Существовало ли в русской ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Трёп на разные темы» > Тема «Существовало ли в русской истории татаро-монгольское иго?»

Существовало ли в русской истории татаро-монгольское иго?

 автор  сообщение


активист

Ссылка на сообщение 9 июля 2008 г. 00:11  
цитировать   |    [  ] 

цитата wolobuev

Завтра опубликую археологическую, математическую и прочие критики
И Тоже, как и "Альмагест", по теме «Существовало ли в русской истории татаро-монгольское иго?»?


миродержец

Ссылка на сообщение 9 июля 2008 г. 00:14  
цитировать   |    [  ] 

цитата Sever8

И сейчас считают — одним из величайших путешественников мировой истории: -=http://vidoc.com.ua/2008/05/30/100-chelov...
Я ведь уже просил — не выкладывать первые попавшиеся ссылки из поисковиков! Причем, здесь вообще книга "100 человек, которые изменили ход истории. Выпуск 18. Марко Поло"? С каких пор справочная литература вдруг стала считаться источником????
P.S К слову, там с этой ссылкой еще пара весьма любопытных сайтов открывается:-)))


активист

Ссылка на сообщение 9 июля 2008 г. 00:16  
цитировать   |    [  ] 

цитата wolobuev

Завтра опубликую археологическую, математическую и прочие критики
И Тоже, как и "Альмагест", по теме «Существовало ли в русской истории татаро-монгольское иго?»?

цитата fox_mulder

сплошная голословщина, которая основывается на двух нехитрых аргументах- "мне кажется" и "я так думаю".
Неправда ваша. Я уже высказывался, что поддерживаю основные положения альтернативной истории Кеслера, Постникова, Габовича (группа "Парадигма"), и все претензии можете предъявлять им. И все доказательства тоже можно найти в их работах — достаточно просто внимательно и непредвзято изучить их труды.


миродержец

Ссылка на сообщение 9 июля 2008 г. 00:17  
цитировать   |    [  ] 
Sever8 +100 Марко Поло, несмотря на тот бред, который он преподносил, и сейчас многие продолжают считать чуть ли не величайшим путешественником. Эта цитата вообще умиляет

цитата

которая могла дать читателю точные и подробные сведения о географии, экономике, нравах и поведении почти совершенно неизвестных народов. Переведённая на европейские языки, эта книга оказала значительное влияние на мореплавателей, картографов, писателей XIV-XVI веков.
Да уж... Очень подробные сведения... Одноногие люди, птицы, пожирающие слонов, и т.п....


активист

Ссылка на сообщение 9 июля 2008 г. 00:19  
цитировать   |    [  ] 

цитата fox_mulder

Я ведь уже просил — не выкладывать первые попавшиеся ссылки из поисковиков!
А ведь эти издания коллекционируют много школьников (я сам работаю в школе и знаю, о чем говорю). И представление о прошлом у них формируется не по монографиям академиков, а по этим шедеврам. Кстати. одобренным теми же академиками.


миродержец

Ссылка на сообщение 9 июля 2008 г. 00:21  
цитировать   |    [  ] 

цитата mastino

Да уж... Очень подробные сведения... Одноногие люди, птицы, пожирающие слонов, и т.п....
не надо путать:-[Современники Поло воспринимали эту книгу как истину( естественно, они же туда не плавли сами). Но никто и никогда не воспринимал сочинение Поло в качестве исторического источника по истории Средневековья. Если, его и используют в качестве источника, то чисто культурологического плана. Нужно пояснять разницу?


магистр

Ссылка на сообщение 9 июля 2008 г. 04:51  
цитировать   |    [  ] 

цитата fox_mulder

Я, если помните, брал 2-3 дня. Обещание остается в силе.


Нет -нет я не тороплю. Просто разволновался. Ждёмсс...

цитата kon28

Смотрите в нижней части страницы.


Блин спасибо. думал это отсылки к той жде вики. Довольно любопытно. Мне вообще интересны старые документы.

А может кто-нибудь намекнуть на конкретные места где упоминается иго, а то сеёчас катастрофически нет времени читать, а объём там ого-го ^_^
–––
Я бы хотел доказать вам, что я волшебник, но мне нельзя использовать магию вне Хогвартса.


миротворец

Ссылка на сообщение 9 июля 2008 г. 14:34  
цитировать   |    [  ] 

цитата mastino

цитата dio
кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ,
Эти слова — синоним словосочетанию "всегда прав"?

Это синоним того, что данный человек имеет довольно обширные и глубокие знания в этой области.Однако, следуя вашей логики, обширные и глубокие знания в этой области могут иметь только, не имеющие специального образования, авторы детективных и фэнтезийных романов.

цитата etoneyava

цитата dio
Произнесу страшные здесь слова: профессиональный историк, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ, автор нескольких учебников, в частности Истории Древнего мира для 5 кл.

Имя Елисеева мне знакомо. А в этой статье он просто очень добросовестно сделал свою работу, зацепив Бушкова за слабые места. Историкам за такую дефензиву деньги и платят.

etoneyava, я попытался дать конкретный ответ на конкретный вопрос mastino.Вы тут причем? Хотя радует уже то что вы знакомы с конкретными именами, а не просто с пьяными анонимами от истории.
Кстати, я так и не получил ответа на конкретный вопрос:"В каком школьном учебнике написано о 400 тыс. нашествии монгол на Русь?" А то огульно обвинять учебники можно, а подтвердить свои слова нельзя.Поступивший ответ

цитата Sever8

Пошарил немного посредством Гугла: "Численность монгольских войск. В декабре 1237 г., неожиданно для русских, войска хана Батыя (фактическим руководителем военных сил монголов являлся Субедей) вступили в пределы Рязанского княжества. У историков нет единого мнения о численности монгольской армии. Современные исследователи опровергают летописные данные о 600 тысячах человек и полагают, что их было от 30 до 120 тысяч. Скорее всего в военных действиях против Руси принимало участие примерно 50 тысяч воинов, притом собственно монголов там было не более 10 тысяч, а остальные — представители покоренных народов." это с сайта :window.edu.ru/window_catalog/files/r42213/glava7.pdf
На ответ совсем не похож.


