Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lekud» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 16 декабря 2013 г. 15:04

Очень хорошо. Вот этого я давно ждал. На мой взгляд — лучший польский писатель-фантаст, которого давным — давно надо было у нас перевести и издать всего.

"Издательство "АСТ", редакция "Астрель-СПб" представляет обложку долгожданной книги Яцека Дукая "Иные песни". Иллюстрация "родная", с польского издания романа. Выход книги ожидается в 2014 году."

Само объявление и обложка: http://fantlab.ru/blogarticle28561

Здесь о Дукае подробнее: http://fantlab.ru/autor3346

Могу еще добавить, что его роман "Лед" признан лучшим польским фантастическим романом за последние двадцать лет. Так и есть. Роман — замечательный. Про Россию, между прочим. Альтернативка, с очень нехилой фантастической составляющей.


Статья написана 12 декабря 2013 г. 14:15

Интервью, взятое Оксаной Дрябиной у Леонида Кудрявцева. Напечатано в журнале «Космопорт» №1 за 2013 год.

Под флагом Джека Воробья

Разговор о будущем книжного рынка, фантастики и пиратстве. Интервью с Леонидом Кудрявцевым

Оксана Дрябина : Родилась в 1976 году. Журналист, критик, литературовед. Член Совета по фантастической и приключенческой литературе и Союза Писателей России. Секретарь международной Ассоциации исследователей фантастики. Живет в Москве.

ОД: Писателя Леонида Кудрявцева специально представлять не нужно: молодые любители фантастики знают его по книгам «Центурион инопланетного района», «Звездный порт», «Пуля для контролера», читатели со стажем – по серии рассказов «Дорога миров», повести «Черная стена», романам «Клятва крысиного короля», «Тень мага», «Охота на Квака» и многим другим.

С 1994 года Леонид занимается литературным трудом профессионально, живет на гонорары. Вместе с переизданиями у него вышло шестьдесят книг. Это немало. Поэтому прежде всего я бы поинтересовалась: Сколько часов в день и по какому графику Вы работаете?

ЛК: Тут все сложно. Если меня ничего не отвлекает, то работаю все время, свободное от сна. Как правило, сплю два раза в сутки, каждый раз от двух до четырех часов.

ОД: В таком случае, про отпуск, выходные я уже не спрашиваю… А при знакомстве с людьми говорите, что Вы – фантаст?

ЛК: Стараюсь не упоминать, поскольку частенько путают фантастику и фантазёрство. А это – разные вещи. Кстати, по моим наблюдениям, самые рационально и логично мыслящие люди из всей пишущей братии именно фантасты.

ОД: Возможно потому, что они знают, какой достоверной иногда может быть выдумка, знают ее настоящую цену? Сейчас к фантастике, (в самом широком значении этого понятия), обращаются и писатели, творчество которых принято относить к «мейнстриму». Одни считают это данью моде, другие – художественной необходимостью. Каково, на Ваш взгляд, место фантастики на общей литературной карте?

ЛК: Она — неотъемлемая часть литературы, становой хребет, на котором держатся все остальные жанры. Это – универсальный инструмент. Именно поэтому фантастам удается соединять в своих текстах казалось бы несовместимое. Фантастический роман запросто может обладать признаками исторического, детективного, быть антиутопией, да еще и включать в себя изрядную долю юмора, не говоря уже о таких элементах, как инопланетяне и путешествия во времени. И все эти составляющие друг друга только дополняют, делают текст лучше, интереснее.

ОД: По моему мнению, все это не облегчает, а как раз усложняет творческую задачу… Исследователи фантастики много говорят о ее эволюции. А по Вашим ощущениям, (так сказать, «изнутри» литературного процесса), фантастика меняется?

ЛК: Литература, в том числе и фантастика, никогда не была обособлена от окружающего мира. Капитализация нашей страны не могла ее не коснуться. За последние пятнадцать – двадцать лет издатели, желающие охватить своей продукцией как можно большее количество потребителей, вырастили целый класс коммерческих писателей. Ну а те создали новые, обреченные на финансовый успех направления.

