У авторов детских книг есть негласное правило: «Для детей надо писать так же, как для взрослых, только интересней». Для детей писать сложнее. Ведь задача детской книжки: рассказать ребёнку или подростку о серьёзных вещах, но – на доступном ему языке; поговорить с ним, как со взрослым, но так, чтобы он не начал зевать на втором слове.
Любен Дилов с задачей справился.
В его «Звёздных приключениях…» — смесь отсылок к серьёзным взрослым произведениям. Здесь и гуманистические идеи братьев Стругацких с невмешательством в жизнь чужих цивилизаций; и жестокое общество в духе Ивана Ефремова, где одна каста возомнила себя владельцами звёзд, а всех остальных низвела до положения скота; и светлая грусть Ежи Жулавского, тоскующего по Земле на Серебряной планете; и древнегреческий Пегас, оставивший «наездников», когда те решили влететь до самого Олимпа.
Дилов на понятном подросткам языке говорит о далёких звёздах и чужих планетах, и о том, чем они отличаются от нашей Земли, о гравитации и временных петлях, о скорости света и подпространстве. А также – о добре и зле, о дружбе и взаимопомощи, и взаимопонимании – вещах, не менее важных, чем звездолёты и не менее сложных.
Как и во всякой уважающей себя книге, имеем взросление и становление героя.
И всё это – на фоне приключений в ярких инопланетных мирах, где герои хоть и оказываются в опасности, но до откровенного насилия никогда не доходит.
И пускай книга заканчивается в духе: «непонятно было это или герою привиделось» — в данном случае можно простить автору этот нелюбимый многими читателями ход. Тем более, что даётся достаточно намёков на то, что всё-таки – было!
Как-то мы ехали с Далией Трускиновской в поезде, возвращались с фестиваля фантастики "Созвездие Аю-Даг".
Времени было много, говорили о всяком... В том числе, зашёл разговор о тараканах в голове. И в итоге договорились до того, что хорошо бы написать о них книгу, где тараканы выступали бы героями, ходили друг к другу в гости...
Далия сказала мне: "Пиши!"
С этого начался мой роман "У каждого свои тараканы, или Шаги к дому".
Первую историю я написала достаточно быстро. Спустя время написала заключительный рассказ Потом — ещё через время — историю, которая оказалась где-то посередине моего романа в повестях.
Ну и наконец, через несколько лет я дописала его полностью.
Я думаю, причина такой растянутости во времени в том, что мне нужно было дорасти до этой вещи. Некоторых историй я просто не написала бы раньше, не хватило бы опыта.
Сегодня — о классике. О романе Кира Булычёва "Посёлок"
Роман «Посёлок» состоит из двух частей или даже двух повестей — «Перевал» и «За перевалом». И рассказывает он о космической экспедиции, затерянной на чужой планете.
Вопреки жестоким условиям, экспедиция выжила, приспособилась и даже выращивает новое поколение. И это поколение совершенно другое – по сути, оно уже не принадлежит планете Земля, с которой прилетели родители и на которую мечтают однажды вернуться. Да, их стараются воспитывать, обучать всему, что знаю сами, но… У дикой планеты своя школа. К жестоким условиям жизни приходится приспосабливаться, и у новых жителей планеты это во многом происходит на инстинктивном уровне. Они даже рождаются более выносливыми, более адаптированными к местной природе…
А "старики" продолжают читать им уроки по истории Земли и не оставляют надежду получить с неё сигнал.
В романе поднимаются очень важные вопросы – что нужнее для выживания: помнить свои корни или уметь охотиться? Оказавшись и застряв в критическом положении, отдавать все силы попыткам вернуться на родину или признать родиной новую планету? А если ты старую никогда и не видел, знаешь только по рассказам взрослых, которые может и придумали всё? Впрочем, некоторые доказательства прошлой жизни всё-таки есть, и молодое поколение даже само их находит. Но – готово ли принять?
И готова ли их будет принять родная планета? Найдётся ли там место для тех, кто уже привык жить иной жизнью?
В общем, книга яркая, интересная, заставляющая думать и не теряющая актуальности.
Единственное что…
Внимание! Дальше – немного рассуждений со спойлерами, для тех, кто книгу читал.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Единственное что немного разочаровало – финал, вернее, часть, в которой прилетает-таки новая экспедиция и взрослые начинают вести себя, как подростки. Ну не верю я, что глава экспедиции способна снять шлем и понюхать «одуванчик», тем более, что раньше уже им встречались опасные цветы. Не верю, что взрослые люди, натыкаясь на очевидные признаки пребывания людей на планете и зная, что тут пропала экспедиция, до последнего их игнорили.
