Виктор Пелевин «Жизнь и приключения сарая Номер XII»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Как следует из названия, главный герой рассказа — сарай Номер XII. У него были друзья — другие сараи и велосипеды, а умер он...
Входит в:
— журнал «Химия и жизнь 1991`7», 1991 г.
— сборник «Синий фонарь», 1992 г.
— сборник «Сочинения», 1996 г.
— антологию «Les fleurs du mal russe», 1997 г.
— сборник «Relics. Раннее и неизданное», 2005 г.
— сборник «Все рассказы», 2005 г.
— сборник «Колдун Игнат и люди», 2007 г.
— антологию «The Big Book of Modern Fantasy», 2020 г.
- /языки:
- русский (20), английский (1), французский (1)
- /тип:
- книги (20), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Э. Бромфилд (1), К. Зейтунян-Белоус (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 19 февраля 2019 г.
Почему: да потому что Пелевина решил перечитать
В итоге: ещё одна изящная и пронзительная метафора человеческой жизни. С её мечтами, страхами, надеждами и разочарованиями. От юношеских устремлений до погружения в рутину взрослой жизни.
Спасибо раннему Пелевину за то, что он напоминает — выход есть. И даже сарай может стать велосипедом.
martinthegod9, 8 января 2016 г.
Долго собирался и подходил к этому рассказу. И, как оказалось, не зря многого от него ожидал.
Рассказ на самом деле описывает жизнь сарая Номер XII. За что мне нравится Виктор Олегович Пелевин — так это за его неординарные идеи, заправленные весьма вкусной, интересной и зачастую философской начинкой. Прекрасно передан характер (если мы можем так говорить) сарая Номер XII, его стремление и жажда поиска смысла жизни, своего предназначения. Замечательные мелкие детали вроде разговоров двух людей, мировоззренческой позиции гаража, бесед с сараями 13 и 14, или гнетущее присутствие в середине сарая бочки с гниющим рассолом, давящей на сарай Номер XII той бытовухой и тупой простотой, свойственной загнанному работой и делами человеку.
Да, рассказ всё-таки о людях. От начала и до конца.
Сарай, заполненный всевозможными гайками, полками, и, самое главное, двумя блестящими велосипедами; мечты стать велосипедом и умчаться далеко, наслаждаясь закатом — это Детство, со всеми его грёзами, восторженными и встревоженными взглядами в будущее, разнообразие мира, фантазия ребёнка.
Сарай, из которого вынесли все эти вещи и оставили его стоять пустым — это переломный момент Взросления, когда все мечты разом рушатся, иллюзии пропадают, и остаётся душевная пустота.
Сарай, в который поставили бочку с вонючим рассолом, Сарай, который общается с двумя другими сараями-складами продовольствия — это уже сама Взрослость, мечты забыты, проблемы непосредственны, а мысли посредственны; и даже если начинаешь задумываться о велосипедах, всё равно бочка, стоящая в центре тебя, давит и заставляет гнуть спину и разум.
Сарай, всё-таки вспомнивший свою мечту стать велосипедом, Сарай горящий, Сарай, ставший пусть странным, но всё же Велосипедом — это Старость и Смерть, когда с высоты прожитых лет оглядываешься назад, понимая, что самые честные и чистые помыслы были где-то в начале пути; и наконец смерть, рай, воплощение самой главной мечты, находясь уже в новом качестве.
Как ни банально это звучит, великолепный рассказ о жизни.
visionshock, 27 октября 2015 г.
Что было бы окажись вы например сараем? Никогда не думали стать сараем? Попробовать так сказать ощутить себя на его месте, возможно когда-то в детстве вы рисовали на нем мелком или краской, а может пнули в досаде. Что он почувствует, как отреагирует, подумайте немного, кто они такие, неужто ли совершенно иная раса?
Тут конечно можно сказать: «шутка!», если бы Пелевин мне позволил. Его рассказ, ну не поверите, ну ей богу, ну зачем знать? Кому интересно будет прочесть о сарае? Ну сарай, ну что в нем интересного может быть? Проход в другой мир или склад чудо-предметов. Ага, разбежались, обычный себе сарай, стоял знаете ли под номером 12 и думал о своей жизни. Временами разговаривал с другими сараями, осматривал себя внутри, привыкал к тому что с ним творят, пока однажды... Но тут стоп, будет уже спойлер.
