| Статья написана 26 октября 2024 г. 15:25 |
Тема контакта человека с представителями инопланетных цивилизаций остаётся популярной в наши дни и раскрывается в художественной литературе, комиксах, кинофильмах и сериалах. В американском кинематографе одними из популярных инопланетных персонажей являются представители внеземной цивилизации под названием Чужие. И сегодня я предлагаю вам поохотиться на них. Впервые я столкнулся с Чужими, когда учился в университете. Услышал о них от знакомых, а затем посмотрел четыре фильма об этих агрессивных инопланетянах, снятых разными режиссёрами. Фантастический фильм «Чужой» вышел в прокат в США в 1979 году, эта кинокартина стала второй полнометражной работой известного режиссёра Ридли Скотта. Завязка сюжета фильма «Чужой» построена вокруг разведывательной миссии по сигналу с планеты LV-426, за которую взялся экипаж грузового космического корабля «Ностромо». На поверхности планеты люди обнаружили потерпевший крушение инопланетный звездолёт. На нём они нашли яйца с личинками инопланетной формы жизни, а также мёртвого представителя расы Космических Жокеев. Из-за чрезмерного любопытства один из членов экипажа подвергся атаке лицехвата (внеземного существа). Затем этот человек умер, а из его тела выбрался инопланетянин Чужой. Быстро став взрослой особью, он принялся охотиться на людей на борту корабля «Ностромо». Эллен Рипли узнала, что один из членов экипажа – андроид, выполнявший задание корпорации «Weyland-Yutani» по доставке инопланетной формы жизни на Землю для создания биологического оружия. Люди приняли решение уничтожить грузовой корабль «Ностромо». Рипли, ещё два члена экипажа и кот спаслись на челноке, но вместе с ними на борту оказался и Чужой. В результате его охоты в живых остались только Эллен Рипли и кот Джонс. Женщине удалось выбросить Чужого в открытый космос, после чего она сделала запись о произошедшем на «Ностромо» и легла в анабиотическую камеру. Несмотря на интересную идею сюжет фильма «Чужой» не лишён ляпов и логических ошибок. Например, почему все члены экипажа грузового космического корабля «Ностромо», летящего на Землю, спали в анабиозе? Если пилотирование грузовых космических кораблей в будущем осуществляется искусственным интеллектом, зачем тогда вообще на борту экипаж из людей? Почему корпорация «Weyland-Yutani» использует для доставки на Землю инопланетной формы жизни грузовой корабль, а не научно-исследовательское судно? Откуда этой корпорации стало известно, что на планете LV-426 есть личинки инопланетной формы жизни? Но самой главной ошибкой в сценарии, на мой взгляд, является нестыковка в продолжительности жизни инопланетянина Чужого. Если он быстро вырастает из личинки в теле носителя во взрослую особь, то и цикл существования взрослой особи не должен быть долгим. Существуют вырезанные сцены, не включённые в фильм. Возможно, если бы часть этих материалов вошла в фильм, вопросов к сюжету было бы меньше. Некоторые зрители считают данную кинокартину научно-фантастическим фильмом, но я с этим категорически не согласен. Для научной фантастики у фильма «Чужой» недостаточно проработан сюжет. Скорее это фантастический фильм ужасов. Как это часто бывает и сегодня в Голливуде, у фильма «Чужой» появилось продолжение. В 1986 году в прокат вышел фантастический боевик «Чужие», ставший третьей режиссёрской работой Джеймса Кэмерона. Сюжет этой кинокартины развивает идею о планах корпорации «Weyland-Yutani» по созданию биологического оружия – выращиванию в людях инопланетян Чужих. Главным действующим лицом в борьбе с инопланетянами является… Нет, к сожалению, это не кот Джонс из первой части, а женщина Эллен Рипли. Её обнаружили спустя 57 лет после событий первого фильма. Представители корпорации «Weyland-Yutani» не поверили рассказу женщины, и лишили звания лейтенанта. Пока Эллен Рипли была в отключке, люди основали колонию на планете LV-426. Как вы наверняка догадались, это было сделано с целью продолжения экспериментов по выращиванию и использованию Чужих. Но как это обычно бывает, люди в чём-то ошиблись, и их эксперимент вышел из-под контроля. Связь с колонией на планете LV-426 была потеряна, и для разборок туда отправили морских пехотинцев в компании Эллен Рипли. Прибыв на планету, спасательный отряд столкнулся со взрослыми особями Чужих, выросших в телах колонистов. Дальше мы наблюдаем сцены, типичные для фантастического боевика, а также узнаём, что у прибывшего в колонию с морпехами сотрудника корпорации «Weyland-Yutani» есть задание по доставке зародышей Чужих в телах людей на Землю. Также становится известно, что яйца с личинками Чужих откладывает Королева-Матка. Из всех представителей агрессивной инопланетной расы именно ей удалось проникнуть на борт космического корабля людей… Но от неё избавились аналогично первому фильму: Эллен Рипли вышвырнула Королеву-Матку в космос с помощью робота-погрузчика. В сюжете фильма стоит отметить один любопытный момент: андроид Бишоп, отправленный с морпехами и Эллен Рипли на планету LV-426, занял сторону людей, а не корпорации. В остальном сюжет напоминает первую часть, но развивается по правилам боевика, и поэтому смотреть кинокартину «Чужие» не скучно. Думаю, вы не будете спорить с тем, что Джеймс Кэмерон как режиссёр умеет снимать боевики. По идее, на этом можно было бы остановиться. Королева-Матка Чужих погибла в космосе. Яйца с личинками уничтожены. Но в Голливуде давно работают алчные люди, и поэтому в 1992 году в США в прокат вышел фантастический фильм «Чужой 3», ставший дебютной режиссёрской работой Дэвида Финчера. Кому-то этот режиссёр запомнился благодаря кинокартине «Бойцовский клуб», кто-то и сегодня пересматривает его триллеры. Лично мне понравились всего две его режиссёрские работы: «Социальная сеть» и «Исчезнувшая». В третьей части киносерии о Чужих завязка проста как апельсин: на борту космического корабля «Сулако», на котором улетели выжившие с планеты LV-426, вдруг обнаружилось яйцо с личинкой Чужого. Эта тварь умудрилась повредить криокапсулу, в которой спала Эллен Рипли. Мало того, что личинка пристроилась к женщине, так ещё и кислота твари вызвала пожар на космическом корабле. Капсулы со спящими людьми были перемещены на спасательную шлюпку и отправлены на ближайшую планету-тюрьму, принадлежащую корпорации «Weyland-Yutani». Придя в себя, Эллен Рипли узнала, что кроме неё никто не выжил, а живущие на планете заключённые организовали религиозную секту. Дабы сохранить интерес у зрителей к фильму, авторы сценария добавили ещё одну личинку Чужого, попавшую на планету вместе с Рипли на спасательной шлюпке. Тварь при первой же возможности напала на подвернувшегося кстати пса. Через некоторое время из тела бедного животного появился новый Чужой, отличающийся повышенной скоростью и ловкостью (что довольно странно, так как его инкубатором был собака, а не белка или кенгуру). Дальше происходит постепенное уничтожение Чужим заключённых на планете, а бедняжка Эллен Рипли узнаёт, что в ней поселилась личинка инопланетянина. Тем не менее, от взрослой особи Чужого удалось избавиться способом, напоминающим нам сюжет фильма «Терминатор 2: Судный день». Прибывшие на планету представители корпорации «Weyland-Yutani» пообещали Эллен Рипли помочь ей избавиться от эмбриона Чужого, но женщина не поверила и покончила с собой, спрыгнув в расплавленный металл. Сотрудники корпорации улетели с планеты. Тюрьму закрыли. Дэвид Финчер покинул проект после завершения съёмок, и монтажом фильма «Чужой 3» занялись продюсеры. Чтобы зрители пошли в кинотеатры, не испугавшись большого хронометража, из фильма вырезали сцен и эпизодов примерно на 40 минут. Позже кинокомпания «20th Century Fox» решила выпустить на DVD расширенные версии фильмов о Чужих и предложила Дэвиду Финчеру смонтировать свой вариант кинокартины «Чужой 3». Но Дэвид Финчер отказался, став единственным режиссёром фильмов