Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «sergio» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 27 мая 2024 г. 18:28



Гаврилу Романовича Державина (1743-1816) часто называют первым русским поэтом-реалистом. Широкое использование им элементов фантастики в своих произведениях нисколько не противоречит такому определению.

Будучи представителем направления «предромантизма» в русской литературе, Державин обращался и к традиционной античной, и к древнерусской, и к библейской, а также к Восточной мифологии. Заимствованные им оттуда образы и мотивы, преломившись в индивидуальном таланте поэта, приобрели совершенно новое звучание.

Следует отметить, что в те времена термин «фантастика» имел далёкое от понимаемого нам значение. Аллегории или иносказания не относились к «фантастике». Сам Державин давал такое определение: «Фантастическая (вообразительная) ода описывает природу. Её достоинство – живость и блестящие картины».

Пример:

                       «Алмазна сыплется гора

                                  С высот четыремя скалами,

                       Жемчугу бездна и сребра

Кипит внизу, бьёт вверх буграми;

                       От брызгов синий холм стоит,

                       Далече рев в лесу гремит».

                                                Ода «Водопад».

Но не будем отклоняться. Итак, фантастика Державина…

Мифологические и фольклорные образы органично входят в канву державинского стихотворения, подчиняясь центральной его мысли и в то же время подчёркивая, оттеняя её.

                        «С белыми Борей власами

И с седою бородой,

Потрясая небесами,

Облака сжимал рукой». –

Античный мифологический Борей становится похож на сказочного русского Деда Мороза.

                        «Засыпали нимфы с скуки

                        Средь пещер и камышей,

                        Согревать сатиры руки

                        Собирались вкруг огней» -

Мифологические сатиры и нимфы приобретают здесь некую заземлённость – фантастика на глазах как бы переплавляется в действительность крестьянской жизни. Знакомые персонажи приобретают как бы новую жизненность.

Эти строки взяты из оды «На рождение в Севере порфирородного отрока» (1779) (т.е. царственного ребёнка, будущего Александра I).

Образы мифологии, перенесённые на реальный русский пейзаж, подготавливают эффект от сообщения:

                        «… Знать, родился некий бог».

На будущего царя возлагаются утопические надежды на лучшую жизнь, только этим оправдано его обожествление. И тут же дан фантастический образ, который в будущем войдёт в оби ход романтизма:

                        «Гении к нему слетели

                        В светлом облаке с небес».

И, как заклинание, в конце, одновременно выражающее сомнение автора в возможности осуществления этих надежд:  

                   

                        «Возрастай, наш полубог!»

т.е. он ещё не совсем бог, и нет уверенности, станет ли он им со временем!

Кстати, немного позже, предположительно через год, Державин в оде «Властителям и судьям» развенчает созданный им прежде мифический образ царя-полубога:

                                   «Цари! Я мнил, вы боги властны,

Никто над вами не судья,

Но вы, как я подобно страстны,

И так же смертны, как и Я».

Но вернёмся к фантастике поэта.

С годами он вольнее обращается с невероятными событиями, которые органично входят в канву действия:

«Ярче молний пролилось

Сиянье вкруг меня небесно»;

«Сошла со облаков жена, -

Сошла – и жрицей очутилась

Или богиней предо мной.

Одежда белая струилась

На ней серебряной волной».

               «Видение мурзы» 1783-1784 (?)

Ещё один яркий фантастический приём: мифический Борей и Эол в компании с олицетворёнными временами года приобретают заземлённые черты близкие к простонародным в стихотворении «Желание зимы», 1878 г:

                      «На кабаке Борея

                                   Эол ударил в нюни;        (нюни – губы)

                                   От вяхи той бледнея,      (вяха – удар)

                                   Бог хлада слякоть, слюни             

                      Из глотки источил,                                        

                      Всю землю замочил   

                      Узря ту Осень шутку,

                      Их вправду драться нудит,

                      Подняв пред нами юбку,

                                   Дожди, как реки прудит,

                                   Плеща им в рожи грязь,

                                   Как дуракам смеясь».

