Рецензия на антологию "Чёрный Новый год" из серии "Самая страшная книга"
Русский хоррор, в самом имени которого читается самобытность, помноженная на многолетнюю традицию, набирает обороты. В популярной серии «Самая страшная книга» вышла очередная антология. «Черный Новый год» — парад страшных историй, так или иначе связанных со всеми любимым семейным праздником. И если вы рискнете, то узнаете, каким пугающим он может быть.
Итак, в порядке, предложенном составителями, празднуем «Старый Новый год», «Новый Новый год» и «Черный Новый год».
«Старый Новый год». В трех рассказах этого раздела главным сюжетообразующим элементом являются подарки. Дед Мороз открывает свой мешок, а там…
Александр Подольский «Мешок без подарков»
«Если долго вглядываться в Деда Мороза, Дед Мороз вглядывается в тебя» — так начинается рассказ, открывающий сборник. Эти слова становятся зловещим лейтмотивом всей антологии.
В канун Нового года Кира, исполняющая роль Снегурочки, и ее напарник Марк в костюме Деда Мороза ездят по Великому Устюгу на санях, поздравляют ребятишек с праздником, дарят им подарки. И не обращают внимания на страшного снеговика, тоже одетого Дедом Морозом, который периодически встречается на пути. А зря — сын Мары-смерти, ставший прообразом доброго зимнего деда, является не просто так. И вот уже Снегурочка-Кира кидается на поиски младшего брата, похищенного злым божеством.
Взяв за основу славянскую мифологию и щедро рассыпав зловещие предзнаменования, автор нагнетает ощущение надвигающейся беды. Но разве может современный человек придавать значение каким-то суевериям?
Реальность рушится. Отправившись за братом, Кира попадает в потусторонний мир, где улыбающийся добряк в красной шубе оказывается полной противоположностью знакомого с детства образа Деда Мороза.
Дмитрий Тихонов «Ряженый»
Дореволюционная Россия. Девятилетний Глеб, один из многочисленных детей сельского учителя, оказывается в эпицентре шествия колядующих ряженых. Среди людей, примеряющих на себя личины животных и нечисти, прячется самое настоящее чудовище, которое начинает преследовать Глеба во сне и наяву. Удастся ли спастись мальчику, которому никто не верит?
Рассказ погружает в атмосферу праздника, который, на первый взгляд, ничем не может быть омрачен. «Ряженый» написан в духе литературных сказок конца XIX — начала XX веков.
Святочный ритуал воссоздан вплоть до детального описания одежды и масок ряженых. Впрочем, этот прием не только погружает в историческую эпоху, но и используется для нагнетания жути. Финал несколько предсказуем, но это его вовсе не портит. Сама история написана мастерски, а саспенс делает чтение интересным и будоражащим воображение.
Парфенов М. С. «Подарок»
В канун Нового года всегда царит суета, связанная с подготовкой к торжеству. Сергей терпеливо ждет перед телевизором бой курантов, жена с дочкой готовят праздничный ужин, а сын — о ужас! — играет в жестокие компьютерные игры. Но привычный уклад встречи Нового года нарушают три неизвестно откуда взявшихся подарка под елкой. Новогодняя ночь будет полна неожиданностей...
Сюжет рассказа построен на контрасте. Автор показывает среднестатистическую российскую семью, её быт, маленькими штрихами рисует психологический портрет каждого персонажа, создает узнаваемую предпраздничную атмосферу. Дискомфорт вызывают лишь увлечения сына главного героя, обычного проблемного подростка. Автор намеренно заостряет на них внимание, чтобы в финале вызывать у читателя эффект «холодного душа».
«Подарок» можно отнести к категории не только черного юмора, но и социальной сатиры на массовую истерию вокруг насилия в электронных играх.
«Новый Новый год» . До Нового года остаются считаные минуты. Иногда обстоятельства складываются так, что праздник приходится встречать не дома в кругу семьи, а в придорожной забегаловке, в больнице или даже на фронте. Но так или иначе он неизбежно наступает.
Максим Кабир «Предновогодние хлопоты»
Александра — молодая девушка, которая живет и работает в огромном складе, Святилище, как называет его персонал. Здесь собирают новогодние подарки, и это могло бы быть самой обычной работой, если бы не зловещие признаки того, что Святилище находится в инфернальном пространстве, где законы природы не властны над мертвыми. Читатель до самого финала будет задаваться вопросами: где же находится Святилище? Почему люди продолжают трудиться на своего зловещего работодателя, который установил правило обязательной молитвы перед началом смены?