миротворец

Ссылка на сообщение 9 июля 2008 г. 15:34  
цитировать   |    [  ] 

цитата etoneyava

"Бушков везде передёргивает (пауза). Он очень зол (пауза). К чему все эти его притчи и аналогии (пауза). Ну что это за "эшшек баласы"?! И потом: он постоянно ломится в открытую дверь (следует какой-то малозначимый пример, которого я теперь не вспомню), ведь это всем известно (??? — кому всем? я тридцать лет интересуюсь историей, прочёл десятки монографий отечественных академиков от неё, родимой). Это же просто смешно! Ха-ха!"
Конец цитаты.
etoneyava, вы постоянно напираете на то, что нет серьезного ответа на книги Бушкова, а есть только хаяние.Однако двумя страницами ранее, я приводил довольно серьезный ответ на его книги. Судя по всему, вы не очень внимательно с ней ознакомились. Я так думаю, что придется привести выдержки из нее, где даются некоторые ответы на вопросы поднятые в этой теме.

цитата

"Гвоздем" программы Бушкова является глава, в которой он утверждает, что никакого татаро-монгольского ига не было. В самом начале главы Александр Александрович выдвигает несколько тезисов:

"1. Никакие "монголы" не приходили на Русь из своих степей.

2. Татары представляют собой не пришельцев, а жителей Заволжья, обитавших по соседству с русскими задолго до пресловутого "нашествия".

3. То, что принято называть татаро-монгольским нашествием, на самом деле было борьбой потомков князя Всеволода Большое Гнездо (сына Ярослава и внука Александра) со своими соперниками-князьями за единоличную власть над Русью. Соответственно, под именами Чингисхана и Батыя как раз и выступают Ярослав с Александром Невским.

4. Мамай и Ахмат были не налетчиками-пришельцами, а знатными вельможами, согласно династическим связям русско-татарских родов имевшими права на великое княжение. Соответственно, "Мамаево побоище" и "стояние на Угре" — эпизоды не борьбы с иноземными агрессорами, а очередной гражданской войны на Руси.

5. Чтобы доказать истинность всего вышеперечисленного, нет нужды ставить с ног на голову имеющиеся у нас на сегодняшний день исторические источники. Достаточно перечитать многие русские летописи и труды ранних историков вдумчиво. Отсеять откровенно сказочные моменты и сделать логические выводы вместо того, чтобы бездумно принимать на веру официальную теорию, чья весомость заключается главным образом не в доказательности, а в том, что "классическая теория" просто- напросто устоялась за долгие века". (С.100)

В дальнейшем, по мере рассказа, изложенная схема дополняются еще более экзотическими "постулатами", типа того, что Россия — это Китай, а русские — это китайцы, (с. 179) или что этноним татары первоначально означал "вооруженную силу", "войско"(с. 253).

Теория сенсационная, но не особенно оригинальная. О тождественности Руси и Орды уже давно пишет А.Т. Фоменко. Может быть Александру Александровичу Бушкову удалось добыть новые доказательства? Или применить необычную методику? Внимательно погрузимся в текст "России, который не было" и будем вынуждены с прискорбием констатировать, что здесь никакой особенной новизной сочинение Бушкова не блещет. Зато некоторые приемы предшественников ему удалось довести до образцового исполнения.

Особенно хорошо у Бушкова получаются два фокуса. Первый — проиллюстрировать свои рассуждения не доказательством, а веселым рассказом, этакой исторической зарисовкой. Например такой, рисующий отношения хана Батыя и Александра Невского: "В юрту к свирепому татарскому хану (который, как нам внушают, ранее сжег город Козельск только за то, что покойный князь этого города убил пятнадцать лет назад монгольских послов) входит Александр Невский.

- А, Искандер! — хмыкает хан, почесывая спину. — Как доехал? Что там нового в моем улусе, на Руси?

- Да так, пустяки...- отвечает Невский.- Баскаков вот твоих побили... До смерти.

- Всех? — удивляется хан.

- Да пожалуй что, и всех...- пожимает плечами Невский.

- Копек-оглы, эшшек баласы! — в сердцах ругается хан на своем моавитянском языке.- Надо карательный отряд посылать. Эй, орда, на-конь!

- А стоит ли, великий хан? — почтительно настаивает Невский.- Все равно были те баскаки — бесермены заезжие, не твои татары, чай...

- И верно! — ошарашенно восклицает хан. — Что ж это я осерчал, дурак такой? Эй, орда, расседлывай! Мое величество погорячились... В самом деле, Искандер, за бесерменов и наказывать-то не стоит... У тебя, может, еще просьбы есть?

- Да вот не хотят мои русские рекрутов тебе в войско давать...

- Не хотят? И не надо! — машет рукой хан. — Подумаешь, безделица какая — рекруты...

Обойдусь, не первый раз. Эй, кто там! Несите кумыс, да зовите Зульфию с Фатимой, друг Искандер приехал, гулять будем" (С.203 ). Все! Тезис доказан. "Ну нельзя же всерьез верить в подобную идиотскую картинку..." А то, что картинка эта существовала только в воспаленном воображении А.А. Бушкова, об этом уже скромно умалчивается.

