| |
| Статья написана 30 ноября 2018 г. 17:25 |
Каждый день ко мне приходят письма с вопросами: "А будет продолжение?", "А когда?", "Сколько можно ждать!.." и так далее. Сегодня я сел и специально подсчитал: более трех сотен писем, сообщений и комментариев с вопросом о выходе второй части дилогии (может их и больше, но я просто устал считать :)). Наверное, пришла пора дать большой развернутый ответ, а потом просто давать на него ссылку. Итак. Издательство "АСТ" закрыло серию "Дивные новые миры". Да, несмотря на то что young adult и антиутопии сейчас на волне, кто-то что-то сделал не так. В итоге, роман-продолжение, под рабочим название "Игра Пересмешника", завис в виде черновых набросков и дело пока не движется. Но, я обещал читателям, что обязательно закончу историю Максима Серова. Наверное — в следующем году. Проблема заключается лишь в отсутствии у меня свободного времени для его написания. Уже есть желающие сделать профессиональную аудиоверсию книги, а выставить книгу для продажи в электронном виде вообще сейчас никаких проблем нет. Остается лишь вопрос с бумажной версией. Так как тиражи отечественной фантастики сейчас даже в самых крупных издательствах ("Эксмо" и "АСТ") упали до 800 экз., то я вижу смысл запустить краудфандинговую компанию. Но это уже после Нового Года и если не поступит интересных предложений от издателей. Если у вас остались вопросы — оставляйте их в комментариях. С любовью, ваш Н.А.
|
| | |
| Статья написана 9 октября 2018 г. 13:51 |
В прошлом месяце я поднял одну весьма болезненную тему — подписные модели монетизации электронных и аудиокниг в России. Статья получила большой резонанс и привлекла в обсуждение немало экспертов и игроков данного сегмента рынка книжной торговли. По результатам обсуждения я подготовил новую, расширенную версию статьи, в которой вы не только ознакомитесь с сутью проблемы, но и узнаете подробности распределения прибыли между писателями-издателями-продавцами, а также узнаете мнения экспертов. — С 2013 по 2016 года подписная модель монетизации электронных книг в России увеличила свою долю с 4,5% до 19,9% (см. рис 1) — В 2017 году компании «My Book» и «Bookmate» контролировали по 5% от рынка электронных книг (по данным компании Литрес), что в денежном выражении составило по 185 000 000 руб. — По прогнозам экспертов, по итогам 2018 года, эти компании увеличат свои аудитории и совокупную выручку на 100%. — Совокупный объем легального рынка подписных продаж электронных и аудиокниг может составить в 2018 году от 500 млн. до 1,5 млрд. рублей (разбег в цифрах обусловлен разнобоем статистики которые озвучивают сами сервисы). Давайте поговорим о подписных моделях распространения книг. Лично я воспринимаю такие сервисы как наполовину пиратские сайты, отбирающие у писателей заработок подобными полулегальными методами. В результате чего издатели и компания «ЛитРес» всё чаще сталкиваются с желанием писателей отдельно оговаривать при заключении договора момент, чтобы «ЛитРес» не выставлял их электронные книги на сервисах с подписной моделью.