Мне кажется, самым ярким примером служит «женский детектив», по сути являющийся обычным «женским романом», из которого выхолостили все хоть немного напоминающее мысль и привнесли некоторые детективные элементы. Он чуть ли не мгновенно поднялся на первые позиции рейтингов продаж и успешно оттеснил в тень роман о буднях уголовного розыска.

В фантастике такое тоже произошло. Целые направления захватил очень умело замаскировавшийся под нее так называемый «пацанский» роман, (имеется в виду не возрастная категория, а принцип понимания мира). Если приглядеться, то видно, что многие книги наших авторов построены по нехитрой схеме. Они рассказывают о том, как «чёткие пацаны» отправляются в путь за сокровищами, (баблом). По дороге они весело и без напряжения уничтожают орды врагов, (лохов), без труда собирают горы могущественных артефактов, амулетов, амуниции, что позволяет им не по дням, а по часам становиться сильнее, (крутеть), а так же мгновенно влюбляют в себя всех встречных представительниц прекрасного пола. В конце книги герои приходят в пункт назначения, забирают бабло, которого очень много, устраивают финальное пиршество, (накрывают поляну), и возвращаются домой. Все. Ни мыслей, ни чувств, ни идей. Диалоги схематичны, с некоторой претензией на юмор казарменного уровня. Текст предельно упрощен, в каждом предложении не более пяти слов. Место действия – где угодно, в космосе, в волшебных королевствах, в чернобыльской зоне, во времени… Про приключения во времени, кстати, появилось даже отдельное ответвление, называемое «попаданчество». Это о том как «чёткий пацан» попадает в прошлое, учит там уму-разуму какого-нибудь графа, барона, вождя, короля, Ленина, Сталина, Берию, а то и замещает одного из них. Потом он побеждает всех врагов, сказочно обогащается, влюбляет в себя всех представительниц прекрасного пола…

ОД: К слову, есть мнение, что в наше время появились и «коммерческие читатели» — те, кто читает литературу одного направления: только «дамские детективы», или только книги о «попаданцах», или только мистику. Это все, на Ваш взгляд, относится к фантастике или фантазёрству?

ЛК: Это относится к коммерческим текстам, в которые привнесли фантастический элемент. Если его убрать, тексты почти не изменятся. Просто могущественные маги и стакеры скинут маски и станут «Четкими пацанами», кем на самом деле и являются, а очередное магическое сражение превратится в разборки из-за права крышевать пивной ларек. Ну а раз фантастический элемент привнесен лишь ради того, чтобы книга лучше продалась, то на самом деле это не фантастика. Между прочим, список текстов, мимикрирующих под нее, но, по сути, ею не являющихся, можно и расширить. Отдельного упоминания заслуживает как бы фантастика об учебе очень современных девочек в школе ведьм, о тех же девочках, но в мире вампиров и оборотней. Только стоит ли это делать?

ОД: Думаю, наш читатель сам может продолжить этот перечень: Вы убедительно доказали, что явление такое существует, но на него можно посмотреть и с другой стороны: имеют право на существование и такие книги. Читателям нравится в них в том числе и фантастический элемент, следовательно, они поддерживают интерес к фантастике в целом. Может быть, это не так плохо?

ЛК: Вы правы. С одной стороны – хорошо, ибо количество потенциальных читателей увеличивается. Насытятся рассказками про отстрел зомби, (есть и такое направление), глядишь, на что-то посерьезнее набредут. Еще, с подобных текстов частенько начинают молодые писатели. Это позволяет заработать авторитет у издателей, завоевать хоть какую-то популярность. Большинство выше поставщиков подобного чтива не поднимутся, но единицы со временем перейдут на более качественные тесты. Любители же и знатоки фантастики, на которых она и держится, определив по первой странице маскирующиеся под нее книги, ставят их обратно на полки магазина и не покупают.

С другой стороны, негативный эффект все таки есть, ибо начинающий читатель, потребив несколько таких «пацанских», «девачковских» фантастических романов и, поверив рекламным слоганам, которые, конечно же уверяют, что перед ним лучшие вещи в жанре, написанные лидерами продаж, говорит себе «И это – лучшая фантастика? Нет, не хочу. Больше ее читать не буду».

ОД: Остается лишь надеяться, что читатели со временем все-таки сделают правильный выбор. Каким Вы видите будущее настоящей, а не мимикрирующей фантастики?