о Чужих, который отказался иметь что-либо общее с проектом после завершения съёмок. За это ему честь и хвала! Стоит отметить, что вариантов сценариев к фильму «Чужой 3» было несколько, и окончательный вариант стал компромиссом между режиссёром и продюсерами, а сценаристы ругались друг с другом. Фильм получил положительные отзывы в Европе и отрицательные – в США. К недостаткам кинокартины «Чужой 3» критиками были отнесены: отсутствие оружия и высоких технологий, отсутствие красочных схваток с Чужими, гибель персонажей предыдущего фильма, ставка на гнетущую атмосферу и отсутствие счастливого конца. Как вы понимаете, критики хотели увидеть фантастический боевик с хорошим финалом, а увидели фантастический фильм ужасов с гибелью всех главных героев. Фильм успешно окупился в прокате, став ещё одним примером того, как неприхотлив кинозритель. Я не считаю, что фильм «Чужой 3» – плохой. Он просто лишний, не нужный. Сюжет в этой части киносерии слабый. Он и не может быть выдающимся, если оглянуться на концовку фильма «Чужие» 1986 года. На этом история про противостояние людей инопланетной расе Чужих и планы корпорации «Weyland-Yutani» не закончилась. В 1997 году в прокат фантастический фильм «Чужой: Воскрешение», режиссёром выступил Жан-Пьер Жёне. Признаюсь, я не видел других его режиссёрских кино работ, хотя они есть. Сюжетная завязка четвёртого фильма о Чужих основана на найденных людьми образцах крови Эллен Рипли. Учёные раз за разом клонировали её – семь неудачных попыток и удачная восьмая (на борту космического корабля). Вместе с клоном Рипли появился и клон зародыша Королевы Чужих. Дальше появились особи Чужих, да и у клона Эллен Рипли проявились некоторые способности инопланетян. На корабль прибыли наёмники, между ними и военными произошёл конфликт. Чужие оказались на свободе и занялись своим любимым занятием – охотой на людей. Эллен Рипли с товарищами из наёмников перебралась на борт другого корабля, а вместе с ними и новая особь Чужого (этот сюжетный ход повторяется в каждом фильме о Чужих). Новый Чужой сочетает в себе черты одновременно инопланетянина и человека. Корабль военных, на котором проводили эксперименты по воссозданию Чужих, разбился на поверхности Земли. От нового Чужого избавились, выбросив его в открытый космос. Клон Эллен Рипли выжил. Такие дела! Как вы можете заметить, сюжет в фильме «Чужой: Воскрешение» не блещет оригинальностью. Сценаристы Дэвид Гилер и Уолтер Хилл, работавшие над третьей частью киносерии о Чужих, были против продолжения. Но кинокомпания «20th Century Fox» была довольна прибылью от третьего фильма и хотела сорвать куш, если новый фильм по атмосфере ужаса и боев будет таким же, как первая и вторая части. Сценарий к фильму «Чужой: Воскрешение» написал Джосс Уидон. Также следует обратить внимание, что кресло режиссёра четвёртой части киносерии о Чужих предлагали Дэнни Бойлу, Питеру Джексону, Дэвиду Кроненбергу и Брайану Сингеру. Все они отказались. Неспроста, как пить дать! Фильм «Чужой: Воскрешение» получил смешанные отзывы критиков, и что интересно – сценарист Джосс Уидон был недоволен кинокартиной и заявил в одном интервью, что режиссёр Жан-Пьер Жёне сделал фильм, который невозможно смотреть. Но как говорится, после драки кулаками не машут. После этого в киноистории о Чужих наступило временное затишье. О фантастических фильмах, в которых кроме Чужих и людей присутствуют инопланетяне Хищники вы можете прочесть в моей статье «Особенности межрасовой охоты», опубликованной на портале Перекрёстки миров. Как вам известно, в США по фильмам выпускается разнообразная сувенирная продукция. Фильмы про Чужих не стали исключением. Про этих опасных инопланетян написаны книги и нарисованы комиксы. Игрушки, футболки и кружки. Разумеется, есть и компьютерные игры. Всё это позволяет американским компаниям зарабатывать хорошие деньги на недалёких людях. Мы достигли мест обитания Чужих. Поскольку уже стемнело, давайте остановимся на ночлег и обсудим у костра, что же мы знаем о тех, на кого предстоит охотиться завтра утром? Чужой (ксеноморф) – представитель внеземной цивилизации, характеризуется поведением известных на Земле животных-хищников и насекомых. Основными целями существования данного зверя являются: размножение и распространение своего вида; уничтожение иных форм жизни, представляющих для Чужого угрозу. Аналогично земным общественным насекомым, Чужие являются эусоциальными, с одной фертильной размножающейся самкой. Семьи состоят из нескольких каст: репродуктивной самки и бесплодных особей (рабочие, солдаты и другие). Биологический жизненный цикл Чужого включает: внедрение личинок-паразитов внутрь живых носителей; развитие особи внутри носителя и высвобождение наружу с гибелью носителя; быстрое взросление в течение нескольких часов; охота и поиски новых носителей для личинок. Теперь поговорим о видах Чужих. Наиболее распространёнными Чужими являются солдаты и трутни. Они выполняют задачи по защите и охоте, расширению жилого пространства, строительству улья, сбору пищи, кормлению Королевы и уходу за яйцами. В обычных условиях эти особи не способны к размножению, однако при отсутствии Королевы могут преобразовывать тела других существ в яйца, пока она не родится. Бегун – четвероногая форма Чужого, результат развития эмбриона в организме животного. Он меньше и немного быстрее обычных особей, плюётся кислотой, на спине нет дыхательных трубок. Впервые показан в фильме «Чужой 3», где носителем паразита была собака. Отличительные свойства бегуна позволяют ему выполнять задачи по разведке и добыче пищи. Новорождённый – гибрид человека и Чужого из фильма «Чужой: Воскрешение». Появился в результате генетических экспериментов людей по созданию клона мёртвой Эллен Рипли, заражённой Королевой Чужих. Новорождённый не почувствовал родства с Королевой и убил её, посчитав своей матерью клон Рипли. Новорождённый крупнее обычных особей, покрыт полупрозрачной кожей, не имеет хвоста. Его короткий череп напоминает человеческий. Глаза, нос, зубы и язык (вместо двойной челюсти) также человеческие. Он довольно умён и способен к выражению эмоций мимикой. Королева-Матка – главная и самая крупная особь в колонии. Остальные ей беспрекословно подчиняются по аналогии с земными эусоциальными насекомыми. Передвигается на двух больших конечностях. Её экзоскелет прочный, обычное кинетическое оружие его не пробивает. Главной особенностью Королевы-Матки является наличие пуповины яйцеклада. Это большой полупрозрачный мешок, заполненный яйцами. Из-за него Королева не может самостоятельно передвигаться, и поэтому находится в «колыбели» из слюнных нитей и биополимерной смолы, поддерживающих её и яйцеклад в подвешенном состоянии. Тем не менее, в случае опасности Королева способна оборвать яйцеклад и передвигаться самостоятельно. В фильме «Чужие» можно наблюдать примеры наличия интеллекта у Королевы-Матки, что является ещё одним сходством с матками некоторых земных насекомых. В фильме «Чужой против Хищника» можно увидеть Чужехищника, особый вид Чужого. Это результат развития эмбриона в организме Хищника. Данная особь имеет как черты обычных Чужих, так и некоторые признаки Хищника (жвала и дредовидные отростки). В фильме «Чужие против Хищника. Реквием» есть Чужехищник, ставший Преторианцем – элитным солдатом улья. Преторианцев выбирает Королева-Матка из числа обычных особей Чужих. Есть ещё три вида Чужих из других фильмов, но с ними мы познакомимся позже. Само название «Чужой» придумали американские сценаристы Дэн О’Бэннон и Рональд Шусетт в ходе работы над сценарием первого фильма об агрессивных инопланетянах. Над визуализацией образа Чужого поработали как художник Ханс Рудольф Гигер, так и Ридли Скотт и Роджер Дикен. Королеву Чужих для второго фильма нарисовал Джеймс Кэмерон вместе с художником Стэном Уинстоном. Теперь, когда мы вспомнили фильмы о Чужих за период 1979-1997 годов