Варлам Шаламов «Колымские рассказы»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Периодика:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
qkd, 14 августа 2020 г.
Кто я такой, чтоб писать об этом цикле отзыв?
Не этимологии ради но понимания для: «Голод» жестокое, ноющее слово и даже посмотрев на него с другой стороны, получится ни чуть не легче — «Долог». Попытка сократить эту «долготу» вызовет «Долг» который заставлял добывать в нечеловеческих условиях металл №1 — «Голд».
В здоровом теле — здоровый дух. На самом деле — одно из двух. ©Игорь Иртеньев.
Что за дух формируется в условиях вечной мерзлоты становится предельно понятно после прочтения буквально десятка рассказов, ибо тело больше не являет собой храм здоровья а представляет собой жалкую и несчастную упаковку для мученической души. Испытание многочасовым трудом в условиях, где работать не просто невозможно, но и с наибольшей вероятностью повлечёт неминуемую, голодную и больную — это даже не испытание это чистилище на земле. Голод, который не утолить ни сегодня, ни через день и даже не через год. Частые и жестокие побои, которые можно нанести только людям, ведь если ударишь собаку она заскулив убежит поджав хвост, ЗК же просто будет лёжа терпеть и ждать. Ловить ещё удары, пока... Чаще всех здесь выживают стукачи, готовые даже не за окурок или корку хлеба, а «за просто так» сдать тебя на тот свет. Сохраниться же нормальному человеку возможно только при наличии редких навыков, талантов, образования и при обязательном условии наличия внутренней чистоты подкреплённой верой. Так же не стоит забывать о силе и власти бесов, которые даже в таком тяжком труде умудряются искушать и соблазнять людей на воровство, предательство, и убийство.
Рассказы коротки как перекур, ценны как пайка хлеба и важны как последнее слово растворившееся в холодом северном солнце. Они лишены надежды на жизнь, но написаны во имя и во славу жизни. «Стланик» — живописнейшая вещь, но как видны изменения в психике, ведь там где должны быть бугры или холмы пишется слово волдыри. «Почерк» это же тот самый счастливый момент прохождения мимо короткого тупикового поворота по линии жизни. Все рассказы полны настоящих, опытных примеров и как частицы огромного пазла составляют отнюдь не приятную, но обязательную к ознакомлению картину.
Кто я такой, чтоб молчать и не думать об этом?
Yarilo, 14 апреля 2023 г.
Категорически не рекомендую никому, кроме отъявленных антисоветчиков. Так называемые «полудокументальные» произведения абсолютно правдиво повествуют о выживании в шестидесятиградусный мороз без спецодежды в рваной палатке на протяжении месяца и о прочих «буднях» советских лагерей.
Главная цель и задача автора — вылить как можно больше грязи на СССР, очернить всё, что с ним связано, посредством сравнения (неявного, конечно) советских лагерей с теми, против создателей которых боролись всем миром. Показать, что Советский Союз, мол, ничем не лучше тех стран, над которыми совсем недавно одержал победу. Рассказы эти ничему не учат, читать их крайне неприятно, сопереживать некому, сюжета практически нет, но они входят в школьную литературную программу. То есть читать их вынуждают молодое поколение, навязывают точку зрения автора, рассказывают на уроках, что так всë и было, СССР — империя зла. Иная точка зрения, конечно, существовать не может.
Логики в рассказах, естественно, нет. Любой мыслящий человек найдëт здесь столько несостыковок... Так, один заключëнный призывает других к побегу, являясь при этом подсадной уткой. Хорошо, он за это получит что-то от руководства, но зачем это нужно надсмотрщикам в лагере? Зачем им организовывать побег? Одно дело, когда цель есть, как, например, в рассказе Ильи Варшавского «Побег», но здесь?.. Видимо, кровожадное руководство просто умирает от скуки и ищет повод для очередных наказаний и расстрелов.
По поводу расстрелов. Молодого человека, выполнившего норму на 25%, расстреляли на следующий день. Конечно, ведь норму не выполняет, поэтому расстрел! А ничего, что это бесплатный труд? Рабочие руки, в которых так нуждались лагеря? Что это не 1938, не ежовщина? Но нет, здесь всë так. Здесь расстрел. И точка. И никак иначе. То-то Шаламов, Солженицын и их братия насчитали под сотню миллионов расстреляных во времена Сталина.
Итог: единица. Заслуженный кол.
racoonracoon, 17 сентября 2021 г.
Художественную ценность «Колымских рассказов» трудно отделить от ценности человеческой, исторической, моральной, экзистенциальной … назовите как угодно. И, наверное, не надо. Полезно перечитывать это. В качестве противоядия против доводов типа: «Такова цена модернизации», «Зато мы Гитлера победили», «Количество жертв несколько преувеличено», «Вертикальная мобильность…», ну и т.д. и т.п. Перед тем, что засвидетельствовал Шаламов, подобная силлогистика обнаруживает всю свою нелепость.
И не могу не отметить интересную историческую траекторию: Шаламов (и Солженицын, конечно) как бы завершили проект «литературы факта» 20-х годов. Но завершили на таком материале, о котором теоретики и практики этого движения — почти все они были физически уничтожены в 30-е гг. — не подозревали (они частью этого материала стали). Считая, что беллетристика отжила свой век и должна быть заменена строгой документалистикой, они одновременно спрашивали: «Чем мы будем скреплять внесюжетные вещи?» То есть, каков тот внутренний стержень, который способен объединить факты в связную структуру. И отвечали: таким «реальным», непридуманным сюжетом является «процесс преодоления сопротивления материи». Ну, они-то имели в виду социально-экономические преобразования, социалистическое строительство, культурную революцию и т. п. Прошло менее десяти лет, и – злая ирония судьбы – «преодоление сопротивления материи» приняло поистине чудовищные формы: рабский труд заключенных, голод, болезни, физическое и моральное насилие, которые и описали Шаламов (а он ведь 20-е гг. был близок кругу литературного авангарда и даже пытался сотрудничать с «Новым Лефом»), Солженицын и др. Многократно высказываемая Шаламовым мысль о том, что человек стал человеком исключительно в силу того, что физически сильнее и выносливее других видов животных (а не в силу каких-то интеллектуальных или духовных преимуществ), то есть его радикальный материализм – это прямая реакция на этот опыт, переосмысление идей его учителей вроде Третьякова и Чужака о «преодолении сопротивления материи».