Второй "фокус", рассчитанный на невнимательность читателя – сказать, что в такой-то и такой-то книге есть многочисленные доказательства его взглядов, и отослать не к источнику, а... к еще одному "фольк-хисторическому" труду, типа книги А. Т. Фоменко и Г.В. Носовского "Империя" (с. 137, 166, 185 и т.п.).

Еще один прием – в зависимости от ситуации то с уважением цитировать автора, то называть его идиотом, надеясь, что читатель уже успел позабыть предыдущую ссылку. Так на протяжении всей главы происходит с трудами Л.Н. Гумилева, над академиком Яниным автор то посмеивается (с. 109), то утверждает, что он "прав на все сто" (с. 111). Историк Рашид ад-Дин, когда нужно на него сослаться, оказывается "современником "монгольских войн" (с. 113) (и это неверно), позже, когда его сведения необходимо опровергнуть, оказывается историком позднейшего времени (с. 282) (и это правильно). И так со всеми! Иногда. Правда, у Бушкова происходят почти анекдотические "сбои" — в одном месте историк Ю.А. Мацык, которого пока автор цитирует уважительно, оказывается "доктором исторических наук" (с. 107), а в другом, где Бушков его критикует – только "кандидатом" (с. 133).

цитата

Или, например, Бушков приписывает современным историкам мнение о "неисчислимых ордах" Чингис-хана и, действительно, вполне закономерно вопрошает – откуда в Монголии взялось такое количество народа? (с. 174, 178) Он пишет: "Сколько было "монголо-татар"? В самом деле, сколько их пришло на Русь? Начнем выяснять. Российские дореволюционные источники упоминают о "полумиллионной монгольской армии". Отнюдь небесталанный писатель В. Ян, автор знаменитой трилогии "Чингиз-хан", "Батый", "К последнему морю", называет чуточку меньшее число – четыреста тысяч. Простите за резкость, но и первая, и вторая цифра – бред собачий." (с. 114) Что за удивительные "дореволюционные источники"!? (Бушков, ко всему прочему, еще и не понимают разницы между "историческим источником" и "историческим исследованием"). Зачем всерьез ссылаться на беллетриста В.Г. Яна? Существуют вполне объективные подсчеты численности монгольской армии, сделанные специалистами. Историк Эренжен Хара-Даван пишет: "Малочисленное население даже объединенной Монголии ни в каком случае не могло выставить более двухсот тысяч человек... Это максимальная численность монгольской армии, достигнутая в царствование Чингис-хана. К моменту его смерти в рядах армии числилось всего около 130 тысяч человек. Это количество можно считать максимальным напряжением всего монгольского народа, который при Чингис-хане насчитывал не более одного миллиона душ" . Вот объективный взгляд, закрепившийся в исторической литературе. А господин Бушков, не обращая на существующее положение вещей внимания, рассказывает нам о "собачьем бреде" и "ученых-идиотах".

Кстати, хотелось бы уточнить почему к автору, который допускает использование, приведенных выше выражений, нельзя применять их же?

цитата

Интерпретация цитаты, при которой ее смысл полностью искажается. В данном деле Александр Александрович большой мастер. Два примера. Бушков любит поцитировать "Скифскую историю" русского историка XVII А.И. Лызлова, утверждая, что большинство историков о ней не знает. (Это, к сожалению, Александр Александрович не знает о замечательных исследованиях современного российского историка А.П. Богданова, посвященных Лызлову. А стоило бы почитать – там много чего – и о достоверности сведений в "Скифской истории" в том числе.) Так вот, Бушков пишет: "Начнем с того, что у Лызлова татары предстают... народом, безусловно родственным славянам, кроме того – европейским! "Скифия состоит из двух частей: одна европейская, в которой мы, то есть москва, россияне, литва, волохи и татары европейские". Требуются ли комментарии?" (с. 132) Требуются. Потому что ни о каких родственных славянских народах в тексте нет ни слова. Даже если литовцев с грехом пополам еще можно отнести к славянам (все же — балто-славянская языковая группа), то "волохи" — румыны и молдаване – ну ни в коем разе не славяне! Не верите, Александр Александрович? "Что ж, поезжайте в Кишинев и спросите..."

Второй пример. Бушков приводит значительную выдержку из фламандского монаха XIV в. В. Рубрука, совершившего поездку в Монголию. После описания Рубруком столицы Великого ханства, как большого, богатого города Бушков рассуждает: "эти строки начисто опровергают "официальную" точку зрения на Каракорум как на кочевой город, якобы состоявший из множества юрт и повозок" (с. 179). Такого взгляда на Каракорум в серьезных исторических трудах никогда и не было. Например, специалист по монгольской архитектуре В.Н. Ткачев в статье "Каракорум в XIII веке" отмечает: "Советско-монгольская экспедиция 1947-1949 гг. под руководством видного советского ученого С.В. Киселева провела комплексные изыскания в районе монастыря Эрдэнэ-Зуу; подъемный материал раскопок указывал на размах металлургического производства в долине, интенсивную заготовку вооружения. Находки выявили большое стратегическое значение Каракорума в ряду других монгольских городов XIII в. Неподалеку от места, где Орхон вырывается из горных теснин и его воды развивают наибольшую энергию, необходимую для работы кузнечных горнов, были вскрыты и кварталы плотно застроенного ремесленного поселения. Этот город кузнецов и гончаров – Каракорум С.В. Киселева, талантом которого разрозненные детали находок слились в объемное описание монгольской столицы". Между прочим археологические раскопки в Монголии так же опровергают и нелепый тезис А.А. Бушкова о том, что Каракорум якобы находился в Крыму! (С. 177)

Кочевую жизнь вел только великий хана и его приближенные. (Так поступали владыки и других государств, где значительная часть населения была оседлой, а правящая элита – из кочевников. Например, каган Хазарии одну часть года жил в своем дворце в Итиле, а другую — кочевал вне столицы). Именно это и подчеркивал Рубрук, отмечавший, что великий хан Мункэ только два раза в год устраивал пиры в своем каракорумском дворце Тумэн-ангалан, остальное время кочуя по степи .

