Несколько слов об Александре


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «sergio» > Несколько слов об Александре Казанцеве
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Несколько слов об Александре Казанцеве

Статья написана 16 августа 2020 г. 13:44

Вовсе не собираюсь разбирать творчество и отдельные романы Александра Казанцева. Когда-то что-то очень давно читал, но ни к почитателям, ни к хулителям, ни к знатокам его творчества не отношусь.

Его романы и более мелкие по объёму работы сложно отнести к Художественной Литературе. Впрочем, как и большинство советской, не говоря уже о теперешней российской, фантастике, которая так и остаётся обитательницей своего окололитературного гетто, с которой и знакомиться не особо хочется.

Но, поскольку последнее время в связи с переизданиями его книг на фантлабе попадаются поминания об этом авторе, преимущественно мало или поверхностно знакомых с отдельными его произведениями, решил, в свою очередь, высказаться и напомнить об этой с любой точки зрения незаурядной личности.

К сожалению, нет ни одного беспристрастного описания его жизни и творчества. Сейчас и здесь, тем более, бесполезно пытаться это сделать. Прежние распорядители представляли и проталкивали его этаким идолом, живым классиком соц. фантастики, теперешние уже в последние 30-40 лет старательно мажут дёгтем.

«... одиозная фигура в истории советской научной фантастики, чью роль можно сравнить с ролью Т. Д. Лысенко в «развитии» отечественной биологии. Собственное литературное дарование А. Казанцева в резком противоречии с самозванным статусом «живого классика сов. научной фантастики», который писателю удалось удерживать, в основном, благодаря своим «нелитературным» качествам». Энциклопедия фантастики: Под ред. В. Гакова, Минск «Галаксис», 1995 г.,

Здесь на «фантлабе» в статье Р. Арбитмана «Две тайны советской фантастики» встретилась даже бредово-шизофреническая идея, что настоящего Казанцева давно репрессировали, а с тех пор под его маской жил и писал некий Иосиф Соломонович Шапиро, директор Ленинградского Дома Учёных в начале 30-х годов!

Участник ВОВ инженер А. П. Казанцев прошёл путь от рядового до полковника, изобрёл танкетку, управляемую по проводам, использовавшуюся при прорыве блокады Ленинграда . Награждён орденами Отечественной войны, Красной звезды, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов. Всю жизнь оставался идейным коммунистом. И, кстати, не побежал, как многие в перестроечные годы, показушно креститься в церкви.

«Всякая власть, сосредоточенная на деньгах, есть смерть» — слова самого А. Казанцева.

Удивитесь, но он последовательно боролся против засилья в СССР «фантастики ближнего прицела» не только космического масштаба научными идеями в своих же романах. В качестве последнего по времени примера: В декабре 1960 года на Объединённом пленуме Правлений СП РСФСР, Московского и Ленинградского отд. СП РСФСР, участники О. Коряков, С. Сартаков, Вл. Немцов в предписанной сверху форме указывали на «идеологический вред» космической фантастики, «уводящей от действительности». Им противостояли при этом такие достаточно консервативные писатели как Александр Казанцев, Н. Томан, Г. Тушкан. После полёта Гагарина, это направление быстро затухло и загнулось навеки. В повести того же Н. Томана «Неизвестная земля» (1965) лаконично характеризуется всё это направление в целом: «Забыли вы разве, какое жалкое существование влачила наша фантастика в период культа, когда фантазировать дозволялось только в пределах пятилетнего плана народного хозяйства…»

Ещё в те самые времена он осмелился опубликовать ряд небезопасных для репутации и гарантированных членам СП гонораров советского автора статей, эссе и художественных произведений о загадке Тунгусского метеорита («Взрыв», «Гость из космоса», «Тунгусская катастрофа: 60 лет догадок и споров»). В них он высказывал довольно революционную версию, что метеорит на самом деле был кораблём инопланетных пришельцев, который взорвался при посадке. Казанцев указал сходство ядерного взрыва в Хиросиме и взрыва метеорита, что, по его мнению, свидетельствовало в пользу искусственной природы этого тела. Помимо этого, Казанцев продвигал гипотезу о палеоконтактах, собирал информацию о легендах и археологических находках, в подтверждение этой гипотезы, стал одним из пионеров советской уфологии. Помог в создании фильма «Воспоминания о будущем» Эриху фон Деникену, который назвал себя учеником Казанцева. Фильм по его повести «Планета бурь» — один из первых советских фантастических фильмов о космическом путешествии. Сделан с использованием уникальных технологий комбинированной съёмки, намного опережавших существовавшие в те времена зарубежные аналоги, в том числе подводные съёмки. «Космическое» звучание голоса Имы Сумак заменило в нём использование экзотического в те времена синтезатора. Фильм оказал значительное влияние на мировую кинофантастику следующих десятилетий.

Казанцев придумал и ввёл в русский язык более 100 новых слов, среди них «инопланетяне» и «вертолёт».

Александр Петрович стал ЕДИНСТВЕННЫМ из писателей, активно выступившим в защиту Ивана Ефремова, когда против того начались гонения и травля со стороны КГБ и обвинения в шпионаже в пользу Великобритании. Абсолютно все более «прогрессивные» советские писатели, включая АБС, тогда в рот воды набрали. За одно это он заслуживает, чтобы его помнили и уважали, если не как писателя, то как Человека!





171
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 августа 2020 г. 13:32
Помню в школьные годы с удовольствием прочел его «Фаэтов».


⇑ Наверх