Все отзывы посетителя Zombie 1st class
Отзывы (всего: 342 шт.)
Рейтинг отзыва
Марк Джастис «The Red Kingdom»
Zombie 1st class, 28 января 01:21
Весьма крутой, драйвовый и кровавый рассказ, действительно достойная дань уважения Лаймону, да и стилизовано под него недурно. Паренек едет с двумя корешами на вечеринку. Все они учатся в одном колледже, но он задрот, а два его новых приятеля – крутые альфачи, которые взамен на помощь с курсовыми взяли бедолагу с собой на тусу и пообещали правильно его там всем представить.
Приезжают они в этот неипически дорогой особняк, где много бухла, наркоты и сочнейших девок (употреблять в произвольном порядке, а можно и все вместе). Ну и чуваку почти сразу перепадает отпадный секас с невероятно красивой рыженькой девушкой, которая так-то на него раньше и не посмотрела бы. Вот что значит, иметь правильные знакомства! Но потом что-то пошло не так… Пока наша парочка предавалась любовным утехам на свежем воздухе, для остальных участников вечеринки настал судный день. Некие вооруженные психи выпиливают их с особым цинизмом. А парень и девонька должны как-то выбираться из сложившейся ситуации теперь… В рассказе будет много кровавых фонтанов, много секса, в т.ч. и довольно специфичного (но не слишком), много циничного юмора и экшена. Все, как дядя Дик завещал! Хоть и не шедевр, но меня порадовало, всем рекомендую.
Артур Конан Дойл «Приключения Шерлока Холмса»
Zombie 1st class, 3 января 17:55
Надо оговориться, что Холмса я раньше читал, конечно – не первый мой подход к снаряду. Но, во-первых, далеко не всего и крайне фрагментарно, а во-вторых, это было настолько давно, что многие воспоминания уже успели стереться... К тому же, в ранней юности многое воспринимается не так, как в более взрослом возрасте.
Короче, приобрел толстенный том с полным иллюстрированным собранием всей холмсианы. Ну а от разрозненных старых изданий надеюсь избавиться, запродав их кому-нибудь по символической цене (скажу вам, нелегкое это нынче дело – книжки продавать, а выкидывать жалко), предварительно прочитав или перечитав если и не все, то наиболее значимое. Начал с первого сборника рассказов, который хронологически на самом деле является третьей частью цикла (после повестей/романов «Этюд в багровых тонах» и «Знак четырех»).
Еще интересно, что этот литературный цикл настолько пропитал буквально весь детективный жанр (и через него – всю современную культуру в целом), что сюжеты многих даже нечитанных ранее рассказов были мне плюс-минус знакомы по кино-экранизациям и разным поп-культурным отсылочкам, которые встречаются буквально где угодно.
Впечатления отдельно по каждому из 12 рассказов писать не буду, отмечу лишь самые запомнившиеся.
«Скандал в Богемии» — за образ Ирен Адлер, которая появилась на страницах ненадолго, но столь ярко сверкнула, что произвела неизгладимое впечатление на многие поколения, а в некоторых адаптациях получала гораздо более существенную роль.
«Союз Рыжих» — за наглядно показанные схемы работы мошенников, эксплуатирующих общечеловеческую тягу к наживе и халяве. Общие принципы не изменились с тех пор ничуть. Хотя в этой истории конечной целью было ограбление банка, а обычно эти методы используются для более примитивных целей.
«Пять апельсиновых зернышек» — за краткий экскурс в суть Ку-Клукс-Клана первого поколения, когда это было тайное подпольно-террористическое общество (более поздние косплееры – отдельная история, принадлежащая уже XX веку).
«Человек с рассеченной губой» — за классный перепад от страшного и трагического к почти комическому. А также троп «свидетель преступления видит краем глаза что-то загадочное и пугающее, что оказывается в итоге совсем не тем, чем казалось». Позднее этот прием очень, ОЧЕНЬ полюбили в кинофильмах джиалло и смежных жанрах: «Фотоувеличение», «Птица с хрустальным оперением»,«Кроваво-красное» и т.п. Теперь понятно, откуда ноги-то растут…
«Пестрая лента», «Медные буки» — за элементы настоящего готического триллера в моей детективщине. Старинное поместье, зловещая тайна, секретные комнаты и потайные ходы, экзотические методы убийства. Местами настоящий хоррор, практически.
«Палец инженера» — то же самое, да плюс еще и элементы шпионского романа, которые позднее будут в холмсиане встречаться еще чаще.
«Голубой карбункул» — за то, что это по сути «рождественский спецвыпуск», довольно милый, но и как полноценное детективное расследование тоже хорош.
Что касается общих впечатлений, то вот что мне показалось интересным. Холмс на самом деле отнюдь не так всемогущ, как часто представляется в массовом восприятии. Он время от времени терпит неудачи в своих расследованиях (полные – конечно же, редко, но частичные – достаточно регулярно). И даже при успешном развитии событий нередки определенные… нюансы. Иногда преступнику вообще удается уйти от ответственности («Берилловая диадема»). Да и сам Холмс открыто признает, что его знаменитый метод – не гарантия успеха, а элемент случайности всегда может сыграть значительную роль в деле, повлияв на результат в ту или иную сторону.
Еще я только сейчас в полной мере оценил мета-игру автора с использованием личности рассказчика. Уотсон – не то чтобы прям уж ненадежный рассказчик, он вполне добросовестен, но все-таки, поскольку все их с Холмсом приключения мы знаем в его пересказе, временами нам даются намеки, что все описанные события подверглись определенной обработке. Особенно когда речь заходит о моментах, чувствительных для Уотсона лично.
Брент Зенхелд «Coastal Pickup»
Zombie 1st class, 3 января 17:52
На приморском шоссе, что вьется серпантином по горам, одинокий автостопщик ловит попутку. Останавливается неожиданно дорогой автомобиль, за рулем которого совсем молоденькая девчонка. Ну и поехали они вдвоем дальше. Скажем так: и ему, и ей есть что скрывать, и об этой встрече все участники успеют пожалеть за свое короткое знакомство... Коротенький рассказ, но вполне себе в лаймоновском духе — на сей раз весьма удачный трибьют, вызывающий в памяти определенные рассказы самого Дика. С отличным, запоминающимся финалом.
Руслан Бирюшев «Рыцарь, дракон и некромант»
Zombie 1st class, 3 января 17:47
Четвертый полноценный роман в цикле, и один из двух, составляющих альтернативную сюжетку, уже с другими персонажами. Действие происходит параллельно с событиями предыдущих двух частей – где-то с середины второй и до конца третьей, плюс еще чуть-чуть заходит дальше.
Ну собственно, это опять приключенческое фэнтези (что ж еще?) но несколько более эпичное и масштабное. Вопреки довольно легкомысленному названию, навевающему ассоциации с литРПГ, тут как раз стало гораздо больше акцента на военные действия, политику и всякое такое. Далеко не гримдарк, но с элементами такового. Я бы сказал, что и тема пришельцев-попаданцев окончательно ушла на второй-третий план, они окончательно превратились в макгаффин. Это уже чисто история гражданской войны в одном крупном местном королевстве, о ходе которой в прошлой книге можно было узнавать лишь по разрозненным упоминаниям, поскольку POV-герои находились слишком далеко от гущи событий. Ну а тут, соответственно, происходящий адский ёх-тых-тых будет показан – не полностью, конечно, и лишь глазами одной из враждующих сторон, но достаточно ярко.
Темп повествования по-прежнему очень хороший, скучные и провисающие моменты практически отсутствуют. Текст примерно в равных пропорциях состоит из приключалова и более масштабных баталий, где герои иногда принимают прямое и деятельное участие, а иногда просто наблюдают. Описания кинематографичные, картинку создают весьма яркую и живую. И да, я по-прежнему считаю, что все это действо лучше всего смотрелось бы в виде анимационного сериала – в японском, конечно же, стиле. Но можно и в западном. Как кино с живыми актерами мне его представить сложно, слишком много условностей, но как «енто ваше аниме» – вполне, вполне, визуализируется отлично.
Новые персонажи достаточно интересные. В первую очередь, Роза – она просто хороший человек, и это очень приятно. Моральный стержень истории. Хорошие люди у автора вообще получаются гм, хорошо. Тогда как попытки изображать морально-амбивалентных magnificent bastards (некромантка Виттория как очевидный пример) – ну, не знаю… чего-то им не хватает, как по мне. А все остальные пока играют скорее фоновую роль, так что про них особо сказать-то и нечего.
Что можно покритиковать:
Мне лично во всем цикле постоянно не хватало POV-персонажей с противной стороны. Хотя бы небольших, хотя бы ненадолго. Да, далеко не везде такое вообще бывает, а героической фэнтезятине это в принципе не свойственно. Но было бы интересно, как по мне, какое-то время посмотреть на происходящее глазами антагонистов типа короля Огюста или кого-то из его сподвижников, либо каких-то пришельцев (не переметнувшихся) в предыдущей трилогии. Возможно, это раздуло бы объем выше допустимого предела и негативно повлияло на темп истории — это трудно сказать. Но хотелка такая есть.
Также, техническое: слишком много часто повторяющихся словесных оборотов и конструкций. Я, помнится, про такое говорил, когда излагал впечатления от творчества Серой Зоны («Криптоэффект» и пр.), и думаю, это присуще многим самиздатовским авторам, особенно лишенным полноценной редактуры (а по нынешним временам это настоящая роскошь, мало кому доступная). Потому не буду особо заострять на этом факте внимание и приводить конкретику.
P.S. На флибусте лежит под названием «<…> и некромаг» (щто?) и с забавной обложкой, созданной вероятно еще вручную, что даже удивительно в нейросеточную эпоху, насколько кто-то заморочился – но надеюсь, что на этом самодеятельность релизеров закончилась, и больше они ничего от себя не добавили. %)
Артур Конан Дойл «Знак четырёх»
Zombie 1st class, 18 декабря 2024 г. 20:12
Эту повесть я когда-то читал – причем, по-моему, это единственное произведение про Холмса в крупной форме, которое я читывал раньше. Короче, я решил, что необходимо освежить впечатления, что и было проделано.