По ходу повествования рассыпано множество отсылок к современной рождественской поп-культуре, начиная от песни группы «АВВА» и заканчивая режиссерской версией известного фильма «Один дома», в которой у героя Джо Пеши из-за проделок мальчика в исполнении Маколея Калкина полностью сгорает лицо. Читатель балансирует между знакомой и незнакомой реальностью. С появлением замороженного мальчика-зомби инфернальное побеждает реальное, но необъяснимого хватает до самого финала. Ускользающие ответы затягивают, и оторваться от чтения становится все сложнее.
Великолепно созданная атмосфера подкрепляется переживаниями главной героини. Причины появления Александры в Святилище — своего рода контракт с таинственным работодателем. Сможет ли девушка разорвать договор?
Интригующий рассказ с довольно шокирующим финалом. Один из лучших в сборнике.
Дмитрий Золов «Поджелудочная»
Болезнь — это всегда ограничения и дискомфорт, особенно, если на носу Новый год. Накануне праздника у маргинала Артема случается серьезный приступ панкреатита. Однако после встречи в супермаркете с бомжеватым дедком Артем неожиданно выздоравливает. Но только физически — старик, похожий на Деда Мороза, еще появится в его жизни, чтобы лишить здоровья душевного.
Типично вирдовая история, в которой ирония сплелась с гротеском, причем микс получился довольно качественным. Хоррор здесь не на первом плане, однако омерзительных сцен хватает. Впрочем, они лишь усиливают атмосферу безумия и паранойи.
Удачная находка — монтаж видео сновидений главного героя и загрузка его на YouTube. Чем не подтверждение того, что само наше время безумно, раз подобные бессмысленные видео могут быть кому-то интересны? Это занятие — ключевое в сюжете и обыграно почти анекдотично.
Сергей Королев «Темный мрачный бес моей души»
Дальнобойщик Радик Коварж в новогоднюю ночь останавливается в дорожной закусочной «Транзит» недалеко от деревни Болячка. Помимо других водителей, в заведении оказывается ведунья, сбежавшая от Радика на трассе. Последовавшие события превращают новогоднюю ночь в сплошной кошмар.
Нужный тон повествованию задают сбалансированные саспенс и параноидальная атмосфера. Персонажи достаточно проработаны. В рассказе есть забавная отсылка к шоу о битвах экстрасенсов: ведунью на кастинге «зарубил» продюсер, которому она сообщила о развивающейся раковой опухоли.
Невидимое чудовище, которое занимает чужое тело, довольно интересно, но автор так до конца и не раскрыл мотивацию монстра, что несколько портит впечатление от рассказа.
«Темный мрачный бес моей души» отличается увлекательной интригой, живой атмосферой, но не самым продуманным финалом. Впрочем, плюсов у произведения достаточно.
Михаил Павлов «Долгая новогодняя ночь»
Космический корабль «Шаталов» отправляется в экспедицию на неизвестную планету. После аварии в живых остается только десантник Семен. Очнувшись тридцать первого декабря с амнезией, он отправляется по бесконечному лабиринту коридоров на поиски других выживших — а также на охоту за инопланетным монстром. Или это монстр охотится за ним?
Рассказ в жанре космохоррора, вероятно, навеян игровой вселенной «Dead space». Похожие локации, атмосфера, скримеры, таящиеся за каждым поворотом. Но «Долгая новогодняя ночь», по большому счету, не об этом. А о том, как даже в минуты опасности человека могут спасти воспоминания о родных и близких, о детстве, а вдали от родной планеты — и о самой Земле. Психологическое состояние находящегося в стрессовой ситуации передано очень достоверно. Что не менее важно — достаточно детально прописан и монстр, не просто животное с инстинктами, а вполне разумное существо с изощренным планом и конкретными целями. Добротный рассказ, в котором есть ряд пугающих моментов, психологическая проработка главного героя и отличная атмосфера (в том числе, как ни странно, и новогоднего праздника).
Александр Дедов «Шайтанам праздника не будет»
В центре сюжета — боевые колдуны-наемники, воюющие в горячих точках планеты. Ингуш Расул — бывший язычник, которого настигает магическое боевое прошлое. Злые силы взяли в заложники его жену и дочь. Герой снова отправляется на войну, на этот раз не ради денег, а ради мести.
Динамичный рассказ в жанре темного фэнтези, густо пропитанный мистикой и пахнущий гарью окопной прозы. Действие в основном происходит в Сирии, где воюют не только люди, но и маги, джинны, дэвы и прочая нечисть. Подоплека политических событий в горячих точках получает инфернальный окрас.
