автор |
сообщение |
soulo
авторитет
|
11 декабря 2009 г. 23:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Высказываюсь по основному предмету топика. Франц Кафка, как и Достоевский просто обязателен к прочтению любым человеком, который хочет понять эту жизнь. Нравится-не нравится — это уже другой вопрос. Надо! Мало какие книги смогли произвести на меня столь же сильное впечатление, как произведения Кафки. Маркес... Но он не то что находится под влиянием — вообще писателем стал, будучи вдохновлённым Кафкой. Анджей Заневский — "Крыса". Пожалуй, единственное, что зацепило даже сильнее Кафки. Тоже влияние Франца чувствуется. И самое главное — да, творчество Кафки можно назвать фантастикой. С формальной точки зрения оно именно ею и является. Но если по существу — был он писателем-реалистом. И чтобы убедиться в этом, достаточно просто посмотреть вокруг.
|
|
|
Шолль
философ
|
11 декабря 2009 г. 23:45 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Jackson911 На предидущей странице же писал что он экзистенциалист!!!
Ой, не могу... Пойду, в понедельник коллегам расскажу: то он экзистенциалист, то экспрессионист, пусть тоже развлекутся. Главная ценность в философии экзистенцализма — свобода, реализуемая в форме выбора и принятия ответственности за последствия этого выбора. Объясните мне, где у Кафки герой отстаивает свою свободу? Свой собственный выбор? Ну где экзистенциальный герой у Кафки, где? Да, все модернисткие направления исходят из того, что мир абсурден и жесток по отношению к личности. Но они разные, не надо одно с другим путать.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
Sfumato
магистр
|
12 декабря 2009 г. 00:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль то он экзистенциалист, то экспрессионист
А еще я встречал определение, что Кафка — абсурдист Не уверен, есть ли такой термин... В целом согласен — для писателя такого масштаба все эти -измы очень условны.
|
|
|
Sfumato
магистр
|
12 декабря 2009 г. 01:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль Если сравнивать произведения Кафки с произведениями эксперессионистов
Еще к экспрессионистам Перуца иногда причисляют. Его "Прыжок в неизвестное" показался мне облегченным вариантом Кафки.
|
|
|
saddlefast
философ
|
15 декабря 2009 г. 18:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль ценность в философии экзистенцализма — свобода, реализуемая в форме выбора и принятия ответственности за последствия этого выбора. Объясните мне, где у Кафки герой отстаивает свою свободу? Свой собственный выбор?
Ну, нельзя так прямолинейно. Конечно, Кафка не экзистенциалист. Но, экзистенциализм — это и философия тревоги и ужаса. А обладать идеалом свободы — еще не значит его отстаивать. Это значит еще и понимать, что ты гибнешь и ничем не хочешь себе помочь, и именно это осознание своей обреченности и рождает в тебе чувство свободы.
Свободы пленика, полностью отданного в руки палачей. Как в конце "Процесса" Йозеф К. практически добровольно отдает себя в руки убийц, затянутый логикой абсурда и нашедший себе "вину". Ведь каждый из нас чувствует себя в чем-то виноватым, как говорил позже Сартр .
Герои Кафки часто отстаивают свободу, только видно, что в этом мире героизм невозможен, в ответ такой герой получает рутинное зло бесконечного тянущегося процесса неизвестно о чем.
|
––– — Мой уважаемый оппонент профессор Минотавр расскажет вам о биосфере этой удивительной планеты |
|
|
eladislao
магистр
|
15 декабря 2009 г. 18:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль Объясните мне, где у Кафки герой отстаивает свою свободу? Свой собственный выбор?
