Иван Тургенев «Дым»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Центральная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Литвинов был молодым помещиком и ради изучения агрономии четыре с лишним годам провёл в Европе. Перед возвращением домой он остановился в известном курортном месте Баден-Бадене, где ожидал приезда своей невесты Татьяны Шестовой. Модный городок был полон отдыхающих, среди которых было много соотечественников, но Григорий Михайлович никак не ожидал здесь встречи, что нарушила его спокойную жизнь.
Входит в:
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
— антологию «Первая любовь (лучшие классические произведения)», 2016 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
astoun, 9 декабря 2024 г.
Для кого-то из рецензентов это «необычный Тургенев», «читается трудно». А вот для меня и Тургенев самый что ни на есть стопроцентный, и читается легко, без какого-либо насилия над собой.
Одни характеры набросаны крупными (как правило, сатирическими) мазками, другие прописаны более тщательно, но все персонажи вышли живыми, и поступают они именно так, как должны были поступить, а не по прихоти хозяина-барина, то бишь автора. И самое ценное то, что персонажи эти не просто проходят чередой по страницам, а вызывают реальные эмоции. И Таню жалко, и Литвинова, и Потугина, и даже жалкого Бамбаева, хотя он сам выбрал себе столь незавидную участь.
Даже Ирину в какой-то момент становится жалко, мелькает надежда, что она все же переломит себя и порвет с насквозь фальшивым мироом, в котором вращается. Увы, слишком заманчив этот искусственный блеск — настолько, что ради него отрекаются от единственной в своей жизни настоящей любви...
В общем, я не совсем понял, почему современники в большинстве своем так невзлюбили этот роман. За нелестное сравнение нашего Отечества с Европой? Ну, знаете... Нельзя, глядя в зеркало, только любоваться своим изображением, иначе совсем оторвешься от реальности. Критический взгляд — он всегда на пользу!
strannik102, 7 сентября 2021 г.
Взахлёб прочитан весь Тургенев
Чтобы был понятен посыл заголовка — чтением этой книги я закончил прочтение всех крупных произведений Ивана Тургенева, остались только повести и рассказы. Но ведь список авторов русской классики на этом не исчерпан, верно?..
Казалось бы, перед нами довольно обыкновенная любовно-романтическая и вместе с тем драматическая история взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Довольно обыкновенная, потому что и в самом деле всё всегда и везде состоит из любовных треугольников, квадратов и ромбов, и всяких прочих «геометрических» фигур. Вот и здесь, мы сначала знакомимся с главным героем романа с прозаической фамилией Литвинов — человеком, не слишком сильно именитым, и не излиха богатым, однако же вполне образованным и культурным. Происходит всё в громкоговорящем шварцвальдском местечке Баден-Баден, в середине XIX века являвшегося европейской санаторной-курортной меккой и активно посещаемым русскими аристократами и всякими прочими небедными людьми для поправления здоровья, ну и чтобы на людей посмотреть и себя показать. И здесь же наш герой встречается со своей бывшей невестой, которая десять лет назад была центром его внимания и страсти и с которой судьба его развела и разлучила.
Конечно же автор вынужден удовлетворить любопытство читателя и рассказывает нам об истории любви Григория Михайловича и Ирины Павловны, и обо всём том, что развело наших влюблённых. И заодно читатель получает отличную возможность побольше узнать о внутреннем мире и того и другой, с тем, чтобы затем было понятнее, чем руководствуются Литвинов и Ратмирова (фамилия Ирины по мужу) в своих дальнейших поступках и решениях.
А между тем Григорий Михайлович уже совсем не одинок, и хотя пока что не женат, однако свадьба его совсем не за горами, и его невеста Татьяна должна приехать в Баден-Баден со дня на день.
В принципе, дальше сюжетную канву можно не раскрывать, ибо уже становится понятно, что раз образовался треугольник, то автор как-то будет раскручивать и расшатывать эту конструкцию (хотя треугольник — любой строитель и даже просто геометр подтвердят — самая прочная из всех фигур).
Однако же на фоне вот этой глубоко личной истории автор попутно вводит нас в круг русского благородного общества, находящегося на тот момент в Баден-Бадене. И не просто знакомит нас со всеми этими князьями, графьями и прочими маркизами и более худородными людьми, а позволяет нам вовсю слушать их речи. А ведь все вы знаете — и Тургенев устами персонажа подтверждает нам это, — что как только образуется группа русских, так тут же пойдут разговоры и споры о том, как устроить Россию и всё прочее общественное и политическое. И слушая и слыша эти разговоры и споры читатель (вместе с Литвиновым) понимает, что вся эта вязкая громкая болтовня ничего другого кроме самой пустой болтовни из себя не представляет, только лишь сотрясения воздуха вместо потрясения основ.
И когда дальше в тексте романа автор ещё несколько раз сводит нас с русскими аристократами, то ничего кроме тумана и дыма мы не видим — и вспоминается аристократическое общество в романе Толстого «Война и мир» — казалось бы, полвека минуло, а ничего не изменилось.
Автор в романе не даёт ответа на вопрос, что со всем этим делать, разве что весьма робко намекает на возможности другого, деятельного пути (видимо об этом другом пути он намеревался написать в следующей книге, да и написал в романе «Новь», однако же опять, кроме критического видения ничего не открылось ни автору, ни читателю — такое было время).
А вот о судьбах Ирины, Татьяны и Григория читатель узнает всё и до конца. Но об этом — тс-с...