Вещь отличная. Хронологически стоит почти в самом начале цикла, под номером два. Уотсон тут еще не женат (по ходу сюжета знакомится со своей будущей супругой), а с Холмсом они знакомы еще довольно недавно. Суть сюжета пересказывать не буду (ну камон, зачем?), просто скажу, что наравне с основной детективной линией, а может даже и больше ее, мне понравился приключенческий «флэшбек» про похождения Джонатана Смолла в Индии во времена восстания сипаев и позже. Это могло бы даже стать полноценным отдельным рассказом, наверное – настолько ярко и увлекательно описаны события и экзотический антураж. Впрочем, и центральный сюжет тоже не испытывает недостатка в приключениях: погони на воде и на суше, восточные сокровища, холмсовы перевоплощения и т.д. Финал довольно ироничный.
Еще инспектор полиции выведен как напыщенный и недалекий тщеславный кретин – что, по-моему, просто общее место в этом цикле. Автор явно не испытывал пиетета к неверным ментам, т.к. понимал, о чем писал, и что они из себя представляют среднестатистически.
Роджер Желязны «Ночь в одиноком октябре»
Zombie 1st class, 13 декабря 2024 г. 20:36
Последний роман Роджера Желязны – книжка волшебная, во всех смыслах. Один из тех случаев, когда подробно расписывать сюжет и персонажей не имеет никакого смысла. Да и атмосферу своими словами не передать. Это очень необычное сочетание детектива, фэнтези, магического реализма и литературной игры, переполненное отсылками и переосмыслением различных тем и героев классической готики, викторианской литературы, фильмов студии Universal, лавкрафтовской мифологии, более раннего творчества самого Желязны и т.д. Рассказанное целиком от лица пса (не совсем обычного).
Многие отсылки улавливаются легко: ну, нетрудно понять, кто такие Добрый Доктор и Экспериментальный Человек, Граф, Великий Детектив и т.д. Да что там, если Ларри Тальбот вообще по имени назван. %) Другие – более сложные, в т.ч. Джек очевидно вобрал в себя черты разных персонажей масскультуры, в т.ч. возможно и из книжек Желязны того же (Jack of Shadows, если вдруг кто читал – не самая популярная, но крутая вещь). А какие-то вообще гарантированно не были мною считаны и поняты. Но и без всего этого читается увлекательно – много всяких приключений, ярких и необычных персонажей, специфического юмора, уникальной осенней атмосферы.
P.S. Читал согласно авторской задумке – с 1 по 31 октября, по 1 главе в день. Это был интересный опыт. Иногда забывал прочесть главу, бывало — но на следующий день всегда наверстывал.
P.P.S. Не имеет абсолютно ничего общего с одноименным более поздним романом Ричарда Лаймона, но тот я тоже категорически рекомендую.
Максим Кабир «Ночь без сияния»
Zombie 1st class, 9 декабря 2024 г. 23:24
Русский север, город за полярным кругом, небольшой коллектив продуктового магазина собирается отмечать праздники, но тут их быт нарушает вторжение обезьяноподобного монстра — которого они, впрочем, сами же и потревожили на свою беду.
Рассказ — в сущности незатейливый трэшачок про снежного человека (типа фильма «Первобытная ярость»), но умело вплетенные в предысторию и повествование фольклорные элементы радуют. Простенькое и душевное развлекалово, мне понравилось, хоть и не сильно запомнилось.
Элджернон Блэквуд «Крылья Гора»
Zombie 1st class, 9 декабря 2024 г. 23:13
Действие происходит в Египте начала XX века в среде богатых русских экспатов, отдыхающих в каирской гостинице. Они предаются всяким праздным развлечениям, но неожиданно происходит очень странная и загадочная история. Один из бездельников, человек в высшей степени увлекающийся, однажды всерьез решает, что может обрести благословение древнего бога Гора и полететь на соколиных крыльях. И возносит молитву к божеству, прося осуществить его желание.
Рассказ, воплощающий троп «то ли магия, то ли реальность». Что это было – психическое расстройство и самовнушение, или… нечто иное. Ответа автор не дает, а читатель может верить в то, что ему ближе.
Джон Пелан «Another Saturday Night»
Zombie 1st class, 5 декабря 2024 г. 01:51
Некий жулик-нарколыга-наркобарыга закадрил в клубе сочненькую готку (ну, кто там кого закадрил – большой вопрос), которая повела его к себе домой трахаться… ой, то есть нет – проводить магический ритуал по вызову демона. Но суть та же. После энергичного секса, сопровождаемого заклинаниями, легкой болью и легким кровопусканием (мэджик пипл!), девица уснула, а парень принялся обчищать ее сумочку от лишней наличности с намерением потихоньку слинять. Но потом что-то пошло не так… Короткая история, достойная каких-нибудь «Баек из склепа». Финал предсказуемый на 146%, но достойный и угарный.
Стив Герлах «The Dead of Night»
Zombie 1st class, 5 декабря 2024 г. 01:48
Парочка в машине ночью на обочине безлюдной лесной дороги собирается предаться любовным утехам. Но тут девица видит в кустах некое подозрительное шевеление. И конечно же, тут же переполняется уверенности, что это тот самый Убийца с Горы, о котором сообщают все газеты и криминальные телепередачи — маньяк, ухайдакавший уже пять человек в окрестностях. Ее кавалер, которому решительно не нравится перспектива облома с долгожданным секасом, вынужденно отправляется на разведку. Дальше будет нечто непредсказуемое.
Стив Герлах – давний фанат Ричарда Лаймона и сам по себе самобытный австралийский автор триллеров. Долгое время админил официальный сайт Лаймона. Насчет рассказа — скажу так. У него хорошая, и действительно «лаймоновская» атмосфера. Есть и опасность, и секс, и маньяки, и неожиданные повороты сюжета – все, что мы любим. Но не очень удачный финал – в том смысле, что главный твист ну очень уж выглядит надуманным и непродуманным. Даже по меркам жанра. Выглядит именно как попытка шокировать читателя на последней странице, но сделанная так, что противоречит многим моментам, описанным ранее. Тем не менее, мне в целом понравилось.
Zombie 1st class, 5 декабря 2024 г. 01:44
Короткий забавный рассказик. В условиях зомбокалипсиса мужичок находит интересный способ выживания, слившись с толпой зомбиков. Тут у зомбей очень несовершенный определитель свой-чужой (кстати, вы не задумывались, что в зомбофильмах эта тема везде раскрывается по-разному?), обмануть их проще простого – достаточно просто «не отрываться от дружного коллектива». Естественно, приходится не только терпеть некоторые неудобства в плане запаха, но и порой идти на определенные компромиссы со своей моралью…
Zombie 1st class, 29 ноября 2024 г. 21:31
Безусловно, самая брутальная и переполненная жестокостью пьеса У.Ш. из его раннего творчества. Не будем здесь разводить теории насчет авторства, это не особо интересная мне тема – я склонен считать, что все произведения, приписанные Шекспиру, написал один человек, и не вижу смысла копаться дальше.
Пьеса довольно короткая, осилить ее можно при желании за вечерок, если умеете продираться через специфическую лексику и манеру речи персонажей, а также игнорировать определенные театральные условности (этот навык легко нарабатывается). Действие происходит в крайне условном «древне-римском» сеттинге – даже более условном, чем в «Кориолане», тут совсем уж вольная фантазия на тему какой-то выдуманной античности. Сюжет посвящен классической и вечно популярной теме СТРАШНОЙ МЕСТИ, да не одной, а целой цепочке этих самый мстей, где одно коварство и несправедливость влечет за собой другое, еще более ужасное и изощренно-жестокое. А персонажи словно состязаются друг с другом в выдумывании изуверских кар для своих недругов. Практически безостановочное МЯСО. Трэш, угар и содомия, кровь-кишки-распидорасило непрерывным потоком: тут вам и убийства, и членовредительства, изнасилования, подставы ближайших родственников и друзей, расчлененка, каннибализм и всякие другие развлечения, присущие традиционным ценностям. В целом, это практически эдакий exploitation XVI века. Да, есть некая нехитрая мораль, есть драматизм и все такое – но складывается ощущение, что все это лишь предлог, чтобы пощекотать нервишки публики всякими аморально-табуированными темами в разных сочетаниях. Ничего плохого в этом не вижу, а даже и одобряю, если что. ;)
Помимо множества театральных постановок за множество веков, пьеса была неоднократно экранизирована: единственная самая известная адаптация создана в 90х с Энтони Хопкинсом в сабжевой роли, и кино тоже внимания заслуживает, судя по всему.
Грант Моррисон «Новые Люди Икс. Полное собрание. Том 1»
Zombie 1st class, 16 ноября 2024 г. 23:47
Это т.н. «период Гранта Моррисона» в хронологии икс-меновских комиксов (2001-2004). Довольно важный этап, на который пришлось немало знаменательных нововведений и сюжетных поворотов, в т.ч. довольно спорных. Тем не менее, в таланте «этому гребаному шотландскому наркоману» не откажешь. Умеет так завернуть сюжет, чтоб у читателя натурально челюсть отвисала («Они сделали ЧТО?! о_О»), не боится жесткой жестяной жести (как словесно-психологической, так и визуализированной) и обладает специфическим чувством юмора.
Главные впечатления от первых 25 номеров (New X-Men #114-138), тезисно и немного спойлерно, но это уже старые комиксы, так что…
[Напомню, что нумерация серии продолжается сквозная, несмотря на приставку New в названии, т.е. за X-Men #113 идет New X-Men #114]
Кассандра Нова – персонаж-рекордсмен по уровню чистой, дистиллированной злобности и садизма. Если хотите увидеть реально страшного антагониста, не вызывающего ни малейшей симпатии, а только лишь омерзение и ужас – то это к ней.