Теперь о главном. Читать интересно. Написано очень уж чудно, интригующе и со вкусом, язык у Пелевина хороший. Задумка тоже хороша, банальную затею превратить в конфетку не каждому дано. Ну и потом, вроде прочел, а о чем рассказ? О сарае — звучит невероятно банально. Он скорее о нас людях, очень уж легко примерить роль этого бездушного строения. Мы люди такие же, в чем-то, что-то снаружи, а мы не замечаем, видим лишь знакомое, роемся внутри храня воспоминания. Я лично нахожу такое сравнение, пусть не явное, но чисто субъективное.
В принципе рассказ мне понравился, и вам могу посоветовать. А Пелевина на будущее беру на заметку. После «Желтой стрелы» он мне понравился, но без восторга, тут скорее понравился больше в виду владения языком и хорошей идеи.
Итог: не шедевр, но очень приятное и хорошее произведение.
Тимолеонт, 2 мая 2016 г.
Многогранный рассказ — каждый видит в нём то, что хочет. Кто-то видит глубокую философскую метафору человеческой жизни, мол, каждый эпизод жизни Сарая — это отражение этапов наших с вами жизней. Кто-то считает это просто остроумной сатирой в образе одушевлённого сарая. Для кого-то рассказ — «бытовая» фантастика\сказка\притча\басня\быль. А истина, как всегда, где-то посередине. В любом случае, это очень хороший рассказ с неплохим юмором, интересным языком и сюжетом. Его как минимум приятно прочитать. Как максимум — найдёте в нём нечто больше и задумаетесь над заложенным смыслом.
Yazewa, 10 апреля 2014 г.
Немудреный сюжет, вкусно выписанный. Ради особого вкуса завелись в этом рассказе гнилые огурцы и капуста, неизвестно каким образом затем реализуемые злополучным магазином... впрочем, это неважно. Важен — образ. Тухлый застой как антитеза свободному движению.
Читается с удовольствием, что и говорить. Хотя концовка мне не кажется удачной.
ivan2543, 10 ноября 2013 г.
Еще одно произведение о побеге от серой реальности и обывательского мира. Правда, в отличие от «Желтой стрелы» совсем не такой оптимистичный.
Политического смысла, я, честно говоря, не увидел – может потому, что не уловил метафоры, будучи бесконечно далеким от Набокова с его велосипедами. Если двухколесный транспорт еще можно за уши притянуть к аллегорическому изображению эмиграции, то чего в бочках с огурцами советского, я не понимаю.
Ну а вообще – повесть о том, что каждый рискует с возрастом запутаться в повседневности и деградировать. Перестать видеть красоту и бесконечность мира, зациклившись на бытовых проблемах. И только память о красоте и свободе может стать спасением от окончательной гибели души.
Печально только, что сарай номер XII находит свободу лишь посмертно. Метафора Рая? Или более удачная инкарнация (но в таком случае, приключения сарая еще не окончены)? Уж очень мрачным получился образ.
Итог: еще одно характерное для раннего Пелевина произведение о том, как сложно сохранить духовную свободу и трезвый взгляд на жизнь в окружении деградирующих личностей и однообразного быта.
Kriptozoy, 26 сентября 2008 г.
Один из любимых у Пелевина. Не за какую-то особую сверхидею и не за двойное, или тройное дно, а за лиричность, жизненность и душещипательность. Когда читал рассказ впервые, а было это не так давно, поэтому отчетливо помню, я лежал на диване, из-за правого плеча светила на страницы лампа, была ночная тишь и благодать. Я добрался уже до середины, когда что-то, какая-то мысль отвлекла меня от завораживающего чтения и я заметил, что не моргаю, не дышу и у меня открыт рот. В уме я сразу поставил плюсик этому рассказу, потому что довольно редко такое бывает. Только с рассказами Стивена Кинга, Сергея Лукьяненко, Брэдбери, конечно Пелевина, и ещё с недавних пор Леонида Каганова.