Reystlen, 28 сентября 2021 г.
Вечное время описывается в романе «Дым» для России. Меньшинству хочется премен, большинство за сильную власть и лишь бы не было войны.
Обстановка в романе не российская, мы в Баден Бадене. Русские живут и отдыхают на иностранном курорте. Общаются на иностранных языках, читают и обсуждают иностранную литературу, делятся на кружки по политическим интересам. Именно кружки, потому что политическими партиями или движениями их трудно назвать, так как они не имеют политической силы в России, централизованной структуры, лидера и т.п. Один кружок славянофилов-мы русские, у нас своя история и свой путь. другие западники, их лозунги: русские ничего не придумали сами, даже к власти над собой призвали европейцев. Поэтому путь развития для русских это заимствование достижений западной культуры. Третий кружок аристократия приближенная к власти оторванная от народа и презирающая его, поддерживающая сильную власть царя. Всем этим людям Европа дает свободу самовыражения, пищу для ума и свободу мнений. Люди отдыхают, общаются, спорят, но реально никак не могут повлиять на будущее России. В образе жизни интеллигенции можно уследить отсылку к названию романа, рассуждения и жизнь у неё как дым. Зажечь огонь революции или реформы данные течения не могут, а вот дыма напускают предостаточно. В названии романа заложена вся бесполезность политического движения России и в дыме так же заложено будущее России, которая движется надвигающейся катастрофе которая еще пока скрыта за дымовой завесой от пожаров революций во Франции, восстания Польши.
Другой пласт -любовная линия. Автор исследует идею страсти, на сколько она сильнее идеи саморазвития,социального и материального усовершенствования общества. Интересно было наблюдать то, как можно разрушить себя, свою жизнь, цели, отношения, планы за несколько дней, одна страсть может обесценить 10 лет проведенных в саморазвитии и прогрессе.
Судьба каждого кружка особая: у славяновфилов барская деградация, у западников потеря себя и молчаливое прислуживание аристократии, а аристократы продолжают душить и презирать низшие сословия.
Необычный Тургенев, необычная книга. Любителям необычной любовной классики рекомендую.
Z_n_a_k, 23 мая 2018 г.
Не буду сейчас распространяться за степень значимости произведения. Хочу сказать, что Дым — это произведение актуальное до сих пор и по морали в него заложенной и политической , и нравственной. Дым — это то, во что человек может превратить свою жизнь в момент, просто по щелчку, достаточно одного неверного шага. И не нужно никаких генералов Ратмировых в противники, способных стереть Гг Литвинова в порошок, он и сам себя едва не стер. Понравилось, что автор подробно расписал процесс стирания своей жизни: как усердно Гг уничтожает все, чем дорожил, пока не понимает, что это все бессмыленно. Заскочил на поезд до высшего света и вовремя успел с него соскочить, поскольку высший свет оказался и не светом вовсе... Что бы случилось, если бы остался — все показал Тургенев: в лучшем случае мог бы закончить, как Потугин в худшем — как девочка-протеже Потугина.
P.S. Читайте и получайте удовольствие от вещи, написанной 150 лет назад)
Kobold-wizard, 4 июня 2013 г.
http://kobold-wizard.livejournal.com/580483.html
Произведение читалось сложнее предыдущих. Сначала мне показалось, что это ранний текст Тургенева, но библиография рассудила наоборот — 1867 год. С отмены крепостного права в России прошло 6 лет. Это одна из отправных точек истории.
ГГ приехал в Баден-Баден и ждет свою невесту, которая сопровождает тетку в поездке по Европе. Баден в это время полнится русской интеллигенцией и аристократией. Отмена крепостного права, реформы 60-х годов взбудоражили мыслителей всех мастей. ГГ бродит между собраниями и вслушивается в лозунги. Он давно покинул Россию, желая выучиться агрономии и западным методам хозяйствования. Учеба закончилась, и теперь он предается скуке.
Все переменилось, когда в вазочке в гостиничном номере возник букетик синих цветов. Вернулся призрак из прошлого — женщина, которую он когда-то любил. Она замужем, она любимица высшего света, и она умирает в этой затхлости. Старые чувства поднимаются в главном герое мороком, и он сам не понимает, что творит. Помолвка разорвана. Старая любовь то смеется ему в лицо, то в слезах бросается на шею. Фам фаталь. Героя тошнит от окружающего мира, от ненависти к окружающим, от ненависти к самому себе, порвавшему с прошлым и со здравым смыслом. Все в чаду, все в дыму. Лишь бродят аристократы и вольнодумцы, бросающиеся бессмысленными словами.
Тургенев хорошо смешал социальную и эмоциональную составляющие. Патриотизм — сродни любви героя, сердце которого разрывается на части. Россия в дыму и не знает, что уж удумать: то ли за бугор двинуть, то ли посидеть еще, в зубах поковыряться. Даже хеппиэнд вышел сомнительный, как мне кажется — люди счастливы, но все останется, как и прежде, ибо: «грустное, глубоко затаенное чувство не покидало его никогда, и затих он не по летам, замкнулся в свой тесный кружок» да «Школу тоже завели... Ну, да это статья пустая!».
Итого: «Морочное» произведение. Читать на порядок труднее, чем «Дворянское гнездо» или «Отцы и дети». С другой стороны метания души впечатляют. Этими уставшими и мечущимися главными героями Тургенев меня и подкупает раз за разом.