Момент уничтожения Стражами-камикадзе острова Геноша – такой простой, будничный гримдарк. «Маленький геноцидик в солнечный летний день перед обедом». О_О Там, кстати, и Магнето (тамошний пожизненный президент и великий вождь) в очередной раз помрэ, вместе с 16-ю миллионами подданных. Но он-то временно (кто-то сомневается?), а вот 16 миллионов – навсегда. Так-то.
Есть эпическая сцена, где Ксавьер нарушает свои принципы и собственноручно уничтожает одного злодея, без всяких телепатических фокусов, тупо разрядив в него обойму пистолета. Да, потом выясняются… кое-какие нюансы ситуации (все было не тем, чем казалось), но сам по себе момент мощный. Даже Логан малость прифигел с такого поворота: «Hardcore, Chuck!».
В этих номерах намного больше всякой «социологии» — Моррисону явно интересны темы воздействия анхуманов на социум, и разные общественные явления, которые возникают на этой почве. Временами идеи автора представляются довольно упоротыми (на мой взгляд), а временами куда интереснее и реалистичнее, чем у предшественников (Клермонта, Лодбелла и иже с ними). По крайней мере, раньше еще никто не додумался до идеи распиливать мутантов на органы, после чего пересаживать эти органы обычным людям для обретения паранормальных способностей (работает метод через пень-колоду и далеко не всегда, но работает!). А также мысль об анхуманах как новой особой субкультуре, и тому подобное. Футболки с надписью «Magneto was right» как знак соответствующих настроений среди мутантов — тоже тут появляются.
Ксорн – достаточно любопытный персонаж из числа условно «новых». Существо с вечным двигателем на ахулиард ватт световой энергии в черепной коробке (и соответствующим разрушительным потенциалом), но с характером неконфликтного дзен-пофигиста. С ним потом будет связан один крайне противоречивый сюжетный ход, до которого я пока не дошел.
Эмма Фрост опять “на светлой стороне”. В интерпретации Моррисона она изображена как довольно-таки закомплексованная женщина с серьезными психологическими проблемами, нуждающаяся в постоянном самоутверждении за счет других. Вся эта надменно-издевательская манера общения, высокомерие, сарказм и жестокие шутки – все оттуда. Нет уж, прежняя версия мне была более по нраву. Еще раз скажу: пребывать в качестве злодейки этой стервозной блондиночке шло куда больше. Не место ей в «комсомоле Ксавьера».
И да, Сцыклоп – не орёл, совсем не орёл. Заводить интрижку с коллегой при наличии жены-телепата со взрывоопасным темпераментом и способностью уничтожать планеты силой мысли – плохая идея. Очень-очень плохая идея. Твоя рыжая тебя распылит на атомы, мужик – и правильно сделает.
Росомаху в паре номеров рисовали с дебильной бородкой и без бакенбардов. :)) Настолько не труЪ, что от «нововведения» очень быстро и очень тихо отказались. (а художника лишили премии квартальной, но это не точно)...
Фрэнк Миллер «Женщина, за которую стоит убивать»
Zombie 1st class, 11 ноября 2024 г. 22:21
Этот том был экранизирован во втором фильме по вселенной «Города Грехов», который я еще не смотрел (теперь заценю, сравнивая с оригиналом). Все эти истории из антологии, являясь в принципе независимыми, в то же время взаимосвязаны: какие-то являются условными сиквелами, какие-то приквелами друг другу (иногда одновременно), главные герои одних появляются уже как эпизодические персонажи в других, и наоборот, герои второго плана получают свои сколько-то там минут славы на авансцене.
«Женщина (за) которую стоит убивать» — история почти столь же архетипическая, как и «Трудное прощание». Там было про одинокого мстителя в кровавом угаре, здесь же – как нетрудно догадаться, в первую очередь, про femme fatale. Не будет большим спойлером сказать, что эта самая роковая женщина, Ава Лорд – олицетворяет собою главное зло в данной истории. И мне уже прямо не терпится посмотреть, как там Ева Грин сыграла в кино. Но комикс-версия – это просто воплощение порока. Как и все персонажи Миллера, тащемта – очень выпуклые и larger than life. Так и здесь – эдакая амальгама всех нуарных роковух в одном лице, с коварством и жестокостью, выкрученными до максимальной степени. Позволю себе процитировать самый яркий диалог: «Глупец! У богини нет любовников, у нее есть лишь рабы. Дэмиен Лорд, ты, я. Мы служим ей, а потом умираем, когда она того пожелает. Ты уже мертв. Ты дышишь, мыслишь, говоришь, но твоя душа мертва. А вскоре за ней последует и тело».
Дуайт как протагонист мне был не особенно интересен. В сущности, это эдакий «Марв на минималках» (с которым они корефаны, кстати – дело происходит в основном ДО событий первой части). Хотя был задуман, видимо, как более сложный персонаж – но какой-либо глубины в нем я не ощутил.
Еще в сюжете опять принимают участие «шлюхи из Старого Города», и эта линия достигнет своего апофеоза в 3-ем томе, о чем будет сказано отдельно, пожалуй. Из второстепенных персонажей заслуживает внимания босс мафии Валленквист, и с ним мы также еще увидимся в следующих сериях.
Zombie 1st class, 11 ноября 2024 г. 22:19
Рассказ, эксплуатирующий японскую мифологию и современные городские легенды (которые там тоже густо замешаны на традиционных мифах). Русский аспирант в Японии знакомится с загадочной девушкой на железнодорожной станции, с которой время от времени встречается там. Она все время носит маску, что не вызывает там особого внимания окружающих, но у одного коллеги героя, местного эксцентричного профессора, есть мыль, что девушка – это, собственно говоря, ёкай. Призрак, потустороннее существо. Что же будет дальше? Интрига, возможно, уходит в далекое прошлое… Мне понравился рассказ, он более романтичный и грустный, чем страшный. Как если бы фильм «Отпечаток» Такаши Миике был полностью лишен садизма и жести, но сохранил кое-какие из других тем.
Николай Лесков «Привидение в Инженерном замке»
Zombie 1st class, 28 октября 2024 г. 21:30
Мистическая история о группе кадетов, поставленных в караул над телом недавно умершего начальника училища. Один из мальчишек решается сыграть дурацкую шутку – и это оборачивается весьма неожиданными последствиями.
Этот рассказ я, как по ходу чтения вспомнилось, читал еще давным-давно, в школьные годы. Вещь интересная, местами очень смешная (реально, просто укатайные сцены и фразочки есть), но финал вместе с тем довольно грустный, если задуматься всерьез о произошедших там невеселых событиях. Страшного ничего особо нет, однако местами нагнетается вполне неплохая готическая атмосфера жути. Психологическое состояние малолетних придурков передано неплохо, и вот в то, что *им* очень страшно – вполне верится.
Уильям Питер Блэтти «Изгоняющий дьявола»
Zombie 1st class, 28 октября 2024 г. 21:27
Прочел еще одну классику литературного хоррора 20 века. Наверное, фильм все-таки более известен – я его специально очень долго не смотрел, надеясь добраться-таки до романа (теперь посмотрю вместе со всякими сиквелами и подражаниями, наверное). Книгу оцениваю пока сугубо отдельно, без всякой связи с экранизацией (которую знаю лишь по пародиям и отсылкам в поп-культуре, которые присутствуют повсюду).
Роман достаточно сдержанный в плане мистики и ужасов в традиционном смысле – выдержан более в духе психологического триллера/драмы с элементами детектива. Более того, на протяжении значительной части сюжета намеренно поддерживается двусмысленность: то ли в деле нечто сверхъестественное, то ли все объясняется сугубо материалистическими причинами (нечто подобное также можно было наблюдать в «Адском доме» Матесона). Даже служители церкви крайне неохотно верят в реальные проявления дьявольских козней, до последнего стремясь найти земные объяснения происходящему (и их мотивация прописана автором весьма подробно и убедительно).
Вместе с тем, именно как психотриллер это хорошая вещь – отлично передано ощущение отчаяния и беспомощности людей перед неведомым недугом, превратившим невинную девочку в отвратительного монстра и медленно убивающим ее. Хорош и как личная драма отца Карраса: его сомнения, кризис веры, поиск себя — все это описано с достаточным уровнем погружения. Некоторое количество шок-контента в основном касается всяких подчеркнуто мерзких/кощунственных/табуированных фраз, которыми сыпет «демон», вселившийся в тело девочки. А также определенных элементов физиологизма («упругая струя блевотины»(tm) — не как в фильме, но тоже присутствует, и много чего еще). Не знаю, способно ли это сейчас кого-то шокировать – меня не шокировало, но я тот еще больной ублюдок. %))
На русском языке книга впервые была издана еще при СССР, в самом начале 90х – насколько мне известно, с некоторыми цензурными изъятиями, и перевод был с определенными недостатками. Я читал в более позднем переводе, который весьма хорош – в т.ч. с достаточным количеством поясняющих сносок о разных религиозных и пр.терминах.
Руслан Бирюшев «Память сгоревшего мира»
Zombie 1st class, 13 октября 2024 г. 18:21
Рассказ из далекого будущего мира, который описан в соответствующих романах. Ну, не то чтобы совсем уж далекого – но по сюжету прошло несколько столетий после масштабной комбинированной техномагической войнушки, похоронившей большую часть существовавших до нее цивилизованных государств (подробнее о ней – в двух оставшихся книжках, которые я еще не осилил). Но жизнь продолжается, прогресс идет, настал и в этой вселенной свой условный стимпанк. Сеттинг – что-то в духе постапокалиптического вестерна с рейдерами и мутантами (ранний Фоллаут, Темная башня, и всякое такое, много их). История сама по себе — простенькое приключалово: ковбои против нечисти. Много годного экшына. Среди персонажей есть кое-кто из главных протагонистов трилогии, что впрочем не такой уж большой спойлер, и нетрудно догадаться, кто именно, учитывая обстоятельства. Второстепенные статисты тоже неплохо выписаны парой запоминающихся штрихов. Очень напоминает побочную, но достаточно обстоятельную ветку из пары квестов в какой-нибудь RPG. На ютубе есть пересказ (именно пересказ, не начитка) от двух угарных чуваков, с хиханьками и хаханьками, рекомендую тоже ознакомиться.
