Британский актер Алан Рикман, наиболее известный по картинам «Крепкий орешек», «Догма», «Робин Гуд, принц воров» и серии фильмов о Гарри Поттере, умер в Лондоне на 70-м году жизни.
Фильмография Алана насчитывает более пятидесяти фильмов. Одна из самых значительных ролей — профессор Северус Снейп в экранизации поттерианы Джоан Роулинг. Другие известные фантастические картины с участием Рикмана — «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» и «Алиса в Стране чудес».
В конце апреля этого года на Star Wars Celebration в Анахайме, во время первой демонстрации трейлера — в момент, когда Хан Соло говорит: "Чуи, мы дома!" — огромные взрослые бородатые дяди не сумели сдержать слез. Сложно сказать, чего в этих слезах было больше: воспоминаний, восхищения, ностальгии или надежды на то, что у Абрамса получится невероятное — снять фильм, который не обманет ожидания миллионов фанатов, сохранит дух оригинальной трилогии (эпизодов 4-5-6) и при этом сам по себе станет цельным, интересным произведением, с которого франшиза начнет новый виток.
Пока ни одна сторона силы не выиграла. Первые отзывы с предпоказов демонстрируют, что "Пробуждение силы" вышло противоречивым. Одна половина зрителей считает, что фильм удался на все сто, а другая в гневе сжимает кулаки, поминая Абрамса нехорошим словом. Почему же так происходит?
NB: осторожно, далее возможны спойлеры.
Без Светлой стороны не обошлось: у фильма есть однозначные плюсы, с которыми не поспоришь.
Во-первых, космические погони и перестрелки. Когда Тысячелетний Сокол несется над Джакку, когда крестокрылы летят над водой или заходят на огневой рубеж, когда Хан Соло врубает сверхсветовую... Да, это те самые "Звездные войны", которых мы так ждали. Абсолютно незамутненный детский восторг.
Во-вторых, фанатскую душу греют многочисленные цитаты и аллюзии на предыдущие эпизоды. С одной стороны, постмодернистская самоирония, с другой — игра с ностальгией, которая удается на все сто. Один только занесенный песком "мертвый" AT-AT на планете Джакку будит в сердце фаната примерно столько же детских воспоминаний, сколько альбом с любимыми семейными фотографиями.
В-третьих, это те самые дроиды, которых мы ищем. Именно они. Кругленький BB-8 демонстрирует такое богатство интонаций, эмоций и квинтэссенцию "мимими", что, кажется, ДиКаприо и в этом году не дождется "Оскара" А уж когда появляются дроиды из старых фильмов, актеры-люди могут смело начинать паковать вещи и уходить прочь со съемочной площадки. Какие люди, вы вообще о чем? Кому они интересны в сравнении с R2D2?
В-четвертых, значительную часть экранного времени в кадре Харрисон Форд, и это, пожалуй, лучшее, что есть в фильме. Хан Соло по-прежнему крут, все так же виртуозно водит корабль, побеждает в перестрелках и болтает с Чубаккой. Молодых актеров становится даже немного жаль: рядом с Фордом они смотрятся как бледные поганки рядом с ярким мухомором. Только вот с ролью Соло сценаристы подкачали, и после просмотра "Пробуждения силы" ему не хочется подражать или сочувствовать.
Многое можно было бы простить Темной стороне.
Обилие лулзов, которые сначала веселят, но ближе к финалу невыразимо хочется убавить градус "слишком смешно" и добавить здорового пафоса.
Мелкие нестыковки из разряда "почему сантехник так хорошо осведомлен об устройстве военной базы?"
Перепев старых мотивов вместо создания своего, оригинального сюжета.
Нельзя простить только того, что "Пробуждение силы" слегка напоминает рекомендацию по борьбе с гопниками. Мол, если к вам подошли на темной улице и попросили телефон, то лучшее оружие в данной ситуации — разряд по бегу на длинные дистанции. Или на короткие. Словом, в любой непонятной ситуации — убегай.