и узнали о том, что это за существа, отдохнём до утра, чтобы набраться сил для охоты. Итак, мы вошли в дебри кинематографа. Будьте бдительны, не отставайте. В этих местах легко потерять рассудок от вторичности, халтурных сценариев и спецэффектов. Когда у известного кинорежиссёра заканчиваются идеи для новых работ, он либо берётся за ремейк какого-нибудь известного фильма, либо снимает фильм, действие в котором происходит до событий ранее созданной кинокартины и предшествует им по внутренней хронологии. Так и поступил кинорежиссёр Ридли Скотт. В 2012 году на экраны кинотеатров вышел его новый фильм «Прометей», действие в котором происходит до событий «Чужого» 1979 года. Думаю, нет смысла подробно разбирать сюжет кинокартины «Прометей», потому что он во многом повторяет сюжет «Чужого». Поэтому обратимся к отличиям и новым деталям в истории о Чужих. Из фильма «Прометей» нам становится известно, что человек обязан своим появлением расе Космических Жокеев (Инженеров). И в отличии от «Чужого», в новом фильме люди встретили живого представителя этой расы. В «Прометее» андроид Дэвид частично выполнял указания людей и параллельно вёл свою игру, изучая планету и космический корабль Инженеров. В результате его эксперимента на борту земного космического корабля появилось кальмароподобное существо. Оно быстро выросло, напало на Космического Жокея и внедрило что-то в его тело, после чего из тела Инженера вылезло существо, похожее на взрослую особь Чужого и названное режиссёром фильма Ридли Скоттом Диаконом. Планета, на которую прилетели люди, была военной базой Космических Жокеев, где велась разработка биологического оружия (жидкости в контейнерах, вызывающей опасные мутации). Последним существенным отличием сюжета фильма «Прометей» отмечу финал: выживший археолог Элизабет Шоу улетела на внеземном космическом корабле в компании головы андроида Дэвида на родную планету Космических Жокеев, чтобы узнать, зачем они создали человечество и почему позднее решили его уничтожить. Если смотреть фильм «Прометей» внимательно, то можно заметить, что некоторые сцены в нём полностью повторяют сцены из «Чужого» 1979 года. Получается, что «Прометей» является дополненной версией «Чужого». В части компьютерной графики и спецэффектов фильм «Прометей» хорош, а вот в части актёрской игры нет. Но этого и не стоит ожидать от дополненной версии фантастического фильма 1979 года. Поклонники фильмов о Чужих были не в восторге от «Прометея». Фильм критиковали за нелепое поведение персонажей (которые являлись подготовленной экспедиционной группой), отсутствие инопланетных чудовищ и сюжетные ляпы (например, на современном космическом корабле людей нет медицинского оборудования для принятия родов). Поскольку кинокартина «Прометей» окупилась в прокате и в продаже на дисках, Ридли Скотт взялся за следующий фильм о Чужих. В 2017 году в кинотеатрах вышел фантастический фильм «Чужой: Завет». Развитие сюжета и отдельные сцены этого фильма во многом похоже и на «Прометея», и на «Чужого». Вот только вместо научно-исследовательского или транспортного космического корабля здесь мы видим колонизационный. Не будем разбирать аналогии и совпадения с предыдущими фильмами серии так как их много. Обратимся к тому новому о Чужих, что увидели в «Чужой: Завет». Фильм начинается со сцены, в которой андроид Дэвид, беседует с руководителем корпорации Питером Вейлендом и высказывает мнение, что хотя люди создали андроидов для служения, сами люди до сих пор не знают, кем и для чего они были созданы. Андроид замечает, что он, слуга, созданный Вейлэндом, не умрёт, в отличие от своего создателя. Стоит отметить, что этот эпизод может быть расценен, с одной стороны, как отсылка к Библии, а с другой – реверанс в сторону фантастических рассказов и романов XX века о роботах и людях. По мере просмотра фильма «Чужой: Завет» становится известно, что произошло после «Прометея» и до встречи экипажа корабля «Завет» с андроидом Дэвидом. Планета, на которую прилетела команда космического колонизационного корабля «Завет» была родиной Создателей. Археолог Элизабет Шоу и андроид Дэвид прилетели на эту планету, и андроид уничтожил её жителей, распылив над их городом опасный патоген с планеты LV-223. Почему представители расы Космических Жокеев не имели в распоряжении оружия защиты от космических кораблей – непонятно. Почему они не заподозрили, что на прибывшем корабле могут быть враги? Неизвестно. Как мы поняли ещё из фильма «Прометей» – андроидам доверять нельзя. Элизабет Шоу доверилась, и стала жертвой эксперимента Дэвида. У злого андроида, изучившего материалы Космических Жокеев, план прежний – создать биологическое оружие. Поэтому он избавился от большей части экипажа корабля «Завет», сделал запись о гибели людей в результате вспышки нейтрино, взял необходимое для продолжения своих опытов на космический корабль и улетел с родной планеты Создателей. Интересной идеей в фильме «Чужой: Завет» является общение и конфликт двух внешне одинаковых андроидов – злого Дэвида и доброго Уоэлтера. Их идентичная внешность стала возможностью для Дэвида обмануть членов экипажа колонизационного корабля «Завет». В кинокартине «Чужой: Завет» мы увидели два ранее неизвестных вида Чужих. Неоморф – разновидность агрессивных пришельцев, распространяющихся через грибковые споры, а не посредством лицехвата. Новорождённые неоморфы покидают тело носителя через спину и горло. Внешне они напоминают Диакона, но имеют белую кожу и шипы на спине и хвосте. Протоморф – разновидность Чужих, созданная Инженерами. С технической стороны фильм «Чужой: Завет» не уступает «Прометею», а одна из композиций саундтрека очень напоминает музыку оригинального фильма 1979 года. Критики похвалили кинокартину «Чужой: Завет» за качественные спецэффекты и воссоздание атмосферы первых фильмов о Чужом (чего я не заметил), и в то же время отметили недостаток оригинальности. Этот недостаток отметил рецензент газеты «The Guardian» Питер Брэдшоу: «…в этом фильме собраны лучшие ошеломляющие моменты из предыдущих серий саги», но несмотря на это дал фильму положительную оценку. Если вы – поклонник фильмов о Чужих, и вам не важен сюжет, то фильмы «Прометей» и «Чужой: Завет» для вас. Если вы ещё не знакомы с Чужими и любите фантастику, то я рекомендую вам посмотреть первые два фильма киносерии. Согласно информации из интернета, Ридли Скотт планирует снять ещё несколько фильмов, дабы связать начатую историю в «Прометее» с первым фильмом «Чужой». Нельзя исключать и того, что в дальнейшем голливудский конвейер возьмётся за ремейки первых четырёх фильмов о Чужих. Ещё один фильм о Чужих хотел снять режиссёр Нил Бломкамп, известный благодаря кинокартинам «Район №9», «Элизиум – рай не на Земле» и «Робот по имени Чаппи». Благодаря авторитету Ридли Скотта фильм под условным названием «Чужой 5» был отменён. Поклонники фильмов о Чужих собрали петиции, чтобы помочь спасти фильм Бломкампа, но у них ничего не вышло. На мой взгляд, это к лучшему. Во все времена существовали талантливые люди, создавшие объекты искусства или архитектуры, запомнившиеся нам как нечто новое, невероятное и привлекающее внимание. Наряду с ними работают другие люди, целью которых является не творение, а извлечение прибыли. В условиях капитализма это хорошо заметно на примере голливудских фильмов-блокбастеров. Сегодня кинопродюсеры делают ставку на зрелищность, а не на интересный сюжет и актёрскую игру. Смотреть или не смотреть такие кинофильмы, решает каждый сам для себя. Популярность Чужих в России привела к тому, что во Владивостоке в 2012 году появилась металлическая статуя опасного инопланетянина работы неизвестного автора. Какие фильмы о Чужих вы смотрели? Что вам в них понравилось? Выскажите своё мнение об этой статье в комментариях. На этом приготовьте своё оружие, следуйте за мной и внимательно смотрите по сторонам. Охота на Чужих начинается!