Zombie 1st class, 12 октября 2024 г. 19:03
Мужик в командировке посреди сильного ливня ночью, злой, голодный и промокший, останавливается в придорожной гостинице, где его соглашаются заселить в не пользующийся популярностью номер, куда неохотно въезжают постояльцы. А он и рад, ведь крыша над головой и жратва важнее дурацких суеверий. Странный рассказ. Смесь черного юмора, классической мистики (а-ля кинговский «1408»), и сюра. Возможно, это скорее weird fiction, чем хоррор – не знаю. Есть забавные сцены (я поржал от эпизода, где герой щелкает телеканалами в номере и натыкается на не совсем обычную порнуху), есть типа с претензией на социалочку.
Том Пиккирилли «New York Comes to the Desert»
Zombie 1st class, 12 октября 2024 г. 19:02
С творчеством Пиккирилли я теперь, после этого рассказа, намерен ознакомиться повнимательнее – тем более, что и на русском его начали издавать в прошлом году. А этот рассказ – чем-то напоминает по стилю Брайана Кина и Эдварда Ли. Брутально, кроваво, чернушно, и с легким оттенком черного юмора, пронизывающим все повествование. Итак, главный герой, некий не очень удачливый драматург-сценарист с темным прошлым (вы даже не представляете, насколько темным!) едет в калифорнийскую пустыню забрать друга, у которого поломалась машина на трассе. Машина на том же месте, а вот друга нет. Зато есть неподалеку странная община хиппи в заброшенном городке (вы даже не представляете, насколько странная!).
В рассказе много экшена, достаточно много мяса, а также на редкость крутой и альфаческий главгерой, который за словом в карман не полезет, зато полезет за чем-то поувесистей. Финальный твист я срисовал уже по описанию внешности главного антагониста, это было очевидно. Но все равно поворот неплохой, забавный.
Майкл Т. Хайк «Deep Dawn's Jongleur»
Zombie 1st class, 12 октября 2024 г. 19:00
Немая художница (но не глухая, это важно) и ее адвокат приходят в порт, а конкретнее – на кладбище кораблей, дожидающихся разделки на металлолом. Чтобы выбрать объект для будущего масштабного арт-проекта. Их выбор падает на бывший десантный корабль Deep Dawn типа LST (очень удачный проект времен ВМВ, построено более 1000 единиц). Но ржавая посудина оказывается совсем не такой уж необитаемой, как казалось.
Финальная часть рассказа — сплаттерпанк в чистом виде. Вероятно, ради нее все и писалось. В этом смысле – вещь достойная, весьма брутально. В остальном – довольно странненькая. Но ругать не стану, идея была неплоха.
Zombie 1st class, 12 октября 2024 г. 18:57
Саймон Кларк – британский автор, знакомый мне только по роману «Кровавая купель». Кстати, рекомендую: интересный постапокалипсис, эдакий гибрид «Детей кукурузы», «Дня триффидов» и «Ночи живых мертвецов». А этот рассказ – своеобразная, не вполне серьезная, слегка ироничная история про невидимок. Есть вот люди, у которых в определенном возрасте появляется способность спонтанно и на время становиться оптически невидимыми. Главная героиня, от лица которой мы узнаем историю – обрела способность пару лет назад. Хэм, о котором пойдет речь, обрел ее буквально только что. И теперь долг ГГ (согласно кодексу тайного сообщества невидимок) – объяснить ему, что да как, и рассказать, как себя вести, и чего ни в коем случае нельзя делать. Но поди объясни импульсивному подростку, что есть слово «нельзя»… Разве ж он послушает? А между тем, кодекс невидимок беспощаден к нарушителям, и незнание не освобождает от ответственности.
Невидимость, кстати – частая тема у Лаймона, памяти которого посвящен этот сборник. Встречается и как центральная тема («Берегись») так и в качестве мимолетных элементов в фантазиях персонажей (много где).
Гэри Бранднер «Campfire Story»
Zombie 1st class, 12 октября 2024 г. 18:55
Этот рассказ в сборнике весьма уместен, так как посвящен такой любимой теме Лаймона, как турпоход на природу, и особенно – страшные байки у костра на природе. Итак, трое мальчишек и их вожатый, взрослый парень, отправились в поход, где им предстоит ночевать в палатках в лесу. Вечером они сидят у костра, и опытный педагог, стремясь развлечь вверенный ему контингент, предлагает рассказать истории. Страшные, конечно же – какие же еще рассказывать ночью у огня. У ребятишек это поначалу энтузиазма не вызывает, но потом дело доходит до одной, особенно интересной истории…
Тут, что интересно, и сама рамочная история выполнена в форме «пионерлагерной страшилки». Очень “мета”, плюсик автору за это. Твист не шибко оригинальный, но неплохой в целом. Жалко, что женщин практически нету – какая-то сосисочная вечеринка. Лаймон вряд ли одобрил бы! ;)) Ну ладно.
Zombie 1st class, 12 октября 2024 г. 18:53
Лютый чернушный ироничный сплаттерпанк. Наш главный герой – рассказчик, ведущий дневник. Это великовозрастный лоботряс (aka подростковый дебил), работающий в фотосалоне, где проявляют снимки с камер (тест на возраст! я еще застал пленочные мыльницы и фотосалоны, а более молодые читатели могут и не понять). Дело происходит где-то в 90х или самом начале 2000х, как вы понимаете. Поскольку это похотливый малолетний придурок, у него есть хобби: коллекционировать всякого рода интимные фото, которые незадачливые и туповатые обыватели несут проявлять, даже не задумываясь, что сотрудник салона все это будет видеть, и вполне возможно делать копии «для личного пользования» (реальный факт, много в те времена было подобных историй, попавших в прессу, и на порядок больше не попавших). Однажды к нему приходит некий солидный и добропорядочный с виду гражданин проявить фоточки. А на тех фоточках – ТАКОЕ… Ужоснах! Короче, это маньяк, держащий каких-то девок в рабстве у себя в подвале. Парень поступает как настоящий сверхразум и решает маньяка немножко пошантажировать… Что может пойти не так, и что же будет дальше?
Чтиво весьма отмороженное, аморальное, переполненное жестокостью и жестью, но в то же время и юмором. Читается легко, есть пара неожиданных поворотов. Плюс формат дневника представляет интересные возможности для таких твистов – у Лаймона это было в «Острове», возможно этот рассказ частично вдохновлен тамошними экспериментами.
Гарри Гаррисон «Специалист по этике»
Zombie 1st class, 9 октября 2024 г. 23:14
Вторая после «Планеты смерти» книга из цикла про Язона ДинАльта. На сей раз почти никак не связанная с адской планетой Пирр, но почти столь же динамичная и насыщенная приключениями. Никакой экспозиции, ноль рассусоливания: уже на третьей что ли странице Язона похищает галактический фанатик-моралист и везет отдавать под суд за его страшшные-ужасные преступления против священной частной собственности и богоданного уклада. Но наш герой не так-то прост, и в результате спровоцированного крушения космолета он вместе со своим врагом оказывается на деградировавшей варварской планете, где потомки первых колонистов влачат жалкое существование разной степени примитивности. Без средств связи, оружия и прочих благ цивилизации, оба сразу попадают в рабство к аборигенам, и тут бы и сказочке через какое-то время конец… Но космический авантюрист вновь не унывает и начинает действовать, вооруженный лишь своим интеллектом и неукротимым стремлением выжить.
Роман короткий и состоит из почти безостановочного действия. Даже быстрее, чем в первой части – тут какие-либо интермедии практически отсутствуют, во всяком случае мне так показалось. Ключевым элементом сюжета является прогрессорство и перемещения горемычных попаданцев по социально-историческим формациям, от примитивного неолитического рабовладения до развитого феодализма с техническими элементами более поздних эпох. При этом, за простеньким приключаловом кроются кое-какие авторские мыслишки об общественном устройстве и принципах развития цивилизации. Местами довольно неоднозначные – например, кровавая всемирная война с перспективой объединения микрогосударств в одну планетарную империю, походя объявляется устами главного героя объективным благом, которое необходимо всячески приближать, и пофиг сколько там людишек перережут в процессе. Но вполне возможно, я путаю здесь мысли автора с мыслями морально-серого персонажа (мошенника, плута и эгоиста), так что не буду делать выводов. Есть и вопросы без ответов: типа, стоит ли навязывать или проповедовать свою мораль в обществе, которое является абсолютно аморальным (с твоей точки зрения) и имеет ли смысл освобождать рабов, которые не только не хотят этого, но и не знают самой концепции свободы.
А вот главный антагонист Майк (в оригинале Micah) выведен очень уж карикатурным и двумерным. Максимально тупорылый, упоротый и упертый персонаж с элайнментом lawful stupid. Понятно, что это по всей видимости карикатура на определенные неприятные автору типажи, но я не очень люблю такую прямолинейность. Кроме того, изрядный кусок текста посвящен сравнению понятий «этос» и «этика», происходящих, как известно, из одного корня, но означающих существенно разные вещи.
В целом же, я прочитал книгу с огромным удовольствием – приключенческая фантастика здорового человека, золотой фонд жанра.
Zombie 1st class, 9 октября 2024 г. 20:39
Редкий рассказ Лаймона, выполненный в жанре психологического триллера, с легким ироничным оттенком. Итак, Лос-Анджелес, царство Голливуда. Сценарист (конечно же, это интеллигентный мужчина средних лет со специфическим чувством юмора) и продюсерка (конечно же, это очень красивая женщина с роскошной фигурой) сидят в ресторане и ведут деловые переговоры, перемежая их светской беседой. Тут сценарист обращает внимание спутницы на их соседа за несколько столиков. Это известный в прошлом художник. Даже скандально известный. Была с его участием несколько лет назад одна очень зловещая макабрическая история, включавшая в себя зверское убийство. И писака рассказывает женщине все известные ему детали, не утаивая никаких чудовищных подробностей... Рассказ мне понравился: интересный слегка насмешливый тон, классная «вложенная история в истории», очень легкие эротические намеки, а также довольно непредсказуемый финал.
