Часть 2
НИЗКОЕ фэнтези
Низким оно называется из-за, так сказать, общей своей приземленности. Вообще это собирательное название, под которое могут попасть подавляющее большинство поджанров упомянутых далее. Мир здесь обычно похож на наш (часто — на земное средневековье), демографическое преимущество на стороне простых людей.
Магии и магических существ здесь по минимуму или нет совсем (но такое, прямо скажем, большая редкость). Что до героев, то, в отличие от эпики, они не бывают четко злыми или добрыми. В низком фэнтези допустима сложная мораль и обширная серая зона между добром и злом.
[Хм... Это же получается что ВЫСОКОЕ фэнтези примитивно однобокое где всё и все либо хорошо, либо плохо (но ведь это так просто и примитивно!) А НИЗКОЕ фэнтези где всё сложно и неоднозначно и потому оно НИЗКОЕ...]
Также здесь вполне допустимы сцены секса и натуралистические описания разного рода жестокостей. Так что определенно берегите от подобного чтива детишек.
Общеизвестными примерами жанра признаны -
«Песнь льда и пламени» Дж. Мартина (по крайней мере первая половина, потому что ближе к середине там уже запахло эпиком).
«Ведьмак» Анджея Сапковского.
(Вот и попробуйте точно отделить высокоэпическое от низкогероического — заметьте — это не лично я классифицирую и привожу авторов и книги в примеры — это всё на разных тематических сайтах выложено. Это всё литературные критики пишут разного уровня компетентности и профессионализма.)
Историческое фэнтези
Это разновидность низкого фэнтези, в котором в реальные исторические события автор своим произволом вплетает элементы фэнтези. Например, в «Саге о Рейневане» Анджея Сапковского описываются исторические события, происходившие в Силезии и Чехии в 1425—1430 гг. Тогда гуситы, успешно отразили нашествие крестоносцев и занялись «экспортом» религиозной революции. События реальные, но меж ними гладко вплетены всякие ведьмы, лешие и элементы магии. Сначала они как-то не мозолят глаза, но потом читатель осознает, что фольклорные элементы уже обступили его со всех сторон.
Евгений Красницкий "Отрок" — историческое фэнтези? потому что есть немножко магии, но с Попаданецем из нашего мира в прошлое (альтернативная история? — хотя на историю покушений не было — 14 летний парнишка с разумом современного взрослого человека, собирает пока детей своего возраста, готовит и обучает их по принципу "Тимур и его команда".
* ПСЕВДОИСТОРИЧЕСКОЕ ФЭНТЕЗИ
Еще один поджанр «низкого» фэнтези. Действие тут происходит в вымышленном мире. Однако места, названия, персонажи, политические фракции и даже события вполне могут быть близко к тексту слизаны с реально имевших место в истории нашей планеты. Так, один из самых известных авторов псевдофэнтезийного жанра — Гай Гэвриел Кей — беззастенчиво эксплуатирует историю Европы и Востока как источник идей. Также примерно поступает и российская писательница Вера Камша (цикл «Отблески Этерны»).
И снова -
* Героическое фэнтези (но немного другая трактовка)
Поджанр псевдоисторического фэнтези. Здесь история выстроена вокруг супер-мега-ультра-гипер харизматичного (но вовсе не обязательно доброго и благородного) главного героя, прорубающего дорогу к мечте магией и/или мечом. Кстати, «магия и меч» — это альтернативное название поджанра. Прародитель и бессмертная классика — цикл о Конане-варваре Роберта И. Говарда о котором упоминалось выше и неоднократно.
(Ну стал у нас на планете Земля в 21 веке, Конан Робертович из Киммерии — эталоном и мерилом фэнтези — что тут поделаешь?)
Естественно, упоминавшийся выше цикл Сапковского про ведьмака — это в равной степени относимо и сюда тоже.
* Романтическое (любовное) фэнтези, оно же «жентези»
Если большая часть описанных здесь форматов заточена как на девочек, так и на мальчиков (ну кроме, пожалуй, тестостеронового фэнтези про Конана), то есть и чисто женский поджанр. Как минимум один.
Сюжет здесь концентрируется не на битвах и приключениях, а на романтических отношениях между персонажами. Протагонистом, как правило, является женский персонаж. Романтическое фэнтези редко слишком уж перегружено экшеном или сложным сеттингом. Обычно, это сравнительно легкое чтение, приправленное иронией, сентиментальностью и сказочными элементами по вкусу.
Листая страницы таких историй, читательницы с удовольствием представляют себя на месте главной героини — простой и одновременно особенной, попавшей в неприятности, но окруженной сказочными мужчинами всех фэнтезийных рас и мастей.
