| |
| Статья написана 11 февраля 2012 г. 17:59 |
Бывают книги отношение к которым крайне сложно выразить, книги которые не могут нравится или не нравиться, книги которые просто заставляют немного по-другому взглянут на мир. Роман Марка Хэддона как раз из таких. "Что случилось с собакой однажды ночью" ничем, с первого взгляда, не примечательный небольшой роман, не сильно в нашей стране известный. Ко мне в руки он попал совершенно случайно, я его даже читать не планировал, отложил на неопределённый срок, но что-то привлекло, возможно любопытное название или симпатичная обложка... Не знаю. Книга и изнутри как-будто бы непримечательная. Простое бытописание, обычные житейские ситуации, заурядные чувства и переживания. Но вот этим-то роман Хэддона и привлекает: простотой, искренностью и откровенностью. Но что-то я упустил. Ах, да- главного героя. А вот здесь и вся соль. Дело в том, что Кристофер Бун, 15 летний парень, живущий в маленьком английском городке, не простой подросток — он страдает некоторыми психическими отклонениями(крайне, похожими на аутизм). Далеко не критичными, то есть Кристофер вполне адекватен и даже более того весьма умён и проницателен. И все отклонения проявляются лишь в поведении, вкусах ... и взгляде на мир. Роман представляет из себя книгу-расследование, которую пишет мальчик. Он пытается выяснить кто убил соседскую собаку по кличке Веллингтон. По-сути перед нами дневник, в который заносятся все значительные события, впечатления и размышления, а поскольку наш рассказчик не обычный подросток всё это очень далеко от обычного. Вообще чтение этого произведения — возможность взглянуть на жизнь с другой стороны. Я честно диву даюсь, откуда Хэддон, так хорошо знает психологию подобных людей. Но если верить автору, то он вообще не разбирается в данном вопросе и всё это лишь плод его воображения. В таком случае остаётся лишь позавидовать авторскому чутью, благодаря которому Хэддону удалось, как минимум ввести читателей в заблуждение и заставить поверить в свою подкованность в данном вопросе, как максимум написать достоверный и правдоподобный портрет конкретной личности с психическими отклонениями. Безусловно ещё никому не удавалось залезть в голову к такому человеку, но ведь у всех всё индивидуально и вариант предложенный в данной книге вполне возможен. Главная же заслуга Хэддона в том, что он стал одним из немногих авторов, решившихся затронуть данную, достаточно щепетильную и сложную тему, да ещё и ведя рассказ от первого лица. И я думаю, что писатель выступил на этом поле смело и достойно, показав нам действительно иное мировосприятие. Я порой задаюсь вопросом: почему мы ищем какие-то уникальные особенности сознания у всяких там ксенобитов, богов и прочих чудей, вряд ли на самом деле существующих, когда рядом с нами живут сотни таких вот людей и они видят окружающее совсем в ином свете? Кристофер Бун может описывать обыденные, ничем не примечательные вещи, но они становятся примечательными, потому что их описывает Кристофер Бун. И банальные проблемы, ничего не значащие, незаметные, на которые мы стараемся закрыть глаза и не обращать внимание, поданные немного под другим ракурсом, вдруг приобретают большое значение, приходит осознание и простых человеческих трагедий и простых человеческих радостей. Возможно этот роман поможет лучше понять таких людей, как Кристофер. Не полностью конечно, но хотя бы стать чутче, внимательнее к ним, хотя бы немного представить себя в их шкуре, в их голове. При этом герой книги не плохой и не хороший, порой его размышления несколько отталкивающие, пару раз даже вызывающие отторжение. Но он такой, какой есть. Его можно любить или не любить, но его важно принять и оценить его искренность и откровенность. Вообще роман очень искренний и откровенный, объективный и бьющий в самую точку. За это тоже большое спасибо Хэддону. Итог: "Что случилось с собакой однажды ночью" — не шедевр, не тот роман, который что-то кардинально изменит, не тот который принесёт какие-то откровения. Но он о ненавязчиво открывает новые, незаметные ранее стороны жизни, чуть-чуть меняет отношение к себе и к окружающюм, помогает кое-что понять, кое-что принять и кое-в-чём разобраться. Это не удел гениев, которые выворачивают душу и разум наизнанку, но, согласитесь, это тоже немало. Такой вот маленький кирпичик, который обязательно оставит след надолго. Оценка: Я долго мучился над оценкой. С одной стороны роман слишком прост для шедевра, но в этом-то его главная особенность. И снижать оценку за такой искренний и необычный разговор с читателем было бы несправедливо, редко ведь такие книжки случаются. Я не критик и не знаю к чему придираться... Да и нужно ли это? Поэтому ставлю высший балл — роман заслужил. Оценка 10
|
| | |
| Статья написана 12 января 2012 г. 16:49 |
Режиссер: Гай Ричи В ролях: Роберт Дауни-младший, Джуд Лоу, Нуми Рапас, Джаред Харрис, Стивен Фрай Честно скажу, в кино я не разбираюсь. Не отношу себя к искушенным зрителям и киноманам. Меня вполне устраивают массовые попкорновые голливудские поделки. В кинотеатр я хожу исключительно ради развлечения и всякие там погони, взрывы, драки доставляют мне удовольствие. И казалось бы, новый фильм Гая Ричи, вполне удовлетворяет таким пожеланиям, ан не тут то было. Дело в том, что кроме этих самых взрывов, драк и погонь в нём ничего нет, причём и это сделано бестолково и неинтересно . И всё это ничего, если бы "Игра теней" не являлась сиквелом. Тогда и сравнивать было бы не с чем. А так, контраст слишком разителен.