Дальше больше – Рубрук пишет: "О городе Каракоруме да будет вашему величеству известно. Там имеются два квартала: один — сарацин, в котором бывает базар, и многие купцы стекаются туда из-за двора, который постоянно находится вблизи него, и из-за обилия послов. Другой квартал — китайцев, которые все ремесленники. Вне этих кварталов находятся большие дворцы, принадлежащие придворным секретарям. Там находятся 12 храмов различных народов, 2 мечети, которых провозглашают закон Мухаммеда, и христианская церковь на краю города". Из этой цитаты Бушков делает неожиданный вывод: "Китайцы" — это, несомненно, русские (вспомните значение слова Китай в XIII в. и во времена Афанасия Никитина)" (с. 179). Согласитесь, нам это трудновато вспомнить. С удивлением ищем "неоспоримые доказательства" и находим только очередную ссылку на Фоменко да фразу: "И, что любопытно, в книге Лызлова есть места, позволяющие с большей долей уверенности говорить, что Великая Татария, она же Заволжская Орда, именовалась давным-давно... Китаем!" (с. 136). Что это за "места", о чем они говорят? Бог весть! И самое главное — при чем тут русские?
[/p]

Сомнительные суждения по аналогии. Здесь, правда, Александр Александрович идет по пути, хорошо проторенному его коллегами и предшественниками. В первую очередь, конечно, самим Н.А. Морозовым. Достаточно одной, самой общей черты сходства в биографиях исторических деятелей или судьбах государств, чтобы объявить этих деятелей одним и тем же лицом, а государства – одной страной, только по сугубой безграмотности историков, выступающих в источниках и исследованиях под различными именами. Вот как А.А. Бушков доказывает, что Китай и Римская империя – это одна и та же страна. (При этом автор "России, который не было" откровенно "забывает", что несколькими страницами ранее сам отождествлял Китай с Россией, а русских с китайцами. Оказывается, мы еще и римляне. А что? Родословная хорошая, люди приличные. Обижаться не стоит).

Бушков пишет: "Параллели меж Римской империей и Китаем порой удивительны. Начало III в. нашей эры: Римская империя прекращает свое существование в междоусобных войнах. Настало время "солдатских императоров". В те же годы в Китае... в междоусобных войнах гибнет империя Хань. "к власти пришли безграмотные, морально разложившиеся солдаты"... Начало IV в. н. э.: Римская империя делится на Восточную и Западную. В те же годы в Китае империя Цзинь делится на две части — Восточную и Западную. Римская империя воюет с гуннами. Китай в те же годы — с хунну. V в. н. э.: Западная римская империя завоевана германцами и гуннами. Китайская Западная Лян завоевана хунну. И в Риме, и в Китае на престоле в это время "очень юный император"." (С. 192 -193).

Для человека впервые в жизни взявшего в рки книгу по истории все абсолютно ясно: Рим и Китай одно и тоже. За исключением маленькой неувязки. Рим находится в Италии, а Ктай в Азии, оба великих народа оставили уйму археологических доказательств своего раздельного существования, богатые литературы соответсвенно на китайском и латинском языках, исторические хроники, а главное народы-наследники, современных жителей Китая и Италии, которые легко могут проследить свою родословную. Хочется спросить Бушкова: а осчастливить современных римлян, у которых на каждом древнем булыжнике в центре города у Колизея написано: "Народ и Сенат Рима решили...", неожиданным родством с китайцами он не пробовал?

Доказательства Бушкова убийственны – типа "Ленин, Хрущев и Сократ были лысыми, поэтому это один и тот же человек". Китайцы воевали с хунну, а римляне с гуннами. Бушков не чувствует разницы. Это от невежества, дорогой читатель. Реальная история народа хунну и отделившихся от них гуннов неплохо изучена и не допускает столь вольных высказываний. Отсылаю Бушкова, да и всех желающих познакомиться с реальным положением дел к "Степной трилогии" Л.Н. Гумилева.

Кроме того, Бушков весьма умело фактически дезинформирует читателя. Пользуется он при этом одним простым фокусом — называет века, а не точные даты. А таким образом можно доказать любой факт — вроде такого: в ХХ в. и в России, и в Китае произошли революции, поэтому на самом деле Россиия — это и есть Китай. (Или наоборот). А как же в реальности дело обстоит с параллелями?

Судите сами: Римская империя прекратила свое существование не в III в., а в 476 г. (V в.). Система, при которой Римская империя делится на две части, в каждой из которой правит свой император "август", была создана еще при Диоклетиане (285 -305 гг.). Империя Цзинь вовсе не делится на две части, а перестает существовать под ударами хунну. В 317 г. в г. Цзянъе новым китайским государем был провозглашен один из родственников императора, погибшего во время хуннской войны. Новая династия (а вовсе не государство) получила имя Восточной Цзинь и правила с 317 по 419 гг. (Напомню, что Восточная Римская империя просуществовала до 1453 г.). Китай сражается с хунну в начале IV в. (311 г. — падение Лояна), а Восточная Римская империя борется с гуннами не "в те же годы", а в 443 и 447-448 гг. Об этих несовпадениях читателю, по мнению Бушкова, совсем необязательно знать. Они подрывают его теорию.