                        «Со ямщиком-нахалом,

                        ………………………….

                        Под белым покрывалом –

                        Бореева кума,

                        Катит в санях зима».

А вот картина божьего гнева Зевса, прямо-таки Апокалипсис, даже атомная катастрофа приходит на ум при чтении этих строк:

                          «Разразились всюду громы,

                           Мрак во пламени горел,

                           Яры волны будто холмы,

                           Понт стремился и ревел;

                           В растворенны бездн утробы

                           Тартар искры извергал;

                           В тучи Феб, как в чёрны гробы,

                           Погруженный трепетал…»

                                              «Рождение красоты», 1797 г

Если даже бегло просмотреть стихи Державина, обнаруживаешь, насколько прочно прижились фантастические образы в их строках:

                         Боги взор свой отвращают

                         От не любящего муз,

                         Фурии ему влагают

                         В сердце черство грубый вкус».

                         «Вкруг – гениев крылатых хор»;

                         « … сонм небесных дев поёт…»

                         «Ужасная змия зияет

                         И вмиг свой испущает дух,

                    Чешуйчатым хвостом песок перегребая

                    И черну кровь ручьём из раны испуская

                    «…Наяды пляшут и фауны».

                                                 «Любителю художеств», 1790 г

Нимф уже с трудом можно отличить от реальных красавиц:

                    «Столько нимф и столько милых…»

                                                 «Анакреон в собрании», 1791 г

В них можно запросто влюбиться. Даже эти «нимфы в лугу под лунным сияньем» «Весна», 1804 г.

                       «… на чистом ручейке

                       Наяды плещутся водою,

                       Шумят – их хохот вдалеке

                       Погодкою повсюду мчится,

                       От тел златых кристалл златится

                       И прелесть светится сквозь мрак».

                                                    «Аристипова баня», 1811 г

Используя различные мифологические персонажи, Державин добился их нового звучания, как бы ввёл в конкретную обстановку русской жизни. Именно поэтому несмотря на присутствие фантастических элементов, а даже в значительной степени благодаря этому, поэзия Державина по существу реалистична.

Наши рассуждения не претендуют на обобщённость и далеко не охватывают всё наследие Гаврилы Романовича. Но, надеемся, что нам удалось высветить ещё одну грань творчества этого гениального поэта-художника, по определению Белинского «отца русских поэтов».


Статья написана 17 августа 2020 г. 16:38

ГОТИКА В. А. ЖУКОВСКОГО

(The Gothic Fantasy of Zhukouski )


В русской литературе фантастическая традиция идёт от народных сказок, былин, «преданий старины глубокой». Большие художники слова не могли обходиться без фантастики в своей работе. Речь идёт не о вымысле вообще, без которого немыслимо ни одно мало-мальски заслуживающее внимание произведение, а о собственно фантастическом элементе. Вопрос лишь в том, в какой мере он вводился в канву произведения.

В творчестве Василия Андреевича Жуковского (1783-1852) фантастика занимает огромное место. Являясь по определению В.Г.Белинского «певцом сердечных утрат», он повсеместно использовал элементы того, что мы теперь относим к жанру «фэнтези», чистому вымыслу. Не будучи по натуре своей борцом, Жуковский постоянно стремился уйти в стихах в «мир иной». А идеализация прошлого, опоэтизирование Средневековья предопределили использование фантастических средств в палитре художника. Большинство его вещей явилось подражаниями или переводами с английского и немецкого с использованием особенностей русского национального фольклора. Собственно, всё его творчество можно было бы охарактеризовать как перевод на русский язык «романтизма средних веков» (В.Г. Белинский).

В его балладах и сказках, как правило, сохраняется «готический» колорит, фантастика мрачна и мистична. Обитатели потустороннего мира уживаются рядом с реалиями нашей жизни, живыми людьми, зачастую переманивая последних в свои места обитания.

Наиболее часто встречающееся место действия потусторонних сил у Жуковского, естественно, могилы, кладбища:

                    «Они кладбище видят там…

                    Конь быстро мчится по гробам;

                          Лучи луны сияют,

                          Кругом кресты мелькают».

                                           «Ленора», 1831

                    «И на туманистом холме

                            Могильный зрится камень.

                    Над ним всегда в полночной тьме

                            Сияет бледный пламень.

                    И крест поверженный обвит

                            Листами повилики:

                    На нём угрюмый вран сидит,

                            Могилы сторож дикий».

                                            «Громобой», 1811

Но кажущееся закономерным и справедливым возражение:

                      «Что до мёртвых? Что до гроба?

                      Мёртвых дом земли утроба».

                                               «Людмила», 1808,

как увидим из дальнейшего, легковесно и преждевременно. Кладбищенское безлюдье, тишина и спокойствие обманчивы, особенно ночью:

                                «Вдруг – глухой подземный гром;

                                Страшно доски затрещали;

                                Кости в кости застучали;

                                Пыль взвилася; обруч хлоп;

                                Тихо, тихо вскрылся гроб…»

                                                      «Людмила», 1808

                                «….. некто приподнял

                                    Иссохшими руками

                    Могильный камень, бледен встал,

                         Туманными очами

                    Блеснул, возвёл их к небесам,

                         Как будто бы моляся…»

                                            «Вадим», 1817

                    «Всечасно пред собой он зрит

                         Отверзту дверь могилы;

                    И у возглавия сидит

                         Над ним призрак унылый».

                                            «Громобой», 1811

Обитатели могил оказываются существами весьма общительными, порой просто до неприличия:

                    «Видит труп оцепенелый;

                    Прям, недвижим, посинелый,

                    Длинным саваном обвит.

                    ……………………………

                    Мутен взор полуоткрытый;

                    Руки сложены крестом.

                    Вдруг привстал… манит перстом…»

                                             «Людмила», 1808

с охотой отвечают на расспросы:

                             «Где ж, скажи, твой тесный дом?»

                             «Там, в Литве, краю чужом:

                             Хладен, тих уединенный,

                             Свежим дерном покровенный;

                             Саван, крест и шесть досток…»

                                                                    Там же.

                             «Нам постель – темна могила;

                             Завес – саван гробовой;

                             Сладко спать в земле сырой».

                                                                    Там же.

       И даже проявляют предприимчивость, особенно, если их «покой» нарушен живыми:

                                  «Всей лишённый силы,

                            Простонав, заскрежетал

                                   Страшно он зубами

                            И на деву засверкал

                                   Грозными очами…»

                                                 «Светлана», 1812

                                   «О страх!.. в одно мгновенье

                            Кусок одежды за куском

                                   Слетел с него, как тленье;

                            И нет уж кожи на костях;

                            Безглазый череп на плечах;

                                   Нет каски, нет колета;

                                   Она в руках скелета».

                                                    «Ленора», 1831

                           «Светит месяц, дол сребрится;

                    Мёртвый с девицею мчится;

                    Путь их к келье гробовой.

                    Страшно ль, девица, со мной?»

                                        «Людмила», 1808

Но, оказывается, нет и на том свете спокойной жизни, кладбищенский пресловутый покой лишь одна видимость:

                    «Визг и скрежет под землёю;

                    Вдруг усопшие толпою

                    Потянулись из могил»;

                                           Там же.

Тому виной не живые, а дьявол собственной персоной. Это он не даёт отдыха покойничкам, нагоняя на них страх. Только полюбуйтесь, как развлекается этот душегуб со своими беззащитными жертвами:

        «В полночь к могиле ужасный ездок прискакал;

        Чёрного злого коня за узду он держал;

        Пара перчаток висела на чёрный седле.