Zombie 1st class, 9 октября 2024 г. 20:23
Ночь, проселочная дорога, сломанная машина, беспомощная девушка в беде… Ох, сколько рассказов начинались подобным образом (в т.ч. и у того же Лаймона даже). Ну и вот, значит, пошла наша героиня искать помощи в ближайшем человеческом жилье – заходит в уютный фермерский домик, а там ее встречает радушный хозяин… «А в землянке людоед, заходи-ка на обед!!!» Ой, это из другой истории. Но здешний домовладелец (талантливый эксцентричный художник), как вы понимаете, тоже не прост, и наверняка скрывает что-то мрачное и зловещее. Рассказ интересен легким лавкрафтианским душком, который мне мог приглючиться, а может быть и нет.
Zombie 1st class, 9 октября 2024 г. 20:21
Это типичный лаймоновский сюжет – кстати, позаимствованный из его романа «Когда погаснет свет»: там подобная сценка фигурировала как один из «хоррор-фильмов», что демонстрировались в зловещем кинотеатре. Две девушки сидят у костра на берегу озера, болтают и пьют винишко. Тут к ним подходит из темноты мрачный, но безобидный на вид мужичок и предупреждает, что оставаться здесь опасно. В окрестностях озера орудует безумный убийца по прозвищу Дровосек, который уже зарубил своим топором немало туристов, а уж чего он еще с ними делал – так лучше и вообще не знать (впрочем, заботливый дяденька это все равно расскажет во всех деталях). Верить мутному челу или нет, и собирать ли манатки, чтобы срочно валить назад в город – вот дилемма, которая теперь стоит перед барышнями. Что же они решат, и к чему приведет их выбор? Узнаете в финале. Довольно сплаттерпанково, хотя непосредственно «в кадре» как бы ничего и не происходит. Мне понравилось, хорошее чтиво – жестокое и забавное одновременно.
Ричард Лаймон «The Night Creature»
Zombie 1st class, 9 октября 2024 г. 19:30
Первая из серии четырех коротких повестей (или длинных рассказов) про S.O.S. – Strange Occurrence Squad. Стечение обстоятельств свело вместе трех крайне непохожих людей. Суровый детектив убойного отдела Клинт, молоденькая телепатка Тереза и эксцентричный тайный агент Малкольм объединяют свои усилия для поиска и нейтрализации загадочного преступника, который может оказаться вовсе даже и не человеком.
Стоит в очередной раз оговориться, что это произведение из серии Fastback – литературы для подростков. Так что не ждите здесь особенно жестких «лаймонизмов», если вы понимаете, о чем я. ;) Но сама по себе история весьма недурная: есть и хоррор, и достаточно колоритные симпатичные персонажи, и саспенс, и прикольные диалоги. Конкретно этот рассказ посвящен вампирской теме (хотя вампир тут немного нестандартный по ТТХ) – а дальше будут и вервольфы, и призраки и всякое другое мракобесие.
Лидия Богданович «Записки психиатра»
Zombie 1st class, 9 октября 2024 г. 01:03
Книга была обнаружена в ходе разбора полученной в наследство небольшой домашней библиотеки. Довольно любопытное чтиво, сочетающее элементы научно-популярной и мемуарной литературы. В сущности, это сборник очерков, описывающих в беллетризованной форме те или иные реальные случаи из практики автора. Многие описанные истории, как мне кажется, больше относятся к сфере психотерапии, чем психиатрии в традиционном понимании. Во всяком случае, многим пациентам здесь помогают в значительной мере именно словом и созданием условий для восстановления, а не медикаментозно. А также другими подобными методами (трудотерапия, психосоциальная терапия, арт-терапия и т.п.)
Конечно, это книга своего времени (1957 – первое издание, а многие события относятся даже и к более ранним периодам 40х и 30х годов). Просто этот факт стоит принимать во внимание, поскольку наука с тех пор существенно ушла вперед. Но определенные базовые вещи остались неизменными, так что читать все равно интересно. Кого-то может оттолкнуть чрезмерно назидательный тон повествования, некое морализаторство, а также периодически встречающиеся обязательные реверансы в сторону партийной идеологии. Но это неизбежные отпечатки эпохи, причем в каких-то аспектах даже не являются специфическими для советской медицины.
Zombie 1st class, 24 сентября 2024 г. 19:02
Это достаточно старательное подражание Лаймону – один из тех рассказов, где видно стремление именно скопировать какие-то авторские фишки и штучки. Две сочные старшеклассницы и малолетний братец одной из них отправляются ради развлечения обследовать заброшенный дом на отшибе, где много лет назад якобы произошло кровавое убийство целой семьи свихнувшимся отцом. А там их ждет… ну, ничего хорошего не ждет, это уж точно. Финал оставляет некое чувство недосказанности, но в то же время насмешливо-злобненький: из огня да в полымя.
Любопытно, что лаймоновский наивный эротизм тут тоже усердно скопирован: все эти сладострастные описания, как там у какой-то героини торчат соски, а другая засветила нижнее белье в своей короткой юбке на радость малолетнему дебилу рядом... Ну что тут сказать: плюсик за умелую имитацию авторского стиля. Я оценил. Хотя сам по себе рассказ, конечно, проходной — но в этом сборнике уместен, в отличие от многих других.
Zombie 1st class, 24 сентября 2024 г. 18:56
Довольно примитивный и слабо написанный рассказ о юной психопатке, которая то ли родилась такой, то ли стала такой под влиянием пагубного окружения и среды. Дети-убийцы/маньяки – тема сама по себе небезынтересная, но здесь она раскрыта слабо. Внимания не заслуживает, странная вещь.
Zombie 1st class, 30 августа 2024 г. 22:03
Умирающий престарелый миллионер нанимает группу исследователей, чтобы они изучили потенциальный феномен сохранения человеческого сознания после смерти. Профессор, его жена-ассистентка, и два медиума должны провести неделю в зловещем заброшенном поместье, известном как Адский Дом. Место, культовое и пользующееся славой в кругах приверженцев парапсихологии. Некогда принадлежавший эксцентричному богачу Беласко, дом стал ареной ряда кошмарных и отвратительных событий, после чего там начали происходить странные необъяснимые явления (проявления призрачной активности, как считают некоторые). Долгие годы особняк стоял необитаемым, привлекая желающих изучить его. Ничем хорошим для исследователей это никогда не заканчивалось – многие смельчаки пали жертвами Адского Дома. Более того, один из героев сам много лет назад был участником одной такой неудачной вылазки, и единственный остался в живых из своей группы.
Известный и достаточно значимый в хоррор-литературе роман, один из основоположников современного переосмысления классического жанра про дом с привидениями. Ну, как современного... 1971 год. По нынешним-то меркам, книжка выглядит уже несколько старомодной.
Как хоррор она не особо страшная. На тот момент, наверное, содержала некоторое количество шокирующих моментов, но даже тогда скорее «слегка шокирующих». Местное «зло» местами действительно пугающее (в основном в пересказе других персонажей) а на практике оказывается в итоге довольно жалким. Возможно, так и было задумано. Отдельно отмечу странное отношение автора к сексуальной теме, которой он не то чтобы совсем чурается, как Лавкрафт какой-нибудь, но относится с какой-то почти пуританской брезгливостью и страхом. Есть несколько сцен с эротическим наполнением, в т.ч. достаточно графичных и слегка извращенных – и все они без исключения поданы в как нечто inherently sinful, изначально порочное и ведущее к серьезным неприятностям, а то и буквально к погибели. Хорошего секса здесь не предусмотрено, увы.
По психологической достоверности и проработке характеров – тоже особой глубины ждать вряд ли стоит. Не «Сияние» Кинговское, тут внутренний мир героев изображен очень поверхностно, несколькими штрихами. Хоть и совсем картонными их не назвать. При этом описания обстановки и происходящих событий – очень яркие, кинематографичные. Не исключаю, что роман писался с прицелом на экранизацию, которая через несколько лет и состоялась под названием «Легенда Адского Дома», и которую я планирую посмотреть.
Интерес представляет попытка автора совместить мистический и научный подход к потусторонним явлениям — среди персонажей есть сторонники обеих трактовок. Причем однозначного ответа долгое время не дается – в пользу и той, и другой версии есть свои аргументы.
Джон Урбанчик «Fauxville North»
Zombie 1st class, 15 июля 2024 г. 13:24
Я не знаю, как перевести название. Оно содержит игру слов: Fauxville – типа, «фальшивый городок», «псевдо-город», что-то такое. Действие рассказа происходит во вселенной «Дома зверя». Хотя есть мнение, что все творчество Лаймона (и фанфиков по нему) – это одна вселенная, как у Кинга, просто не все сюжетные линии пересекаются по понятным причинам.
Некий суровый мужчина (предположительно наемный убийца) по дороге в Монреаль вынужден из-за сильной снежной бури остановиться в придорожном мотеле в маленьком поселке. Это, конечно же, была большая ошибка – вскоре ассасин встретится с чем-то настолько страшным и кровожадным, что даже ему, бывалому душегубу, изрядно поплохеет.
Я не читал еще последнюю часть «зверского» цикла Лаймона («Полуночная экскурсия»), так что могу чего-то не знать про тамошний лор. Откуда монстры в Канаде? о_О Да еще в таком количестве. Тем не менее, рассказ понравился. Добротный, классический сплаттер, в меру жестокий.
Брайан Джеймс Фримен «Loving Roger»
Zombie 1st class, 15 июля 2024 г. 13:23
Женщина возвращается после продолжительной разлуки к своему любимому, в надежде восстановить отношения, «понять и простить». По мере того, как мы узнаем все больше небольших деталей о происходящем, понемногу становится понятно, что с причинами их расставания и нынешними мотивами героини все не так-то просто…
Простенький психотриллер с ненадежным рассказчиком. Финальный твист достаточно легко угадывается.