[/q]


миродержец

Ссылка на сообщение 9 июля 2008 г. 15:40  
цитировать   |    [  ] 
dio +100 И вообще, уровень преподавания истории в школе сейчас настолько низкий, что к альтернативным источникам ,зачастую обращаются люди, у которых отсутствует необходимый базис знаний по предмету. Таким образом, происходит подмена понятий: человек, не читавший летописных сводов и даже азового курса, как губка впитывает информацию, и за неимением другого базиса, она становится для него чем-то вроде аксиомы. Естественно, это сказано не про лаборантов, я имел ввиду еще совсем подрастающее поколение. Помню, на одном экзамене в 9 классе, начитавшись до каши в голове подобных книжек, один отрок пытался убедить преподавателя, что Иван Сусанин сражался .... с фашистами:-) Вот такой вот винигрет!


миротворец

Ссылка на сообщение 9 июля 2008 г. 15:40  
цитировать   |    [  ] 
Продолжу:

цитата

Судите сами: Римская империя прекратила свое существование не в III в., а в 476 г. (V в.). Система, при которой Римская империя делится на две части, в каждой из которой правит свой император "август", была создана еще при Диоклетиане (285 -305 гг.). Империя Цзинь вовсе не делится на две части, а перестает существовать под ударами хунну. В 317 г. в г. Цзянъе новым китайским государем был провозглашен один из родственников императора, погибшего во время хуннской войны. Новая династия (а вовсе не государство) получила имя Восточной Цзинь и правила с 317 по 419 гг. (Напомню, что Восточная Римская империя просуществовала до 1453 г.). Китай сражается с хунну в начале IV в. (311 г. — падение Лояна), а Восточная Римская империя борется с гуннами не "в те же годы", а в 443 и 447-448 гг. Об этих несовпадениях читателю, по мнению Бушкова, совсем необязательно знать. Они подрывают его теорию.

И, наконец, откровенный вымысел и столь же откровенный обман читателей. Здесь просто начинаешь теряться – какой пример из книги Александра Александровича лучше выбрать. Ну, хотя бы следующий – Бушков уверяет, что этноним "татары" вначале обозначал только специальные конные части русских князей и лишь позже был воспринят как название сразу для нескольких народностей. И приводит несколько примеров, якобы описывающих сходную ситуацию: "В том, что со временем слово "татары" перестало означать "вооруженную силу", "войско" и прилепилось к конкретному народу, нет ничего удивительного. Почти схожие примеры в истории прекрасно известны: когда военный термин приобретал характер политического ярлыка, синонима. А то и наоборот... "Мамелюками" в Венгрии в XIX веке звались приверженцы одного из тогдашних политических течений, а также группа депутатов парламента. Слово "янычар" сплошь и рядом становилось синонимом необузданности, зверства, вольницы — хотя термин "ени чери" на деле означает "новое войско"... От слова "всадник" образовано французское и немецкое дворянин, то есть "шевалье" и "риттер". "Улан" в турецком языке первоначально означало что-то вроде молодого холостого парня — из таких набирались особые конные полки... Но самый яркий пример — "запорожец". Этот термин объединял людей любой национальности и любой прежней веры... Постепенно этот плавильный котел превратил запорожцев в часть украинского народа" (с. 253-254). Стоп!

Удивительная ситуация – обещали говорить про Фому, а говорят про Ерему. Бушков обещал привести пример о том, как народ принял название войсковой группы, а рассказывает о партийных объединениях, принимавших название войсковых. Я попросил бы показать мне на этнической карте мира народ "янычар", "уланов", "риттеров"... Таких народов нет, не было и не могло быть. А татары существуют.

цитата

А вот если остановиться на более традиционной точке зрения, согласно которой этноним татары приняли покоренные и постепенно смешавшиеся с завоевателями народы, то здесь примеров мы найдем сколько угодно. Германское племя франков, завоевавшее Галлию и впоследствии объединившееся с местным населением, оставило свое имя новому народу – французам. Германское племя англов, вторгшееся в Британию и через некоторое время смешавшееся с британцами, сохранило память о себе в этнониме "англичане".

цитата

Рассмотрим еще несколько аргументов, каждый из которых представляется А.А. Бушкову доказательством воистину "убойной силы", а на деле представляет собой фантастику чистой воды. Например, Александр Александрович утверждает, что абсолютно прав Фоменко, отождествлявший татарских ханов и русских князей. Бушков подчеркивает, что князь Ярослав Всеволодович и Батый – одно и то же лицо. Доказательства: 1) у русских князей было нередко два имени – одно – славянское, другое – крестильное (классический пример – св. князь Владимир Киевский, в крещении – Василий). Имя Ярослав к крестильным ну никак не относится. Тогда убедительно прошу Александра Александровича указать мне в святцах святого Батыя (правильнее – святого Бату) и день, в которой память оного святого празднуется. А также святого Джанибека, Тохтамыша, Берке и т.п. Если покажете, то я готов на слово признать все остальные ваши утверждения о единстве Руси и Орды.

Первое доказательство оказалось каким-то хилым. Но у Александра Александровича есть в запасе второе: 2) все монгольские имена суть не имена, а прозвища русских князей. И, действительно, использовались, особенно в более поздних русских источниках, прозвища, тем более когда речь идет о второстепенных исторических персонажах. Но вся загвоздка в том, что прозвище всегда должно обозначать что-то понятное и на понятном большинству народа языке. Как приводимые самим Бушковым прозвища Упырь Лихой или Тать Иван... А также – Василий Темный, Иван Грозный, Петр Великий. И даже прозвища Иван Калита или Дмитрий Шемяка означают вполне понятные средневековым русичам вещи – Денежный кошель и Силач. А теперь пусть Александр Александрович Бушков попробует объяснить мне (а заодно и всем читателям), что обозначают в русском языке (или его диалектах) прозвища Бату, Менгу-Тимур, Хулагу, Хубилай, Ариг-Буга, Мунке, Берке, Толуй (Беру "на вскидку" имена с нескольких страниц из труда Г.В. Вернадского "Монголы и Русь". А мог бы перечислять несколько абзацев...) За что же Ярослава Всеволодовича прозвали Батыем, а Дмитрия Ивановича – Тохтамышем? А вот за что последнего прозвали Донским мы все хорошо знаем и понимаем без объяснений.