У главного героя вполне внятная мотивация: все его действия подчинены строгому расчету. В расход идут люди и нечистая сила, а помощником ему становится Валерий — наемник, бывший десантник и по совместительству боевой колдун. Самое интересное во взаимодействии этих персонажей — применение различных магических техник. Если покровителем Расула является богиня смерти и болезней Ун-Нане, то у Валерия это славянский Чернобог, отвечающий за разрушение и распад. Чтобы активизировать силы богов, нужна человеческая жертва. Поэтому, как и положено по жанру, положительных героев в произведении нет.
Финальная схватка с темным властелином Визирем кровава и беспощадна. Удастся ли герою победить и какую цену придется за это заплатить — вот главная интрига.
Пожалуй, самый динамичный рассказ сборника, который читается на одном дыхании. Действие происходит в канун Нового года, а страшный «подарок», присланный главному герою нечистью, намертво впечатывается в сознание.
Оксана Ветловская «Хрупкое»
Из-за жизненных неурядиц Марина с дочерью Леной возвращается в дом, где живут ее родители и брат Валера. В тесной трехкомнатной квартире постоянно происходят ссоры. Валере сильно досаждает Лена, которая намеренно портит мебель и вещи, а в канун Нового года еще и разбивает несколько советских елочных игрушек, особенно дорогих родителям. Тем самым она пробуждает призраков прошлого: родовое проклятие тянется за семьей со времен блокадного Ленинграда.
Пронзительный и эмоциональный рассказ повествует о преемственности поколений, об обидах прошлого и о прощении, о семейных ценностях. Мистический элемент органично вплетен в повествование.
Младшим членам семьи — Валере и Лене — предстоит избавить род от проклятия. Через записку бабушки автор подробно рассказывает о страшных блокадных временах, когда остаться человеком было очень сложно, а порой и невозможно. Рассказ заставляет задуматься, насколько хрупка не только человеческая жизнь, но и любовь.
Удивительно трогательное произведение, в котором нашлось место не только мистике, но и реальным историческим фактам, очень близким каждому русскоязычному читателю.
«Черный Новый год». Какими будут первые дни Нового года? Понятное дело, что на улицах будет немноголюдно, а темп жизни замедлится многократно. Но что, если Новый год станет началом конца не только прошлого года, но и жизни вообще?
Александр Матюхин «Дрема»
Шестидесятисемилетний Бурцев тяжело заболевает под Новый год. Лежит в бреду под одеялом и вспоминает то детство, то родственников, то впечатления от прошлых новогодних праздников. Бредит, будто к нему нагрянули гости, но не все — желанные. А раз это больной бред, то можно избавиться от лишних гостей кардинальным образом…
Многим знакомо состояние, когда из-за высокой температуры в голове стоит непонятный дурман и видения наплывают одно на другое, хаотично сменяя друг друга. Внутренний мир персонажа рассказа раскрывается через картины прошлого и настоящего, а то и вовсе несуществующие события. Видения, все более кровавые, поддерживают ощущение нереальности, но порождают также эффект присутствия — читатель смотрит на мир глазами больного и сопереживает ему, — а их подоплека становится понятна только после выздоровления Бурцева.
Рассказ внешне довольно психоделичен, но по сути это довольно оригинальный камерный слэшер.
Юрий Погуляй «Тепло родного дома»
В загородный коттедж, в котором несколько лет назад умер сын хозяина, приезжает группа молодых людей, чтобы отметить Новый год. Когда двое из отдыхающих находят паспорт незнакомой девушки, к ним возвращается память: оказывается, они имеют прямое отношение к ее смерти. Всплывают мрачные тайны прошлого, а Новый год превращается в кровавую баню.
В рассказе есть мистическая составляющая, которая интригует, но до конца не раскрывается. Это умышленный авторский ход, не позволяющий отвлечься от испорченности человеческой природы. Если инстинкт заставляет животное убивать другое живое существо, то что же толкает человека на убийство себе подобного? Автор пытается ответить на этот вопрос.
Как известно, приятные эмоции вытесняют из человеческого сознания негативные, но — увы! — не могут вытеснить жестокость. Молодые люди, приехавшие в коттедж, стремятся к теплу родного дома, но получают его из совсем другого источника. Исчезающая амнезия героев страшит даже больше, чем описываемые в рассказе убийства.
Крепкий психологический хоррор, которому, пожалуй, не хватило более глубокого описания внутреннего мира персонажей, особенно в части воздействия таинственного тепла на сознание. Главное чудовище в рассказе — это разум человека, причуды которого не познаны до сих пор.
Владимир Чубуков «По течению обратного года»
В повествовании сплелись сюжетные линии двух молодых людей: слабоумного Дрюни, умеющего принимать послания от мертвого отца, и бывшего военнослужащего Владимира, который поневоле влюбился в дочь колдуна.