|
| | |
| Статья написана 21 сентября 2024 г. 12:52 |
Полагаю, многие из вас смотрели фильмы и сериалы, снятые по произведениям художественной литературы. Традиция экранизировать книги разных жанров возникла в прошлом веке и сохраняется до сих пор. Какие интересные книги о фильмах и киноиндустрии вы читали? Вспомните, пожалуйста, и напишите их названия и авторов в комментариях. Сегодня я поделюсь с вами впечатлениями от двух произведений художественной литературы про кино. Так вышло, что сперва я прочёл роман Мариши Пессл «Ночное кино» пару лет назад, обратив внимание на аннотацию. На тот момент не придал особого значения тому, что это он назван ремейком романа Теодора Рошака «Киномания». Тогда о писательнице Марише Пессл я ничего не знал. Эта американка работала финансовым консультантом в компании «Pricewaterhouse Coopers» и в свободное время занималась прозой. Первый её роман был опубликован в 2006 году и стал бестселлером. На сегодняшний день в России кроме «Ночного кино» переведены и продаются ещё два её романа. Что представляет собой «Ночное кино»? Почему роман получил такое название? Давайте разберёмся. Главным героем «Ночного кино» является журналист Скотт Макгрэт. Он был когда-то хорош, но из-за чрезмерного желания раскрыть некую страшную тайну популярного кинорежиссёра Станислава Кордовы попал впросак – его карьера рухнула, а жена с дочерью ушли от него. Однажды судьба даёт ему второй шанс – дождливой октябрьской ночью тело Александры (дочери кинорежиссёра) находят на заброшенном складе Манхэттена. Полиция считает, что это – самоубийство, но Скотт решает выяснить причины смерти девушки. К тому же, эта смерть не первая среди членов семьи кинорежиссёра. Станислав Кордова является одним из мастеров режиссуры кино в жанре триллера. В последние десятилетия он не появлялся на публике. Его фильмы не выходили в широкий прокат, демонстрируясь на закрытых просмотрах, известных как «ночное кино». Благодаря своим кинокартинам Станислав Кордова стал человеком-загадкой для многочисленных поклонников. Итак, журналист Скотт Макгрэт начинает своё расследование смерти Александры. По ходу прочтения романа мы знакомимся с некоторыми фильмами Станислава Кордовы, каждый из которых якобы выделяется реалистичностью человеческих страхов, боли и мучений. Перед главным героем возникает логичный вопрос: может, актёры переживали пытки и получали травмы во время съёмок? Сам кинорежиссёр Кордова разбирается в том, как снять качественный триллер. А ещё он изучил методы и приёмы воздействия на потенциальную жертву, которой суждено пострадать в кинофильме. По мере расследования Скотт Макгрэт заводит новые полезные знакомства. Его квартиру грабят неизвестные, стремящиеся найти какие-либо материалы про Александру. Несмотря на это он продолжает искать связь между смертью Александры и странным поведением её отца, и запутывается в клубке мистики. Скотт даже проникает в особняк под названием «Гребень», откуда еле выбирается. Всё же ему удаётся выяснить причину смерти Александры. Надо отметить, что конец у романа неплохой. Автор подводит к логическому завершению расследование журналиста, и когда нам кажется, что всё в этой истории понятно, что Скотт Макгрэт встретился со Станиславом Кордовой, уставшим от жизни человеком… Мариша Пессл собирает разбросанные по тексту романа детальки, и предлагает нам прочесть ещё немного, чтобы вместе с главным героем найти настоящего кинорежиссёра Станислава Кордову. Роман «Ночное кино» – это типичный триллер американского стиля, написанный хорошим языком. Если вы любите произведения подобного жанра, прочтите его. Но полагаю, желание перечитать это произведение через несколько лет у вас не возникнет. В оформлении книги стоит отметить наличие в книге газетных статей, фотографий, скриншотов разных сайтов и полицейских протоколов. На мой взгляд, это означает, что роман «Ночное кино» ориентирован на современных ленивых читателей, бесцельно проводящих в интернете много времени. Наверно, благодаря этому приёму и рекламе книга стала популярной. Роман «Ночное кино» издан в России в 2016 году. На обложке красуется надпись «Бестселлер New York Times». Не знаю, как вы, а я практически не покупаю книги с подобными рекламными надписями. Теперь перейдём к Теодору Рошаку и его роману о кино. В отличие от Мариши Пессл, этот американец известен не благодаря своей литературной деятельности. Теодор Рошак – профессор и доктор наук. Ему принадлежит определение «контркультуры», введённое в научный оборот в монографии «Создание контркультуры». Культуролог, историк, философ, писатель и неолуддит – таков был Теодор Рошак. Неудивительно, что его перу принадлежит роман «Киномания». Ведь кино – одно из важных видов искусства. Странно другое: Теодор Рошак написал этот роман в 1991 году, а в России он был издан только в 2017 году. О чём эта книга? Главным героем «Киномании» является студент кафедры киноведения Джонатан Гейтс. Его интерес к фильмам и киноиндустрии сформировался в процессе общения с работницей кинотеатра «Классик» – Клер. Благодаря ей и Дону Шарки Джонатан знакомится с кинокартинами режиссера-экспрессиониста Макса Касла, известного своими скандальными фильмами в Германии 1920-ых годов и фильмами ужасов в Голливуде. Однако, в 1941 году Макс Касл пропал без вести. Во время просмотра киноработ этого кинорежиссёра Джонатан узнаёт о необычных намёках и посылах зрителю, которые можно найти, если внимательно смотреть фильм. Также он понимает, что в большинстве своих кинокартин известный режиссёр использовал определённые символы, дополняющие смысл увиденного. Фильмы Макса Касла завораживают, порождают ощущение присутствия зрителя в фильме. Но самое главное свойство этих кинокартин – они пропитаны злом. Джонатан становится кинокритиком, знакомится с представителями французской школы кинематографа и узнаёт, что некоторые приёмы Макса Касла используются и у них. А дальше он смотрит новые фильмы ужасов, снятые режиссёром Саймоном Данклом. Этот молодой человек восхищается Максом Каслом. В попытке разобраться в загадке исчезновения Макса Касла Джонатан выходит на секту катаров, которые покровительствовали и Каслу, и поддерживают Данкла. Он встречает и двух членов общества Oculus Dei. Но это расследование приводит его в ловушку, из которой киновед Джонатан Гейтс вряд ли сумеет выбраться… Что ж? Зато он нашёл ответы на свои вопросы. В отличии от «Ночного кино», роман «Киномания» – это детектив, читающийся легко несмотря на объём, больше чем у современных романов. В этой книге практически нет сцен активного действия, отсутствуют погони и перестрелки – поэтому любителям триллеров «Киномания» будет неинтересна. Я считаю, что роман «Ночное кино» нельзя назвать ремейком романа «Киномания». Несмотря на общую тему (фильмы, киноиндустрия и режиссёр), эти книги написаны в разных жанрах. Да, в их сюжетах есть совпадения, но истории – разные. Самое главное отличие «Ночного кино» от «Киномании» – это развязка истории и масштаб происходящего. В случае с книгой Мариши Пессл всё вертится вокруг болезни Александры и её сложных взаимоотношений с отцом – Станиславом Кордовой. Надежда читателя на то, что известный режиссёр окажется садистом и маньяком, который добивался во время съёмок реализма страха и боли у актёров, рухнула. А вот роман «Киномания» предостерегает читателя о том, что фильмы ужасов используются для оболванивания и дебилизации зрителей. Происходит это с участием крупных кинокомпаний и в интересах последователей секты катаров, члены которой живут в разных странах мира. В этом смысле Теодор Рошак написал не просто художественное произведение, а вложил в свой роман культурный подтекст. Если вы внимательно смотрите современные фильмы, то понимаете, что массовые кинокартины, гордо именуемые блокбастерами, характеризуются: сюжетом по принципу мазка и мыла; слабой актёрской игрой или её отсутствием; примитивными идеями и безрыбьем морали. Эти фильмы привлекают внимание зрителя видами, компьютерной графикой и спецэффектами. Они отучают человека думать и задавать вопросы. Получается, основной посыл романа Теодора Рошака вполне реален в наши дни. «Киномания» и «Ночное кино» – разные романы, написанные для разных аудиторий читателей. Читали ли вы эти книги? Выскажите своё мнение о них и данном эссе в комментариях.