ЛК: Самая крупная проблема для литературы сейчас — это переход на электронный формат. Судя по всему, в ближайшие годы возникнет несколько огромных ресурсов, на которых любой желающий сможет продать свои тексты. На них угнездятся немногие профессионалы, туда же хлынет со своими произведениями наперевес легион начинающих авторов, дилетантов и просто графоманов. И конечно, продавать их получится лишь у тех, кто сумел составить себе имя. Сделать это станет гораздо труднее, чем сейчас. Думаю, уровень саморекламы повысится в разы, возникнут изощренные, удивительные способы напомнить возможным покупателям о своем существовании. Появятся специалисты по рекламе авторов, возникнут защищающие их права организации, усилится конкуренция. Гарантия — будет шумно и весело.

Найдутся и авторы, которые додумаются, что в дополнение к пиару надлежит еще и повышать качество продаваемого текста. Пусть их будет меньшинство, а большинство станет привычно прорываться нахрапом, но, учитывая общее количество претендующих на внимание читателей, можно предположить, что таких окажется много. Если удастся укротить книжное пиратство или загнать его в приемлемые рамки, в ближайшем будущем стоит ждать резкого увеличения количества качественных, необычных текстов.

ОД: Кстати о пиратах. В интернете Вы известны как один из врагов «собратьев» Джека Воробья. Судя по всему, деятельность книжных пиратов весьма далека от романтики. Это хорошо видно всем, кто следит за дискуссиями в социальных сетях, за сообщениями в СМИ. В недавнем прошлом Совет по фантастической и приключенческой литературе проводил встречу писателей с представителями пиратов, на которой общий язык с ними не был найден. Верно ли то, что пиратство отрицательно влияет на уровень продаж книг? Расскажите об этом подробнее.

ЛК: Вся моя борьба с пиратами выражается лишь в том, что я время от времени размещаю в своем блоге материалы, касающиеся тех или иных аспектов общения писателей с ними, да позволяю себе там же на эту тему высказываться.

Прежде всего: я не возражаю против свободного скачивания текстов, в том случае, если это происходит с согласия автора. К примеру, на собственном сайте я уже лет шесть регулярно выкладываю какие-то тексты для свободного скачивания. Время от времени что-то убираю, что-то добавляю.

Ни в чем не обвиняю людей, скачивающих тексты на пиратских сайтах. Как старый книжник, я их прекрасно понимаю. Слишком велико искушение очень быстро и даром собрать великолепную библиотеку.

Мне кажется, вина за происходящее лежит на владельцах пятидесяти, ну, может быть, сотни пиратских сайтов. Причем, и среди них есть люди, которые делают благое дело: дают возможность прочитать забытые и редкие книги, налаживают отношения с авторами. Однако гораздо больше тех, кто, не раздумывая, тащит на свой сайт любой попавшийся под руку текст. Дошло до того, что каждая новая книга популярного автора оказывается на пиратском сайте в течение нескольких дней после появления в книжном магазине. А стоит ее электронной копии очутиться хотя бы на одном пиратском сайте, как в течение часов ее выкладывают все остальные. Учитывая объем аудитории, это влияет на продажу бумажных книг катастрофическим образом. Нередко великолепный текст, насчитывающий в сети сотни тысяч скачиваний, ставший «хитом» пиратских сайтов, на бумаге не продается и тиражом в пять тысяч экземпляров. Зачем покупать книгу, если она уже есть у каждого на читалке и бесплатно?

ОД: Неужели все и в самом деле так серьезно? Задам вопрос, который, в той или иной форме, возникает на форумах всякий раз, когда речь заходит о пиратах. А не преувеличиваете ли Вы?