Вопрос: Сервис «Bookmate» существует на отечественном рынке с 2007 года, а активную работу начали в 2010. При этом денежные отчисления от них поступают либо авторам заключавшим договор с сервисом напрямую, либо небольшим издательствам. Авторам же больших издательств (Эксмо, АСТ, "Азбука-Аттикус", Альфа-книга и т. д.) «Bookmate» платит не напрямую. Сперва деньги начисляются компании «ЛитРес», после чего перераспределяются авторам, согласно их условиям договора с издательствами. Так сколько же автор получит от сервиса? Ответ: Правообладатель (в данном случае — издатель) получает половину от доходов с подписки читателей «Bookmate» пропорционально объему чтения книг его издательства (информация со страницы «Bookmate»). Каков процент и условия авторского вознаграждения от издателей авторам — установить не удалось. Однако по отзывам авторов в социальных сетях (например — Дмитрий Рус) диапазон выплат не поражает воображение. По словам Дмитрия, одна книга приносит ему порядка 100 рублей в месяц. Вопрос: В 2012 на рынке появился ещё один подписной сервис — «My Book» (также контролирующего 5% рынка легальных продаж электронных книг). Денежные отчисления от «My Book» стали появляться в отчетах у многих авторов с середины 2017 года и до сих пор остается неизвестным, что случилось с отчислениями с 2012 по 2016 года. Сколько же платят авторам с этого сервиса? Ответ: Авторское вознаграждение по договору от продаж электронных книг по подписке «My book»: за просмотр 1000 АЛ (авторских листов) правообладатель («Литрес») получает 30 рублей. 1 АЛ «My book» — это фрагмент книги в 30 000 знаков. Средний объем книги составляет 400-480 тыс. знаков. Таким образом, за прочтение одной книги целиком правообладатель получит около 50 копеек. И для примера: если автор заключил договор с «АСТ», а тот с «ЛитРес», то вначале эти 50 копеек получит «ЛитРес», возьмет с них свою долю, остаток передаст «АСТ», те согласно договору, возьмут свою долю и в итоге автор получит 5-10 копеек. Вопрос: Кроме того, у «Bookmate» и «My Book» существуют также подписные сервисы для аудиокниг («Bookmate аудио» и «Звуки слов»). Сколько от этих сервисов получает писатель? Ответ: Установить суммы выплат не удалось даже приблизительно. Но я получил комментарий от Алексея Голубева, сотрудника компании «1С: Аудиокниги»: «Начисления идут чуть ли не за секунды прослушиваний. От абонентской платы рассчитывается сколько человек прослушал и сколько пропорционально пришлось на каждый объект. Кто-то прослушал всю книгу, кто-то начал и бросил, кто-то послушал два раза. Деньги придут все равно. Именно исходя из времени прослушиваний по каждой книге всеми пользователями сервиса и начисляется вознаграждение нам. Ну а автор получит свой оговоренный процент» Вопрос: В 2018 году три крупнейших мобильных оператора, «МТС», «МегаФон» и «Билайн», запустили свои мобильные приложения «Книги». Доступ к услуге составляет 7-8 рублей к сутки, и подключив таковую, пользователь получает доступ в базе «ЛитРес» из 100 000 книг. Сколько же получает автор в этой схеме? Ответ: Если верить сообщениям от некоторых авторов, которые уже успели получить первые платежи от мобильных операторов через «ЛитРес», им выплатили по 3 копейки за некий «таинственный» просмотр. Что за просмотр — не уточняется, но если вспомнить упомянутые выше 50 коп. за одну книгу состоящую из 15 АЛ на «My Book», то судя по всему один просмотр равен 1 АЛ (50/15=3,3). Вопрос: В начале 2018 года начал активную работу проект «ЛитРес: Библиотека» (существующий при поддержке госбюджета). Компания «ЛитРес» организовала бесплатный доступ для читателей в тысяче библиотек по всей России. Как начисляется гонорар авторам при данной модели монетизации? Ответ: Библиотека покупает за свои (государственные) деньги книгу автора у компании «ЛитРес», после