Прочитал свою первую художественную книгу на голландском) С автографом автора (не героя)! Мимо книги с таким названием и обложкой не мог пройти — купил прямо у автора на Евроконе-2024 в Роттердаме.
По жанру — это добротная научная фантастика (не слишком твёрдая). По формату — скорее сборник рассказов, объединных общим местом — Марс и его окрестности, космические города и старушка Земля, и временем — хоть и по этому времени разнесённых иногда на сотни лет.
Первые два рассказа объединены общим героем-археологом, который для спасения вживил себе только что найденную марсианскую ДНК, способную к восстановлению под действием кислорода — и, оказавшись в виде скелета в музее, возрождается пару веков спустя. Есть и вообще отдельный рассказ про клоуна, который в результате нескольких несчастных случаев становится роботом, очень мило.
А дальше начинается история нескольких героев — команды корабля с голландским именем Vanderplas (про национальные особенности ещё будет отдельно ниже), двое из которых, спасаясь от космических пиратов и пытаясь спасти раненого товарища, отправляются в ближайшее место, где могут получить медицинскую помощь — космическую автоматическую спецтюрьму с одним, но очень важным заключенным, под кодовым именем Gevangene (заключенный) A. Имя его не называют, но говорится, что он был преступным политиком на Земле, которого в итоге приговорили к смертной казни, но сперва дали отбыть 531-летний срок, а для этого поместили в камеру жизнеобеспечения. Как говорится, угадайте, кто это)
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это Земля будущего — после ядерной войны (развязанной угадайте кем) большинство населения улетело в космические города и на Марс, Америка уничтожена, но успела ударить по России, в результате там выжженная земля и рождаются люди с разными мутациями — один из них, Игорь Бачёв (да-да, перестройка и гласность упоминаются тоже) получает позитивную мутацию для прохода сквозь стены. И в итоге проникает в подвалы Кремля, где и уничтожает оставшийся там аватар Путина в стеклянной банке. Хотя из-за сложности перевода, разницы во времени по книге и отдельном положении этого рассказа я не очень понял — могло быть, что заключенный А вернулся и отомстил, сбросив атомную бомбу на Штаты. Но тогда не очень понятно, кто в этой главе возвращается в капсуле на Землю, при этом указывая для посадки сначала Флориду из ностальгии? Трамп тогда, что ли? В любом случае, дальше идёт заключительная глава, где команда Vanderplas в итоге воссоединяется.
По языку: самое сложное в художественной литературе — обилие эпитетов, тут либо не вылезать из словаря, либо забить. Слава Богу, что в отличие от тех англоязычных коллег по цеху, что я читал — например, цветастого языка Стивена Фрая и чересчур подробного Нила Стивенсона — у Тео Баркеля больше фокуса на действие. Хотя иногда и без словаря тоже приходилось откатываться назад: например, слово wezen (существо) из-за окончания -en может быть как множественным числом, так и инфинитивом. Ну и конечно, обилие Past Perfect и неправильных глаголов в прошедшем времени, но тут уже можно разобраться, если держать концентрацию и мозг в напряжении)
Национальные особенности: тут можно прям списком!
Кофе — особенно в начале иногда подробно расписывается, как герои пьют кофе, особенно когда надо подумать. Мне кажется, автор так же делал: так, что-то не пишется, выпью-ка я чашечку кофе, да и в книгу про это напишу.
Broodje (бутерброды) — конечно же, на ланч!
Сортировка мусора — в том самом рассказе про клоуна-робота это так вообще сюжетообразующий момент!
Столицу Марса можно пройти до самых окраин за 15 минут пешком (как и большинство голландских городков)
Ну и конечно, мореходческие термины, ведь даже часть космических кораблей в книге до сих пор ходит под парусами, только уже солнечными)
В общем, было непросто, но я справился и даже получил удовольствия от чтения, даже немного горжусь собой) 8/10 — бонусный балл за ачивку)