Zombie 1st class, 5 июля 2024 г. 11:51
Два путешественника сплавляются на лодке по Дунаю. Где-то в Венгрии они из-за погодных условий останавливаются переночевать на островке в речной пойме. Это безлюдное, уединенное место, сплошь заросшее ивняком. Почти сразу же путников начинают преследовать тревожные знамения, а какое-то первобытное чутье настойчиво твердит им, что задерживаться здесь не стоит. Но выбора нет – надо дождаться, пока утихнет ветер, прежде чем плыть дальше. И они устраиваются на ночлег. Фатальная ошибка…
Знали бы герои, с чем им предстоит столкнуться, и какая участь (намного, намного хуже смерти) им здесь грозит – бросили бы все и помчались бы вплавь по бурным дунайским водам впереди собственных панических воплей. Но когда поняли – было уже поздно бежать: остается лишь встретить хтонический кошмар лицом к лицу и постараться не сойти с ума.
Тоже, как и в «Вендиго», очень эффектная и атмосферная история про непознаваемую жуть из-за грани нашего понимания о рациональном, с которой можно столкнуться совершенно случайно и внезапно, а спастись возможно разве что по счастливой случайности. Настолько это могучие, неведомые силы, чуждые человеческому представлению о реальности. Не злые и не добрые, просто непонятные: как муравью непонятно мышление человека, а человеку неинтересна картина мира и жизненный путь муравья. Человек может муравья раздавить, может не заметить, может поймать и тут же отпустить просто по приколу, или увезти на своей одежде за тридевять земель и стряхнуть на землю там. Вот примерно так же дело обстоит и здесь. Космический ужас.
Алексей Константинович Толстой «Семья вурдалака. Неизданный отрывок из записок неизвестного»
Zombie 1st class, 24 июня 2024 г. 16:48
Очень известный готический рассказ, наряду с «Упырем» считается родоначальником русского ответвления вампирской литературы и одним из первых чистых представителей отечественного хоррора вообще. Написан автором на французском, так что все русские издания – это, как ни странно, переводы.
Там и герой-рассказчик — француз, который в середине XVIII века (всего лишь легкое ретро на момент написания рассказа, 1830х) отправляется на Балканы по дипломатическому поручению Версаля. По пути он останавливается на ночлег в маленькой деревушке в доме простой сельской семьи. Семья простая, но события происходят очень непростые: отец семейства недавно вернулся из похода против разбойников – причем вернулся не то живым, не то мертвым. Родные нарушили важный ритуал, который он им строго наказал соблюдать, и вскоре начинается сущий ад….
Эта классическая готика и сейчас читается очень бодро – без всякой старомодной заунывности, действия много, пугательные сцены тоже достаточно эффектные, выдержан дух безысходности и мрачной обреченности, хотя для главного героя все кончается вполне благополучно. Рассказ многократно экранизировался как у нас, так и за рубежом.
Алексей Константинович Толстой «Упырь»
Zombie 1st class, 14 июня 2024 г. 20:32
С удовольствием прочел довольно известную повесть А.К.Толстого про жуть загробную.
Между прочим, это исток всего русского хоррора как такового. Ну, «один из истоков», естественно – наряду с творчеством еще нескольких современников, до которых я тоже как-нибудь доберусь. Если «Семья вурдалака» была в значительной степени подражанием западно-европейской вампирской литературе своего времени, то здесь нечто более интересное. При довольно небольшом объеме, история достаточно сложносоставленная и оригинальная по композиции. Там есть и семейная сага, и романтическая линия, и тема безумия, и матрешечный «рассказ в рассказе в рассказе», и сюрреалистические кошмарные видения, и довольно экзотичные итальянские эпизоды, и многое другое. Я смотрел раньше экранизацию под названием «Пьющие кровь» — и она очень хорошая, но довольно сильно отличается от исходника.
Отдельно отмечу стихотворение «Как филин поймал летучую мышь», интересно встроенное в рассказ. Вещь и по отдельности довольно сильная. Толстой всегда исключительно крутые историко-романтические баллады и стилизованные былины писал – очень люблю их.
Zombie 1st class, 30 мая 2024 г. 01:16
Мрачненький рассказ с элементами сюра и социальной сатиры. Олицетворением зла на сей раз становятся стереотипные приподъездные бабульки. Ну, те самые – главные народные эксперты по проституткам и наркоманам, из которых состоит чуть менее чем все население подконтрольных им владений. Сидят на лавочке и делятся друг с другом всякими слухами об окружающих людях и мироздании в целом – чем более мерзкими, неприятными и грязненькими, тем лучше. Но тут пикантность в том, что слухи и реальные события стоят в обратной зависимости – сплетни бабок осуществляются. Да и, скорее всего, не бабки это никакие – а нечто куда более зловещее. Интересный образ — эдакие современно-ужасняцкие норны/мойры. Понравились и ужасы, и бытописательство про безрадостное житье-бытье понаехавшей провинциалки в жестокой столице.
Zombie 1st class, 30 мая 2024 г. 01:11
Жуки – это от фамилии Жук, которую носит маргинальное семейство, проживающее на заброшенной площадке за сортировочной станцией одного промышленного города. Дети их иногда учатся в школе, и вот учительница одного из жучиных отпрысков как-то решила наведаться к родителям странноватого ученика. Зря она это сделала, конечно…
Мне понравилось в целом, но чувствуется тут какая-то недотянутость. Очень много моментов недораскрытыми показались. Где-то это работает только в плюс (недосказанность сильнее пугает), а где-то наоборот – вызывает фрустрацию от неудовлетворенного любопытства. Да и характеры персонажей, а также и особенности здешней хтонической хероборы (я максимально стараюсь обходиться без спойлеров) – как по мне, можно было бы немного подробнее раскрыть. Рассказ вырос из такого эффектного некро/техно-образа как «кладбище поездов» — и это местечко заслуживает куда более подробного раскрытия, как по мне. Очень запоминающаяся локация.
Элджернон Блэквуд «Страна Зелёного Имбиря»
Zombie 1st class, 30 мая 2024 г. 01:09
А вот это настоящий шедевр, хоть и не имеющий прямого отношения к хоррору (а кто обещал, что должно иметь?). История об одном молодом человеке, который как-то однажды, находясь в сложных жизненных обстоятельствах и не зная, какой путь дальше выбрать в жизни, наткнулся в портовом районе на восточную лавку под названием «Страна зеленого имбиря». И пережил внутри ряд странных и загадочных событий. Все это он рассказывает нам спустя много лет, будучи уже известным писателем.
Рассказ, хоть и короткий, но имеет на диво хитрую композицию и богатое количество смысловых слоев. Излагать свои СПГС-размышления я, конечно же, не буду – тем более, что понимать эту историю каждый может по-своему. Прочитать это я весьма рекомендую, вещь изумительная.
Zombie 1st class, 30 мая 2024 г. 01:06
Еще один рассказик про шпионов. На сей раз, даже не триллер, а чистый незатейливый боевичок, почти без какой-либо интриги. Агент какой-то вымышленной спецслужбы получает шанс восстановить репутацию после недавнего фиаско – ему поручено доставить по указанному адресу кейс с секретными документами, который прикреплен к его руке наручниками (отсюда игра слов в названии). Кстати, это киношный штамп, или такое реально хоть когда-либо практиковалось? И его предупреждают, что это последняя возможность оправдать доверие – и если не справится с заданием, то ВСЁ (что бы это ни значило). Естественно, в простом на первый взгляд деле возникнут неожиданные сложности – но оперативник с честью их преодолеет. Почитать можно, но ничего особо интересного, рассказ проходной.
Zombie 1st class, 30 мая 2024 г. 00:51
Молодая красотка Голди отдыхала у бассейна жарким летним днем, но ее то и дело тревожили назойливые телефонные звонки на домашний телефон (это 80е, других телефонов и не бывает :) ). Впрочем, взять трубку она ни разу не потрудилась. А зря – если бы знала, что звонивший вскоре наведается к ней в гости, сразу после наступления темноты. С не самыми добрыми намерениями, естественно...
По меркам «подростковой серии», где рассказ выходил, это очень годный триллер с парой напряженных сцен и очень неожиданным поворотом на середине. Поворот спойлерный, потому спрячу все намеки.
Zombie 1st class, 30 мая 2024 г. 00:39
Криминально-шпионский триллер. Редактор независимой газеты получает неожиданное предложение. Незнакомка, якобы работающая в аналитическом отделе ЦРУ, предлагает продать ему эксклюзивные сведения о личности американского агента в советской разведке. Встреча назначена поздно ночью в темном переулке. Казалось бы, что может пойти не так?... Рассказ в основном представляет интерес лишь для фанатов Лаймона, т.к. ничего особенно выдающегося из себя не представляет, кроме возможности оценить работу автора в нехарактерном для него жанре. Но написано неплохо, нагнетается какая-то атмосферка и напряжение, также присутствует финальный твист по всем канонам.
Zombie 1st class, 30 мая 2024 г. 00:33
Довольно малоизвестный рассказ Лаймона. Как и «The Keeper» выполнен на стыке вестерна и сплаттерпанка. Только тут еще и с изрядной долей мистики вдобавок. И снова имеет «вложенную» историю: т.е. основной сюжет – это рассказ ковбоя о чём-то зловещем и сверхъестественном, с которым ему пришлось иметь дело. Но и в рамочном сюжете тоже будут свои брутальные вот-это-повороты. Также присутствует легкая доза чернушно-сардонического юмора. Очень достойная вещь.
