| |
| Статья написана 2 сентября 2022 г. 19:35 |
В преддверии ММКЯ 2022 представители книжной отросли озвучили прогнозы по финансовым показателям года. Суммарный финансовый оборот книжного рынка в этом году должен составить около 95 млрд. руб. (что на ₽5 млрд. больше чем в 2021 году). Из этой суммы ₽13 млрд. приходится на электронные копии, а ₽3 млрд. на аудиокниги. Казалось бы, соотношение между бумажной и цифровой книгой остается незыблемым в пользу традиционного формата: 79 против 16 млрд. руб. Уверен, что во всех отраслевых отчетах и докладах вы услышите о том, что цифровые книги составляют всего 15-16% от книжного рынка в России и бумажная книга по прежнему самая востребованная и популярная! Однако... дьявол кроется в деталях. Во-первых, к финансовому обороту цифровых книг издательств следует прибавить оборот независимых сайтов самиздата — а это ещё около 3 млрд. руб. Таким образом соотношение меняется 79 против 19 млрд. А это уже не 15, а 24%.
Во-вторых, из бумажного сектора следует вычесть учебную литературу (учебники, дневники, календари и прочее тетради), составляющие 25% от общего оборота (или 24.7 млрд. руб.). Получаем 54.3 против 19 млрд. руб. Получается, что продажи цифровых книг составляют уже не 15 или 24, а все 35% от книжного рынка в России. Фиксируем промежуточные итоги: 65% продаж приходится на бумажные книги, 35% — на цифровые. Защитники теории о бессмертии массовой востребованности бумажной книги могут возразить: "Ну и что? Финансовые показатели бумажной книги всё равно выше цифровых книг!" Но у меня и на это есть простой ответ: давайте вновь погрузимся в детали. • Общий финансовый оборот бумажной книги (без учета учебной литературы и канцелярии) — 54,3 млрд. руб. Средняя стоимость бумажной книги в России на май-июнь 2022 года — 612 руб. Хотя лично я думаю, что на сентябрь она составляет 800, а к концу года поднимется до 1000 руб., но в данной статье мы будем опираться лишь на официальные данные самих издательств. Производим нехитрые математические исчисления и получаем, что в 2022 году в России продадут примерно 88 725 490 экз. Для удобства округлим эту цифру до 89 млн. экз. • Общий финансовый оборот электронной книги составит 13 млрд. руб. Средняя стоимость электронной книги — 200 руб. Получаем 65М проданных экз. Общий финансовый оборот аудиокниг в 2022 году составит 3 млрд. руб. Средняя стоимость аудиокниги — 250 руб. Получаем 12М проданных экз. Общий финансовый оборот цифрового самиздата в России составит около 3 млрд. руб. Средняя стоимость книги на сайтах самиздата — 130 руб. Получаем 23М проданных экз. Суммируем показатели цифровых продаж и получаем 100 млн. экз. В итоге мы получаем, что в 2022 году в России приобретут 89 млн. экз. и 100 млн. цифровых экз. /Для тех кто негодует что я убрал из уравнения учебную литературу и кому лень высчитывать — с учетом "учебки" соотношение будет 129М к 100М, но это тоже сильно ситуацию не меняет/ Кто-то может спросить: почему в названии статьи стоит знак вопроса? На мой взгляд, на данный момент каждая из сторон может трактовать цифры в свою пользу. Для кого-то бумажная книга не сдает свои позиции и цифровые книги составляют всего-лишь жалкие 15% от книжного рынка. Для кого-то доля цифровых книг не меньше 35%. Кто-то будет опираться не на общую сумму, а на показатели проданных экземпляров. Тут каждый волен выбирать свою сторону. С моей же точки зрения, ситуация на рынке складывается следующим образом: — Рынок бумажных книг умирает. 80 млрд. руб. — это очень мало. Да, за счет увеличения стоимости конечной продукции традиционные издатели ещё смогут год-два держаться на стабильном уровне. Но при этом год от года количество проданных экземпляров будет неизбежно сокращаться, офлайн-магазины, библиотеки, типографии — закрываться, сотрудники — увольняться. — Рынок электронных книг в России ежегодно прирастает на 30%, и просто обречен пойти по пути западных и азиатских коллег — в итоге стать доминирующим форматом чтения. Да, если рассматривать рынок в деньгах — в России это ещё не произошло. Если рассматривать с точки зрения покупок — цифровая книга уже победила бумажные носители в нашей стране. — Неизбежно сайты цифрового самиздата займут лидирующие позиции, сместив с трона традиционных издателей. Так уже произошло в США, в Европе и в Азии. Я очень сомневаюсь что наша страна станет исключением из общемировой практики (хотя, никогда не говори никогда). Велика вероятность что при этом они утратят независимость (так как крупнейшие корпорации уже активно присматриваются к данному рынку), продав часть компаний и влившись в экосистемы IT-гигантов. В любом случае, при любом раскладе, в этом мире останутся две категории людей — авторы и читатели. При любом исходе они найдут друг друга.
