Была прекрасная книга "Художники детской книги о себе и своем искусстве", 1987год, 306 страниц,
но у меня тоже были (есть) мысли, записанные в маленькие эссе...
здесь — в одну кучку.
Пятно, линия, штрих?
График может вырвать из плоского листа бумаги изображение, используя лишь пятно, линию, штрих...
а как иначе? если иметь в виду технику тушь\перо, кисть или карандаш.
и вот вроде идея есть, и придумалась уже тема.... а реализация иной раз занимает годы — инкубационный период — чтоб донести своё видение. а иной раз экспромт... и никаких заморочек. =)
Рудименты.
размышлизм
Из биологии нам знакомо это словечко.
Рудиментарный отросток аппендикс, рудиментарный хвостик… Это вроде как наследие предков, ныне ненужное. Не пользуемся мы этим так, как века назад… Пророчат и то, что зубы мудрости и мизинцы на ногах станут рудиментами. отомрут за ненадобностью, перестанут расти, канут в небытие.
Вот и виды графики — гравюра на дереве, камне, металле, линолиуме — были развиты для того, чтобы тиражировать оттиски. С износом, конечно же — после 20 оттисков линогравюры качество последующих листов хуже и хуже.
Что сегодня? Нажал кнопку — и принтер растиражировал энное количество копий твоего рисунка. Или не твоего. Или не из принтера. Достаточно одной копии, и с неё можно напечатать тысячи листов.
Не сохранить авторство, нет дефицита, нет секрета…
Мысль моя такова — гравюра как вид искусства — рудимент?
Да.
Признаю это с сожалением.
Листаю растиражированные в электронном виде гравюры Дюрера, Фаворского, литографии Кибрика, офорты Воловича…
Эволюционируем? Или диэволюционируем?
Это виток спирали вверх? Или вниз?
«Трудности перевода» или подводная часть айсберга.
Я не реалист. В том смысле, что не рисую в технике соцреализма. Но и в нише, в которой рисую, порой свои нюансы…
Работая в серии ретро-библиотеки приключений и научной фантастики (РБПНФ), с первого дня попал впросак. повесть на 300 страниц, место действия – Тифлис, 1918 год… ГДЕ МНЕ НАЙТИ те образцы одежды и обуви, когда в Тифлисе времен гражданской войны всё и все перемешалось(лись). Отказался – сроки малы. Другую книгу предложили, взял… с тех пор повестей проиллюстрировал около тридцати, книг получилось больше десяти.
Иногда упирался в тупик с поисками «раритетов», иногда выкручивался. Например, у героя на груди (Пингль) был шахтерский фонарь Эмми. Убился, но не нашел в Интернете такой фонарь. Заменил ореолом света в темноте пещеры. Там же были змеи с названием, которого больше нигде нет. Нарисовал нечто среднее – по описанию в тексте. Но вот фляжку 18 века, серебряную, цилиндрическую, я нашел. Радовался.
Из книги в книгу попадаются керосинки. То настольные, то настенные, то еще Бог знает какие с абажурами и объемами.
Был сгнивший труп собаковолка (у Щепетнева) – кости скелеты разглядывал, сравнивал. В Дарвиновском музее чучело фотографировал и череп волчий. И это при том, что достаточно условно рисую, 9 на 13 размер иллюстраций.
Хорошо, когда автор пишет – стояли на каминной полке красивые часы в стиле ампир (Бернед). Лепота! Фотографий часов-ампир насобирал, нарисовал наиболее подходящие. А когда вообще что-то не написано? Вот в Детях Твира у автора куэнки – огромные кенгуру. Написано – трехлапые. Ну хорошо, а где эта третья лапа? Передняя, задняя? Потом в повести попалось вроде, что прыгают на трех. Значит, нет передних лап. Дальше читаю – ползут уставшие куэнки, передними лапами подгребают… КАКИМИ? «Не выдержала душа поэта» — написал в издательство. Автор ответил – у них было ШЕСТЬ ЛАП! Как бы я об этом узнал? Фантастика! Такие – ненаписанные – вещи случаются у разных авторов. Пишет (Коваль) про два весла, а по факту оно одно, но с обеих сторон. У писателей, которые уже давно умерли, ничего не спросишь.
По Ренару тоже были нюансы, с аккордеоном, например. Он есть черный и белый, с кнопками и клавишами, есть французская гармошка — как у клоунов. Смущало то, что девочка на нем играла, в поле. Он же громоздкий для нее, да еще в поле переть. Ну, самолеты-дирижабли все от 1910 года. Эйфелева башня на рисунке – проверил, её уже успели построить. У него же была нужна именно Парижская обсерватория ТОГО ВРЕМЕНИ.
Вот про Лувр у Бернеда – в 1925 году ещё не было стеклянных пирамид во дворе дворца. И стиль – для рамочки – в 1925 году с арт-нуара сменился на арт-деко… В тексте кофр эпохи Возрождения то ларцом, то сундуком становится. Ну, разные предметы постоянно приходится смотреть – то ли складной ланцет, то ли нет. Диадемы, гербы и деньги старинные.
Военные и полицейские – отдельная песня. Всякое оружие и униформа. Такая-то СТРАНА, время года, реформа такого-то года, такой-то век… Со священниками вообще трудно. Нужен мне аббат и монашка, Франция, 1930-е. Ищу, ищу, и находятся разных аббатств, орденов сутаны, даже инквизиторы, а шляпы и чепчика не вижу… По-французски приходится писать через переводчика, снова искать…
Или вот пример, тоже перевод с французского – герой положил лампочку в карман. Потом эту лампочку достал из кармана и ходит по квартире, всё ею освещает… Ранее, в другой повести, тоже в подземелье с лампочкой двое ходили, но у них был чемодан… Я подумал, что чемодан – это батарейка, и провод от него к лампочке тянется… ан нет! Тут-то без чемодана дяденька ею светит! Ищу в Интернете, когда появился переносной электрический фонарь. Нашел патенты на изобретение. Ух, еще в 19 веке первые появились фонарики! 1899 год — цилиндрический, с кольцом вместо кнопки, в Америке. Значит, наш герой вполне мог быть с фонариком… судя по описанию.
Коверкают имена древних Богов, названия существ – намеренно или нет, а искать обличье приходится доолго. Да и в тексте, опять же, то одна голова, то уже две у этого Исчадья (у Клугера).
В сказках разных народов тоже не всегда находится то, что нужно. Предметы по-разному называются – сабля, светильник, музыкальный инструмент или шалаш какой – и начинаешь «рыть землю» в поисках того, что не видел и не знаешь.
В общем, иллюстраторская стезя преподносит свои сюрпризы и постоянно развивает, развивает кругозор, эрудицию.