Яркими представителями поджанра жентези являются - сага «Сумерки» Стефани Майер романы Ольги Громыко ("Профессия — ведьма") (Хотя именно эта книга мне вполне себе понравилось так как её в общем и целом можно отнести так же и к юмористическому фэнтези) © Дзен
Вот ведь — Дзен относит Сумерки к фэнтези, а не к мистике! Значит можно туда же (к фэнтези) и Брэма Стокера с его Дракулой отнести. Тоже любит и тоже вампир. Лорел Гамильтон "Анита Блэйк" тоже самое — женщина влюблённая в вампира. Тогда уж и серию романов про "Баффи — истребительница вампиров"
Ладно. Дзен нам не указ. Дзен для нас не авторитет.
Но продолжаем -
В эпическом фэнтези вас поджидают масштабные полотна, многотомные эпопеи, многоступенчатые квесты по спасению мира, противостояние света и тьмы и висящая на волоске судьба мироздания. Для жанра характерно присутствие большого количества героев, наличие вселенского зла по ту сторону фронта, чёткое разделение на чёрное и белое и глубокое погружение в местные реалии.
Авторы рисуют подробные карты, продумывают биографию персонажей на несколько поколений назад, тщательно документируют историю, мифы, сказания и предания населяющих их мир рас и народов и да, конструируют вымышленные языки. Примеры: Джон Р. Р. Толкин «Властелин колец», Роберт Джордан «Колесо времени», Брендон Сандерсон «Архив Буресвета», Урсула Ле Гуин «Волшебник Земноморья», Роджер Желязны «Девять принцев Амбера», Терри Брукс «Хроники Шаннары», Терри Гудкайнд «Меч истины», Робин Хобб «Мир Элдерлингов», Тед Уильямс «Память, скорбь и шип», Анджей Сапковский «Ведьмак».
В чистой форме, действие тёмного фэнтези разворачивается в мрачном и жестоком мире, где зло победило, благородные паладины вырезаны под корень, а циничные и ни разу не смахивающие на героев персонажи преследуют эгоистичные цели, служат тёмным властелинам и регулярно вынуждены выбирать между большим и малым злом. Примеры: Стивен Дональдсон «Хроники Томаса Ковенанта» Глен Кук «Хроники Чёрного отряда».
А может тёмное фэнтези правильнее назвать серым фэнтези?
Ведь герои там хоть и не добрые, но ведь и не злые. Тогда -
* СЕРОЕ ФЭНТЕЗИ
"Ветер и искра" Алексея Пехова — маги с темной искрой ничем не злее и не хуже магов со светлой искрой, а светлые маги там устраивают заговоры и гекатомбы, подло убили Великого Архитектора создавшего их Светлый Орден. Да и в неоднократно уже упомянутой "Саге о Геральте и Цири", которая вполне себе тянет на эпическое фэнтези учитывая свой географический разброс и огромное количество хорошо прописанных персонажей, эльфы не очень то добрые. Людей они убивают и потрошат похлеще толкиеновских орков.
Позвольте, а как же Ник Перумов с его бесконечными летописями Хьёрварда и прочими Странствиями Мага никуда из ниоткуда и неизвестно зачем.
Не напоминает ли это такой же бессмыссленно-бесконечный ВАРКРАФТ?
А вот классификация фэнтези от сайта ЛитРес
* В последние годы в фэнтези набирает моду поджанр, характеризующийся словом grimdark. Романы, попадающие в эту категорию, иногда ещё называют * реалистичное фэнтези, поскольку авторы намеренно сводят к минимуму фантастический элемент. Но главное отличие кроется в моральной неоднозначности. Здесь нет чёткого деления на чёрное и белое, персонажи смертны, уязвимы и не совершенны, способны как на благородные поступки, так и на жестокие преступления, а собственная выгода заботит их куда больше судьбы мира. По масштабу grimdark способен варьироваться от приключенческой героики в стиле меча и магии до масштабных эпиков, способных заткнуть за пояс «Властелин колец». Примеры: Джордж Мартин «Игра престолов», Джо Аберкромби «Немного ненависти», Марк Лоуренс «Принц шипов», Эд Макдональд «Чёрные крылья». Городское фэнтези разворачивается вроде бы в нашем мире и в наши дни, но при этом мир насквозь пронизан фантастическими, мифологическими и сверхъестественными элементами, а среди людей живут (тайно или открыто) эльфы, гномы, орки, маги, вампиры, оборотни, боги, ирландские друиды и прочие сомнительные личности. Примеры: Вадим Панов «Тайный город» Сергей Лукьяненко «Ночной дозор» (12 томов!) + Северная Пальмира книга не Лукьяненко, но тот же мир только персонажи другие и место действия не Москва, а Питер Джим Батчер «Досье Дрездена», Кевин Хирн «Хроники железного друида».