ЛК: Можно привести цифры. По официальным данным за последние три года в стране продано более трех миллионов электронных читалок. С них, соответственно, читают более трех миллионов человек. Причем, учтите, читалку покупают тогда, когда пользуются ей постоянно. К этому количеству следует добавить еще и читающих со смартфонов, планшеток, экранов компа и даже мобилок — то есть увеличить цифру читателей раза в два. Таким образом, получается, что за последние два-три года в стране образовался рынок электронных книг, в котором около пяти-шести миллионов потребителей, насыщаемый почти на сто процентов нелегальным контентом. Рынок возник настолько быстро, что им не успел вплотную заняться крупный капитал. Пока его захватили мелкие хищники — владельцы тех самые пятидесяти, сотни сайтов, на многих из которых лежит чуть ли не по сотне тысяч ворованных книг. Зарабатывать толком они не умеют и берут рубль там, где нормальный предприниматель мог бы заработать сотню, берут на дешевой рекламе, взимая клубные взносы, но берут. Они прекрасно понимают, что их время истекает, но готовы на все, лишь бы оттянуть неизбежный конец еще хоть немного.

ОД: Кто, по вашему мнению, страдает от пиратства прежде всего?

ЛК: То есть, кто за этот «пир духа» расплачивается? Издатели и авторы. Все это море разливанное халявы на пиратских сайтах существует за их счет. Отрасль на глазах гибнет. Ибо сворованная книга просто перестает продаваться, что не может не отражаться на доходах издателей и гонорарах авторов, часто съедая их полностью. Трудно писать книгу, если ты за нее ничего не получаешь. Желающие обвинить писателей в какой-то особой жадности должны для начала проработать с год на своей работе бесплатно, причем на работе, которую надо делать каждый день, без праздников и выходных. Насколько я помню, бесплатный труд называется рабством? Так вот, не желают ли они на годик продаться в рабство? Нет? А писатели нашей страны в рабстве у пиратов уже года два -три.

Учтите, в первую очередь книжное пиратство бьет по авторам хороших, качественных книг. Всякое хищничество, браконьерство, главным образом, уничтожает дорогую, редкую дичь. Я за последний год не раз читал в Интернете сообщения профессиональных писателей о том, что они более не могут работать бесплатно и уходят из литературы. А многие просто уходят молчком. Начали закатывать истерики, заявлять о невозможности работать и коммерческие авторы, которых до сего момента спасали армии фанатов и хорошо проплаченная реклама. Закрываются издательства, разоряются книжные магазины. Это значит, что система умирает. Количество паразитов на собаке превысило все допустимые нормы, они ее заели, и та уже бьется в конвульсиях. Необходимы срочные меры.

ОД: Картина безрадостная и малоперспективная. Но существует ли, на Ваш взгляд, эффективные способы борьбы с этим явлением?

ЛК: Книжное пиратство является хорошим примером столкновения обычного обывательского сознания с технологиями будущего. Помните старый фильм «Иван Васильевич меняет профессию»? Там ученый придумал аппарат для перемещения во времени. Человек с мещанским пониманием мира, которому он объяснил назначение изобретения, первым делом поинтересовался, можно ли с помощью аппарата совершить воровство.

Случай с пиратами – из той же области. Интернет дает возможность получать и использовать в корыстных целях чужие тексты. И конечно, нашлись люди, которые тут же стали на этом наживаться, не думая о последствиях. Они просто не могут понять всю их пагубность, понимание мира у них такое. И пока оно не доросло до определенного уровня, необходимо их действия каким-то образом ограничить. Иначе люди с сознанием мелких хищников таких дел понаделают… Уже понаделали, точнее говоря.

ОД: Да, в одном из своих постов Вы привели достаточно яркий образ: «Вот сейчас пираты добьют книгоиздательство, что с успехом и бессмысленной радостью делают уже года два-три, (именно так злобные мальчики – будущие садисты на улице забивают камнями не вовремя попавшуюся им бродячую кошку)»…

ЛК: Бороться с пиратами следует так же, как и с обычными ворами, (подчеркиваю: я считаю ими не скачивающих, а владельцев пиратских сайтов). Технически это несложно, было бы желание. Людей с определенным уровнем сознания удерживает от преступления лишь неизбежность наказания за него. Также важно создавать общественное мнение, осуждающее пиратство. Надо объяснять, какой вред оно приносит, что оно уничтожает литературу. У страны, в которой нет своей мощной литературы, нет и будущего, ибо именно литература создает образ будущего, к которому следует идти, в которое надлежит верить. Литература не только развлекает, но еще исподволь учит людей вечным ценностям. Телевизор показывает как живется сейчас, книги учат как следует жить, к чему надо стремиться.