А уж настойчивое требование «взорвать корабль, чтобы не портить экологию»… Во-первых, двадцать лет он уже стоит и ничего не испортил. А во-вторых, взрыв больше вреда наделает, по-моему.
Вся эта часть, как по мне – совершенно ненужный растянутый экшен, видимо, рассчитанный, опять же, на подростков.
Но – на это можно закрыть глаза, ведь в остальном книга великолепна!
Я – большой поклонник трилогии, вернее уже тетралогии, «Матрица». Но сегодня не о ней.
Сегодня хочу рассказать о двух околоматричных фильмах, вышедших примерно в одно время с ней. И – оставшиеся в тени знаменитой трилогии, хотя тоже достойны внимания.
«Темный город» (1998 г)
Снят за год до первой "Матрицы".
В некоем городе происходят очень странные вещи. Засыпая бедняком в трущобах, ты можешь проснуться богачом в шикарных апартаментах. Или – наоборот. Или внезапно утром окажешься неверной женой, хотя до этого даже не была замужем. А можешь и вовсе проснуться кровавым убийцей…
Но самое интересное начнётся, когда однажды ночью ты не сможешь заснуть…
Что за существа стоят за странными перевоплощениями, и для чего им это нужно? Я не буду раскрывать тайну фильма.
Скажу лишь, возвращаясь к «Матрице» — наверняка, Вачовские хорошо потоптались по «Тёмному городу». А может, просто так совпало. Как бы там ни было – кто посмотрел три "Матрицы" и нифига не понял, смотрите "Тёмный город"! Там основная идея матричной трилогии объяснена и разжёвана "в лоб".
"Тринадцатый этаж" (1999 г)
Снят в один год с первой "Матрицей", но вышел на пару месяцев раньше.
Как по мне, он послабее "Тёмного города", но тоже неплохой фильм с разными смысловыми слоями и философскими вопросами на тему: «Что считать реальностью?» Так ли важно, кто тебя создал – человеки-родители или гении-компьютерщики? Живёшь ли ты в реальном мире или в воссозданном всё теми же компьютерщиками? Да и вообще, уверен ли ты, именно твой мир — реален? И – нужна ли эта уверенность… Ведь и в том, и другом случае, ты чувствуешь и мыслишь одинаково.
Есть, над чем подумать. Особенно, если вспомнить, что вопросы эти задавались ещё в 99-м.
К слову, фильм снят по мотивам романа Дэниэла Ф. Галуйе «Имитация-13»
Расскажу вам о новинке издательства "Снежный Ком М" — "Исход".
Я считаю эту книгу нашим ответом «Облачному атласу» Дэвида Митчелла, который очень люблю и уважаю, и о котором уже писала здесь.
Не по содержанию – у Екатерины Мекачимы своя история. Но по духу и размаху.
Перед нами – мир пост-апокалипсиса. По крайней мере, так кажется в начале. Но чем дальше читаешь, тем яснее становится, что мир «Исхода» намного сложнее и масштабнее.
В нём сплетаются прошлое и настоящее, будущее и очень далёкое будущее. И – причудливо переплетаются судьбы разных людей, живших за века(!) друг от друга… Впрочем, таких ли разных? Хоть это и не сразу становится понятно, но в «Исходе» тянется цепочка реинкарнаций – и, в отличие от «ОА», автор подводит к ней научное обоснование.
От воплощения к воплощению, из столетия в столетие души ищут решение одних и те же, почему-то неподвластных им задач.
Например, научиться любить. Но – не только.
Но на фоне метаний душ решается и более глобальная задача – судьба всего человечества. Почему оное во все века совершает одни и те же ошибки, упорно бьёт себя по лбу одни и теми же граблями? Что нужно, чтобы люди наконец зажили спокойно, в любви и всеобщем мире? Способны ли найти ответ некие высшие сущности, строящие то подземные бункеры, то плавучие ковчеги, и «перезапускающие» раз за разом жизнь на Земле? Или путь к полному обновлению под силу отыскать лишь самим людям?
Это – книга, заставляющая думать сразу во многих направлениях.
Местами она трогательная и душевная, местами о-о-очень даже жестокая!
Эта книга – не для лёгкого отдыхательного чтения. В ней переплетается куча сюжетных линий, поднимается масса важных вопросов.
Но я несомненно рекомендую её к прочтению всем, кого хоть раз волновали озвученные выше вопросы!