        Жалобно охнув, Роллон повернулся в земле;

        Вышел из гроба, со вздохом перчатки надел,

        Сел на коня, и как вихорь с ним конь улетел».

                                            «Рыцарь Роллон», 1832

        «И вскрылся гроб. ОН к телу вопиёт:

               «Восстань, иди вослед владыке!»

        И проступил от слов сих хладный пот

               На мёртвом неподвижном лике

        И тихо труп со стоном тяжким встал,

               Покорен страшному призванью;

        И никогда здесь смертный не слыхал

               Подобного тому стенанью.       

        …………………………………

        Лишь, внемля крик, всю ночь сквозь тяжкий сон

               Младенцы вздрагивали в страхе».

                    «Баллада, в которой описывается, как одна

                    старушка ехала на чёрном коне вдвоём и

                    кто сидел впереди», 1814

Дьявол чувствует свою полную безнаказанность, ещё бы! Упиваясь своим могуществом, властелин ада ищет новые жертвы уже среди живых:

        «Вдруг… страшной молния струей

               Свод неба раздвоила,

        По тучам вихорь пробежал,

               И с сильным грома треском

        Ревущей буре бес предстал,

               Одеян адским блеском.

                          И змеи в пламенных власах –

               Клубясь, шипят и свищут;

        И радость злобная в очах –

               Кругом, сверкая, рыщут»;

                                «Громобой», 1811

«Сама ж она с ним не стояла рядом:

   Он бледный труп один узрел…

А мрачный бес, в неё вселенный адом,

   Ужасно взвыл и улетел».

                                «Доника», 1831

Справедливости ради, отметим, что некоторые из жертв получают по заслугам за прошлые грехи. Вот признание одной милой старушки:

          «Вся жизнь моя в грехах погребена,

          ……………………………………….

          Здесь вместо дня была мне ночи мгла;

                Я кровь младенцев проливала.

          Власы невест в огне волшебном жгла

                И кости мёртвых похищала.

          ………………………………………..

          И я, смутив чужих гробов покой,

                В своём не успокоюсь гробе».

                          «Баллада, в которой описывается, как

                          одна старушка…», 1814

Всё же постараемся держаться подальше от ночных погостов Жуковского.

Но и в лесах весьма неспокойно, оказывается, и там пошаливает нечисть!

                    «Как трупы, сосны под травой

                         Обрушенные тлеют;

                    На сучьях мох висит седой;

                         Разинувшись чернеют

                    Расселины дуплистых пней,

                         И в них глазами блещет

                    Сова, иль чешуями змей,

                         Ворочаясь, трепещет».

                                        «Вадим», 1817     

                                   

             «Лес предо мной и за мною сдвигался, как будто хватая

             Тысячью рук волшебных меня…»

                                             Гл. IV «Ундина», 1831-1836

                                «Из тёмной бора глубины

                                      Выходит привиденье,

                                Старик с шершавой бородой,

                                      С блестящими глазами,

                                В дугу сомкнутый над клюкой,

                                      С хвостом, когтьми, рогами».

                                                    «Громобой», 1811

Кого только не встретишь в лесной чаще! –

  «….. стоял там, ровен с деревами

  Белый, слишком знакомый ему великан и, оскаливши

  Зубы, кивал ему головою…»

                                       Гл. III «Ундина», 1831-1836

Лесным обитателям тоже не чужды своеобразные развлечения:

                         «Шумя между кустами,

                    С медвежьей кожей на плечах,

                         С дубиной за плечами

                    Огромный великан бежит

                         И на руках могучих

                    Красавицу младую мчит»;

                                            «Вадим», 1817

Ужасна участь одинокого путника, рискнувшего отправиться в волшебный лес даже днём:

«………. что-то седое,

Зыбкое, дым не дым. Туман не туман, поминутно

Вид свой меняя, стало меж ветвей и мне заслонило

Путь; я пытаюсь объехать его, но куда ни поеду,

Там и оно…»

                                       Гл. IV «Ундина», 1831-1836

« … Чёрное что-то колышется в ветвях дубовых.