Не знаю, стоит ли искать в рассказе политический, или социальный, или эзотерический подтекст. Для меня это рассказ о существе, может быть человеке, сначала ребенке, потом взрослом, с огромной замечательной душой, с большим сердцем и живущей в нём любовью к окружающим и окружающему. История мечты и мечты осуществленной. История о несчастном существе, который не в силах приспособить окружающий мир под себя, а может быть ему и мысль такая не приходила, и он сам приспосабливается под окружающее. И только в конце жизни он нашел в себе силы вырваться из окружающих красных ограничителей. Хотя это и было несоизмеримо с жизнью. А душа его, которую увидела та женщина, имела вид всей его сущности, вид каравеллы под белыми парусами (в данном случае велосипеда).
А бочка, которая портила сараю существование... Ну, тут всё просто. Это образ обобщенный. Это или Кандолиза Райс, или, например, начальница отдела кадров. Это уж у кого как :-)
Alexandre, 12 сентября 2009 г.
Кажется очевидным только одно — не любит автор дешёвых бочкового засола огурцов и аналогичной недорогой капусты. А ведь на самом-то деле — кому может прийти в голову гноить в бочке огурцы? Разумеется они реально должны были быть все проданы вовремя. И одной этой детали хватило бы, чтобы узнать в рассказе самую безудержную фантастику. И, кроме того, не пахнут велосипеды резиной и сталью, они пахнут резиной и машинным маслом.
А всё остальное верно и описано хорошо. И тоска сарая по утраченным велосипедам, и его нежелание жить вместе с бочкой — созданием совсем иного порядка — и финальная сцена — в самом деле, что нам до женщины?
Лирично и даже поэтично, такая нежность в самых обыденных вещах, ведь душа, даже душа сарая, это создание божие, и не может быть пустяком.
Vivian, 16 ноября 2009 г.
Это самый любимый рассказ, где велик помнит как стебли луговой травы хлестали его по колесами, мир огромен и первозданен, он полон гроз, огромного неба, запахов земли и леса...Серая от дождей и времени древесина старых сараев, запах цветущей крапивы, восторг побега...Этот тот Пелевин, которого невозможно не любить!Над этим текстом не может быть других слов, и любые толкования неправомочны- такова природа совершенного, рожденного вдохновением, горем и счастьем художественного образа.
Запах детства, его тихие шаги и внимательные глаза.
Petro Gulak, 20 июля 2008 г.
В «Затворнике и Шестипалом», чтобы вырваться за пределы чудовищного мироздания, нужно было научиться летать, вопреки поговорке «курица не птица».
В этом рассказе единственная альтернатива неподвижности и гниению — не просто совершить невозможное, но перестать быть собой, превратиться в кого-то совсем другого. Например, в велосипед.
А то, что достижимо это лишь в смерти, — так ли важно?
vsvld, 21 октября 2008 г.
Пелевин написал стандартно-трогательный рассказ, герой к-рого выбирает побег из страшного ему мира. Образ оказался привязчивым — побег лисы А Хули ведь вышел очень сродни... А ведь истинный смысл рассказа другой: почвенничество (аксеновская бочкотара (еще и с огурцами!)) или западничество (набоковский велосипед) — и вся альтернатива.
ozor, 18 мая 2006 г.
Читая этот рассказ, я ясно ощущал брожение гнилого рассола :biggrin:, и во мне поднимались пузыри, чтобы лопнуть на поверхности, образовав лунку на слое плесени — под действием газа разбухали трупные огурцы, напрягались пропитанные слизью доски, стянутые ржавым железом. Живопись! :insane:
baroni, 24 апреля 2007 г.
А рассказ-то оказался политическим! Попробуйте прочесть его под таким углом зрения...
irish, 12 июля 2007 г.
Вот этот рассказ в сборнике я всегда пролистывала, не читая. Чем-то он мне не нравился. Последняя фраза («Женщина встала, отряхнулась и не вспомнила... да и Бог с ней»), имхо, не очень удачная, оставляет ощущение незаконченности и какой-то дезориентированности в пространстве рассказа.