|
| | |
| Статья написана 30 августа 2022 г. 15:50 |
Заканчивается лето. И хотя этой осенью нас ещё ждут несколько очень громких событий (расскажу о них подробней в данной статье), уже можно подводить промежуточные итоги и озвучивать предварительные прогнозы об общих показателях этого непростого для отечественного самиздата года. И так как в этом году я впервые за долгое время не планирую посетить на ММКВЯ, то решил опубликовать небольшую заметку о том, куда же движется индустрия электронных книг в России. Если говорить о суммарных финансовых показателях, то как и говорилось в начале июня, что несмотря на потерю бОльшей части зарубежных покупателей и ухода (у кого-то временного, у кого-то окончательного) с рынка крупных игроков — самиздат в России смог сохранить денежный объем на уровне прошлого года. Когда я говорю о рынке самиздата, то рассматриваю все его виды: электронные, аудио и бумажные книги. Мои коллеги часто разводят по отдельным углам электронный и бумажный самиздат, но при этом не разделяют электронные текстовые и электронные аудиокниги. Кто-то выделяет финансовый оборот Литрес: СамИздат из общего оборота ГК Литрес, кто-то нет. Поэтому мы слышим разные оценочные цифры объема рынка СИ: чаще всего звучат суммы от 2,5 до 3,1 млрд. руб. По моим же расчетом, продажи электронных и аудио экземпляров по итогам 2022 года составят от 2,5 до 2,7 млрд. руб. Если прибавить к этому бумажный самиздат + деньги за оказание услуг авторам, то сумма возрастет до 3-3,1 млрд. руб. Собственно, в прошлом году самиздат в России продемонстрировал ровно тот же результат. Кто-то может сказать: "Ага! Сдуваются ваши электронные продажи! Где ваш бурный рост самиздата?" Таким вопросом человек лишь продемонстрирует свою неосведомленность. Потому как, если бы не события этого года, то показатели СИ в России составили 3,5 млрд. руб. И то, что вместо запланированного роста они остались на прошлогоднем уровне — это очень крутой результат. Потому что в это же время рынок бумажных книг ухнул в пропасть. Да, благодаря повышению цен на конечную продукцию (средняя стоимость бумажной книги в России выросла до 600 руб., а к концу года, скорее всего, вырастит ещё больше) традиционный книжный рынок покажет не особо большое падение. Но когда вы посмотрите на падение показателя количества проданных экземпляров... когда вычтите из общей суммы продажи электронных и аудиокниг... Шок-контент вам обеспечен. Теперь давайте рассмотрим ситуацию на рынке СИ более детально. Перед вами диаграмма с процентным распределением долей на август 2022 года. Если сравнивать показатели относительно прошлого года, то в августе 2021 на долю портала «Литнет» приходилось 60% от общего объёма финансового пирога; портал «АвторТудей» получал 29%; «Ридеро» получали 6%, а «Литрес СамИздат» забирал себе 4%. Оставшуюся сумму делили между собой все остальные сервисы электронного самиздата. Т.е. общий объём рынка практически не изменился, произошло лишь перераспределение долей. — Потеря «Литнет» доминирующей позиции обусловлено их временным уходом с рынка. «ЛН» потеряли не только 22% от выручки. Посещаемость портала упала почти в два раза, а каталог книг до сих пор не смог вернуться к январскому уровню в 85 000 наименований. — Основным бенефициаром перестановки стал портал «Литмаркет», забравший себе 18%, увеличивший свой каталог в два раза (до 46 000 тайтлов) и занявший третью строчку в рейтинге посещаемости среди сервисов самиздата. И показатели продолжают расти. — 2,5% забрал портал «Литгород», но после возвращения «Литнет», «ЛГ» демонстрируют падение и по количеству платежей, и по посещаемости и по темпам роста каталога книг. — Порталы «АвторТудей» и «Литрес СамИздат» немного улучшили свои