Я подумал, что то был медведь; обнажаю поспешно

Меч. Но вдруг человеческим голосом, диким, визгливым,

Мне закричали: «Кстати пожаловал; милости просим;

Мы уж и веток сухих наломали, чтоб было на чём нам

Вашу милость изжарить». Потом с отвратительно-диким

Смехом оскаливши зубы, чудовище так зашумело

Ветвями дуба, что конь мой, шарахнувшись, бросился мимо

Вскачь, и я не успел разглядеть, какой там гнездился

Дьявол…»

                                                                          Там же.

Но самое страшное – встреча с лесным царём:

                  « … лесной царь в глаза мне сверкнул:

                  Он в тёмной короне с густой бородой».

                                            «Лесной царь», 1818.

Правда, владыка лесов явно предпочитает младенцев:

                  «Ко мне, мой младенец…»

                                               Там же.

                  «Дитя, я пленился   твоей красотой:

                  Неволей иль волей, а будешь ты мой».

                                               Там же.

Но и встреча в лесу более мелких представителей потустороннего мира не сулит ничего хорошего:

« … Вдруг вижу, какой-то стоит человечек

Рядом с конём, отвратительный грязный горбун, земляного

Цвета лицо, и нос огромный такой, что, казалось,

Был он длинною со всё остальное тело урода.

Он хохотал, оскаливал зубы, шаркал ногами,

Гнулся в дугу…»

                                       Гл. IV «Ундина», 1831-1836

« ………. Конь скачет, но сбоку

Скачет и карлик, кривляясь, коверкаясь, с хохотом, с визгом.

Высунув красный с локоть длиною язык…»

                                               Там же.

А какие ловушки поджидают там путника, потерявшего от страха голову!

« ………. В эту минуту сверкнула

Яркая молния; всё осветилось, и что же в блеске увидел

Рыцарь? Под самым лицом его отразилась из чёрной

Тьмы безобразно-свирепая харя, и голос осиплый

Взвыл: «Поцелуйся со мной, пастушок дорогой!»

                                                                      Приведенный

В ужасе, кинулся рыцарь назад; но свирепая харя

С визгом и хохотом кинулась вслед. «За чем ты? Куда ты?

Духи на воле! Назад! Убирайся! Иль будешь ты нашим!» -

Вот что выла она, и длинные руки хватали

Рыцаря».

                                      Гл. IV «Ундина», 1831-1836


«Хохотом, шиканьем, свистом ему отвечали из бездны.

Вдруг взгомозилися все и, толпяся, толкаясь, полезли

Кверху, когтистые, пылью металлов покрытые пальцы

Все на меня растопорщив; вся пропасть, казалось, кипела;

Куча за кучей, гуще и гуще, ближе и ближе…

Ужас меня одолел»;

                                       Гл. IV «Ундина», 1831-1836.

                       

Но, как ни странно, встречи с нечистой силой не всегда заканчиваются трагически. Иногда обитатели потустороннего мира по неизвестным причинам проявляют доброжелательность к встретившимся людям, и даже выводят их из опасной зоны действия нечисти:

« ….. чудилось мне, что этот огромный

Столб с головой, что в меня упирались тускло и зорко

С чудным каким-то миганьем глаза и кивала

Всякий раз голова, как будто меня понукая

Ехать вперёд. Но порою мне просто казалось, что этот

Странный гонитель мой был лесной водопад…»

                                                            Там же.

Может быть, дело в том, что здесь уже участвуют обитатели водной стихии? Да, пожалуй, в этом предположении что-то есть. На первый взгляд встречи с ними не лишены приятности:

                      «Вдруг шум в волнах притих…

                    И влажною всплыла главой

                      Красавица из них».

                                        «Рыбак», 1818.

Но при дальнейшем изучении фантастики Жуковского выясняется, что подобные иллюзии беспочвенны. Со слов очевидцев, под водой происходит малопривлекательное:

   «Всё спало для слуха в той бездне глухой;

        Но виделось страшно очам,

   Как двигались в ней безобразные груды,

   Морской глубины несказанные чуды.

   Я видел, как в чёрный пучине кипят,

        В огромный свиваяся клуб,

   И млат водяной, и уродливый скат,

        И ужас морей однозуб;

   И смертью грозил мне, зубами сверкая,

   Мокой ненасытный, гиена морская.

   ……………………………………….

   И я содрогался… вдруг слышу: ползёт

        Стоногое грозно из мглы,

   И хочет схватить, и разинулся рот…»

                                        «Кубок», 1825-1831.     

На воде оказывается ещё более опасно, чем на суше:

«В лодке, в той стороне, куда он смотрел, появилась,

Вынурнув с шумом из вод, голова с растворённым зубастым

Ртом и кривлялась, выпучив страшно глаза. Закричали

Разом все; отразился на каждом лице одинакий

Ужас…»

                                          Гл. XV «Ундина», 1831-1836

« … И из каждой волны создалася

Вдруг голова с ужасным лицом, и поверхность Дуная

Вся как будто прыгала, вся сверкала глазами,

Цыкала множеством зуб, хохотала, гремела, шипела,

Шикала…»

                                                                     Там же.

«Вдруг расступилась вода, и кто-то, огромную руку

Высунув, ею схватил ожерелье и быстро пропал с ним.

Вскрикнула громко Бертальда, и хохот пронзительный

                                                                                Грянул

Отзвуком крика её по водам…»

                                                                     Там же.

Далеко не всегда от подводных обитателей удаётся отделаться одним лишь выкупом, ведь кровожадность составляет чуть ли не главную черту их характера, а описанное выше вовсе не пустые угрозы с их стороны:

                    «В бездне звуки отразились;

                       Отзыв грянул вдоль реки;

                    Вдруг… из бездны появились

                       Две огромные руки.

                    ………………………………..

                    Страшно, страшно застонало

                       В грозных сжавшихся когтях…»

                                          «Адельстан», 1813

Да мало ли ещё каких созданий встретите вы в строках Жуковского:

« ………. В огне живут саламандры,

Чудные резвые, лёгкие; в недрах земли неприступных

Свету, водятся хитрые гномы; в воздухе веют

Сильфы; лоно морей, озёр и ручьёв населяют

Духи весёлые вод».

                                          Гл. VIII «Ундина», 1831-1836.

Насыщенность атрибутами и существами потустороннего мира: гробы и «чёрные враны», карлики и великаны, ожившие покойники в разных стадиях разложения как бы убеждают в тщетности борьбы с нечистой силой. Отсюда – фатализм героев как краеугольный камень их (и автора?) мировоззрения.

                      «Лучший друг нам в жизни сей

                          Вера в провиденье».

                                              «Светлана», 1812.

И всё же есть чудесное оружие против этих исчадий ада:

                 «В лесной дали, сквозь сумрак сеней,

                 Блеснуло; и со всех сторон

                 Вскочило множество оленей,

                 Живым испуганных лучом;»

                                          «Роланд оруженосец», 1832

                « … тогда на щит отца

                Роланд, сорвав с его средины

                Златую бляху, утвердил

                Свой талисман и щит открыл…

                И луч блеснул с него чудесный,

                Как с чёрной тучи день небесный».

                                                          Там же.

Но одного прообраза современного лазера явно недостаточно, тем более, что у противника имеются резервы, использующие запрещённые приёмы:

       

              «То феи… в лёгкий хоровод

                          Слетелись при луне.

                      Спасенья нет; уж все бойцы

                          В волшебной стороне».

                                        «Гаральд», 1816

Конечно, можно отыскать средство и против колдовских чар:

                      «Наполним кубок круговой!

                      ………………………………

                      Кто любит видеть в чашах дно,

                           Тот бодро ищет боя…

                      О всемогущее вино,

                           Веселие героя!»