чего эту книгу могут прочесть двадцать раз. Автор получает от компании «ЛитРес» вознаграждение как за одну обычную прямую продажу. Правда здесь не обошлось без подводных камней — продажа одна, а читателей 20. Для того, чтобы максимально подробно ответить на этот вопрос, я процитирую два комментария. Первый комментарий от Юлии Семёновой, сотрудницы Российской Государственной Библиотеки (Ленинка): «Модель продаж электронных файлов Литреса построена максимально невыгодно для библиотек. Простым пользователям Литрес (просто Литрес, без всяких библиотечных приставок) продаёт незащищённый файл в fb2 или в любом другом формате, который в первый же день переселяется на Флибусту и на торренты. Библиотекам Литрес.Библиотека продаёт, упрощённо говоря, защищённый от размножения файл, самоуничтожающийся после 20 прочтений. Что происходит на практике? А разные интересные закономерности происходят на практике. В день, когда в доступе Литреса появляется бестселлер-бестселлер, в библиотеках, подключённых к Литрес.Библиотеке, выстраивается читательская очередь на электронную копию, и библиотекари (в одной только библиотеке) покупают по несколько экземпляров книги сразу, чтобы читатели не разочаровались в сервисе и не перестали им пользоваться. На скриншоте это наглядно видно (см. рис 2). И это только одна библиотека из тысячи участников. Эта одна библиотека купила бы и больше, прости Господи, "экземпляров", чтобы хватило на всех, кто стоит в очереди, но тогда у неё слишком быстро закончится бюджет, выделенный на ЛБ. Таким образом, именитый автор не страдает от библиотечного обслуживания, а наслаждается им — вот одна библиотека уже заплатила за 8 экземпляров, и очень сомневаюсь, что эти 8 "экземпляров" получат в дальнейшем, когда интерес к книге спадёт, все 8х20=160 прочтений. Вот здесь я уже рассматривала, что происходит в такой модели с бестселлером: https://leninka-ru.livejournal.com/132373... Часть читателей, взявших книгу в ЛБ, не прочитают её, передумав. В Литресе есть большие бесплатные ознакомительные фрагменты, опытные читатели об этом помнят, но неопытные сразу заказывают в библиотеке полный текст, после чего могут бросить книгу на 3-й странице. Это всё равно засчитывается как одно из 20-ти прочтений. Часть читателей книгу продлят, не успев дочитать, — это ещё по одному прочтению. Однако ближе к середине года бюджет на покупки книг в Литрес.Библиотеке у реальной библиотеки всё же закончится, и до следующего года она останется с подборкой уже купленных книг. Любой автор, книга которого была куплена в такую подборку и уже прочитана один раз, оказывается в очень выгодном положении: множество читателей, которые вряд ли обратили бы на него внимание при нынешнем многообразии, вынужденные выбирать из ограниченного числа библиотечных книг, присматриваются к его книге гораздо внимательнее. Он может получить нескольких новых читателей, и через какое-то время они закажут библиотеке покупку уже других книг понравившегося автора, и так по цепочке. Мне кажется, малоизвестные авторы должны ценить такую возможность. Поэтому утешьте ваших коллег: они вряд ли несут какой-то ощутимый ущерб от попадания электронной копии их книги в библиотеку. Ещё немного данных для Вас и Ваших коллег. В Литресе (не Библиотеке, а именно платном Литресе) у меня лежит 35 электронных книг. Из них куплены — ровно 4, я сейчас пересчитала. Все остальные подарены в рамках промоакций, партнёрами Литреса, на день рождения и т.