Не поймите меня неправильно, первая часть тоже не шедевр. Такой же попкорн муви, но оригинальный и изобретательный. Хорошая игра актёров( имею в виду Дауни, в первую очередь, так как Лоу — картонка), непритязательный, но забавный юмор, эффектные экшн сцены, антураж викторианской эпохи... и детективная линия. Простенькая, легко предсказуемая, но она была и добавляла некую изюминку. Именно детективная составляющая делала, для меня фильм про Шерлока Холмса, именно фильмом про Шерлока Холмса. Ну и пусть это очень вольная интерпретация — дело не в этом. Меня ,честно, не очень волнует столь смелое обращение с классикой, тем более, что новый Холмс получился весьма обаятельным. Но снимать фильм про знаменитого сыщика , пускай он хоть в космосе летает, совсем без детектива, как мне кажется странно. Однако, в продолжении Ричи сумел без этого обойтись. А зачем, если зрителю только и нужны взрывы, драки и погони, да ещё экстравагантные выходки сыщика? И режиссёр решил всё это зрителю предоставить, да ещё в двойном размере, чтоб не жаловался. Вот мы и получили типа боевичок средненького пошиба с массой штампов, зато с кучей взрывов и погонь, героями несущимися с дикой скоростью, успевших побороться с русским казаком-киллером(воняет селедкой и водкой), побывать в цыганском таборе и вступить в сражение с немецкими солдатами (Хэндэ хох!) и не смешную комедию абсурда, с Робертом Дауни-младшим в роли главного клоуна. Действительно, если в первом фильме, перед нами был обаятельный, эксцентричный сыщик, то теперь с его экстравагантностью явный перебор. То ли актёр, то ли режиссёр перегибают палку и перед нами, будто бы клон Джека Воробья, придурковатый, совершающий совершенно несуразные поступки. Теперь Холмс переодевается в женские платья и катается на пони, произнося шутовские реплики. Намешано много, а смысла мало. И ещё всё дико затянуто и ужасно клонит в сон. Если хотите увидеть грамотное попадание в образ современного Холмса, лучше посмотрите британский сериал с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли, снятый куда с большим вкусом и куда ближе к оригиналу. А Ричи, увы, скатился в полный Голливуд, в плохом смысле этого слова, и утратил свой авторский почерк. Оценка 4 The End? Надеюсь.
|
| | |
| Статья написана 10 января 2012 г. 14:38 |
Книга, открывающая межавторский проект по известной многопользовательской онлайн-игре Guild Wars, вызвала очень ограниченный интерес у российских читателей, ( игра не пользуется большой популярностью в России), но в целом, заслужила вполне хвалебные отзывы. Так и на Фантлабе ей были выставлены две 8 и две 9, что очень высоко, на мой взгляд. В отличии от остальных читавших, я буду более сдержан в оценке, хотя впечатления от прочтения схожие, но тут и не может быть иначе, потому что перед нами простой проходной роман-новеллизация, всё зависит лишь от того, как вы относитесь к этой категории литературы(?). Джефф Грабб ранее был замечен в написании романов по другим вселенным (StarCraft, WarCraft и др.) ничем не выделяющихся, но вообщем-то весьма добротных, вполне удовлетворяющих потребностям фанатов. (Мэтт Форбек, замечен в писательстве не был). Сомневаться в результате не приходилось, ожидать откровений тоже.
