В кои-то веки я доволен книжными итогами этого года. Поставил себе цель прочитать 12 книг за год и в целом её выполнил. Хотя профдеформация дала о себе знать, и в следующем году надо поставить себе более конкретную цель: учитывать ли только художку или нон-фикшн тоже, только крупную форму или и рассказы.
Дежурный Пелевин уже начинает понемногу надоедать — он по-прежнему цветаст и актуален, но каждый раз надо опять погружаться в его баночную вселенную. Такое ощущение, что он за гонорар оплачивает свое жилье в каком-нить буддистском дворце Юго-Восточной Азии)
Неожиданно приятным стало прочтение Вебера — когда он был популярен, я его презирал за попсовость, но благодаря недавно вышедшей компьютерной игрушке Empire of the Ants прочитал и поразился необычностью сюжета и маленьких героев.
Глуховский, «Метро» которого тоже начинал во время пика его популярности и бросил из-за явно начинающего уровня языка, порадовал актуальным и таким ностальгическим для меня «Текстом»
Ещё один поп-сюрприз — «Смерть Ивана Ильича» Толстого. Есть книги, которые иногда лучше не читать.
И Хемингуэй — Снега Килиманджаро, куда я как раз собирался, оказались тоже аллюзией на смерть.
Достижением года для меня стала первая художественная книга на голландском — прям до сих пор приятно.
Еще было несколько книг по психологии, которые и продолжаю читать, хотя менталка с начала года подправилась.
Завершаю книжный год новым Алексеем Ивановым, который в отличие от Пелевина радует каждый раз совершенно новой темой, и мемуарами другого Алексея — Навального, погибшего — или убитого — в этом году.
Прочитал свою первую художественную книгу на голландском) С автографом автора (не героя)! Мимо книги с таким названием и обложкой не мог пройти — купил прямо у автора на Евроконе-2024 в Роттердаме.
По жанру — это добротная научная фантастика (не слишком твёрдая). По формату — скорее сборник рассказов, объединных общим местом — Марс и его окрестности, космические города и старушка Земля, и временем — хоть и по этому времени разнесённых иногда на сотни лет.
Первые два рассказа объединены общим героем-археологом, который для спасения вживил себе только что найденную марсианскую ДНК, способную к восстановлению под действием кислорода — и, оказавшись в виде скелета в музее, возрождается пару веков спустя. Есть и вообще отдельный рассказ про клоуна, который в результате нескольких несчастных случаев становится роботом, очень мило.
А дальше начинается история нескольких героев — команды корабля с голландским именем Vanderplas (про национальные особенности ещё будет отдельно ниже), двое из которых, спасаясь от космических пиратов и пытаясь спасти раненого товарища, отправляются в ближайшее место, где могут получить медицинскую помощь — космическую автоматическую спецтюрьму с одним, но очень важным заключенным, под кодовым именем Gevangene (заключенный) A. Имя его не называют, но говорится, что он был преступным политиком на Земле, которого в итоге приговорили к смертной казни, но сперва дали отбыть 531-летний срок, а для этого поместили в камеру жизнеобеспечения. Как говорится, угадайте, кто это)
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дальше раненого товарища спасают, вытащив заключенного из этой медицинской камеры — и он сбегает на той спасательной капсуле, в которой прилетели герои. После описания, что произошло с капитаншей корабля Vanderplas — она в итоге побеждает главного пирата и сама автоматически становится главарём — следует как раз глава с одноименным книге названием.
Это Земля будущего — после ядерной войны (развязанной угадайте кем) большинство населения улетело в космические города и на Марс, Америка уничтожена, но успела ударить по России, в результате там выжженная земля и рождаются люди с разными мутациями — один из них, Игорь Бачёв (да-да, перестройка и гласность упоминаются тоже) получает позитивную мутацию для прохода сквозь стены. И в итоге проникает в подвалы Кремля, где и уничтожает оставшийся там аватар Путина в стеклянной банке. Хотя из-за сложности перевода, разницы во времени по книге и отдельном положении этого рассказа я не очень понял — могло быть, что заключенный А вернулся и отомстил, сбросив атомную бомбу на Штаты. Но тогда не очень понятно, кто в этой главе возвращается в капсуле на Землю, при этом указывая для посадки сначала Флориду из ностальгии? Трамп тогда, что ли? В любом случае, дальше идёт заключительная глава, где команда Vanderplas в итоге воссоединяется.
По языку: самое сложное в художественной литературе — обилие эпитетов, тут либо не вылезать из словаря, либо забить. Слава Богу, что в отличие от тех англоязычных коллег по цеху, что я читал — например, цветастого языка Стивена Фрая и чересчур подробного Нила Стивенсона — у Тео Баркеля больше фокуса на действие. Хотя иногда и без словаря тоже приходилось откатываться назад: например, слово wezen (существо) из-за окончания -en может быть как множественным числом, так и инфинитивом. Ну и конечно, обилие Past Perfect и неправильных глаголов в прошедшем времени, но тут уже можно разобраться, если держать концентрацию и мозг в напряжении)
Национальные особенности: тут можно прям списком!