цитата

В книге он приводит следующий "неотразимый" аргумент — "Истории и впрямь неизвестны случаи, когда рассеянные на огромных пространствах кочевники вдруг создали бы если не могучее государство, то могучую армию, способную завоевывать целые страны. За одним-единственным исключением — когда речь заходит о "монголо-татарах"" (с. 124). Более чем странное утверждение. Достаточно вспомнить про государства, созданные ариями в Индии, или обширные "империи" кочевников Центральной Азии (тот же Тюркский каганат). Но есть и самый поразительный пример, полностью опровергающий все подобные построения А.А. Бушкова. Он пишет: "Вы поверите, что кочевники-бедуины из аравийских степей однажды отправились бы завоевывать Южную Африку, дойдя до мыса Доброй Надежды?... Пуштунскому или бедуинскому племенному вождю просто не придет в голову строить город или создавать государство" (с. 125-126). Но ведь именно арабские кочевники и создали огромнейшую империю Средневековья – Арабский халифат. Кем был пророк Мухаммед в молодости ? Охранником караванов. С чего жили Мекка и Медина? С посреднической торговли. Разве не кочевые племена объединили в новое государство первые халифы? И именно эти кочевники завоевали весь Ближний Восток, Северную Африку, Испанию и были остановлены только во Франции Карлом Мартеллом! Преодоленное расстояния, вполне сравнимые с расстоянием от Аравии до мыса Доброй Надежды.

Вот как описывает население Аравии накануне начала проповеди Мухаммеда знаток истории ислама Г. фон Грюнебаум: "Арабы (это наименование можно приближенно перевести "бродяга" или "кочевник") обжили полуостров, вероятно, в не слишком далеком прошлом. Поскольку жизнь из племен зависела от мелкого рогатого скота и ослов (позднее?), они кочевали в пределах степей... Примерно за шестнадцать столетий, на протяжении которых может быть прослежена доисламская история Северной и Центральной Аравии, местные бедуины не создали по собственному побуждению никаких государственных образований, за исключением тех, что возникли в пограничных районах и самоуправляющихся городских поселений"

И вот с арабами происходит именно такая же история, как и несколькими веками позже с монголами. Один лидер сплачивает кочевников полуострова, и этот вооруженный народ обрушивается на своих соседей в тот период, когда те переживают кризис. Грюнебаум отмечает: "Кроме того, часто забывают, что каждый мусульманин был солдат, что Медина фактически имела в своем распоряжении вооруженный народ, тогда как у византийцев и персов в военных действиях принимали участие профессиональные армии, а это означало, что войны длились дольше и стоили дороже" . А вот что написано в "Ясе" Чингисхана о службе в монгольском войске: "Каждый мужчина, за редкими исключениями, обязан службой в армии... Всякий, не участвующий лично в войне, обязан в течение некоторого времени проработать на пользу государства без вознаграждения". . Эренжен Хара-Даван в своем исследовании о монгольском военном искусстве добавляет: "Кочевая жизнь развивает необычайную память местности и изумительную зоркость. Нынешний монгол или киргиз за 5-6 верст замечает человека, спрятавшегося за куст или камень или выглядывающего из-за них. Он на дальних расстояниях распознает дым от разложенного костра, пар кипящей воды и т.п. Различает животных, людей за 25 верст на равнине, зверей, когда воздух прозрачен. Слух у кочевых народов также гораздо тоньше, чем у оседлых. При этих условиях из кочевников легко образовать превосходную легкую конницу, тем более что они не требуют обучения верховой езде и умению обращаться с лошадью. При Чингис-хане и Тамерлане в военных действиях принимали участие мальчики начиная с 12 или 13 лет, так как уже в этом возрасте они были отличными стрелками из лука и вполне пригодными для действий малой войны, для службы при обозе, при заводных лошадях и т.п." .

Арабы, как и монголы, сумели привлечь на свою сторону иноплеменников, и те поддержали их в ходе завоеваний. Они также создали огромную империю, позже распавшуюся на несколько враждующих государств. А впоследствии бывшие кочевники из Аравии смешались с покоренными народами и народами-союзниками, оставив им свой язык и этноним. И современные жители Омана или Марокко, Сирии или Алжира, не смотря на этнические, бытовые, исторические различия, одинаково называют себя арабами. (Равно как и крымские, казанские, астраханские татары одинаково называли себя татарами).