Я, собственно, читал только "Замок". Однако там герой ничем другим и не занимается.
|
––– Истина острому их взору не издали болванела так, как подлым умам, но ясно, как в зерцале, представлялась. |
|
|
Шолль
философ
|
15 декабря 2009 г. 18:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата saddlefast именно это осознание своей обреченности и рождает в тебе чувство свободы
Вопрос в том, что для экзистенциалистов важна реализованная свобода, а не свобода потенциальная. А вина, исходя из позиции экзистенциализма, убивает возможность реализации этой свободы. Человек, ощущающий вину, не будет действовать без оглядки на обстоятельства, другого и т.д. Другой вопрос, что, конечно, и Кафка, и Сартр работали в рамках модернизма, для которого идея абсурдного и жестокого мира, слабости человека перед этим абсурдом является доминирующей. Конечно, вы называете те черты, которые объединяют Кафку с модернизмом вообще. Но я писала, что еще нужно различать и направления внутри модернизма.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
saddlefast
философ
|
15 декабря 2009 г. 18:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Шолль , полностью согласен. Вы профессионал, это очень приятно, общаться с профессионалом, отлично разбирающимся в тех понятиях, которые он использует!
|
––– — Мой уважаемый оппонент профессор Минотавр расскажет вам о биосфере этой удивительной планеты |
|
|
Шолль
философ
|
15 декабря 2009 г. 18:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата eladislao Я, собственно, читал только "Замок". Однако там герой ничем другим и не занимается.
Тут опять-таки есть разница между тем, как свою свободу отстаивает экзистенциальный герой и что происходит в сознании героя Кафки.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
eladislao
магистр
|
15 декабря 2009 г. 19:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Шолль Ну то есть экзистенциальный герой — это Рэмбо?
|
––– Истина острому их взору не издали болванела так, как подлым умам, но ясно, как в зерцале, представлялась. |
|
|
Шолль
философ
|
15 декабря 2009 г. 19:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
eladislao, не Рембо. Типичный пример экзистенциального героя — Орест в драме Сартра "Мухи", Гёц в его же "Дьявол и господь бог". А еще бы я назвала экзистенциальным героем МакМёрфи из романа Кизи "Над кукушкиным гнездом". Экзистенциальный герой действует, иногда вопреки обстоятельствам, сделав свой выбор. Вспомните, что происходит в "Замке". Герой принимает обстоятельства игры, хотя они ему кажутся абсурдными, и начинает к ним приспосабливаться, думать, как в них выжить. Экзистенциальный герой ломает эти правила и устанавливает свои как свободный человек.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
eladislao
магистр
|
15 декабря 2009 г. 19:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ich will keine Gnadegeschaenke vom Schloss, sondern mein Recht — это цитата Шолль принимает обстоятельства игры ???
|
––– Истина острому их взору не издали болванела так, как подлым умам, но ясно, как в зерцале, представлялась. |
|
|
Шолль
философ
|
15 декабря 2009 г. 19:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Заявлять герой, конечно, может, все что угодно, а вот что с ним происходит? Как развиваются события? Ушел ли он из замка сразу, наплевав на жителей деревни и замка? Перестроил систему отношений в деревне? Или погиб, сопротивляясь абсурду до конца? Потом, у Кафки есть одна характерная, часто повторяемая черта: действие начинается в момент пробуждения героя, но пробуждения не в реальности, а в мире сна, кошмара, на который он повлиять не в состоянии.
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
eladislao
магистр
|
15 декабря 2009 г. 19:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль Ушел ли он из замка сразу, наплевав на жителей деревни и замка? Это уж не экзистенциализм, а пофигизм какой-то.
цитата Шолль Перестроил систему отношений в деревне? А это — соцреализм!
|
––– Истина острому их взору не издали болванела так, как подлым умам, но ясно, как в зерцале, представлялась. |
|
|
Шолль
философ
|
15 декабря 2009 г. 19:46 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата eladislao Это уж не экзистенциализм, а пофигизм какой-то.