Кофе — особенно в начале иногда подробно расписывается, как герои пьют кофе, особенно когда надо подумать. Мне кажется, автор так же делал: так, что-то не пишется, выпью-ка я чашечку кофе, да и в книгу про это напишу.
Broodje (бутерброды) — конечно же, на ланч!
Сортировка мусора — в том самом рассказе про клоуна-робота это так вообще сюжетообразующий момент!
Столицу Марса можно пройти до самых окраин за 15 минут пешком (как и большинство голландских городков)
Ну и конечно, мореходческие термины, ведь даже часть космических кораблей в книге до сих пор ходит под парусами, только уже солнечными)
В общем, было непросто, но я справился и даже получил удовольствия от чтения, даже немного горжусь собой) 8/10 — бонусный балл за ачивку)
В нидерландском городе Зютфен, есть одна из двух сохранившихся средневековых библиотек, где книги прикованы цепями… для безопасности посетителей, конечно) Как у Пратчетта! И еще есть современная библиотека в бывшей церкви, но это уже дело практически привычное, учитывая, ято книжных магазинов в церквях целых два в стране, в Маастрихте и Зволле.
С такими итогами — либо хорошо, либо ничего, и скорее ничего.
Судя по оценкам на Фантлабе, главный итог года — то, что наконец-то я смогу поставить оценку пьесе «Операция ‘Вега’» Фридриха Дюрренматта, библиографии которого я давно ждал, и даже сам хотел сделать, но по причине лени так и не осилил. В детстве мне эта пьеса очень запомнилась, и, как и многие другие рассказы дофантлабовской эпохи, она была в сборнике ещё советского издания.
В остальном — дежурные новые книги Пелевина и Иванова, причем если раньше Виктор устпал Алексею, то за последние годы ситуация поменялась. Иванов начал писать слишком поверхностно, а вот Пелевин зачастую забирается гораздо глубже в свою буддистскую философию и использует всё более яркие и злободневные метафоры.
На английском — ne osilil новую книгу Дэвида Митчелла (которая в этот раз не имеет никакого отношения к фантастике) — Utopia Avenue, относительно интересно, про рок-группу Британии 70х годов. Общее с его предыдущими книгами — истории разных участников, переплетающиеся в судьбе самой группы.
Надеюсь, что в Новом Году стикеры от Фантлаба будут мотивировать читать больше, иначе итоги будут совсем скупыми
«Ведьмак» — очень интересное явление растянутой во времени Вселенной. Первый раз я про него узнал — тогда без названия — посмотрев по телевизору польский сериал, из которого запомнилось в основном только рыцарь в шлеме ежа и примитивные спецэффекты.
Потом, придя на Фантлаб, я узнал, что это, оказывается, культовая сага пана (pun intended) Сапковского, а тома в серии «Шедевры фантастики» (или другой? бордовые с золотом такие) своим размером внушали уважение.
Первый том я прочитал, собственно он про то, ято запомнилось из сериала, а вот том про Цири уже не помню.
И вот это «не помню» удивительным образом повторялось потом каждый раз, когда я касался этой вселенной Ведьмака. Настоящую всемирную славу эпопее принёс удачной релиз одноименной игры от польской же компании , и я играл во все три версии — каждый раз забывая, а что там было до этого. Последнюю я так и не прошел — погружение в мир требует слишком уж большого внимания. А из 2й (или первой? Где ещё нет трехмерности), помню только, что там надо было эликсиры составлять и знаки кастовать.
Сериал этого положения не улучшил. Конечно, я хотел посмотреть его, но опять же, кроме рыцаря в шлеме ежа и убийства чудовищ ничего не припоминал. Ситуация осложнилась во второй части. Собственно, меня сподвигла написать эту статью, где критик на неназываемом ресурсе говорит-де, что вторая часть стала гораздо более понятной. Опуская ещё то, что, по словам критика, создатели сериала учли критику первой части и уменьшили долю объективации женщин и др и пр, сам я, просматривая вторую часть, постоянно удивлялся, кто все эти люди? Куча персонажей, имён, взаимоотношения, интриги через весь континент, перемешанные с убийством монстров — этого явно многовато для одного сезона, тут надо неторопливо, вдумчиво читать, мб даже с комментариями.
Игра Престолов не менее сложна, но там погружение в мир идёт как-то более равномерно.
В общем получилась такая блестящая, визуально радующая, но пафосная и непонятная часть. Ну или мне надо просто перечитать эти два фолианта