показатели. Что будет по итогам года с финансовым оборотом сервиса «Ридеро» — я сказать пока не возьмусь, поскольку рынку POD сейчас тоже не сладко. А что же ждёт нас этой осенью? • Окончательный уход с российского рынка компании «Storytel», которые отдают свою аудиторию компании «Литрес». Думаю, многие из вас слышали о том что последние запустили этим летом сервис «Литрес: Подписка», основную часть которого на старте составляли именно аудиокниги. • Другой подписной сервис, «Bookmate», также сменил владельца. После покупки платформы российской компанией «Яндекс» (уже получившей права на бренд), прежняя команда "ирландцев" сосредоточится на рынках Европы и Азии. Примечательно, что перед продажей компании её бывший владелец прогнозировал падение рынка электронных и аудиокниг в России на 25-30%. Я абсолютно согласен с этой цифрой, но только не в отношении всего рынка электронных и аудиокниг, а исключительно применительно к показателям подписного сервиса «Bookmate» (демонстрировавшего стабильное падение посещаемости последние два года). По моему мнению, «Яндекс» интересовала лишь пользовательская база «Bookmate» и (что не менее важно) их каталог. Посмотрим, что получится в итоге. • «МyBook» — ещё один подписной сервис с неопределенной судьбой. Почему я так решил? Причин несколько. Первая — как и «Bookmate», «МyBook» уже много несколько лет демонстрирует падение посещаемости. Вторая причина — появление у ГК «Литрес» (к которой относится «MB») собственного встроенного подписного сервиса. Не путать с «Литрес: Абонемент», на котором, по моему мнению, они тренировались и присматривались к подписному методу монетизации. Ну и третья причина — грядущий глобальный ребрендинг «Литрес». Думаю, что Юлия Ким, пришедшая из «Теle 2» на пост директора по стратегическому маркетингу и развитию, создаст полноценный зонтичный бренд и подгонит разрозненные сервисы компании под стандарты экосистем «Яндекс» и «Сбер». • Ну и анонсированный на октябрь запуск обновленной «МТС Библиотека». Те кто подписан на телеграм сервиса уже знают о многих заявленных фишках проекта, хотя никакой конкретики (как и точной даты запуска сервиса) до сих пор нет. Но, с интересом наблюдаем и за этим проектом. Как вы видите, рынок электронных книг и самиздат в России ожидают ещё масса новостей и возможных новых перемен. А чем станут эти перемены — проклятьем или благословением — покажет время. Лично я вижу ситуацию в позитивном ключе и верю в то, что всё будет хорошо. Обнял/поднял, Ваш Н.А.
|
| | |
| Статья написана 17 августа 2022 г. 15:17 |
К 10-летнему юбилею со дня выхода первого романа культового цикла Хронос издательство ИДДК подготовило шикарный подарок для всех поклонников совместного творчества Игоря Вардунаса и вашего покорного слуги! Встречайте: «Хронос. Книга 2. Противостояние» • новая редакция романа • новая профессиональная озвучка (читает Игорь Ященко) • культовое визуальное оформление Илья Яцкевича Аннотация: Ревущие костры инквизиции и грохот копыт по залитой кровью Европе, готовящейся к войне с альбигойской ересью. Таинственный Жеводанский Зверь, наводящий ужас в окрестностях севера Франции, и шериф провинциального американского городка Эльдорадо, спустя столетия расследующий серию загадочных убийств в иллинойском заповеднике Шоуни. Что связывает эти события между собой и какая зловещая тайна скрывается под обликом знаменитого Иллинойского Могильщика, вновь выходящего на тропу войны? И почему каждое раскрытое преступление в прошлом создает изменения в будущем? Подобно кругам от брошенного в воду камня, волны этих изменений прокатываются по всей истории человечества. Противостояние началось! Слушать на портале Литмаркет: https://litmarket.ru/books/khronos-kniga-...