* Научное фэнтези описывает миры, в которых магия соседствует с технологиями. Примеры: Лайон Спрэг де Камп «Дипломированный чародей», Джек Вэнс «Песни умирающий Земли», Роджер Желязны «Князь света», Джин Вульф «Книга Нового солнца», Дэн Симмонс «Илион»
* Историческое фэнтези действует в прошлом нашего мира, но в прошлом этом присутствуют мифические существа, сверхъестественные элементы, боги, магия и попаданцы из других эпох. Здесь в Троянской войне участвовали легендарные герои, инквизиторы жгли настоящих ведьм, а король Артур ждал докладов от рыцарей Круглого стола. Примеры: Анджей Сапковский «Сага о Рейневане», Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норелл», Диана Гэблдон «Чужестранка», Кэтрин Арден «Медведь и соловей», Мэри Стюарт «Трилогия о Мерлине».
* Псевдоисторическое фэнтези ближе даже к историческому роману, чем к традиционному фэнтези. Магии нет и в помине, действие максимально приближено к реализму… вот только развивается в совершенно выдуманном мире. Примеры: любой роман Гая Гэвриела Кея, будь то «Поднебесная», «Звездная река» или «Блеск минувших дней».
* Детективное фэнтези — детектив в фантастических декорациях. Примеры: Глен Кук «Приключения Гаррета», Джим Батчер «Досье Дрездена», Бен Ааронович «Реки Лондона». Лорел Гамильтон "Анита Блэйк"
* Юмористическое фэнтези высмеивает и пародирует как все штампы и клише жанра фэнтези, так и вообще все вокруг. Примеры: любой ранний роман Терри Пратчетта («Цвет волшебства», «Безумная звезда», «Движущиеся картинки»), «Приключения Жихаря» Михаила Успенского, «Меч без имени» Андрея Белянина, «МИФы» Роберта Асприна.
* Романтическое, любовное и эротическое фэнтези. В романтике упор делается на отношениях и чувствах персонажей и глубокой проработке их внутреннего мира. Любовные романы не замечают ничего кроме романтической линии главных героев. А в эротике… ну, вы сами поняли. Примеры: Берта Свон «Невеста по ошибке», Александра Черчень «Любовь зла! Полюбишь и…», Тальяна Орлова «Драконовы печати»
* Странное фэнтези перемешивает элементы фантастики, фэнтези, хоррора и магического реализма и сплетает их в причудливый и сюрреалистический коктейль. Примеры: Чайна Мьевиль «Вокзал потерянных снов», Нил Гейман «Американские боги», Джефф Нун «Вирт». © ЛитРес
Некоторые примечания и замечания
"Понедельник начинается в субботу" / "Сказка о Тройке" братьев Стругацких юмористическое фэнтези / городское фэнтези + научная фантастика так как в этих книгах наряду с магией присутствует пришелец Константин и маги и чародеи пользуются для расчётов ЭВМ "Алдан"
"Трудно быть Богом" - Чем дон Румата отличается от Джона Картера с Барсума планеты Марс из книг Эдгара Бэрроуза? Значит фэнтези "планеты и меча"? Немного псевдоисторическое фэнтези хотя и совсем без магии, но (доны как в средневековой Испании и Черный орден весьма смахивающий на средневековую инквизицию) юмористическое фэнтези (ввиду диалогов персонажей) научная фантастика (так как дон Румата, дон Кондор являются наблюдателями с Земли далёкого будущего)
* ДЕТСКОЕ ФЭНТЕЗИ
Представители - Клайв Льюис "Хроники Нарнии" Джеймс Барри (Бэрри) "Питер Пэн" Джолин Роллинг "Гарри Поттер" начиналось всё как фэнтези для детей, а закончилось ... Франк Баум "Волшебник из страны Оз" Алексей Волков "Волшебник Изумрудного города" (+ пять книг продолжений в последней из которых есть пришельцы из космоса и во всех книгах есть попаданцы)
Алексей Толстой "Золотой ключик или приключения Буратино"
Он ищет Ключик Золотой как Рунный посох. Он — герой. Хотя не человек конечно, но он Воитель тоже Вечный. Как Эрикозе, Эльрик, Корум. (Так посвятите ему форум!) А Карабас как Саурон, хотя ему не нужен трон. Ему театр только нужен. И постоянно он простужен. (Не Буратино — Карабас) С ним Арлекин как Леголас. И с ним Пьеро как Боромир. Идут войной на целый мир. Чем не эпический поход? И он на каждый вражий ход, врагам показывает нос! Не Конан он, но вот вопрос - Хотя Мальвина не принцесса, но в чём здесь разница процесса? Есть артефакт и есть злодей. Открой каморку и владей театром тем и властью оной, как Аквилонии короной!
Я просто собрал эту информацию о жанрах на разных сайтах и добавил свои мысли и рассуждения.
|