Ганс Христиан Андерсен «Девочка, которая наступила на хлеб»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство ) | Философское | Чёрный юмор
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа | Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Шла девочка и остановилась перед лужой. И так ей не хотелось пачкать свои нарядные туфельки, что она бросила буханку хлеба в середину лужи, чтобы перейти ее.
Входит в:
— цикл «Новые сказки и истории» > цикл «Новые сказки и истории I.» > сборник «Новые сказки и истории I третий выпуск», 1859 г.
Экранизации:
— «История о девочке, наступившей на хлеб» 1986, СССР, реж. Алла Грачева
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 10 октября 2016 г.
Ух, вот тут-то добрый сказочник Ханс Кристиан Андерсен наконец-то выпустил на волю своих внутренних демонов! Перестал притворяться добрым, умным, всепонимающим и любящим детей! На нескольких страницах — полномасштабное упражнение в садизме, упоённное купание в мерзости, прикрытой тонкой, никого не обманывающей, плёнкой псевдорелигиозного морализаторства.
И, конечно, этот текст свидетельствует, что Андерсен, при всей декларативной набожности, при всех непрерывно поющих ангелочках и восклицаниях «Ах, боженька, как ты хорошо всё устроил!», никаким христианином не был. И что понятие божьего милосердия ему было абсолютно чуждо. Он попросту не понимал, что это такое — милосердие.
«Вся передняя была запружена изнемогающими грешниками, ожидавшими, что вот-вот двери милосердия отворятся. Долгонько приходилось им ждать!» — хихикая и потирая ручонки, бормочет автор сказочки.
PS. Что характерно — ни в царской России ни в СССР эту сказочку не стремились предлагать детям, она появлялась только в полном собрании «Сказок и историй» Андерсена — для комплекта, не более. Однако с 1998 года плотину прорвало и этот психопатический текст многократно перепечатывается каждый год, каждый год, каждый год...
Mercyful Fate, 14 мая 2013 г.
Андерсен, честно говоря, частенько напоминает мне одержимого в своём навязчивом стремлении всё привести к некоему моральному стандарту. Нет, морализаторство само по себе отнюдь не плохо (тем более, в детской сказке), но не таким ведь образом! Судите сами.
Девочка (следует признать, с несколько дурным характером) переходит болото и дабы не промочить башмачки, кладёт себе под ноги буханку хлеба. Что ж, неудачная идея. В итоге, она увязает в болотной жиже и потихоньку погружается всё глубже и глубже. Нет-нет, она не захлёбывается, как можно было предположить изначально — всё куда хуже. Она буквально проваливается в Ад. Далее по тексту:
«Передняя (Преисподняя) занимала бесконечное пространство; поглядеть вперед — голова закружится, оглянуться назад — тоже. Вся передняя была запружена изнемогающими грешниками, ожидавшими, что вот-вот двери милосердия отворятся. Долгонько приходилось им ждать! Большущие, жирные, переваливающиеся с боку на бок пауки оплели их ноги тысячелетней паутиной; она сжимала их, точно клещами, сковывала крепче медных цепей».
Жуть. И это — детская сказка? Больше похоже на религиозный бред. Идём дальше:
«Платье ее все сплошь было покрыто слизью, уж вцепился ей в волосы и хлопал ее по шее, а из каждой складки платья выглядывали жабы, лаявшие, точно жирные охрипшие моськи. Страсть, как было неприятно!»
Ещё бы, неприятно. Но в целом картина в полной мере впечатляющая — сон отбивает.
«Она вся будто окаменела и могла только водить глазами во все стороны, кругом, даже выворачивать их из орбит и глядеть назад. Фу, как это выходило гадко! И вдобавок ко всему этому явились мухи и начали ползать по ее глазам взад и вперед; она моргала глазами, но мухи не улетали — крылья у них были общипаны, и они могли только ползать. Вот была мука! А тут еще этот голод! Под конец Инге стало казаться, что внутренности ее пожрали самих себя, и внутри у нее стало пусто, ужасно пусто!»
И так далее и тому подобное. Фантазия, надо признать, у автора шикарная: даже перечитываю сейчас — и то жутковато. Но вопрос-то состоит немного в другом: правильный ли подход выбрал Андерсен, чтобы наставлять детей на путь истинный? Все эти пытки, ужасы, «мухи без крылышек»... В конце концов, каждый человек делает наиболее продуктивные выводы на основе своего личного опыта, а то, что описывает автор, согласитесь, весьма маловероятно в реальной жизни. Да и вообще, подобное гипотетическое наказание мало кого может по-серьёзному страшить, кроме совсем уж богобоязненных людей. По крайней мере в наши-то дни.
Итог. Прочитав сказку, вы никогда её не забудете. Сделает ли она вас лучше, чем вы есть? Сомневаюсь.