Герман Шендеров «Технические жильцы»
Zombie 1st class, 26 мая 2024 г. 22:44
Прикольная идея такой нечисти как «домовые многоквартирных домов», которых видят только работники ЖКХ (которые категорически ни при каких обстоятельствах не называют себя «коммунальщиками», потому что коммунальщики – это эти самые, кого лучше лишний раз не поминать всуе). Оно только звучит смешно, а так-то там все довольно серьезно и жутковато. Также хорошие элементы семейной мрачной бытовухи про взросление, папашу-арбузера, первую любовь с трагическим поворотом и так далее. И про безумие немного (ближе к финалу – много). Отличный психотриллер, где потусторонние элементы мистики – далеко не самое страшное.
Самый впечатливший меня факт: действие происходит в Мытищах! И я, кажется, даже знаю примерно, в каких домах. Каждый раз встречая родной город в любых произведениях масскультуры, радуюсь как ребенок. Ничего не могу с собой поделать, это приятно. :)
Евгений Баратынский «Перстень»
Zombie 1st class, 26 мая 2024 г. 22:31
Тут эдакая готика-лайт, к ужасам имеющая очень отдаленное отношение.
Мне не понравился финал, показался дешевым трюком. Может быть, на момент написания этот прием еще не было настолько избитым (хотя и на сей счет есть сомнения), но сейчас это смотрится очень банально и глупо. Когда зловещие тайны и мистика объясняются по итогу какими-то материалистичными причинами разной степени обыденности. Само по себе это норма, вон даже в «Дикой охоте короля Стаха» (а это осознанная нео-готика 20 века) были приземленные причины жути – но был и интересный криминально-триллерный сюжет. А в этом рассказике как-то все очень уж няшно-прянишно объяснилось и разрешилось. Да к тому же и персонаж, воплощавший всю мистику, оказался в итоге «функцией» для дарования удобного хэппи-энда главным героям, сам не получив практически никакого психологического раскрытия и развития.
Почитать можно, конечно – но это такая литературная развлекательная безделица, артефакт своего времени. Состарилось произведение не лучшим образом. Написано хорошим, не очень-то даже и старомодным языком, читать было интересно — но забывается очень быстро.
Zombie 1st class, 26 мая 2024 г. 21:00
Ну и последним, будто бальзам на душу, идет еще один очень качественный рассказ М.Павлова (любопытно – вроде, больше ни в одном сборнике ССК не нарушалось правило «один автор – одно произведение», а в этом сразу два таких случая: Павлов и Кожин. Возможно, имел место некий дефицит качественного материала, позднее преодоленный по мере роста популярности проекта). Если «Фарш» был мрачным и беспросветным сплаттер/бодихоррор детективом, то «Дом на болоте» — столь же мрачная семейная драма с элементами готики и лавкрафтианского ужаса о неведомых сущностях, что притаились “по ту сторону сна”. Построенная в форме «мемуаров рассказчика», история повествует о человеке, который в середине 1990-х годов возвращается в родовое гнездо на фоне тяжелой депрессии и экзистенциального кризиса. Но там, в родительском доме — своя боль и свои страхи, от которых сбежать уже не получится: придется вновь встретиться с ними лицом к лицу.
Отличная вещь, атмосферная и не то чтобы особенно пугающая, но гнетущая. «Фарш» был очень «городским» по духу. «Дом на болоте» – очень «деревенский», что ощущается как в блестяще переданном антураже большого и старого загородного дома на отшибе, так и в более неспешном темпе.
Кстати, с таким названием существует добрых полдюжины произведений разных авторов. Очень оно популярное почему-то, как оказалось.
Антология «Самая страшная книга 2014»
Zombie 1st class, 26 мая 2024 г. 20:59
Часть текста из приведенной ниже простыни – скопированные мои же отзывы на отдельные рассказы из сборника. Посчитал уместным свести их в итоговые впечатления от антологии в целом. Первая ССК – очень неровная, конечно. Есть в ней и абсолютно великолепные вещи, и какая-то крайне сомнительная наивная писанина уровня «zhurnal.lib.ru начала 2000х», причем не лучших его представителей. А ведь рассказы отбирались голосованием не такой уж и узкой выборки, вроде как – что-то это говорит, наверное, о странностях вкусов публики.
Никакого ранжирования делать не стал, впечатления идут по порядку расположения в книге, как я и читал рассказы (с большим перерывом в несколько лет к том же).
Дмитрий Тихонов, «Сквозь занавес»
Воспитанник детдома узнает от своего товарища о возможности посетить некий кукольный театр, который откроет свои двери прямо здесь, в этом самом здании, после полуночи. Достаточно лишь взять бесплатный билет и выйти в коридор. Но никто не обещал, что представление будет приятным… Автор попытался, как мне показалось, замахнуться на нечто большее, чем просто мистический ужастик, придав рассказу некие притчево-метафорические черты а-ля «что наша жизнь?» и т.п. Но недотянул. Не знаю, насколько удачная затея – ставить в начало сборника не самый сильный рассказ (на мой вкус). С другой стороны, он короткий и довольно простой, так что может и правильно.
Михаил Павлов, «Фарш»
Скажу сразу: по жанру это сплаттерпанк. Т.е. МЯСО. Название как бэ намекает. Более того, это еще и русский детективно-чернушный сплаттерпанк: серые панельки и обшарпанные квартиры рабочих районов, грязно-промозглая зимняя оттепель, тоска и бзсхднсть — и будни оперуполномоченного РОВД, столкнувшегося со странным преступлением. В собственной квартире зверски вырезана целая семья из четырех человек. Кровищи по колено, трупов – нет. Только какие-то куски прокрученного фарша. Кто мог такое сделать и каким образом? Да и человеческих ли это рук дело? Мне рассказ понравился: атмосферно, мрачно, чернушность уместная, к тому же ловко обманывает ожидания. Я лично до последнего думал, что объяснение убийству и последующим жутким событиям будет в духе
Владимир Кузнецов, «Навек исчезнув в бездне под Мессиной»
ИМХО, самый мощный рассказ сборника. Разгар Первой Мировой, британские военные инженеры копают подземные тоннели под немецкие позиции с целью подложить туда побольше тротила и БАХНУТЬ. Работа эта, хоть и чуть менее опасная, нежели пребывание под обстрелами в окопах, но имеет свою специфику и очень сильно давит на психику: нахождение под многометровой толщей земли, постоянно опасаясь то вражеского контр-подкопа, то осыпания грунта – даже для бывалых шахтеров порой становится невыносимо. А тут еще в одном дальнем тоннеле пара солдат как-то совсем невероятным образом пропала без следа. Что-то неладное творится в подземном лабиринте.
По сути своей даже почти не хоррор, а мрачнющая драма про ужасы войны и тщетность бытия. Да, есть некоторый элемент слегка лавкрафтианской мистики – но с тем же успехом можно было обойтись и без нее. Хотя с ней, конечно, колоритнее. «Как мало, в сущности, мы знаем об этом мире, который считаем своим…»
Ощущается, на мой взгляд, влияние такого кинофильма, как «На страже смерти / Deathwatch», или же чуть менее удачной картины «Бункер». Но это так, на уровне общей концепции – поля сражений по понятным причинам представляют собой отличную декорацию для таких историй.
Олег Кожин, «…где живет Кракен»
Любопытная, довольно атмосферная история в жанре «хоррор про детей, но не для детей». Группа школоты в ходе своего обычного летнего ничегонеделанья и дуракаваляния, отправляется к заброшенному и полуразвалившемуся нефтяному резервуару, дабы проверить слухи о живущем среди ржавого металла гигантском монстре. Ну, проверили, чоужтам. Никто не ушел обиженным, все нашли, что хотели. Не страшно, но написано толково, увлекательно, и поведение персонажей достаточно правдоподобно в контексте таких условий. Ну и антураж описан автором весьма ярко и живо.
Алексей Жарков, Дмитрий Костюкевич, «Никта»
Неоднозначный рассказ, пример не полностью реализованного потенциала. С одной стороны, довольно интересный и перспективный сеттинг «крипто-исторического мистического ужаса» в Петербурге начала XVIII века. Начавшись с [ненастоящего] призрака покойного императора Петра, который ходит по городу и пугает вороватых сановников, история постепенно приобретает куда более зловещий и даже апокалиптичный оборот с демонами и чертями фром хелл. Есть пара-тройка неплохих, атмосферно-жутких и даже кинематографичных сцен. Однако, при этом очень видно, что авторы ниасилили своего же масштабного замаха – повествование чересчур скачкообразное, кульминация и финал сильно скомканы, и оставляет в основном лишь вопрос «ЩИТО это было?». Возможно, планировалась повесть, а не маленький рассказик, шут его разберет.
Игорь Кременцов, «10 фунтов»
Жутенький атмосферный рассказик от первого лица, где главный герой сообщает об одной случайной встрече с безумной нищенкой на вокзале, что сильно его потрясла, открыла глаза на какие-то вещи, о которых лучше не знать, и изменила жизнь в худшую сторону. Грамотное сочетание тонкой психологичности в одних сценах и телесного натурализма в других. Слегка предсказуемый, но эффектный финал. Весьма удачной находкой стал антураж старой-недоброй Англии времен викторианства и чад дичайшего разгула капитализма с нечеловеческим лицом. Тоже, кстати, может сойти за некоторую метафору.
Максим Маскаль, «Старик Чельбиген»
Непутевая школьница отправлена строгой мамой на лето в деревню к бабушке. И там юной барышне предстоит лично и довольно близко познакомиться с кое-каким порождением хакасского фольклора. Ну это совсем уж какая-то детская примитивщина: и по языку, и по сюжету. Хотя, может это и задумывалось в стиле Young Adult литературы – что-то в духе Р.Л.Стайна, наверное (которого я не читал). Но слабо, мне не понравилось. В рассказе также очень чувствуется дух времени, и что написан он в явно-выраженных 2000-ых, причем ближе к первой их половине: CD-плееры, модная субкультура готов (Теодорих и Вульфила негодуэ!) и всякое такое.