В качестве доказательства, направленного против традиционной истории монголо- татарских войн, А.А. Бушков использует заявления типа: "Ну не способен степняк-кочевник за пару лет освоить искусство взятия городов с применением стенобитных машин! Создать армию, превосходящую армии любых государств того времени!" (с.126), да еще с саркастической апелляцией к Марк Твену "Прав был Марк Твен: ну не мечут гусаки икру! Не растет брюква на дереве!". Такое ощущение, что Александр Александрович вообще не верит в способность людей к обучению чему-либо, и в особенности – военному делу. Обратимся к уже использовавшемуся нами примеру – к истории арабских завоеваний. Во время войны с мекканцами в 626 г. пророку Мухаммеду его советник – перс Салман посоветовал соорудить небывалую вещь для кочевников: оборонительный ров. И мекканцы, которыми командовал будущий знаменитый полководец халифата Абу-Суфьян, Медину не взяли. Но и полководцы Мухаммеда не могли взять укрепленную Мекку. Но они учились, накапливали опыт, использовали умных советников (таких, как Салман). И прошло всего несколько лет – и участники "войны у рва" берут укрепленные города Палестины, Сирии, Египта и Ирана. "В сентябре 635 г. после шестимесячной осады капитулировал Дамаск, поражение императорской армии на р. Ярмук (август 636) на века решило судьбу Сирии; Иерусалим сопротивлялся еще два года, эллинизированная Кесария – еще четыре. В 639 г. Амр ибн ал-Ас пересек египетскую границу, и в июле 640 г. византийцы потерпели решающее поражение неподалеку от Вавилона (Старого Каира), к северо-западу от современного Каира; сама крепость держалась до следующего года. В Вавилоне патриарх Кир заключил с арабами соглашение, в соответствии с которым Александрия, ключевой пункт Византии в Египте, была очищена в сентябре 642 г. императорские войска вернули себе этот город на несколько месяцев с помощью удачной уловки, но его второе падение означало конец византийского присутствия в Египте... Тем временем битва при Кадисии (к юго-западу от Хиры) в 636 г. и захват столицы, Ктесифона (ал- Мадаин), передал неиранские провинции империи Сасанидов в руки мусульман" . Наверное, взять Иерусалим или Александрию было потруднее, чем Медину или Мекку? И тем не менее кочевники-бедуины берут их.

А монголы? И у них та же самая история – в начале XIII в. монгольская армия еще не имеет опыта штурма городов. В 1209 г. они в "поле" разбивают тангутов, но не могут взять их столицу, в 1211 г. начинается война с чжурчженями. Монгольские войска разбивают северную армию империи Цзинь, занимают большую часть ее северной территории, но Пекин взять не могут. Пекин падет только в 1215 г., после того, как монголы наберутся достаточно опыта и навербуют достаточно специалистов – как из южнокитайской империи Сун, так и из самих чжурчженей. Именно после разгрома империи Цзинь монголы уже не имели проблем со штурмом городов – в их армиях служила множество чжурчженьских оружейников. Так в войске Батыя было две тысячи чжурчженей, в первую очередь обслуживавших трофейные китайские осадные машины. В Китае монголы научились очень многому.

И не надо сказок про "пару лет". Например, морской флот на завоевание Японии хан Хубилай пытался отправить первый раз только в 1274 г. Со времени начала войн Чингиса прошло почти сто лет. Отрицать морские навыки монголов — это все равно, что утверждать будто СССР в 1957 г. не мог выйти в космос, потому что еще в 1857 г. в Российской империи не было ни одного автомобильного завода! Люди учатся, Александр Александрович, и достаточно быстро. А монголы, между прочим, в конце XIII в. посылали флот не только к Японии, память о чем сохранилась даже в японском языке, в виде всем известного слова "камикадзе", но даже и на далекую Яву (1293 г).

цитата

Бушкова поражает, что ханы улуса Джучи советуются с русскими князьями, посылают их к великому хану, а то и разрешают им собирать дань (с. 147). Конечно, с его точки зрения, подобные действия доказывают, что Орда и Русь — это одно и то же. В реальности же монголы вообще самым активным образом привлекали к себе на службы талантливых иностранцев или представителей покоренных племен. Вспомним, кто был ближайшим советником Чингисхана и государственным канцлером – китаец Елюй Чуцай. Уйгур Тататунга был главой правительства в Каракоруме. Мангут Хуилдар командовал личной гвардией Чингис-хана. А у более поздних монгольских императоров? Главные советники хана Толуя – уйгур Чинкай и мусульманин Махмуд Ялавач. При Хубилае был создан целый совет из китайских ученых для координации деятельности монгольских и китайских государственных учреждений. Отличительной чертой менталитета жителей степной империи Чингис-хана ученые как раз и называют стремление монголов привлекать на службу представителей других народов и рассматривать их как равных. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ханы Золотой Орды охотно и без предубеждений прислушивались к советам русских князей.

И никакой особой исключительности в положении русских княжеств как вассальных по отношению к одному из монгольских улусов нет. Незнание мировой истории в очередной раз сыграло злую шутку с Александром Александровичем. Монгольские завоеватели во многих других государствах ограничивались вассальной зависимостью местных государей, требуя от них только выплаты определенной дани и участия в военных походах монголов. Полному разрушению подвергались только те страны, правители которых убивали монгольских послов. Государи же зависимых стран воспринимались как правители отдельных областей монгольской империи и даже участвовали в курултаях, хотя и без права "голоса". Так на курултае 1246 г., где новым великим ханом был избран Гуюк, присутствовал не только великий князь Ярослав Владимирович, как фактический представитель Бату, но и сельджукский султан Килидж-Арслан IV, царь Грузии Давид, принц Самбат — брат царя Малой Армении Хетума I. Зависевшие с 1242 г. от Золотой Орды болгарские государи исправно выплачивали дань, которую сами же и собирали, а в 1265 г. царь Болгарии Константин был даже вынужден участвовать в походе монгольских войск на Византийскую империю.


миротворец

Ссылка на сообщение 9 июля 2008 г. 15:46  
цитировать   |    [  ] 

цитата

Да ведь и сам Бушков вполне честно иногда признается в своей полуграмотности, что впрочем не мешает ему продолжать выдвигать свои теории и пытаться "надуть читателя". Так, он пишет: "Д. Иловайский в начале века назвал всего семь новых источников о монголах и Чингиз-хане. Рассмотрим их...