ОД: Стараясь защитить свою позицию, люди обращаются к руководству страны с петициями, пишут открытые письма. Готовятся новые законы, защищающие авторское право. А вот если сделать такое фантастическое допущение: Вас назначили Министром культуры. Какие бы законы изменили и приняли первыми?

ЛК: Человек на такой должности обязан обладать определенными качествами и знаниями, быть профи своего дела. Я всю жизнь учился писать, я — инструмент для производства хорошего текста. Поэтому, выбрав из своих замов самого смышленого и профессионального, я поставил бы его на свое место и ушел писать книги.

ОД: Поблагодарив Леонида Викторовича за беседу, я искренне жалела, что рамки журнального интервью узки и многое осталось за его границами. Может быть, в следующий раз мы поговорим более подробно о его работе, о новых книгах… Мне ведь тоже хочется верить в то, что кораблю нашей фантастики удастся пробиться сквозь шеренги фрегатов под пиратскими флагами и выйти в воды новых, необычных, удивительных морей и океанов. Хорошей фантастики и приятного чтения!

Скачать интервью в Pdf или fb2 можно здесь: Тексты


Статья написана 30 ноября 2013 г. 14:25

Наблюдая за попытками коллег вступить на стезю бизнеса, невольно вспомнил высказывания Ежи Леца о том, что "Если бы у писателей была хоть крупица умения торговать, все они уже давно бросили бы писать и ринулись в торговлю", (ко мне это тоже относится, не надо набрасываться с кулаками). То есть, количество ресурсов для продажи текстов уже выросло настолько, что в них можно слегка запутаться. Явно постепенно назревает нужда в литагентах, ориентированных чисто на интернет. В сети они смогут иметь сразу десятки, если не сотни подопечных, да и накладные расходы будут невелики, что позволит брать не очень высокий процент. Главное, чтобы они ориентировались в мешанине ресурсов, отслеживали происходящее с ней, и умели делать достаточно валидные файлы. Ну, и конечно: инициативность, упорство, желание работать, умение общаться и проталкивать, честность. Стандартные такие для литагента качества.

Ждем. Очевидно, скоро на горизонте появятся первые паруса.


Статья написана 23 ноября 2013 г. 03:28

Кстати — да, третья книга Пекары про инквизитора закончилась вполне в духе Мартина. Спойлерить не собираюсь, но — ошарашил. Умеет, однако.


Статья написана 20 ноября 2013 г. 14:06

А я тут, если не шлепаю по клавишам как зайчик по барабанчику, попутно ожидая посылку со свежей книгой Сапковского, читаю Яцека Пекару, его серию про инквизитора Мордимера Маддердина. Уже добрался до середины третьей книги. Очень рекомендую, между прочим. Причем, на нашем языке издавалась пока только первая книга, но будут и следующие, (я надеюсь на это).

Похоже я почти уже пожалел, что хотя бы в молодости не верил в бога. Может быть мне бы тогда открылись еще какие-то грани, может я что-то недопонимаю? Показан очень интересный внутренний мир настоящего поборника за божье дело, действительно истово верующего, профессионала, главной целью которого является не только поймать колдуна или ведьму, но еще и заставить их по настоящему раскаяться, вступить на костер без страха, примирившись в душе с Богом. То есть, в серии книг, кроме приключений тела, дана еще и некая система понимания мира, разбираться в которой так же увлекательно, как и в системе инопланетянина. И даже сложнее, поскольку инопланетянин может использовать обычную логику, а тут логика своя, особая, настолько, что когда инквизитор в начале третей книги действительно совершенно по-человечески пожалел одну девушку и помог ей устроить судьбу, (без какой либо корысти), это смотрится чужеродно. Все ждешь — что из этого вылезет. А нет, просто — пожалел. Ну, надо же...

Причем, если в первой книге автор словно бы знакомит читателя с героем и его миром, то уже во второй они начинают играть в полную силу и некоторые рассказы в ней, (а книги составляют серии рассказов), ничуть не уступают лучшим рассказам того же Сапковского, из серии о Геральте. Советую всячески, в общем. Пекара – очень интересный автор. И серия большая, книг семь, восемь уже написано.





  Подписка

Количество подписчиков: 31

⇑ Наверх