Альберт Гумеров, «Волки да вороны»
В начале Великой Отечественной Войны, молодой якут Мишка скоро будет призван в армию, но мистическое чутье потомственного шамана подсказывает парню, что войны он не переживет. А жить-то хочется… Потому он заключает некий договор с духами, получив гарантию – он будет жить, и жить долго, несмотря ни на что. Рассказ несколько невнятен, и интересен лишь твистом в финале, который да, забавен и ловок. Если смотрели киноленту «Ключ от всех дверей», тот там нечто подобное было провернуто.
Ольга Дорофеева, «Верлиока»
Осенним днем из подмосковной реки выловили труп женщины, зарезанной неизвестным душегубом. Следователь, принявший дело, неожиданно начинает замечать все больше отсылок к своему собственному прошлому – с коим прошлым ему вскоре и придется встретиться лицом к лицу, хотя и очень не хочется. Я остался скорее разочарован, т.к. рассказ пытается быть сложнее, чем есть. Психотриллер, который сгубила излишняя увлеченность автора попытками сделать сложные щщи и «а было ли это сейчас, или глюк ненадежного рассказчика?»
Андрей Буторин, «Под знаком Пи»
Не хоррор по большому счету, а грустненькая драма с элементами нелинейного повествования (ну, когда неясно, где тут реальное время, где флэшбеки, где предсказания будущего, а где просто глюки). Скорее понравилось, но все-таки не по душе пришлось то, как все сводится к банальному «ехал чувак в плацкарте, вспоминал жизнь свою непутевую, да и помер по пути».
Александр Юдин, «Чики-чик»
Известный ученый востоковед с некоторой неохотой принимает предложение хитровывернутого олигарха пожить какое-то время на его маленьком частном острове в Индийском океане, заодно проведя определенную инспекцию владений, т.к. хозяин кое-чего… кхм, опасается. Или кое-кого.
Я, честно сказать, немного удивился, прочитав этот рассказ/повесть в этом сборнике. Т.к. сборник-то хоррора, а рассказ – чистой воды детектив классической школы. Собственно, к жанру его можно с натяжкой причислить только благодаря концовке, которая смачна, очень запоминается и представляет кое-что из предшествующих событий в немного ином свете (ну, или в прежнем – двойной твист, все как мы любим).
Ольга Зинченко, «По ту сторону»
Нууу… Крутая и достаточно пугающая идея «бытового, обыденного лавкрафтизма», где непознаваемый, дикий, сводящий с ума ужас может скрываться за совершенно привычными бытовыми вещами (веб-камерой в данном случае). Но рассказ в целом слабоват – очень уж самиздатовская любительщина (опять, в который раз недоумеваю, за какие заслуги вещь попала в сборник, ведь такого за пятачок пучок в сети).
Михаил Парфенов, «Свое место»
Рассказик про маньяка-душегуба, который в тюрьме глумливо исповедуется некому писателю-журналисту. Но писака и сам не так-то прост, а имеет определенные скрытые мотивы. Идея интересная, воплощение средненькое. Автор начал с интересной задумки, но не смог ее развить в достаточно связное произведение. Рассказ выглядит скорее некой сырой заготовкой.
Вадим Волобуев, «Буря»
Тут вообще странные впечатления. Многообещающая задумка: пара потерпевших кораблекрушение на тропическом острове, где живет старик-отшельник и его дети. Странный остров и обитатели странные. Все это замешано на классическом шекспировском сюжете и приправлено щепоткой шокера-сплаттера. Казалось бы, рецепт победы? Но воплощение очень слабое, опять уровень самиздатовского МТА. Наивные сюжетные ходы и нелепые, преисполненные дурацкого пафоса реплики в диалогах, особенно под конец. Я не могу поверить, что живые люди способны так разговаривать, извините. Ощущение какое-то, даже не знаю… как будто это подросток написал (начитанный не по годам). Или сценарист российского телесериала низшей категории – и еще неизвестно, что страшнее. %)
Александр Ульянов, «Храм червей»
И вновь, крайне, КРАЙНЕ слабый и невнятный рассказ. Двое мальчишек нашли на старом дворе люк в земле, и полезли исследовать тоннели. А там, конечно, всякая мрачность и жуть. Но жуть очень наивная и шаблонно-дурацкая. Что-то среднее между творчеством типового МТА и пионерлагерной страшилкой. Я люблю детско-подростковые страшилки, но в данном случае – это НЕ комплимент. Судя по тому, что больше ничего опубликованного у данного автора практически нет – хотелось бы надеяться, что он нашел более достойное применение своим талантам. Пожалуй, один из слабейших рассказов в ССК-2014.
Олег Кожин, «Мин бол»
После целой череды безблагодатных и удручающих поделок, шедших ранее, этот рассказ, даже не являясь по сути чем-то выдающимся, оставил довольно приятное впечатление. Такая классическая мистика про обмен разумов (удивительно, как часто эта тема попадалась в данном сборнике — совпадение ли?), замешанная на базе мифологии северных народов, с шаманизмом, танцами с бубном (буквально) и всяким таким. Просто и достаточно эффектно, есть исключительно кинематографичные описания – получилась бы шикарная короткометражка, как мне кажется, если бы кто-то собрался экранизировать.
Виктория Земскова, «Перевертыши»
Паренек получает приглашение в гости от деда, про которого он раньше и знать-то не знал. Да не просто в гости, а пожить с ним какое-то время – дед старенький и больной, и хочет с внуком побыть в последние дни на этом свете. К тому же и весьма богатый, и готовый отписать все свое немалое состояние, если уважить старика напоследок. Еще за дедом ухаживает симпатичная сиделка, которая становится для юного наследника дополнительным стимулом оставаться в гостях. А в доме, между тем, творится что-то странное, уходящее корнями в далекое прошлое…
Если несколько прошлых рассказов я ругал за скверное качество, то тут плохого слова не скажу — этот рассказ написан объективно хорошо с т.з. литературного языка. Но все равно мне не понравился. Интриги ноль. Ну ежу понятно, что дед замышляет недоброе, вопрос лишь, что именно и как. Но и это угадывается уже на середине, если не раньше.
И опять используется уже набивший оскомину прием из все того же кинофильма «Ключ от всех дверей» (да, наверняка и раньше он много где применялся – просто для меня это самый известный пример такого сюжетного твиста в финале). Правда, в финале есть еще один вот-это-поворот (эдакая послетитровая сцена в фильме), который я воспринял чуть более благосклонно.
Ирина Скидневская, «Черная дама»
Этот рассказ тоже неплохо написан технически, ругать его мне особо не хочется. Но тут опять не ужасы, а эдакий детективно-психологический триллер. Есть какие-то мистические моменты, но они либо вообще являются обманными отвлекающими элементами, либо вскоре находят сугубо материальное (и весьма банальное) объяснение.
Главгероиня Лара выглядит типичной протагонисткой т.н. «(русской) женской детективной прозы», причем в плохом смысле. Никого не хочу обидеть, речь об определенных стереотипах, которые тут, к сожалению, активно используются – уж не знаю, специально или невольно. Духовно-богатая дама с ОБВМ, а также неудачной личной жизнью и неустроенным бытом, сталкивается с загадочными событиями и даже жестокими убийствами, но самостоятельно распутывает паутину темных интриг. Что-то такое… очень шаблонное. Тем не менее, пресловутая психологичность выполнена недурно: одиночество и наползающее безумие описаны довольно качествено. Еще в тексте очень много литературных цитат и отсылочек, преимущественно ко всякой-разной поэзии. Это скорее плюс, я такое люблю. Финал показался чересчур оборванным.
Михаил Павлов, «Дом на болоте»
Ну и последним, будто бальзам на душу, идет еще один очень качественный рассказ М.Павлова (любопытно – вроде, больше ни в одном сборнике ССК не нарушалось правило «один автор – одно произведение», а в этом сразу два таких случая: Павлов и Кожин. Возможно, имел место некий дефицит качественного материала, позднее преодоленный по мере роста популярности проекта). Если «Фарш» был мрачным и беспросветным сплаттер/бодихоррор детективом, то «Дом на болоте» — столь же мрачная семейная драма с элементами готики и лавкрафтианского ужаса о неведомых сущностях, что притаились “по ту сторону сна”. Построенная в форме «мемуаров рассказчика», история повествует о человеке, который в середине 1990-х годов возвращается в родовое гнездо на фоне тяжелой депрессии и экзистенциального кризиса. Но там, в родительском доме — своя боль и свои страхи, от которых сбежать уже не получится: придется вновь встретиться с ними лицом к лицу.
Отличная вещь, атмосферная и не то чтобы особенно пугающая, но гнетущая. «Фарш» был очень «городским» по духу. «Дом на болоте» – очень «деревенский», что ощущается как в блестяще переданном антураже большого и старого загородного дома на отшибе, так и в более неспешном темпе.
Кстати, с таким названием существует добрых полдюжины произведений разных авторов. Очень оно популярное почему-то, как оказалось.
Ирина Скидневская «Чёрная дама»
Zombie 1st class, 26 мая 2024 г. 20:42
Этот рассказ тоже неплохо написан технически, ругать его мне особо не хочется. Но тут опять не ужасы, а эдакий детективно-психологический триллер. Есть какие-то мистические моменты, но они либо вообще являются обманными отвлекающими элементами, либо вскоре находят сугубо материальное (и весьма банальное) объяснение.
Главгероиня Лара выглядит типичной протагонисткой т.н. «(русской) женской детективной прозы», причем в плохом смысле. Никого не хочу обидеть, речь об определенных стереотипах, которые тут, к сожалению, активно используются – уж не знаю, специально или невольно. Духовно-богатая дама с ОБВМ, а также неудачной личной жизнью и неустроенным бытом, сталкивается с загадочными событиями и даже жестокими убийствами, но самостоятельно распутывает паутину темных интриг. Что-то такое… очень шаблонное. Тем не менее, пресловутая психологичность выполнена недурно: одиночество и наползающее безумие описаны довольно качествено. Еще в тексте очень много литературных цитат и отсылочек, преимущественно ко всякой-разной поэзии. Это скорее плюс, я такое люблю. Финал показался чересчур оборванным.