Авторы пошли по дороге, накатанной многими другими писателями жанра фэнтези до них, а уж про другие проектные книжки я вообще промолчу. Путь сей зовётся квестом и известен с доисторических времён. Но зачем изобретать мопед, когда и велосипед прекрасно везёт? Иного и не ожидалось. Герои идут из пункта А до пункта Б за древним артефактом, способным остановить кровопролитную войну двух рас. Повторение изученного № Бесконечность, даже думал отложить книгу. Ну да ладно, бывают вещи и пострашнее избитого сюжета, и авторам в целом удалось их избежать. Хотя всё-таки жаль. Мир Guild Wars представляет собой огромное пространство для манёвра. Тем более, что действие романа происходит между 1-ой и 2-ой частью игры, в промежутке между целыми игровыми эпохами. Могущественные драконы, угрожающие уничтожить мир, интересные воюющие с друг другом расы, всё это достаточно тривиально, но обёртка крайне интересна. Во-первых местные существа необычны и не похожи на типичных фэнтезийных гномоэльфооркогоблинов: это чарры — существа похожие на больших рогатых кошек, азуры — маленькие, вислоухие повелители големов, норны- великаны, умеющие превращаться в животных и сильвари — древоподобные гуманоиды. Да и время действия крайне любопытные. Мир Guild Wars уже перешагнул эпоху Средневековья и на данный момент находится в промежуточном этапе развития, то есть привычные мечи, кинжалы и луки никуда не делись, зато появились пистоли, мушкеты, и даже огнемёты — смесь гремучая, неправдоподобная, но весёлая. Согласитесь, из этого можно было бы сделать конфетку. Но авторы пошли по пути наименьшего сопротивления. И если расовые особенности затронуты достаточно объёмно: узнаём мы и мифологию и особенности культуры и менталитета и социальную структуру народов, то политическое устройство мира, взаимоотношения государств и особенности временных рамок затронуты лишь всколзь, по-ходу дела. Вся обстановка в мире сводится к войне между людьми и чаррами, да к противоборству между чаррскими легионами, а способ заключения мира посредством вытаскивания из руин оружия, пускай и древнего легендарного, вызывает недоумение. В этом плане топорно. Забавные вещи можно было бы сотворить с новенькими техническими достижениями, но за исключением однажды появившегося огнемета, да пару раз всплывающих пистолей и мушкетов, читатель так ничего и не увидит. Всё тоже типичное Средневековое фэнтези. Ну постреляли пару раз герои, ну и что? Не чувствую разницы и не верю, ведь разница должна быть. Короче, решили люди не заморачиваться. Можно, конечно было сделать масштабное полотно, закрутить интригу, но сложно и бессмысленно, так как книга заказная. Да и заказчики поди ограничили возможности авторов по эксплуатации своего мира. Ну это, так мои беспочвенные мечты. Теперь с реальностью разберёмся. Если существует дорожка, то есть сюжет, должны быть и путники по ней идущие. Они могут быть живыми существами, а могут быть роботами, пускай и разноцветными. Второе плохо, а в случае новеллизации риск подобного сильно возрастает, ведь нетребовательные поклонники никого , кроме цветастых и разномастных машинок и не требуют. Авторы создали разношёрстную компашку персонажей, связав их друг с другом сомнительными узами и довольно слабой мотивацией. Здесь представители буквально всех рас и профессий. И да, такое сборище смотрится ненатурально и немного нелепо, так как авторы не очень постарались связать их друг с другом цепями логики. Ну да, ладно, главное чего избежать удалось, так это именно картонности и плоскости характеров. Каждый персонаж оказался не просто яркой двигающейся картинкой, а довольно интересной личностью, со своими чувствами, мыслями и парочкой скелетов в шкафу. Интересно было наблюдать и за взаимоотношениями столь кардинально отличающихся друг от друга личностей, процессом их сплочения (он, поверьте, очень непрост). И порой авторы ставили персонажей в весьма тяжёлые ситуации, перед крайне непростым моральным выбором, испытанием духа. Были такие моменты, которые заставили, даже содрогнуться, перевернули что-то внутри. Действительно сильно. Я даже задумывался, как бы поступил на месте персонажей и ответа, порой, не находил. А это дорогого стоит, тем более в новеллизации, в литературе второго сорта. Испытание героями авторы с честью выдержали. Только и здесь, на мой взгляд, квестовость сюжета сыграла злую шутку. Вот пытались писатели сделать персонажей выпуклыми, интересными, правдоподобными, раскрыть их характеры, но вот то одного не дожали, не использовали весь потенциал, то с другим сфальшивили, сомнительно с ног на голову в финале перевернули. А беда то вся от линейности сюжета. Вот попробуйте сделать из героя что-то путное, если он всё время идёт по прямой тропинке. Ну что могли сделать, сделали, но можно и лучше. Это я опять цепляюсь. А теперь время подвести итог: Перед нами просто хорошая новеллизация с симпатичными и неплохо проработанными героями. Главным минусом является до ужаса линейный и незатейливый сюжет, на фоне которого сотворить что-то оригинальное невозможно, хоть сколько пытайся. От квестов, всё-таки пора избавляться — одна из главных болячек фэнтези. Да, ещё потенциал мира Guild Wars использован совсем не до конца, но история вроде бы требует продолжения, может там что-нибудь приличное и нарисуется. Хотелось бы, всё-таки переход между 1-ой и 2-ой игрой должен быть более сложным, масштабным и запоминающимся. Оценка 7 P.S. Ох, сколько же я написал о таком, на первый взгляд, посредственном продукте. А дело в том, что я один из не такого уж большого числа россиян, которые про Guild Wars слышали и даже в неё играли. Так, что судьба литературного проекта мне не безразлична. И вот по этому поводу стоит высказать опасения. Игра в России не очень популярна и внимание книжка получила очень ограниченное, поэтому встаёт вопрос о том будет ли издано продолжение. Вряд ли читатели и издатели в нём сильно заинтересованы. А жаль, продолжения бы хотелось, так как на рынке новеллизаций продукт выглядит весьма и весьма качественно. Может выход Guild Wars 2 исправит ситуацию? Я лично в этом сомневаюсь, но это уже совсем другая история.
|
|
|