А экзистенциальный герой в какой-то мере пофигист, да! Существует он и его свобода, а проблемы остальных его не касаются, он их сделать свободными не может, сами освобождайтесь!
|
––– Текст перед вами и порождает собственные смыслы. У. Эко, "Заметки на полях "Имени Розы". |
|
|
ПоследнийБастион
магистр
|
16 декабря 2009 г. 12:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Шолль не Рембо. А почему не Рэмбо? Уж в "Первой крови" он действует очень экзестенциально — цитата Шолль экзистенциальный герой в какой-то мере пофигист, да! Существует он и его свобода, а проблемы остальных его не касаются, он их сделать свободными не может, сами освобождайтесь! — как раз о Джоне из первой книги.
|
|
|
siziff
активист
|
1 января 2010 г. 21:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Вообще не считаю данного писателя великим. Свои комплексы и страхи засунуть в печатный текст, наполняя его пессимизмом и обреченностью — чем здесь восхищаться? То же самое Альбер Камю, то же самое Джойс или Пруст.
Их возможно читать только критикам, которые откроют в них что-то новое (но не факт что ценное в художественном и человеческом плане) и тем людям, кто имеет подобные патологии.
В те годы их книги были более-менее актуальны, так как передавали ущербный, упаднический дух эпохи — при этом ни к чему не призывая и не пытаясь найти хоть какой-то выход из ситуации. Кошмар, смерть, безысходность. Кафка, Камю, Джойс. Чудесно.
С точки зрения стилистика язык прост и не обладает какими-то достоинствами. ТАк называемый "стиль-ноль". Художник пишет не "дождь идет", а "буря мглою небо кроет", на что "стиль-ноль" отвечает: зачем все эти украшательства, раз дождь идет то так и надо писать — дождь идет. Кафка и Камю в этом плане братья-близнецы — сухой, скучный текст. Сухость, безперспективность жизни.
Не понимаю зачем это читать.
|
|
|
eladislao
магистр
|
1 января 2010 г. 21:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата siziff Художник пишет не "дождь идет", а "буря мглою небо кроет"
Вообще-то, вихри снежные крутя. Ну а Кафка — один из лучших стилистов.
|
––– Истина острому их взору не издали болванела так, как подлым умам, но ясно, как в зерцале, представлялась. |
|
|
siziff
активист
|
1 января 2010 г. 21:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата eladislao Вообще-то, вихри снежные крутя.
Да вообще-то буря она и есть буря. Вы бурю когда-нибудь в море к примеру видели?
Я читал какой он стилист, прямо верх стилистики. В таком случае Достоевский — тоже верх стилистики.
|
|
|
Грешник
магистр
|
2 января 2010 г. 01:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Кафка и Камю в этом плане братья-близнецы — сухой, скучный текст.
А вы у Камю пьесы почитайте. Где стилистика нивелируется самим жанром. Там он блистает.
цитата Свои комплексы и страхи засунуть в печатный текст, наполняя его пессимизмом и обреченностью — чем здесь восхищаться?
Ну, к слову, есть множество писателей инсталлирующих свои комплексы, страхи и комплексы страхов в матрицы роскошно-барочных текстов. Не менее безысходных. Вам что не нравится-то, простота или пессимизм?
цитата Кафка, Камю, Джойс.
Джойс-то при чём? У него случай обратный, там стиль не низводится до передаточной функции, как у двух предыдущих, а перенасыщается метафорами и усложняется экспериментами, временами до полной нечитабельности (хотя тут кому-как).
цитата В те годы их книги были более-менее актуальны, так как передавали ущербный, упаднический дух эпохи
*зевая* Там описываются разные континеты, зачастую разные эпохи, а в плане упадка и сегодняшняя не отстаёт (жить значит умирать, как говаривал мудрый Энгельс). Впрочем, "Посторонний" Камю (если вы у Камю его читали) вообще слабо привязан к эпохе — там герой, как мне помнится, что-то вроде офисного клерка, который и в 1950-м и в 2050-м одинаков.
|
––– Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат. С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд. |
|
|