Ладно, бывшему штурмовику Финну положено убегать — персонаж у него такой, трусоват (хотя, как его поведение укладывается в концепцию "штурмовики — это бойцы, которых с самого раннего действия натаскивают на войну", это отдельный вопрос). Ладно, Рэй убегает от страшных воспоминаний, которые она не понимает и пока не может принять. Но вот в какой момент Ханс Соло и Люк превратились в персонажей, которые убегают от проблем вместо того, чтобы бороться с ними? Какого черта старые герои превратились в трусов, ушедших от дел вместо того, чтобы помогать республике или повстанцам? Как можно поверить в то, что Хан бросил Лею вместо того, чтобы бороться вместе с ней?
В свете этого массового бегства положительных персонажей даже Кайло Рен с недостаточно хорошо прописанной мотивацией выглядит привлекательно. Хотя бы потому, что никуда не бежит. А контраст между его суровым образом в шлеме и не слишком мужественным лицом под забралом (которое не пришлось по вкусу некоторым критикам) как раз делает его "живым" и противоречивым. Впрочем, Темная сторона в целом в эстетическом плане удалась на все сто: от подбора актеров до эстетики локаций. Единственное, с чем слегка пережал Абрамс — это юмор. Помните злодеев из "Пятого элемента", харизматичных, но слегка нелепых? Здесь от Сил зла остается похожее впечатление.
В итоге сложно сделать вывод о том, какая сторона силы одержала верх.
Смотреть ли фильм? Безусловно. Он зрелищный, красивый, смешной и ироничный.
Сохранил ли он дух предыдущей трилогии? Однозначно.
Стал ли он самостоятельным произведением? С этим хуже. Абрамс, кажется, слишком увлекся цитатами и аллюзиями.
Оправдает ли он ваши ожидания? "Свежим" зрителям, особенно детям и подросткам, сильно понравится. Давним фанатам ЗВ, особенно любителям расширенной вселенной... с этим сложнее. Слишком много "но". Да и зачем было перекраивать характеры старых персонажей — непонятно. Все-таки, как ни крути, Хан Соло должен стрелять первым.
В России научились снимать жанровое кино (не без недостатков, но тем не менее!). В данном случае — девочковый young adult, который по красоте картинки кладет те же "Сумерки" на обе лопатки.
Сложно питать какие-то завышенные ожидания к съемкам фантастики в России (в развлекательно-жанровом сегменте за последние годы неплохими были разве что "Метро" http://www.kinopoisk.ru/film/521689/ (в котором фантастического элемента — с гулькин нос) и "Быстрее, чем кролики" (с фантастическим элементом та же беда)). Поэтому "Он — дракон" приятно удивил.
Во-первых, очень хорошо поработали с общей картинкой. Символика цвета (белый/красный), костюмы (отдельный респект костюмерам!), локации — все очень здорово. Еще бы слоу-мо поменьше, и вообще не к чему придраться было бы.
Во-вторых, от диалогов не хочется стреляться на месте (да, они здесь пафосные, но в данном сюжете это органично).
В-третьих, несмотря на предсказуемость финала, напряжение в моменты кульминации есть, сцены зрителя цепляют, женская половина зала утирает слезы, бармен рыдает, поварята выглядывают из кухни...(с).
К тому же, герой-любовник, то есть дракон, чертовски красив, голос его прекрасен, спецэффекты качественные, а в качестве вишенки на торте выступает мимимишный хорько-енот (неведома зверушка, призванная вносить няшность в повествование). Правда, в зверушке живости больше, чем в игре остальных актеров, вместе взятых, но что поделаешь.
Главный минус — вторжение махровой русской попсы в мирное течение сюжета. Там, где саундтрек под старину, все очень органично и хорошо. Но когда на фоне игрищ дракона с девицей внезапно возникает развеселая современная мелодия с не менее развеселыми словами, хочется спрятаться под кресло. От стыда. Странно, что этого стыда не испытывает звукорежиссер :/.
Конечно, по глубине и серьезности первоисточник в разы лучше (все-таки слишком легковесным вышел фильм, по сравнению романом Дяченок), но если их не сравнивать, то "Он — дракон" не разочаровывает.
Подозреваю, что правильная целевая аудитория воспримет его на ура.