Писатель Генри Лайон Олди бросает вызов традиции. Среди прочих опытов в этой области «Эллинский цикл» — своеобразная интерпретация мифов древней Греции. Кто только не «потоптался» на этом поле! Из достойных, например, Яков Голосовкер и его «Сказания о Титанах» ( 1955 г .) и Роджер Желязны («Этот Бессмертный», 1965 г .). Тем не менее, Дмитрий Громов и Олег Ладыженский не один год черпают вдохновение в античности, создавая новые оригинальные и увлекательные книги.
Еще один бастион, к которому по д ступился удачливый тандем — традиция в популярной литературе. Здесь можно вспомнить, например, опыт славянской фэнтези и «Пасынков восьмой заповеди» ( 1996 г .) , космическую оперу и цикл «Ойкумена» (2006- 2011 г .) или стим-панк фантазию «Алюмен» (2008- 2009 г .). Каждый раз привычные темы выгодно преображались под руками мастеров. Настала пора говорить о методе Олди, эдаком литературном магистерии, трансформирующем пустую руду литературных штампов в золото оригинального художественного вымысла.
Поклонники терпеливо ждали, когда писатель приложит свой талант к нерушимым фэнтезийным константам. Дождались! Первым шагом стал цикл «Чистая фентези» (2003- 2008 г .), где соавторы вволю натешились, подобно Чарльзу Линнею морфологизируя магию. Снова удача. Мир клинка и жезла, освеженный фирменной олдевской трактовкой, вышел нестандартным и ярким .
Казалось бы, рубеж взят. Время выбрать новые цели. Однако существует еще одна разновидность фэнтези, которую давно рассчитывали попробовать на зубок харьковские писатели. Речь идет о фантастике в духе Роберта Говарда. Жизнь дилогии «Циклоп» началась еще в 2006 году с выходом рассказа «Сын черной вдовы». Мрачная атмосфера подземелий Шаннурана понравилась читателям, хотя больше напоминала не Хайборийский цикл, а мистические рассказы Говарда , перекликающиеся в свою очередь с работами Лавкрафта .
Семь лет прошло с публикации первого рассказа, а в мире Черной вдовы минуло двадцать зим . Главный герой, настройщик магических амулетов по прозвищу Циклоп, хоронит свою наставницу в магическом искусстве. Он не знает, что смерть волшебницы положит начало чреде событий, которые навсегда изменят мир.
Композиционно роман напоминает герметический кадуцей, где вокруг стержневой темы закручиваются несколько побочных линий. Ранние рассказы, посвященные прошлому Циклопа и его товарищей, встроены в текст в виде флеш-беков. В сущности, перед нами квест без видимого продвижения по карте. Большинство событий сосредоточены вокруг столичного города Тер-Тесета и его окрестностей. Веселой компании, собравшейся в доме мертвой волшебницы, предстоит разобраться с наследием усопшей. Вот и получается, что собранный сет волшебников, воинов и примкнувших чудовищ ходит вокруг магической башни с ночевкой.
На первый взгляд (О ужас!) роман изобилует жанровыми штампами. Условно намеченные задние планы — скалы, гроты, морское побережье, улицы, таверны, башни, — могли бы подойти для любого фэнтези средней руки. Торговцы и воры, короли и рыцари, и даже таинственные сивиллы, жрицы янтарного грота, в сущности — статисты, не придающие произведению индивидуальности. Имеется в романе и свой аналог великих предтеч — Ушедшие, разумеется, непостижимые и могущественные. Прозвища и описания отдельных персонажей также вызывают объяснимое де жа вю. Иное дело маги. Здесь, как и в «Чистой фэнтези», проявилась авторская изобретательность. Разнообразие систем волшебства, необычные описания применения силы — все это присутствует в книге. Но и здесь без штампов не обошлось. « Глаза самого древнего из старцев вдруг сделались пронзительно, невозможно голубыми. Воздух вокруг него задрожал, потек зыбким маревом, как над дорогой в летний день». А вот это взято с форума поклонников ролевых игр, запись 2011 года: « Глаза Тестамента стремительно наливались синевой, сейчас пронзительно-яркой и чистой. Насыщенный водой и силой воздух звенел…». Подобных текстов очень и очень много среди сетевых и бумажных публикаций разных лет.
Человек, не знакомый с творчеством Олди, сказал бы: авторы ударились в детство. Скоро пойдут многотомные эпопеи в духе Терри Гудкайнда или того хуже — Терри Брукса. Это если воспринимать дилогию, как традиционную героическую фэнтези. Но в том-то и дело, что условно намеченные характерные черты призваны подчеркнуть иллюзорность мира, в котором обитают Циклоп и его друзья. Опытные фантасты, Олди безошибочно определили основной недуг любого волшебного мира — статичность. Отсутствие прогресса, как в технике, так и в магии. И поставив диагноз, взялись врачевать. Продвигаясь по сюжету романа, постоянно ощущаешь эту скрытую работу и вдруг осознаешь, что приемы описания магических штудий и столкновения с наследием Ушедших сильно напоминают научно-фантастические произведения.
Конечно, нельзя сказать, что аналогичные ходы не предпринимались другими фантастами ранее. Нечто подобное можно встретить, например, у Роберта Джордана в серии «Колесо времени» (с 1998 и по сей день), где развитая цивилизация претерпела магическую катастрофу. Упадок Божественной расы прекрасно показан в романе Танит Ли «Вазкор сын Вазкора» ( 1978 г .). Однако и Джордан, и Ли используют этот образ для создания романтического эффекта ностальгии по великому прошлому. Ни о каком прогрессе речь не идет. Так что определенное новаторство в дилогии все же есть.
К основному блюду прилагаются любимые читателями философские экзерсисы о чудовищах в телах людей и людях в телах чудовищ, «вкусный» олдевский язык с обилием ярких метафор, внимание к характерам героев и редкая для дуэта поэтичность. Они рождались из воздуха, из таинственной паузы между вдохом и выдохом, и тихо ложились на землю, укрывая ее пушистым одеялом.
Насколько успешен срыв фэнтезийного шаблона и был ли он вообще — судить сложно. Мнения читателей в сети полярны, а журналистов, в основном, восторженны. Одно можно сказать точно: те, кто ожидали от Генри Лайона Олди очередной порции «конины» (термин, применяемый к продолжениям книг о Конане), сильно просчитались, а следовательно — расстроились. Как бы мы не уважали родоначальника героической фэнтези — писал он в другое время и целил в иную аудиторию. Поэтому ничего удивительного в том, что современная фантастическая проза в замысле авторов перевесила возможные попытки стилизации. Как бы не обстояло дело с магическим прогрессом, достоинства романа очевидны. Ради такой компании и вокруг башни с ночевкой не грех обойти.