой Булычев умудрился «прыгнуть выше собственной головы» — то есть гораздо выше основной массы своих сочинений.
«В жизни так мало красивых минут,
В жизни так много безверья и черной работы,
Мысли о прошлом — морщины на бледные лица кладут,
Мысли о будущем полны свинцовой заботы,
А настоящего — нет... Так между двух берегов
Бьемся без смеха, без счастья, надежд и богов» (c) Саша Черный
gorvzavodru, 14 февраля 2013 г.
Очень хорошее произведение.
Даже удивительно почему оно мне не попалось ранее. Почему то думал что советскую фантастику я почти всю прочитал...
Очень хорошее описание жизни людей, дичающих но приспосабливающихся к неожиданному окружению.
И очень хорошее описание взаимоотношений людей разной степени «одичалости».
В общем, сильно понравилось.
white noise, 13 декабря 2011 г.
Есть «Поселок» — прагматичный, выписанный. Стерильный, словно лаборатория Павлыша, и местами такой же суховато — морализаторский. Все есть, казалось бы: и идея, и те же самые, полюбившиеся герои со вкраплениями новых, и интрига, держащаяся до последнего... И все равно что-то не то.
А есть — «Перевал». Крохотный кусочек повествования, самое его начало. Однако трогает он почему-то гораздо сильнее. Почему? Да потому что это я там был. Я гонял шакалов возле поселка, стесняясь, черпал жидкий сахар у Вайткусов, грел окоченевшие пальцы над костром, кормил грибами козу... Это я, рыдая в душе, хоронил Томаса и испытывал священный трепет при виде разбитого «Полюса»... Я тряс погремушкой в мертвой тишине погибшего корабля...
«Перевал» хорош таким, какой он есть. Потому что он не только бьет по эмоциям, но и заставляет задуматься. Автор задает массу вопросов , на которые ответить должен ты сам. И ответить именно так, как ты хочешь. В незавершенности есть прелесть книги конструктора — ты сам выбираешь, КАКИМ дожен быть финал. Дописав из повести роман, Булычев сам отвечает на свои же вопросы, лишая читателя такой возможности. И это делает «Поселок» гораздо слабее его проообраза.