                                     «Певец во стане русских воинов», 1812

                      Соберитесь стар и млад;

                      Сдвинув звонки чаши в лад…»

                                     «Светлана», 1812

Ведь, поскольку «Бывают тайны чудеса,

                         Невиданные взором…»

                                        «Вадим», 1817,

то «… не поможет твой меч…» Гл. VI «Ундина», 1831-1836.

В конце концов против ирреальных сил остаётся испробовать соответствующее оружие:

                      «О! Будь же, русский бог, нам щит!

                           Прострешь твою десницу –

                      И мститель-гром твой раздробит

                           Коня и колесницу.

                      Как воск перед лицом огня,

                           Растает враг пред нами…»

                                  «Певец во стане русских воинов», 1812

И всё же не был Василий Андреевич таким уж отпетым пессимистом. Не случайно именно «Светлана» – наиболее оригинальная среди баллад Жуковского и наиболее оптимистична. Являясь вариацией сюжета «Людмилы» — подражания «Леноры» Бюргера, немецкого поэта XVIII века, она отличается от последних тем, что мрачная фантастика в ней оборачивается сном. И завершается она неожиданно светло и счастливо. А колорит народных гаданий

                         «Раз в крещенский вечерок

                             Девушки гадали…»

Русский морозный пейзаж, звон колокольчика

                         «Из окна широкий путь

                             Виден сквозь тумана;

                         Снег на солнышке блестит,

                             Пар алеет тонкий…

                         Чу!.. в дали пустой гремит

                             Колокольчик звонкий;

                         На дороге снежный прах...»

придают этой балладе неповторимость, оптимистичную уверенность, что

                                     «Здесь… несчастье – лживый сон;

                                        Счастье – пробужденье».

Концовка – пожелание героине:

                         «Будь вся жизнь её светла,

                         Будь весёлость, как была,

                             Дней её подруга».

Ну, разве можно считать Жуковского после этакого мрачным пессимистом? Ужасы его «готической» фантастики уже не воспринимаются всерьёз в подобном контексте. И самое время закончить строками – его переводом из Шиллера, взятыми эпиграфом к «Вадиму»:

                          «Верь тому, что сердце скажет,

                          Нет залогов от небес:

                          Нам лишь чудо путь укажет

                          В сей волшебный край чудес».

Они могут быть взяты эпиграфом и к фантастике Жуковского и ко всему его творчеству. А, может быть, и вообще к настоящей литературной фантастике всех времён?!


Статья написана 16 августа 2020 г. 13:44

Вовсе не собираюсь разбирать творчество и отдельные романы Александра Казанцева. Когда-то что-то очень давно читал, но ни к почитателям, ни к хулителям, ни к знатокам его творчества не отношусь.

Его романы и более мелкие по объёму работы сложно отнести к Художественной Литературе. Впрочем, как и большинство советской, не говоря уже о теперешней российской, фантастике, которая так и остаётся обитательницей своего окололитературного гетто, с которой и знакомиться не особо хочется.

Но, поскольку последнее время в связи с переизданиями его книг на фантлабе попадаются поминания об этом авторе, преимущественно мало или поверхностно знакомых с отдельными его произведениями, решил, в свою очередь, высказаться и напомнить об этой с любой точки зрения незаурядной личности.

К сожалению, нет ни одного беспристрастного описания его жизни и творчества. Сейчас и здесь, тем более, бесполезно пытаться это сделать. Прежние распорядители представляли и проталкивали его этаким идолом, живым классиком соц. фантастики, теперешние уже в последние 30-40 лет старательно мажут дёгтем.