|
| | |
| Статья написана 8 августа 2022 г. 16:44 |
Представляем вашему вниманию итоговый сборник рассказов «Слишком реальная мифология», организованного порталом «Литмаркет» совместно с сообществом «Писательский паб», писательским клубом «Академия» и творческим объединением «Паллада». Аннотация: Что может произойти, когда наш современник сталкивается с мифическим созданием из далекого прошлого? С древним ожившим мифом, о котором читал в книгах? Чем обернется такая встреча и как она изменит жизнь героев? Содержание: • Екатерина Нагорная, «Украденный дождь» • Юлия Lyu Ислямова, «Бог смерти» • Сергей Фрейнд, «Министерство» • Максим Тихий, «Новые Мифы» • Аким Нелин, «Ночь Адмета» • Жанна Дан, «Ковёр по имени Зафар» • Скурихин Сергей, «Под солнцем злых духов» • Алиса Локалова, «Цифровизация навсегда» • Береника Лито, «Так легли кости» • Рената Jb, «Знак "Бесконечность"» • Саня Хас, «Записки земского учителя» • Евгения Королёва, «Тайна северного сфинкса» • Анна Филатова, «Первый бал Синди Райли» • Алёна Петрачкова, «Золотой луч» • Юлия Nia Соболева, «"Тримурти"» • Evgeny Stepanov, «Сердце бога» • Лея Сван, «Наследница "Ока Гора"» • Анна Светлова, «Красная горка» • Sergey, «Попрощаться» • Татьяна Беккер, «Прядильщицы судеб» • Ева Северьянова, «Юрэй» • Фэй Мур, «Печать жрицы» Прочесть сборник можно по ссылке: https://litmarket.ru/books/slishkom-realn...
|
| | |
| Статья написана 2 августа 2022 г. 17:13 |
Журнал «Университетская книга»: "Самиздат-2022: курс на поддержку авторов" Рынок электронных книг продолжает развиваться, несмотря на внутренние и внешние факторы, политическую и экономическую ситуацию. Э-книги — это своеобразный эксперимент: черновики, литературные сериалы, подкасты, стриминг, компьютерные игры, экранизации, т.е. форматы, куда книга как текст может легко интегрироваться. Безусловно, существенное значение имеет расширение аудитории, борьба с пиратством, появление сервисов для чтения и слушания книг, маркетплейсов и цифровых экосистем, пополняющих свой ассортимент подобным контентом. Но пожалуй, наиболее значимым является активный рост числа независимых авторов и многообразие услуг selfpub-площадок, которые объединяют читательские сообщества, превращаются в литературные социальные сети и предлагают начинающим и опытным писателям разнообразные возможности. Авторы самостоятельно выбирают сервисы, редакторов, корректоров, верстальщиков, иллюстраторов, декламаторов, издают книгу и получают гонорар, т.е. обеспечивают полный издательский цикл. Состояние и перспективы сегмента обсудили участники рынка самиздата на круглом столе, состоявшемся в рамках книжного фестиваля «Красная площадь»*. * Организатор мероприятия — журнал «Университетская КНИГА» при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. САМИЗДАТ СЕГОДНЯ В прошлом году, по прогнозам экспертов, ёмкость сегмента та должна была достичь 3 млрд рублей. Что представляет собой самиздат сегодня, какова его доля? Как социально-экономическая и политическая ситуация влияет на selfpub-платформы и их сервисы? Никита АВЕРИН, директор по развитию компании «Литмаркет»: — Если говорить в целом, то, вероятнее всего, в этом году самиздат не сможет увеличить показатели относительно прошлого года. Одна из основных причин — потеря зарубежных читателей и отключение России от международных платёжных систем. Сейчас сервисы ищут альтернативные варианты, подключают платёжные шлюзы других стран, пытаются поддержать читателей и не потеряться в сложной ситуации. Но очевидно, что масштаб не тот, и на фоне приостановки деятельности одного из главных игроков на рынке (компании «Литнет». — Примеч. ред.) продажи снизились. Author Today, «Литмаркет» и другие площадки дадут около 1,5 млрд руб лей дополнительно к тому объёму, который обеспечит самый крупный российский сервис «ЛитРес». Думаю, что совокупный объём в этом году не превысит 3 млрд рублей. На мой взгляд, это неплохой результат, потому что могло быть гораздо хуже. Например, на традиционном рынке относительная стабильность оборота обеспечена исключительно повышением цены на печатные издания. Но если говорить о продажах, то всё очень грустно. Некоторые эксперты говорили, что в 2022 г. число продаж печатных и электронных книг сравняется. Это, конечно, очень смелое заявление. Судя по динамике, за год будет продано около 6 млн экз. самиздатовских произведений, хотя ситуация меняется ежедневно. Пока это лишь прогнозы, а каким окажется реальное положение на рынке, можно будет сказать не раньше осени. Продолжение по ссылке: http://www.unkniga.ru/bookrinok/bookraspr...
|
|
|