Повесть Владимира Чубукова не просто наполнена страшными мистическими событиями, она оставляет неуютное ощущение надвигающегося вселенского кошмара. В основе лежит пророчество вымышленного блаженного Христа ради Прокопия Тенетникова (впрочем, автор намекает, кто был реальным прототипом юродивого) о нисхождении на Землю ужасного Оборотного Года, когда время поменяет свой ход.
В произведении очень много отсылок к современной реальности, поэтому описанные события воспринимаются как достоверные, и чем далее, тем больше они выглядят мрачными, мистическими и жуткими. Авторское воображение поражает: плотность действия и количество персонажей постоянно возрастает, но сюжет не теряет стройности.
Темная, густо пропитанная тревожными предчувствиями, мистикой и по-настоящему страшными событиями история, написанная глубоко эрудированным автором, доставит удовольствие любителям жанра хоррор.
Александр Подольский, Надежда Гамильнот «Без чудес»
Разве может быть Новый год без чудес? Конечно же нет, ведь их ждут и взрослые, и дети. А если вам скажут, что Дед Мороз умер, а вместе с ним и другие чудесные существа?
Разумеется, в это не поверит никто, в том числе главный герой рассказа Влад, который работает оформителем надгробий. Но когда накануне Нового года жутковатая незнакомка заказывает памятник Деду Морозу, это становится началом конца размеренной жизни Влада. Абсурдное, как кажется сперва, развитие событий перерастает в кошмар апокалиптических масштабов.
Мощный оригинальный рассказ, удачно завершающий антологию, после прочтения которой Новый год уже не будет прежним. Впивающиеся в память образы и ощущение надвигающейся тьмы еще долго не оставят вас.
«Черный Новый год» — отличный тематический сборник, в котором каждый читатель найдет чему ужаснуться (в хорошем смысле этого слова). Составители максимально представили весь спектр литературы ужасов, показав Новый год с неожиданных сторон. И наполнив старый праздник новыми смыслами.
Сталкер/Strange darling (2023), режиссёр ДжейТи Моллнер
В неком городке, затерянном среди лесов штата Орегон, любительница острых ощущений договоривается с усатым незнакомцем о том, как бы им вместе провести весело время. Оказалось, что малышка хочет испытать экстремальные ощущения. А в это время по всему штату идёт полицейская охота за маньяком, орудующим уже несколько лет и оставляющим за собой кровавые следы...
На самом деле, завязка фильма — это обманка. Создатели уверяют, что фильм снят на основе реальных событий — маньяк по прозвищу "Электрическая леди" действительно орудовал в северо-западной части США. Но это так — одна из изюминок триллера, потому что на самом деле их в этом триллере огромное количество.
Действие фильма поделено на 6 глав. Начнётся же всё с 3 главы. А дальше зрителя будут бросать из главы в главу как будто бы только для того, чтобы удивить. Но ближе к финалу становится ясно, для чего всё это было сделано. Замысел был, и замысел коварный, поскольку режиссёр зрителя ловил в свои сети очень грамотно, я бы даже сказал — одержимо, как маньяк. И вот на зрителя обрушивается одно осознание за другим и первоначальный образ главных героев растворяется без следа. На их место выходят как будто бы совершенно другие персонажи, которых играют те же самые актёры: Уилла Фицджералд — талантливая актриса, которая вместе с режиссёром обманывает зрителя и удививший лично меня Кайл Галлнер, который в фильме играет не странного парня (мне он запомнился по маленьким ролям необычных подростков в ремейке «Кошмара на улице Вязов" и «Тело Дженнифер»), а очень даже решительного и брутального преследователя.
Созданию атмосферы фильма способствует мягкий и страноватый саундтрек. Буквально кожей ощущаешь настроение каждой сцены, но и вместе с тем, как будто бы сговорившись с режиссёром (скорее всего, именно так и было), композитор обманывает и ломает зрительские ожидания. Вместе с ним в заговоре участвует и оператор, которым стал человек-оркестр Джованни Рибизи (напомню, что он достаточно известный актёр). Цвета и краски очень насыщенные, крупные планы лиц героев выразительны и действительно способствуют создаваемому напряжению. И, главное, операторские работы призваны в полной мере раскрыть имя маньяка — "Электрическая леди". Отсветы красного неона в кадре насыщены электричеством до предела и кажется, что волоски на теле приподнимаются и потрескивают от разрядов. А уже после вступления, красный цвет преследует зрителя до самого финала.