п. Все книги современные, защищены авторским правом, выпущены в самом недавнем прошлом. Мне самой очень интересно — выплачивает ли Литрес деньги за каждый такой подаренный "экземпляр" отечественным авторам, переводчикам, издательству, где работают редакторы-корректоры?» На вопрос Юлии отвечает Дмитрий Грибов, технический директор компании «ЛитРес»: «Как правило, экземпляры для "подарков" выкупаются у автора/правообладателя на какое-то время на корню, за фикс, который заведомо больше потенциального заработка за оговоренный период. Ну и, в последствии, раздаются уже безо всякой жалости, разумеется. То есть в пересчете на экземпляр дешево, но в пересчете на автора выходит весьма выгодно» Что в итоге? По результатам моего анализа получается следующая картина (см. рис 3): крупные сервисы подписных моделей продажи книг платят автору в среднем от 5 до 50 копеек за 1 книгу. Хочется лишь привести в пример опыт зарубежных коллег. За просмотр 1000 АЛ компания «Amazon.com» выплачивает авторам порядка 200 долларов США. А у нас в лучшем случае 0,5$... Стоит отметить, что когда несколько лет назад писатели подписывали договора с издателями, они ещё слабо представляли себе, какие формы примет рынок электронных продаж в ближайшем будущем. Они представляли себе одну весьма понятную модель: я передаю права на электронные продажи своему издательству, они заключают контракт с «ЛитРесом», те реализует книги по средствам прямых продаж. Таким образом автор знал — сколько денег принесет ему продажа одного электронного экземпляра. Сейчас же авторов поставили перед фактом: «ЛитРес» реализует ваши книги не только прямыми продажами, но ещё и методами подписок, бесплатными библиотеками, мобильными приложениями, промоакциями. — В плюсе остаются читатели, получающие доступ к книгам или бесплатно или за символические суммы; — В плюсе остаются мобильные операторы, получающие в общей сумме очень большие деньги за предоставление услуги «Книги»; — В плюсе остаются библиотеки, реализующие бесплатное распространение электронных книг за счет бюджетных средств; — В плюсе остаются сайты «My Book» и «Bookmate», собирающие с пользователей на подписках сотни миллионов рублей и отдающие авторам копейки; — В плюсе остается «ЛитРес», сотрудничающий со всеми перечисленными выше; — В плюсе остаются издатели, получающие деньги от «ЛитРес»... Все в плюсе, кроме писателей. Тех самых людей, которые и создали книги, на котором зарабатывают все, кроме них. По сути своей, благодаря подписным сервисам, книги писателей становится или очень дешёвым или даже бесплатным рекламным товаром. Быть может издательствам стоить наконец-то пересмотреть условия договоров и вознаграждений авторам за реализацию книг с помощью подписных моделей? Не говоря уже о том, что неплохо было бы разобраться с «забытыми» выплатами, тянущиеся в некоторых случаях уже более восьми лет. Ведь с каждым днем всё больше писателей (особенно начинающих) принимают решение оставлять за собой права на реализацию электронных и аудиокопий своих книг, либо вообще отказывающиеся от сотрудничества с традиционными бумажными издательствами. Иногда мне кажется что большинство традиционных издателей словно застряли в прошлом, и не понимают тот факт, что у писателей появился выбор. Стоит ли усугублять ситуацию и дальше? Или быть может пришла наконец пора пересмотреть отношение к данному вопросу. С уважением, ваш Н.А.
P.P.S. Тут уже и аудиоверсию статьи накидали, так что аудиалы могут благодарить сообщество ШОКИФА и лично Олега Олешника.
|
| | |
| Статья написана 8 октября 2018 г. 18:24 |
14 октября, 17:00 Петрозаводск, ул. Дзержинского, 7 ("Буквоед") Встреча с писателем-фантастом Дмитрием Казаковым. Разговор о фантастике и книгах. Дмитрий Львович Казаков — российский писатель, журналист и педагог, литературный тренер. Ведущий литературных семинаров и мастер-классов. Был одним из разработчиков сеттинга и автором литературно-игрового проекта «Звездный десант» (фирма «Звезда» и издательство «ЭКСМО») и ведущим автором литературно-игрового проекта «Эадор» (игровое издательство «Сноуболл»-«Сноуберд» и издательство «ЭКСМО»). Вёл и ведет в настоящий момент семинары и мастер классы литературной направленности. 14 октября, 16:00 Москва, книжный магазин «Библио-Глобус», зал №8 Писатель-фантаст Олег Дивов встретится с читателями, чтобы представить свою новую книгу «Чужая земля» «Чужая Земля» — роман в лучших традициях творчества Дивова. Он рассказывает историю далекой планеты, очень похожей на Землю, которую населяют люди, очень похожие на землян. Герои книги из России открывают эту планету и дают ей название «Земля-2». Но они даже не подозревают, чем может обернуться это открытие для них самих и жителей планеты. Дивов рисует устрашающую фантастическую картину войны, и за его описаниями «Земли-2» совершенно ясно угадывается «Земля-1». Книга Дивова — увлекательное повествование и вместе с тем мрачное пророчество. Но, как и во всех других книгах этого автора, в «Чужой Земле» есть герои, способные предотвратить хаос и разрушение. Олег Дивов поговорит с поклонниками своего творчества о новой книге и планах на будущее, а также ответит на любые вопросы. Популярный автор также подпишет экземпляры нового романа всем желающим. 27 октября, в 17:00 Санкт-Петербург, Банковский пер. дом 3 (бар "PARABELLUM") Встреча с писателем-фантастом Юрием Уленговым. Первая часть будет посвящена вопросам автору о произведениях, сериях и литературе в целом. За лучший вопрос будет эксклюзивный подарок от Игоря Вардунаса, который он нам предоставил. Вторая часть начнется с автограф-сессия и памятных фотографий, продолжится неформальным общением за кружечкой пива. 31 октября, в 17:00 Санкт-Петербург, Невский пр., д. 46 (Буквоед) Посвящается литературе в жанре хоррор, и всему, что родилось из книг, написанных мастерами ужаса. В программе фестиваля: Встреча с авторами серии «Самая страшная книга» Встреча с создателями фильма ужасов «Рассвет» Вручение премии «Мастер ужасов» Круглый стол, посвященный развитию жанра в России Конкурс хеллоуинских костюмов Викторина, розыгрыши, призы и многое другое Ужас, что мы творим!
|
| | |
| Статья написана 3 октября 2018 г. 14:17 |
В этом году, в числе прочих приоритетных направлений, российскими издателями была озвучена мысль, что стоит развивать направления офлайн-встреч писателей с читателями. Лично я полностью разделяю данное утверждение, так как с 2009 года я провел 111 встреч с читателями (презентации, выставки, фестивали, лекции и т.д.) в 20 городах России и Украины. Одним из первых в России авторов я стал проводить полноценные промо-туры в поддержку выхода своих новых книг (позднее мой опыт был повторен издательствами "АСТ" и "ЭКСМО"). Кроме того, в моем активе помощь в организации и проведении более трех с половиной сотен выступлений других авторов (при этом всего одно мероприятие я проводи в статусе сотрудника издательства (стенд "Геликон Плюс" на Петербургском Книжном салоне). Но как всегда, между желанием и реализацией скрываются множества деталей. Часть из них я озвучил три года назад в заметке "Что россиянам нужнее — книги или водка?". Цитата: "Простите, но накопилось. Пока я катаюсь по стране, я повидал много книжных магазинов. Во многих (особенно в тех, что в регионах), работают настоящие фанаты своего дела. У них горят глаза, они читают все книжные новинки и душой болеют за отечественную литературу. Для них просто настоящий праздник, когда в их город приезжают писатели, когда читатели могут пообщаться и задать вопросы любимым авторам. Но, как оказалось, такая идиллия далеко не везде. Есть в нашей стране книжные магазины, для которых нет дела, чем именно они торгуют — книгами или овощами, канцелярией или водкой. И это не один или два магазина на крупный или малый город, а это как показывает практика — ТОТАЛЬНАЯ политика внутри города. Работникам этих книжных не нужны встречи с писателями. Им и читатели в их магазинах не нужны. Им нужны покупатели и деньги."