|
| | |
| Статья написана 17 августа 2024 г. 14:26 |
В последние 15 лет в Голливуде стало модно снимать продолжения и предыстории к фильмам, популярным в прошлом веке. Эта тенденция уже стала такой же нормой, как и ремейки. В 2017 году нам представили фильм "Бегущий по лезвию 2049", и 12 октября того года я посмотрел его в кинотеатре "Художественный", расположенном в Санкт-Петербурге. Для тех, кто не знает или забыл – этот фильм является продолжением кинокартины "Бегущий по лезвию" 1982 года. И если режиссёром старого фильма был Ридли Скотт, то новый снял Дени Вильнёв, а Скотт поучаствовал в качестве продюсера. Давайте рассмотрим фильм "Бегущий по лезвию 2049", учитывая, что не сравнивать его с оригиналом невозможно. "Для успехов у современников мало украшений, которых требует сюжет. Нужны ещё украшения, которые требуют читатели". Жозеф Жубер Как известно, фильм "Бегущий по лезвию" был снят по мотивам романа Филипа Дика "Мечтают ли андроиды об электроовцах?" Если вы не читали его, ознакомьтесь ради любопытства, потому как «электрический пастырь» Филип Дик – один из лучших фантастов XX века. У первого фильма была отличная сюжетная основа, адаптированная к воспроизведению на экранах. В "Бегущем по лезвию 2049" сюжет придуман сценаристом Хэмптоном Фэнчером, работавшим и над сценарием к оригиналу. То ли поэтому, то ли из-за участия Ридли Скотта, мне непонятно… Но начало фильма (эпизод на ферме) мне напомнило один из вариантов начала документального фильма "Опасные дни". Дальше больше! Главный герой, Бегущий по лезвию Кей, расследуя дело, проходит по маршруту, известному нам по фильму 1982 года. Постепенно усложняя историю, сценарист использует всё те же приёмы, что были в "Бегущем по лезвию". В новом фильме Бегущий по лезвию Кей, охотящийся на беглых репликантов, задаётся вопросами "Кто я такой? Человек или репликант?", "Откуда у меня воспоминания?", "В чём разница между людьми и последними моделями репликантов?" Также неспешно расследуя дело, как это делал Рик Декард, Кей попадает в аналогичные сюжету первого фильма ситуации. На протяжении 2,5 часов зрителю рассказывают расжёванную как жевачка историю, которая во многом копирует первоисточник, и это плохо для продолжения, но нормально для ремейка. Чем-то по-настоящему новым стала идея о том, что репликанты способны размножаться подобно людям, но вот логично и интересно обосновать эту идею сценарист не захотел. Зато в сюжете есть необычная любовная линия с трагическим концом. Теперь перейдём к важной составляющей любого современного фильма – визуальному ряду, спецэффектам и музыке. "Фильм пишут камерой, а не пером". Кинг Видор В фильме "Бегущий по лезвию 2049" много интересных декораций, проработанных до мелочей, и красивых пейзажей. Диалоги, ведущиеся на фоне ночного Лос-Анджелеса, в здании корпорации "Тайрел", в квартире оставляют приятные впечатления. А покинутый, неживой Лас-Вегас завораживает настолько, что на пару минут можно забыть о том, что ты сидишь в кинотеатре. Но все эти мастерски снятые эпизоды режутся завываниями синтезатора от Ханса Циммера, возвращая зрителя к скачущему по барханам сюжету. Графика и спецэффекты – это здорово, но для фильма со смыслом важна работа актёров. О ней и поговорим далее. "Что бы ни случилось – делай вид, что так и должно было быть". Разница между задачами, поставленными перед актёрами в фильмах о репликантах 1982 года и 2017 года очевидна. Ридли Скотт снимал обычный фантастический фильм с некоторым количество экшена, смысловыми диалогами в мрачном окружении. Дени Вильнёв очень хотел снять драму, используя приёмы из первого фильма. В "Бегущем по лезвию 2049" зрителю, словно считая его тупицей, объясняют на пальцах, кто из персонажей репликант, а кто человек. Бегущий по лезвию Кей по уши влюблён в голографическую девушку (Ана де Армас), и, глядя на их отношения, я сопереживал. Президент корпорации (Джаред Лето) корчит из себя Бога, и от этого становится тошно к концу фильма. Мадам в исполнении Робин Райт напоминает сутенёршу из борделя. Из актёрских работ стоит отметить доктора Ану Стелин в исполнении Карлы Юри. Новому фильму катастрофически не хватает актёрского мастерства Дэрил Ханны и Рутгера Хауэра. Появление Харрисона Форда в роли детектива Рика Декарда получилось смешным и грустным, за исключением пары эпизодов, смешных по сценарию. Что же мы имеем в сухом остатке? "Продолжительность фильма определяется выносливостью мочевого пузыря обычного зрителя". Альфред Хичкок Фильм "Бегущий по лезвию 2049" собрал вместе бюджет в 200 миллионов долларов, группу популярных актёров, сценариста и талантливого оператора, известного композитора, номинанта "Оскара" в качестве режиссёра и режиссёра первого фильма в качестве продюсера. Но как они не старались, насытив фильм библейскими намёками и отсылками к оригиналу 1982 года, смысла в продолжении так и не появилось. А всё потому что "Бегущий по лезвию" был самодостаточен и продолжения не требовал. Ответы на вопросы, заданные в старом фильме, самостоятельно находили зрители. После просмотра фильма 1982 года оставался вопрос, является ли Рик Декард репликантом или нет? В новом фильме уже не возникает вопросов, кто из персонажей человек, а кто репликант. Во многом это обусловлено слабой актёрской игрой. И когда на экране появляется Рик Декард в исполнении Харрисона Форда, то кажется, что это первый живой человек за весь фильм в этом обречённом мире будущего, который скоро накроет волной очередное восстание репликантов. Фильм "Бегущий по лезвию 2049" – это продукт ослиной самоуверенности и жажды денег группы людей, которые умеют снимать хорошие фильмы. Но назвать этот фильм хорошим у меня язык не повернётся. Журналисты изданий "Новый взгляд", "Коммерсант", "Российской газеты" и "Интерфакса" хвалят визуальный ряд, спецэффекты и музыку. Похоже, авторы обзоров не смотрели фильм "Бегущий по лезвию" 1982 года и не читали книгу.