В итоге, казалось бы обычная схема триллера, в которой маньяк преследует свою жертву до конца фильма, распадается. Но создаваемая режиссёром калейдоскопичная мозаика делает стандартный сюжет крайне занимательным зрелищем. Основные достоинства картины мной уже перечислены. Но главное в фильме я всё же постарался скрыть. Как это до поры до времени делали создатели фильма. Задача будущего зрителя — постараться преодолеть любопытство и ни в коем случае не смотреть трейлеры и не читать рецензии и отзывы на фильм "Странная милашка" (название "Сталкер" далеко от оригинального).
Я вас предупредил. Но выбор остаётся за вами — смотреть ли кино ради того, чтобы было что посмотреть " из интересненького". Или же сполна насладиться кинообманом, в котором вас ждёт множество маленьких и не очень открытий.
Отзыв на мистическую драму "Дина" (1990), режиссёр Фёдор Петрухин.
На излëте советского кинематографа, когда гласность сказала творческим людям: "Можно", а на искусство средств выделялось при этом ничтожно мало, кинематографисты обратили свой взор на практически отсутствующий тогда жанр фильма ужасов. Наиболее ярким представителем тогдашних советских киноужасов стали " Семья вурдалаков" и широко разрекламированный "Люми". Фильму "Дина" повезло гораздо меньше: кроме упоминания в журнале "Советский экран" о фильме нигде не было слышно. Впрочем, это забвение постигло множество фильмов, снятых в то время, поэтому я с нетерпением ждал возможности посмотреть фильм, постер которого был очень многообещающим, особенно для меня, тогдашнего мальчишки, которому так нравились страшные истории.
Рекламный плакат к фильму
В фильме две сюжетно-временные линии сперва слабо переплетаются, чтобы поведать трагическую историю жизни Дины Бардовой (Татьяна Скороходова) — дочери уездного доктора, которого сыграл один из самых известных актёров советского кинематографа — Иннокентий Смоктуновский. Время действия — период гражданской войны и наша современность. Дина, уже достаточно взрослая девушка, обладающая даром предсказания, жившая с отцом, стала сиротой, когда тот исчез при таинственных обстоятельствах и поэтому была вынуждена отправиться в станицу, чтобы начать новую жизнь. В это время её отец возвращается в мир живых, в виде призрака, оберегая дочь и сообщая ей из потустороннего мира о событиях, которые ещё только произойдут. В результате вокруг Дины происходят смерти тех мужчин, кто проявляет к ней излишнее внимание, а сама она получает у местных жителей статус ведьмы. В наше время сны об этих событиях видит родственница Дины и её мать решает, что это душа станичной ведьмы воплотилась в её дитя.
Фильм примечателен, в первую очередь, неповторимым шармом того перестроечного времени, когда в кинотеатрах стояли ряды кресел, пахнущих дермантином, а качество плёнки, а значит звука и изображения оставляло желать лучшего. Но сами фильмы были смелыми, нестандартными и даже если были сняты в жанрах, которые были расчитаны на развлечение зрителей, отличались превосходной актёрской игрой и почти всегда присутствующим социальным подтекстом, ведь общество стояло на пороге больших перемен, а значит искусство не могло остаться безучастным к общественным процессам.
В принципе, сам фильм построен на озвучивании Диной предстоящих событий, так что зрителя ждало буквальное прочтение заложенных создателями смыслов. Судьба Дины тем трагичнее, что её красота так не сочеталась с навешиваемым станичниками клеймом ведьмы и как будто бы предчувствуя социальные потрясения 90-х, одна из героинь фильма кричит на избивавших Дину разъярëнных женщин: "Да за что же вы её, мы же все родные!"
Есть в фильме и юродивый, к которым, как известно, в русском обществе, всегда было трепетное отношение, молящийся то за советскую власть, то за спасение душ, также как и станица переходила от белых к красным и наоборот. Так что, предчувствиями фильм наполнен до предела, а это создаёт дополнительный интерес к происходящему на экране.
Нагнетание роковой развязки в фильме постоянно нарастает, но не только за счёт актёрской игры, но и благодаря музыке известного композитора Альфреда Шнитке — синтезаторной, но очень напряжëнной, вызывающей непроизвольный зрительский дискомфорт.
Что же до самих ужасов, то в фильме их не так уж и много, поскольку жанр фильма самими создателями назван "мистической трагедией". Но грим вампиров, которые погубили отца Дины запомнятся надолго: кривые заострённые зубы, рот, застывший в злой полуулыбке и сверкающие глаза — образ более, чем эффектный. Сюда же ещё можно добавить и пару смертей, в которых грим достаточно натуралистичен, чтобы напугать зрителя. Удивительно, но Смоктуновский в роли призрака смотрится настолько естественно, будто чудовищ играет чуть ли не в каждом фильме. От хоррор-составляющей фильма я, как любитель этого жанра, получил удовольствие.
Единственное, что меня несколько смущало, так это резкость перехода к временным промежуткам — в первый раз я вообще не понял, что происходит и кто эти люди, внезапно появившиеся в кадре.
Фильм, который, как мне кажется, недооценëн и уникальность его не только в жанровой принадлежности к столь редкому тогда жанру, но и в сочетании мистических элементов и духа перемен, вовсю уже бушевавших в позднем СССР. И кажется, что в финале картины, авторы говорят вместе с Диной: "Спасайте души!", потому что страну уже было не спасти.
Огромное спасибо ребятам из группы FROM OUTER SPACE за огромный труд по розыску и реставрации фильмов, которые считались утерянными или чьи копии находились в плохом состоянии. Кстати, сам фильм можно посмотреть на их страничке.
Действие романа Оксаны Ветловской начинается в 1942 году, в гитлеровской Германии. Колеблющаяся чаша весов во Второй мировой войне вынуждает Гитлера искать новые способы взять реванш в борьбе за мировое господство. Основная ставка сделана на эсэсовское научно-исследовательское общество «Аненербе», чьи исследования в области паранормального и сверхъестественного могут дать мощные козыри в борьбе с советской армией. Молодой сенсетив и маг, офицер СС, Альрих фон Штернберг получает руководство над археологическим объектом Зоненнштайн (Каменное Зеркало), способное привлечь мистические силы в помощь немецкой машине. Для дальнейших экспериментов Штернеберг отбирает из концентрационных лагерей группу заключённых , обладающих экстрасенсорными способностями. Обучая их новым техникам, усиливающим сверъхестественные способности, Альрих обнаруживает, что с заключённой русской по имени Дана у него возникают чувства, непохожие на отношения учителя и ученицы. Это непредвиденное обстоятельство меняет многое в научных исследованиях и судьбах главных героев.
Первое, что обращает на себя внимание в романе — это великолепное владение русским языком. По профессии художница, Ветловская мастерски создаёт яркие образы, аллегории и иносказания, используя всё многоцветие слов и словосочетаний. Пожалуй, что это одно из тех современных произведений, где можно сполна насладиться не только сюжетом, но и великолепным, отточеным языком. При этом текст ни в коме случае не кажется перегружен лишними словесными конструкциями и сложностей с восприятием прочитанного не возникает.
Сам сюжет затрагивает одну из самых загадочных тем Второй мировой войны — участие закрытых эзотерических обществ в военных действиях гитлеровской Германии. Уже огромное количество полноценных научных и околонаучных трудов посвящено теме одной из самых известных организаций в СС — Аненербе. Экспедиции в Тибет и другие сакральные уголки нашей планеты, поиски мистических артефактов, исследования человеческой психики и постановка их на службу Третьему Рейху — всё это уже было не раз описано в книгах и показано в кинематографе с разной степенью достоверности. Но автор «Каменного зеркала» старалась в большей степени использовать эту тему для создания антивоенного романа, в котором с огромным вниманием к деталям будут рассмотрены судьбы двух персонажей — оберштурбманфюрера СС и заключённой концлагеря.
Главный протагонист (а временами и антагонист) Альрих по ходу чтения вызывает разные чувства. Альбинос, с несколько уродливыми чертами лица, даже у своих подчинённых вызывал чаще всего неприятные чувства. Но внутренние качества, такие как сочувствие, любовь к близким (пусть и весьма своеобразная), утончённость, верность долгу и благородство будут до самого конца романа заставлять задаваться вопросом — так кто же на самом деле этот маг-аристократ, вставший на сторону зла? По всему тексту разбросаны намёки на то, что Альрих положительный герой, но только в самом финале раскроется истинная природа этого яркого персонажа. Кроме этого, писательница наделила своего персонажа сверхъестественными способностями, а значит и они будут накладывать отпечаток на характер, поведение героя и мотивацию его поступков. Ещё глубже погрузиться во внутренний мир героя позволяют вставки из Чёрной тетради — личного дневника Альриха, а также описания детства персонажа и взаимоотношений внутри его семьи.
Вторым по значимости персонажем романа стала Дана. Заключённая — экстрасенс, которую фон Штернберг учил развивать свои способности, чтобы использовать в своём эксперименте с Каменным Зеркалом, получает своё развитие во взаимоотношениях со своим учителем. Описанная поначалу, как настороженный зверь, всегда готовый обнажить свои зубы, Дана на самом деле — хрупкая и нежная девушка, волею судьбы попавшая в страшные жернова войны. Интересна деталь во внешности героини — эльфийские глаза. Именно такими их увидел фон Штернберг. Борющиеся в ней нежные чувства к утончённому офицеру СС и ненависть к тем, кто причастен к гибели её близких не раз взрывают действие романа, заставляя с более глубоким интересом следить за развитием персонажа. К сожалению, в последней трети романа пути Альриха и Даны расходятся, а потому осталось некое чувство недосказанности. Впрочем, «Каменное Зеркало» — это первая часть дилогии и во второй книге снова предстоит встреча с этой яркой героиней.
Итак, с положительными и условно положительными героями всё в порядке. А что же с антагонистами? Конечно же, автор не забыла и о них. На первый план выходит один из сослуживцев Штернберга — штандартенфюрер Дитрих Мёльдерс. Высокомерный и амбициозный офицер, который видит в Альрихе выскочку,слишком рано получившего высокое звание и высокое место в иерархии СС. Противостояние между двумя харизматичными персонажами, обладающими к тому же экстрасенсорными способностями, создаёт мощное напряжение во время чтения. Несмотря на то, что с какого-то момента романа этот персонаж исчезает, следы его злодеяний отчётливо видны до самого финала. Помимо Мёльдерса в романе появляются и реальные исторические личности. К примеру Гиммлер и даже сам Гитлер. Причём следуя полумистической атмосфере, одиозная фигура фюрера окружена поистине адской инфернальностью. Эпизоды с Гитлером стали одним из самых запоминающихся в романе.
Но у романа есть еще и философское измерение, органично вплетённое в кружево событий и исторический фон. В диалогах героев звучат рассуждения о природе добра и зла, ответственности за жизни людей и их ничтожность перед долгом, любви и ненависти, совести и войне. Общий антивоенный посыл подкрепляется, в том числе, сценами посещения концлагеря Альрихом или воспоминаниями Даны о жизни в застенках — подобный кошмар тяжким грузом ложится на героев, подкрепляя общий посыл произведения.
Кажется, что не было такой темы, которую бы Оксана Ветловская не затронула в своём произведении в связи с войной. Будь то неприятие семьи Штернберга его деятельности в СС, их участие в работе Красного Креста или реваншизм за итоги Первой мировой войны, о котором мечтает Мёльдерс. Само повествование выстроено в хронологическом порядке и главы разбиты на даты, поэтому очень легко проследить, как меняются мысли и образ жизни персонажей в связи с ходом военных действий. И этот ещё один, весьма важный элемент «Каменного Зеркала», вкупе с огромным фактологическим материалом, делает роман не просто мистическим, использующим Вторую мировую, как фон, но исторической прозой, в которую вплетены мистические элементы.
По итогу, как писала о «Каменном зеркале» сама Оксана Ветловская, перед читателем «роман с крайне непростой судьбой». К этому можно добавить лишь то, что к читателю уже не раз пробивались произведения у которых судьба была сложной и многотрудной. Но в случае с «Каменным зеркалом» все испытания были не напрасными. Ведь чтение этого романа станет не только увлекательным, благодаря большому количеству запоминающихся персонажей и событий, но и достаточно глубоким по сути, вызывающим множество мыслей после прочтения и оставляющим глубокий след в читательской памяти. И это происходит, в том числе, благодаря замечательным иллюстрациям самой Оксаны Ветловской, которая создала массу иллюстраций к своему крепкому и запоминающемуся роману.
Прочитать книгу "Москва-Поднебесная" Михаила Бочкарёва побудило любопытство — что же мог написать мой тёзка и однофамилец. А ещё писатель — музыкант из группы "Яды". Совершенно неожиданно оказалось, что роман вполне добротный и увлекательный, а потому не могу не поделиться своими впечатлениями от прочитанного.
Всё началось с того, что неизвестно откуда появившаяся разношёрстная компания, состоящая из обывателя Василия, белокрылого ангела и разумного холодильника «Samsung» ограбила банк. В это же самое время Нистратов Елисей Никанорович обращается к доморощенному магу с целью снять предполагаемо наложенный на него сглаз. И с этого момента события стали нарастать со скоростью катящегося с вершины горы снежного кома, вбирающего в себя всё больше и больше людей, мифических существ и сюрреалистичных событий. В результате не только Москва, но и весь мир оказываются в центре глобальных событий вселенского масштаба, могущих перевернуть всё мироздание вверх тормашками.
Даже если взяться за перечисление всех событий и персонажей книги Михаила Бочкарева, то это займёт немало времени и будет достаточно для написания многостраничной брошюры. Взяв за основу, в первой половине романа, сюжетную линию Коровьева, Азазелло и Бегемота из булгаковского великого романа «Мастер и Маргарита» (впрочем, Бочкарев этого и не скрывает), но переместив их в современную Москву, автор сумел провести аналогии на множество злободневных на сегодняшний день проблем, показав при этом, что сами люди со времён Булгакова практически не изменились.
То, что вытворяла троица грабителей с жителями Москвы, да и всей России, очень сюрреалистично и смешно. Есть здесь и пропавший неизвестно куда самолёт с пассажирами, и уходящая под землю Останкинская телебашня, начавшая вместо телесигналов источать из себя человеческие фекалии. Вирус, проникающий в алкоголь, совершал мутации в человеческом разуме, превращая людей или в духовных отшельников, отрешающихся от всего земного или вовсе физически превращая людей в свиней.
В тексте романа есть как оммажи Булгакову, так и прямое цитирование некоторых фраз из «Мастера и Маргариты». И, как оказалось, показать человеческую природу через эти глобальные события было необходимой задачей автора. Всю первую половину романа читателя не покидает чувство, что перед ним самый настоящий театр абсурда. К тому же постоянное появление всё новых и новых персонажей, кажется лишь просто необходимым набором для увеличения объёма романа, хотя ближе к финалу абсолютно все персонажи завершают свои сюжетные линии, а каждое, даже самое абсурдное событие имеет логическое объяснение.
Сюжетная линия Нистратова поначалу кажется самой главной в романе, но постепенно она сливается с другими и образует довольно стройную структуру повествования, в которой почти нет лишних деталей, а картина мира расширяется от Москвы до размеров вселенной. В какой-то момент Земля и человечество оказываются в центре идеологического противостояния духовного мира: ангелы во главе с Метатроном оказываются против архангела Михаила, хотя обе группировки оказываются обмануты Сатаной. Цена победы любой из сторон – свобода человеческого сознания. Так из сюрреалистического, роман постепенно превращается в философско-фантастический и даже психологический. Метафизика здесь граничит с эзотерикой, но как ни странно, не вызывает какого-то отторжения или неприятия. В результате градус юмора понижается, но это не лишает произведение устоявшегося несколько дурашливого и хулиганского настроения, похожих на атмосферу фильмов Эмира Кустурицы, в которых смерти оказываются лишь временным периодом в жизни человека, а потому лёгкость восприятия текста совершенно не теряется.
Впрочем, о содержании романа очень многое говорит второе название романа – «Твоя стена – твоё сознание». Мысль о том, что каждый человек – творец своей собственной вселенной и рассуждения о том, кем являются духовные существа для человечества – самая удачная авторская находка. Поневоле возникают мысли, о том, что именно так и устроен наш мир. А стена сознания, возле которой и происходят ключевые события романа существует на самом деле. Михаил Бочкарёв вместе с героями находит ответы на многие важные ключевые вопросы бытия и поэтому, в какой-то степени, способствует раскрепощению сознания читателя и ответственности за свои мысли и желания.
Помимо собственно довольно необычного взгляда на мир, автору блестяще удаются образы персонажей. Даже имена героев вызывают неподдельный интерес и удивление. Комичный образ майора милиции с головой, похожей на перевёрнутую трёхлитровую банку, дополняется странным именем и фамилией – Вифлеем Агнесович Загробулько, а уж кричащая о занятиях уфолога из секретного правительственного города, фамилия Некромантов, очень многое говорит о сфере его интересов. Вплетение разнообразнейших существ, таких как уже упоминавшийся разумный холодильник или говорящая крыса Жерар, а также сонм ангелов с авторской иерархической лестницей, опирающейся на христианские догматы, украшает и без того богатую коллекцию героев, появляющихся на страницах книги.
Но не все персонажи вымышлены. В тексте есть упоминания и реальных личностей, как из политики, так и из шоу-бизнеса, но автор так изменял фамилии, что всех их можно узнать не напрягаясь, поэтому элементы сатиры в романе тоже есть. Ненавязчивый юмор, особенно в первой половине романа, неглуп и не выглядит натужным ни в одной сцене, что делает чтение расслабляющим и приятным.
К недостаткам можно отнести некоторую прямолинейность подачи смыслов, заложенных в произведении. Думающему читателю (а других у романа, скорее всего, не будет), всё же можно преподнести мораль и смыслы более органично. Впрочем, всегда бывают исключения, может быть именно для таких читателей подобные разъяснения и нужны. К тому же книга столь увлекательна, что этот недостаток с лёгкостью окупается динамичным развитием событий.
Итог: Роман «Москва-Поднебесная» относится к разряду произведений, от которых ничего необычного не ждёшь. Тем приятнее, что роман оказался на редкость крепким, интригующим и достаточно умным произведением, чтобы насладиться как сюжетом, так и смыслами, заложенными в нём.