Если вы думаете, что после той заметки ситуация хоть сколько-нибудь изменилась, то вот вам отрывок из другой моей статьи "Акция "Читающий Город" (Нижний Новгород)", опубликованной в 2016 году: Цитата: "Есть в Нижнем Новгороде одна сеть книжных магазинов (не будем говорить её название). Дело в том, что сотрудники этой книжной сети считают, что в их городе люди книги не читают. Что нижегородцев не интересует чтение, они не хотят общаться с писателями, слово "литература" для них пустой звук. И знаете, что-то мне стало обидно за город-миллионник. Точнее, за его жителей. И захотелось узнать, а скорее — доказать, что местные продавцы книг ошибаются в своих суждениях. Поэтому я решил собрать нескольких писателей и организовать открытую встречу "Читающий город"." Совпадение или нет, но в Нижнем Новгороде появился фестиваль "Читай Горький" :) В общем, вопрос это весьма непростой, таящий в себе много нюансов и хороших перспектив. Главное, чтобы решался он с умом и с систематическим подходом, а не по методу хаотичного затыкания пробоин в днище тонущего корабля. И в финале я хотел бы назвать свой личный топ городов, составленный по следующим критериям: желание к проведению встреч с писателями со стороны работников книжных магазинов, библиотек и ВУЗов; посещаемость мероприятий; количество мероприятий; заинтересованность местных СМИ; процент отказов или отмен проведения мероприятий. Вот что у меня получилось: 1 место: Екатеринбург — скажу честно, это идеальный город для выступлений писателей. 2 место: Санкт-Петербург — тут всё понятно, культурная столица. 3 место: Москва — не смотря на огромное количество мероприятий и возможностей, у выступлений в столице есть один большой минус и это посещаемость. Из-за того самого многообразия и ассортимента встреч, людей на выступления авторов приходит всё меньше и меньше. В этом году даже ММКВЯ установил антирекорд по посещаемости (хотя грядущая выставка "non/fictio№" как раз наоборот обещает в очередной раз побить рекорд по посещаемости). 4 место: Рязань — местная сеть "Книжный Барс" не просто так награждалась как лучший книжный магазин России, я убедился в этом лично. 5 место: Иваново — проводить встречи здесь почти также прекрасно как в Ебурге, но количество населения конечно не позволяет тягаться с городами-миллиониками. 6 место — Севастополь 7 место — Кирово-Чепецк 8 место — Симферополь 9 место — Ростов-на-Дону 10 место — Казань ... 18 место — Уфа — в этом городе живут отличные люди. И организовать встречу там невероятно легко... кроме как в книжных магазинах. 19 место — Киров — в те времена, когда я пытался проводить там встречи в книжных магазинах, функционировали лишь локальные представители ("Золотой Век" и "Улисс"). Сейчас же там появились "Читай Город" и "Территория", поэтому в будущем ситуация может измениться. 20 место — Нижний Новгород — вот это настоящий антигерой в вопросе организации встреч с писателями. За эти годы я неоднократно сталкивался как с отказами так и с отменами презентаций в книжных магазинах. Ну а уж о посещаемости мероприятий, если таковые и проводились, я вообще молчу. Например, в этом году упоминавшийся выше фестиваль "Читай Горький" уже не проводился.
|
| | |
| Статья написана 2 октября 2018 г. 13:11 |
В завершении своего антипиратского триптиха я отвечу на самые распространенные комментарии: — Бороться с электронными пиратами бесполезно, бросайте это дело!.. — Вам, писателям, всё равно ничего не достанется!.. — Все эти законы и блокировки не помогают! Я воровал, ворую и воровать буду!.. Лично я давно уже не вступаю в дискуссию с подобного рода флибустьерами. За меня вполне доходчиво отвечают цифры. Процент пиратского потребления контента электронных книг по годам:
2008 год — 100% 2012 год — 97,5% 2013 год — 97% 2014 год — 96,5% 2015 год — 95% 2016 год — 93% 2017 год — 87% 2018 год — 85% При этом стоит отметить падение числа принципиальных потребителей бесплатного контента. За десять лет процент таких пользователей в России уменьшился со 100 до 49%. Желающие могут и дальше говорить что всё бесполезно, что законы не помогают, что людей не переделать и они будут тянуться исключительно к халяве. Но факты вещь упрямая. И если за десять лет общими усилиями удалось переманить на сторону добра почти половину читателей электронных книг, то я с большим оптимизмом жду итоговых показателей 2028 года.
|
|
|