|
| | |
| Статья написана 7 июля 2024 г. 17:55 |
От многих знакомых в разное время я слышал о романе «Атлант расправил плечи», написанном американской писательницей Айн Рэнд. Большинство из тех, с кем я разговаривал об этом произведении, не смогло внятно объяснить, чем им понравилась книга. Что такого особенного в этом романе? Чем он так хорош, что его и сегодня рекламируют бездельники в интернете? И вот в прошлом году я взялся за чтение этого произведения, состоящего из трёх частей. Чтобы его прочесть мне потребовалось около четырёх месяцев. Порой от текста становилось скучно, а один раз даже захотелось плюнуть и не читать до конца. В конце книги приведены некоторые интересные материалы от переводчика и автора. Айн Рэнд родилась и получила философское образование в России, а затем эмигрировала в Соединённые Штаты Америки. Почему? По её словам, «эта страна была основана на моральных принципах, созвучным моим, и была единственной страной, где писатель чувствует себя свободным». Идея романа заключается в том, что мир держится на талантливых людях, занятых в промышленности, сельском хозяйстве и других областях экономики, науки и культуры. Таких людей немного. Автор сравнила их с мифическим титаном, держащим на плечах небесный свод. Если такие люди отойдут от дел, мир погрузится в хаос. Согласно информации из интернета, в романе эти талантливые американцы противостоят правительству социалистического толка. Однако, если вы прочтёте роман, то убедитесь, что выдуманные автором политики в США действуют, руководствуясь отнюдь не социалистическими принципами функционирования экономики. Давайте разберёмся, о чём же повествует книга «Атлант расправил плечи». Если кто-то вам скажет, что это роман о железных дорогах, не верьте. Железные дороги, как и заводы, и экономический кризис в этом романе служат фоном для страсти и идейной борьбы за справедливость. Местом действия являются США. Здесь есть развитая сеть железных дорог, всевозможные предприятия промышленности, крупный научный институт и города разной величины. Кто управляет страной? Некие чиновники из Вашингтона, сенаторы, а ближе к концу романа появляется президент. Что с остальным миром? Иногда в тексте упоминаются некие народные республики (Германия, Великобритания и другие), с которыми США поддерживает торговые и, вероятно, дипломатические отношения. Предприятия промышленности принадлежат, по большей части, богачам, которые думают только о собственной наживе, и ради этого обманывают деловых партнёров. Эти люди – лицемеры. Они рассуждают о морали, о благе общества и заботах о будущем страны, но ничего не делают для развития собственных производств, транспортных компаний и торговли. Но есть среди них и те, кто честно заявляет о любви к деньгам и о желании получать сверхприбыль. Именно такие люди, по мнению автора, заслуживают уважения. Именно им будет суждено возродить США, когда кризис захлестнёт всю страну, а власти ничего не смогут сделать. История начинается с проблем в работе железнодорожной компании «Таггерт трансконтинентал». Президент компании Джеймс Таггерт узнаёт, что для некоторых дорог необходимы новые рельсы, и заключает сделку на их приобретение со своим другом Орреном Бойлем, владельцем сталелитейных заводов. Сделка проваливается из-за того, что у Оррена Бойля возникли большие проблемы с поставками стали. Почему в стране возникли эти проблемы, автор никак не поясняет. Это только первые главы романа, но уже здесь возникают вопросы в части работы железнодорожной компании, профессиональных качеств её руководителя, поведения рабочих и управленцев. По непонятным причинам обычные работники, отвечающие за обслуживание железнодорожных путей, в какой-то момент начинают отказываться выполнять свои обязанности и бросают посты. Не раскрывая детально сюжет книги, отмечу, что чиновники в Вашингтоне принимают законы, которые ограничивают конкуренцию на рынке в той или иной отрасли промышленности. Талантливые бизнесмены бросают свои предприятия и исчезают. Их компании переходят в руки тех, кто понятия не имеет, как управлять и получать прибыль. Часть городов страны оказывается без необходимых товаров. Почему правительство и парламент США принимают законопроекты, от которых страдает рынок и ряд компаний становятся банкротами? Возможно, потому что чиновники хотят, чтобы их приятели-олигархи заполучили те или иные предприятия за центы? Почему успешные бизнесмены оставляют свои заводы и исчезают? Оказывается, их кто-то агитирует к этому. На примере той же «Таггерт трансконтинентал» хорошо видно, что её президент и акционеры – трусливые люди, не желающие думать и принимать решения. Они перекладывают всю ответственность на вице-президента. Почему компанией руководят такие люди? Как они заполучили акции? Айн Рэнд этого не объясняет. Чиновники в Вашингтоне принимают меры, в результате которых одни компании вынуждены работать за других. Правительство давит на талантливого изобретателя, вынудив его раскрыть технологию производства чудесного риарден-металла. Чем этот металл лучше стали, автор не объясняет. Герои романа обнаруживают на заброшенном заводе некий двигатель, который, по их мнению, мог кардинально изменить существующие технологии. Но что такого уникального в этом двигателе? Нет ответа. Экономический кризис приводит к росту увольнений, нарушениям поставок и грабежам. По каким причинам во всех штатах перестают поступать на производства уголь, металлы и нефть – непонятно. В некоторых случаях это происходит по причине ухода их владельцев, но вскоре лавина накрывает всю страну. На одном из участков железных дорог компании «Таггерт трансконтинентал» происходит авария, в результате которой погибают пассажиры и персонал поезда. В очередной раз руководство компании ничего не предпринимает, уходя от ответственности. Правительство США не думает о пострадавших, и не принимает никаких мер для ликвидации последствий аварии, поиска виновников и их наказания. Почему население страны молча терпит? Почему те, от кого напрямую зависит, кто окажется у власти, бездействуют? Автор этого никак не объясняет. И только из третьей части книги становится ясно, куда ушли талантливые бизнесмены, бросившие свои компании. Кризис в стране достигает своего апогея, правительство обращается за помощью к лидеру забастовщиков. Чиновники просят разработать некую экономическую стратегию, объяснить, какие следует провести реформы. Но предводитель отступников отказывается. Он обличает тех, кто стоит у власти. Тех, кто годами извлекал прибыль, думая только о собственной выгоде. Тех, кто готов обмануть своего делового партнёра просто потому, что это можно сделать. Перепуганные власти сдают позиции, страна погружается в полный хаос. И здесь скрывавшиеся от всех талантливые предприниматели возвращаются для того, чтобы начать всё сначала. Никакого социализма в описанных Айн Рэнд США нет. Здесь не работает принцип «от каждого по его способностям, каждому – по его труду». Богатые люди заняты не делом, а пустыми разговорами. И в этом обвинения идеального человека Джона Голта справедливы. Но поведение этого персонажа и его сторонников вызвало у меня недоумение. На мой взгляд, следует уделить внимание ключевым персонажам романа «Атлант расправил плечи». Главным действующим лицом романа является Дагни Таггерт. Это волевая женщина, знающая работу железных дорог изнутри. Она является вице-президентом компании «Таггерт трансконтинентал», и именно ей приходится заниматься всеми вопросами организации, а порой и эксплуатации железнодорожной сети. Она сражается с родным братом, акционерами и чиновниками. На протяжении всей истории эта женщина не теряет веру в себя и людей, работающих на железных дорогах. Важной составляющей сюжета романа являются любовные взаимоотношения Дагни с несколькими мужчинами. Встречаясь то с Франциско Д’Анкония, то с Хэнком Риарденом она не думает о любви, замужестве и детях. Она просто получает удовольствие от страсти и не стесняется этого. Конечно, в нескольких главах встречаются её слова о любви, но образ Дагни остаётся прежним. Её брат, Джеймс Таггерт, верит не цифрам и фактам, а обещаниям деловых партнёров и чиновников из Вашингтона. Этот человек является президентом компании, но не хочет ей руководить. Его интересуют только деньги. Он носит маску, как и большинство людей светского общества, но порой страдает от осознания собственного ничтожества. Он женится на простой девушке, потому что верит, что с ней станет счастливым. Но нет! Его гнилая натура оказывается сильнее, и он доводит жену до самоубийства. Собственно, его желание ничего не делать для нормального функционирования «Таггерт трансконтинентал» и приводит железнодорожную компании в яму в конечном счёте. Почему отец передал управление фамильной компанией своему нерадивому сыну, для меня так и осталось загадкой. Франциско Д’Анкония – это один из зачинщиков забастовки и бегства талантливых промышленников. Человек с хорошим образованием, получивший в наследство добывающую компанию, этакий светский лев. Он вкладывает деньги в рудники, желая потерпеть фиаско. На протяжении всего романа разрушает компанию, вместо того, чтобы изменить ситуацию. Избавиться от непрофессионалов, наладить производство и найти новый рынок. Он любит Дагни Таггерт, но не раскрывает ей замысла бунтовщиков, потому что не доверяет. Хэнк Риарден – это талантливый предприниматель, изобретатель некого риарден-металла. Когда кризис охватывает предприятия, Хэнк скупает их и пытается продолжать своё дело. Он борется с экономическими трудностями, с чиновниками из Вашингтона и другими бизнесменами. Борется, потому что умеет работать и ценит свой труд. Ну, и ещё потому что он любит деньги. Но самая трудная борьба в жизни Хэнка проходит не на заводе, не в суде и не на светских раутах. Он ежедневно страдает дома от упрёков матери, брата и жены. Все они любят попрекать его работой, недостатком внимания к семье и жестокостью. В определённый момент Хэнк становится любовником Дагни Таггерт и чувствует себя счастливее. И по идее, ему бы развестись со стервой-женой, но он продолжает терпеть её поведение практически до конца романа. Почему этот сильный и талантливый мужчина живёт и страдает, хотя может изменить ситуацию? Мне непонятно. Эдди Уиллерс – неуверенный в себе менеджер среднего звена в «Таггерт трансконтинентал». Исполнительный, сообразительный мужчина, он не завоевал авторитет у Джеймса Таггерта, но стал помощником Дагни. Он знаком с этой женщиной с детства, влюблён в неё, однако об этом мы узнаём, прочитав больше половины книги. Он сомневается в себе и готов рассказать о делах обычному рабочему в кафе. У него не хватает сил проявить характер, чтобы отстоять своё мнение и компанию. Его ждёт печальный конец. Ричард Халлей – талантливый американский композитор, один из первых забастовщиков. Деятели культуры и искусства могут повлиять на умы простых людей, но он не пользуется этой возможностью. Роберт Стадлер – учёный и преподаватель. От него отвернулись Франциско Д’Анкония и его единомышленники. Он работает в научном институте, не задумываясь об экономическом кризисе и проблемах людей. Его интересует только наука. Но когда его начальник сообщает, что Роберт должен произнести пламенную речь перед публикой и представить звуковой излучатель, учёный сомневается. Он осознаёт, что его используют. Будучи винтиком системы науки и образования, он соглашается. Рагнар Даннескьолд – настоящий пират и идейный сторонник Франциско Д’Анкония. Он уничтожает транспортные суда США, и даже на суше его не в состоянии схватить полиция. Создаётся впечатление, что у США нет военно-морского флота и средств береговой обороны. Джон Голт – лидер бунтовщиков, талантливый инженер. Именно он создал необыкновенный двигатель. Он работал на заводе, но когда увидел, что к руководству пришли недалёкие люди, сбежал. Этот человек собрал вокруг себя единомышленников, построил скрытую от чужих глаз базу и долгое время ждал. Автор описывает его идеальным мужчиной, провозгласившим принцип нравственности разумного эгоизма. Когда появляется возможность, Голт обращается по радио к жителям США. Он критикует власти, требует от них сдаться. Когда чиновники предлагают ему некое сотрудничество, Джон отказывается. Для него лучше погрузить всю страну в хаос, чем что-то исправить в существующей системе. На каких принципах будут восстановлены забастовщиками США? Давайте взглянем. 1) Частная собственность священна. Разве в стране до кризиса государство отнимало у бизнесменов их предприятия? Нет. Предприниматели сами по тем или иным причинам продавали свою собственность, а некоторые вовсе бросали. 2) Люди вступают в добровольные экономические отношения. Капиталистическая модель экономики подразумевает наличие регулируемого рынка. Если государство не будет держать руку на пульсе, будет то, что творилось в РФ в 90ые годы прошлого века. 3) Диктат экономической выгоды, а не пистолета. Так ведь некоторые предприниматели обманывают своих партнёров по собственному желанию. Никто не заставлял их поступать так, а не иначе. 4) Все члены общества получают справедливую награду, зависящую от результатов, а не от потребностей. В описанной автором стране одни бизнесмены наживаются на других, кто-то экономит на рабочих, а кто-то использует более совершенные технологии. 5) Справедливость ценится выше милости. Справедливость кого и по отношению к кому? Правящих элит? Успешных бизнесменов? Этих людей интересует только собственная выгода. 6) Доступ к ресурсам определяется на конкурентной основе. На мировом рынке то и дело возникают крупные компании, поглощающие более мелкие. В условиях капитализма конкуренция присутствует на разных уровнях, но при этом есть лоббизм и взятки. В романе «Атлант расправил плечи» предприниматели делятся на хороших и плохих. Обычные, настоящие, живые люди автора не интересуют. Хорошие бизнесмены хотят работать на своих условиях, хотят руководить, но не могут найти общий язык с властями. Они не используют поддержку от рабочих, не обращаются в профсоюзы и министерства. Они просто уходят и ждут, пока страну захлестнёт хаос. Зачем бороться, если можно разрушить и построить заново? Зачем пытаться достучаться до умов простых людей, если интересней создать элитный клуб предпринимателей? Плохие бизнесмены не умеют руководить, но сидят в своих креслах, и верят политикам из Вашингтона. При этом самих политиков в романе немного, и почему президент США долгое время не обращал внимания на кризис в стране, автор не объяснила. В этом странном государстве есть чиновники из парламента, из бюро экономического развития, но ни одного министра или премьер-министра. Почему у власти в стране оказались люди, не способные управлять? Почему компании стали принадлежать жадным глупцам, не желающим вкладывать средства в свою собственность? Мне непонятно. Какой же символ будет у возрождённых США? Символ доллара. В конце романа именно его видят Джон Голт и влюблённая в него Дагни Таггерт. Собственно, после этой сцены я забыл обо всех вопросах, возникших во время прочтения по поводу взглядов Джона Голта и его сторонников. На мой взгляд, интерес у этих талантливых бизнесменов заключается в извлечении прибыли в условиях капиталистической экономики на выгодных для них условиях. Им безразличны простые жители США, оставшиеся без работы и ставшие мародёрами, нищими, больными и безумцами. Они не думают о том, насколько велика территория страны, и сколько лет им понадобится, чтобы построить новую инфраструктуру. Удастся ли этим идеалистам воплотить задуманное? Насколько я знаю, Айн Рэнд не написала продолжения романа «Атлант расправил плечи». В романе автор утверждает, что США – это великая страна. Но чем могут гордиться американцы, если подумать? Тем, что их предки практически истребили коренное население Северной Америки? Тем, что перед Второй мировой войной США помогали фашистской Германии, а затем продавали оружие и технику Советскому Союзу? Тем, что сбросили на Японию атомную бомбу и уничтожили невинных людей? Сегодня к власти в развитых капиталистических странах пришли люди вроде Джона Голта и его сторонников. Они умеют добывать деньги любым способом. Для них неважна мораль. Они уважают только себе подобных, а все остальные люди – наёмные работники, которых можно менять одного за другим. Автор выступает против эксплуататоров и за минимизацию институтов государства. В любых условиях государство использует каждого гражданина, и от этого никуда не деться. Сегодня в мире фактически управляют не президенты, правительства и международные организации. Сегодня политику в развитых капиталистических странах и их взаимодействие с остальными странами определяют корпорации. Айн Рэнд считала эгоизм нормой в поведении человека. Некоторые пользователи в сети указывают в своих комментариях, что им близка философия этой писательницы. Любопытен факт негативного отношения автора к большинству известных ей философов, за исключением Аристотеля, Фомы Аквинского и либералов. Не стоит также забывать о том, что Айн Рэнд эмигрировала из СССР. Так какую же философию предлагает нам разделить эта женщина? Подумайте об этом на досуге. Роман «Атлант расправил плечи» относят к жанру антиутопии, но, по сути, он является идеологической пропагандой капитализма и свободных отношений между мужчиной и женщиной.
|
| | |
| Статья написана 29 мая 2024 г. 10:29 |
Филип Кендред Дик (1928-1982) – один из известных американских писателей-фантастов второй половины двадцатого века. Кому-то нравятся его рассказы, кто-то прожил жизни персонажей в его романах, ну а кто-то… Кто-то посмотрел фильмы, снятые по произведениям этого талантливого человека. Я прочёл несколько романов Филипа Дика, когда учился в старших классах школы. В те годы фантастика двадцатого века захватила моё внимание (Желязны, Шекли, Гаррисон, Азимов). Романы Филипа Дика произвели на меня сильное впечатление. И как работы других талантливых писателей, помогли задать самому себе вопросы о том, что происходит внутри и вокруг себя. О романе «Господь гнева», который является совместной работой Филипа Дика и Роджера Желязны, мне порой хочется написать статью. Прошло несколько лет, и я заинтересовался рассказами Филипа Дика. Прочитав их около двух десятков, остался очень доволен. Примерно в это же время я стал смотреть фантастические фильмы конца 80-ых и начала 90-ых годов двадцатого века. Ясное дело, мне понравились «Бегущий человек», «Видеодром», «Дюна» и многие другие. Вы, конечно же, смотрели фильмы режиссёра Ридли Скотта. Так вот, первым его фильмом, который я посмотрел оказался «Бегущий по лезвию». И знаете, я считаю, что это лучшая работа Ридли Скотта как режиссёра. Наверно, на моё мнение о фильме повлияло то, что я с удовольствием прочёл роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Но согласитесь, чтобы снять замечательный фильм недостаточно литературной основы и работы сценаристов. В разные годы я посмотрел на DVD-дисках фильмы, снятые по мотивам произведений Филипа Дика («Крикуны», «Вспомнить всё» и «Особое мнение»). Ну, а ещё три фильма посмотрел в кинотеатрах («Час расплаты», «Пророк» и «Меняющие реальность»). Если вы любите фантастику, посмотрите эти фильмы. А если уже видели и остались довольны, тогда вас не удивит то, о чём я пишу далее. В 2017 году на телевидении вышел сериал «Электрические сны Филипа К. Дика». Десять режиссёров, одиннадцать сценаристов, операторы и двадцать три продюсера приняли участие в работе над этим фантастическим сериалом, и получилось десять серий. Каждая серия – это отдельная история, основанная на одном или двух рассказах писателя. Будущее показывают по-разному: в одной серии оно мрачное и опасное, в другой – кажется радостным и заманчивым. Вы увидите жизнь обычных людей, которые боятся телепатов. Полетите в космос вместе с героиней, мечтающей снова оказаться на родной планете. Увидите, как между сказкой и реальностью билетёр выберет реальность. Узнаете, как с помощью средств коммуникации можно отслеживать людей, манипулировать ими и формировать общественное сознание. В этом сериале есть даже политическая сатира над демократией по-американски. Некоторым пользователям в интернете не понравился сериал из-за сюжетов. Мол, у Филипа Дика есть куда более увлекательные и эффектные рассказы. На мой взгляд, в каждой серии воссоздана иная реальность. Да, этот сериал не для поклонников перестрелок, драк и секса. В том или ином количестве это присутствует в сериале, но не это является его козырем. Кто-то сравнил этот сериал с «Чёрным зеркалом» и посетовал на то, что «Электрические сны Филипа К. Дика» задают вопросы, но не дают на них ответа или подсказки, а заставляют зрителя думать. Это говорит о том, что современный массовый зритель привык к «жевачке» в фильмах и сериалах, и ленится посмотреть дальше собственного носа. Но один отзыв о сериале развеселил меня до слёз. Автор данного отзыва честно признался, что не любит сборники фантастических рассказов. А не любит из-за того, что в таком сборнике каждая история не раскрыта. Для того, чтобы понять смысл того или иного рассказа, приходится думать. Поэтому автору отзыва не понравились сборник рассказов Алексея Пехова, сериалы «Чёрное зеркало» и «Электрические сны Филипа К. Дика». По его мнению, все серии последнего наполнены грустью и повествуют о неизбежности бытия. Отсмеявшись и вытерев слёзы, мне захотелось спросить автора отзыва: а зачем ты читаешь и смотришь то, что тебе не интересно?! Не хочешь думать? Так смотри боевики, комедии и мюзиклы. И сериал вовсе не о неизбежности бытия. На мой взгляд, он предупреждает нас и даёт надежду. И это здорово! Что можно сказать об актёрских работах в сериале? В каждой серии задействованы разные актёры, перед ними поставлены разные задачи в соответствии со сценарием и задумкой режиссёра… На мой взгляд, ключевые актёры отлично справляются с ролями, а порой какой-нибудь второстепенный персонаж заставляет улыбнуться или взгрустнуть. Я могу отметить Брайана Крэнстона, Стива Бушеми, Грега Киннера, Мэла Родригеза. С ролью кандидата в президенты отлично справилась Вера Фармига. Современный зритель любит спецэффекты и панорамы, потому что привык смотреть «зрелище». Сериал «Электрические сны Филипа К. Дика» относится к категории «Б» в части визуальной составляющей. Здесь нет масштабных битв в космосе, массовых сражений и чудес акробатики. Зато есть сказочный город, красивые пейзажи, трущобы. При просмотре некоторых серий у меня было впечатление, что происходящее на экране случится в наше время или в недалёком будущем в каком-нибудь обычном городе. Музыка присутствует в каждой серии, заполняя фон и акцентируя внимание зрителя в нужные моменты, и на мой взгляд, этого достаточно. Как справедливо указал один пользователь в интернете, сценарии некоторых серий «Электрических снов Филипа К. Дика» значительно отличаются от литературных первоисточников. Если вы читали рассказы, без труда найдёте расхождения. Здесь всё зависит от вкуса и восприятия. Мне сериал понравился. Понравятся ли вам «Электрические сны Филипа К. Дика» не знаю. Посмотрите и поделитесь своими впечатлениями. А если вы сомневаетесь в данный момент, вспомните сколько снято фантастических фильмов по книгам. Вспомнили? А теперь для себя сосчитайте много ли среди этих фильмов тех, сценарии которых полностью повторяют сюжеты книг. Ежегодно на свет появляются фантастические фильмы, снятые по мотивам комиксов. Они наполнены цинизмом и иронией, несут простую идею о том, что «добро побеждает». Нам регулярно предлагают посмотреть в кино истории становления персонажа, выросшего в тяжёлых условиях или неожиданно становящегося героем (героиней). В наш век, когда люди не разговаривают друг с другом, а тычут пальцами в экраны смартфонов, полагая что смогут избежать одиночества, погрузившись в социальные сети и интернет, ценишь человечность.
|
|
|