1."Древнекитайские летописи". (О "древности" китайских летописей читатель уже имеет некоторое представление.)

2. "Персидский летописец Рашид Ад-Дин". (Рашид Ад-Дин работал в начале четырнадцатого столетия и очевидцем описанных им событий не является. Именно на книге Рашид Ад-Дина основывался хивинский хан Абульгази, когда в XVI веке написал свою "Родословную историю о татарах" — которая тем не менее порой опять-таки считается СВИДЕТЕЛЬСТВОМ.)

3. "Буддийско-монгольская летопись "Алтан-Тобчи" (Написана опять-таки гораздо позже описываемых в ней событий.)

4. Армянская "История монголов инока Магакии. XIII век". (Вот здесь я смущенно умолкаю — не ознакомился.)

5. "Европейские путешественники XIII века — Плано Карпини, Аспелин, Рубруквис и Марко Поло". (За прошедшие сто лет мы уже разглядели во всех деталях, что собою представляют эти субъекты как "свидетели"...)

6. "Византийские историки Никифор Грегора, Акрополита и Пахимер". (Умолкаю — не знаком).

7. "Западные летописцы, например Матвей Парижский". (Нy, с брехуном Матвеем мы тоже знакомы...)

Итак! За время, прошедшее с тех пор, как Иловайскнй перечислил эти "важнейшие источники" — то есть почти сто лет, — их число не особенно и увеличилось. Проще говоря, не увеличилось вообще" (с. 282-283).

По крайней мере честно — с тем "не знаком", того не читал. А стоило бы, если берешься за пересмотр всей исторической картины целого исторического периода. "Чего же у вас, чего не хватишься — ничего нет..." Но даже в подобной ситуации — лукавит, ох, лукавит Александр Александрович! Во-первых, не семь, а как минимум 12 источников перечисляет Иловайский в семи подразделах. Во-вторых, сам Бушков охотно пользуется сведениями всех этих "брехунов", когда цитаты из них можно истолковать в нужном ему направлении. И, в-третьих, источников по истории монголов гораздо больше. Достаточно открыть раздел "Источники" в монографии Г.В. Вернадского "Монголы и Русь". Или полистать "Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды", подготовленный В. Г. Тизенгаузеном. Или просто посмотреть в библиотеку на полку с "Полным собранием русских летописей", которые Бушков почему-то вообще источником не считает.


философ

Ссылка на сообщение 9 июля 2008 г. 16:00  
цитировать   |    [  ] 
dio
+100
Особенно улыбнул тот факт,что А.А.Бушков думает,что кроме него,мало кто знает о таких произведениях,как Скифская ИсторияАндрея Лызлова
За всех не могу отвечать,но у нас на 4-ом курсе по Историографии истории России данный труд очень подробно изучался на семинарах и был в обязательном порядке экз.билетов.
–––
Make love, not war


миродержец

Ссылка на сообщение 9 июля 2008 г. 16:15  
цитировать   |    [  ] 

цитата dio

.Однако, следуя вашей логики, обширные и глубокие знания в этой области могут иметь только, не имеющие специального образования, авторы детективных и фэнтезийных романов.
Не нужно за меня решать;-) По моей логике, у каждого человека есть право выдвигать свои теории. А у меня есть право симпатизировать этим теориям.


миротворец

Ссылка на сообщение 9 июля 2008 г. 16:22  
цитировать   |    [  ] 

цитата mastino

По моей логике, у каждого человека есть право выдвигать свои теории. А у меня есть право симпатизировать этим теориям.

Только цена этим теориям разная. Построенные на шикоких системных знаниях одна, а постоенные на непонятно на чем другая. И ставить между ними знак равество неуместно.;-)


миродержец

Ссылка на сообщение 9 июля 2008 г. 16:24  
цитировать   |    [  ] 

цитата dio

Построенные на шикоких системных знаниях одна, а постоенные на непонятно на чем другая. И ставить между ними знак равество неуместно.
Я как по мне — так вполне уместно.;-)


миродержец

Ссылка на сообщение 9 июля 2008 г. 16:29  
цитировать   |    [  ] 

цитата mastino

Я как по мне — так вполне уместно.
Уважаемый mastino, тогда Какие еще аргументы Вам нужны? Или будете защищать Бушкова как последний бастион, только потому что он Вам нравится как писатель? :-)


миротворец

Ссылка на сообщение 9 июля 2008 г. 16:32  
цитировать   |    [  ] 

цитата mastino

Я как по мне — так вполне уместно.

Ну разве, чтобы просто потешить самолюбие, но есть обратная сторона медали, так можно выгрядеть просто смешным.;-)(это про теории)


миродержец

Ссылка на сообщение 9 июля 2008 г. 16:32  
цитировать   |    [  ] 

цитата fox_mulder

, только потому что он Вам нравится как писатель?
Я защищаю Бушкова? Да Бушков мне 200 лет не облокачивался... Я ничего вообще, кстати, не защищаю. Я просто хотел получить несколько ответов. А у большинства, все ответы сводятся только к попыткам объяснить мне, неразумному, какая глупая бяка дядька Бушков...


философ

Ссылка на сообщение 9 июля 2008 г. 16:35  
цитировать   |    [  ] 
fox_mulder

цитата

только потому что он Вам нравится как писатель?

Как писатель-Бушков и мне симпатичен некоторой своей беллетристикой,но серьезно вомпринимать его "исторические" труды невозможно,ИМХО.
–––
Make love, not war
Страницы: 123...7891011...697071    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Трёп на разные темы» > Тема «Существовало ли в русской истории татаро-монгольское иго?»

 
  Новое сообщение по теме «Существовало ли в русской истории татаро-монгольское иго?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх