Прочитать книгу "Москва-Поднебесная" Михаила Бочкарёва побудило любопытство — что же мог написать мой тёзка и однофамилец. А ещё писатель — музыкант из группы "Яды". Совершенно неожиданно оказалось, что роман вполне добротный и увлекательный, а потому не могу не поделиться своими впечатлениями от прочитанного.
Всё началось с того, что неизвестно откуда появившаяся разношёрстная компания, состоящая из обывателя Василия, белокрылого ангела и разумного холодильника «Samsung» ограбила банк. В это же самое время Нистратов Елисей Никанорович обращается к доморощенному магу с целью снять предполагаемо наложенный на него сглаз. И с этого момента события стали нарастать со скоростью катящегося с вершины горы снежного кома, вбирающего в себя всё больше и больше людей, мифических существ и сюрреалистичных событий. В результате не только Москва, но и весь мир оказываются в центре глобальных событий вселенского масштаба, могущих перевернуть всё мироздание вверх тормашками.
Даже если взяться за перечисление всех событий и персонажей книги Михаила Бочкарева, то это займёт немало времени и будет достаточно для написания многостраничной брошюры. Взяв за основу, в первой половине романа, сюжетную линию Коровьева, Азазелло и Бегемота из булгаковского великого романа «Мастер и Маргарита» (впрочем, Бочкарев этого и не скрывает), но переместив их в современную Москву, автор сумел провести аналогии на множество злободневных на сегодняшний день проблем, показав при этом, что сами люди со времён Булгакова практически не изменились.
То, что вытворяла троица грабителей с жителями Москвы, да и всей России, очень сюрреалистично и смешно. Есть здесь и пропавший неизвестно куда самолёт с пассажирами, и уходящая под землю Останкинская телебашня, начавшая вместо телесигналов источать из себя человеческие фекалии. Вирус, проникающий в алкоголь, совершал мутации в человеческом разуме, превращая людей или в духовных отшельников, отрешающихся от всего земного или вовсе физически превращая людей в свиней.
В тексте романа есть как оммажи Булгакову, так и прямое цитирование некоторых фраз из «Мастера и Маргариты». И, как оказалось, показать человеческую природу через эти глобальные события было необходимой задачей автора. Всю первую половину романа читателя не покидает чувство, что перед ним самый настоящий театр абсурда. К тому же постоянное появление всё новых и новых персонажей, кажется лишь просто необходимым набором для увеличения объёма романа, хотя ближе к финалу абсолютно все персонажи завершают свои сюжетные линии, а каждое, даже самое абсурдное событие имеет логическое объяснение.
Сюжетная линия Нистратова поначалу кажется самой главной в романе, но постепенно она сливается с другими и образует довольно стройную структуру повествования, в которой почти нет лишних деталей, а картина мира расширяется от Москвы до размеров вселенной. В какой-то момент Земля и человечество оказываются в центре идеологического противостояния духовного мира: ангелы во главе с Метатроном оказываются против архангела Михаила, хотя обе группировки оказываются обмануты Сатаной. Цена победы любой из сторон – свобода человеческого сознания. Так из сюрреалистического, роман постепенно превращается в философско-фантастический и даже психологический. Метафизика здесь граничит с эзотерикой, но как ни странно, не вызывает какого-то отторжения или неприятия. В результате градус юмора понижается, но это не лишает произведение устоявшегося несколько дурашливого и хулиганского настроения, похожих на атмосферу фильмов Эмира Кустурицы, в которых смерти оказываются лишь временным периодом в жизни человека, а потому лёгкость восприятия текста совершенно не теряется.
Впрочем, о содержании романа очень многое говорит второе название романа – «Твоя стена – твоё сознание». Мысль о том, что каждый человек – творец своей собственной вселенной и рассуждения о том, кем являются духовные существа для человечества – самая удачная авторская находка. Поневоле возникают мысли, о том, что именно так и устроен наш мир. А стена сознания, возле которой и происходят ключевые события романа существует на самом деле. Михаил Бочкарёв вместе с героями находит ответы на многие важные ключевые вопросы бытия и поэтому, в какой-то степени, способствует раскрепощению сознания читателя и ответственности за свои мысли и желания.
Помимо собственно довольно необычного взгляда на мир, автору блестяще удаются образы персонажей. Даже имена героев вызывают неподдельный интерес и удивление. Комичный образ майора милиции с головой, похожей на перевёрнутую трёхлитровую банку, дополняется странным именем и фамилией – Вифлеем Агнесович Загробулько, а уж кричащая о занятиях уфолога из секретного правительственного города, фамилия Некромантов, очень многое говорит о сфере его интересов. Вплетение разнообразнейших существ, таких как уже упоминавшийся разумный холодильник или говорящая крыса Жерар, а также сонм ангелов с авторской иерархической лестницей, опирающейся на христианские догматы, украшает и без того богатую коллекцию героев, появляющихся на страницах книги.
Но не все персонажи вымышлены. В тексте есть упоминания и реальных личностей, как из политики, так и из шоу-бизнеса, но автор так изменял фамилии, что всех их можно узнать не напрягаясь, поэтому элементы сатиры в романе тоже есть. Ненавязчивый юмор, особенно в первой половине романа, неглуп и не выглядит натужным ни в одной сцене, что делает чтение расслабляющим и приятным.
К недостаткам можно отнести некоторую прямолинейность подачи смыслов, заложенных в произведении. Думающему читателю (а других у романа, скорее всего, не будет), всё же можно преподнести мораль и смыслы более органично. Впрочем, всегда бывают исключения, может быть именно для таких читателей подобные разъяснения и нужны. К тому же книга столь увлекательна, что этот недостаток с лёгкостью окупается динамичным развитием событий.
Итог: Роман «Москва-Поднебесная» относится к разряду произведений, от которых ничего необычного не ждёшь. Тем приятнее, что роман оказался на редкость крепким, интригующим и достаточно умным произведением, чтобы насладиться как сюжетом, так и смыслами, заложенными в нём.