«... одиозная фигура в истории советской научной фантастики, чью роль можно сравнить с ролью Т. Д. Лысенко в «развитии» отечественной биологии. Собственное литературное дарование А. Казанцева в резком противоречии с самозванным статусом «живого классика сов. научной фантастики», который писателю удалось удерживать, в основном, благодаря своим «нелитературным» качествам». Энциклопедия фантастики: Под ред. В. Гакова, Минск «Галаксис», 1995 г.,

Здесь на «фантлабе» в статье Р. Арбитмана «Две тайны советской фантастики» встретилась даже бредово-шизофреническая идея, что настоящего Казанцева давно репрессировали, а с тех пор под его маской жил и писал некий Иосиф Соломонович Шапиро, директор Ленинградского Дома Учёных в начале 30-х годов!

Участник ВОВ инженер А. П. Казанцев прошёл путь от рядового до полковника, изобрёл танкетку, управляемую по проводам, использовавшуюся при прорыве блокады Ленинграда . Награждён орденами Отечественной войны, Красной звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов. Всю жизнь оставался идейным коммунистом. И, кстати, не побежал, как многие в перестроечные годы, показушно креститься в церкви.

«Всякая власть, сосредоточенная на деньгах, есть смерть» — слова самого А. Казанцева.

Удивитесь, но он последовательно боролся против засилья в СССР «фантастики ближнего прицела» не только космического масштаба научными идеями в своих же романах. В качестве последнего по времени примера: В декабре 1960 года на Объединённом пленуме Правлений СП РСФСР, Московского и Ленинградского отд. СП РСФСР, участники О. Коряков, С. Сартаков, Вл. Немцов в предписанной сверху форме указывали на «идеологический вред» космической фантастики, «уводящей от действительности». Им противостояли при этом такие достаточно консервативные писатели как Александр Казанцев, Н. Томан, Г. Тушкан. После полёта Гагарина, это направление быстро затухло и загнулось навеки. В повести того же Н. Томана «Неизвестная земля» (1965) лаконично характеризуется всё это направление в целом: «Забыли вы разве, какое жалкое существование влачила наша фантастика в период культа, когда фантазировать дозволялось только в пределах пятилетнего плана народного хозяйства…»

Ещё в те самые времена он осмелился опубликовать ряд небезопасных для репутации и гарантированных членам СП гонораров советского автора статей, эссе и художественных произведений о загадке Тунгусского метеорита («Взрыв», «Гость из космоса», «Тунгусская катастрофа: 60 лет догадок и споров»). В них он высказывал довольно революционную версию, что метеорит на самом деле был кораблём инопланетных пришельцев, который взорвался при посадке. Казанцев указал сходство ядерного взрыва в Хиросиме и взрыва метеорита, что, по его мнению, свидетельствовало в пользу искусственной природы этого тела. Помимо этого, Казанцев продвигал гипотезу о палеоконтактах, собирал информацию о легендах и археологических находках, в подтверждение этой гипотезы, стал одним из пионеров советской уфологии. Помог в создании фильма «Воспоминания о будущем» Эриху фон Деникену, который назвал себя учеником Казанцева. Фильм по его повести «Планета бурь» — один из первых советских фантастических фильмов о космическом путешествии. Сделан с использованием уникальных технологий комбинированной съёмки, намного опережавших существовавшие в те времена зарубежные аналоги, в том числе подводные съёмки. «Космическое» звучание голоса Имы Сумак заменило в нём использование экзотического в те времена синтезатора. Фильм оказал значительное влияние на мировую кинофантастику следующих десятилетий.

Казанцев придумал и ввёл в русский язык более 100 новых слов, среди них «инопланетяне» и «вертолёт».

Александр Петрович стал ЕДИНСТВЕННЫМ из писателей, активно выступившим в защиту Ивана Ефремова, когда против того начались гонения и травля со стороны КГБ и обвинения в шпионаже в пользу Великобритании. Абсолютно все более "прогрессивные" советские писатели, включая АБС, тогда в рот воды набрали. За одно это он заслуживает, чтобы его помнили и уважали, если не как писателя, то как Человека!





  Подписка

Количество подписчиков: 2

⇑ Наверх