Фантастика


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «sergio» > Фантастика Державина
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Фантастика Державина

Статья написана 27 мая 2024 г. 18:28



Гаврилу Романовича Державина (1743-1816) часто называют первым русским поэтом-реалистом. Широкое использование им элементов фантастики в своих произведениях нисколько не противоречит такому определению.

Будучи представителем направления «предромантизма» в русской литературе, Державин обращался и к традиционной античной, и к древнерусской, и к библейской, а также к Восточной мифологии. Заимствованные им оттуда образы и мотивы, преломившись в индивидуальном таланте поэта, приобрели совершенно новое звучание.

Следует отметить, что в те времена термин «фантастика» имел далёкое от понимаемого нам значение. Аллегории или иносказания не относились к «фантастике». Сам Державин давал такое определение: «Фантастическая (вообразительная) ода описывает природу. Её достоинство – живость и блестящие картины».

Пример:

                       «Алмазна сыплется гора

                                  С высот четыремя скалами,

                       Жемчугу бездна и сребра

Кипит внизу, бьёт вверх буграми;

                       От брызгов синий холм стоит,

                       Далече рев в лесу гремит».

                                                Ода «Водопад».

Но не будем отклоняться. Итак, фантастика Державина…

Мифологические и фольклорные образы органично входят в канву державинского стихотворения, подчиняясь центральной его мысли и в то же время подчёркивая, оттеняя её.

                        «С белыми Борей власами

И с седою бородой,

Потрясая небесами,

Облака сжимал рукой». –

Античный мифологический Борей становится похож на сказочного русского Деда Мороза.

                        «Засыпали нимфы с скуки

                        Средь пещер и камышей,

                        Согревать сатиры руки

                        Собирались вкруг огней» -

Мифологические сатиры и нимфы приобретают здесь некую заземлённость – фантастика на глазах как бы переплавляется в действительность крестьянской жизни. Знакомые персонажи приобретают как бы новую жизненность.

Эти строки взяты из оды «На рождение в Севере порфирородного отрока» (1779) (т.е. царственного ребёнка, будущего Александра I).

Образы мифологии, перенесённые на реальный русский пейзаж, подготавливают эффект от сообщения:

                        «… Знать, родился некий бог».

На будущего царя возлагаются утопические надежды на лучшую жизнь, только этим оправдано его обожествление. И тут же дан фантастический образ, который в будущем войдёт в оби ход романтизма:

                        «Гении к нему слетели

                        В светлом облаке с небес».

И, как заклинание, в конце, одновременно выражающее сомнение автора в возможности осуществления этих надежд:  

                   

                        «Возрастай, наш полубог!»

т.е. он ещё не совсем бог, и нет уверенности, станет ли он им со временем!

Кстати, немного позже, предположительно через год, Державин в оде «Властителям и судьям» развенчает созданный им прежде мифический образ царя-полубога:

                                   «Цари! Я мнил, вы боги властны,

Никто над вами не судья,

Но вы, как я подобно страстны,

И так же смертны, как и Я».

Но вернёмся к фантастике поэта.

С годами он вольнее обращается с невероятными событиями, которые органично входят в канву действия:

«Ярче молний пролилось

Сиянье вкруг меня небесно»;

«Сошла со облаков жена, -

Сошла – и жрицей очутилась

Или богиней предо мной.

Одежда белая струилась

На ней серебряной волной».

               «Видение мурзы» 1783-1784 (?)

Ещё один яркий фантастический приём: мифический Борей и Эол в компании с олицетворёнными временами года приобретают заземлённые черты близкие к простонародным в стихотворении «Желание зимы», 1878 г:

                      «На кабаке Борея

                                   Эол ударил в нюни;        (нюни – губы)

                                   От вяхи той бледнея,      (вяха – удар)

                                   Бог хлада слякоть, слюни             

                      Из глотки источил,                                        

                      Всю землю замочил   

                      Узря ту Осень шутку,

                      Их вправду драться нудит,

                      Подняв пред нами юбку,

                                   Дожди, как реки прудит,

                                   Плеща им в рожи грязь,

                                   Как дуракам смеясь».

                        «Со ямщиком-нахалом,

                        ………………………….

                        Под белым покрывалом –

                        Бореева кума,

                        Катит в санях зима».

А вот картина божьего гнева Зевса, прямо-таки Апокалипсис, даже атомная катастрофа приходит на ум при чтении этих строк:

                          «Разразились всюду громы,

                           Мрак во пламени горел,

                           Яры волны будто холмы,

                           Понт стремился и ревел;

                           В растворенны бездн утробы

                           Тартар искры извергал;

                           В тучи Феб, как в чёрны гробы,

                           Погруженный трепетал…»

                                              «Рождение красоты», 1797 г

Если даже бегло просмотреть стихи Державина, обнаруживаешь, насколько прочно прижились фантастические образы в их строках:

                         Боги взор свой отвращают

                         От не любящего муз,

                         Фурии ему влагают

                         В сердце черство грубый вкус».

                         «Вкруг – гениев крылатых хор»;

                         « … сонм небесных дев поёт…»

                         «Ужасная змия зияет

                         И вмиг свой испущает дух,

                    Чешуйчатым хвостом песок перегребая

                    И черну кровь ручьём из раны испуская

                    «…Наяды пляшут и фауны».

                                                 «Любителю художеств», 1790 г

Нимф уже с трудом можно отличить от реальных красавиц:

                    «Столько нимф и столько милых…»

                                                 «Анакреон в собрании», 1791 г

В них можно запросто влюбиться. Даже эти «нимфы в лугу под лунным сияньем» «Весна», 1804 г.

                       «… на чистом ручейке

                       Наяды плещутся водою,

                       Шумят – их хохот вдалеке

                       Погодкою повсюду мчится,

                       От тел златых кристалл златится

                       И прелесть светится сквозь мрак».

                                                    «Аристипова баня», 1811 г

Используя различные мифологические персонажи, Державин добился их нового звучания, как бы ввёл в конкретную обстановку русской жизни. Именно поэтому несмотря на присутствие фантастических элементов, а даже в значительной степени благодаря этому, поэзия Державина по существу реалистична.

Наши рассуждения не претендуют на обобщённость и далеко не охватывают всё наследие Гаврилы Романовича. Но, надеемся, что нам удалось высветить ещё одну грань творчества этого гениального поэта-художника, по определению Белинского «отца русских поэтов».





41
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх